Икт на уроках русского языка. икт_филология. Оптимизация деятельности учителей русского языка и литературы с помощью икт
Скачать 0.67 Mb.
|
«Оптимизация деятельности учителей русского языка и литературы с помощью ИКТ»ВведениеИнформатизация образовательного процесса на уроке - это подготовка и передача информации обучающимся, основным средством осуществления которых является компьютер. Он в силу своей универсальности помогает эффективно решать задачу развития личности ученика, увеличивая скорость овладения им учебным материалом, создавая условия для осуществления ребёнком самоконтроля при решении учебных задач, расширяя информационное пространство вокруг него, предоставляя ему право выбора источника учебной информации. К тому же, это достаточно мощный рычаг, повышающий мотивацию учебной деятельности ребёнка, который в мире компьютеров давно чувствует себя как дома. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей. Это своего рода внешняя мотивация учения. Ребёнку становится интересно при помощи компьютера осваивать материал, проверять уровень компетенций, получать за свой учебный труд отметку независимого, объективного экзаменатора, коим является компьютер. Положительный эффект от использования в образовательном процессе ИК средств обучения сегодня очевиден многим, потому что они позволяют: используя разнообразные формы работы, активизировать познавательную деятельность обучающихся и не только на уроке, выстраивая индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, реализовать на практике принципы личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуализированного обучения, наполняя уроки новым содержанием, расширять образовательное пространство вокруг ребёнка, формируя элементы информационной культуры у детей, совершенствовать их информационную компетентность, идти в ногу со временем. Но достичь этого не так-то просто, потому что только системное и целесообразное применение ИК средств обучения в образовательном процессе позволяет оптимизировать деятельность учителя на уроке, т.е. повысить качество обучения школьников за счёт улучшения качества деятельности учителя (преподавания предмета). Учителя русского языка и литературы в силу понятных причин весьма осторожно относятся к применению новых информационных технологий на своих уроках. Целеполагание их деятельности во многом отличается от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету, главное для нас – гуманитарное образование личности ребенка, которое является основой человеческой нравственности и культуры. И информационные технологии становятся хорошим помощником учителю-словеснику, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. Не могу не сказать, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени, особенно при подготовке к уроку (у меня, например, оно увеличилось в разы), и терпения. К тому же создают некоторые неудобства организационного характера. При всём при этом, такие уроки приносят большое удовлетворение учителю и пользу ученикам. А если ещё и вспомнить суждение Л.Н. Толстого, который говорил, что «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить заходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику», то сомнения в том, стоит ли учителю-словеснику заниматься освоением ИКТ, отпадут сами собой. Использование ИК средств обучения в моей образовательной практике началось с элементарного – демонстрации фильмов - экранизаций произведений русской классики. Использование медиатекиНа сегодняшний день в моей медиатеке есть DVD, содержащие экранизации практически всех произведений, изучаемых в курсе литературы 5-11 классов (44 фильма). Дети любят смотреть фильмы. И не только потому, что после просмотра можно не читать книгу. Фильм на уроках литературы – это как эксперимент по физике, лабораторная по химии, прогулка в лес – по биологии. Эффект присутствия максимальный. На какие-то мгновения стирается грань: изображение на экране становится частью жизни, и ты уже как бы там – рядом с Ассоль восторженно смотришь на корабль с алыми парусами, кружишься в вихре танца на первом балу вместе с Наташей Ростовой. Конечно, всегда найдутся те, кто скажет, что дети и так перестали читать, что надо учить, а не развлекать и забавлять и т.п. Позволю себе возразить, потому что глубоко уверена в том, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, - это первый шаг к чтению, прямой путь к сердцу ребёнка. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение. Это начало другого, «нешкольного» знания. Знания, в основе которого – ощущения и образы. Современным детям с их клиповым мышлением гораздо важнее один раз увидеть... А задача учителя – показать правильно: то есть постараться выжать из фильма все «витамины и аминокислоты», которыми чрезвычайно богата каждая хорошая экранизация. В моей работе фильм, чаще всего, – это начало темы. Никаких вступлений, объяснений, «обратите внимание...». Просто выключаем свет и смотрим..., но только фрагмент, небольшую часть, самую важную, интересную, интригующую. А потом начинаем размышлять, что было до, чем может закончиться, благодаря чему ненавязчиво у детей, даже тех, кто не любит читать, формируется внутренняя мотивация к чтению. 70% из ста обязательно захотят узнать, оправдались предположения или нет, и, разумеется, прочитают. Здесь сразу же хочу отметить, что просмотр фильмов на уроке целиком не считаю целесообразным, поэтому, используя программу Windows Movie Maker, которая есть на каждом компьютере, режу фильм на фрагменты, необходимые в работе над произведением: например, при анализе эпизодов или характеристике персонажей. В этом смысле работа над кинопроизведением весьма полезна, потому что позволяет расширить рамки урока за счёт использования межпредметных связей. Ведь любой фильм, даже тот, который в деталях соответствует тексту экранизированного произведения, - это оригинальное произведение искусства, индивидуальная интерпретация классики, сделанная режиссёром и актёрами, и, соответственно, повод сопоставить видение авторского замысла разными людьми и собственное. Чем не способ учить думать над прочитанным, анализировать, сопоставлять, искать точки соприкосновения и различия, ставить вопросы и искать на них ответы? Вариантов работы с текстом экранизации (в широком смысле слова) масса: составление плана, пересказ содержания, подготовка «толстых и тонких» вопросов, написание размышлений на тему «Что вас больше всего удивило, показалось странным? О чём захотелось поговорить?», составление советов режиссёру, актёрам, написание или редактирование киносценариев и т.п. В последнее время появилось достаточно много современных экранизаций классических произведений, поэтому «на ура» проходит на уроке работа по сопоставлению экранизаций, созданных в разные эпохи. Какой режиссер точнее передал замысел автора произведения, сумели ли молодые актёры вжиться в характеры героев – вот те вопросы, отвечая на которые ребята учатся анализировать художественный текст, формировать собственное мнение о прочитанном. Всё это позволяет во время просмотра фрагментов фильмов отрабатывать у детей так называемые ключевые компетенции: наблюдение – структурирование информации – постановка проблемы - поиск ответов на поставленные вопросы. Это простейшая цепочка исследовательского метода обучения, достоинства которого всем очевидны. |