Общие основы педагогики
Скачать 2.43 Mb.
|
1. Подростковая среда и субкультура. 2. Межнациональное общение как проблема в молодежной среде. 3. Детские общественные объединения. 4. Дополнительное образование для молодежи. Базовые понятия: социализация, детские общественные объединения, неформальные объединения молодежи, молодежная субкультура, дополни тельное образование, культура межнационального общения. 1. Подростковая среда и субкультура Наряду с организованным педагогическим воздействием семьи и школы на детей и подростков большую роль в их формировании играет свободное общение, формы стихийно складывающейся жизни молодежи в социаль ной среде. На бытовом языке обыденного сознания можно сказать, что воспитывает школа, семья и улица. «Улица» — это товарищи во дворе, районе, это неформальные движения, группы и объединения по увлечени ям, интересам, это также события разного масштаба, социальная обстанов ка в селе, городе, это частично и детские, подростковые организации. К этому институту социализации личности примыкают в какой-то степени и учреждения дополнительного образования — различные клубы, центры внешкольных занятий для детей и молодежи. Итак, свободное общение, жизнь подростка среди сверстников являются сильными, необходимыми и вместе с тем проблематичными факторами формирования личности. Молодежь примерно от 10 до 20 лет составляет особую возрастную группу населения страны, трудную для учителей и общества в педагогиче ском и социально-психологическом плане и требующую особого внимания и работы. Подростки активно осваивают мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. И это, с одной стороны, хорошо: является мощным фактором раз- 195 вития, адаптации к широкой социальной действительности. С другой сто роны, эта свободная жизнь и общение несут ряд опасностей: подростка как человека несформировавшегося легко увести на «плохую» дорогу, особенно если у него плохой тыл: семья и, слабая поддержка со стороны учителя. Не случайно родители и школа боятся влияния улицы, «плохих» друзей. Подростка отличает от взрослого неразвитое чувство ответственности за свое поведение, соблюдение норм, закона, работу, отношения с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым и нести ответственность за свое поведение в разных социальных ситуациях. Теперь он, как и все взрослые, свободен (от родителей прежде всего, чего не было раньше) в выборе действий, но и отвечает за них. Ко нечно, и взрослые часто поступают безответственно, но они за это распла чиваются. За подростка же больше отвечают взрослые, чем он сам. Проблему социализации молодежи можно понимать как проблему по колений. Вопрос в том, что новое поколение должно, с одной стороны, усвоить традиции, нормы, ценности отцов, с другой стороны, молодежь должна быть свободна и готова идти дальше, отвечая на вопросы своего времени. Более того, по мнению М. Мид, исследовательницы проблем дет ства, социализации поколений в разных обществах, в настоящее время в мире преобладает префигуративная культура: опыт старших мало годится для молодых, поскольку очень быстро развиваются техника, культура. Ина че говоря, человек рождается в одних условиях, а умирает, когда за окном совсем другая жизнь, что и делает особо острой проблему поколений. Подростки во все времена составляли отличительную социальную груп пу, но в наше время сложилась особая подростковая культура, которая на ряду с другими социальными факторами играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура — система ценностей и норм поведе ния, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризую щая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура мо лодежи получила особенное развитие в середине XX в. в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселера ция — и является одним из институтов, факторов социализации школьни ков. Субкультура молодежи представляет сложное, противоречивое соци альное явление и оказывает столь же неоднозначное влияние на подрост ков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей, «большой» культуры, с другой — способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей, облегчает подросткам вхождение в жизнь. Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограничены в ос новном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятия ми, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит в основном развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном вариан те, массовую культуру, а не на ценности «высокой» мировой и националь ной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыкой диско и другими ее «легкими» жанрами. Эти вкусы и «безнрав- 196 ственные» ценности поддерживаются периодической печатью, современ ным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегумани- зирующее воздействие. Культуру молодежи отличает также наличие моло дежного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, он помогает молодежи осваивать мир, выражать себя и одно временно создает барьер между ними и взрослыми. Субкультура молодежи часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Об ществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, поскольку от вергают привычное и угрожают стабильности, спокойствию, вместе с тем молодежная среда и контркультура несут в себе тенденции обновления, ди намику развития. Неформальные объединения молодежи — это одно из проявлений субкуль туры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями. Неформаль ные отношения есть в формальных группах — классных, студенческих кол лективах; наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они