Главная страница

История образования_Коджаспирова. По всем изучаемым разделам. Ббк74. 03я73


Скачать 1.97 Mb.
НазваниеПо всем изучаемым разделам. Ббк74. 03я73
АнкорИстория образования_Коджаспирова.pdf
Дата22.04.2017
Размер1.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория образования_Коджаспирова.pdf
ТипКонспект
#5315
страница2 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
♦> ♦> ♦> ♦> ♦> ♦> ♦ ♦> ♦ ♦ ♦> ♦ ♦ ♦ ♦ ♦> ♦> ♦ ♦ ♦ ♦
♦♦♦ ♦ ♦ <♦ ♦> ♦ ♦ ♦
л*
♦:♦

*
v
*
ТАБЛИЦЫ,
КОНСПЕКТЫ И СХЕМЫ




♦?♦ ♦% ♦*♦ ♦% ♦!♦ ♦% ♦?♦ *t* ♦% ♦% ♦% *t*
♦:♦ ♦:♦ ♦> ♦> ♦> ♦!♦ ♦!♦ ♦> ♦> ♦> ♦> ♦!♦ ♦> ♦>

I
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В
ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ
ШКОЛА В СТРАНАХ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
МЕСОПОТАМИЯ
(III—II тыс. до н. э.)
Родоначальница всех восточных культур. На ее территории — раннеклассические государства (Ур, Урук,
Лагаш и др.) с очень высокой цивилизацией.
Школы
писцов всех рангов- (э-дубы — «дом таб- личек» чтение и письмо на двух языках: шу- мерском и аккадском) история, география, геология, ботаника, математика, зоология, медицина, мифология, право и делопроизводство, музыка, пение, литература;
жреческие -♦ письмо, чтение, танцы, музыка, упражнения литературного характера, списывание, заучивание поэтических и религиозных текстов.
ЕГИПЕТ И ДВУРЕЧЬЕ
(вторая половина II тыс. до н. э. — первая половина I тыс. до н. э.)
На смену школьному образованию приходит
индивидуальное обучение в рамках се-
мейного воспитания; центрами образования становятся храмы.
ИЗРАИЛЬ
(первая половина I тыс. до н. э.)
Появление монотеистической религии.
Очень высоко ставится образование: «Пусть погибнет святилище, лишь бы дети посещали школу».
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
(III—II тыс. до н. э.)
Школы
при храмах религиозно-нравственное вос- питание, астрономия, матема- тика, медицина.
при дворе фараона
(дворцовые) физические и военные упражнения, чтение и письмо иероглифов, правила поведения и дворцовый этикет.
при крупных государствен- ных учреждениях (писцов)
элементарная школа
(с 5 до 12 лет) чтение, письмо, арифметика и геометрия на уровне практи- ческого применения.
канцелярия (с 12 до 16 лет) заучивание титулов, географи- ческих названий,технических терминов, названий рыб, кам- ней, растений; овладение различными типами письма и разновидностями египетского языка, искусство спора и правила устного и пись- менного этикета.
14

