Главная страница
Навигация по странице:

  • 74. (108,116) Обследующий жест как наглядный метод обучения рисованию детей дошкольного возраста.

  • Развитие речи

  • Педагогика Какие правила дорожного движения и пожарной безопасности должны усвоить дети в старшем дошкольном возрасте


    Скачать 223.69 Kb.
    НазваниеПедагогика Какие правила дорожного движения и пожарной безопасности должны усвоить дети в старшем дошкольном возрасте
    Дата28.01.2019
    Размер223.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_iskhodnik.docx
    ТипДокументы
    #65672
    страница5 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    64. Сущность понятия «художественный образ».

    Важное место в анализе искусства принадлежит рассмотрению ху¬дожественного образа, основного структурообразующего элемента содержания любого художественного произведения

    Особый вид освоения и выражения действительности — худо¬жественный образ — является результатом конкретной художест¬венно-творческой деятельности и одновременно реализацией исто¬рического культурного опыта человечества в сфере индивидуально-личностного и общественного сознания. Художественный образ существенно отличается от обычного образа-представления, так как выступает не просто как внешнее сходство с действительностью. Ху¬дожественный образ реализует себя как творческое отношение к этой действительности, как способ домыслить, дополнить саму логику реальной жизни. Художественный образ — это форма мыш¬ления в искусстве. Художественный образ — это суть искусства, это простейшая конкретность, присущая всем его видам и жанрам. Та¬ким образом, художественный образ — это конкретно чувственное и в то же время обобщенное воссоздание жизни, пронизанное эмо¬ционально-эстетической оценкой автора.

    Иными словами, художественный образ, в видовом качестве может быть воплощен в глине, красках, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время ре¬ализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм в целом. Отсюда загадка образа искусства заключает¬ся в том, что глубокое, духовное обобщение, к которому всегда восхо¬дит настоящий художественный образ, в то же время целиком пре¬творяется в конкретном пластическом изображении.

    Мировая эстетическая мысль сформулировала различные от¬тенки понятия «художественный образ». В научной литературе можно встретить такие характеристики данного явления, как «тайна искусства», «клеточка искусства», «единица искусства», «образ-об¬разование» и т. д.

    Художественный образ — это суть искусства, содержательная форма, которая присуща всем его видам и жанрам. Попытаемся же набросать «образ» самого художественного образа.

    74. (108,116) Обследующий жест как наглядный метод обучения рисованию детей дошкольного возраста.

    В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения. Избранные методы должны соответствовать:

    - общей цели и задачам обучения;

    - специфике вида деятельности, которой будут обучать и в процессе усвоения которой пойдет развитие детей;

    - возрастным и индивидуальным особенностям детей.

    Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.

    Педагог отбирает и конструирует задания, а ученик выполняет и отрабатывает способ применения знания, способы действия. Репродуктивный метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные

    Эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельно¬сти. Педагог включает учащегося в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает факты - выводы делают ученики; педагог ставит проблему - ги¬потезу выдвигают ученики).

    Применительно к изобразительной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые.

    Среди на¬глядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.

    Наблюдение- один из ведущих наглядных методов обучения. Большой вклад в его разработку внесли Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Л.А.Раева. Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении.

    Ценность данного метода заключается в том, что в процессе наблюдения формируется представление ребенка об изображае¬мом предмете, явлении, которое служит основой для последующе¬го изображения.

    Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших ка¬честв личности, характеризующих ее познавательную сферу, -наблюдательность.

    Требования к наблюдению

    1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятель¬ности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые послужат основой для изображе¬ния, позволят наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.

    2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Зна¬ния, не подкрепленные, не связанные с чувствами, не становятся достоянием ребенка, не побуждают к активному действию и, в частности, к проявлению себя в изобразительной деятельности.

    3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделения и осознания тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако выделение этих признаков долж¬но быть не механическим, а осмысленным. Ребенок должен пони¬мать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна на берегу выросла большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длин¬нее передних.

    4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность условии про¬цесс детей: эмоциональную, мысли¬тельную, речевую, двигательную. Разумная свобода и раскре¬пощённость как проявление детской активности - пока большая проблема для многих педагогов.

    5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неод¬нократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изме¬няющихся условиях, а значит, с разными внешними характери-стиками (березка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в «золотую» и позднюю осень).

    6. Учет возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюде¬ния. Это требование реализуется и в содержании, и в методике ведения наблюдения с детьми.

    Таким образом, метод наблюдения может быть представлен в зависимости от характера познавательной деятельности детей как репродуктивный, эвристический или исследовательский.

    Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Содержание специальных наблю¬дений, проводимых перед занятиями по изо деятельности, должно быть тесно связано с содержанием и задачами предстоящих заня¬тий.

    Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Цель сенсорного воспитания - формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин.

    Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое вос¬приятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем.

    В чем смысл и значение этого метода?

    Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изо¬бражаемом предмете.

