Главная страница
Навигация по странице:

  • Формы управления

  • Вопросы для самоконтроля

  • Основная литература

  • Т. И.

  • 1. Принципы государственной политики в области образования. 2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием.

  • 1. Принципы государственной политики в области образования

  • Государственная политика в сфере образования

  • Общие основы педагогики


    Скачать 2.43 Mb.
    НазваниеОбщие основы педагогики
    Дата08.09.2022
    Размер2.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаpedagogika_krivshenko_l.p-vajndorf-sysoeva_m.e-i_d.pdf
    ТипДокументы
    #668492
    страница39 из 45
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   45
    Методы управления — это способы достижения поставленных
    целей. Они классифицируются по:
    объекту управления (федеральные, региональные);
    субъекту управления (административные, хозяйственные);
    целям (стратегические, тактические, оперативные);
    механизму влияния (социально-политические, организационно-рас­
    порядительные, организационно-педагогические);
    стилю (авторитарные, демократические, либеральные);
    времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, те­
    кущие).
    Формы управления могут иметь разную структуру и направления: инст­
    руктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученическо­
    го коллектива, педагогические советы, методические объединения, школь­
    ные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Что вы понимаете под управлением, социальным управлением, управ­
    лением педагогическими системами?
    2. Каковы специфические особенности социального управления?
    3. Можно ли считать учителя менеджером образования?
    4. Может ли учитель одновременно быть субъектом и объектом управ­
    ления?
    5. Пользуясь ретроспекцией, приведите пример реализации одного из принципов управления в школе, где вы учились.
    Основная литература
    1. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой
    (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997.
    2. Селиванов В. С. Управление школой в России: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. Смоленск, 2001.
    3. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. М.: Педагогиче­
    ское общество России, 1999.
    Дополнительная литература
    1. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин И. П. Управление образо­
    вательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
    Под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2001.
    2. Проектирование систем внутришкольного управления / Под ред.
    А. М. Моисеева. М^: Педагогическое общество России, 2001.
    3. Петрова В. Н., Плетнева Е. Н., Сысоева М. Е. Управление образова­
    тельными системами: Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2002.
    352

