Цели и задачи христианского воспитания: — помочь детям обрести ощущение присутствия Бога в нашей жизни; — научить их понимать, что все мы часть тела Христова и церкви; — содействовать гармоническому умственному и духовному развитию их личности; — подводить детей по мере их возрастания к благоговейному осозна нию непостижимости Божественной тайны, превышающей всякое чело веческое разумение; — помочь им понять, что православная вера охватывает личность и жизнь в их совокупности. Опасности и ошибки в деле христианского воспитания: — смешение религиозного воспитания и школьного просвещения; — проведение занятий в воскресной школе во время литургии и в виде уроков. ■ Главная цель и задача педагога в деле христианского воспитания — ■ ■ помочь ребенку узнать Бога, а не только узнать о Боге. ■ Требования к педагогу, занимающемуся православным воспитанием и об- разованием: 1. Обладать опытом участия в церковной жизни. 2. Находить общий язык с детьми. 3. Обладать необходимыми способностями для совершенствования и развития в качестве педагога. «Учитель возрастает как личность, если по-настоящему любит детей». О педагогическом призвании православного учителя. Призвание к хрис- тианскому воспитанию — это особая задача, особая ответственность, ис- полнение особой харизмы православия. Христианская семья в религиозном воспитании. Семья есть место больше чем отец, мать и дети. Она — наследница нравственного и духовного уклада жизни, обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Отсутствие любви — это всегда извращение подлинной природы 60 семьи. Любовь родителей к детям должна быть не эгоистичной и не коры- стной. Богородица всегда лишь обнимает и придерживает Младенца, но не прижимает его к себе. Как приучить ребенка к молитве: в каком-то смысле учат молиться так же, как учат говорить. ДОМОСТРОЙ«Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому христианину, мужу и жене, и чадам, и рабам, и рабыням».Домострой — по-славянски «дому строитель» (по-гречески «экономик»). Был составлен в Новгороде в последнее десятилетие XV в. как книга наставлений и советов ремесленно-купеческому городскому люду. Сильвестр — государственный и церковный деятель в середине XVI в., переработал новгородские наставления, составившие Домострой. Книга намного пережила своего автора, бывшего одно время любимцем Ивана Грозного, а потом безвестно сгинувшего в результате царской немилости. В России она стала катехизисом морали и энциклопедией домашнего строительства. Откроем книгу:Наставление отца сыну: «И предаю вам, христианам, писание это на память и на вразумление — вам и детям вашим».Как любить Бога от всей души, также и брата своего, и страх Божий :иметь, и помнить о смертном часе — «...следует всякому христианину готовым быть к встрече с Господом — жить добрыми делами, в чистоте и покаянии, всегда исповедоваться, постоянно ожидая смертного часа».Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякой власти п одчиняться и правдою служить. И как вести себя в отношении к боль- лим и малым, скорбным и немощным, и ко всякому человеку, и внимать своей совести — «Царя бойся, и служи ему верой и правдой... Также и князьям покоряйтесь и должную им честь воздавайте... Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных и скорбных привечай любовью, а младших — люби как детей: никакому созданию Божию не будь лиходеем».Как детей своих воспитывать во всяком наставлении и страхе Божием — "И беречь и блюсти чистоту телесную от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Наказывай детей в юности — успокоят тебя в старости твоей, ...любить их (детей) и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь».Как дочерей воспитывать и с приданым замуж выдать — «...дочки рас-тут, страху Божию и вежеству учатся, и приданое их понемногу прибывает, и как замуж сговорят — а все уже готово».Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем — «Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою: слушайте их и повинуйтесь по-Божески во всем...»61 Похвала мужьям — «Если дарует Бог хорошую жену — это дороже камня драгоценного».Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить — «...не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не оби-жать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим по положению быть послушным и покорным; к ровне — дружелюбным, с младшими и бедными — приветливым, милостивым...»О неправедной жизни — «А кто не по-Божьи живет, не по-христиански чинит всякую неправду, насилие и обиду... — точно будут все в аду и прокляты будут на земле...»Если кто живет неразумно — «Если же кто, безрассудный, не сочтя жития своего, дохода и достатка, начнет жить не по средствам... и будет ему от Бога грех, а от людей смех».Учить мужу свою жену, как Богу угодить и мужу быть по нраву, и дом свой лучше вести, и всякую домашнюю работу и рукоделье знать, и слуг этому учить и самой делать — «Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением...»