3 ступени школы:
(только для мальчиков) 1 — микре
(6—10 лет): чтение, письмо, еврейский и халдейский яз., толкование библейских текстов.
2— мишне (10—15 лет): неписаный Закон, сообщенный Моисею на Синайской горе.
3— гемаре (15—18 лет): сведения из меди цины, истории, геометрии, астрономии.
Форма обучения — диспут. Учитель пред лагает тему устного закона. Ученики на падают, учитель защищает закон.
ИНДИЯ
(I тыс. до н. э.)
Кастовая система образования.
Прием в школу «второе рождение».
Школы
для высшей касты брахманов (жрецов)
(от 6— 12 до 22—24 лет)
религиозное образование (изучение Вед).
для кшатриев (воинов, правителей)
заучивание стихов и гимнов, философия, крас-
норечие, грамматика, литература, математи- ка, история, медицина, этика, танцы, музы-
Готовили также сборщиков налогов и дани, казначеев.
Могли учиться и вайшья (торговцы, земле-
дельцы, ремесленники). Судры
(неприкасаемые) к образованию не
допускались.
В VI—V вв. до н. э. появляется буддизм — высшая цель человеческих стремлений — постижение духовного просветления как высшего состояния удовлетворенности и самодостаточности путем отречения духа от тела, которое надо укрощать и подавлять.
Нравственные идеи: братская любовь, милосердие, запрет на убийство живых существ, не красть, не пить хмельное, не прелюбодействовать и др.
КИТАЙ
Доконфуцианский период
(с IV тыс. до н. э. до середины I тыс. до н. э.)
Привилегированные сословия: жре-
цы и аристократия.
Аристократы обучались: шести видам письма, чтению, девяти видам счета, навыкам устной речи, декла- мации стихов, изучали летописи.
Военно-физическое воспитание:
5 видов стрельбы из лука, 5 видов езды на колеснице, владение щитом и копьем.
Жреческие школы: космогония, магия, музыка, танцы, общеобразо- вательные предметы.
Конфуцианский период
(со второй половины
I тыс. до н. э.)
В идеале образованного человека заключена теория гуманитарно- этического образования.
Зародилась идея всеобщего (но нео- бязательного) образования. Поло- жение в гос. иерархии зависит от уровня образования.
Методика обучения: накопление материала через заучивание - ос- мысление через комментирование
- интерпретация через написание сочинений.
Учеба в школе без каникул. Физичес- кие наказания. Экзамены 2 раза в год. После школы экзамены 1 раз в 3 года: в губернском городе — 1 - й и 2-й экзамены.
После 1-го: ученая степень «цвету- щего таланта»,
после 2-го:признанного ученого.
3-й экзамен—в императорской столице: ученый, внесенный в списки. 4-
й: членство в императорской Ака- демии.
15

КОНФУЦИЙ
(КУН-ФУ-ЦЗЫ - Почетный
учитель Кун) (551-479 гг. до н.э.)
Цель воспитания благородный муж, нравственно воспитанный, обра-
зованный, развитый умственно, физически, эстетически, сочетающий в себе
глубокие знания и должное поведение.
Конфуций считал, что природное в человеке — материал, из которого при правильном воспитании можно сделать идеальную личность. Ста- бильность общества покоится на воспитании согласно социальному на- значению. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим при- вычкам друг от друга далеки».
Принцип гуманного отношения к людям: «чего себе не пожелаешь, того не делай и другим».
«Любить людей по-настоящему, не заинтересованно, не унижая опекой или равнодушием, принимая их такими, какие они есть, помогая развиться всему лучшему в них, но не закрывая глаза на их пороки и слабости».
ЛЮДИ ПО ПРИРОДНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ
«сыны неба», обла-
дающие врожденной
мудростью
«благородные
мужи», благодаря
учению пришедшие
к знанию
«чернь», не способ-
ная к трудному
процессу постиже-
ния знаний
Школа Конфуция
Жизнь и
деятель-
ность (гг. до
н. э.)
Основные
принципы этико-
политического
учения (конфуци-
анства)
Значение
образова-
ния
Обучение
Методы и
принципы
523 — основал первую частную школу в мире «по воспитанию человеческих характеров»,
«Шесть ис-
кусств»:
1. «ЛИ»—должное поведениев обществе, группе. 2.
«И» — умение подчинить долгу себя и окружаю- щих.
• практи- ческая необходи- мость;
• нрав- ственная потреб- ность;
Содержание: обучение чтению, умению размышлять, словесности, поведению, преданности и доверию.
Методы: диалоги учителя с учениками, классифика- ция и сравне- ние фактов и явлений, подражание
16

