Ответы на билеты (ГОСы). Общие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
Скачать 5.66 Mb.
|
11. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения В.А. Ядова. Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т.е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни. Определение уровней диспозиционной регуляции социального поведения личности осуществляется на основании схемы Д.Н. Узнадзе, согласно которой установка возникает всегда при наличии определенной потребности, с одной стороны, и ситуации удовлетворения этой потребности — с другой. Однако обозначенные Д.Н. Узнадзе установки возникали при «встрече» лишь элементарных человеческих потребностей и довольно несложных ситуаций их удовлетворения. В.А. Ядов предположил, что на других уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют иные диспозиционные образования, притом они возникают всякий раз при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. Для того чтобы теперь нарисовать общую схему всех этих диспозиций, необходимо хотя бы условно описать как иерархию потребностей, так и иерархию ситуаций, в которых может действовать человек. В данном случае потребности классифицируются по одному-единственному основанию — с точки зрения включения личности в различные сферы социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности. П – потребности С – ситуации Д – диспозиции 1 сфера, где реализуются потребности человека – ближайшее семейное окружение; ситуации предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные; первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, как их понимал Д.Н. Узнадзе: они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окружения, и в самых низших «предметных ситуациях». 2 - контактная (малая) группа, в рамках которой непосредственно действует индивид; ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы; более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, соответственно, — социальные фиксированные установки или аттитюды, которые по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты); 3 - более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта; более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда (протекающего в рамках какой-то профессии, отрасли и т.д.), досуга, быта, задают и третий уровень ситуаций; третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки (формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга и пр.). Так же, как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, но это не столько выражение отношения к отдельному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям. 4 - сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества; наиболее долговременные, устойчивые условия деятельности свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности — в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и идеологической структуры его функционирования; высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентации личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов. Предложенная иерархия диспозиционных образований, взятая в целом, выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию («поведенческий акт»), второй уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях, третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать поведением, четвертый уровень регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности 12. Теоретические и практические аспекты проблемы изменения социальных установок. Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Степень изменяемости и подвижности диспозиций зависит от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является. Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании. Поскольку большинство исследований аттитюдов осуществляется в русле двух основных теоретических ориентации — бихевиористской и когнитивистской, постольку наибольшее распространение и получили объяснения, опирающиеся на принципы этих двух направлений. В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда) в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее. Однако, если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при условии «включения» социальных факторов. Подкрепление в бихевиористской традиции не связано с такого рода факторами. Подчиненность же самой социальной установки более высоким уровням диспозиций лишний раз обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к непосредственному «подкреплению». В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия: Ф. Хайд ер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум. Это означает, что изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Несоответствия могут возникать и по различным другим причинам. Важно, что стимулом для изменения атгитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, т.е. упорядоченного, «однозначного» восприятия внешнего мира. При принятии такой объяснительной модели все социальные детерминанты изменения социальных установок элиминируются, поэтому ключевые вопросы вновь остаются нерешенными. Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто «в ответ» на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой личности. Выполнить обозначенные требования анализа можно при одном условии: при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности. Среди них в данном случае наиболее важно изменение соотношения между мотивом и целью деятельности, ибо только при этом для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а значит, и социальная установка. Такой подход позволяет построить прогноз изменения социальных установок в соответствии с изменением соотношения мотива и цели деятельности, характера процесса целеобразования. 3. Ценностно-нормативная система регуляции социального поведения личности. 1. Понятие социальной нормы. Социальные нормы – правила поведения, которые включают оценку и долженствование. Главное в норме – ее препдисывающий характер. Бэк, Фестингер: норма – однородное множество предписаний, которыми группа влияет на силы, действующие на членов этой группы, социальные эталоны, установки модального должного с точки зрения общества поведения, эталоны, выполняющие функции интеграции, упорядочивания жизни групп, индивидов, общества. Нормы содержат в себе и санкции. Нормы – средства социального контроля и влияния.
Линтон: - универсальные - специфические - альтернативные Моррис: - абсолютные (табу) - условные (этикет) - побуждающие - запрещающие Бывают периоды, когда нормы утрачивают значение или меняются. Дюркгейм ввел термин «аномия» - состояние дезорганизации, возникшее в результате ее дезориентации, что является следствием социальной ситуации, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо такой ситуации, когда нормы отсутствуют. 2. Обычаи, традиции, ритуалы, стыд, вина как регуляторы социального поведения. Обычаи – относительно длительные стандартизированные действия, рассматриваемые как обязательные в надлежащих ситуациях привычки и действия, которые обеспечивают высокую степень предсказуемости поведения в определенной ситуации. Традиции - это явление общественного сознания, образуется в процессе совместной жизни, общении и деятельности людей. На формирование традиций воздействуют особенности процессов восприятия и памяти. Благодаря им сохраняются оценочные эталоны, имеющие важное значение в межличностных и межгрупповых отношениях. Традиции возникают и существуют в социальных группах, обеспечивая сохранность приобретенного опыта и общественных отношений. Возникают как спонтанно в процессе бытия, так и путем сознательно организованной деятельности (трудовой). Ритуал – исторически сложившаяся, связанная с мистическими верованиями форма стереотипного массового поведения, имеющая церемониальный характер. Функции ритуалов:
Нормы нравственности – исторически более устойчивые, идеализированные, в форме заповедей, эталонный характер. Нормы морали – не так абсолютны, могут быть безнравственными. Страх - биологическая эмоция. Стыд, вина - человеческие чувства. Страх лежит в основе тревоги (она может быть объективной, социальной, моральной). Стыд - ориентация на внешнюю оценку. Вина - ориентация на самооценку. Психологические механизмы действия этих чувств. На одном полюсе - страх и мысль "Что со мной сделают?" Другой полюс - чувство защищенности. Стыд - "Что обо мне подумают?" Другой полюс - гордость, честь, слава. Вина - "Что я сам о себе могу теперь думать?" Другой полюс - сознание своей правоты, своего достоинства. Допустим, страх сильнее стыда. Это разные ступени интернализации норм - от генетически запрограммированных реакций до индивидуальных: совести и морали. Моральная деградация возникает, когда страх подавляет стыд. Л.Колберг утверждает: "Сущность любой морали состоит в уважении, с которым личность относится к соблюдению правил...; одностороннее уважение порождает гетерономную мораль, в то время как взаимное уважение приводит к возникновению автономной морали", вершиной этой ступени является, по Колбергу, чувство справедливости. Рассмотрим ступени развития морали.
