Педагогика Какие правила дорожного движения и пожарной безопасности должны усвоить дети в старшем дошкольном возрасте
Скачать 223.69 Kb.
|
1. Методика обучения детей рассказыванию Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь.\ Методика обучения рассказыванию с использованием предметов и игрушек. -Во второй младшей группе при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. На этих занятиях в качестве методических приемов обучения используются вопросы и указания воспитателя, а также образец. -В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни высказывания ребенка приобретают характер рассказа. Вопросы, речевой образец, указание – ведущие приемы обучения рассказыванию в средней группе. Речевой образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения. Чтобы дети не копировали целиком образец рассказа, воспитатель должен вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной. Тогда дети, подражая образцу, смогут проявить самостоятельность и инициативу. -В старшей группе у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями. Для описаний можно использовать наборы детской чайной и столовой посуды, наборы одежды для куклы, туалетные принадлежности. Одной из разновидностей занятий по описанию игрушек и предметов в старшей группе являются - занятия-выставки. Например: «Выставка автомашин», «Выставка игрушек», «Демонстрация моделей одежды». На таких занятиях можно предлагать детям выступать в роли экскурсоводов, художников-модельеров. Методика составления рассказа по картине в старшей группе: - рассматривание картины, сопровождающееся беседой; (здесь ведется работа по развитию умения выделять в картине самое существенное, а также обучение видеть ее детали, описывать фон, пейзаж); - в ходе беседы побуждать детей выражать свое личное отношение к изображенному; - переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями воспитателя: «Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка и т. д.» - после ответов детей воспитатель предлагает послушать его рассказ. Составление описательных рассказов (методика): *Подбор названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?»). * Характеристика самого существенного и деталей. * Придумывание начала или конца к сюжету, изображенному на картине. * Вопросы к детям по сюжетной линии повествовательного рассказа. * Составление коллективного рассказа по картине: - дети придумывают, что с героями было раньше. - излагают события, изображенные на картине. - придумывают последующие действия, поступки и приключения героев. * Включение элемента соревнования: рассказ какой группы окажется наиболее интересным? * Оценивание рассказов товарищей как по содержанию, так и по форме, замечание удачных слов и выражений, точно отражающих содержание картины или метко характеризующих события, которые предшествовали изображенному. Методика составления рассказа по картине в старшей группе: - рассматривание картины, сопровождающееся беседой; (здесь ведется работа по развитию умения выделять в картине самое существенное, а также обучение видеть ее детали, описывать фон, пейзаж); - в ходе беседы побуждать детей выражать свое личное отношение к изображенному; - переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями воспитателя: «Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка и т. д.» - после ответов детей воспитатель предлагает послушать его рассказ. 3. Основополагающие задачи по развитию речи в разных возрастных группах В первой младшей группе это развитие разговорной речи и умение понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли вербально. Во второй младшей группе ведущей задачей становится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредованное использованием литературных текстов, рассматриванием картинок, предметов, объектов природы. В среднем дошкольном возрасте основное внимание уделяется развитию речевой инициативы и речевой самостоятельности ребенка как в процессе общения, так и в монологической речи. В старшем дошкольном возрасте основной задачей по развитию речи становится выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества. Творческие проявления можно наблюдать как в содержании, так и в средствах его передачи. 5. Структура занятий по звуковой культуре речи в разных возрастных группах В младшей группе специальные занятия по звуковой культуре речи желательно проводить не реже одного - двух раз в месяц. Кроме того, 2-3 упражнения (длительностью от 2-3 до 4-5 мин.) следует включать в занятия, решающие иные задачи речевого развития. Упражнения, которые предлагаются детям как часть занятий по развитию речи, включают работу по уточнению и закреплению отдельных звуков, выработке правильного продолжительного выдоха через рот. Чтобы научить детей четко произносить звуки в словах и фразах, необходимо, прежде всего уточнить и закрепить их произношение в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях. Начинать нужно с освоения простых звуков (гласных [а], [у], [и], [о], [ы], согласных [н], [п], [б], [т] и т. д., хотя большинство детей третьего года жизни уже умеют произносить их чисто. Эта работа очень важна, так как наряду с развитием артикуляции происходит подготовка к усвоению более сложных звуков. В средней группе происходит формирование правил звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. Структура занятий в средней группе: обучение осуществляется на занятиях и вне, занятия проводятся 3 раза в месяц. Задача воспитателя: закрепить уже поставленные звуки. 1 часть: подготовка органов артикуляции, 2ч – закрепление произнесения этого звука в слове, 3 ч – учить ребёнка произносить звук во фразовой речи (хоровое произношение стихов, потешек) В старшей группе продолжается работа по усвоению правил произнесения всех звуков родного языка, Проводится различение свистящих, шипящих и сонорных звук, твердых и мягких звуков: изолированных, в словах, во фразовой речи. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи, в зависти от условий общения, от содержания высказывания. Структура занятий в старшей и подготовительной группе. Занятие проводиться фронтально и индивидуально. Цель: учить произносить смешанные звуки, дифференцировать их. 1ч. – показ и объяснение артикуляции звука, упражнения на произношение, 2ч. – упражнения с целью закрепления и дифференцировки звуков, 3ч. – упражнения на произношение звука в связанной речи. 4 ч. – произнесение чистоговорок, поговорок, скороговорок, потешек, с целью упражнения детей в умении менять силу голоса (громко, тише, ещё тише, шепотом, темп речи, в отчетливом произнесении звуков и слов, вырабатываются навыки исполнения вопросительной и повествовательной интонации. 