Педагогика Какие правила дорожного движения и пожарной безопасности должны усвоить дети в старшем дошкольном возрасте
Скачать 223.69 Kb.
|
57. Модели взаимоотношений игроков в дидактической игре. Игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра учит общению детей друг с другом, учит договариваться друг с дру-гом, обеспечивать совместные действия, контакт. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка (подчинение правилам), развитию мотивационно-потребностной сферы, возникают новые мо-тивы и цели, он постепенно может контролировать свои желания, ста-новятся для него осознанными". Сюжетно-ролевая игра имеет соци-альную природу и строится на все расширяющемся представлении ре-бенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосреду-ется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, которые отражают реальное взаимодействие взрослых. Выполнение роли ста-вит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого челове-ка, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета ребенок "смотрит" на ситуацию глазами нескольких людей. В этой связи ряд воспитателей - практиков самостоятельно разрабатывают сюжеты игр, в которых персонажи действуют как родители, учителя, врачи, пред-ставители других профессий, о которых ребенок дошкольного возрас-та уже имеет четко представление. Во время игры ребенок активно им-провизирует, поскольку он еще не можн\ет самостоятельно составить четкий план игры, разработать правила. Однако, если игра проводит-ся под руководством взрослого, то дошкольники уже достаточно чет-ко следуют предложенным правилам. Важной особенностью сюжетно-ролевой игры является ее творческий характер. Дети сами модифици-руют содержание игры, адаптируются к заданиям и условиям игры. "Наблюдая за тем, какие сюжеты разыгрывают дети, воспитатель по-лучает возможность достаточно полно представить себе социальные знания и социальный опыт ребенка, условия его воспитания в семье. В сюжете игры сочетаются воспоминания о реальных событиях из жизни детей и фантастические элементы из сказок, кинофильмов и мульт-фильмов. Особенно заметно игры детей насыщаются фантастическими компонентами в период внеситуативно-познавательной формы обще-ния со взрослыми (беседы, рассказы, ответы на вопросы, чтение книг, экскурсии и прогулки, совместные игры), когда очень быстро расши-ряется запас знаний дошкольников об окружающей действительности не ограничивается непосредственной житейской ситуацией. После та-кого общения персонажи сюжетно-ролевой игры включаются в раз-личные трудные и рискованные ситуации, происшествия и приключе-ния". Это дает основание как к разработке развивающих и формиру-ющих социальную готовность ребенка игр, так и к проведению анали-за влияния таких игр на процесс социализации дошкольников. До-школьное развитие ребенка всегда напрямую связано с его игровой активностью. Для оптимального развития личности необходимы сю-жетные игры, поскольку именно в них происходит ненавязчивое обу-чение ребенка с окружающими людьми в разных жизненных ситуаци-ях. Задачи дошкольного развития детей состоят также в том, что им необходимо помочь осознать свою роль в окружающем мире, их нуж-но мотивировать к успеху и научить стойко и без психологических стрессов переносить любые неудачи. 61. Сущность понятия «Дошкольная педагогика» и её категории. Предмет науки под названием дошкольная педагогика – это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Данный термин включает в себя технологии и сложности наставнического процесса, саму организацию воспитания и обучения, с помощью которой происходит формирование личности дошкольника. Известно, что именно в данном возрасте у детей закладываются многие навыки, формируется мировоззре-ние, память, отношение к себе и другим. Чтобы лучше понять, на чем ос-нована педагогика, следует выделить ее основные категории и дать им определение. Основные категории: воспитание В области педагогики как науки можно выявить определенное коли-чество категорий, которые взаимосвязано составляют ее главную суть. Ос-новной категорией дошкольной педагогики является воспитание. Данный процесс можно охарактеризовать как определенное воздействие на челове-ка, а значит, и на общество в целом. Оно характеризуется как передача накопленного опыта старших поколений в историко-культурном плане для того чтобы подготовить к полноценной жизни внутри общества и произ-водственным процессам. Оно во многом зависит от действий наставника-педагога. Он является основным носителем и передатчиком опыта, который постепенно приоб-щает детей к накопленным со временем ценностям. Именно воспитатель во многом является примером, на основе которого формируется отношение ребенка к обществу, себе, закладывается мировоззрение. От того, насколь-ко качественно он донесет до подрастающего поколения продуктивные способы коммуникации, зависят способности разрешать конфликты, доби-ваться поставленных целей, справляться с трудными ситуациями. Одной из главных задач, которая стоит перед наставником, является мотивация лич-ности к самовоспитанию. В процессе воспитания и обучения ребенок перенимает опыт обще-ния, самообразования и приобщается к существующей в обществе культу-ре. Воспитание является категорией педагогики как науки, нацеленной на формирование определенных человеческих ценностей, прививание лич-ности необходимых для общества взглядов. Кроме того, оно как процесс направлено