Ульрих Бек. Что такое глобализация. Ошибки глобализма ответы на глобализацию
Скачать 1.06 Mb.
|
Часть четвертая ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Из всего сказанного можно сделать только один вывод: наконец-то открываются дебаты по поводу политического оформления глобализации! На первых порах (что уже происходит) это предполагает решительную критику неолиберальной идеологии глобализма, ее экономической одномерности, ее линейного одностороннего мышления, ее политического, мирового рыночного авторитаризма, который выдает себя за неполитический, а действует в высшей мере политически. Далее становится ясным: глобальность и глобализация не являются ни стратегически раздутым фантомом, в публичном выведении которого на сцену капитализм, усмиренный социальным государством, нидит способ избавления от своих пут, ни понятиями, дающими хорошие основания требовать и навязывать всем подчинение новым природным законам мирового рынка. Нужно бесконечно повторять: веком глобальности не возвещается конец политики, а открывается ее новое начало. Шок от глобализации, характеризующий переход ко Второму модерну, действует — в конечном счете — политизирующе, поскольку все акторы и организации на всех уровнях общества должны выяснять свое отношение к изменяющей основы динамике глобализации, с ее парадоксами и вызовами. Любопытно, что это долженствование взрывает старый схематизм “левый — правый”. Существует левая и правая ностальгия. Левая превозносит социальное государство, правая — государство национальное. Обе сходятся в том, что надо защищать национально-государственный status quo ante от “вторжения мирового рынка”. Какие же вырисовываются политические ответы на глобальность? Десяти описанным выше мыслительным ловушкам глобализма я бы хотел противопоставить десять ответов на глобальность: 1. Международное сотрудничество. 2. Транснациональное государство или “инклюзивный суверенитет”. 3. Участие в капитале. 4. Переориентация образовательной политики. 5. Являются ли транснациональные предприниматели недемократичными, антидемократичными? 6. Союз в поддержку гражданского труда. 7. Что придет на смену нации, экспортирующей “Фольксваген”? Новые культурные и политико-экономические целеполагания. 8. Экспериментальные культуры, нишевые рынки и общественное самообновление. 9. Общественные предприниматели, трудящиеся-для-себя. 10. Общественный договор против эксклюзии? 1. Международное сотрудничество Первый — особенно излюбленный социал-демократическими модернизаторами — политический ответ на глобализацию таков: политическое сотрудничество между национальными государствами необходимо упразднить, чтобы ограничить закулисные сделки или воспрепятствовать им, поскольку с их помощью глобальные предприятия стремятся минимизировать ; t налоговые отчисления и максимизировать государственные субсидии. Задача политики видится здесь в том, чтобы объяснить общественности, что глобализация не означает предоставления карт-бланша рыночным силам. Напротив, при глобализации растет потребность в общеобязательных международных регламентациях, в международных конвенциях и институтах для трансакций, перешагивающих границы. А поэтому глобализации должны сопутствовать более совершенная координация политики между суверенными национальными государствами, более тщательный международный надзор над банками и финансовыми учреждениями, ликвидация межгосударственных налоговых демпингов (например, в рамках Европейского Союза) и более тесная взаимосвязь в международных организациях и их усиление в смысле повышения мобильности и эффективности. “Как в границах национальных государств, так и в сфере международных экономических отношений должно соблюдаться правило: рынку необходимы политически установленные рамки порядка, — пишет председатель СДПГ Оскар Лафонтен. — Социальная и экологическая рыночная экономика является политической системой координат Европейского Союза. Мы выступаем за то, чтобы эту модель рыночной экономики с социальной и экологической ответственностью использовать теперь и как основу бизнеса в новом порядке мировой экономики. Тем самым могут быть созданы наилучшие предпосылки для конкуренции предприятий в области производства и идей и условия для честной торговли, которая выгодна всем участникам. Для этого нам необходимы международные соглашения в рамках наднациональных учреждений. Эти учреждения имеются. Я назову Европейский Союз, страны "семерки" (G-7), Организацию по европейской координации и сотрудничеству, Международный валютный фонд и новую организацию мировой торговли ВТО. Экономические предпосылки также имеются. Ибо международные потоки торговли и инвестиций, которые составляют сердцевину глобализации, концентрируются прежде всего в пределах так называемой триады: в европейских странах и внеевропейских промышленно развитых странах "семерки", т.