Философия. Вопросы Филса-4. Памятка начиная отвечать на вопрос пользуйтесь простейшей диалектической конструкцией, по типу говоря о (предмет вопроса), нужно упомянуть, что (этот авторидеяконцепция) связаны с (этим периодомвременем)
Скачать 224.36 Kb.
|
1. Структура философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, антропология, аксиология, этика, эстетика, логика. Прежде всего, философия, буквально означающая «любовь к мудрости», является одной из древних форм духовной деятельности, присущей цивилизованному человечеству. Возникнув из житейской мудрости, обобщившей опыт многих поколений людей, она поднялась до уровня самой абстрактной из всех наук, которая изучает человека и мир в единстве связывающих их отношений. В своем поистине орлином полете философия не рассматривает вещи, явления и процессы в деталях, но занимается исследованием общих принципов и законов, которые характеризуют отношения между бытием и мышлением, практикой и познанием, обществом и природой, личностью и обществом. Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos–бытие, logos – учение) – учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis – знание, togos – учение) –учение о познании, аксиологию (от греч. axios – ценность и logos– учение)– учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию (от греч. antropos – человек и logos– учение) – учение о человеке, историю философии, этику, эстетику. Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины. Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир ? Каковы этапы или сту¬пени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? и др. Философская антропология – раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще. Социальную философию следует отличать от конкретных наук об обществе. Особенно близка к социальной философии социология. Однако при всей близости эти дисциплины не совпадают между собой. Социология исследует общество как объективную структуру, из которой мысленно исключаются отдельные личности, воля и мотивы поступков отдельных людей. Предметом социологии являются по преимуществу большие массы людей, классы, социальные институты и иные общности людей. В отличие от социологии социальная философия не исключает личность. Напротив, соотношение общества и личности является одной из ее важнейших тем. Философия истории – изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? – таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами. Этика – учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории – добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций. Этика тесно связана с философской антропологией, социальной философией, философией истории, эстетикой. Эстетика – учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием. 2. Онтология как учение о бытии. Основные проблемы и понятия онтологии. Онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) – философская наука о бытии, основных видах и свойствах бытия. Термин «онтология» в 1613 г. предложил Р. Гоклениус, а закрепил его в науке немецкий философ и ученый Х. Вольф. Учение о бытии под другими названиями существовало еще в античности, когда возникла потребность в более общем воззрении на мир, чем позволяла получить натурфилософия («философия природы»). Так, роль онтологии в учении Аристотеля исполняла его «первая философия», предметом которой он считал исследование сущего, его начал, свойств и форм. После Аристотеля учение о мире в целом, в отличие от наук о природе, по заглавию одного из его трудов получило название «метафизика». Позже была поставлена проблема первоначала или субстанции – первичного и самодостаточного слоя реальности. Это – то в мире, что устойчиво и постоянно, в отличие от чувственно воспринимаемых вещей и процессов; она воспринимается разумом и не зависит ни от чего, все определяя собой. Итак, античность считала мир космосом – упорядоченной целостностью. Части космоса были иерархически упорядочены и подчинены единому закону красоты и порядка. Космос противопоставляли бесформенному и неупорядоченному хаосу. Новое время видело в природе сложный механизм, состоящий из материальных частей и подчиненный единым законам. Этот механизм, созданный Богом, нуждался только в первотолчке, после которого начинается его движение. Космосом правят простые и неизменные законы: на всех уровнях организации Вселенной процессы сводятся к взаимодействиям масс и сил. Основными понятиями онтологии были дух и материя. Г.Галилей говорил о материальной субстанции – единой основе природы, которую можно описать математически. Материю отождествляли с веществом, материальным телом: «Телом является все то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой-то частью пространства или имеет с ней равную протяженность». И.