Главная страница
Навигация по странице:

  • Те конкретные груп­

  • 5. Проблема социальной идентичности личности.

  • Соотношение с уровнем самосознания

  • 6. Понятия десоциализации и ресоциализации. Асоциализация

  • 7. Понятие социальной установки .

  • 8. Структура социальной установки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

  • 9.Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Функции аттютюда

  • 10. Соотношение социальных установок и реального поведения (эксперимент Лапьера).

  • Ответы на билеты (ГОСы). Общие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле


    Скачать 5.66 Mb.
    НазваниеОбщие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
    АнкорОтветы на билеты (ГОСы).doc
    Дата02.11.2017
    Размер5.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на билеты (ГОСы).doc
    ТипАнализ
    #10035
    страница46 из 80
    1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   80

    Социально-психологические факторы, влияющие на социализацию:

    1. институты

    2. агенты

    На всех стадиях социализации воздей­ствие общества на личность осуществля­ется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что об­щество и группа передают становящейся личности некоторую сис­тему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные груп­пы, в которых личность приобщается к системам норм и ценнос­тей и которые выступают своеобразными трансляторами социаль­ного опыта, получили название институтов социализации. Выяв­ление их роли в процессе социализации опирается на общий со­циологический анализ роли социальных институтов в обществе.

    Сила влияния социаль­ных институтов на личность зависит от их авторитетности – референтности. Эффектив­ность социализации обусловливается их нравственным, культур­ным и экономическим состоянием. На дотрудовой стадии социализации такими институтами вы­ступают: в период раннего детства — семьяи играющие все боль­шую роль в современных обществах дошкольные детские учрежде­ния. Семья рассматривалась традиционно как важнейший инсти­тут социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приоб­ретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые соци­альные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либераль­ный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности. Роль семьи как института социализации, естествен­но, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличе­ние числа разводов, малодетность, ослабление традиционной по­зиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе со­циализации все же остается весьма значимой.

    Что касается дошкольных детских учреждений, то они оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологи­ческие аспекты при этом не получают полного освещения. Прак­тическая же необходимость в социально-психологическом анали­зе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость фор­мирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.

    Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогичес­кой психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечи­вает ученику систематическое образование, которое само есть важ­нейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смыс­ле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от об­щества и государства, хотя эта зависимость и различна в тотали­тарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину и, сле­довательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в граж­данскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает ус­тойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. При­влекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему.

    Для социального психолога особенно важен акцент в исследо­ваниях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социали­зации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. Если в теоретическом плане активность личности может быть определена самым различным образом, то в экспери­ментальном исследовании она изучается часто через анализ спосо­бов принятия решения. Юность с этой точки зрения — хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет исследование того, насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений.

    В зависимости от того, включается ли во вторую стадию соци­ализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как ВУЗ. Пока исследований выс­ших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама пробле­матика студенчества занимает все более значительное место в сис­теме различных общественных наук.

    Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено имен­но на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще не­достаточно. Недостаточно разрабатываются такие проблемы, как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального харак­тера, когда на смену институту социализации приходит своеобраз­ный институт «десоциализации» в виде преступной группы, груп­пы пьяниц и т.д. Идея референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социа­лизации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

    Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в ка­честве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов зако­номерно признание понятия социализации, то предстоит исследо­вать вопрос и об институтах этой стадии.

    Естественно, что каждый из названных здесь институтов соци­ализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социали­зации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокуп­ности выполняемых ими общественных задач.

    Наряду с понятием «институт социализации» в научной литературе используется термин «агент социализации» – это персонифицированный представитель института социализации: в семье – родители, братья, сестры, в школе – учителя сверстники, на работе – коллеги, в СМИ – ведущие, комментаторы, в искусстве – художники, режиссеры, артисты…

    При определении ста­дий социализации необходимо учитывать социально-экономичес­кие различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воз­действие на личность, как бы сталкивается с системой воздейст­вия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. Поэтому проблема социализации при дальней­шем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и боль­ших групп в развитии личности.


    5. Проблема социальной идентичности личности.
    Идентичность играет важную роль в социализации личности.

    Идентичность (Эриксон) – субъективное чувство и наблюдаемое качество личности самотождественности и непрерывности (постоянства), соединение с определенной верой в тождественность и непрерывность, некоторые картины мира, разделяемые с другими людьми.

    Групповая психосоциальная идентичность – выражается в ощущении внутреннего единства и неразрывна со своим социальным окружением.

    Психосоциальная идентичность – ощущение человеком значимости своего бытия общества.

    Раздробленная психосоциальная идентичность – человек не может однозначно идентифицировать себя с определенной социальной группой, общностью, на индивидуальном уровне проявляется в ощущении одиночества. Актуализируется потребность в аффилиации (принадлежности к группе).
    3 уровня идентичности:

    1) общечеловеческий

    2) групповой

    3) индивидуальный
    Соотношение с уровнем самосознания

    Л. Гумилев – теория этногенеза. Жизненный цикл любого этноса – 1200-1,5 тыс. лет.

    Гуревич: В период бурного развития доминируют ценности общечеловеческого и индивидуального уровня идентичности; стабильное развитие – ценности группового уровня.

    6. Понятия десоциализации и ресоциализации.
    Асоциализация – означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролевых установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят; к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.
    Десоциализация – более узкое усвоение антисоциальных норм, отдельных видов деятельности, образа жизни.

    На определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийно или целенаправленное) отрицательной микросреды - дворовой компании сверстников, преступной группы и т.п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивны норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения.
    Ресоциализация – устранение деформаций в процессе социализации (социальная реабилитация). Процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения.

    Общество, социальные институты, занятые социализацией и социальным контролем, могут зафиксировать вступление личности на асоциальный путь и принять соответствующие ресоциализирующие меры. При этом задействуются те же социальные институты, которые осуществляют процесс социализации, - семья, школа, трудовые, воинские, учебные коллективы, общественные организации, профилактические структуры правоохранительных органов.

    7. Понятие социальной установки.
    В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида.

    Эти зависимости были лишь модификацией старой постановки проблемы о взаимодействии личности и общества. Томас и Знанецкий предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий «социальная ценность» (для характеристики социальной организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для характеристики индивида).

    Аттитюд - психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта, или как состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности.
    Будучи одной из центральных областей исследования, социальная установка пережила вместе со всей социально-психологической наукой ее подъемы и спады.

    Первый период (1918—1940г.г.) отмечен теоретическими дискуссиями о содержании самого понятия, развитием техники измерения установки (начиная со шкалы Терстона, предложенной в 1928г.). К концу этого периода был установлен один из отличительных признаков социальной установки — “интенсивность положительного или отрицательного аффекта относительно какого-либо психологического объекта”.

    В 1931г. Парк добавил еще два признака: латентность (т. е. недоступность для прямого наблюдения) и происхождение из опыта.

    В 1935 г. Г. Олпорт, проделав огромную работу по обобщению имевшихся к тому времени определений, предложил свой вариант, и до нынешнего времени “исполняющий обязанности” общепринятого: “Установка есть состояние психонервной готовности, сложившейся на основе опыта и оказывающие направляющее и (или) динамическое влияние на реакцию индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан”. В этом определении основные признаки установки – ее предваряющее и регулятивное действие.
    Второй этап (1940-1950 г.г.) период относительного спада в исследованиях социальной установки.
    Третий этап (середина 50-х – 60-е годы) период расцвета исследований установки. Л. Фестингер начинает исследования связей когнитивных компонентов разных установок. Была усовершенствована техника шкалирования, начали применяться психофизиологические методы измерения установки.
    В настоящее время под социальной установкой  понимается  предрасположение индивида и группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности. Крупнейший исследователь этого явления – Д. Н. Узнадзе считает установку досознательным состоянием готовности человека действовать определенным образом в определенной ситуации.

    8. Структура социальной установки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
    В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда:

    а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

    б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

    в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

    Три компонента были выявлены в многочисленных экспериментальных исследованиях («Иельские исследования» К. Ховланда). Хотя они дали интересные результаты, многие проблемы так и остались нерешенными. Прежде всего так и оставалось неясным, что измеряют шкалы: аттитюд в целом или какой-то один его компонент (складывалось впечатление, что большинство шкал в состоянии «схватить» лишь эмоциональную оценку объекта, т.е. аффективный компонент аттитюда). Далее, в экспериментах, проведенных в лаборатории, исследование велось по простейшей схеме — выявлялся аттитюд на один объект, и было непонятно, что произойдет, если этот аттитюд будет вплетен в более широкую социальную структуру действий личности. Наконец, возникло еще одно затруднение по поводу связи аттитюда с реальным поведением. Это затруднение было обнаружено после осуществления известного эксперимента Р. Лапьера в 1934 г.
    Карл Ховланд начал изучение проблемы аттитюдов в процессе своего исследования массовых коммуникаций во время Второй мировой войны. Изучая активность индивида в общей проблеме массовых коммуникаций, он представлял коммуникативный процесс как стимулы и реакции индивида и

    опосредующие их психические процессы.

    Исследования этого периода широко известны как «Йельская исследовательская программа массовых коммуникаций». В ходе этой программы Ховланд экспериментировал поначалу с убеждающим влиянием кинофильмов на солдат американской армии во времена Второй мировой войны. Он анализировал убеждающий эффект обучающих фильмов для солдат. Изучая воздействие этих фильмов, Ховланд разработал программу анализа эффективности разных параметров сообщения: доверия к источнику, апелляции к страху, использования только положительных или одновременно и отрицательных аргументов. Минусом этих исследований, как отмечал Ховланд, было то, что приходилось рассматривать фиксированные сообщения, вводимые с созданными фильмами. Анализ фильмов показал, что хотя солдаты получали больший объем знаний, их желание воевать практически не изменялось. Это связано с общей закономерностью, что знания могут меняться сильнее, чем отношение к тому или иному объекту.

    После войны он продолжил свои изыскания в области убеждающего коммуникативного воздействия, результаты которых отражены в его работах Йельского периода

    Карл Ховланд в своих исследованиях воздействия пришел к ряду выводов, которые сегодня считаются классическими.

    1. Источники с высоким уровнем доверия ведут к большим изменениям отношений сразу после акта коммуникации.

    2. Слабое использования страха ведет к большим изменением, чем сильная опора на страх.

    3. Чисто позитивные сообщения лучше влияют на людей с низким уровнем образования. На людей с высшим образованием лучше воздействует выдача как позитивных, так и негативных аргументов (аргументов «за» и «против»).

    4. Наличие в сообщении четкого вывода действует лучше, чем спрятанный вывод.

    5. Индивиды, связанные с группой, слабее подвергаются воздействию по вопросам, вступающим в противоречие с групповыми нормами.

    9.Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности.
    Функции аттютюда:

    1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

    2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

    3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

    4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

    10. Соотношение социальных установок и реального поведения (эксперимент Лапьера).
    Эксперимент состоял в следующем. Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда. Этот вывод получил название «парадокса Лапьера» и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда. Если реальное поведение не строится в соответствии с аттитюдом, какой смысл в изучении этого феномена? Упадок интереса к аттитюдам в значительной мере был связан с обнаружением этого эффекта.
    1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   80


    написать администратору сайта