Главная страница

Ульрих Бек. Что такое глобализация. Ошибки глобализма ответы на глобализацию


Скачать 1.06 Mb.
НазваниеОшибки глобализма ответы на глобализацию
Дата01.04.2022
Размер1.06 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУльрих Бек. Что такое глобализация.doc
ТипРеферат
#433715
страница14 из 14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
социальным государ­ством. Государство несет ответственность перед основной ча­стью тех, кто проживает на его территории и именуется граж­данами. Граждане ждут от государства, что оно не оставит их на произвол судьбы перед лицом стихий — будь то ураган, чума или падение доллара. Иными словами, граждане ждут от госу­дарства политического решения в неполитических сферах.

Точка зрения на политическое, которую отстаивал в свое вре­мя К. Шмитт и которая оказала столь значительное влияние на многих теоретиков, состояла в том, что политическое, не имея своей особой субстанции, представляет собой поле наи­большего, экзистенциального напряжения, появляющегося ввиду войны — актуальной или могущей разразиться. Идеаль­ным образом государство — это политическое единство наро­да, противостоящего другим народам. Реально возможны и расколы внутри государства (если борьба партий доходит до гражданской войны, государство гибнет), и негосударствен­ные политические противостояния и войны (например, парти­занские войны). Но во всяком случае государство непосред­ственно не вмешивается ни в экономику, ни в религию, ни в какие иные сферы жизни. Оно является высшим единством, оно суверенно, в частности, в том смысле, что именно от него исходит определение, что считать политическим, а что — не­политическим. Но оно не вмешивается “по пустякам”. Напро­тив, наблюдая стремление социалистов начала 30-х годов в Германии вмешаться в функционирование экономики для со­хранения социального мира и удовлетворения насущных по­требностей трудящихся, Шмитт говорил о государстве, то­тальном по причине слабости, т. е. неспособном провести чет­кие, необходимые и для политики и вне политики различения.

Вот почему так тревожно звучат уже первые постулаты Бека в данной работе. Политическое, говорит он, вырвалось (в ори­гинале здесь стоит еще более сильное слово “Ausbruch”, кото­рое в немецком используют тогда, когда мы говорим о том, что разразилось, будь то война, революция или буря) за рамки национального государства. С одной стороны, внезапно ока­залось, что политического вмешательства, политического ре­шения требуют такие области социальной жизни, которые дав­но и прочно считаются самостоятельными и неполитически­ми. С другой стороны, собственно государство способно предложить не так много, какими бы иллюзиями ни тешили себя политики. Современное государство — это территориаль­ное государство. Именно в этом смысл его компетенции. И это значит, что то политическое, о котором идет речь, — это новое политическое. Вопрос лишь в том, насколько оно новое и на­сколько оно состоятельно. Конструкция транснационального государства, которую на­брасывает Бек, действительно имеет прелесть новизны. Оче­видно, что основные идеи, которые он развивает в этой связи, хорошо взаимосвязаны: транснациональная политика (поры­вающая с монополией на политику политической системы), транснациональный капитал, транснациональные организа­ции граждан, космополитическое демократическое право и т. д. Но именно поэтому оправданы, наверное, будут и неко­торые вопросы: что, собственно, является политическим и что — государственным в транснациональном государстве и тех “сетях власти” и “пространствах власти”, членом которых мо­жет оказаться сегодняшний “транснациональный гражданин”? Вероятно, ответ может быть таким: это возможность властно­го решения, не учитывающего собственную логику некоей не­политической сферы (прежде всего экономики). Но нет ли собственной логики также у каждой такой сети? Не могут ли они вступить в конкуренцию между собой? Не окажется ли тогда “включенность” гражданина некоторой иллюзией, по­тому что в критической ситуации, как говорил Шмитт, суве­ренное единство заявляет о себе тем, что может посылать граж­данина на смерть? Пусть не государство, пусть какие-нибудь “киты без границ” или “общество неродившихся птенцов”, все равно: какая-то из сетей, какая-то из логик окажется для граж­данина самой важной. Быть может, так оно и есть или будет, вопрос только в том, можно ли сделать на это ставку, связы­вать надежды? Или обойтись без “самой важной” логики, по­тому что это “эксклюзии” прошлого, а не “инклюзии” настоя­щего? Но ведь политическое, говорил Шмитт, невозможно изгнать из мира, потому что без экзистенциального противо­стояния единства размываются, теряют определенность, под­падают под власть иных единств. А такое единство — это выс­шая степень солидарности граждан перед лицом врага. А в мире “инклюзии” и множественных лояльностей (кстати ска­зать, очень похожем на ту картину “скрещения социальных кругов”, о которой еще сто двадцать лет назад писал Георг Зиммель, — как тут насчет новизны?) хватит ли у новых полити­ческих образований мотивирующей силы, чтобы обеспечить свою состоятельность как политической силы? И если да, то надолго ли?