9. Методика работы с многозначными словами в разных возрастных группах Младшая группа Раскрытие значений многозначных слов происходит сначала в конкретных ситуациях: дети слушают звуки дождя, тиканье часов; рассматривают картинки и вместе с воспитателем по его инициативе и образцу называют их, употребляя слово идет (дождь идет, часы идут, троллейбус идет, девочка идет). Воспитатель выделяет слово голосом. Аналогично проводится работа с другими словами: спинка стула, ребенка; крылья бабочки, самолета идр. Средняя группаДля ознакомления детей с многозначными словами в средней группе необходимо проводить специальные игры и занятия. На них многозначное слово становится семанти¬ческим ядром, вокруг которого располагаются другие сло¬ва тематически связанного ряда'. Используют наглядность (предметы, игрушки, картинки, рисунки, фотографии), а также драматизации и инсценировки. Занятия носят сю¬жетный характер, они объединены одним персонажем — куклой Таней. В игровой форме дети учатся пользоваться многозначным словом погладить (котенка, собачку, зай¬чика, утюгом одежду). На последующих убе¬жал — Таня печальная, грустная, расстроенная, заплакала, загрустила; котенок вернулся — Таня повеселела, обрадова¬лась, стала веселой) и придумывают рассказы про Таню, как она сначала была грустной, а затем стала веселой. Де¬тей учат составлять предложения, а затем рассказы с мно¬гозначным словом ручка, знакомят с разными значениями слова игла (у ежа, елки, швейная). Старший возраст Словарные игры и упражнения могут содержать зада¬ния на использование многозначных слов, синонимов, ан¬тонимов, словосочетаний в связных высказываниях о пред¬метах и игрушках, картинках, а также в высказываниях на темы из личного опыта. На шестом году дети становятся более внимательны к художественному слову. Важно подбирать образные, яркие описания предметов и явлений, тексты, которые дают по¬вод для размышлений над определениями, над нюансами значений слов. В работе желательно использовать наглядность (картинки, предметы, показ действий и пр.). Многозначные слова обязательно закрепляются во фразах (иногда в словосочетаниях). Именно так можно определить, в каком значении используется слово. Требования к отбору художественных произведений для чтения в дошкольном учреждении - художественность. В это понятие входит качество текста, созданного в единстве содержания и формы, его эстетическая ценность, наличие в произведении авторского, оригинального подхода, открытия нового, необычного в известном для читателя мире. - литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. - необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражаться в учете особенностей психики ребенка, в конкретности мышления, впечатлительности, ранимости; - книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом; - книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию - наглядность как принцип отбора книг требует соблюдения ряда положений эстетического характера. Ей должны быть присущи: грамотно подобранная цветовая гамма, спокойный цветовой колорит, правильное сочетание, соответствие рисунка содержанию художественного текста. 11. Детское словотворчество Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н.А. Рыбников, А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Т.Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества (Некоторые родители не отмечают словотворчества у своих детей. Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточно внимательно относятся к речи своих детей). При этом оказывается, что некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний"), другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других ("мама, ты моя мояшечка!", "какой ты диктун, Мама похвалила пятилетнюю Марину за то, что она сама додумалась подмести пол и вытереть пыль: «Ты у меня совсем самостоятельная стала!» Девочка очень серьезно посмотрела на мать и ответила: «Я не только самостоятельная — я и самолежательная и самосидетельная!» Появление таких «новых» слов в речи детей и называют словотворчеством. Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Усваивая речевые шаблоны, дети пытаются понять правила использования приставок, суффиксов, окончаний. При этом они словно непреднамеренно создают новые слова — такие, которых в языке нет, но которые в принципе возможны. Детские неологизмы почти всегда строго соответствуют законам языка и грамматически почти всегда правильны — только сочетания неожиданные. 12. Требования к отбору художественных произведений для чтения в дошкольном учреждении - художественность. В это понятие входит качество текста, созданного в единстве содержания и формы, его эстетическая ценность, наличие в произведении авторского, оригинального подхода, открытия нового, необычного в известном для читателя мире. - литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. - необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражаться в учете особенностей психики ребенка, в конкретности мышления, впечатлительности, ранимости; - книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом; - книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию - наглядность как принцип отбора книг требует соблюдения ряда положений эстетического характера. Ей должны быть присущи: грамотно подобранная цветовая гамма, спокойный цветовой колорит, правильное сочетание, соответствие рисунка содержанию художественного текста. 14. Раскройте специфику словарной работы вне занятий по обучению речи. Словарная работа в разных видах деятельности. Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные, умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстрее запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках. В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе. Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы. Творческая художественная деятельность создает исключительные возможности для развития словаря детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря. Словарная работа проводится на всех занятиях по другим разделам программы. На занятиях по изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств; на занятиях по физической культуре помогают уточнить и закрепить глаголы, движения и т.д. Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя различные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности. 15. Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений.Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца – воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиции, выразительность). В пересказе допустимы элементы творчества, т.к. это не механическое заучивание текста. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. Методика обучению пересказу. Существуют определенные требования для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные обществу черты личности. Очевидно, в начале, нужно помочь детям осмыслить и запомнить текст, т.к. осмысление текста и установление мыленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти. Алгоритм работы по обучению детей пересказу: 1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (показ картинки, обращение к личному опыту ребенка и т.д). 2. первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. 3. вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. 4. подготовительная беседа (разбор произведения). Цели ее: уточнение содержания (идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определении, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу. 5. Повторное чтение, стимулирующее результаты работы. Можно дать установку: «Вслушайтесь, как я читаю». 6. пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько сек) пересказ (3 – 7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью, можно использовать инсценировку, пересказ по ролям. |