Главная страница

Ульрих Бек. Что такое глобализация. Ошибки глобализма ответы на глобализацию


Скачать 1.06 Mb.
НазваниеОшибки глобализма ответы на глобализацию
Дата01.04.2022
Размер1.06 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУльрих Бек. Что такое глобализация.doc
ТипРеферат
#433715
страница12 из 14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
0., S. 85—123, а также новое исследование Shell-Studie Jugend'97.
открываются обширные возможности отказаться от деятель­ной жизни и посвятить свое бытие (пусть в большинстве слу­чаев это скромное существование) в первую очередь реализа­ции своего императива, вместо того чтобы преображать экономические принуждения наемного труда в смысл жиз­ни. Но и так растущая поддержка родителей, которые с небы­валым долготерпением субсидируют порывы своих чад, в том числе и великовозрастных, и даже ненадежная работа в рес­торанах "Макдоналдс", которая вне сферы заработка не тре­бует никакой самоидентификации, делают эстетов жизни не­зависимыми от экономики.

Аристократическое бытие есть бытие до-экономическое. Пока существование — в каком бы то ни было виде — гаран­тировано, экономические соображения не берутся в расчет. Это, разумеется, не означает, что экономические механизмы всецело чужды мышлению эстета жизни. Он оставил позади себя только сферу пожизненного существования в качестве наемного служащего. Экономика для него уже не связана с зарабатыванием денег, а понимается как существенно более широкая модель процессов прикидок и торга, всегда необхо­димых при контактах с другими аристократами. Экономика есть сфера внешней торговли княжества, в иных случаях уп­равляемого согласно иррациональным принципам эстетов жизни, живущих милостью Божьей.

Как бы ни был велик его внутренний суверенитет, эстет жизни не хочет и не может никого себе подчинять. Так что неизбежный коррелят к господину — слуга — вовсе отсутству­ет у эстета жизни. Единственной моделью совместной жизни людей является модель дипломатии в отношениях между су­веренными господами.

До тех пор, пока соблюдались нормы рыцарственности, мораль аристократа была утилитаристской. Романтическая устремленность бюргера к целостности была ему абсолютно чужда. И как распущенный дворянин XVIII века вызывал от­вращение у морализирующего бюргера, так и новая мораль эстетов жизни сегодня слишком часто принимается за упа­док ценностей и эгоистический оппортунизм.

Итак, эстетов жизни нельзя назвать маленькими деспотами, которые создали свою собственную страну, дарующую особую идентичность. Страну, которая печется о своей истории (дет­ство, собственная биография) и гордо предъявляет свои специ­фические символы, флаги, гербы, формы одежды (жилье, стиль и т. д.). Пока границы остаются в неприкосновенности, он мир­но сосуществует со своими соседями, не будучи чересчур дру­жественно настроенным по отношению к ним. Разумеется, при этом не исключаются союзы для достижения той или иной чет­ко очерченной цели. Только при угрозе чужого владычества или завоевания (опека, институциональные принуждения), самые мирные сообщества превращаются в общества рьяных защит­ников. Ежедневные контрольные обходы границ предупрежда­ют властителя о ситуациях, которые ставят под угрозу беззабот­ное развитие его владычества. Горящие приюты для беженцев, экологические катастрофы, войны и кризисы во всем мире — все это проверяется, оценивается степень исходящей от этого угрозы неприкосновенности проекта, который осуществляет эстет жизни. Если требуется, малые кабинеты министров ре­шаются на всеобщую мобилизацию, хватаются за свечи и про­водят предупреждающие пикеты, организуют бойкоты или де­монстрации. Эти миротворческие миссии суверенных эстетов жизни представляют собой, конечно, краткосрочные акции. Как только исчезает угроза, угасает и ангажированность. Одна­ко на механизм можно положиться!” 1.
1. Goebel/Clermont. Die Tugend der Orientierungslosigkeit. Ms. Berlin 1997, S. 22 f.
Среда (количественно совсем не такая уж миленькая, а для подрастающего поколения она может даже диктовать стиль поведения) индивидуализированных эстетов жизни является социальным контекстом, в котором цивилизатор­ская лаборатория стала повседневностью. Художники, тво­рящие свою частную жизнь, не только изобретательны в закреплении своих особенностей. Они также постоянно проводят согласование противоположных и тем не менее автономных жизненных форм, оформляют и инсцениру­ют себя самих и свою жизнь как эстетический продукт. По­скольку здесь живут, мыслят и производят в непосредствен­ной связи между работой для себя и работой для других, рынки, которые при этом возникают, — не массовые, это нишевые или мини-рынки. Но будет предубеждением счи­тать, что эти особые рынки всегда и непременно так и ос­танутся малыми рынками. Справедливо обратное: в век глобальных локальностей эти культуры нишевых особых рынков являются изобретательными биотопами, откуда шеф-дизайнеры продуктов мирового рынка (например, в среде любителей музыки “рай”) крадут свои творческие импульсы — изящнее сказать: “черпают”.

При этом повсеместное распространение нишевых рынков, которые регионально укоренены и пышно расцветают (сле­довательно, также должны освобождаться от путаницы пред­писаний и целенаправленно поощряться политически), — один из центральных ответов на два великих финала Первого модерна: ликвидацию массового производства и ликвидацию полной занятости.

