Философия. Вопросы Филса-4. Памятка начиная отвечать на вопрос пользуйтесь простейшей диалектической конструкцией, по типу говоря о (предмет вопроса), нужно упомянуть, что (этот авторидеяконцепция) связаны с (этим периодомвременем)
Скачать 224.36 Kb.
|
10. Абсолютный идеализм Гегеля. Гегель является основоположником философской системы Абсолютного идеализма. Он завершил логическое разворачивание предшествующих концепций представителей немецкой классической философии, в частности И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга. В том случае, если абсолютный разум составляет собою тождество объекта и субъекта, он является также тождеством природы и мышления. Вследствие этого можно определить, что он в себе содержит абсолютно все, что есть в нашем мире. Таким образом, абсолютный разум являет собою сам этот мир. В его оковах субъект и объект синтезируются и создают единую целостную систему. Тем не менее, определяется, что абсолютный разум это не только этот мир, он есть еще и то, что являет непосредственно сам по себе. Абсолютный разум сам по себе является определенной идеей его самоочевидного бытия, идеей о том, что вообще существует абсолютный разум, вне зависимости от того, что именно собою являет абсолютный разум. Таким образом определено, что существует определенная абсолютная идея, которая содержит в недрах себя бытие абсолютного разума и его сущность. Некая абсолютная идея является определением того, что такое абсолютный разум, следовательно, данная идея является первичной и основной для абсолютного разума. Можно определить, что абсолютная идея является определяющей субстанцией абсолютного разума. Важно заметить, что абсолютная идея сохраняется в контексте системы предметного мира, который открывается посредством абсолютного разума и является результатом его дифференциации на природу и дух. Мир вещей являет собою инобытийное состояние абсолютного разума. Абсолютная идея по своей сущности является первоэлементом мира как духовного в составе абсолютного разума, так и естественного. Таким образом, абсолютная идея, которая определяет абсолютный разум, является первоосновой и сущностью всего материального и духовного мира. Именно абсолютная идея – это принцип правильной философии, правильного познания, абсолютного идеализма. Источником и духовным началом первоосновы мира является абсолютная идея. Гегель определяет подлинность обоих противоположных вариантов, но только в своем противоречии, а при отсутствии одного другое будет не истинным. То есть получается, что все подлинное не может оставаться истинным без иного противоположного себе, в которое оно может трансформироваться. Всеобщее бытие, бытие абсолютной идеи не может называться подлинным, так как оно не имеет содержания и качества. Тем не менее, всеобщее бытие, бытие абсолютной идеи не может называться не подлинным и не истинным, так как оно мыслиться, вследствие чего является подлинным. 11. Эволюция понятия диалектики. Диалектический метод и законы диалектики. Для начала следует отметить, что такое понятие как диалектика имеет множество толкований, но все они сводятся к одному простому принципу: диалектика является искусством грамотного спора. Диалектика – это способ обоснования определенных заключений в философии, помимо этого, диалектика является формой и средством рефлексивного теоретического рассуждения, анализирующее различные разногласия, которые зарождаются в процессе мышления и проявляются во время доказательства или опровержения какой-либо теории. Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях: 1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность. 2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании. 3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики. В историческом плане принято выделять три формы диалектики: стихийная диалектика Древней Греции, идеалистическая диалектика немецкой классической философии и материалистическая диалектика XIX века. Само понятие диалектика родилось в древнегреческой философии, где с развитием античной демократии стало высоко цениться умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Выдающимся диалектиком является Гераклит. Диалектика у него - это концепция непрерывного изменения, которое мыслится им в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий - огня, воздуха, воды и земли. Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая. Диалектике Гераклита присущи идеи становления, единства и борьбы противоположностей, совпадения абсолютного и относительного. Обращая внимание на источник изменения и развития, Гераклит по-прежнему оставлял в тени проблему поступательности развития. Его мысль была сосредоточена в основном на повторяемости и круговороте. Он еще не ставит проблемы скачкообразности процесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в свою противоположность. В теории познания Гераклит начинал с сенсуализма (от лат. sensus - восприятие, чувство). Он учил о совпадении судьбы, необходимости и разума, развивая учение о единстве противоположностей. Его диалектика наивна, но правильна, разработана в общей форме и не дошла до частностей. Гераклит - первый греческий философ, вышедший за рамки чисто натуралистических построений мистики чисел и религиозно-этических исканий. Он сделал во многом успешную попытку определить единую объективно-логическую закономерность, лежащую в основе всякого процесса и состояния. Данное определение является максимально тождественным по отношению к термину, однако прочитав его, можно сломать в начале «язык», а затем и «голову». Диалектика содержит в себе два логических элемента: «Диа» – перемещение насквозь от начала и до конца в пространстве или во времени до полного завершения действия. «Лект» – звучное чтение. То есть диалектика представляет собой некое выступление кого-либо, в котором происходит детальный анализ и разбор вопроса. Отличительная черта диалектики заключается в том, что в процессе подобных выступлений, основная задача автора – «довести дело до конца», другими словами, прийти к логическому и понятному для всех умозаключению. Соответственно, законы, категории, принципы и все остальное – это всего лишь различные инструменты и механизмы для решения поставленной задачи в диалектике. Основные законы диалектики были сформулированы немецким философом и одним из творцов немецкого идеализма – Гегелем, Георгом Вильгельмом Фридрихом (27.08.1770 – 14.11.1831). Закон диалектики – это независимая, устойчивая и необходимая взаимосвязь между субъектами внутри общества. Законы диалектики имеют отличительные свойства от прочих наук, своей многогранностью и всесторонностью, так как они: распространяются практически на любую область; устанавливают неявные источники процесса развития – инструменты преобразования от старого к новому. Существует 3 основных закона диалектики, к которым относятся: Единство и борьба противоположностей. Превращение количества в качество. Отрицание. Единство и борьба противоположностей – суть закона состоит в том, что все сущее является совокупностью противоположных основ, которые считаются целостными по своей природе, однако, при этом противоречат друг другу и самое главное, что один не может существовать без второго. Например: лень и труд, бодрость и усталость, белое и черное, день и ночь, горячее и холодное, молодость и старость или, трактуя эффект Даннинга-Крюгера, неуверенность в себе и чрезмерная переоценка собственных возможностей. Переход количественных изменений в качественные – смысл закона в том, что, если происходят изменения в количестве, значит произойдут перемены и в качестве. Однако следует учитывать, что качество не может изменяться постоянно. Следовательно, настает момент, когда перемены в качестве создадут реформы в мере. Мера – это система координат, в которой происходит процесс перемен качества, в связи с количественными реформами. Отрицание – суть закона состоит в том, что новое постоянно отрицает старое и, в результате, становится на его место, однако со временем также превращается в старое и опровергается более новым. 12. Специфика экзистенциальных онтологий. Экзистенциалы как категории человеческого бытия Экзистенция – философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Ее содержание и способ употребления претерпели радикальные трансформации в истории философии. В средние века категорией экзистенции обозначали способ бытия вещи как сотворенного, производного (в конечном счете, от божественного бытия), как существования несамодостаточного, незавершенного, не совпадающего со своей сущностью. Внутреннее онтологическое устройство человеческого существа, его специфицирующая характеристика как экзистенции состоит, таким образом, в том, что оно есть “нехватка”, “неполное”, “незавершенное” существование, понимающее и истолковывающее мир и себя самого. Поскольку человек есть бытие, в котором “имеется вопрос о своем бытии” (Хайдеггер, Сартр), экзистенция – постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего, постоянное доопределение индивидом себя в акте своего радикального решения о мире и своем собственном способе быть в нем. Это современное содержание и значение категории экзистенции восходит к учению Кьеркегора, который, в полемике с панлогизмом Гегеля, противопоставил экзистенцию и “систему” и, трактуя первую как переживание, непосредственную жизнь субъективности, выдвинул идею самосущественности, нередуцируемости переживания к объективной мысли и бытия к знанию. Восприняв кьеркегоровское понимание экзистенции и основанное на нем противопоставление явлений жизненного ряда (вера, надежда, боль, страдание, нужда, заботы и тревоги, любовь, страсть, болезнь и т. п.) и явлений познавательного ряда, а также кьеркегоровское различение подлинного и неподлинного способов существования человека, экзистенциалисты разрабатывают идею экзистенции как “внутреннего”, претендующего, во всей его глубине – на самоутверждение, во всей его конечности – на признание. Принимается ими и кьеркегоровское противопоставление экзистенции интеллектуалистскому познанию. Таким образом, экзистенциализм выделяет человека из всего состава универсума полаганием в нем способности разрывать непрерывность каузальных серий мира, трансцендировать (превосходить, выходить за пределы) данное и в этом зазоре трансцендирования, свободы, посредством собственного проекта своего способа быть в мире, самоопределяться, “давая себе” данное, “факты” и беря их “на себя”. Экзистенциалисты справедливо подчёркивают тот факт, что познание мира человеком осуществляется с позиций определённой системы ценностей, целенаправленно и эмоционально. Это очень хорошо выразил Хайдеггер: "Всякое истолкование мира неизбежно является очеловечиванием". Основной экзистенциал Хайдеггера "бытие-в-мире" как раз и говорит об этом. Человек, однако, сначала находит себя не в экзистенции, а в заброшенности. С точки зрения фундаментальной онтологии Хайдеггера практически необходимые в жизни человека вещи в пределах бытия-в-мире выступают как "имеющиеся под рукой", а вещи, которые имеют для человека лишь теоретическое значение, которые только созерцаются, выступают просто как "наличные". Хайдеггер задаётся вопросом: почему вообще есть сущее, а не нечто? Отвечая на этот вопрос, он примыкает к Кьеркегору. По мнению Хайдеггера, человек на своём опыте испытывает ничто главным образом в переживании страха. Страх как состояние есть способ бытия-в-мире, раскрывающийся через: · ставшее бытие-в-мире (то, перед чем возникает страх); · возможность бытия-в-мире (то, что боятся потерять). Взятое в его полноте, явление страха характеризует существование человека в мире. "Существование - это забота, сущностью которой является забегание вперёд", - пишет Хайдеггер. Таким образом, забота априорна, т.е. всегда заранее заложена в любом фактическом отношении. Но к существованию принадлежит также и конец его самого - смерть. Заброшенность в смерть раскрывается в явлении страха. Человек знает, что он рано или поздно умрёт, и это страшит его. Бытие есть бытие, направленное к смерти, но не бытие во времени, а бытие как время (временность). Хайдеггер различает страх эмпирический, касающийся каждодневного существования человека (Furcht), и страх онтологический, лежащий в сердцевине его бытия (Angst). Это страх перед ничто, смертью в её подлинном смысле, а также страх из-за неумения найти свой личностный смысл бытия. Принципиальная характеристика экзистенции – самосознательность как непосредственная данность (открытость) экзистенции ее опыта, или непосредственное понимание сознания и деятельности человека в их нететической данности самим себе. Утверждая “первоначальную необходимость для иррефлексивного сознания быть видимым самим собой”, Сартр говорит о присутствии сознания с миром, собственным опытом, с самим собой, своим прошлым. Он вводит онтологически первичное непознавательное (некогнитивное) отношение сознания к себе самому. Это – “внутрисознательное” cogito, или самосознание как “рассеянный свет сознания” на себя самого, составляющий “одно целое с сознанием, сознанием которого оно является”. “Собственно субъективность” и выделяется Сартром как “сознание сознания”, “ничто” (“Бытие и ничто”). 13. Основной тезис экзистенциализма по Ж.-П. Сартру (по эссе Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»). Как уже говорилось, «экзистенция» означает «существование». Понимать этот термин нужно в контексте противопоставления «экзистенции» и «эссенции». Человек есть существование (экзистенция), а сущность свою он задает себе сам. Вещи же, наоборот, обладают определенной сущностью (эссенцией) и их сущность определяет то, каким образом они существуют. Говоря об экзистенциализме, возьмем в качестве ориентира (образца) экзистенциализм Сартра. Человеку, пишет Сартр, свойственно задумываться о том, в чем смысл его существования. Но проблема в том, что у человеческого существования нет смысла. Мы говорим о человеке, что он «ищет себя», ищет смысл жизни, но смысл жизни человеку не дан и дан быть не может. У человека нет сущности, нет того, для чего он. Сартр в принципе негативно относится к идее, что человек сотворен Богом. Когда мастер делает какую-то вещь (например, ножик), он знает, для чего эта вещь будет служить. И когда мы говорим, что человека создал Бог, мы утверждаем о нем нечто подобное: пусть предназначение человека намного