Ньютон также считал материю инертной субстанцией, исключающей эволюцию; ему принадлежит концепция независимости пространства и времени от материи. Ей приписывали такие свойства, как пассивность, косность, инертность. Противоположностью материи был дух – активный, невещественный, представленный множеством живых существ. Предметом философских дискуссий были первичные и вторичные качества материи. Так, Дж.Локк считал, что первичные качества – это объективные свойства материальных тел (величина, положение, скорость), а вторичные – это субъективные ощущения (вкус, цвет, запах). По Г.Галилею, первичные качества – те, что выразимы математически. Т.Гоббс относил к первичным качествам только протяженность и движение. Статус онтологии как важной философской дисциплины обусловлен тем, что при разработке всех конкретных теорий необходимо исходить из более общих (фундаментальных) теорий. Поэтому своя «онтология» есть у каждой из наук. Например, для физических наук онтологией является общая теория физики, для экономических наук – общая теория экономики. В отличие от этих наук, философия занимается созданием всеобщей онтологии как универсальном, положительном, истинном знании о действительности. Проблематика философской онтологии сводится к выявлению сущности бытия, его смысловых значений, основных видов бытия и отношений между ними, всеобщих свойств бытия. Поэтому онтология тесно связана с другими философскими науками, которые подвергают более детальному рассмотрению как сущность бытия (логика, теория познания), так и его виды (философия природы, социальная философия, философская антропология). При этом основные понятия онтологии конкретизируются и наполняются содержанием, специфичным для этих философских дисциплин 3. Объективный идеализм Платона (понятие идеи (эйдос), мир вещей и мир идей, чувственное познание и умозрение, познание как припоминание, метафора пещеры). В первую очередь, Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. Философское учение Платона обнимает широкий круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и познании, об обществе и т.д. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; • окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; • любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.); • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). Идеи воплощаются в аморфную материю, из которой возникают вещи. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами, размышлениями, являясь причиной всего, не перерождаются и близки к божественному. Мир вещей противоположен миру идей. Вещи могут быть уничтожены, исследуются с помощью чувств, они могут быть полезны, близки человеку. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела. Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста, то есть бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей, соответственно своеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, то есть душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако, если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Такая концепция познания получила название концепции припоминания. Однако прекрасное, которого ищет Платон, не есть все лишь кажущееся. «Мы исследовали то, - поясняет Платон, - чем прекрасны все прекрасные предметы, подобно тому что великое велико своим превосходством». И то же относится, по Платону, ко всем другим классам предметов и их свойств. Каждому классу одноименных вещей чувственного мира соответствует в мире вещей, постигаемых умом, некая вечная, не возникающая и не погибающая, безотносительная причина того, что делает вещь именно вещью этого и никакого другого класса. Указать эту причину - значит указать в противоположность явлению истинную сущность вещи. Миф о пещере Платона или аллегория пещеры, также известная как метафора пещеры, является одной из самых замечательных и прокомментированных аллегорий в истории философии. Ввиду важного значения этот диалог неоднократно интерпретировался с разных точек зрения, подчеркивая гносеологические и политические. Хотя верно, что аллегория относится к важной роли образования в поиске истины о человеке, главная цель Платона заключалась в создании очень простой метафоры, благодаря которой все понимали, что причина является источником всего истинное знание. Диалог начинается с того, что Сократ описывает своему спутнику сцену в пещере, где заключенные находятся на ступнях, руках и шее у стены. Заключенные не могут видеть друг друга; все, что вы можете увидеть, это противоположная стена в нижней части пещеры. Позади них несколько человек идут по коридору, держа над головой предметы разной формы. Тени этих объектов отражаются в стене в задней части пещеры из-за костра, который находится немного позади коридора. Аллегория продолжается, когда Сократ предлагает освободить заключенного. Что будет в этом случае? Заключенный сначала включит огонь, который вызывает тени и будет временно ослеплен и воспален из-за его яркости: в конце концов, его глаза никогда не видели огня раньше. Рассказывая историю пещеры, Платон пытается объяснить, как человек достигает высших уровней знания, чем ближе он к истинному источнику света, в данном случае к Солнцу. Для Платона истинный путь к мудрости - это оставить пещеру во внешнем мире и увидеть с высшим освещением то, что освещает все. Этот путь доступен только тому, кто использует разум. 