В остальном налицо, коротко говоря, саморазвитие в форме самоэксплуатации. Есть готовность делать очень много, зарабатывая при этом очень мало; и это происхо­дит именно потому, что экономическое преимущество раз­рушено индивидуализмом и оценивается с точностью до наоборот: высокая ценность самоидентификации и само­реализации той или иной деятельности заменяет ничтож­ный заработок.

Нишевая культура и нишевое производство могли бы по­родить контр-модель к господствующему крупнокапиталис­тическому остервенению рациональности. Здесь возникают трудоемкие виды деятельности (продуктов, услуг) с ограни­ченной, но в перспективе — высокой содержательной ценно­стью, при ничтожной производительности и ничтожном до­ходе, что компенсируется многообразием дополнительных деятельностей. Нишевое производство делает возможными три вещи:

во-первых, культурную лабораторию будущего и изобрета­тельный способ производства; а это,

во-вторых, при ничтожных производственных затратах, по собственной инициативе, т.е. без бюрократических законов поощрения будущих мастерских, которые, одновременно,

в-третьих, предполагают и укрепляют региональные осо­бенности и транснациональную самоорганизацию граждан­ского общества.

И наоборот, все попытки не терпящих возражений взрос­лых, защищающих старые ценности и старый мировой поря­док, подстричь артистическое поколение самоиронических искателей своего “я” (внуков экономического чуда!) под одну гребенку и втиснуть его в функциональное существование в качестве колесиков и винтиков в иерархических и бюрокра­тических машинах, — эти попытки сводятся к бессмысленно­му принесению в жертву культурного богатства креативнос­ти жизненного мира, которую олицетворяют и продуцируют “молодые кроткие”. И тогда эта столь необходимая среда об­щественного самообновления может иссохнуть и исчезнуть.
9. Общественные предприниматели, трудящиеся-для-себя

На место социальной фигуры наемного рабочего и работо-получателя как противников капиталиста и работодателя выс­тупает на одной стороне фигура трудящегося-для-себя, а на дру­гой — фигура общественного предпринимателя. Трудяшийся-для-себя знает, что он уже не обязан или не может быть только исполнителем работы, которую ему подсунули другие во испол­нение их чертова долга и принятых обязанностей, — и если они этого не делают, то это их несостоятельность, не его. Он знает, что “свою” работу он всегда должен находить (изобретать) и обосновывать в плане социально расширенной потребительной стоимости (здесь учтены все три компонента — социальный, эффективный и стоимостный), и действует соответствующим образом. Это предполагает сильную идентификацию как с по­требностями других, так и с работой. Работа-для-себя подразу­мевает в этом смысле всегда работу и на себя, и на других.

Однако существует также капиталистическая сторона зна­чения предпринимателя-самого-по-себе, который руководит собой на манер менеджера и управляет своим рабочим состо­янием. Это показывает Андреас Цильке: “Массовое превращение работающих по найму в работо­дателей уже идет полным ходом. И оно показывает, что с но­вой ведущей компетенцией рынка, какими бы жесткими ни были последствия, не связан откат к Дикому Западу раннего капитализма. Сегодняшний капитализм применяет суще­ственно более изощренные, сложные и циничные методы уве­личения стоимости капитала, чем могли бы представить себе его довольно неловкие отцы-основатели.

Ранний капитализм был рассчитан на эксплуатацию тру­да, сегодняшний — на эксплуатацию ответственности. Преж­де коллеги должны были участвовать в предмете труда, теперь

они должны соучаствовать в результате предприятия. Преж­де они должны были только соучаствовать в труде, теперь они должны соучаствовать в мышлении и в опасениях. Прежде они были подчинены процессу изготовления, как простое коле­сико в машине, теперь процесс изготовления подчинен их вовлеченности. Всегда ненадежная и вызывающая сопротив­ление эксплуатация иностранцев заменяется снятием сливок путем принципиально безграничной самоэксплуатации. Крупные предприятия на широком фронте расчищают в на­стоящее время внутренние пути между инстанциями, чтобы раздробить власть принятия решений и перераспределить ее среди имеющихся голов. При этом образуются не только де­централизованные прибыльные группы; даже отдельные ра­бочие команды уже должны не просто выполнять свой рабо­чий план, а думать о своей экономической рентабельности.

Можно ли изолированные рабочие стадии делегировать путем "outsourcing" (перемещения за пределы источника) ис­полнителю заказа или субпредпринимателю или, наоборот, обязан ли внешний поставщик делать все вплоть до предос­тавления собственного ленточного транспортера — и над тем и над другим тяготеет все тот же нивелирующий ответствен­ность примат. Так же обстоит дело с “франчайзингом”: ми­ровое предприятие типа “Макдоналдс” состоит только из не­большого твердого ядра. Торговые точки его сети, опутавшей весь земной шар, переданы в собственность бесчисленным отдельным вторичным предпринимателям, которым цент­ральное руководство уступает только лицензию на пользова­ние торговым именем, ноу-хау и соответствующие продукты питания в обмен на участие в обороте. Работодатель стано­вится лицензиодателем, работополучатель — лицензиополу-чателем. Более высокую прибыль из этой комбинации объе­динения и атомизации, как утверждает новая философия фирм, извлекают обе стороны, дающая и принимающая, крупный и мелкий предприниматели.