сложнее предназначения ножа, но Бог, в принципе, знал, что делал. Христианской идее творения человека Богом Сартр противопоставляет мысль о заброшенности человека. Бог отсутствует. И человек ощущает это его отсутствие: что он брошен на себя самого, предоставлен самому себе, заброшен в собственное существование, без ясных представлений о том, что ему с этим существованием делать. На самом деле, никто не подскажет, как ему правильно поступить, нет того родительского взгляда, который поддерживал бы и вселял уверенность. Человеку приходится самому решать, как ему быть (и чем ему быть). На свой страх и риск изобретать свою сущность, смысл своего существования, потому, что они у него появятся, только если он их изобретет (создаст, выдумает, выберет). Человек, - пишет Сартр, - есть проект бытия. Он сам выбирает, чем он будет и стремится этим стать. Он есть то, к чему он стремиться, все его решения, определены им самим, той «моделью» себя, которую он изобрел. Но человек – не Бог, и такое предприятие всегда рискует окончиться крахом. Он не знает всех обстоятельств, ему не дана ситуация во всей ее полноте, и поэтому он не знает, к чему приведет то или иное его решение, но, тем не менее, ему приходится выбирать (как бы решать задачу со многими неизвестными). Выбор предполагает взятие на себя ответственности («это я решил»). И поэтому выбор предполагает тревогу. Тот или иной руководитель принимает решения за других, военоначальник, посылая в бой солдат, (выбирая тактику боя) принимает на себя ответственность за их жизни и жизни других людей. Но, на самом деле, в подобной ситуации находится каждый человек, принимая какое-либо значимое решение: оно затрагивает других. «Тревога», о которой говорят экзистенциалисты, - это не то, от чего нужно избавиться. Избавиться от нее можно, только полностью скрыв от себя тот факт, что ты свободен. Так же Сартр и другие экзистенциалисты говорят об «отчаянии»: я не знаю всех обстоятельств, я не знаю, удастся ли мне осуществить то или иное мое решение, я не знаю, поддержат ли мои усилия другие люди (у них могут быть собственные проекты бытия, не согласующиеся с моим), но, как говорится «нет нужды надеяться, чтобы что-то предпринимать». Действовать с отчаянием, без надежды – это значит принимать в расчет только собственные возможности («я не знаю, получится ли, но я буду делать то, что зависит от меня»). 14. Основные понятия и проблемы гносеологии. Понятие «гносеология» – означает учение о познании. Кратко «гносеология» – раздел философии, изучающий природу познания, методологию, и чем отличается знание от действительности. Есть несколько решений проблем познания в гносеологии: 1. Оптимизм. Представители считают, что познать окружающую среду можно в независимости от того, как много мы о ней знаем. 2. Пессимизм. Представители сомневаются в возможностях познания среды. Это решение делится на два вида: Скептицизм – человек не знает ответа на вопрос, не уверен в нем. Скептическое отношение превращается в отельный способ познания мира. Агностицизм – человек уверен, что познание мира невозможно, за счет недостаточного количества объяснений окружающей действительности, а только через ограниченный чувственный опыт. Вопросы гносеологии изучались давно, а c 19-20 века ознаменовались формированием конвенционализма – концепции, похожей на агностицизм, и уверяющей, что доказательства науки возникают благодаря согласованию фактов ученых. Теория познания основана на непрерывном углублении и изменения наших знаний с помощью преобразований действительности. Происхождение учения идет с античности. Греческие философы первыми начали развивать теории о конкретности истины и заблуждении, диалектике процесса познания и структуре человеческого мышления. Вклад в развитие учения сделали философы Нового времени (XVII-XVIII веков). Фрэнсис Бэкон полагал, что науки, изучающие мышление содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений («идолов»). Рене Декарт был убежден в беспредельности человеческого разума, который может достигнуть полной достоверности во всех областях, при условии строгого соблюдения правил – истинного метода. Классики немецкой философии также внесли свой вклад в теорию познания. Автор термина Иммануил Кант связал вопросы теории познания (объект и субъект) с исследованием исторических форм деятельности людей: объект существует в формах деятельности субъекта. Основной вопрос гносеологии об источниках и границах познания Кант решает исследованием трех его основных способностей: разума, рассудка, чувственности. Гегель в рассмотрение гносеологических вопросов включил практику, как ключевую категорию диалектической логики. Людвиг Фейербах в качестве первоисточника знания считал опыт. Исторически в дисциплине сложилось множество направлений. |