е. США, Канаде и Японии. Это значит, что так называемая глобализация не находится за пределами сферы нашего политического влияния. Мы должны использовать политические возможности для действий, направленных на совершенствование международного сотрудничества. Тогда существующие и возможные в будущем проблемы глобализации будут решаемыми” 1. Здесь, таким образом, ответ на глобальность ищется не в наднациональном великом государстве или даже мировом государстве, а в “стоянии плечом к плечу” национальных государств. Они должны между собой договориться и создать общую сеть, чтобы а) указывать транснациональным предприятиям их рамки, дабы они не могли натравливать эти государства друг на друга; б) обновлять свои государственно-политические притязания на власть и создание организационных форм. Надежда видится в следующем: национальная эпоха социал-демократии могла бы быть одновременно модернизирована, укреплена и спасена идущей ей на смену международной эпохой космополитической социал-демократии. “Попросту говоря, следовательно, это означает, что в неосоциал-демократической картине мира международная кооперация, как альтернатива протекционизму, наднациональной интеграции и дерегулированию, должна обезопасить интервенционистское государство тем, что страны-участники, с одной стороны, отказываются от “системной конкуренции”, чтобы, с другой стороны, поставить себя в положение, которое позволило бы посредством национальной, социальной и промышленной политики создать соб- 1. Lafontaine О. Globalisiemng und Internationale Zusammenarbeit, in: Beck U. (Hg.), Politik der Globalisierung, a. a. 0. ственной экономике конкурентные преимущества в международном масштабе на высоком социальном уровне”1.. Однако успех этих стратегий международно-государственных союзов в плане переформулирования и реформирования социал-демократической эпохи не только необходим, но и сомнителен по трем причинам: во-первых, масштаб изменения основ оптимистически недооценивается; речь в конечном счете идет о стратегии “и так далее” на более высоком уровне. Вместе с тем, во-вторых, не учитывается, что международная политика — во всяком случае сейчас — повсеместно является политикой дерегулирования. В-третьих, неясно, каким образом может быть снижена конкуренция национальных государств в области инвестиций и рабочих мест, которая растет с ростом массовой безработицы. Национальные государства суть картель эгоистов, которые стоят перед выбором: сдаться, поскольку они действуют эгоистически и потому собирают меньше налогов, или же сдаться, чтобы собирать больше налогов в другом союзе государств. И наконец, в-четвертых, “политический капитал”, который социал-демократы Первого модерна хотели отдать в рост, — установление и упрочение социального мира — не имеет той же цены во Втором модерне. Ибо сами социал-демократы оказываются между молотом и наковальней. С долей цинизма, но вполне реалистически можно выразиться так: кто знает, может быть, транснациональным предприятиям удастся установить социальный мир по соб- 1. StreeckW. Industrielle Beyehungen in einer intemationalisierfen Wissenschaft, in: Beck U. (llg.), Politik der Globalisierung a. a. 0. ственному сценарию именно при условии более радикальной конкуренции на мировом рынке? 