4. Метафизика Аристотеля (учение о четырёх причинах, о категориях, о материи и форме, о божественном перводвигателе). Одним из важнейших выводов категориального анализа сущего (категории – наиболее общие универсальные онтологические характеристики сущих вещей) становится то, что мы научаемся различать существенное и несущественное, субстанциальное (сущностное) и акцидентальное (поверхностное, случайное). Различать существенное и несущественное является обязательным для ученого и для человека вообще, поскольку человек в высшем своем развитии является философом. Наука – это есть знание общего. Предметом науки является то, что Аристотель в «Категориях» называет «второй сущностью». Напоминаю, что сущность понимается двояко: первая сущность – единичная физическая вещь, вот это вот (τόδε τι), то, на что можно указать рукой; вторая сущность – предикативная, т.е. может служить характеристикой в отношении первой сущности. Именно вторая сущность является предметом научного познания. Аристотель использует разные термины для обозначения второй сущности, например: форма (лат. forma) – это латинский термин, этимология этого слова не вполне ясна. Основная этимологическая гипотеза сближает этот латинский термин с санскритским словом «дхарма» (санскр. dharma, пали dhamma), т.е. существует вероятность, что слово «дхарма», взятое из индийской традиции и латинское слово «форма» восходят к одному праиндоевропейскому пракорню. То, что латинские переводчики стали называть формой, у Аристотеля называется по-гречески μορφή (морфэ́): отсюда «морфология» и др. Так вот, вторая сущность это: форма (μορφή), вид (εἶδος), род (γένος), сущность (οὐσία), природа (φύσις). Аристотель также использует громоздкое выражение: «τὸ τί ἦν εἶναι» («то́ ти э́н э́йнай»). Благодаря латинской комментаторской переводческой традиции это стало обозначаться как «quidditas» («квиддитас»), что в переводе на русский звучит как «чтойность»: это есть то, что делает вещь тем, что она есть. Первая сущность предметом научного познания быть не может. Чем отличается существенная характеристика от несущественной? Существенная характеристика должна быть универсальной и общезначимой. Допустим, прямоугольность, цвет, место и время не будут существенными характеристиками в отношении стола. Существенным будет то, что любой стол является некоей плоскостью, поднятой над поверхностью пола на определенное расстояние. Стол с необходимостью должен быть плоским объектом, т.е. существенной характеристикой является его плоскостность. Это есть характеристика, связывающая между собой в единый класс объектов все многообразие мыслимых и существующих столов. Другой пример Аристотеля – дом. Двухэтажность или трехэтажность дома не является существенной характеристикой для понимания того, что есть дом по своей сути. Но, дом с необходимостью должен иметь крышу, чтобы человек мог спрятаться от дождя или от лучей палящего солнца, т.е. наличие крыши, стен и дверей – это будет чем-то существенным для понимания того, что есть дом по сути. Полного перечня существенных характеристик какого бы то ни было класса объектов, по Аристотелю, быть не может. В этом отношении мы вынуждены стремиться к тому, чтобы понимать больше и лучше о сути вещей и нас самих, но максимально окончательного, максимально адекватного понимания и познания того, что есть суть той или иной вещи, мы никогда в этом вечно меняющемся мире не достигнем. Это провоцировало многих в античности утверждать в отношении Аристотеля и перипатетиков, что они скептики и агностики. Так полагали эпикурейцы. Напоминаю, что эпикурейцы настаивали на том, что они больше чем философы. Эпикур называл себя не φιλόσοφος (философос), т.е. не философом, а σοφός (софос), т.е. мудрецом, который постиг в окончательном своем выражении суть и истину всех вещей. О прочих философах он рассуждал снисходительно. Для эпикурейцев перипатетики – недомудрецы, всего лишь философы и только. Это то, что касается категориального анализа бытия сущих вещей. Есть первая сущность – единичная физическая вещь, есть вторая сущность – непредикативная, видовая, родовая онтологическая характеристика. Первая сущность не есть вторая сущность, и различие между этими двумя пониманиями сущности никогда не может быть стерто в этом мире с точки зрения Аристотеля. |