Все эти синхронные процессы расщепления ядра и внут­ренней приватизации, происходящие в недрах самих пред­приятий, позволяют уже сейчас накапливать поразительный опыт связанной с фактическим доходом, собственной ответ­ственности в серой зоне между зависимостью и независимо­стью. Крупные предприятия в растущей мере продуцируют уже не только массы товаров, но и массы виртуальных пред­принимателей” 1.
10, Общественный договор против эксклюзии?

Но не является ли все это сделанными в хорошую погоду фотографиями некоего общества в нише благоденствия, обще­ства, которое в непогоду — почти пять миллионов зарегистри­рованных безработных в Германии летом 1997 года — имеет на редкость запыленный вид? Не относятся ли разговоры о твор­ческой “нишевой культуре” и транснациональном “граждан­ском обществе” только ко вчерашнему дню, а не к сегодняшне­му, когда налицо растущая нищета и запущенность городов? Разве эти города не предполагают обеспечения элементарной безопасности, где бы тебя не ограбили или не зарезали на бли­жайшем углу? Не кроется ли здесь причина плохо скрытого ир­рационализма, приверженности к насилию — не только на пе­риферии общества, но и в его сердцевине?

Во-первых, расширяется вилка доходов. За последние 15 лет доходы от труда (практически не) выросли в реальном исчислении на 2%, тогда как доходы от капитала за тот же пе-
1. Zielcke A. Der neue Doppelga nger, in: Frankfurter Allgemeine Zeitung, 20. 7. 1996, № 167.
риод как бы взлетели на крыльях на 59% 1. И это указывает лишь на начальную фазу, в которой растет производитель­ность капитала без труда. В глобальную эпоху считается: труд растет и дешевеет. Капитал уменьшается и дорожает. В соот­ветствии с этим снижающийся фактический доход от труда и растущий фактический доход от капитала ведут к обостряю­щемуся расколу мира на мир бедных и мир богатых.

Во-вторых, все больше групп — по крайней мере времен­но — охвачены безработицей и нищетой. В промышленно раз­витых странах Запада возникает новый “люмпен-пролетари­ат” (Маркс), постоянно растущая группа отверженных. Эксклюзия — социологическое понятие для этой ловушки бед­ности, которая раскрывается в центре современного обще­ства. Без жилья нет работы. Без работы нет жилья. Без работы и жилья нет демократии.

В прошедшие два десятилетия стоимость мировой продук­ции выросла с 4000 миллиардов долларов до 23 000 миллиар­дов долларов, а число бедных за это же время — более чем на;

20%. Доля беднейшей пятой части человечества в мировом доходе снизилась в период с 1960 по 1990 год с 4% до 1%. На этом фоне 358 долларовых миллиардеров имеют сегодня боль­ше, чем зарабатывает половина человечества2. Даже если на это мало кто обращает внимание, стоит отметить, что ежеднев­но во всем мире умирает более 35 000 детей, и не от тайфунов и наводнений или других природных катастроф, а в результате цивилизационных болезней, причем таких, которые при соот­ветствующем уходе и питании сравнительно легко предотвра­тить или излечить (пневмония, диарея, ветрянка, малярия, стол-
1. См.: Komission ffirZukunftsfragen 1996/1997; атакже: EckardtT. AnninDeutschland. MCinchen 1996.

2 Все данные взяты из доклада Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, лето 1996 (цит. по: TheIndependent, 4. April 1996).
бняк, коклюш). За два дня умирает больше детей, чем погибло американцев за все время войны во Вьетнаме (58 ООО)1.

В Германии в настоящее время более 7 миллионов чело­век живут в тени благосостояния — даже на первый взгляд обеспеченная середина общества находится под угрозой упадка. В США, как и в европейских странах, перед лицом этого едва ли преувеличиваемого по своему социальному и политическом драматизму расширения вилки между до­ходами бедных и богатых внутри и между странами круп­ные экономисты и политики начинают гадать: сколько бед­ности вынесет демократия.

Б-третьих, бедность и безработица все меньше следуют классовым стереотипам, и потому их все труднее иденти­фицировать и тем самым организовать как политическую силу. Не только безработица, но и развод, внезапная бо­лезнь, лишение доступной по квартплате квартиры или кредита суть типичные люки, через которые проваливают­ся в бедность, в жизнь без крыши над головой.

В-четвертых, в индивидуализированных формах существо­вания то, что прежде преодолевалось сообща как классовая судьба, люди должны теперь приписывать самим себе как личную судьбу, как индивидуальную неудачу и часто в оди­ночку преодолевать ее.

“Мы уже не люди. Потерю лица невозможно описать” — так говорит о своей беде один безработный из Восточной Гер­мании. В новых федеральных землях этот призрак безрабо­тицы прямо или косвенно держит в настоящее время в своих когтях большинство людей. То, что потеря работы означает “потерю лица”, справедливо там в еще более глубоком смыс­ле: ГДР была буквально “обществом трудящихся”; здесь люди
1. Bradshow Y.W., Wallace M. Global Inequalities. London 1996, p. 16 .
обобществлялись в гнезде труда — зачастую и после своего ухода, в пенсионном возрасте.

Важно различать ситуации биографической неувереннос­ти, которые еще кажутся индивидам поддающимися расчету и контролю, и те, которые кажутся уже неконтролируемыми. Первые я называю биографией риска, вторые — биографией опасностей.

Подобные градации социально обусловленной неуверен­ности существования трудно разграничить. Серые зоны широки и не просматриваются, поскольку сама граница есть не что иное, как восприятие границы с точки зрения индивидов. В подтверждение этого можно указать объек­тивные индикаторы, ресурсы и действующие масштабы нормальности; но все же нет сомнений в том, что граница между еще калькулируемой биографией риска и уже не калькулируемой биографией опасностей открывает доро­гу субъективным мнениям, догадкам, ожиданиям, надеж­дам и недобрым предсказаниям.

Тем не менее надо прямо сказать: если все больше людей — по какой бы то ни было причине — видят себя жертвами об­стоятельств, которые они со своими средствами и способно­стями не могут предусматривать, преодолевать или игнори­ровать, то такое положение дел имеет большое значение для общества (и анализа общества). Принуждение к самостоятель­ной деятельности, самоорганизации может привести в отчая­ние, а возможно, и в немую ярость. Биографии ощущаемых опасностей образуют питательную среду для насилия, неона­ционализма и революций.

Но что делать, если люди не хотят истощать себя жалобами (не страдая?)?

В этой книге разобрано много подходов и стратегий. По­стоянно обрисовывалась сама проблема и ее генезис. Можно было назвать это положением между молотом и наковальней, характерным для социальной политики в век глобальности: эко­номическое развитие ускользает от национально-государ­ственной политики, тогда как ее социальные проблемы в ре­зультате накапливаются в сборных сетях национального государства. Прогноз трудных времен налицо: уровень соци­альных конфликтов из-за распределения и принуждения к непопулярным политическим решениям растет, но все это тем не менее необходимо преодолеть.

На ключевой вопрос Второго модерна: как возможна социальная справедливость в эру глобальности ?— ни у кого нет ответа. И на следующий вопрос: существует ли что-то вроде транснацио­нальных социальных систем гарантирования безопасности — ответить так же трудно, как и в предстоящие годы его обсуж­дать 1. Не следует выступать против мирового государства и ми­рового государства социального обеспечения, поскольку оно теперь действительно нам не грозит. С точки зрения прагмати­ки, напротив, речь возможно пойдет о

во-первых, встраивании и создании основных гарантий (см. выше),

во-вторых, укреплении социальных сетей самоснабжения и самоорганизации,

в-третьих, выдвижении и постоянной актуализации вопро­сов экономической и социальной справедливости в мировом масштабе в центрах глобального гражданского общества.

Помощь в малом и великом, на месте и на других конти­нентах часто рассматривается в неразрывной связи с набором бедствий - нищетой, бездомностью, болезнью Альцгеймера, экологическим ущербом и т. п. В статье под названием Про-
1. См. о этом статьи в кн.: Leibfried S./PiersonP.P. (Hg.), StandortEuropa. EuropaischeSoyalpolitik. Frankfurt/M. 1997.
щание с юдолью слез это оспаривает Файт Пост, спикер Гер­манского отделения Всемирной организации помощи голо­дающим. “Все это вызывает сожаление и бесполезно. Ибо де­ятельность большинства организаций помощи предпочти­тельней призыва к политике экономического развития. Дан­ные организации — государственные или частные — могут сослаться на множество успешных дел, даже таких, которые можно подтвердить с цифрами в руках... В чересчур извиня­ющемся тоне, как бы оправдываясь, твердят, что эти успехи зиждутся на важных предпосылках: на компетенции, профес­сионализме и более чем средней мотивации сотрудников и организаций помощи.

Девять из десяти немцев считают помощь развивающимся странам необходимой; сотни тысяч граждан жертвуют еже­годно несколько миллионов марок на эту цель; среди учени­ков растет интерес к условиям жизни людей в третьем мире. Можно ли представить более благоприятные предпосылки для пробуждения желания проводить политику развития?

Если организации помощи хотят вытащить эту тему из юдо-ли слез, то они должны научиться общаться, а не поучать;

предлагать более удачные решения вместо того, чтобы про­сто перечислять проблемы; завоевывать сердца людей, а не “только” их разум. Они должны демонстрировать больше воз­можностей для действий вместо того, чтобы публиковать но­вые исследования: быть более готовыми к конфликтам вмес­то того, чтобы коситься на государственных кредиторов;

видеть в себе помощников, оказывающих услуги, и в мень­шей степени — наставников в сфере морали.

Результат частного опроса среди африканских друзей: по­нятие "юдоль слез" нельзя адекватно перевести на их язык”1.
1. Post V. Abschied vom Jammertal, in: DieZeif vom 28. 3. 1997.
VII Европа как ответ на глобализацию

Многих мучает странный эссенциалистский вопрос: что есть Европа? Нередко ответ звучит так: Европа была. “Не мо­жет быть возврата в Европу, по той простой причине, что Ев­ропа существует только в музее риторики” 1.