2. Транснациональное государство или “инклюзивный суверенитет” “В расхожих тезисах о глобализации многое не ново в экономическом плане, а кое-что ложно, — пишет М. Йеникке. — Утверждение, что экологическая политика попадает в "ловушку глобализации", что защита окружающей среды перед лицом глобальной конкуренции просто дорога, может быть тем не менее верным. А уж популярно такое представление всегда. Даже защитники окружающей среды порой разделяют его, признавая свое бессилие. Все же стоит проверить, как, собственно говоря, обстоят дела в экономике государств, которые относительно много делают в области охраны окружающей среды. И вот что выясняется: у стран, лидирующих в глобальной экологической политике, в экономике дела идут, пожалуй, лучше, чем у других. Передовыми странами в области инноваций в начале 70-х годов были США и Швеция, потом Япония, затем вплоть до 1994 года даже ФРГ. Сегодня роль лидеров перешла к таким странам, как Нидерланды, Дания и снова Швеция, а вне Европы — к Южной Корее. Любопытно, что экологическими лидерами сегодня почти всегда оказываются небольшие страны, чья привязанность к мировым рынкам особенно велика. Но почти сенсационным является то, что они при этом относятся к странам, достигшим больших успехов и на рынке рабочей силы. В настоящее время это стало особенно заметно в отдельных случаях: Нидерланды, Дания, а также весьма активная в экологическом плане Новая Зеландия почти на треть сократили у себя процент безработных со времен рецессии 1993 года. В Швеции также безработица снижается — как и во всех скандинавских странах. Северные страны помимо прочих экологических выплат ввели еще и налог на диоксид углерода и затем даже повысили его. В Дании и Швеции, переживших в 1993 году экономический кризис, осуществлена настоящая экологическая налоговая реформа. Итак, защита окружающей среды не мешает успешно конкурировать на глобальном уровне, более того, разумная экологическая политика становится ключевым индикатором конкурентоспособности страны. Так считает и Майкл Портер, известный теоретик инноваций и экономист из Гарвардского университета. Несомненно, что отдельное национальное государство не стало сильнее в ходе развития мирового рынка. Но государства сегодня достаточно часто действуют в коллективе. В последнее время глобальные сети министерских сотрудников определяют как национальную экологическую политику стран, так и деятельность национальных, а также интернационализованных экологических союзов” 1. Но решающий вопрос таков: что представляет собой коллективные действия государств? Рассматриваемые в литературе модели — например, международная организация, многосторонняя (мультилатерализм) или многоуровневая политика — связаны, как было показано, с национальным государством. Выше я набросал модель транснационального государства, которая не соответствует этим различениям. При этом отношения “взаимоисключающихся” национальных государств и национально-государственных 1. Janicke М. Umwelfpolitik: GlobalamEndeoderamEndeglobal7, in: Beck U. (Hg.), PolitikderGlobalisierung, a. a. 0. обществ заменяются рамочной схемой, в пределах которой и возникают союзы государств, локализующиеся в мировом обществе и таким образом возрождающие свою особенность и самостоятельность как “глокальные” государства. Модель транснационального государства противоречит, таким образом, всем другим моделям кооперации: транснациональные государства объединяются в ответ на глобализацию и развивают благодаря этому свой региональный суверенитет и идентичность за пределами национального. Они, следовательно, являются кооперативными и индивидуальными государствами, индивидуальными государствами на основе кооперативных государств. Иными словами: межгосударственное объединение открывает постнациональным государствам новые пространства для действий. Например, только европейские инициативы позволяют положить конец налоговому демпингу и снова пригласить “виртуальных налогоплательщиков” к кассе, чтобы таким путем не только создать предпосылки для социальной и экологической Европы, но и вернуть индивидуальным государствам способность действовать и власть организационного формо-созидания. Итак, ответом на вопрос, почему государства должны объединяться, будет здесь государственный эгоизм: поскольку лишь так они могут возрождать свой суверенитет в структуре мирового общества и мирового рынка. Этот аргумент имеет смысл только в том случае, если мир представлений, характерный для эксклюзивного суверенитета, заменяется миром представлений суверенитета инклюзивного. Этот аргумент известен по сфере труда и по разделению труда: кооперация не тормозит, но развивает и производительность, и суверенитет отдельных членов. Если вспомнить различение, которое проводил Эмиль Дюркгейм, то можно сказать: во взаимоотношениях между странами на место механической анархии разнообразия вступает органический суверенитет кооперации. Это означает, что национально-государственные акторы получают пространства для политического организационного