    Как правило, обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост), природы (деревья, кусты, цветы, жи¬вотные). При изображении человека можно обследовать игрушку-куклу, можно рассматривать фигуры детей (на прогулке, гимна-стике) и т.п. То есть обследование — это целенаправленное рассмат¬ривание предмета, который необходимо изображать.

    Итак, обследование - метод обучения и в то же время одна из задач обучения.

    Дело в том, что в процессе обследования у детей формируется не просто осмысленное представление о предмете, о его внешних наглядных признаках, но в какой-то степени и «изобразительное» представление, т.е. представление будущего образа и способов его создания. Ведь порядок обследования совпадает с последова¬тельностью изображения, а обследующие жесты не только помо¬гают вычленить особенности формы, но по характеру движения совпадают с формообразующими изобразительными движениями (как очерчиваем круглую форму по контуру - так и рисуем, как обхватываем, ощупываем пальцами объемную форму - так и ле¬пим).

    При постоянном использовании обследования дети понимают связь между обследованием и способами изображения, становятся все более самостоятельными.

    Наконец, только с помощью и в процессе обследования воз¬можно вычленение и осознание сходных признаков в предметах одного типа (дома, транспорт и т.д.). Вычленение и объяснение внешних признаков, сравнение предметов по этим признакам, Установление и объяснение сходства, а затем и обобщение по¬зволяют формировать обобщенное представление о группе по¬добных предметов.

    Таким образом, в процессе наблюдения, обсле¬дования идет осмысленное вычленение внешних изобразительных признаков, а затем формирование обобщенных представлений, облегчающих процесс самостоятельного познания других кон¬кретных предметов из той или иной типовой группы.

    Какова структура обследования?

    Обследование можно разделить на три разных по характеру этапа.

    Первый этап- целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак. Это, по существу, эстети¬ческое восприятие, которое характерно для начала творческого процесса в художественной деятельности. Например, пушистый, мягкий котенок (игрушка), важный гордый гусь (игрушка из па¬пье-маше); спелое, вкусное красивое яблоко. Или: «Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, хвостиком помахивает, во все стороны поглядывает...» (игрушка). Если речь идет о предмете, не обла¬дающем яркими эстетическими признаками, все равно его вос¬приятие должно быть эмоциональным, заинтересованным. На¬пример, дети рассматривают грузовые машины. Можно спросить: какая это машина? А как вы догадались? Такой прием позволяет вычленить самый характерный признак предмета и связать его с функцией, назначением. Именно в этом заключается смысл первого этапа об¬следования изображаемого предмета.

    Второй этап - аналитическое восприятие предмета, т.е. последо¬вательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета. Порядок такого выделения и определения соответствует последовательности изображения. Это подчеркивает и Н.П. Сакулина: «В лепке, рисовании, аппликации части воспроизводятся последовательно одна за другой, в процессе создания изображения предмет как бы конструируется.

    Итак, аналитический способ обследования, смысл которого в формировании изобразительного представления, продиктован доступным ребенку способом изображения.

    Таким образом, выделяются все достаточно крупные части, обращается внимание на детали. По возможности особенности формы, строения, положения в пространстве, цвета объ¬ясняются функциональным назначением предмета или условий жизни, обитания животного.

    Третий этап опять предполагает целостное эмоциональное вос¬приятие предмета, как бы объединяющее возникающее представле¬ние в целостный образ.

    В структуре обследования (анализа) нередко используется об¬следующий жест воспитателя и детей, который помогает вычленять форму, ее особенности. Обведение пальчиком по контуру предмета организует зрительное восприятие, взгляд сначала сопровождает, затем направляет движение пальчика. Кроме того, рисунок обследующего жеста совпадает с формообразующим движением, произ-водимым при изображении. Следовательно, обследующий жест «подсказывает» способ изображения. Те же смысл и значение обследующий жест имеет в обследовании с целью последующей лепки: ладошками и пальчиками предмет ощупывается с целью лучшего выделения формы, эти же движения лежат в основе приемов лепки.

    Поэтому важно правильно организовать обследующий жест детей: чем менее опытны дети, тем чаще этот жест-движение мо¬жет быть совместным, когда воспитатель берет руки ребенка и вместе с ним выполняет движение. Но этому обязательно должен предшествовать показ приема осязательного обследования. Чем старше дети, тем больше в управлении их действиями можно ис¬пользовать слово: «Обхвати руками, потрогай пальчиками вот так (показывает жест)».

    В рисовании мелкие части, детали воспринимаются зрительно, в лепке важно ощупывать мелкие детали. Жест не всегда включа¬ется в обследование. Если форма предмета и его частей хорошо знакома ребенку и он может вычленить ее зрительно, в жесте нет необходимости.

    Обследующий жест сопровождается словом, определяющим направление, характер движения, а в итоге определяющим форму. Например, «пальчик «бежит» по колечку, нигде не останавливает¬ся - круглое колечко. Вот как оно покатилось, не останавливается». Или: «Шея у гуся длинная, грудка округлая».

