История образования_Коджаспирова. По всем изучаемым разделам. Ббк74. 03я73
Скачать 1.97 Mb.
|
РОБЕРТ ОУЭН (1771—1858), английский социалист-утопист Отрицал принцип свободы воли. Полагал, что начало качественно новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии — может быть положено лишь должным воспитанием людей. Человек — продукт среды. Во всех недостатках современных людей виновата соцсреда, т. е. капитализм, являющийся источником всех социальных бедствий. Надо заменить капитализм социализмом. Биографические сведения и основные труды Отдельные мысли Сын ремесленника. Приходская школа. Самообразование. С 1781 г. служил в торговых заведениях. Конец 80 — начало 90-х гг. — общался с англ. физиком и химиком Джоном Дальтоном. Вошел в лит.-философское общество. С1791 г. — предприниматель. В 1794— 1795 гг. основал Чорлтонскую хлопкопрядильную кампанию. 1800— 1829 гг. — управляющий прядильного предприятия в Нью-Лэнарке (Шотландия). Разрыв с ортодоксальным христиан- ством. В 30-е гг. организовал «Базары справедливого обмена», «Великий наци- ональный союз профессий». 1848— 1849 гг. — замыкается в мессианских иллюзиях. Работы: Об образовании человеческого характе- ра (1813—1814), Книга нового нравственного мира (1836— 1844) и др. Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без прояв- ления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям. Доказывал, что основной причиной обще- ственного зла является невежество лю- дей. Общественные противоречия мож- но устранить путем распространения знаний, внедрения истины. Трудовое воспитание — необходимое условие для всестороннего развития человека. Ребенок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки. Существуют периоды — пятилетия в жизни человека, вплоть до 30-летнего возраста, — создающие основу для хорошего разделения по занятиям, причем каждая группа занята своим делом. Это способствует лучшему развитию человека. Выступал за антирелигиозное светское образование. Педагогическая деятельность 1815 г. — проект закона: работающие дети должны обучаться в школе. 1816 г. — в Нью-Лэнарке создает Институт для формирования характера. Система 4-х образовательных ступеней (обязателен дух коллективизма) Школа Дневная школа Вечерняя школа Вечерние лекции Для малышей 1—5 лет: чте- ние, танцы, свежий воздух. Для детей 5—10 лет: родной язык, арифме- тика, география, есте- ствознание, история. Для подростков, работающих на фабрике. Для взрослых. Дневная школа < общеобразовательная — учебные занятия. индустриальная — практическая работа в мастерских, саду и в поле. 85 Продолжение таблицы Цель воспитания — формирование са- мостоятельно и рационально мысля- щего человека. Нравственному вос- питанию — главное внимание. Умственное образование—знания не должны противоречить здравому смыслу. Физическое воспитание. Военные упражнения. Трудовое воспитание. В 20-е гг. — экспериментальные коммунистические колонии: «Новая гармония» в США, Орбистон, Гармон-холл в Великобритании. Развил идею соеди- нения обучения с производительным трудом детей. 1825 г. — Нью-Хармони. Принцип ра- венства людей в жизни и труде. В 30—40-е гг. Оуэн утверждал, что только общественное воспитание в коммунисти- ческих общинах будет способствовать формированию всесторонне развитых лю- дей. 1836 г. — англ. колония Куинвуд. ВИЛЬГЕЛЬМ ГУМБОЛЬДТ (1767-1835), немецкий ученый, философ, филолог, государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера Биографические сведения Система педагогических взглядов Родился 22 июня 1767 г. Учился в университетах Франкфурта-на- Одере и Геттинге- на. 1809 г.- дирекгор Департамента исповеданий и просвещения в Министерстве внутренних дел. 1819г.- министр внутренних дел. Работы: Идеи к опыту, Язык и философия культуры. Основа философских воззрений — неогуманизм. Основные идеи: • Разработал общие принципы организации общественного воспитания. • Рассмотрел взаимоотношения между системой общественного воспитания, государ ством и церковью, предлагал передать управление школами государству. • Ввел обязательный экзамен на право преподавания в средних учебных заведениях, что ограничило доступ в школу теологам. Реформирование образования: • Инициатор открытия университета в Берлине (1810). Цель высшего образования - совершенствование личности, реализация цели - в объединении учебной и исследова тельской деятельности в университете. • Реформировал гимназическое образование в Пруссии: расширил преподавание истории за счет увеличения времени на изучение античности, усилил изучение математики и есте ствознания, ограничил изучение религии, изъял гимназии из ведения церкви. • Содействовал введению в нач. школе методов обучения И.Г. Песталоцци. • Высказал прогрессивную мысль о создании единой школьной системы: элементарная школа, городская школа и гимназия (идея не была воплощена из-за ее неприятия прусским правительством). Разработка вопросов языкознания: • Видел в языке средство непроизвольного выражения и определения истины. • Подчеркивал основополагающее образовательное и воспитательное значение языка. 