Главная страница
Навигация по странице:

  • В. В. Буткевич;

  • УДК 17:37.0(075.8) ББК 87.7я73 © Мишаткина Т.В., 2004© Оформление: Издательство «Феникс», 2004 ISBN 5-222-05265-6 © Макет: НТООО «ТетраСистемс», 2004

  • Вместо введения. ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА КАК «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

  • Глава 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ПРИКЛАДНОГО ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

  • медицинской деонтологии.

  • профессиональные деонтологии

  • Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. Педагогическая этика


    Скачать 0.8 Mb.
    НазваниеПедагогическая этика
    АнкорМишаткина Т.В. Педагогическая этика.docx
    Дата30.01.2017
    Размер0.8 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМишаткина Т.В. Педагогическая этика.docx
    ТипУчебное пособие
    #1312
    страница1 из 35
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


    Серия «Высшее образование»

    Т. В. МИШАТКИНА

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    ЭТИКА
    Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

    подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования РФ и программой учебного курса

    Ростов-на-Дону, “Феникс» Минск, «ТетраСистемс»

    2004

    УДК 17:37.0(075.8) ' ББК 87.7я73 М 71

    Автор

    профессор кафедры философии, социологии, экономики Международного государственного экологического университета им. А. Д. Сахарова

    Т. В. Мишаткина

    Рецензенты:

    кафедра психологии и педагогики факультета психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации Белорусского государственного экономического университета (зав. кафедрой, профессор Г. В. Бороздина); доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии начального образования Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, профессор В. В. Буткевич; доктор философских наук, зав. кафедрой философии и культурологии, проректор Республиканского института высшей школы Белгосуниверситета, профессор Я. С. Яскевич


    Мишаткина Т.В.

    М 71 Педагогическая этика: Учеб. пособие /Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 304 с.
    ISBN 5-222-05265-6 («Феникс»)

    Пособие посвящено вопросам этики и культуры общения педагога в системе отношений «по вертикали» (педагог — учащийся) и «по горизонтали» (педагог — педагог). Построено по принципу блочно-модульной системы. Включает блоки: основы профессиональной педагогической этики; этика гражданственности и экологическая этика; этика и культура межличностного общения в молодежной среде; этикет и культура поведения. В пособие включены: вопросы, упражнения и тесты для обсуждения и самоконтроля; сценарии ролевых и ситуативных игр; практические советы и рекомендации по этикету и культуре общения; упражнения для аутотренинга, а также методические материалы: примерная программа курса, планы семинарских занятий; темы рефератов, литература по основным разделам курса.

    Предназначено для студентов и преподавателей педагогических вузов и колледжей.

    УДК 17:37.0(075.8) ББК 87.7я73

    © Мишаткина Т.В., 2004
    © Оформление: Издательство «Феникс», 2004
    ISBN 5-222-05265-6 © Макет: НТООО «ТетраСистемс», 2004
    От автора
    Пособие «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА» рассчитано на то, что читатель уже знаком с основными положениями, принципами и ценностями этической теории, в рамках которой рассматриваются вопросы сущности, структуры, функций этики и морали и анализируются высшие моральные ценности.

    Педагогическая этика, предписывающая нормы, принципы и требования к отношениям и поведению педагога в рамках профессиональной деятельности, принадлежит сравнительно новой области этического знания — прикладной этике, базирующейся на общих положениях теоретической этики, но в то же время имеющей свою специфику и по содержанию, и по форме регуляции.

    В данном пособии раскрываются основные этические положения, которые необходимы и значимы для профессиональной деятельности педагога. Этой задаче соответствует и структура пособия.

    Первый блок (главы 1—5) непосредственно посвящен морально-этическим вопросам педагогической деятельности. Это проблемы отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности; этика отношений «по вертикали» — в системе «педагог—учащийся»; этика отношений «по горизонтали» — в системе «педагог—педагог»; вопросы административно-деловых отношений — между педагогом и руководством; особенности педагогической этики в условиях вуза.

    Второй блок (главы 6—9) нацеливает на анализ проблем, с которыми сталкивается педагог в процессе общения с учащимися — будь то школьники или студенты. Пособие не претендует на полный охват этих проблем: скорее всего, это не возможно, а выделяет, на наш взгляд, наиболее важные и актуальные из них. Это этические проблемы формирования гражданственности молодежи, ее экологической культуры, этики и культуры межличностного общения, в том числе дружбы, любви, семейных и сексуальных отношений; проблемы молодежной субкультуры и общения в виртуальной реальности; вопросы этикета.

    Третий блок — «Практикум» включает в себя материал для самостоятельного анализа — фрагменты из работ В.А. Сухомлинского о воспитании; тесты, практические рекомендации, упражнения для аутотренинга, касающиеся общения, в которое вступает педагог в своих личных и деловых отношениях.