на развитие отдельных качеств личности, например, любозна-тельности, аккуратности, терпимости и других. В этом плане воспитание делится на несколько подкатегорий, например, нравственное или умствен-ное и так далее. Главный фактор развития личности – это постепенное формирование определенного отношения к явлениям во внешнем мире, а также норм поведения, принятых в конкретном обществе. Исходя из ха-рактера целей воспитания и того, каким образом они достигаются, выде-ляют несколько его видов. Развитие Вторая категория педагогики как науки – это развитие. Его опреде-ляют как внутреннее изменение различных качеств человека посредством столкновения его факторами вне социума и внутри него. Развитие также подразделяется на другие подкатегории. Выделяют духовное, психиче-ское, физическое, а также социальное развитие. Именно оно является ре-зультатом и основной целью воспитания. Образование и обучение Вторая категория педагогики как науки – это развитие. Его опреде-ляют как внутреннее изменение различных качеств человека посредством столкновения его факторами вне социума и внутри него. Развитие также подразделяется на другие подкатегории. Выделяют духовное, психиче-ское, физическое, а также социальное развитие. Именно оно является ре-зультатом и основной целью воспитания. Образование и обучение Третья категория – это обучение. Его определяют как процесс обще-ния между педагогом и ребенка, результатом которого должно стать каче-ственное развитие человека. Основными задачами воспитателя или учителя в процессе обучения являются передача знаний, накопленных прошлыми поколениями, своего жизненного опыта, а также исторических и культур-ных аспектов. Учитель всецело руководит обучением, следит, насколько хорошо учащиеся перенимают преподаваемые навыки и умения. От него зависят условия, создаваемые для передачи знаний. Задачами воспитанни-ков являются получать и запоминать информацию посредством заданий, проводить самостоятельный анализ полученной информации благодаря мыслительному процессу, а также находить ее самостоятельно в других источниках, то есть повышать самообразование. Образование также является категорией дошкольной педагогики. У него много трактовок. Это совокупность деятельности, которая развивает ребенка и повышает самосознание общества. Образование в узком смысле – это процесс обучения и воспитания. Его можно назвать результатом обучения, а также определенной системой развития личности. Если говорить буквально, то образование представляется собой определенную ступень воспитания, которая находится в зависимости от возраста воспитанников. Именно поэтому данная категория педагогики объединена в систему, сформированную на основе знаний и опыта про-шлых поколений. В нее входят различные навыки, умения, творческая дея-тельность, которыми должны овладеть воспитанники на определенной ступени своего развития. Первая ступень является дошкольным образованием, под которым понимается овладение воспитанниками навыками и умениями в дошколь-ных учреждениях под руководством воспитателя, а также родителей. Именно на этой первой ступени закладываются основы нравственного и интеллектуального развития личности. Рассматривая образование как систему в глобальном смысле, можно охарактеризовать ее как цепочку заведений, в которых поэтапно происхо-дит образовательно-воспитательная, а также просветительская и культур-ная деятельность, направленная на передачу опыта посредством профес-сионально подготовленных педагогов. Образовательные учреждения представляют собой единую систему, цель которых – управление процес-сами развития личности внутри государства. Социализация Это еще один критерий науки педагогики. Она определяется как ре-зультат усвоения ребенком общественного опыта и его воспроизведения. Благодаря социализации личность может комфортно чувствовать себя внутри социума, руководствуясь определенной системой знаний, этических норм и ценностей общества. Социализация может быть обусловлена как воспитанием, так и внеш-ними стихийными процессами. Однако в некотором роде она иногда быва-ет излишней. Поэтому социализация должна быть связана с индивидуали-зацией, которая характеризуется самовыражением, самостоятельностью и проявлением своего собственного «я». Именно совокупность индивидуали-зации и социализации в настоящее время является одним из самых гармо-ничных путей развития человека, начиная с дошкольного возраста. Некоторые специалисты выделяют в качестве еще одной категории детскую субкультуру. Ее можно описать как материальную и духовную среду, созданную для детей и самими детьми в современном обществе. Это также пути вхождения во взрослый мир, набор определенных признаков, с помощью которых дети относят себя к присущим им возрастным катего-риям. Субкультура детства – это также особые ценностные представления детей о мире, которые проявляются в игровой форме, речи, творчестве. 63. «Дары» Фридриха Фребеля. «Дары» Фребеля как раз и являются дидактическим материалом для развития детей. Для полноценного развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть так называемых «даров». Первым даром, по его мнению, является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в раз-личные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. К каждому мячу прикрепляется ниточка.