А ответственность? Чем гарантирована ответственность но­вой политики? Какая процедура взаимозависимости между теми, кто доверяет, и теми, кому доверяют, может гарантиро­вать, что такие-то и такие-то смогут разумно воспользоваться доставшейся им властью? А лояльность? Это вопрос вопросов, потому что один из основных результатов всей дискуссии о глобализации, в том числе и книги Бека, состоит в том, что лояльность сопряжена с идентичностью, а эта последняя ни­как не сопрягается с глобальным обществом. Сознания гло­бальности, массового ощущения самих себя прежде всего гражданами мира как не было, так и нет. И про глобализацию как детерриториализацию говорят уже только в том смысле, что возникают новые пространства, виртуальные, воображае­мые, связанные воедино новейшими технологиями — но все равно ограниченные. Вот Бек нашел еще одно хорошее слово: ниши.

Эти новые пространства, эти ниши расположены, строго го­воря, нигде. Как бы удивительно это ни звучало, но это так. Человек находит свой дом в виртуальном пространстве, но этот дом — без места. Он сам есть место — открытое, говорит Бек, не обособленное. Хорошо. А где место этого места? Нет у него места и не может быть, потому что глобальное общество не имеет территории. А то, что не имеет территории, нельзя по­делить на маленькие кусочки, чтобы потом сказать: большую территорию глобального общества мы поделили на малые пространства ниш, сетей власти и т. п. И наоборот: из этих новых локусов, новых территорий, как ни старайся, нельзя сложить глобальное общество, потому что явления это — разнопоряд-ковые. Ниши суть подлинно ниши, убежища, укрывища, по­тому что знание этого малого пространства не предполагает никакого “и так далее”. Здесь дело не в километрах. Пусть при­вычный маршрут бизнесмена или чиновника будет перелетом из Афин в Нью-Йорк. Все равно он, говоря словами Макса Шелера, носит на себе свое пространство, как улитка свой дом. Ниша, в которой он живет, не замкнута, но она открыта в ни­куда, в мир, где есть другие ниши, в которые он тоже может войти, пространства и сети власти, но ему так и не удается осо­знать этот мир в целом — потому что “целого” нет.

Век говорит нам: государство бессильно против явлений глобализации, а те пространства, в рамках которых образуют­ся новые лояльности и новые солидарности, не совпадают с территориями государств. Наверное, это небольшое преуве­личение — до тех пор, пока только у государства есть легальные полномочия (или у международных органов, которым оно мо­жет их делегировать) посылать своих граждан на войну — по­гибать и убивать. Но Бек прав в том смысле, что солидарности и лояльности нуждаются во все меньших пространствах и даже требуют все меньших и меньших, обозримых пространств. Пусть они будут воображаемыми, пусть понятие места будет предполагать “открытость” по отношению к глобальному, главное ведь не меняется: глобальному гражданскому обще­ству (если таковое действительно существует или хотя бы на­ходится в процессе становления) не соответствует сознание глобальности, нет никакой глобальной солидарности граждан транснационального гражданского общества. Транснацио­нальные политические явления — иди явления политическо­го, — на которые указывает Бек, все еще принадлежат не

столько политике, сколько (в его же терминах) субполитике. Так постепенно усиливается к концу книги лейтмотив Евро­пы — не географического понятия, но идеи, не государства го­сударств, но какого-то нового политического образования, в котором можно было бы обустроиться по-человечески так же и в эпоху “второго модерна”, как это удалось в эпоху первого с его национальным социальным государством.

Или так — или катастрофа неолиберального глобализма, го­ворит Бек. Пожалуй, это все-таки очень специфический, очень европейский взгляд на проблему. Однако для нас — это очень поучительный взгляд. С каждым годом мы наблюдаем все боль­шее значение глобализации в нашей жизни, мы наблюдаем за крахом нашего социального государства (не без помощи гло-бализаторов, как отечественных, так и международных, если эти слова еще имеют хоть какой-то смысл). Но даже такому социальному государству мы все еще не придумали замены. В этой ситуации есть выход неоизоляционизма — быть может, тактически не самый худший (даже если в виде новой нацио­нальной идеологии появится какая-нибудь уже совершенно нелепая идея — например, что в России холодно и с осталь­ным миром ей поэтому не по пути), но в принципе беспер­спективный. Есть ли другие возможности? Во всяком случае, с нашей точки зрения, они вряд ли могут быть такими, каки­ми рисует их Бек. Однако он показывает нам, каким может быть продуктивный поиск и действительно креативная поста­новка проблемы. Еще не поздно у него поучиться 1.
А. Филиппов
1.Данная статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках проекта 01-03-00091 “Проблема территориальной идентичности в публичной коммуникации: изоля­ционизм, глобализация, гетеротопия”.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


написать администратору сайта