Главная страница

История образования_Коджаспирова. По всем изучаемым разделам. Ббк74. 03я73


Скачать 1.97 Mb.
НазваниеПо всем изучаемым разделам. Ббк74. 03я73
АнкорИстория образования_Коджаспирова.pdf
Дата22.04.2017
Размер1.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория образования_Коджаспирова.pdf
ТипКонспект
#5315
страница11 из 18
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18
Щегольс- ственной пользе, развлечению,
1. Стихотворство (поэзия). 2. Му-
кие или
«веселию сердца». зыка, скоморошество. 3. Танцы.
увесе-
4. Вольтижировка («или на
ляющие садиться»). 5. Живопись.
«Сии науки суть такие, которые ни
Любо- настоящей, ни будущей пользы в
1. Астрология. 2. Физигномия,
пытные себе не имеют, но большею час-
«или лицезнание». 3. тию и в истине оскудевают...»
4. Алхимия.
«Сии глупее преждереченных (лю-
1. Некромантия — «чрез мертвых
Вредные бопытных), иже зовутся волхвова- провещание». 2. Аэромантия. ние, ворожбы, или колдунство».
3. Пиромантия. 4. Гидромантия.
5. Геомантия.
99

МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 -1765),
первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт,
философ, художник, историк, просветитель
Работы: Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древ-
няя российская история, О сохранении и размножении российского народа,
Проект регламента московских гимназий и др.
Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных на- чинаний в стране, организатором науки и просвещения. С его именем связано открытие Московского университета.
Целью воспитания считал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.
Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграни-
чение науки и религии.
Считал, что положение народа можно улучшить посредством распростране-
ния культуры и просвещения.
Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до уни- верситета.
Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколени- ем основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потреб- ность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье.
Был сторонником принципа природосообразности: воспитатель должен ру- ководствоваться факторами естественного природного развития ребен- ка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без
природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». При- родные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей де- тей.
Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими
условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом.
Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития.
Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное вос- приятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов.
«Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем...»
«Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюде-
ния есть лучший всех способ к изысканию правды».
Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классическо-
го естественно-научного и реального образования. В его методах обуче- ния выделяются элементы политехнического образования.
Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены.
Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.
100

Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие ак- тивности и самостоятельности ученика.
Стремился к распространению «высоких наук» в Российском государстве и при этом на русском языке. Русский язык ценил очень высоко, выдви- нул идею воспитательного значения русского языка.
Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.
Отводил большую роль воспитанию: «...Молодых людей нежные нравы, во все
стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым
воспитанием управляются».
Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности и высоко це-
нил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выделял следующие качества: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.
Разработал педагогические условия организации детского труда: предвари- тельная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов.
Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний, не возражал против теле- сных наказаний (в случае необходимости).
Метод и условие воспитания для Ломоносова — порядок и дисциплина.
Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики.

ИВАН ИВАНОВИЧ БЕЦКОЙ (1704-1795)
Краткие
Виды уч.
Задачи
Средства воспита-
Значение
биограф.
заведений,
воспитания
ния и обучения
орг.-пед.
сведения
открытые
деятельно-
при его
сти
содействии
Родился в
1763 г.-
Создать
1. Изолировать детей
Положил
Стокгольме воспитатель-
путем
от окружающей начало
(сын фель- ные дома с
воспитания
среды: «Оградить женскому дмаршала госпиталем
«Новую
детей от дурных среднему
Ю.Н.Тру- для рожениц:
породу
влияний семьи и образова- бецкого).
в Москве,
людей»:
общества, предрас- нию.
Петербурге.
— образо- судков старшего
Выступал
Учился в
Училище для ванных поколения».
за сослов-
Копенга- мальчиков дворян,
2. «Поддерживать ные учеб- генском разных способных склонность к трудо- ные заведе- кадетском сословий гуманно любию, и чтоб ния.
корпусе.
(кроме обращаться страшились празд-
Изменил
крепостных)
с крестьяна- ности как источника изменил
В 40-х гг. служил в
Петербурге при Академии художеств.
ми и спра- ведливо управлять всякого зла». 3.
Уделять большое постановку уч.-воспи- тательной в Коллегии
Коммерчес- государ- внимание нравст- работы в иностран- кое училище в ством;
венному воспита- кадетских ных дел.
Москве.
нию: «Учить их
корпусах и
В 1747 г.
Смольный
— разночин- цев—
учтивости, благопри-
стойности, собо-
гимназиях.
вышел в институт
«третий чин
лезнованию о бед-
Открыл отставку.
благородных людей»,
ных, несчастливых».
новые
До 1762 г.
девиц в
Петербурге с которые занимались
4. Придавать боль- воспита- тельно-
жил за
границей
отделением бы промыш- шое значение образова- для девочек- ленностью,
умственному и тельные где позна- мещанок.
торговлей,
физическому воспи- учрежде- комился с э
о е
Ряд воспита- ремеслом.
танию: «Просвещая ния.
дистами тельных
Цель воспи-
притом их разум
Представил
(Гримм,
Дидро,
Руссо).
В 1762 г.
домов в провинциаль- ных городах.
тания — эти люди пере- дадут привитые им наукам и художе- ствам», использовать
«чистый воздух, увеселение невин- ными забавами и доклад об общей ор- ганизации в
России де- взгляды и ла воспита- его пригла- привычки игры».
ния де- шаютв своим детям
5. Избегать наказа- тей — «Ге-
— постепен- ний: «Единожды и
неральное но изменит-
навсегда ввести
учреждение ся нрав-
закон и строго
о воспита- ственность,
утверждать, никогда
нии обоего произойдет
и ни за что не бить
пола юно- улучшение
детей».
шества».
общества.
102

