Ответы на билеты (ГОСы). Общие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
Скачать 5.66 Mb.
|
Динамическая составляющаяОсобенностью динамической структуры личности является её приуроченность к конкретному отрезку времени, в течение которого судят о состоянии психики или деятельности человека. Парыгин: два основных аспекта динамической структуры личности: – внутренний интроспективный - внешне - поведенческий. В качестве значимого образования личности позволяющего охватить разные параметры динамической структуры является понятие установка, которая детерминирует внутреннее психическое состояние и внешние аспекты поведения и деятельности. Психический настрой личности – это структурное образования характеризующее тональность и степень предметной направленности психического состояния человека в конкретный отрезок времени. Значимость психического настроя личности определяется его функциями: 1.Настроение выступает в качестве аккумулятора всей информации воспринимаемой и перерабатываемой в конкретный отрезок времени. 2. Выступает в качестве регулятора и тонизатора активности человека. 3. Выступает в качестве установки восприятия информации и деятельности. 4. Выступает в качестве фактора ценностной ориентации личности. Настроение качественно отличается от эмоций и характеризуется длительной устойчивостью. 3. Понятие социализации. Социально-психологические аспекты Социальный процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Для человека процесс вхождения в общество для общества – процесс самовоспроизводства. Парсонс, Тард (занимались разработкой теория социализации личности). Тард – в основе механизм подражания. Парсонс – индивид, общаясь со значимыми для него ценностями вбирает в себя общие из них. Выготский – интериоризация внешнего опыта. Парыгин: социализация (узк) – вхождение индивида в социальную среду, приспособление к ней. В широком – исторический процесс, филогенез. Андреева: воспитание = социализация. 4. Содержание, механизмы, институты, агенты, факторы, стадии социализации. Содержание При рассмотрении содержания социализации важное значение имеет определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного “меню”, какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации. Большую роль играет и локус контроля (с лат. - место). Д.Роттер – два типа: интернальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что результаты его деятельности зависят от личных качеств: компетентности, целеустремленности, интеллектуальных способностей, во втором считает, что его успехи (неудачи) обусловлены действием внешних сил - помощи или давления окружения и т. п. Локус контроля является особой личностной характеристикой, в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к внешним воздействиям, и тех, чье поведение определяется внутренней стратегией. В итоге человек может воспринимать социальные проблемы как нормальное явление и быть вполне адаптированным к ним, и наоборот. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой - отношением индивида ко всему этому. Содержание социализации личности проявляется, по мнению Т. Шибутани, в шаблонах поведения, привычках, формировании общих значений, т. е. взглядов. Наиболее ярко содержание социализации проявляется в особенностях национальной психологии: этностереотипах, эмоциональных оценках. Э. Фромм: Истинный смысл цивилизации заключается в актуализации “Я”, раскрытии потенциалов личности, ее возможностей, что может быть только при настоящей демократии. В тоталитарном государстве возможны и такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм: - мазохизм - стремление к подчинению, моральное унижение; - садизм - постановка других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания других; - деструкция - один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Конформизм в его крайнем выражении означает отказ от собственного “Я”, превращение человека в робота, подмену подлинной личности псевдоличностью. Социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации. Поэтому традиционную структуру механизма социализации следует дополнить с помощью теории социального обмена. В процессе обменных сделок, определения выгоды складываются вектор, направленность социализации личности и в конечном счете ее самоопределение. Адаптация – механизм социализации. - адаптация физиологическая к физической среде - социально-психологическая – овладение ролью, вхождение в социальную среду По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной и негативной, а по механизму осуществления - добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) самоутверждение. Таким образом, социально-психологическая адаптация - это конкретный процесс социализации. Институты социализации: общественные институты (семья, дошкольные учреждения, школа, ВУЗ, трудовой коллектив, армия, СМИ, правительственная система). Агенты социализации – персонифицированные представители института социализации (члены семьи, сверстники, учителя и т.д.). Стадии социализации Соотношение развития человека и специфики социальных ситуаций. Социальный подход: акцентирует внимание на процессах усвоения человеком репертуаров социальных ролей, ценностей, норм культуры, завоевание положения в той или иной общности. Андреева: дотрудовая социализация трудовая послетрудовая Психоаналитический подход: стадии связаны с проявлением подсознательных мотивов, инстинктов, биологических влечений.
- оральная (рождение – 2 года) - анальная (2-3 года) – навыки гигиены - фаллическая (4-5 лет) – формирование симпатии к родителю противоположного пола, овладение ребенком социальных ролей в игровой деятельности
Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни. На каждом этапе социализации возникает конкретный «сплав» между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, стадии социализации увязываются с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека. Особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. Первичная стадиясоциализации ребенка, согласно утверждениям 3. Фрейда, распадается на оральную (от рождения до 2 лет), когда мир ребенка сосредоточен вокруг рта; анальную (от 2 до 3 лет), в течение которой ребенку прививают навыки гигиены. По мнению Фрейда, данная стадия во многом определяет более позднее развитие человека; фаллическую (от 4 до 5 лет). На этой стадии у детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола. Связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями. З.Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики формируются на этих стадиях. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым. Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. В отечественной социальной психологии развивался социологический подход. Он акцентирует внимание на процессах усвоения человеком репертуаров социальных ролей, ценностей и норм, культуры, завоевания положения в той или иной общности. Примером социологического подхода является точка зрения Г.М.Андреевой, которая делит социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудоваястадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество — одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны. Трудоваястадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса. Включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания. В последние годы актуализуются исследования по акмеологии, науки о зрелом возрасте. Послетрудоваястадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего, увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия. В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Такие стадии, конечно, выделять можно, но данный подход односторонен или, точнее, однолинеен. Сухов и Деркач выделяют еще такие стадии социализации как: Маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) социализация - социализация подростка. Известно, что подростковый возраст является ступенью полового созревания, продолжающегося до момента становления человека взрослым. Это переходный возраст от детства к юношеству, связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью. Устойчивая социализациясовпадает с достижением определенного статуса и выполнением широкого спектра социальных и межличностных ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе или какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности. И, наконец, последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором оказался. Нередко тяжелые переживания вызываются утратой близких и смысла своего существования, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Но такое душевное состояние во многом может компенсироваться любовью к внукам, которая придает человеку жизненные силы, создает ощущение полезности и повторения жизни. Критерии социализации:
Основная цель социализации личности не в ее унификации, превращением в послушный винтик, а в удовлетворении потребностей в самореализации и в развитии способности для успешного осуществления этой роли. |