Но Европа не географическое, а воображаемое простран­ство. На вопрос, что составляет идентичность Европы, отве­чает, например, Милан Кундера: мудрость романа. “Мне нра­вится мысль, что искусство романа пришло в мир как эхо божественного смеха... Есть замечательная еврейская посло­вица: человек думает, Бог смеется. Вдохновленный этой сен­тенцией, я охотно представляю себе Франсуа Рабле, однаж­ды услышавшего смех Бога, — так родилась идея первого великого европейского романа”2. Европа для Кундеры озна­чает: открывать, видеть мир как многозначность и жить в нем. Мудрость романа — это мудрость неопределенности, мудрость иронии.

Можно придумать бесконечное множество других опреде­лений, например “европейские граждане мира”, которые опи­сали Монтень, Гёте и Кант (если назвать только троих), сами жившие как таковые. Эти граждане мира после катастрофы, которой стала национал-социалистическая Германия и для европейских евреев, сегодня чувствуют себя как дома повсю­ду, в том числе и в Израиле. Все эти определения в эпоху гло-
1. Sieferle R. P. EpochenwechselDieDeufschenanderSchwellezum 21 JahrhundertBerlin 1994, S. 78.

2 Kundera M. Die Kunstdes Romans. Munchen 1987, S. 166.
бализации незаменимы для европейской идентичности экзи­стенциально и политически, они указывают на будущее.

Но остается вопрос: может быть, Европа все-таки иллюзия? Те, кто возьмет на себя труд изучить многотомные материалы жалоб на конференциях, где сетовали по поводу небытия Ев­ропы и говорили о ее становлении, не смогут сдержать зево­ту. Это самое лучшее чтение перед сном! Самый эффектив­ный заменитель снотворного (без побочного действия!).

Смущает то, что политическая Европа не только не суще­ствует; очевидно, что ее несуществование все еще не воспри­нимается как недостаток. Даже ангажированные интеллекту­алы, которые всегда готовы украсить своим именем призывы творить добро и противиться злу, не в состоянии вмешивать­ся в “европейские дела” поверх все еще существующих стен, разделяющих общественности отдельных государств.

Не существует, к примеру, настоящей общеевропейской ежедневной газеты, общеевропейской телепрограммы, кото­рая бы заслужила это имя, настолько приковав внимание сво­ей европейской публики, что рейтинги национальных теле­программ просто рухнули бы. Да и рынок “Европа”, кажет­ся, породил мелочный дух, провинциализм, а не европейство. В эти беспокойные времена люди цепляются за обломки ста­рого и привычного, чтобы их не унесло потоком всеобщих перемен.

Но, может быть, поднимутся стенания по поводу полити­ческого провала Европы, когда Европа ложной утопии спот­кнулась о то, чем “политическая” Европа должна была бы быть?

Тот, кто сетует на то, что европейское политическое про­странство до сих пор еще не возникло, думает в конечном сче­те так: Соединенных Штатов Европы, сравнимых с Соединен­ными Штатами Америки, не существует. Нет европейского парламента, нет европейской общественности, которые бы заслужили это название, следовательно, нет политической Европы как национального государства; и едва ли можно при­крыть даже прозрачными надеждами это голое ничто.

Но возможно ли сделать набросок политической Европы, исходя из понятия национальной общественности в тот ис­торический момент, когда рушится система отношений на­ционального государства и возникают локально-глобальные идентичности? Позволяет ли, мешает ли европейство иден­тифицировать себя с людьми, выброшенными в фавелы — бразильские трущобы? Могу я как европеец чувствовать себя обязанным “Гринпису” (также и за то, что он вместо меня за­нимается сортировкой мусора в мировом масштабе)? Вытес­няет ли “Европа” мое феминистское самосознание? Или европейская идентичность усиливает феминистскую и эко­логическую идентичность? Против чего или за что высту­пают люди, если они настроены дополнительно или пре­имущественно за или против Европы?

Из этих вопросов следует одно: никто не ждет Европы. Ев­ропа сама навязывается. Она должна выслуживаться, чтобы на нее обратили внимание. Европа в первую очередь есть про­сто-напросто лейбл, наклейка на автомобиле или еще одно бюрократическое распоряжение.

Почему Европа? Почему не Хельга, или бабушка, или бездомные по соседству, а то и на другой стороне планеты? На этот вопрос европейцы в будущем должны дать ответ. О чем идет речь, когда говорят о Европе? О субсидиях для поддер­жания цен на молоко и т. п.? Об эксклюзивной Европе, т. е. о строительстве крепости Европа? Или речь идет об инклюзив­ной Европе, которая видит в себе политического укротителя экономической глобализации, активно оформляет ее поли­тически. Ключевое знание, ключевой подход таковы: без Ев­ропы нет никакого ответа на вызов глобализации. А значит, то, чем является или чем должна быть Европа, не следует — как в фокусе — вытягивать из прошлого, оно должно политически набрасываться как политический ответ на вопросы будуще­го, причем во всех тематических полях: рынка труда, эколо­гии, социального государства, международной миграции, политических свобод, основных прав. Только в транснацио­нальном пространстве Европы политика индивидуального го­сударства может превратиться из объекта угрожающей гло­бализации в субъект творимой глобализации.

Но тогда вопрос формулируется так: какие ответы может дать политическая Европа — и только политическая Европа — на вызовы глобальной эры?