    В пособие входит также «Методическое приложение»: программа курса, планы семинарских занятий; темы рефератов, литература по основным разделам' курса.

    Пособие подготовлено на основании типовой программы «Этика» и программы «Этика и культура общения педагога» и апробировано в учебном процессе на кафедре философии и культурологии Республиканского института высшей школы БГУ и на факультете повышения квалификации БГЭУ.

    Автор выражает глубокую благодарность своим коллегам Е.В. Беляевой, З.В. Бражниковой, B.C. Вязовкину, Р.В. Сухаревой за предоставленные ими материалы, а также рецензентам В.В. Буткевич, Г.В. Бороздиной, Я.С. Яскевич за сделанные ими замечания и рекомендации, способствовавшие, как надеется автор, улучшению текста.

    2.1.1.1.1.1.1.1.

    Вместо введения.

    ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА КАК

    «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

    В конце XX века, когда многие специалисты в области этики начали говорить о кризисе этики, о потере ею престижа и роли в обществе, стало ясно, что в современных условиях в развитии этики проявляются две основные тенденции. Первая — несостоятельные или малопродуктивные в сегодняшней ситуации постмодерна претензии этики как на безоговорочное морализаторство, так и на дальнейшие теоретико-аналитические усилия, приводящие нередко к схоластике. Вторая тенденция — спасительная, на наш взгляд, для этики и, безусловно, продуктивная для общества — это обращение ее к проблемам прикладного характера, реальное превращение ее в то, о чем говорил еще Аристотель — в «практическую философию».

    Сегодня существование и функционирование прикладной этики как полноправной части «большой» этики выступает общемировой тенденцией, а разработка ее проблем становится магистральным направлением развития этического знания в третьем тысячелетии, тем более что решение многих из этих прикладных проблем оказалось затруднительным для этики традиционной.

    Интенсивное развитие прикладной этики обусловлено, прежде всего, тем, что актуализируется и становится все более значимой необходимость формирования нравственной культуры людей в самых разных сферах их жизнедеятельности. Радикальное реформирование общества как основополагающая линия его развития на ближайшие и отдаленные годы требует качественно новой ментальности граждан. Общество нуждается в высокоразвитой гражданской позиции личности; в новом неантропоцентрическом экологическом сознании людей; в высокой культуре делового общения в сфере бизнеса и предпринимательства; в сознательной моральной саморегуляции профессионалов в таких ответственных сферах деятельности, как педагогика, медицина, юриспруденция, журналистика. Таким образом, необходимость существования и развития прикладной этики может рассматриваться как своеобразный социальный и индивидуальный заказ этике от практики, определяемый, с одной стороны, потребностями личности и общества, а с другой — уровнем их нравственной культуры. Готовность и способность этики ответить на этот заказ и является современной модификацией ее традиционной роли — быть «практической философией».

    Назревшая необходимость разработки и внедрения принципов и норм прикладной этики, в том числе и профессиональной, определяется, прежде всего, демократизацией общественных отношений и, как следствие, возрастанием роли свободы выбора. В свою очередь расширение свободы выбора связано, во-первых, с увеличением числа объектов выбора (во всех сферах и на всех уровнях жизни); во-вторых, с расширением диапазона возможных вариантов поведения, норм и ценностей; в-третьих, с вовлечением в процесс морального выбора все более широких масс людей (и даже детей); в-четвертых, с отсутствием готовых шаблонов и стереотипов выбора морального поведения во многих ситуациях (нет образца для подражания и «правильного» ответа на ситуацию); в-пятых, с невозможностью уклониться, «делегировать» право и необходимость выбора другому (проблему надо решать самому, здесь и сейчас); в-шестых, с переносом акцента с норм запретительных на нормы разрешительные и побудительные. Все это оказывает серьезное влияние на ситуацию морального выбора, в которую оказывается «заброшенным» (по выражению экзистенциалистов) современный человек, причем как в выборе смысложизненных решений, так и на уровне конкретного поступка. Это требует от личности самостоятельности исканий и принятия решений, опирающихся на самый высокий уровень компетентности и нравственной культуры, на нравственную надежность личности, предполагающую возрастание ее ответственности. Необходимость дать человеку конкретные нравственные ориентиры усугубляется при этом «глобальностью» моральных проблем: нет сферы жизни, нейтральной по отношению к ним; нет времени, «свободного» от них; нет возраста, в котором человек мог бы заявить об их окончательном решении для себя.