ГРИГОРИЙ САВВИЧ СКОВОРОДА (1722-1794),украинский философ, поэт, просветитель-
гуманист
Биографические сведения,
сочинения
Общефилософские и
общепедагогические взгляды
Содержание и методы воспитания и
обучения
Родился в семье малоземельного казака в Полтавской губернии. 1738-
1741 гг. и 1742-1750 гг. учился в
Киево-Могилянской академии. В1742
г. был выбран в придворную певческую капеллу. После возвра- щения из-за границы преподавал поэтику в Переяславской семинарии.
1754—1759 гт. —домашний учитель. В1760—1769 гг.
преподавал в Харьковском коллегиуме поэзию, синтаксис, греч. яз., основы христианского благонравия, оттуда его триады увольняли за антиклерикальные взгляды. Стал странствующим философом. Работы: Рассуждения
о поэзии и руководство к
искусству оной, Сад
божественных песней, Убогий
жаворонок, Благодарный Еродий,
Начальная дверь ко
христианскому добронравию для
молодого шляхетства
Харьковской губернии и др.., распространялись в основном в рукописном виде, не издавались из-за церковной цензуры.
Был одним из первых в истории укр. общественной мысли, кто выступил против официальной
религии и церковной схоластики, против схоластического образования, обратившись к природе, человеку и его разуму, стремился к мате- риалистическому миропониманию, но не стал законченным атеистом. В своих проповедях, притчах, письмах, философских и пед. произведениях
подверг резкой критике феодально- аристократическую систему воспитания, где все приносилось в жертву моде, карьере, пресмыканию перед Западом, царским двором. Считал, что образование должно быть всеобщим, равным,
общедоступнымибесплатнымдлядетей обоего
пола. Выступал за национальную
самобытность науки и культуры. Считал бессмысленным заимствовать чужие пед. теории воспитания, т. е. воспитание всегда складывается в соответствии с историей, образом жизни, нац. особенностями данного народа.
Народность—краеугольный камень его пед. системы. Говорил о необходимости тесной связи теории и практики, науки и жизни. Труди презрение к тунеядству—коренные основания его этики.
Свободный труд— основа всей «машины» общественной жизни, начало и венец радости человека и общества.
Высоко ценил научное знание и умственное воспитание. Особое внимание уделял науке о
человеке, нужной, по его мнению, каждому гражда- нину Был против поверхностного обучения. Видное место отводил чтению—«оно просвещает разум». В основе воспитания и образования должны лежать
самодеятельность, наглядность и труд.
Воспитание должнобыть полным, включатьвсебя воспитание умственное, нравственное, эстетичес-
кое, физическое. Нравственное воспитание
осуществлял по принципу: научить благодарности—умению сочетать личные интересы с интересами др. людей. Воспитывал учеников в духе любви к людям, труду, в духе высокой нравственности, честно-сти и преданности Отечеству.
Человека надо любить и уважатъ за его достоинства.
Дружба —«основание, союз, венец обществу».
Будучи поэтом и знатоком народных песен, сказок, он проявлял исключительную заботу об эстетическом
воспитании своих учеников. Выступал за обучение русского народа русскими учителями. Учитель
должен быть высокообразованным, любящим свое дело, честным, независимым, примерным в собственной жизни, его слова не должны расходиться с делом.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ НОВИКОВ (1744-1818), '
выдающийся русский просветитель, книгоиздатель, писатель-публицист
Педагогическая и
общественная дея-
тельность и основ-
ные работы
Педагогические взгляды
Организованная им типография издавала большими тиражами учебные книги.
Возглавил обществен- ное движение по организации независи- мых от царской власти народных училищ: создание школ для непривилегированного населения. Ратовал за разработку педагогики как теории воспитания.
Был создателем и организатором перво- го в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума».
В своих сатирических журналах «Трутень» и
«Живописец» помещал статьи на педагогичес- кие темы.
Статьи: О воспитании
и наставлении детей;
Для распространения
общеполезных знаний
и всеобщего благопо-
лучия; Век живи, век
учись; Переписка отца
с сыном о деревенской
жизни и др.
Верил в возможность преобразования общественно-
го бытия Отечества на началах просвещения. Призы- вал к нравственному совершенствованию людей, считая, что они станут добродетельными, если будут просвещен- ными и образованными.
Цель воспитания — формирование активной добродетельной личности.
Воспитание должно соединять физическое, нравствен-
ное и разумное развитие детей. Стараться образовывать разум и сердце детей. «Причина всех заблуждений чело-
веческих есть невежество, а совершенства —
знание».
Руководствовался идеей народности воспитания.
Выступал против физических наказаний.
Считал, что задачу воспитания юношества на себя долж- но взять общество.
Стремился примирить науку с религией. Видел в рели- гиозном воспитании составную часть нравственного вос- питания.
Считал необходимым любить и уважать детей, воспиты- вать их на положительных примерах, заставлять вдумы- ваться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях, воспитывать любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину.
Призывал прививать детям уважение к людям труда. С ранних лет детей надо приучать к полезному труду.
Главным средством воспитания должна быть книга.
Образование должно не только обогащать разум детей новыми знаниями, но и развивать их способность мыс-
лить.
За разумом закреплена ведущая роль в воспитании
характера и гражданских добродетелей.
104