формосозидания в той мере, в какой им удается увеличить экономическое и общественное богатство путем транснациональной кооперации. Транснациональные государства являются, следовательно, глобальными торговыми государствами, которые, отказавшись от эксклюзивного территориального принципа, распрощались при этом и с приоритетами геополитических расчетов. В результате создается такая ситуация, когда война становится, так сказать, роскошью, которую могут позволить себе только изолированные друг от друга национальные государства, и только в том случае, если они еще не попали в сферу влияния какого-либо военного союза и не обладают самыми современными средствами насилия 1. На вопрос, каким образом создается и достигается политическая архитектура транснациональных государств, можно ответить, указав на две цели, два столпа: это, во-первых, принцип правового пацифизма2 ; а во-вторых, федералистский принцип межгосударственного контроля3. 1. См. об этом: Mandelsbaum M. The Dawn of Peace in Europe. New York 1996; Weber Robert J. (Ed.). Eagle Drift. New York 1997. 2. См. об этом: Archibugi D. From the United Nations to cosmopolitan Democracy, in: Held D. (Ed.), Cosmopolitan Democracy. London 1995, p. 121-135. 3. Другой принцип — принцип общего валютного пространства — здесь не рассматривается, потому что он уже достаточно освещался в свое время в общественной полемике по поводу введения евро. Вразрез с сетованиями, будто форсированное введение евро учитывает исключительно Европу экономическую, кое-что говорит в пользу тезиса, что именно через экономическую Европу внедряется — вольно или невольно — Европа политическая. Одномоментно должны быть унифицированы в общем валютном пространстве притязания, интересы на рынке рабочей силы, при допусках к работе (свидетельства о квалификации), признание дипломов, минимальный размер оплаты труда и т. п. До сих пор национально-государственные солидарности расширяются в транснациональные солидарности — и конфликты! Первый принцип — принцип пацифизма, основанного на международном праве, — гласит: без создания и совершенствования международного права и правовых инстанций абсолютно невозможно урегулирование транснациональных конфликтов мирными средствами'. Правовой пацифизм следует отличать от пацифизма социального, последний сводит конфликты между странами к социальным причинам; его, в свою очередь, не нужно путать с религиозным пацифизмом, который нацелен на диалог и примирение религий. Правовой пацифизм не следует смешивать и с ненасилием. Определяющими для применения военной силы являются правовое решение и правовое обязательство. И все же краеугольный камень правового пацифизма может быть в транснационально-государственном строе только необходимым, но отнюдь не достаточным условием для мирного урегулирования конфликтов. Это справедливо для улаживания конфликтов как внутри национальных государств, так и между ними. История XX века учит, что политическая судьба международных трибуналов и судов характеризуется парадоксальностью успеха благодаря неуспеху: суды и трибуналы были всегда успешны тогда, когда они, вообще говоря, не использовались; и они всегда терпели крах, когда их действительно использовали. Логическая конструкция, согласно которой от международной правовой системы нельзя отрекаться, противоречит отрезвляющему опыту: государства борются за каждый миллиметр сохраняющегося у них правового суверенитета, причем тем ожесточеннее, чем меньше остается защищать и чем большего результата можно добиться объединением. 1. Кстати, в этом и состоит основная идея трактата Канта “К вечному миру”, см. об этом: Beck U. (Hg.), KinderderFreiheit, a. a. 0., S. 147 ff. В связи с этим сегодня повсюду идет работа над основами международного права, и никто всерьез не сомневается, что по необходимо. Тем не менее фактические успехи весьма скромны. В самом деле, хотя наличие международных трибуналов в Гааге и Аруше привело к тому, что военные преступления в ходе гражданских войн на Балканах и в Руанде подпершись судебному преследованию, но даже в случае Боснии и Герцеговины Дейтонские соглашения не позволили обеспечить суд над небезызвестными персонами, обвиняемыми в поенных преступлениях, такими, как Младич, Караджич или Кордич, и создать таким образом возможность примирения через правовой процесс, а тем самым положить начало нового политического