Продолжение таблицы
Жизнь
Основные
Значение
Школа Конфуция
и деятель
принципы этико
образова
ность
политического
ния
Обучение
Методы
(гг. до н. э.)
учения (конфуци-
и принципы
анства)
начал
3. «СЯО» —
• раскры-
Способ
образцам,
учительскую сыновья почти- тие челове-
обучения
обучение деятель- тельность или ческих самостоятель- умению ность.
должное подчине- способнос- но делать самостоятель-
После его ние старшему (по тей;
«черновую но ставить смерти возрасту, по работу»:
вопросы и издание должности).
• развитие читать, учить искать на них учениками
4. «ЖЭНЬ» —
«духовного наизусть,
ответы.
Луньюй
принцип гуманно- слуха»;
размышлять и
(Беседы и
сти, человечнос- упражняться в
Принципы:
суждения),
ти.
• радость искусстве.
— уважение к где изложены
5. «ЧЖИ» —
повседнев- ученику;
основные знание.
ного
Задача
— принятие взгляды
6. «СИНЬ» —
существо-
учителя
учеников
Конфуция.
верность.
вания.
открывать такими, какие
В начале
Конфуцианская новую перс- они есть;
нашей эры мораль требует пективу
— собствен-
Конфуций постоянного размышлени- ный пример—
стал почи- самосовершен- ям ученика.
основа воспи- таться ствования,
тания;
наряду с послушания
Выступал
— терпимость;
предкамии старшим, неукос- против любой
— единство природой,
нительного и формалисти- учения и
Богом,
строгого соблю- ки, «технизма»
жизни;
наделенным дения всех в обучении:
— равенство сверхъесте- существующих техническое всех людей как ственными норм и правил.
знание мешает учеников;
качествами.
Воспитание таких истинному
— отказ от качеств, как совершенство- принуждения.
благородство,
ванию.
стремление к истине, правди- вость, почтитель- ность.
Ритуал и канон
основа воспита- ния.
Воспитание благородных мужей не связы- вал с трудом.

II
ПЕДАГОГИКА ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ
ЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки — философии. Для индивидуума в определенных пределах были сняты рамки восточной кастовости. Религия не занимала господствую- щего положения.
Цель воспитания — гармоничное развитие индивидуальности.
1-й этап — гомеровский: связан с осмыслением идеала воспитания и путей его реализации; 2-й — классический, 3-й — новое, или эллинское, воспитание.
Основные педагогические идеи получили отражение в учениях антич- ных мыслителей: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др.
СОКРАТ (ок. 469-399
гг. до н.э.)
Отвергал теорию сенсуализма. Знания понятия, представления,
истинные для всех, обладают универсальной ценностью и значением.
ВЫСШИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
СДЕРЖАННОСТЬ
как укрощать страсти
МУЖЕСТВО
как преодолеть опасность
СПРАВЕДЛИВОСТЬ как соблюдать божественные и человеческие законы
Древнегреческий философ-идеалист. Жил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен и др.
18

Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить на основа- нии свидетельств Платона и Ксенофонта.
«Знаю, что ничего не знаю», — одно из известнейших изречений
Сократа.
Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.
«Прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые. Добродете-
ли, т.е. понимание того, что есть благо, могут достичь лишь благородные
люди» (аристократы).
Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Главной зада- чей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нрав- ственного мировоззрения. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному «Я», к субъективному духу, дальнейший- путь вел к объективному духу — божественному разуму.
Цель воспитания — познание самого себя, совершенствование нравственности, освобождение человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и создание гармонического единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к
знаниям.
ИРОНИЯ отрицательная часть совместного иссле- дования: обнаруже- ние противоречий в утверждениях противника
МАЙЕВТИКА положительная часть, позволяющая отыскать истину
ИНДУКЦИЯ отыскание общего в частных добродете- лях путем их анали- за и сравнения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ установление родов и видов и их соотно- шений
Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и постепенного подведения его к познанию «всеобщего» в нрав- ственности как основы истинной морали.
■ Сократический метод, направленный на обнаружение истины путем ■ бесед, спора, полемики, явился источником субъективной диалекти-
ки, диалектического способа мышления.