“Я разделяю мнение, — говорит Йошка Фишер, — что Ев­ропа строится вокруг банка. Вопрос только в том, какие вы­воды делаются из этого? Я также хотел бы, чтобы первым ша­гом был не Маастрихт, а процесс политической интеграции. Но не прервем ли мы тем самым этот первый реальный пере­нос суверенитета на европейский уровень? Я считал бы это неправильным”. Ибо, во-первых, рассуждает дальше Фишер, дебаты о введении евро будут “вестись во всех национальных обществах аналогично. И это хорошо: возможно, впервые уда­стся вывести европейские дискуссии из сферы внутренней политики тех или иных национальных культур. Во-вторых: европейский рынок труда, будучи нерегулируемым, создает все больше проблем. Португальские строители используются здесь [т. е. в Германии], африканские строители — в Португа­лии, а немецкие строители оказываются без работы. Сейчас это впервые приводит к дебатам по вопросу, не стоит ли вер­нуться назад и снова перекрыть границы, или же нужно сде­лать шаг вперед и подумать о регулировании европейского рынка труда. В-третьих: Ширак во время полемики вокруг испытаний ядерного оружия на атолле Муруроа в 1995 году должен был осознать, что европейская внутренняя интегра­ция продвинулась дальше, чем в 1965-м, во времена де Голля. Общество уже не дало согласия на атомные испытания. Эти­ми тремя фактами я хочу показать, что начинаются споры вокруг создания европейской валюты. Они могут быть исполь­зованы для того, чтобы не застрять на стадии общеевропейс­кого банка, но прийти к европейской дискуссии о конститу­ции. Нам нужна европейская дефиниция основного права” 1.

Из ловушки глобализации нет национального выхода. Но есть, пожалуй, выход транснациональный. Транснаци­ональная совокупность государств масштаба Европейско­го Союза могла бы восстановить приоритет политики, вос­становить демократически контролируемую общественно- и экономико-политическую способность действий для коопе­рирующих стран. В самом деле, сильный демократический Ев­ропейский Союз, как самая большая торговая держава мира, мог бы использовать свой вес для проведения подлинных ре­форм — и внутри, и снаружи. Всемирную торговую организа­цию нужно было бы еще раз реформировать. Настоятельно необходимо ввести социальные и экологические минималь­ные стандарты. И это должно делаться не из протекционист­ских соображений, а для преодоления европейской двойной морали, когда люди в других странах не защищены в отноше­нии того, что в Европе дефинировано и защищается как че­ловеческое достоинство. Политике дерегулирования транс­национальных государств нужно бы противопоставить требование дерегулирования, введения новых социальных и экологических стандартов. Нам нужно единое налогообложе-
1. Fischer J. Доклад в рамках дискуссии “Вон из национального биотопа” (“Heraus aus dem nationalen Biotop”), in: faz, 13. 6. 1997.
ние в Европейском Союзе, чтобы не возникали дополнитель­ные налоговые лазейки. Нужно прийти к взвешенной миро­вой торговле, в которой не действовал бы принцип, когда все меньше игроков выигрывают все больше, а за кутеж распла­чиваются все остальные. Мы должны наконец начать обсуж­дение всеевропейской экологической налоговой реформы, которая лишила бы национальных игроков их аргументов. Мы должны помочь другим странам в том, чтобы они производи­ли для собственного рынка, чтобы в нем участвовало их соб­ственное население. Глобализация означает, как сказано, ре-регионализацию на субнациональном и наднациональном уровнях.

Политика типа “что бы я хотел получить в подарок на Рож­дество”. Раньше это называлось “утопией”. “Общество осво­божденного времени, социальная система, которая деликат­но переводит граждан на самостоятельную деятельность, активное государство, которое посредством целенаправлен­ного спроса поощряет обновление промышленности и ори­ентирует его (какие технические системы мы хотели бы иметь в будущем? в каких системах нуждается мир?), Европа, кото­рая не капсулируется, но на своих границах организует об­мен с соседними регионами и мировым рынком, укрощение "мультиков" (мультинациональных концернов) по всему миру — какие еще будут пожелания? — спрашивает М. Греффрат и отвечает: — Все верно. Общество освобожденного вре­мени и Европа, которая замечает свой "второй шанс" (Ю. Хабермас) и приводит в порядок кое-что из того, чем Европа за последние четыре сотни лет обогащала и охватыва­ла мир, — это, разумеется, была бы просто культурная рево­люция, великое событие, не менее значительное, чем эпоха Возрождения. Забавно призывать к этому. Но как-то прихо­дит все же в голову, что время года на дворе может сыграть свою рель, да и несколько ласточек уже как будто прилетели: вот уже маститый мировой спекулянт считает, что либераль­ный финансовый капитализм более опасен, чем в свое время коммунизм, вот уже фабрикант предметов роскоши Йооп за­являет, что он ни в грош не ставит весь свой хлам, вот он пуб­лично дает понять, что, в сущности, презирает тех людей, ко­торые пользуются его продукцией, и все это значит, что в воздухе носится смена ценностей, пусть такие мягкие формы диссидентства еще не достигли масштаба Сахарова. А значит, назревает возможность смены элиты. Скромные начатки. Вот уже рабочие на заводе "Фольксваген" в Вольфсбурге доволь­ны, а их жены очень довольны меньшей зарплатой; вот соб­ственник крупной станкостроительной фабрики (как и мно­гие его коллеги) мечтает о всеобщем сокращении рабочего времени — "только это должны ввести все". Вот уже Юрген Шремпп, выступая перед немецкими банкирами, мечет гро­мы и молнии из-за отсутствия европейских проектов и наста­ивает на строительстве скоростных магистралей до Москвы, чтобы в результате получить рабочие места, прибыль и тор­жество европейского духа; вот швабские предприниматели мечтают о солидной инициативе, благодаря которой крупные города Юго-Восточной Азии смогут осуществить экологичес­ки допустимые транспортные проекты; вот Пол Кеннеди бес­церемонно ожидает, что "Европа" очистит Средиземное море. "Вообще говоря, — сказал машиностроитель, — именно это мы бы могли хорошо сделать". Если мир перестраивается, если крупные системы распадаются или стагнируют, то люди ищут новых путей. Вначале индивидуальных, окольных, по­лулегальных. И на какое-то время будет важно не то, что уп­равляющие работают по старинке, а то, что многие люди ори­ентируются по-новому. Ибо в свое время, как кажется, не будет большого разрыва между требованиями, которые содер­жатся в больших аналитических исследованиях, и повседнев­ностью учеников, биржевых спекулянтов, студентов. Другая политика станет возможной, когда какое-нибудь правитель­ство отважится на публичное признание того, что рынок им больше не правит. Только тогда может наступить время New Deal (Нового курса): между поколениями, между безработны­ми и занятыми, между полами, между государством и обще­ством” 1.
1. Greffrath M. Die Frage nach dem New Deal. Ms, Berlin 1997.
VIII

Перспективы. Гибель a la carte1: бразилизация Европы

Если эта Новая сделка не будет заключена, если фатализм постмодерна и неолиберального глобализма окажется само­подтверждающимся пророчеством, то ситуация действитель­но станет фатальной. Но тогда могут стать реальностью ужас­ные картины будущего, всецело захватившие общественное воображение. В качестве традиционного эпилога рассмотрим одну из них — бразилизацию Европы.

Итак. Неолибералы одержали победу. Даже себе в ущерб. Национальное государство упразднено. На месте социаль­ного государства — руины. Но непорядка не возникло. Вме­сто властного и правового здания национально-государ­ственных акторов появились раздираемые противоречиями союзы господств. Между ними расположились ничейные земли норм и права.

В опасных городских центрах служащие в галстуках живут и работают в охраняемых видеокамерами небоскребах, похо­жих на средневековые замки; эти крепости снабжаются и уп­равляются транснациональными концернами.

Также имеются парки и природоохранные зоны, которые со­держатся воинствующими “зелеными” (так называемыми “тер­рористическими вирусами”), защищающими их силой оружия.

В определенных районах можно свободно приобретать и употреблять наркотики. В других уже введена смертная казнь за курение сигарет. Вооруженные отряды пенсионеров пат­рулируют границы ухоженных поселков для престарелых.
1. Согласно меню, на выбор (франц.).
Имеются скоростные автомагистрали для суперлимузинов, но водители последних свое желание обогнать в вечном дви­жении по кругу должны удовлетворять, сигналя друг другу фарами, переключая их с ближнего на дальний свет (юрких спортивных тачек они попросту не замечают).

А по кругу они мчатся потому, что эти автомагистрали гра­ничат с районом для велосипедистов, в котором не ехать на велосипеде запрещено под угрозой сурового штрафа — со все­ми неудобствами для повседневной жизни. И каждый (каж­дая) должен (должна) решать проблему: как сойти с велоси­педа, не нарушив (не переступив — надо было бы сказать) по крайней мере на мгновение закона, запрещающего здесь хож­дение пешком? Вот почему в этом районе для удобства вело­сипедистов устроены лестницы и лестничные клетки, а ря­дом с супружеской кроватью, как и рядом с письменным столом, смонтированы стойки, чтобы велосипедистам было удобно устанавливать свои велосипеды; предусмотрен также беспешеходный переход к другим функциям жизни, напри­мер, ко сну и работе; пусть это далеко от совершенства, но такова жизнь.

Средства общественного транспорта запрещены. Они вос­принимаются как динозавры эпохи национального государ­ства. Символы их власти, кстати, можно еще осмотреть толь­ко в хорошо охраняемых музеях.

Входя в еще действующее метро, пассажир сигнализирует, что он готов к нападению на себя. Так что здесь факт нападе­ния равносилен самооговору. Правило такое: подвергшиеся нападению сами виноваты в том, что на них напали.

Среди этих нечетко разграниченных областей господства концернов, союзов, фармацевтических картелей, армий спа­сения, воинствующих защитников природы, обществ вело­сипедистов и возможностей добровольно предоставить себя в качестве объекта ограбления (возможно, в связи с тем, что терапевт счел этот индивидуальный опыт необходимым в ходе становления личности) — лишь смутно припоминается то гор­дое национальное государство, ради которого миллионы муж­чин протыкали друг друга штыками, дырявили пулями и взры­вали. Государства представляют частные интересы среди частных заинтересованных лиц;

Если взять какой-нибудь транснациональный концерн — например, “Дойче банк”, который теперь называется “Вельт-банк” (т. е. “Мировой банк”), — то соотношение сил здесь бу­дет обратное. Если мелкое государство, чтобы его рассмот­реть, нужно положить под лупу, то концерны надо будет рассматривать через перевернутый бинокль, чтобы их вооб­ще можно было бы разглядеть.