этапа. Из неудач, постигших международное право до настоящего времени, не следует делать вывод о его ненужности. Напротив, есть хорошие доводы в пользу того, что транснациональные правовые пространства и институты уже не роскошь, а давно стали необходимостью для всех государств в глобальную эпоху, причем потому, что национальные государства в ходе глобализации все больше теряют пусть и не номинальную правовую власть выносить решения, но контроль над выполнением законоположений. Поскольку стратегии действий отдельных государств, например, в Интернете, в сборе налогов или в борьбе с безработицей и экономическими преступлениями, не дают результатов, индивидуальные государства вынуждены прибегать к транснациональной кооперации для осуществления своего национального права. Здесь снова вырисовывается парадоксальный принцип приобретения полномочий путем отказа от власти: национальные государства для увеличения возможностей контроля вынуждены делегировать свои властные средства кооперативным транснациональным инстанциям; только таким образом они как постнациональные индивидуальные государства могут в сотрудничестве с другими обновлять и расширять свои шансы влияния и организационного формотворчества. Как уже говорилось, государственный частный интерес вынуждает жертвовать частными национально-государственными интересами ради самих этих интересов. И наоборот, существует опасность, что противоречие между национально-государственными рамками деятельности и транснациональными проблемами соблазнит — для демонстрации политического активизма — на издание все большего количества явно бесполезных национально-государственных контролирующих законов, а эти законы не только совершенно не затрагивают проблему, на решение которой они нацелены, но и ограничивают и одновременно подрывают основные правовые пространства действий. “Национальные нормы в конечном счете все меньше способствуют безопасности перед лицом оживающей международной преступности разного рода, основанной на разделении труда и организованной с использованием глобальных технических средств: призыв издавать национальные законы для создания "равенства оружия" в борьбе с национально-государственными преступлениями неизбежно заводит все в тупик. Наступления на основные права, как, например, запланированные мероприятия по визуальному и акустическому надзору за частной сферой, которые несут в себе серьезную угрозу правовому государству и свободам граждан, лишь имитируют способность к действиям, но не в состоянии эффективно бороться с этой преступностью и тем самым заботиться о безопасности своих граждан. Когда это разрушение иллюзий безопасности окончательно похоронит доверие к демократически легитимированному порядку — вопрос времени” 1. Федерализм применительно к отношению между государствами имеет то решающее преимущество, что власть контролируют или по крайней мере держат под шахом не сверху и не снизу, а горизонтально. Существенная же проблема заключается в том, что инстанция, которая контролирует индивидуальные государства, не имеет права быть надгосударвенной. Надгосударственная инстанция либо была бы неэффективной, либо оказалась бы монополизированной сильнейшим государством и в конце концов привела бы к мировоному государству. И это было бы самым тираническим образованием, спастись от которого в конечном счете не смог уже никто. Впрочем, заменяя многообразие единообразием и |не имея никаких институтов для разрешения конфликтов, оно было бы весьма непрочным. Транснациональный федерализм подразумевает политику лавиннной самоинтеграции индивидуальных государств в международные деятельные комплексы, нацеленные на возрождение индивидуальных глокальных государств и ограничение итоги транснациональных центров. “Предполагается, что демократическое государство до тех пор является несовершенной политической единицей, пока оно не располагает институтами, позволяющими непосредственно связывать своих граждан с гражданами других государств”2. Подведем итоги: инклюзивный суверенитет подразумевает, что уступка суверенных прав сопровождается выигрышем в политической власти организационного формосо 1. aubler-Gmelin H. Globalisierung geht keineswegs Hand in Hand mit globalem Rechf, i f-ninkfurter Rundschau, 18. 4. 