3. (Вина) автономная мораль. В основе логическое обоснование норм, регулируется чувством вины, строится на нравственных принципах. Ориентация на общественную мораль, ндивидуальные принципы совести, стадия вины наблюдается у немногих. Моральные ценности - основа автономной морали. Обнаружена связь между интеллектом и уровнем морального сознания. Можно сказать, что существует культура спада (Восток) и культура вины (Европа). 3. Понятие социальных ценностей. Роль ценностных ориентаций в регуляции социального поведения. Ценности – природный объект, который приобретает социальное значение и является или может быть объектом деятельности; являются основой бытия и создают культурный мир. Необходимы для создания и поддержания социального порядка. Абстрактные идеалы, представления человека об идеальных способах поведения и целях. Идеи, объекты, способы действия, которые считаются желательными в обществе. Функции ценностей: 1) являются ориентиром жизни человека 2) необходимы для поддержания социального порядка. Механизм социального контроля. 3) воплощаются в поведении, участвуют в нормообразовании 4. Классификация ценностей, соотношение личностных и социальных ценностей. Универсальные ценности – в любом обществе (здоровье, престиж, уважение, знание, безопасность) Внутригрупповые Политические Религиозные Корпоративные Индивидуальная ценность – для конкретного человека на определенном этапе его жизни. Олпорт: - теоретические - социальные - политические - религиозные - эстетические - экономические Конфликтующие: конфликт ценностей может быть источником развития. Метод исследования ценностей Рокича основан на разделении ценностей на группы:
Три группы:
1970 – 1971 г. Ядов: ценность – мир на земле. Куницина: различия в ценностях в зависимости от профессиональной ориентации людей. Ширяева: анализ публичных статей в 30-50-е гг. – на первом месте романтика, трудолюбие; 70-80 – практичность и настойчивость. У женщин: аффилиация, традиционные терминальные ценности У мужчин: самореализация, инструментальные ценности Повышается значимость недостающих ценностей. 4. Закономерности общения и взаимодействия 1. Понятие и виды социальных отношений. Социальные отношения – это отношения (или связи) между социальными группами или их членами, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества в производственной, правовой, экономической, нравственной, политической, религиозной, этнической и др. сферах. Отношения классифицируют по следующим основаниям: - с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные); - по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали); - по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные); - с позиции регламентированности (официальные, неофициальные); -исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.). 2. Определяющая роль общественных отношений в развитии индивидуального сознания. Принадлежность человека к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной. Демонстрируя такое поведение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно нескольких социальных ролей. Кон: “Принадлежность индивида к группе выражается в определенных функциях (ролях), в которых фиксируются его обязанности и права по отношению к группе. Ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, и их субъектом является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа”. Результат воздействия на личность со стороны других людей (общностей) зависит не только от особенностей последних, но и от того, какие отношения уже успела “нажить” эта личность, какие ее потребности, интересы, склонности стоят за этими отношениями, а также отвечают ли эти люди своими характеристиками потребностям, интересам, склонностям личности. Именно этот последний параметр преимущественно определяет знак и величину субъективной значимости другого человека или общности для личности, результат их влияния на нее. В результате воздействия личности на личность или общности на личность продвижение последней не всегда происходит по прогрессивному пути развития. Ведь ее потребности, интересы и склонности могут носить и негативный характер, и тогда она испытывает тяготение к людям (общностям), подобным себе. Содержание деятельности людей либо в целом, либо в отдельных ее компонентах, как правило, в разной степени адекватно свойственным им характеристикам. Обусловлено это широким социально-культурным контекстом, в котором протекает жизнь людей, обменом между ними различными видами деятельности. При этом человек накапливает о себе впечатления, которые помогают ему ответить на вопросы: “Кто я есть?”, “Почему я такой?”, “Чего я могу и должен достичь и каким образом?”, то есть формируется его самосознание. Я-концепция: “Я” реальное (то, как человек отображает себя, относится к себе и обращается с собой), “Я” (каким бы он хотел стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое “Я” (каким он стремится и старается стать), фантастическое “Я” (каким бы он желал стать, если бы это оказалось возможным при особенно благоприятных условиях). |