Соответственно Организацию Объединенных Наций сме­нит альянс под названием “Объединенная кока-кола” или что-нибудь в этом роде.

Оставшееся государство максимально вздует налоги — или следует говорить “притязание на налоги”? Но налоговые вы­платы уже давно, во всяком случае де-факто, перейдут в раз­ряд добровольных услуг, пожертвований, так сказать. А зна­чит, их надо отбирать, вытягивать, конкурируя со многими другими платами за защиту и данями, которыми угрожают указанные выше персональные союзы господства с помощью их вооруженных услуг по безопасности. Ибо государственная монополия на применение насилия будет, как и другие мо­нополии, упразднена. Что останется, так это опыт какой-то внешней политики. И это обычное в литературном ремесле почетное название (“опыт”, “эссе”) здесь особенно уместно.
Рекомендуемая литература

Сборники статей

Ulrich Beck (Hg.), PolitikderGlobalisierung, Edition Zweite Modeme, Frankfurt:

Suhrkamp 1997. Ulrich Beck (Hg.), Perspektiven der Weltgesellschaft, Edition Zweite Modeme,

Frankfurt: Suhrkamp 1997.

John Eade (Hg.), Living the Global City, London: Routledge 1996. MikeFeatherstone(ed.), Global Culture: Nationalism, Globaliyition, and Modernity,

London: Sage 1990. Mike Featherstone / Scott Lash / Roland Robertson (ed.), Global Modernities,

London: Sage 1990. Stuart Hall / David Held / Tony McGrew (ed.), Modernity and its Futures,

Cambridge: Polity Press 1992.

David Held (Hg.), Cosmopolitan Democracy, Cambridge: Polity Press 1995. Remission furZukunftsfragen, DieEntwicklungdesArbeitsmarktes, Berichtl, Bonn

1996. WemerWeidenfeld (Hg.), Demokratie am Wendepunkt, Berlin: Siedler 1996.

Монографии

Martin Albrow, Abschied von der Heimat. Gesellschaft in derglobalen Ara, Edition

Zweite Modeme, Frankfurt: Suhrkamp 1998. Barry Axford, The Global System: Economics, Politics and Culture, Cambridge:

Polity Press 1995. Ulrich Beck, Das Zeifalter des eigenen Lebens: Die Globalisierung der Biographien,

Edition Zweite Modeme, Frankfurt: Suhrkamp 1998. Volker Bomschier, Westliche Gesellschaften im Wandel, Frankfurt, New York 1988.

Frank Deppe, Fin de Siede — Am Ubergang ins 21. Jahrhundert, Кб In 1997. Yehezkel Dror, 1st die Erde noch regierbarf Munchen: Bertelsmann 1994. Mike Featherstone, Undoing Culture, London: Sage 1996. Anthony Giddens, Die Konsequenyn der Moderne, Frankfurt: Suhrkamp 1995. Anthony Giddens, Jenseits von Links und Rechts. Die Zukunft radikaler

Demokratie, Edition Zweite Moderae, Frankfurt: Suhrkamp 1997. JQrgen Habermas, Die Einbevehung des Anderen, Frankfurt: Suhrkamp 1996. UlfHannerz, Transnational Connections, London: Routledge 1996. Ronald Inglehart, Modernization and Posfmoderniwtion, Princeton: University

Press 1997. Wolfgang Kessler, Wirtschaften im dritten Jahrtausend, Oberursel: Publik-Forum -

Verlagsgesellschaft 1996.

Scott Lash/John Urry, Globale Kulturindustrien, Frankfurt: Suhrkamp 1998. Edward Lutwak, Weltwirtschaftskrieg — Export als Waffe — Aus Partnem werden

Gegner, Reinbek b. Hamburg: Rowohit 1996. Hans-Peter Martin/Harald Schumann, Die Globalisierungsfalle, Reinbek b.

Hamburg: Rowohit 1996. Joachim Matthes (Hg.), Zwischen den Kulturen?, Sonderband 8 der Soyalen

Well, Baden-Baden 1992.

J. Micklethwait/A. Wooldrige, The Witch Doctors, New York: Times Book 1996. Kenichi Ohmae, Die neue Logik der Weltwirtschaft — Zukunftsstrategien

intemationaler Копаете, Hamburg: Hoffmann & Campe 1992. Robert B. Reich, Die neue Weltwirtschaft. Das Ende der nationalen Okonomie,

Berlin: Ullstein 1993. Roland Robertson, Globalization: Social Theory and Global Culture, London:

Sage 1992.

James Rosenau, Turbulence in world Politics, Brighton: Harvester 1990. Rolf Peter Sieferle, Epochenwechsel —Die Deutschen an der Schwelle г.ит 21.

Jahrhundert, Berlin: Propylaen 1994. Immanuel Wallerstein, One World, Many Worlds, New York: Lynne Rienner

1988.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


написать администратору сайта