Как порядок в избе навести хорошо и чисто — «Всегда бы вся посуда и всякие вещи вымыты и чисты были, а по лавкам, по двору и по комнатам посуда не валялась бы... За всем тем и за всяким порядком жена бы следила сама да учила слуг и тетей и добром и лихом: не понимают слов, так и ударить можно...Но если жена, или сын, или дочь слову или наставлению не внимает, и не слушается, и не боится, и не делает того, чему муж: или отец, или мать учат, тогда плетью постегать, по вине смотря, но побить не пред людьми, наедине проучить, да потом пожалеть и простить и никогда не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену».Домострой стремился унифицировать и идеализировать жизненный ук- лад. Академик Д. Лихачев по этому поводу писал, что идеал выступает регулятором реальной жизни, а если он «доведен до дома, входит во все мелочи быта, личного поведения в семье и в доме, и во всем требует «знать меру» — то идеал становится почти реальностью». Так пусть полезная книга останется открытой на вашем столе! БРАТСКИЕ ШКОЛЫ НА УКРАИНЕ И В БЕЛОРУССИИ В XVI—XVII ВВ. Борьба в XVI—XVII вв. против национально-культурного порабощения, польско-католического гнета, запрета родного языка Устав «братской школы»: 1. Ректор и учителя избираются общим собранием. 2. Каждый член братства имеет право посещать школу для знакомства с ра ботой 1 Требования к учителю: благочестие, рас- судительность, негневливость, кротость и др. Создание братских школ: Львов- ская (1586), Луцкая, Киевская, Могилевская, Брестская и др. Обучение славянскому языку, грамматике, а также греческому, латинскому языкам, риторике и диалектике; некоторые элемен- ты квадривиума: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Широкий демократический ха- рактер школы, ценные дидакти- ческие правила Принятие детей всех сословий, содержание сирот за счет братства Школьные правила: обязательное ежедневное посещение, проверка домашних заданий, класс- ное занятие-урок, повторение в конце недели «Учитель должен и учить и любить детей всех одинако- во, как сыновей богатых, так и сирот убогих... Учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других». 63 Договор директора с родителя- ми
OS 64 СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (1626-1680), крупнейший общественный деятель и просветитель XVII в. Биография Педагогические воззрения Взгляды Труды Родился в г. Полоцке. Две седмицы (14 лет) обучался в Киевской братской коллегии, окончил в 1651 г. Возвращение в Полоцк (1656 г.). Принял монашество. Несколько лет работал учите- лем в Полоцкой братской школе. В 1664 г. переехал в Москву, где в Заиконоспасском монас- тыре обучал подьячих из тайного приказа латинскому языку. Организовал ученое братство, в которое вошли Михаил Родоставлев, Флор Герасимов, Сильвестр Медве- дев, Василий Репский, Симеон и Илья Казанцевы. Сначала поддержал патриарха Никона, позднее способствовал его осуждению (1666 г.). Стал учителем детей царя Алексея Михайловича: Алексея, Федора и Софьи, с 1679 г. наблюдал за воспитанием Петра I. Особое положение при царском дворе помогло печатать свои произведения, минуя церковную цензуру. Пед. идеи формировались под влиянием народной педагогики (практической работы братских школ) и западноевропейской педагогики. Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя. Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания, полученного в дет- стве. Высоко ценил привычки, выработанные у ребенка в первые годы его жизни. Пытался ответить на вопрос, почему у хоро- ших родителей бывают плохие дети: причина — чрезмерная любовь. В воспитании человека выделял три периода: 1)от рождения до 7 лет — период нравственного воспитания, 2)от 7 до 14 — период практического обучения, 3)от 14 до 21 —период умственного развития и гражданского воспитания. Был сторонником принципа природосооб- разности. Ребенка легко склонить к доброму или злому... с помощью слов... Придавал огромное значение словам. Обучение детей рекомендовал начинать как можно раньше: то, что с пеленок, — закладывается на всю жизнь. Призывал к расширению просвещения через школы при монасты- рях и церк- вях. Только просвещение искоренит суеверия и предрассуд- ки. Выступал за создание в Москве высшего учебного заведения, составил его учебный план, куда включил языки, вт. ч. латинский, философию, богословие и др.дисцип- лины. Более 200 проповедей, составившие сборники: Вечеря душевная и Обед душевный( 107 поуче- ний, изданных после смерти автора). В 1678 г. составил Вертоград многоцвет- ный — сборник стихот- ворений, многие из которых посвящены вопросам воспитания и обучения. Автор Букв языка славенска (1679 г.) и сборника Рифмологио- на, куда вошли две школьные пьесы: Комедия-притча о блудном сыне и О Навуходоносоре-царе. Свои педагогические мысли выразил в ряде произведений: Книжице вопросов и ответов, иже в юности сущим зело потребны суть, в сбор- никах Обед душевный и Вечеря душевная.
ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕРЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)Основные общенаучные тезисы Выводы в применении к педагогике Взгляды на воспитание и обучение Спец. пед. трудов не оставил, но, являясь основа- елем рациона-листической философии, оказал на педаго-гику большое влияние. Объявлял разум единственным источником знания: «Недо- статочно иметь хороший ум, нужно его хорошо развить». Образование, доступ- ное каждому, — не привилегия, а естествен-ное право. Отрицал средневековую схоластическую науку, основанную на авторите- те церкви и Аристотеля, и даже гуманистические науки, базировавшиеся на авторитете древних. Провозглашал принцип самодеятельности уч- ся, которые должны доходить до всего самостоятельным мышлением. Идеал воспитания — развитие ясного мышления, основанного на доказательстве. Провозгласил доктрину о природном равенстве умов, допуская врожденные различия в качествах интеллекта. Ум развивает образование. В процессе познания исключитель- ную роль отводил дедукции. Порядок приобретения знаний должен соответствовать строю мыслительной деятельности: от знакомого к неизвестному, от про-стого к сложному. Механическому заучиванию надо противопоставлять свободу мысли и логическое мышление. 65 ON 66 ВОЛЬФГАНГ РАТКЕ (РАТИХИЙ) (1571 -1635), немецкий педагог, сенсуалист Биографические сведения и основные работы Общие педагогические идеи Дидактические принципы Родился в городке Вильстер недалеко от Гамбурга, где окончил гимназию. Закончил лютеранский университет в Ростоке, где изучал теологию и философию. Занимался вопросами совершен- ствования методов обучения иностранным языкам. Разрабатывал общие вопросы организации школьного дела и дидактики. Франкфуртский мемориал, пособие для учителей, которое не было опубликовано, автор методических работ и учебников. Дидактические идеи носили в целом материалистический характер. Считал, что разум ребенка — чистая доска, на которой можно написать то, что необходимо. Процесс познания, по его мнению, состоит из двух ступе- ней: восприятия предметов и явлений внешнего мира и умственной переработки этих явлений. В обучении необходимо опираться на индукцию и опыт. Подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условие счастливого существования. Был поборником звукового метода обучения грамоте на родном языке. Стремился к распространению школ для народа. Ратовал за начальное обучение на родном языке. Основа обучения — религия, но выступал против монопольного права церкви открывать школы. Много внимания уделял методической и дидактической подготовке учителей. Учителям должно быть обеспечено хорошее материаль- ное и общественное положение. Государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителей. Сенсуализм гносеологи- ческих воззрений опреде- лил разработанные им дидактические принципы: 1)принцип природосооб- разности — обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его; 2) обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи; 3)следует постоянно использовать повторение; 4) обучение должно вестись без принуждения; 5)заучиватьученики должны только то, ими понято; 6) в обучении следует идти от частного к общему.
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670),чешский педагог- гуманист, общественный деятель, педагог- философ, увидевший в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества. Истоки формирования мировоззрения Цель воспитания Где осуществляется воспитание? Чему учить детей в школах? Как учить? Учение Фрэнсиса Бэкона. Античная философия и литература. Ф.Рабле. Борь- ба чешского народа за независимость. Был членом общины «Чешские братья»; ученик, позже учитель «братской» шко- лы, священник, епископ. Много ездил по Европе. Пансофия — учение о мире и человеческом обществе — легла в основу пед. учения Коменского. Познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соеди- нению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни. В школах: общешкольный план + классно-урочная организация + учеба с 6 лет + запрет пропускать уроки + проверки знаний (поурочные, дневные, недельные и т. д.); экзамены + учебники для каждого класса. Учить надо всему, но «все, подлежащее изучению, должно быть распре- делено сообразно ступеням возраста»: 1 ступень — «материнская школа» — должна развивать внешние чувства; 2 ступень — «школа родного языка» (с 6 до 12 лет) — внутренние чувства (воображение, память, речь и ручную активность); 3 ступень — «латинская школа» (от 12 до 18 лет) с ее склонностью к умствен ному труду: учит понимать причинные связи и развивает способность к суж дениям; 4 ступень — «академия» — воспитывает волю. Три факультета в академии: 1) богословский; 2) юридический; 3) медицинский. Великая дидактика + Видимый мир в картинах — сперва вещь, потом слово. Новейшая метода языков — сначала родной язык, потом латынь. Золотое правило дидактики: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами». «Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
68 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Я.А. КОМЕНСКОГО Основные Основные идеи Нравственное Умствен- Значение произве- воспитаниеное воспи-дения тание Открытая Всеобщее обучение — в школах родного языка дол- 4 добродетели Умствен- 1. Оказал огром- дверь язы- жны учиться все: и знатные и незнатные, богатые и нравственного |