    Обследующий жест меняется в разных видах изобразительной деятельности: в лепке он направлен на вычленение объемной формы, характера поверхности предмета, в рисовании, апплика¬ции - на вычленение контура формы.

    Характер обследующего жеста подчиняется форме: при обсле¬довании округлой формы - движение слитное, безостановочное.

    Обследование предметов имеет некоторые особенности в зави¬симости от возраста детей, а значит, их возможностей в восприятии и изображении.

    Дети младшего возраста (вторая младшая группа) изображают предметы, состоящие в основном из одной части, форму передают обобщенную, приближающуюся к геометрической фигуре - эта¬лону. Поэтому и содержание обследования очень простое - вы¬членить форму, цвет. Так как на занятия отводится немного вре¬мени, а малышам (каждому) нужно потрогать, ощутить предмет вычленить форму, обследование обязательно нужно провести до занятия (по подгруппам, индивидуально).

    При низком уровне сенсорного развития очень важно приучать детей контролировать, сопровождать взглядом движение пальчи¬ка по форме, устанавливать связь между обследующим жестом и формообразующим движением («Пальчик бежит, нигде не останавливается и карандашик (кисточка) побежит, также нигде не остановится»). В младшей группе чаще, чем в других, при обсле¬довании необходим совместный жест. В этой группе, особенно при интенсивном сенсорном воспитании и развитии, возможно подведение детей к обобщению предметов по признаку формы (круглыми могут быть яблоки, мячи, шары, пуговицы и т.д.). На этой основе уже в младшей группе возможно формирование обобщенного способа изображения (все круглые предметы рису¬ются, лепятся одним и тем же способом).

    В средней группе при обследовании обращается внимание на строение предмета. Важна также ориентировка в пространстве, и воспитатель словом уточняет расположение частей предмета (наверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны). Особенно тщательным должно быть обследование предметов, форму которых дети изображают впервые. В этом случае требования те же, что и в младшей группе (необходимость обследующего жеста, зрительного контроля, предварительное обследование предметов до занятия, установление связи обследующего жеста и формообразующего движения). Дети средней группы в силу большого сенсорного опы¬та могут быть активнее при обследовании. Важно побуждать их действовать жестом и вслух называть части, формы и т.д.

    Позднее про¬цесс обследования будет более «свернут» и ребенок «про себя» бу¬дет называть то, что видит.

    При обследовании предметов с детьми старшего возраста в свя¬зи с усложняющимися задачами изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Основную форму дети передают еще обобщенно, приближая ее к соответствующей форме геометрической фигуры (круг, овал, треугольник и т.п.). Характерный облик предмета создается благодаря включению в изображение некоторых деталей, элементов движе¬ния.

    Обследующий жест подчеркивает и фиксирует внимание на пропорциях. С более старшими детьми устанавливается отличие форм предмета, его частей от геометрических эталонов форм (ха¬рактерная форма рыбки - карася, щуки и др.).

    При обследовании предметов с детьми старшего возраста (в том числе и подготовительной группы) часто используют прием сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравне¬ние подобных предметов между собой с целью формирования обобщенных представлений, а на их основе - и обобщенных спо¬собов изображения. Естественно, что старшие дети более само-стоятельны и активны при обследовании.

    К семи годам дошколь¬ники усваивают порядок обследования; с чего начинать наблюде¬ние и почему; что потом надо рассмотреть. Они хорошо понима¬ют, для чего надо рассматривать. Сам процесс обследования мо¬жет быть более свернутым, неполным (движение руки по предмету применяется в отдельных случаях, так как дети изображают зна¬комые предметы и знают особенности внешнего вида и пример¬ные способы изображения).

    В подготовительной группе особенно важно (в процессе обсле¬дования) обращать внимание на разнообразие предметов одного типа и учить детей видеть их выразительность, своеобразие каж¬дого. Шаблоны нужны, они экономят силы ребенка, «запас» графических структур позволяет быстро созда¬вать изображение, но надо бояться рисования наизусть, «закостенения» штампов.

    Анализируя детские рисунки, поделки, обязательно нужно ус¬танавливать связь между качеством изображения и качеством обследования. Целесообразно поощрять детей, всячески поддер¬живать инициативу в наблюдении; не спешить помогать ребенку советом, показом при поиске способа изображения; продумывать вместе с дошкольниками рациональные способы обследования («Дети, давайте еще раз рассмотрим березы, липы, дубы. Как вы думаете, в чем разница между ними, на что особенно обратить внимание?»). Очень полезно на прогулке рассматривать насеко¬мых, мелкие детали растений и т.п. (без ущерба для них).

    В работе с самыми старшими дошкольниками методика обсле¬дования зависит от многих факторов: от общего сенсорного раз¬вития детей и умения обследовать предметы с целью изображе¬ния; от задач изображения (рисуют и лепят с натуры или по представлению); от уровня изобразительных умений и других факто¬ров. Нужно помнить, что обследование должно помочь ребенку в изображении. Это первое обстоятельство, которое определяет методику обследования. Второе обстоятельство - дети должны научиться смотреть и видеть.

    Развитие речи
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта