Ответы на билеты (ГОСы). Общие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
Скачать 5.66 Mb.
|
7. Эмоциональная основа межличностных отношений. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений. Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы — чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что «набор» этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:
8. Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработки единой детали взаимодействия, восприятия и понимания человека человеком. Оба ряда отношений человека — и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. Леонтьев: В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, т.е. включены в общение. В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, но и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. Каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений — процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. 9. Соотношение понятий «общение», «деятельность», «личность». В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Э. Дюркгейм: общество - не динамическая система действующих групп и индивидов, но совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Отечественная психология: идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Характер этой связи понимается по-разному. Ломов: деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни. Леонтьев: общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин). В другой — общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев) Личность???? 10. Личность как субъект общения. Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития многообразно меняются. Однако, не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность. Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, так и его потребности, личность человека тоже «производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Другими словами: особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого образования (личности), так что первые уничтожаются; они сохраняются, но именно как особенности индивида. Так, особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно, необходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсе не является тем «скелетом», на котором она «надстраивается». Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т. д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности. Личность как индивид есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие личности. Оно определяется природой самих порождающих его отношений это специфические для человека общественныеотношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Как мы уже видели, при всем многообразии ее видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, то есть наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта. Изучение процесса объединения деятельности субъекта, в результате которого формируется его личность, представляет собой капитальную задачу психологического исследования. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Поэтому психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. 11. Значение и функции общения. Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека: 1) Социальные функции общения - организация совместной деятельности - управление поведением и деятельностью - контроль 2) Психологические функции общения - функция обеспечения психологического комфорта личности - удовлетворение потребности в общении - функция самоутверждения Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах. 1) Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия. 2) Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей. 3) Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста. 4) Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д. Среди других функций общения можно назвать: - экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), - социального контроля (регламентации поведения и деятельности), - социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Можно выделить ряд ролевых функций общения:
Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух аспектах: 1) как утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых и личных результатов; 2) как самоценность – общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные ценности. 12. Структура общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная сторона. Три стороны структуры общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. 13. Общение как обмен информацией. Один из элементов структуры общения – коммуникативная сторона (общение как обмен информацией) В общении информация формируется, уточняется. Процесс коммуникации интерсубъективный. Когда каждая сторона в общении является субъектом. К Р Р К К1 2 3 4 Р
Ласвел (социальный психолог, журналист) предложил структуру процесса коммуникации:
Социально-психологический барьер – психологическая свойства личности либо психологические состояния, препятствующие реализации духовно-психического потенциала личности (состояние нервно-психического потенциала, эйфория, сильная радость, стеснительность, некоммуникабельность, интравертируемость, завышенная самооценка). Паралингвистические средства – все, что связано с речью (тембр, громкость) Экстралингвистические – звуки, не связанные с речью, но дающие определенную информацию (покашливание, звуки ну, а-а-а, смех, плач). Проксимика – организация пространства и времени коммуникативного процесса. «Эффект купе» - незнакомые люди «Эффект сцены» - зажатость перед аудиторией 14. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. 1) Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник - тоже субъект, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок) Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S S). В коммуникативном процессе происходит активный обмен ею. Суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. 2) Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса Коммуникативное влияние - это психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Таким образом, при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. 3) Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации (все должны говорить на одном языке). Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Тезаурус - обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Поэтому у общающихся должно быть идентично одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности. 4) В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами (социальные, политические, религиозные, профессиональные различия) Они порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. Направленность сигналов: а) аксиальный коммуникативный процесс - сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям; б) ретиальный коммуникативный процесс - сигналы направлены множеству вероятных адресатов. 15. Типы информации, передаваемой в процессе общения. Информация, исходящая от коммуникатора может быть двух типов: 1) побудительная - выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной: - активизация - побуждение к действию в заданном направлении. - интердикция - побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. - дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности. 2) констатирующая - выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которого исходит информация. 16. Средства коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Вербальная коммуникация Использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент) асимметрична. К Р Р К К1 2 3 4 Р
Сопротивление принятию информации (а значит, и оказанному влиянию): - отключение внимания слушающего, - умышленное снижение в своем представлении авторитета коммуникатора, - такое же — умышленное или неумышленное «непонимание» сообщения: то ли в силу специфики фонетики говорящего, то ли в силу особенностей его стилистики или логики построения текста. Соответственно всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его, точно так же подтвердить своей авторитет, совершенствовать манеру подачи материала и т.д. Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.
Позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: 1) открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; 2) отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; 3) закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других — неречевых — знаковых систем. Невербальная коммуникация Включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую - включает в себя жесты, мимику, пантомимику 2) пара- и экстралингвистическую (паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи). 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса -экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл. 4) визуальный контакт (контакт глаз) - в социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. 17. Общение как восприятие людьми друг друга. Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Основные механизмы взаимопонимания в процессе общения:
Содержание межличностной перцепции Интерпретация поведения (своего и другого человека) Каузальная атрибуция - интерпретация своего и чужого поведения, намерений, чувств, качеств личности в условиях дефицита информации (приписывание), прежде всего мотивов, причин. Каузальная зависимость – причинно-следственная связь. Американский психолог Келли выделил три типа каузальной атрибуции:
«-» - обстоятельства, объект «-» - личностные причины «+» - личностные причины «+» - обстоятельства, объект Этому соответствует идея Хайдера о наивной психологии человека с улицы. Эффект установки Эффект первичности Эффект ореола (какое-то одно свойство затмевает) Имплицитные теории личности Люди связывают одни характеристики личности с другими. Стереотип (твердая печать, способ установки) Критерий эффективности социальной перцепции – обратная связь. Процесс аттракции – положительное восприятие другого человека Уровни: - симпатия - дружба - любовь (Отличаются глубиной проникновения) 18. Понятие социальной перцепции. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид (И), то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. 19. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Человек вступает в общение всегда как личность и воспринимается другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: 1) богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке 2) чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Идентификация - выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. 20. Содержание и эффекты межличностного восприятия. Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения. Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: - от степени уникальности или типичности поступка (типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик). - от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». (под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется) Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: - личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), - объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) - обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого. Одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда «сфера» приписывания значительно сокращается, другие воспринимают преимущественно психологические характеристики окружающих, и в этом случае открывается особый «простор» для приписывания. Это соответствует идее Ф. Хайд ера, который сознательно ввел в социальную психологию правомерность ссылок на «наивную» психологию «человека с улицы», т.е. на соображения здравого смысла. Согласно Хайдеру, людям вообще свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хорошими чертами» и т.д. Поэтому приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: «плохим» людям всегда приписываются плохие поступки, а «хорошим» — хорошие. Правда, наряду с этим в теориях каузальной атрибуции уделяется внимание и идее контрастных представлений, когда «плохому» человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт. Эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга 1) «эффект ореола» - формирование специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно — накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. 2) эффекты «первичности» и «новизны» - они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Предъявленная ранее информация оказывает большее влияние, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. 3) Процесс стереотипизации. Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты» и т.д.). Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям: 1) к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. 2) приводит к возникновению предубеждения. 21. Межличностная аттракция. Аттракция (букв. Впечатление) — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Аттракция связана преимущественно с межличностным типом отношений, реализуемых в общении. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь (отличаются глубиной проникновения) 22. Общение как взаимодействие. Общение как взаимодействие - интерактивная сторона общения. Организация совместной деятельности (совместные цели, способы действия) Транзактный анализ (Э. Берн) «+» взрослый – взрослый Стили действия: - ритульный - гуманистический - манипулятивный Типы взаимодействия: - кооперация - конкуренция Социально-психологические механизмы общения Под механизмами подразумевается те социально-психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимовлияния людей друг на друга, которые оказывают непосредственное воздействие на уровень их коммуникативной активности, глубину и полноту их психологического контакта и взаимопонимания, на характер и эффективность их коммуникативного поведения. Психическое заражение Подражание Внушение Убеждение Влияние (в психологии) – это процесс и результат изменения одним человеком поведения, намерений, взглядов, оценок другого человека, которое происходит в ходе взаимодействия с ним. Фрейд считал, что все эти процессы сводятся к внушению. Тард – подражание Заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, протекающий на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему (этим явлением объясняется массовые психозы) Это форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Если при большом количестве – многократное взаимное усиление эмоциональных воздействия общающихся между собой людей. Сила явления прямопропорциональна количеству контактирующих людей. Внушение (суггестия) – различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения могут быть вызваны ощущения представления, эмоциональные состояния и т.