Мать показывает ребенку мячи, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и со-ответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», она знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони, пряча его и приговаривая при этом: «Есть мячик — нет мячика», — мать знакомит ребенка с понятиями утверждения и отрицания. Обосновывая, почему первым даром, первой игрушкой должен быть именно шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как нежной неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик). Фребель приводит и ряд других символических доводов, например: шар является «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности и т. д. Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов.Кубик по форме и по устойчивости является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить, и т. д. Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); он имеет возможность развивать свои творческие способности, строить из кубиков с помощью различных комбинаций. Четвертый дар — кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового «дара» прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно же, не изымаются. Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части. Шестой дар — кубик, также разделенный на двадцать семь кубиков, многие из которых тоже разделены на части: на плитки, по диагонали и т. д. Последние два «дара» дают множество самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр. Кстати, идея «даров», несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы.Использование фребелевского пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме приведенных шести даров Фребель предлагал впоследствии давать детям дополнительный строительный материал (арки и т. д.), а также рекомендовал проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.Еще одна ценная черта «даров» — последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами. Замечательна и сама мысль о строительном материале для игр-занятий. Эта идея была затем с успехом реализована, в результате чего ящики с набором строительного материала стали одним из самых распространенных пособий для детей. 69 (91). Структура игровой деятельности детей дошкольного возраста. В структуре игры можно выделить несколько элементов. 1. Любая игра имеет тему - ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре; дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин», «Белоснежку и семь гномов» и т.д.; чаще всего тема берется из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы. 2. В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сю-жетам относят определенную последовательность событий, разыгрыва-емых в игре. Сюжеты разнообразны: это и индустриальные, и сельско-хозяйственные, и ремесленные, и строительные игры; игры с бытовыми (семейный быт, сад, школа) и общественно-политическими сюжетами (демонстрация, митинг); военные игры; драматизации (цирк, кино, ку-кольный театр, постановки сказок) и т.д. 3. Третьим элементом в строении игры становится роль как обя-зательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но не всегда до-ступных ребенку в практическом плане; роли выполняются детьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному», «прода-вец» взвешивает «покупателю» «колбасу» и т.д. 4. Содержание игры - то, что ребенок выделяет как основной мо-мент деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содер-жание: для младших дошкольников это - многократное повторение ка-кого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки - матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это - моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших -- соблюдение правила в игре. 5. Игровой материал и игровое пространство -- игрушки и раз-нообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своем собственном значении, а в каче-стве заместителей других, недоступных ребенку практически, предме-тов (сахар, тротуарные блоки, деньги и т.п.). Игровое пространство представляет собой границы, в пределах которых территориально раз-ворачивается игра. Оно может символизироваться наличием опреде-ленного предмета (например, сумочка с красным крестом, положенная на стул, означает «территорию больницы») или даже обозначаться (например, дети мелом отделяют кухню и спальню, дом и улицу, тыл и фронт). 6. Ролевые и реальные отношения - первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выра-жают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они поз-воляют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реали-зуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправиль-но пишешь» и т.п.). Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным: с возрастом растет состав участников игры и длительность существова-ния игрового объединения. Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже у 3-летних детей фиксируются объединения группами в 2-3 ребенка. Продолжительность такого объединения коротка (всего 3--5 минут), после чего дети одной группы могут присоединиться к другим группам. К 4-5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжитель-ность совместной игры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинается одним ребенком, а затем к нему при-соединяются другие; предложение одного ребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим сюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои дей-ствия, распределять роли и обязанности. Будучи ведущей деятельностью на протяжении всех лет дошколь-ного детства, игра неодинакова на всем своем протяжении. |