86 ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770-1831) «Наука есть самотворчество разума». Основные работы: Феноменология духа, Система нравственности, Философская пропедевтика, Энциклопедия философских наук. Отстаивал идеал целостного форми- рования индивида в контексте культуры человечества. Развивал системный и историчес- кий подход к проблемам воспитания и обучения. Стремился к формированию образо- ванного гражданина как свободного чле- на общества. Противостоял элитарным концепци- ям образования. Человек не обладает инстинктивно тем, чем он должен быть, ему надле- жит это обрести. Цель воспитания — «сделать чело- века самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей», пробу- дить к жизни самостоятельный разум уче- ников и их нравственность. Это возмож- но, если связывать обучение и воспита- ние с приобретением личного опыта. Главная идея — о самопорождении человека в процессе его собственной деятельности. Среди культивируемых воспитанием способностей две наиболее важные — нравственность и разум. Выделял две стороны воспитания: обучение и дисциплина. Если не воспи- тывать в детях чувство подчинения, вызы- вающее стремление стать взрослыми, в них развивается дерзость и нескром- ность. Послушание есть начало мудрос- ти. При этом дисциплина не должна по- давлять «Я» ребенка, ее назначение — развивать способность ребенка к рефлек- сии. Надо формировать чувство собствен- ного достоинства у детей. Предлагал законы воспитания: бод- рость как необходимый фон воспита- ния; профилактика чувства несовершен- ства; тренировка этического; согласо- ванность формируемых нравственных навыков и убеждений с обычаями окру- жающих людей; поддержка воспитате- лем доверия воспитанника к самому себе, веры в себя; самостоятельное «открытие» индивидом этических зако- нов и полное их уяснение для себя. Не возражал против наказаний. Цель обучения — формирование самостоятельного мышления. Образование для Гегеля имеет глубокое социально-философское значение. Большое место в образовании должна занимать философия, включающая философию объективного духа (учение о праве, морали и религии), психологию и логику; философию природы и философию духа. Выделял существенные пед. особен- ности сократического метода обучения и воспитания — от известного — через осознание недостаточности имеющегося знания — к научному достоверному пониманию сути дела. Обязанность воспитания детей — обязанность семьи и государства. Все начинается с семьи. Она должна создать, воспитать человека, нужного обществу, го- сударству, миру. В первые годы особенно важно материнское воспитание, ибо нрав- ственность должна быть укоренена в ре- бенке как чувство. В семье ребенок це- нится как непосредственная «единич- ность», индивидуальность. В школе ребен- ка оценивают в соответствии с общим идеалом. Предлагал участие церкви в обра- зовании и воспитании детей. Религия дает в форме чувственных и сверхчув- ственных образов целостное миросозер- цание. Одновременно подвергал церковь резкой критике как политический и вос- питательный институт. Считал необходи- мым отделение церкви от школы, светс- кое воспитание и свободу совести, но не ставил под сомнение религиозности как таковой и религиозного воспитания. Все государственные учреждения вместе с обычаями, традициями и нрава- ми имеют образовательную функцию. Важнейшим воспитательным учреж- дением Гегель считал гимназию. Учитель должен выполнять свою ра- боту не только по обязанности, но и с удо- вольствием. 87 ИОГАНН ФРИДРИХ ГЕРБАРТ (1776-1841) Задачи Труды Поня- тия, вве- ден- ные в науку Философс- кие и психологи- ческие основы педагогики Цели воспитания Обучения Управления Общая педагоги- ка, выведен- ная из целей воспита- ния (1806); Учебник психоло- гии (1816); ' ' Письма о приложе- нии пси- хологии к педагоги- ке(1831); Очерк лекций по педагоги- ке(1835). Ассо- циация. Аппер- цепция. Воспи- тыва- ющее обуче- ние. Из филосо- фии выводил цели воспи- тания. С помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей. Разработал эстетическую теорию. Сводил процесс психической деятельности к механи- ческим комбинациям пред- ставлений. Педагогику понимал как науку об ис- кусстве вос- п и т а н и я , у м е ю щ е г о укреплять и отстаивать существую- щий строй. Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим от- ношениям, уважаю- щего установленный правопорядок. Цели делятся на: — возможные, нужные для будущей профессии; — необходимые, нужные в любой сфере. Цель воспитания достигается развитием много- сторонности интересов и созда- ния на этой базе цельного нрав- ственного характе- ра, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совер- шенства, благорас- положения, права, справедливости. Развитие у детей многосто- роннего интереса, с которым связывает- ся препо- давание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков и математики. Дисциплини- рование детей, упорядочение их поступков и желаний, «подавление дикой резвости ребенка». Управление понимал только как уста- новление дисципли- ны, как одно из условий воспитания, не рассмат- ривая ее как средство и результат воспитания. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 1. Перед тем как перейти к объяснению нового, надо вызвать в умах учеников те представления, которые нужны для усвоения нового материала. 2. В преподавании следует широко пользоваться наглядностью. 3. В изложении учителя должно быть связано одно с другим. 4. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя его легкость только вредит делу. 5. Необходимо делать все, чтобы не забывался изученный материал. 88 Типы Виды Методы Виды Виды обуче- Задачи нрав- школ интересов управле- внима- ния ственного ния ния воспитания 1. Основа 1. Основ- Непро- Описатель- 1. Удерживать Эле- обучения — ные: изволь- ное: выявить воспитанника. мен- интерес. угроза, ное: опыт ребенка 2. Определять тар- 1 группа: надзор, прими- и дополнить воспитанника. ная приказа- тивное его эмпиричес- ние, аппер- 3.Устанавливать 2. Го- кий, умоз- запреты, цептив- Аналитичес- четкие правила родс- рительный, наказа- ное. кое: испра- поведения. кая эстетичес- вить и усо- о кий. ния, Произ- вершенство- 4. Не давать о. воль- вать мысли основания для Гим- назия. 2 группа: симпати- наказа- ния. ное. ученика. того, «чтобы воспитанник ческий, 2. Вспо- Синтетичес- усомнился в социальный, мога- кое: построе- истине». религиоз- ный тельные: ние стройной системы 5. Волновать авторитет, мысли. душу ребенка любовь. одобрением и порицанием. СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 6. Увещевать воспитанника Психология Дидактика указывать на его промахи исправ 1. Ясность — углубле- => мобилизован- => введение лять их. ние в состоянии ное внимание нового *** покоя материала. II. Ассоциация — =» ожидание установление Отсутствует углубление в состоя- связи между трудовое воспи- ние движения старым и тание — стре- новым. мился воспитать III. Система — поиск = искание обобщение, мыслителя, а не выводов, определе- выводы, деятеля. ний, законов на ос- определения. Уделял большое нове новых знаний, внимание ре- связанных со стары- лигиозному ми представлениями воспитанию. IV. Метод — осозна- => действие применение Религиозный ние в состоянии дви- знаний, интерес у детей жения, применение умений. надо возбуждать полученных знаний к как можно новым фактам, раньше и посто- явлениям, событиям янно развивать. Религия требует Педагогическая работа проводится успешнее, если ей ] «чувства смире- предшествует овладение педагогической теорией. Не- ния» и необходи- кусство воспитания я приобретается в повседневной пе- ма как сдержива- дагогической деятельности. ющее начало. 89 ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРЕБЕЛЬ (1782-1852), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания Краткая биография и основные работы Педагогические идеи и общие недостатки системы Теория развития ребенка Родился в семье приходского пастора. Первона- чальное воспитание получил дома, затем у брата матери в Ильме. В 15 лет — ученик лесничего, изучает есте- ствознание и математику, посещает лекции в Йенском университете. 1805—1810 гг. — работал у Песталоцци в княжестве Шварцбург-Рудолыитадт. Уехал в Швейцарию. В 1816 г. открыл свое первое воспитательное учреждение — Универсальный Германский воспитательный институт. Обучал детей, следуя принципам Песталоцци. На их основе разраба- тывал теорию своей воспитательной системы. Он также ориентировался на постулаты классической немецкой философии. Стал выпускать свои труды. В 1827 г. в Германии усилилась реакция, и он был обвинен в распространении «вредных» идей. Пришлось закрыть институт. В1833 г. ему предложили руководить приютом в Швейцарии, где он проводил эксперименте дошкольниками. 1837 г. — открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста». Находился под большим влиянием педагогических идей Песталоцци. Считал необходимым сочетание образования с сельскохозяйственным и ремесленным трудом. Нужно исходить из природных особен- ностей ребенка (подвижность, непос- редственность, любознательность, стремление к подражанию). Для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении с др. детьми необходимо организовать занятия в обществе сверстников. Впервые ввел понятие «детский сад» (1840). Основная цель детских садов — содействовать развитию природных особенностей ребенка. Разработал свою методику работы воспитателей с детьми. Подчеркивал огромное воспитательное и образовательное значение игры в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Для развития ребенка в раннем возрасте (начиная с нескольких Считал, что педагогика должна основываться на идеа- листической философии, которой, по его мнению, недоставало Песталоцци. Решил преодолеть эмпиризм Песталоцци и построить свою систему, основанную на философии. По его мнению, мир состоит из двух единых и противоположных начал: материи и духа, имеющих общее божественное проис- хождение. На основе «закона единства в многообразии» он построил свою систему воспитания детей в д/с. На ребенка смотрел как на носителя Божественной сущности, как на существо, развивающее в себе Боже- ственное начало. Утверждал, что деятельность и поведение ребенка обусловлены врож- денными инстинктами. Ребенок (по Фребелю) наделен 4 инстинктами: |