д. В основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации. Контрвнушение (контрсуггестия) – сопротивление индивида внушающему воздействие. Воздействующий – суггестр Внушаемый – суггелент Поршнев с этим механизмом связывает индивидуализацию человека. При внушении суггестр не испытывает тех чувств, которые внушение, он контролирует себя, в отличие от механизма заражения. Внушение адресовано не к логике и разуму личности, а к готовности получить инструкцию к действию. Условия эффективности внушения: - состояние неуверенности в себе - авторитетность источника информации Внушение находит применение во всех сферах социальных отношений. Убеждение: 1) специфический элемент системы представлений и взглядов человека, не отделенные от всего его жизненного опыта и побуждений к деятельности; 2) процесс усвоения человеком внешнего мира, предполагающий качественное изменение исходных установок под влиянием жизненного опыта и идейного воздействия из вне; 3) способ сознательного и организованного воздействия на психику индивида из вне. Убеждение как 3 используется для того, чтобы превратить сообщаемую индивиду или группе информацию в систему установок и принципов личности. В отличие от внушения убеждение воздействует на сознание личности через обращение к собственному критическому суждению. Убеждение основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение того, кто воспринимает информацию. Степень эффективности убеждающего воздействия в определенной мере зависит от степени заинтересованности в этом человека, на которого направленно это воздействие. Граница между внушением и убеждением относительна. Основные требования к убеждению в педагогике: 1) содержание и формы убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности; 2) должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого; 3) при всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным; 4) должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты; 5) при убеждении часто бывает необходимым анализировать факты, которые одинаково известны собеседникам. Это дает возможность избежать сомнений как в истинности самого факта, так и в характере общего вывода; 6) убеждая другого, воспитатель должен сам глубоко верить в то, что он сообщает. Подражание – воспроизведение образца или примера с учетом имеющегося опыта или обстоятельств воспроизведения. Модель – тот, кому подражают. Заражение, подражание и внушение не поддаются полному контролю сознания человека. Заражение, внушение и убеждение носят в основном внешний характер по отношению к индивиду, а подражание является качеством его психики. Ольшанский считает, что подражание является наиболее древним механизмом, встречающимся даже у животных, является наиболее ключевым механизмом. Парыгин: в основе подражания лежат следующие факторы, которые определяют его разновидности: 1) простая имитация – наблюдается в экстремальных ситуациях, когда сознание отключается либо по причине дефицита времени для осмысления ситуации и для принятия собственного решения, либо по причине действия автоматизированных физических реакций и мышечных антиципаций. 2) Обыденное подражание как результат действия повышенной экономичности сознания в бытовых повседневных ситуациях. 3) особое, как бы «уважительное» подражание, достаточно очевидное в ситуациях повышенной значимости того, кому подражают. 4) принижающее себя поведение, являющееся следствием недостаточности собственного опыта или неуверенности в своих силах в тех или иных ситуациях, в ситуации заниженной самооценки. Факторы, от которых зависит подражание: 1) возраст – чем старше человек, тем менее он склонен к подражанию. С возрастом меняется и объектный характер подражания. Чем старше человек, тем он склонен подражать не конкретным образцам, а традициям и принципам. 2) пол – мужчины менее склонны к подражанию, чем женщины. Для мужчин более свойство инструментальное подражание, для женщин – эмоциональное. 3) уровень образования – чем менее образован человек, тем более склонен к подражанию; малообразованный человек более склонен подражать конкретным психологическим актам, более образованный – абстрактным, книжным образцам. 4) национальные особенности – члены этнического меньшинства более склонны к подражанию. В психологическом отношении подражание зависит от целого ряда параметров: - самооценка - критичность мышления - критичность по отношению к собственному поведению - общий эмоциональный уровень. Сем более индивидуализировано сознание индивида, тем менее он склонен к подражанию. Взаимодействие различных механизмов общения: 1) механизмы общения взаимоусиливают друг друга 2) действуют в режиме противоречия друг другу 3) в одном механизме могут совмещаться противоположные механизмы, доминирующие на различных стадиях его развития. 23. Место взаимодействия в структуре общения. |