1997, № 90. Archihugi D., a. a. 0., S. 156. зидания на основе транснациональной кооперации. Но это удастся только в том случае, если глобализация будет успешно понята и оформлена как политический проект. Только в результате этого станет возможной ситуация, когда согласие, рабочие места, налоги и политические свободы будут расти на локальном и транснациональном уровнях. И в этом смысле Европа стала лабораторным экспериментом инклюзивного суверенитета. 3. Участие в капитале Если верно, что труд заменяется знанием и капиталом, тогда новая социальная политика может ориентироваться на цель участия труда в капитале. Здесь как дополнение (или как конкурент) принципа участия в управлении выступил бы принцип участия в праве собственности. Обсуждаемых моделей много — от замены долей в зарплате долями собственности (в капитале предприятия, а тем самым в его прибылях и убытках) до такой картины: скажем, “Мерседес” и “Хёхст” производят там, где это всего дешевле, а немцы как “народ акционеров” наслаждаются жизнью за счет добытых дивидендов и спекуляций с акциями на глобальном уровне. “Партии и профсоюзы, — пишет Фриц В. Шарпф, — которые, как и прежде, преследуют цель справедливого распределения, должны переориентировать свои усилия от политики налогов и зарплат на распределение капитала”. И он тут же указывает на одно ограничение: “Во времена сильно растущих реальных зарплат такую цель было бы, конечно, легче осуществить, чем сегодня; это месть за то, что соответствующие планы коалиции социал-демократов и свободных демократов в начале 70-х годов потерпели крах из-за полемики профсоюзов против "народного капитализма"” 1. Пределы этой политики налицо: смена цели — от политики зарплат к политике доходов от капитала — поддерживает или страхует лишь тех, кто интегрирован в трудовой процесс, но не безработных, которые стоят перед закрытыми воротами рынка труда. 4. Переориентация образовательной политики Если труд заменяется знанием и капиталом, то—и это второе политическое следствие — труд, следовательно, должен благодаря знанию повысить свою ценность или быть подвергнут перестройке. Но это означает, что необходимы инвестиции в сферы образования и научных исследований! — полная противоположность тому, что происходит сегодня в Германии2. “Политики не поняли, — пишет Роберт Б. Райх, — что подлинные технологические активы страны заключаются в способности ее граждан решать сложные проблемы будущего”. Их знания, их умение, их вклад в мировую экономику (а не только — как было до сих пор — в технологию и капитал) определяют благосостояние страны. “Деньги и фабрики, информация, машины и эмблемы фирм не привязаны к определенной точке на карте, носители знания и опыта — в еще меньшей степени”3. 1. См.: ScharpfF.W. Demokratie in der transnationalen Politik, in: Beck U. (Hg.), Politik der Globalisiemng, a. a. 0. 2. Новое британское лейбористское правительство при Тони Блэре, очевидно, начинает осознавать этот принцип. 3. Reich R. В. Die пене Weltwirtschaft. Berlin 1993, S. 181. Вместо того, чтобы субсидировать “немецкие” фирмы, политики должны вкладывать деньги в сферу знания и образования, давая гражданам возможность овладения способностями и ориентирами, которые помогут им разбираться в транснациональных ландшафтах и противоречиях мирового общества. Поэтому один из великих политических ответов на глобализацию гласит: создание и совершенствование общества образования и знания; увеличение, а не сокращение сроков получения образования; ослабление или ликвидация его привязки к определенным рабочим местам и профессиям и ориентация процессов профессиональной подготовки на ключевые квалификации, находящие широкое применение; под этим понимается не только “гибкость” или “пожизненное обучение”, но и социальная компетенция, умение работать в команде, отсутствие боязни конфликтов, понимание культуры, многоплановое мышление, готовность к неуверенности и парадоксам Второго модерна'. “Обучение должно сочетаться с теми видами деятельности, посредством которых люди берут свою жизнь в собственные руки, — пишет Райнхард Каль. — Обучение одновременно расширяется и освобождается из своего гетто. Разумеется, на словах это получается легче, чем на практике”2. Однако смысл учения изменяется в условиях транскультурной взаимосвязи. Увлекательная диалектика глобализации подразумевает замену традиционных “поучающих обществ” (В. Лепениес) ориентацией на диалог (мужество к непониманию). То тут, то там люди начинают обнаруживать, что необходимы и |