Философия. Вопросы Филса-4. Памятка начиная отвечать на вопрос пользуйтесь простейшей диалектической конструкцией, по типу говоря о (предмет вопроса), нужно упомянуть, что (этот авторидеяконцепция) связаны с (этим периодомвременем)
Скачать 224.36 Kb.
|
28. Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда. Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда – это релятивистская концепция, суть которой состоит в относительности любого знания и невозможности установить универсальные критерии истинности каких-либо знаний, накопленных человечеством. Термин «релятивизм» происходит от слова relativus, что в переводе с английского означает «относительный». С позиций релятивизма, буквально все, что мы знаем об окружающем нас мире, является относительным, а сам мир – весьма переменчивым. Таким образом, релятивизм признает только одну абсолютность, и это абсолютность относительности. Можно сказать, что учение Фейерабенда является развитием концепции скептицизма и относится к скептицизму самым непосредственным образом. Сама идея относительности знания не нова. Так, древнегреческий философ Протагор (485-410) считал, что именно «человек есть мера всех вещей», а т.к. все люди разные, то одну и ту же вещь они могут воспринимать по-разному. В более позднее время приверженцами релятивизма слыли голландский писатель и ученый Эразм Роттердамский (1466-1536), французский философ и писатель Мишель де Монтель (1533-1592) и многие другие. Так или иначе, все они выступали за свободу от догматов в науке и религии, свободу познания и свободу каждого трактовать добытые знания тем или иным образом. Однако Пол Фейерабенд пошел еще дальше. Как считал автор концепции, эпистемологический анархизм должен стать основой для научного познания, а любые попытки государства или общества навязать критерии истинности следует рассматривать, как попытку помешать свободному развитию науки. По мнению Фейерабенда, каждый ученый волен создавать и развивать свою концепцию, даже если она кажется не отвечающей веяниям времени и местами абсурдной. При этом остальные ученые вольны принимать или не принимать концепцию своего коллеги, соглашаться или не соглашаться с ее отдельными положениями или концепцией в целом. Полностью положения концепции эпистемологического анархизма и развернутые пояснения к ним Пол Фейерабенд изложил в своей работе «Против метода». Словосочетание «против метода» в названии работы подразумевает, что Фейерабенд был против методологического монизма, засилье которого в академических кругах ощущалось достаточно остро. Критика методологического монизма велась Фейерабендом по нескольким направлениям. Уязвимости методологического монизма по Фейерабенду: Фальсифицируемость науки. Рост удельного веса эмпирического содержания. Фактический запрет гипотез формата аd hoc, создаваемых для объяснения отдельно взятых явлений, не поддающихся объяснению традиционными методами. Принцип непротиворечивости научных концепций друг другу. Все вышеперечисленное, по мнению Фейерабенда, было препятствием на пути развития науки. Получалось, что каждая новая научная идея, теория, концепция не должна была в корне противоречить уже признанным идеям, теориям и концепциям. По сути, это ставило крест на принципиально новых научных открытиях как таковых. Эпистемологический анархизм отвергает принцип дедуцируемости, предполагающий обязательную совместимость всех теорий в рамках одной научной отрасли. Кроме того, эпистемологический анархизм отвергает принцип инвариантности значений. Этот принцип предполагает, что при совмещении новых идей с уже признанными идеями онтология или фундаментальные принципы новой идеи должны быть идентичны онтологии уже признанной идеи. 29. Основные проблемы и понятия аксиологии. Аксиология – это одна из дисциплин философии, предметом изучения которой являются ценности. Согласно аксиологии, именно ценности образуют фундамент нашего бытия, они представляют собой главную движущую и мотивирующую силу в жизни человека. К задачам аксиологии относится изучение структуры, характеристик и иерархического построения системы ценностей, а также познание ее природы и научной специфики. Основным вопросом аксиологии является вопрос о соотношении оценки и ценности, одна из основных этических, эстетических и познавательных проблем современности. Даже признав такие ценности как истина и красота, человек не станет отождествлять их с благами, а оценки – с ценностями, эти понятия просто не совпадут в человеческом сознании, но ценности способны дать смысл любому действию человека. Первым использовать термин «аксиология» в самом начале 20 века стал философ из Франции П. Лапи. В дальнейшем аксиология была признана самостоятельной философской дисциплиной, основной задачей которой стало определение роли разума в общей структуре бытия. Описываемая дисциплина изучает: весь спектр вопросов, связанных с естеством системы ценностей; роль, которую играют ценности в обществе; структурную взаимосвязь внутри ценностной системы и вопросы, связанные с ее восприятием человеком. Основополагающие признаки и характеристики ценностей в различные эпохи менялись и дополнялись. Так, Сократ определял реализованную ценность в качестве блага, называя ее полезной, а средневековые мыслители дополнили данное понятие такими категориями как красота, доброта и полнота бытия. В наши дни философы выделяют аксиологию в отдельную философскую ветвь, делящую сферу понимания бытия на ценность и реальность. Таким образом, первым мыслителем, задавшимся вопросом о ценностях в философском понимании этого слова стал Сократ. Данный вопрос занял место центрального в его философии, ценность Сократ считал благом, причисляя ее к абсолютным идеям, придающим вещам истинность. Становление аксиологии в качестве самостоятельной ветви философии относится ко второй половине 19 столетия, данный процесс связывают с рядом следующих обстоятельств: происходил начатый Кантом пересмотр обоснования этики с последующим выделением четких границ между сущим и должным с четким противопоставлением нравственности природе; одновременно происходил распад целостного понятия о бытие с выделением из него «актуализированного реального» и «желаемого и должного», а также рефлексия над теоретическими и практическими основами, вытекавшими из идей о тождественности мышления бытию; была осознана необходимость ограничить научные и философские притязания на монополизацию процесса процесс познания, совместно с этим пришло понимание сложности и многообразия познавательной деятельности и ее тесной связи с волей человека; обнаружились не подлежащие устранению обстоятельства, связанные с процессами познания и различными формами организации мыслительных процессов (включая лингвистику, логику, антропологию и семантику с развитием которых тесно связано и становление аксиологии); А. Шопенгауэром, С. Кьеркегором, В. Дильтеем и Ф. Ницше были поставлены под сомнение все главные христианские ценности; пришло осознание невозможности редукции между понятиями о ценности и благе, а ценности начали рассматриваться совместно с понятием «стоимости», т.е. сугубо с экономической точки зрения (в дальнейшем этот тезис стал основой для формирования марксисткой аксиологии). Следовательно, появление аксиологии и ее дальнейшее становление в качестве самостоятельной дисциплины в философии было связано со специфическими условиями, в которых находилась во второй половине 19 столетия европейская интеллектуальная жизнь. Именно тогда исчерпали себя импульсы, заданные в эпоху Просвещения, а ученые четко осознали момент перелома эпох, за которым неизбежно следуют и перемены в векторе развития научной и философской мысли. Подобные тенденции вылились в единое стремление о подведении итогов развития классической философии и переходом к новому этапу ее развития, связанному с большим плюрализмом мнений, а также значительным числом новых учений и философских школ. К основополагающей в аксиологии категории относят «ценность». Естественно, данное понятие имеет множество трактовок, а потому оно может по-разному восприниматься каждым отдельным индивидом, поскольку в смысл указанного термина уже включен оценочный момент (ведь определяя что-либо для себя как ценное, мы делаем его значимым в собственных глазах). Однако, то, что является ценностью для одного человека, может вызывать полное безразличие у окружающих, что закономерно вскрывает проблему объективности либо субъективности при определении характера ценности. При всем их разнообразии и множественности, ценности классифицируют по следующим признакам: по содержанию (на материальные, духовные, социальные и политические); по сфере бытия (выделяя культурные, природные, научные и другие ценности); по субъектам (здесь нужно отметить ценности, стоящие выше индивидуальных, к примеру, общечеловеческие и групповые, и индивидуальные ценности, важные для конкретной личности); по роли, отводимой ценностям в жизни индивида, выделяя прагматичный по характеру утилитарный (относящийся к жилью, питанию и др.) и довольно самодостаточный духовный спектр человеческих ценностей. Таким образом, иерархическая структура ценностного мира соответствует структуре духовного мира личности. Именно формирование собственной системы ценностей является главным фактором при становлении индивида в качестве самостоятельной личности. Помимо этого, наличие у человека системы ценностей является признаком усвоения им принятых в обществе норм и правил, при одновременном наличии у него собственных норм, основанных на личном опыте. 30. Проблема иерархии ценностей и акт предпочтения. Одним из важнейших отличий человека от животных является наличие осознанного отношения к действительности, а также творческого и созидательного начала, духовности, нравственности. Любой личности недостаточно удовлетворения лишь своих физиологических потребностей. Обладая сознанием, эмоциональностью, интеллектом и волей, человек все более стал интересоваться различными философскими вопросами, в том числе и проблемой ценностей, их видами, значением для себя и общества, человечества в целом, а также выделением для себя наиважнейших из них, созданием своей системы идеалов. С древнейших времен у людей формировались соответствующие эпохе мировоззренческие ценности. В античной, а затем и в средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Например, для Сократа и Платона такие ценности, как благо и справедливость, являлись главными критериями истинного бытия. Кроме того, в античной философии предпринималась попытка классифицировать ценности. В частности, Аристотель выделял самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым он относил человека, счастье, справедливость, и ценности, имеющие относительный характер, постижение которых зависит от мудрости человека. Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Кант впервые употребил понятие ценности в специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности – это: требования, обращённые к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделял разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определённости». По существу, здесь имеется в виду абстрактная, меновая стоимость товара. В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают 3 группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные. Материальные ценности – это ценностно значимые природные объекты и предметы, т.е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключённые в природных богатствах. А к предметным ценностям – предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого. Социально-политические ценности – это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т.д. Духовные ценности – это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т.д. Второе основание классификации ценностей – по субъектам. Здесь различают ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Индивидуальная, или личностная ценность – это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Групповые ценности – это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей. Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями. Общечеловеческие ценности – это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового общества. К общечеловеческим ценностям относятся социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества; общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения; природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др. С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы: Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это всё то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться. Высшие ценности – это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможно нормальная жизнь общества в целом. К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности; ценности самосохранения; ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств и др. Классификация ценностей диалектична, т.е. она не является жёсткой и неподвижной. После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теории ценностей. Вот некоторые из них. Натуралистический психологизм рассматривает ценности как объективные факторы, источник которых заключается в биологических и психологических потребностях человека. Такой подход позволяет отнести к ценностям любые предметы и действия, с помощью которых человек удовлетворяет какие-либо свои потребности. Персоналистический онтологизм. Наиболее видный представитель данного направления Маркс Шелер также обосновывал объективный характер ценностей. Однако, согласно концепции Шелера, ценность каких-либо предметов, явлений нельзя отождествлять с их эмпирической природой. Мир ценностей, по Шелеру, имеет определённую иерархию. Нижнюю ступеньку этой иерархии занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами; более высокие ценности – это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности; наивысшей ценностью является ценность «святого» и идея Бога. Реальность всего этого ценностного мира основывается на ценности божественной личности. Тип же личности человека определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу данной личности. Аксиологический трансцендентализм понимает ценности не как объективную реальность, а как идеальное бытие, не зависящее от человеческих потребностей и пожеланий. К таким ценностям относятся истина, добро, справедливость, красота, которые имеют самодостаточное значение и существуют в виде идеальных норм. Таким образом, ценность в данной концепции – это не реальность, а идеал, носителем которого является какое-то трансцендентальное, т.е. потустороннее, запредельное, сознание. Культурно-исторический релятивизм. Основателем данного направления аксиологии был Вильгельм Дильтей, положивший в его основу идею аксиологического плюрализма. Под аксиологическим плюрализмом Дильтей понимал множественность равноправных ценностных систем, которые различаются и анализируются при помощи исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурно-исторического контекста. Социологическая концепция ценностей. Родоначальником данной концепции является Макс Вебер, который ввёл понятие ценностей в социологию и применил его для интерпретации социального действия и социального знания. По мнению Вебера, ценность – это норма, которая имеет определённую значимость для социального субъекта. В последующем данный подход Вебера развили американский социолог Уильям Томас и польский социолог Флориан Знанецкий, которые стали определять ценности не только через их социальную значимость, но и через социальные установки. По их представлению, ценностью выступает любой предмет, который обладает поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценности. Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Всё многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оценивается с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включённые в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей является «субъектные ценности», которым относятся установки. Оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которогои являются «предметные ценности» и «субъектные ценности». На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования – биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности – это в то же самое время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает. |