    В этих условиях прикладная этика и отдельные ее отрасли, такие, например, как профессиональная, выступают как конкретизация общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности. В результате прикладная этика аккумулирует в себе взаимодействие этической теории, моральной жизни и нравственного воспитания личности. Решение прикладной этикой этих задач предполагает:

    • выявление особенностей отдельных социальных и профессиональных групп: прикладная этика — это этика, всегда имеющая конкретного адресата, например, «молодежь», «педагоги» и др.;

    • выявление конкретных сфер их жизнедеятельности и анализ их специфики;

    • обнаружение таких особенностей и ситуаций, которые иногда отличаются от общих моральных повелений (ситуативная этика), необходимость объяснить, «оправдать» эти отличия как «неизбежное зло» и в то же время минимизировать их.

    При этом прикладная этика не просто использует наработки этической теории, а превращает их в специфическую, практически новую информацию, преобразованную для нужд конкретной деятельности или ситуации. Отсюда проистекают и ее основные особенности — по сравнению с общей этикой:

    • прикладная этика более специализирована и поэтому более прагматична;

    • она включает в себя не только собственно теорию морали, но и комплекс внеэтических знаний о морали — социологических, психологических, педагогических;

    • в ней превалирует технологический аспект: она включает в себя разработку способов и методов внедрения прикладного знания в практику в виде проектов, программ, эталонов, моделей, кодексов, становящихся ее «опредмеченной силой»;

    • в процессе «приложения» этики происходит своеобразное доразвитие ею общечеловеческих норм и требований этики, что проявляется в следующем:

    • происходит «переоценка ценностей» — их переосмысление и преобразование;

    • возникают новые моменты их связи друг с другом, административными и правовыми требованиями, обычаями;

    • меняется их место в иерархии ценностей;

    • возникают новые установки и ценности, имеющие место только в данной сфере деятельности.

    Все эти особенности характерны и для такого раздела прикладной этики, как профессиональная этика.

    Глава 1
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

    В СИСТЕМЕ ПРИКЛАДНОГО

    ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
    Профессиональная этика - совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации — занимает важное место в системе этического знания и образования, выступая неотъемлемой составной частью подготовки и деятельности специалиста.

    Профессиональные этики, как правило, касаются тех видов профессиональной деятельности, последствия или процессы которой оказывают особое воздействие на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим в настоящий момент можно выделить традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (например, инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика). Особое место занимает этика делового общения, поскольку она выступает как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров, предпринимателей и др.), так и в качестве элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

    Профессиональные этики — и традиционные, и новые — имеют ряд особенностей — общих и специфических (частных). К общим особенностям относятся следующие.

    1. Высшие моральные ценности, сохраняя общечеловеческое значение, обретают в различных профессиональных этиках свои конкретные черты.

    Совершенно особую роль — роль основы — во многих профессиональных этиках, в частности в педагогической, играют такие ценности, как профессиональный долг, совпадающий со смыслом жизни, и ответственность, обретающая характер глобальности. Имеют свои особенности понимание, толкование и проявление добра и зла в юридической практике, страдания и сострадания в медицине.

    2. В рамках конкретной специальности формируются специально-профессиональные моральные нормы и ценности, характерные только (или особенно) для данного рода деятельности; впоследствии они могут обретать все более широкий смысл, превращаясь иногда в общечеловеческие.

    Например, принцип справедливости как одна из главных целей и норм юридической деятельности. Сегодня уже трудно сказать, применялся он изначально как обязательный в ходе первичных родовых «разборок» — праобразов правовой деятельности, превратившись затем в основополагающий принцип юриспруденции, а потом и в общечеловеческую моральную ценность, или все было наоборот. Или принцип демократичности, выступающий как один из основополагающих моральных принципов во всех сферах человеческого общения, но пришедший к нам из профессиональных политических сфер.

    3. В сфере профессионального общения, в частности в системе «педагог—учащиеся», наблюдается неравенство сторон — нарушена субъект-субъектность их отношений. Нарушение это не несет в себе никакого унижения и обусловлено особыми условиями взаимодействия сторон — условиями зависимости от действий специалиста других людей, которая и определяет необходимость специальных профессиональных деонтологии — этических кодексов, предписаний и «правил поведения» специалиста в условиях неравенства и зависимости.

    Эти отношения зависимости впервые были замечены в особых связях, устанавливающихся между врачом и пациентом, и оговорены в Клятве Гиппократа, ставшей основой медицинской деонтологии. Постепенно стало ясно, что не только больной зависит от врача, но и ученик— от учителя, подсудимый — от судьи: зависят от их компетентности, порядочности, человеческих качеств. Так возникли и другие профессиональные деонтологии, регламентирующие меру применения специалистом своей власти над другим. Сегодня в этой устоявшейся традиции возникают проблемы, связанные с профессиональным общением в условиях демократизации общества, предполагающих равенство и отсутствие принуждения. Как, например, должна решаться в этой ситуации проблема дистанции педагога и учащихся или вопрос о необходимости принуждения нерадивых учащихся к выполнению домашних заданий? Как врачу совместить традицию врачебной тайны и заповедь «не навреди» с новым принципом «информированного согласия», когда врач, реализуя право больного распоряжаться собственной жизнью, обязан поставить его в известность о неблагоприятном диагнозе? Можно ли обвинять следователя, всю жизнь имеющего дело со злом, в том, что он, забыв принцип презумпции невиновности, проявляет «опережающую подозрительность» в общении с людьми?

    4. Одной из сторон профессиональной этики выступает ее корпоративность — обособленность и преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений (корпораций). Корпоративность может проявляться в следующем.

    • Это, прежде всего, сохранение и культивирование профессиональных тайн и секретов от «непосвященных».

    Эта сторона профессиональной морали - одна из самых древних. Она формируется в процессе зарождения ремесел, когда «цеховые секреты» передавались от отца к сыну, от мастера к подмастерью или же умирали вместе с мастером. Секреты не только хранились, шифровались, воровались, но за них могли и убить, ибо они приносили деньги, славу, власть. Уместно вспомнить и неразгаданные до сего дня таймы древнеегипетских жрецов, и зашифрованные «послания» алхимиков, и оставшиеся не восстановленными формулы страшных ядов средневековых фармацевтов, и утерянные рецепты французских парфюмеров, и профессиональные тайны врачей и лекарей — от Гиппократа, который клялся искусство свое передавать только детям, до современных медиков, которые «оберегают» свои врачебные тайны латынью и умолчанием. И сегодня практически каждая профессия содержит в себе какие-то «секреты», без которых трудно, а иногда и невозможно стать мастером своего дела: ювелиром, врачом или учителем.

    • Проявление «цеховой солидарности» - помощь и защита «своих» в любых условиях, причем с этической точки зрения трудно бывает однозначно определить, добро это или зло.

    Безусловно, хорошо, когда речь идет о солидарности моряков, спешащих на помощь терпящему бедствие судну по сигналу SOS, или о материальной и моральной помощи шахтеров семьям своих погибших товарищей. Но плохо, если на защиту «чести мундира» становятся из ложно понимаемого чувства солидарности коллеги специалиста, совершившего ошибку или даже преступление. Плохо, например, когда учителя «из чувства солидарности» и во исполнение принципа «единства требований» превращают в ад жизнь ребенка; когда врачи защищают своего нерадивого коллегу, небрежность которого привела к гибели пациента на операционном столе; когда правоохранительные органы покрывают своего работника — хама и бандита, терзающего свои жертвы, только чтобы «не выносить сор из избы».

    • Наличие «внешней» стороны корпоративности, которая проявляется в традициях, обычаях, внешнем виде, одежде, играющих роль профессиональных символов.

    Например, белые одежды у целителей, черные одежды у монахов, мантии и парики у судей и стряпчих, особо строгая форма одежды и причесок у учителей, не говоря уж о военной форме, знаках отличия и т.д. Даже студенты в свое время отличались формой и цветом одежды или, по крайней мере, шапочек. Еще более впечатляющими были старательно сохраняемые и ритуально исполняемые обычаи, зачастую непонятные и даже пугающие непосвященных (принятие присяги и клятвы на крови у средневековых рыцарей, обязательные драки с применением холодного оружия у германских студентов и т.д.).

    5. Общими для любого вида профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, являются факторы, стимулирующие трудовую активность специалиста. Основные из них лежат в области «человеческих отношений», требующих умения общаться, строить свои отношения на основе взаимопонимания, уважения и сотрудничества. Важным фактором, мотивирующим положительное отношение специалиста к труду, выступает также психологическое самоощущение личности, в частности, привлекательность для нее самого процесса труда, интерес и стремление «показать себя». Особую роль в положительной мотивации специалиста к труду играет, безусловно, стремление к признанию и ориентация на успех. Именно осознанная потребность в применении своих способностей, стремление к общественному признанию побуждает человека к пополнению своих знаний и умений, накоплению опыта, что, в свою очередь, дает возможность работать с большей самоотдачей. Работа, приносящая удовлетворение профессионалу, педагогу в частности, должна отвечать следующим важнейшим требованиям.

    • это должна быть интересная, увлекательная работа;

    • в коллективе должно царить взаимоуважение;

    • нормой должно быть одобрение и стимулирование успехов в работе;

    • работник должен иметь возможность самосовершенствования;

    • должно быть взаимодействие с руководителем, способным оценить дельное предложение;

    • сотруднику должна быть предоставлена возможность творческого подхода к работе;

    • сотрудник должен видеть результаты своего труда;

    • руководитель должен быть достойным человеком;

    • работа должна требовать напряжения сил;

    • сотрудник должен иметь доступ к информации, касающейся его работы и состояния дел в целом.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


    написать администратору сайта