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ РУССКИХ ЦАРЕЙ
Воспитание детей в царском доме было направлено на то, чтобы сформи- ровать их по определенному образцу. В соответствии с ним к царственным отпрыскам предъявляли очень высокие требования. В XVIII—XIX вв. будущий правитель страны должен был изучить основы всех существующих наук, несколько языков, быть широко осведомленным в литературе и искусстве, знать в совершенстве этикет и военное дело. Отношение к царственным отрокам в процессе их воспитания и обучения было суровым, а нередко и жестоким. Отдых и развлечения всегда были наградой за упорный труд. Распорядок дня был строго регламентирован. Претендент на престол должен был обладать высокой нравственностью, государственным мышлением, любовью к Отечеству. К отбору учителей и воспитателей подход был очень строгий и тщательный. На эти должности приглашались известные ученые, писатели, поэты, педагоги.
ПЕТР I (родился в 1672 г.)
Воспитатели,учителя
Предметы обучения
С рождения — мамки: княгиня Ульяна
Голицына, Боярыня Матрена Леонтьева и др.
Матвеев, Менезиус — шотландец по про- исхождению, образованный, умный, лов- кий, много путешествовавший, знаток театрального искусства.
С 3 лет подключился подъячий тайных дел Григорий Гавренов, написавший крупными буквами азбуку и Часослов.
Позднее — Никита Зотов, «муж кроткий и смиренный и всяких добродетелей исполненный».
Помощник Афанасий Нестеров. Зотов рассказывал истории о жизни храбрых и мудрых царей. По заказу Зотова были приготовлены яркие картинки городов, па- лат, зданий, армий, кораблей, воинских уче- ний и битв и сделан к ним текст, изготовлена картина по астрономии. Менезиус и Зотов развивали в Петре самодеятельность, трудолюбие.
С7 лет — Симеон Полоцкий.
С 11 лет начал заниматься с юным царем
Симон Зоммер, а затем — капитан Шепе- лев.
Укрепление здоровья, физическое раз- витие.
Военное обучение, воспитание в духе понятия о долге, о правилах и обязан- ностях службы. Воспитывался ими как гражданин Отечества.
Книжное обучение: учили читать и по- мнить Часослов, Псалтырь, Деяния апостолов и Евангелие. С 8 лет — обучение письму.
Учил церковному пению. Когда Петр уставал от учения, Зотов водил его вдоль вывешенных картин и рассказывал различные истории. Петр приобретал знания по Св. Писанию, ис- тории, географии, отчасти по есте- ственным наукам.
Наблюдал за воспитанием Петра I.
Обучил артиллерийскому делу и усо- вершенствованным приемам европей- ского войскового обучения.
105

Воспитатели,учителя
Предметы обучения
С 13 лет — строительство потешного го- родка для Преображенского полка.
Образованный голландский купец Франц
Тиммерман.
Голландец Карштен Брандт, человек знаю- щий и искусный в морском деле и корабле- строении; Патрик Гордон.
Франц Лефорт.
Петр овладевает плотничьим и столяр- ным делом. Получает сведения и прак- тические навыки по архитектуре, ин- женерному, саперному и артиллерий- скому делу.
Учил математике, артиллерийской на- уке и фортификации.
Делали из Петра военачальника.
Побуждал царя для самообразования выезжать за границу.
Петр I с юных лет знал немецкий язык, а затем изучил голландский,
английский и французский языки. В течение всей жизни он постоянно
пополнял свои знания, уделяя особое внимание военному делу. Уважением
Петра пользовалась также хирургия, которой он увлекался, делая до-
вольно сложные операции.
!■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■
АННА ИОАННОВНА (родилась в 1693 г.)
Воспитатели,учителя
Предметы обучения
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18


написать администратору сайта