    4. Сергеева В. П. Управление образовательными системами: Программ­
    но-методическое пособие. М., 2000.
    5. Моисеев А. М., Капто А. Е. и др. Нововведения во внутришкольном управлении. М., 1998.
    ГЛАВА
    21.
    СИСТЕМА
    обрАзовлния в России
    Не все одинаково пригодно для всех.
    Цицерон
    1. Принципы государственной политики в области образования.
    2. Система образования в Российской Федерации и органы управления
    образованием.
    3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура.
    Базовые понятия: органы управления образованием, принципы государ­
    ственной политики, образовательное учреждение.
    1. Принципы государственной политики в области образования
    В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» установле­
    ны основные положения государственной политики в области образова­
    ния. По существу, это исходный пункт, основа государственной концепции образования.
    Государственная политика в области образования основывается на сле­
    дующих принципах:
    1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
    Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свобо­
    дам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    2) единство федерального культурного и образовательного пространства.
    Защита и развитие системой образования национальных культур, регио­
    нальных культурных традиций и особенностей в условиях многонацио­
    нального государства;
    3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитан­
    ников;
    4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    5) свобода и плюрализм в образовании;
    6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
    Государственная политика в сфере образования понимается как концент­
    рированное выражение воли многонационального народа России, направ­
    ленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических воз­
    можностей государства). Она предполагает направленность деятельности
    353
    государственных и общественных институтов на всемерное развитие лич­
    ности. Государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры насе­
    ления и т. д.).
    Механизмом реализации государственной политики в сфере образова­
    ния является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.
    Пункт 1 ст. 2 Закона «Об образовании» РФ включает несколько пози­
    ций, отражающих в совокупности общую тенденцию гуманизации образо­
    вания в мире. Они отвечают духу и букве Всеобщей декларации прав чело­
    века, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г. Часть 2 ст. 26 Декларации утверждает, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Эти позиции закона созвучны и принципам Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей
    ООН в ноябре 1959 г., где принцип 7 гласит, что ребенку «должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному разви­
    тию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».
    Тенденция гуманизации образования находит отражение и в тексте п. 2 ст. 9 комментируемого Закона, где рассматривается содержание образова­
    ния в контексте образовательных программ, которые направлены на реше­
    ние задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
    Гуманистический характер образования. По общенаучному философско­
    му определению гуманизм в широком смысле — это исторически изме­
    няющаяся система воззрений, признающая ценность человека как лично­
    сти, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способно­
    стей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.
    В соответствии с принципом гуманизма гуманистический характер об­
    разования предполагает, что в центре образовательного процесса находится развивающийся человек. Этот принцип в образовании определяется как принцип гуманизации. Он рассматривается в настоящее время наряду с принципами демократизации, индивидуализации, технологизации, авто- номизации и др. Цель гуманистически направленного образования, осно­
    вывающегося на принципе гуманизации, состоит в развитии человека, его гражданском, нравственном воспитании, его общекультурном становлении как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса к человеку, ребенку как лично­
    сти, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства. Достоинство человека есть смыслообразующая общей системы личностных ценностей человека. В настоящее время раз-
    354
    граничиваются понятия общечеловеческого, национального, гражданского, профессионального и личностного достоинства человека. Каждое из этих проявлений достоинства является объектом направленного воспитания в семье, школе, институте, в жизни.
    Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность на обучающегося, но и предполагает субъектно-субъект- ную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения.
    Гуманистический характер образования меняет саму природу образова­
    тельной педагогической среды, наполняя ее духом сотрудничества, сотвор­
    чества, развития человека. Воспитывающая функция учителя становится ведущей по отношению к таким его функциям, как обучающая, информа­
    ционная, контролирующая.
    Гуманистический характер среднего и высшего профессионального об­
    разования предполагает системное включение дисциплин гуманистиче­
    ского цикла в естественно-научное и техническое образование, т. е. его гу­
    манитаризацию. В то же время гуманизация гуманитарного образования предусматривает включение дисциплин естественно-научного цикла в под­
    готовку специалистов гуманитарного профиля. Подобный процесс гумани­
    зации профессионального образования способствует формированию у бу­
    дущих специалистов более полной и адекватной картины мира, что соот­
    носится с общей целью образования человека (развитием личности) и результатом образования — общей образованностью, общей и профессио­
    нальной культурой специалиста.
    Прокомментируем далее каждую из включенных в п. 1 ст. 2 Закона по­
    зиций, определяющих гуманизацию образования в этом контексте.
    Приоритет человеческих ценностей означает определение того, что вы­
    ступает в качестве таких ценностей для всего человечества. Наиболее общим является определение, согласно которому общечеловеческими признаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в усло­
    виях любых общественно-исторических изменений цивилизационного раз­
    вития человечества. Со времен глубокой древности и до наших дней точное определение этих ценностей общественного сознания каждого народа, их количества является одной из проблем, требующих дальнейшего решения.
    Понятие добродетели соотносится людьми с понятием общечеловеческих ценностей так же, как и прозвучавшие во времена Великой французской революции ценности свободы, равенства и братства. Общечеловечески.ми ныне также являются такие ценности, как жизнь, добро, истина и красота
    (гармония).
    Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе. В качестве такой основы мо­
    гут выступать общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты.
    Ценность жизни, бытия означает отношение к космосу, Земле, природе, другим людям как носителям бытия. Эта ценность лежит в основе подлин­
    ного экологического сознания, развитие которого также является одной из целей образования.
    355

    Такая ценность, как «добро», означает альтруистическую направлен­
    ность человека, его сострадание и милосердие как проявление его высшей человеческой способности — любви. Призыв «спешите делать добро» ста­
    новится определенным жизненным принципом организации социальных отношений, который противостоит тенденции насилия, разрушения, зла.
    Общечеловеческая ценность истины — это ценность познания, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность проникновения в суть явлений предметной и высшей реальности, понимания лежащих в основе природных и социальных явлений закономерностей и есть базисная цен­
    ность познания. Формирование приоритетности знания, ценности позна­
    ния, установление истины является одной из важных задач образования.
    Общечеловеческая ценность красоты, гармонии лежит в основе этическо­
    го воспитания человека. Это ценность совершенства, гармонизации, приве­
    дения в соответствие с идеалом, стремление к нему, что соотносится с афо­
    ризмом «красота спасет мир». Общечеловеческие ценности общественного
    сознания, будучи интернационализированы индивидуальным сознанием че­
    ловека, определяют национальные ценности, ценности общества, семьи, труда, образования и т. д., формируя в образовательном процессе человека- гражданина, человека нравственности и культуры, человека-созидателя.
    Приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности
    определяет первостепенность создания в образовательной системе условий для нормальной жизнедеятельности обучающегося; охрану здоровья всех субъектов образовательного процесса; соблюдение норм физиологически и психологически допустимой нормы учебной нагрузки. Воспитание физи­
    чески и психологически здорового человека есть основа формирования специалиста.
    Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя членом общества, представителем народа, страны, гражданином.
    Гражданин страны, гражданин России — это означает, что человек прини­
    мает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользу­
    ется всеми правами, предоставляемыми ее Конституцией.
    Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека, это знание основных законов сво­
    ей страны, понимание их роли в развитии общества и обязанности их со­
    блюдения. Формируемое с самых ранних лет в семье чувство гражданствен­
    ности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой общественно-исторических и правовых учебных дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой.
    Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу.
    Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Организация ос­
    воения культуры своей страны в общем контексте мировой культуры, понимание и уважение народных традиций и обычаев наполняют конкрет­
    ным патриотическим содержанием воспитание гражданственности в обра­
    зовательном процессе. Кроме того, важно отметить, что воспитание граж­
    данственности соотносится с формированием политического мышления и политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и право­
    вой культуры — с другой.
    356

    Воспитание трудолюбия основывается на удовлетворении собственной человеческой потребности в труде как естественном условии человеческой жизни. Воспитание и развитие этой потребности с раннего дошкольного возраста является одной из основных воспитательных задач. Включение ребенка в непосредственное бытовое обслуживание себя, помощь другим формирует основные трудовые действия, создает предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия.
    Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебной дея­
    тельности, учебном труде, будущий взрослый человек учится разграничи­
    вать цель, средства, результат труда. Различные посильные формы трудо­
    вого обучения (в процессе художественно-изобразительной и собственно технологической деятельности), такие как лепка, вышивание, починка предметов и др., развивают желание и умение трудиться, приносят радость от полученного результата и положительной оценки. Особую роль в разви­
    тии трудолюбия играет учебная деятельность, в процессе которой ребенок формируется как субъект организованной, целенаправленной деятельно­
    сти, обладающий такими важными для развития трудолюбия качествами, как организованность, ответственность, целеустремленность, самостоя­
    тельность. Воспитание трудолюбия представляет собой сложный, много­
    плановый и многоуровневый процесс, достижение положительного резуль­
    тата которого есть функция согласованного взаимодействия семьи, самого ребенка, школы и всех форм дошкольного образования.
    Адаптивность системы образования подразумевает не ограничение твор­
    чески преобразующего действительность потенциала личности, а усвоение индивидом культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития обще­
    мировой цивилизации. Адаптивность системы образования может пони­
    маться и как соответствующим образом представленное содержание обра­
    зования, отличающее его от научного знания.
    Светский характер образования означает свободу государственного, му­
    ниципального образовательного учреждения от прямого религиозного
    (конфессионального) воздействия. Светский характер образования основы­
    вается на свободе совести граждан, а также на том, что ч. 1 ст. 14 Конститу­
    ции РФ предполагает светский характер государства.
    Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на по­
    нимании цели воспитания прежде всего как воспитания свободы и ответ­
    ственности. Свобода человека определяется свободой воли, тем, насколько его намерения и поступки обусловлены и связаны с внешними факторами.
    Это философско-этическая проблема самоопределяемости, или детермини­
    рованности, человеческого поведения. Общепринятым является положе­
    ние, что свобода всегда относительна, она всегда соотнесена с необходимо­
    стью. Свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необхо­
    димость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по своей социальной сути является чело­
    век. Абсолютной свободы человека, живущего в обществе, полного своево­
    лия не может быть. Свобода одного человека есть всегда ограничение сво­
    боды другого (других). У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода определения жизненного пути — свобода быть са-
    357
    мим собой. Уважение другого как человека, который также свободен быть самим собой, есть уважение самого себя. Права человека и его обязанно­
    сти, т. е. ответственности и обязанности, закрепленные в Конституции
    России, являются предметом правового целенаправленного воспитания в школе. Свобода человека связана с его ответственностью перед самим со­
    бой, семьей, обществом. Ответственность есть реализация чувства долга и обязанности. Воспитание уважения ребенка
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   45


    написать администратору сайта