иг рают важную роль в жизни подросткор, удовлетворяют их информацион ные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем нельзя поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Как правило, эти сообщества сверст ников представляют собой контактные группы в 5—15 человек, собираются в определенном месте. Группы характеризуются по разным признакам: возрасту, социальной принадлежности, форме организации, по направленности. Согласно по следней группы бывают просоциальными (социально одобряемое направ ление, например экология, охрана памятников, исторический клуб), асо циальными (в стороне от общественных проблем — рэперы), антисоциаль ными (криминальные, агрессивно-националистические). В печати можно читать о многих молодежных группах, течениях, увлечениях. Например, байкеры ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны. Скин хеды («бритоголовые нацисты») очень агрессивны, имеют форму, марши руют под «фашистскую» музыку, обычно идут кого-нибудь бить, выпив водки. Есть также металлисты, панки, роллеры и др. Увлеченность каким- либо течением подвержена законам моды, имеет часто характер психиче ской эпидемии. Представителей всех течений отличают особенности одеж ды, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы, места сбора и пр. Одно из самых старых течений — хиппи, или «Система», — по суще ству, стало историей. Когда-то это было наиболее интеллектуальное и творческое движение (философские и религиозные поиски, протест против ценностей «отцов» в обществе потребления и пр.). В какой-то степени не которые функции и традиции «Системы» наследует движение толкиени- стов, которое постепенно, однако, приобретает черты формальной органи зации, образует исторические клубы. 197 Толкиенисты — это неформальное движение, которое получило в Мос кве статус Клуба любителей фэнтэзи (1997 г.). Оно объединяет около деся ти тысяч человек, большая часть которых неформально участвует в движе нии, время от времени появляясь преимущественно в своих группах по симпатиям и интересам в определенных местах сбора: в Нескучном саду, Царицыно и др. Движение возникло в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. и получило свое название по имени любимого писателя Толкиена, произведения кото рого обсуждали и разыгрывали участники движения. Круг их занятий по степенно расширился: конкурсы «менестрелей» и «ролевиков» (тех, кто разрабатывал и представлял публике какой-либо образ книжного или ска зочно-мифологического героя); издание газет, журналов, сборников прозы и стихов и многое другое. Движение превратилось в устойчивую саморазвивающуюся систему, ко торая оказывала в целом положительное социализирующее воздействие на его участников. Они приходят в движение в основном по таким причинам: проблемы в семье, непризнание в школе или студенческой среде, стремле ние к творческой деятельности, к саморазвитию и общению. В движении, в Клубе, сложились разнообразные виды деятельности, с педагогической точки зрения весьма целесообразные. Это изучение какой-либо области знаний путем обмена информацией и мнениями; единоборства, театрали зованное фехтование, изготовление доспехов, исторические игры, инсце нировки; занятия музыкой, литературой, изобразительным и прикладным искусством. Многие приходят сюда, чтобы учить и учиться. Получается что-то вроде системы взаимного обучения в неформальной обстановке в свободном общении, похоже на систему дополнительного образования. Движение довольно благотворно влияет на его участников, хотя порой оно может слишком уводить человека от действительности в мир игры и фанта зии и тем самым затруднять его адаптацию к реальной окружающей среде 1 В настоящее время сколько-нибудь мощных движений, кроме назван ных, незаметно, мода на увлечения быстро меняется. Подростки, особенно московские, ориентированы на потребление массовой культуры, на «бур жуазный» стиль жизни. Обычно школьники, увлекшиеся своей группой, выпадают из сферы влияния школы и родителей, их социализация и вос питание становятся проблематичными. Такая излишняя погруженность в подростковую культуру, отрезающая человека от мира, часто приводит к одной из форм девиантного поведения. Девиантное, или отклоняющееся, поведение — система поступков челове ка, противоречащих официально установленным или фактически сложившим ся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам. Различа ют две категории девиантного поведения: отклонение от нормы психиче ского здоровья и отклонение от социальных, нравственных, правовых норм. Последнее проявляется чаще всего в виде алкоголизма, наркомании, агрессии, вандализма, сексуальной распущенности, сверхувлечения суб культурой или чем-либо еще. В сверхувлечениях, правда, следует выделять 1 Сделано по материалам курсовой работы студентки МПУ Е. А. Черничкиной. 198 позитивные, творческие увлечения: творчество ведь всегда нарушение нор мы, поиск нового. Также довольно трудно выделить норму и патологию в психике челове ка, в его поведении. Дети школьного возраста только еще усваивают нор мы, поэтому они, особенно подростки, составляют группу риска. Для юно шества характерны психические нарушения в виде акцентуаций характера и личностных расстройств, связанных с формированием Я-концепции, са мосознания 1 . К последним относят специфические реакции подростков на окружающую среду, на близких, самого себя, свой внутренний мир и свое тело. Например, синдром отчуждения — дистанцирование от реальности, утеря связей с другими, отстранение от привычного. Мир воспринимается подростком как чужой, странный и непривычный. Деперсонализация — отчуждение, направленное на собственное Я, когда школьник сам в себе видит непривычное, непонятное и странное, отчего испытывает апатию, эмоциональную подавленность. Дисморфомания — бред физического не достатка, повышенная озабоченность собственной внешностью и страх пе ред изменениями своего тела, особенно у девочек. Синдром философской интоксикации — погруженность в глобальные проблемы, склонность к по иску вечных истин и универсальных законов, смысла жизни, сопровож дающиеся созерцательностью, мечтательностью, уходом от реальности. Эти и другие расстройства сопровождаются депрессией, неврозами, ко торые выражаются в тревоге, плохом настроении, подавленности и пр. Причиной школьных неврозов являются ситуации в школе: плохая успевае мость, конфликт с учителем, отношения с товарищами. Учитель может видеть и акцентуации характеров, не зная при этом психологической тер минологии. Например, гипертимный подросток отличается повышенной активностью, частой сменой увлечений, сверхобщительностью; астенонев- ротический тип характеризуется повышенной утомляемостью, раздражи тельностью, ипохондрией и т. д. Учителю следует замечать особенности по ведения детей и, если не действуют педагогические методы, обращаться к помощи специалиста. Одним из видов девиантного поведения является противоправное, кри минальное поведение, преступность молодежи, которая растет в настоящее время по причинам социальным и педагогическим. Ученые находят связь между воспитательным потенциалом семьи и преступным поведением: как правило, воспитательно слабые, «неблагополучные» семьи порождают пре ступность. С точки зрения педагогики одним из проявлений девиантного поведе ния следует считать педагогическую запущенность — поведение и уровень со циально-нравственного развития, не соответствующие требованиям об щества, школы к учению и поведению школьника. Этому тоже есть причины в обществе, семье и школе. От педагога зависит, как не допустить педагоги ческих ошибок, ведущих к педагогической запущенности, работать без ди- дактогений. Под этим словом понимают последствия неправильных дей- Кон И: С. Психология ранней юности. М., 1989. 199 ствий учителя, ведущих к утрате контактов учащегося со школьным окру жением, систематической неуспеваемости и часто к правонарушениям. Иначе говоря, это методические и особенно психологические ошибки учи теля: грубые замечания, агрессия по отношению к ребенку, бестактность — действия, при которых учитель, не зная состояния ученика, событий в его жизни (например, смерть близких, болезнь, развод), наносит ему обиду, психологическую травму. К факторам, причинам девиантного поведения школьников относят, помимо сказанного, следующие: • дегуманизация современной цивилизации в целом как общества по требления, в котором наблюдается упадок духовных ценностей, падение авторитета церкви; • глобальный кризис в России, социально-политический, экономи ческий, культурно-идеологический; • кризис образовательной системы и семьи. Следует осознавать последствия отклоняющегося поведения молодежи и его влияние на личность. Незначительные проявления девиантного поведе ния, как было отмечено, свойственны многим подросткам: они только усваи вают нормы, со временем «странные» поступки уходят. Опасна и разруши тельна для личности глубокая, фанатичная, от всего отрезающая, чрезмерная вовлеченность в субкультуру, в жизнь замкнутой группы. Постоянное пре бывание на грани нормы ведет к закреплению нежелательных стереотипов поведения во взрослой жизни. В этом случае требуются коррекционно-педа- гогические меры, которые должны принять психологи, врачи, педагоги. Наличие подростковой культуры требует адекватной педагогической позиции. Учитель должен знать ее, знать привычки, нормы, ценности уче ников — их мир и, как это ни трудно, не относиться к нему агрессивно, до пускать, что подростки имеют право иметь свои взгляды, культуру. Вместе с тем учитель должен делать так, чтобы школьники от молодежной культу ры, во многом маргинальной, шли к культуре общечеловеческой и таким образом усваивали бы ценности, нормы общества, в котором живут. Это тем более так, потому что, взрослея, подростки все же в массе усваивают и наследуют общечеловеческие, базовые ценности и проходят свой жизнен ный путь, как и их отцы. Иначе говоря, педагог, работая с подростками, должен придерживаться следующих принципов-правил. • Принцип знания, согласно которому учителя должны знать социо культурную ситуацию в молодежной среде, знать характер культуры, проб лемы, тенденции развития, увлечения и многое другое. • Принцип терпимости, толерантности, что требует уважительного отношения к их праву делать свою жизнь по-своему, требует неагрессивно го, сдержанного восприятия всего того, что происходит с подростками. • Принцип деятельного контакта, по которому учитель должен сохра нять психологический и педагогический контакт с «незнакомым племенем» и вовлекать подростков в развивающую деятельность в разных формах. Главным в работе воспитателя является формирование установки уче ников на самостоятельность, способности каждого делать свою жизнь, от вечать за себя, быть личностью, а не членом довольно примитивной груп- 200 пы людей, современно одетых и умеющих говорить только о футболе и рок-группах. Вообще же педагогическую и социально-психологическую помощь трудным подросткам оказывают различные социальные службы, работники и в том числе социальные педагоги. Социальный педагог ведет свою работу непосредственно в среде детей группы риска, педагогически запущенных, социально неблагополучных подростков. |