19

Демокрит
(460—370 гг. до н. э.)
Платон (427—
347 гг. до н. э.)
1. На основе своей атомистической теории выдвинул
материалистическую концепцию развития личности.
2. Считал, что воспита ние можно получать везде и всегда:
«...ночью и днем, на родине и на чужбине».
3. Огромное значение
придавал среде,
примеру взрослых, воспитанию «довода ми».
4. Считал, что воспита ние — дело рискован ное.
5. При решении вопро сов умственного воспитания руковод
ствовался своей
материалистической теорией, согласно которой началом знаний служат ощуще ния, истина постига ется разумом, кото рый свои доказатель ства берет из ощуще ний (сенсуалистская теория).
6. Считал необходимым сообразовывать воспитание с приро дой ребенка.
7. Выступал за включе ние труда в воспита ние.
8. Был уверен, что в воспитании без элементов принужде ния не обойтись.
9. Призывал остерегать ся дурного примера и упражняться в нрав ственных поступках.
10. Мудрость дает три
Основные труды: Государство; Законы; Диалоги.
1. На основе своей философии создал первую теорию воспитания, в которой государство является доми нирующим и определяющим фактором.
2. Цель идеального государства (состоящего из 3 раз рядов граждан: философов, воинов, ремесленников и землевладельцев) — приближение к высшей идее блага, осуществляемое воспитанием. Цель воспи
тания всегда заключается в подготовке подрастаю щего поколения к выполнению определенных общественных функций законопослушных граждан.
Для выполнения этой задачи в государстве разрабо тал четкий институт должностных лиц, занимающих ся воспитанием, со строго очерченными функция ми.
3. Первым попытался определить основные педагоги ческие понятия. Воспитание — воздействие взрослых на детей, формирование в них добродетели; учение — приобретение знаний посредством наук.
4. Разработал теорию разделения природы на мир идей и мир вещей и явлений. Знание есть постиже ние мира идей посредством мира чувств и души.
5. Предложил систему организации общественного воспитания: с 3 до 6 лет — игры под управлением женщин-воспитательниц, 6—12 лет — учеба в государственных школах; 12— 16 лет — физическое воспитание в палестре; 16—18 лет — предвоенная подготовка, 18—20 — военная подготовка в эфебии.
Высшая ступень образования (до 30 лет) — философия, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки.
Философское образование для избранных
— до 35 лет, для правителей государства — до 50— 60 лет.
6. Впервые представил воспитание маленьких детей в системе.
7. Создал систему музыкально-гимнастического
воспитания.
8. К методам воспитания относил игры, чтение, живые
устные рассказы, внушение и убеждение; упражнения в
плясках и песнопениях. Особое внимание уделял примеру
старших для младших, которые своими поступками и образом жизни станут самой лучшей школой нравственно- сти для них.
9. Внутренним основанием воспитания маленьких детей являются эмоции — все науки надо препо
давать «играючи», а не насильно.
10. Считал, что каждому сословию соответствует определенная добродетель:
20

Продолжение таблицы
Демокрит (460—370 гг.
до н. э.)
Платон (427—347 гг. до
н. э.)
плода: возможность хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать.
11. Вопросы умственного воспитания тесно
связывает с нравст- венным воспитанием, считая, что именно из занятий умственным трудом рождается стыд
— основа нравственности.
Нравственный человек
— мужественный,
господствует над
собственными страстями,
внутренне стремится к
добру, не предается
праздности,
легкомысленному образу
жизни. «Мужество умень- шает бедствия».
«Порядочный человек не придает значения насмешкам дурных людей».
Мудрость —добродетель правителей и философов — основа разум; Храбрость — добродетель воинов — основа воля; Умеренность — добродетель народа — основа чувства; Справедливость является
«надсословной», «державной» добродетелью. 11.
Считал, «следует позаботиться о... воспитании как мужчин, так и женщин, от ранних лет до зрелых — вплоть до старости». 12. Отдельной частью системы воспитания
Платона выступает религиозное воспитание, целью которого является дать гражданам некоторые представления о божествах и научить исполнять необходимые культовые функции. 13.0 трудовом воспитании пишет вскользь. Оно должно осуществляться в детском возрасте с помощью игровой деятельности и готовит ребенка к будущей профессии.
14. «Дети больше принадлежат государству, чем своим родителям». Роль государства в формировании
семьи является определяющей. Основанная им в
Афинах школа Академия, где он преподавал многие годы, просуществовала более 1000 лет.
Взгляды Демокрита и Платона оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.

АРИСТОТЕЛЬ
(384-322 гг. до н.э.)
Краткая биогра-
Педагогические идеи
Значение
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта