Главная страница

История образования_Коджаспирова. По всем изучаемым разделам. Ббк74. 03я73


Скачать 1.97 Mb.
НазваниеПо всем изучаемым разделам. Ббк74. 03я73
АнкорИстория образования_Коджаспирова.pdf
Дата22.04.2017
Размер1.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория образования_Коджаспирова.pdf
ТипКонспект
#5315
страница17 из 18
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЗЕНЬКОВСКИЙ (1881-
1962),
психолог, педагог, богослов и философ
Биографическая справка: Родился и вырос на Украине. Закончил Киев- ский университет, профессором которого стал после его окончания и защиты докторской диссертации. Был министром исповеданий в украин- ском правительстве. В 1919 г. покинул страну. Преподавал в Белграде,
Праге, с 1962 г. — в Парижском богословском институте им. С. Радонеж- ского. В 1941 г. был рукоположен в иереи и причислен к русской введен- ской церкви в Париже.
Основные работы: Принцип индивидуальности в психологии и педагогике;
Социальное воспитание, его задачи и пути; О педагогическом интеллектуа-
157

лизме; Психология детства; Педагогика и психология; О психологии совре-
менной молодежи; Проблемы воспитания в свете христианской антрополо-
гии; Русская педагогика XX века; История русской философии; Проблемы
психической причинности и др.
Считал, что познание не является первичным и определяющим нача- лом в человеке. Смысл, задачи и возможности познания определяются из общего отношения человека к миру.
Выдвигал на первый план антропоцентризм русской философии, кото- рая больше всего занята темой о человеке, его судьбе и путях.
Говорил о связи воспитания с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни.
Предлагал строить педагогику на фундаменте христианской антрополо-
гии. Школа должна быть религиозной не только по содержанию, но и по своему духу.
Видел смысл воспитания в «духовном устроении», в идее спасения, ос- мысливал физическое, социально-интеллектуальное, моральное, эстети- ческое и религиозное развитие как восхождение к духовному началу.
Дал свое понимание понятий социальная педагогика и социальное воспита-
ние, выступая против сторонников свободного воспитания. Педагогические течения, ставящие в центре всего ребенка и его индивидуальные запросы, направлены на воспитание эгоиста, пользующегося всеми благами социаль- ного развития, но живущего только своими проблемами. Жизнь всегда и вез- де социальна, поэтому воспитание означает, что бессознательное случайное воздействие общества на детей должно стать сознательным и планомерным.
Личность не может достигнуть идеала вне общества. Все это не исключает
развития индивидуальных способностей и особенностей ребенка, а лишь
«придает этой задаче новый смысл».
Не отрицал свободы в воспитании. Вне свободы воспитание превраща- ется в дрессировку. Необходимо обеспечить связь свободы и добра. При- знавал право ребенка на индивидуальность и свой путь развития.
Призывал признать учение об образе Божьем в человеке и глубокой ценности человеческой личности в православном сознании.
Согласовать идею личности с социальной средой возможно лишь че- рез естественную, приводящую к возникновению коллективного духовно- го начала и благодатную соборность, которой является церковь.
Отстаивал идею «эмоционализма», понимая под ним стремление к ох- ране, развитию и укреплению основных сил души, «основных ее эмоцио- нальных движений».
Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка.
Раннее детство — ребенок вживается в весь безграничный мир смыс- лов, в природу, в человеческие отношения.
Второе детство — ребенок стремится приспособиться к миру и людям, к порядкам природы и социальной жизни.
Отрочество — для подростка характерны мечтательность, ирреализм, нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своей жиз-
158
нью. От отрочества в юность приходит могучая сила пола, укрощенная и просветленная развитием эроса.
Юность — период внутреннего единства и творческой цельности, увлечения, вдохновения, доверчивого отношения к миру и людям, пронизанных религиозной верой в Бога.
Считал необходимым на всех возрастных этапах в процессе воспита- ния иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы
не
было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти».
Признавал главнейшим принципом педагогики принцип индивидуальности.
Подчеркивал, что моральная жизнь становится фактором духовного устройства лишь как религиозная жизнь.
Не абсолютизировал дисциплину. Она выступает лишь как инструмен- тальный фактор духовного воспитания ребенка, регулирующий духовную жизнь, освобождающий духовные силы ребенка от случайных порывов.
Эстетическое воспитание имеет две цели: низшую и высшую. Первая служит задачам развлечения и игры. Вторая — «воспитанию души через
приобщение души к красоте». Эстетическое воспитание должно быть свя- зано с трудом души.
Интеллектуальное воспитание развивает потребность в целостном ми- ровоззрении через развитие инициативы ума, творческих сил и интуи- ции.
Религиозное воспитание направлено на развитие религиозного вдохно- вения, живой, всецелой и свободной погруженности души в жизнь церк- ви.
Физическое воспитание оправданно, «оно священно как устроение жиз- ни тела».
Сексуальное воспитание — имеет чрезвычайно серьезное значение.
«Ус
троение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и
духов
ного здоровья личности». Энергия пола — одно из самых глубоких и творческих движений в человеке, и суть его в глубокой потребности выйти за пределы своей личности и достигнуть всецелого и глубокого соединения с любимым существом. Удовлетворение сексуальных желаний без любви — извращение и искажение закона целостности, заложенного в душе человека. Все запросы и стремления, связанные с
полом, должны разре шаться только в браке.
Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уни- кальность каждого ребенка. Без этого нет педагогической интуиции, а, следовательно, не будет и педагогического мастерства.

ЧЕЛОВЕК И ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ Н. И Е. РЕРИХОВ
Синтетическое гуманистическое учение Агни-йога (др. название Живая эти-
ка, Учение жизни). Ориентировано на духовное развитие, культуру и знание.
Николай Константинович Рерих, художник,
ученый, писатель, общественный деятель
Человек и общество — лишь малая частица Космоса.
Рост духа не терпит насилия. воспитание, образование, культура, гармония,
Космос.
Культура есть почитание Света, любовь к человеку. Культура есть благодарение, сочетание Жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие
Света. Культура есть Спасение. Культура есть Двигатель. Культура есть Сердце.
МИР - ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ.
Идеи ненасилия: «Рост духа не терпит насилия. Этим объясняется медленная эволюция человечества».
Продукт учения и воспитания: «Человек, достигший высокого уровня самосознания, при котором полностью исключается «насилие вовне» и становится возможным и необходимым «насилие вовнутрь», т. е. самовоспитание, самодисциплина, самосовершенствование.
«Нельзя принудить к благу спящее сердце». «Сотрудничество всех и во
всем означает мир на Земле». «Сотрудничество и кооперация
дары эволюции людям». (Н. Рерих)
«Устремляйтесь к самому большему, ибо назначившие себе малый круг,
называются обреченными, и все возможности для них пройдут тем же
радиусом». «Мысль, лишенная устремлений и горения,
бесплодна. «На
пределе
напряжений
приходят
новые
возможности». « Чем невежественнее человек или народ, тем
меньше сотрудничества в нем». (Е. Рерих)
160
Гармония пронизывает Космос в целом, в том числе и каждую составляющую его часть
(человека).
Принцип космической гармонии:

7
СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н.К. КРУПСКОЙ,
СТ. ШАЦКОГО, П.П. БЛОНСКОГО
Педагог
Основные труды
Педагогические взгляды
Надежда
Констан-
тиновна
Крупская
(1869-1939)
Станислав
Теофило-
вич
Шацкий
(1878-1934)
Народное образо-
вание и демокра-
тия, Женщина-
работница, К во-
просу о свободной
школе, К вопросу о
целях школы,
Письма пионерам и др.
Годы исканий,
Бодрая жизнь,
Система русского
детского сада,
Учет — основа
метода и др.
Дала марксистский анализ педагогическому на- следию. Выступала за коллективное
воспитание. Разрабатывала вопросы
самоуправления в школе. Уделяла большое внимание личности
учителя. Теоретик политехнического и
трудового воспитания и образования в системе коммунистического воспитания. Организатор и теоретик дошкольного воспитания и
пионерского движения. Школа должна научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, развивая максимум инициативы и самодеятельности. Обучение связывать с жизнью, личным опытом уч-ся, учить применять знания в жизни. Перед учениками надо ставить цель урока, раскрывать перспективу движения вперед. Задания уч-ся надо индивидуализировать с учетом их знаний, способностей и сил.
Создал 1 -ю опытную станцию по народному обра- зованию. Особое внимание уделял трудовому
воспитанию, соединению обучения с трудом.
Теоретик клубной работы и эстетического
воспитания. Занимался изучением особенностей детского возраста, определением основных видов деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие детей; вопросами
«возвращения детям детства», развития детского самоуправления. Значительное место в пед. наследии занимают вопросы дошкольного воспитания,
внешкольной работы и
педагогическогообразования.Многописалотом,как
надо и как не надо учить.
L61

Педагог
Основные труды
Педагогические взгляды
Павел
Петрович
Блонс-кий
(1884-
1941)
Свыше 200 работ по психологии, педагогике, философии, втом числе: Трудовая
школа, Педагогика,
Основы
педагогики, Задачи
и методы народной
школы, Очерки
детской
сексуальности.
Выступал с критикой старой школы и обосно- вал основы построения новой школы.
Значительная часть психологических трудов имеет педагогическую направленность. Разрабатывал
вопросы подготовки учителя, методики преподавания педагогики. Выступал за новую
школу с трудом и самообразованием. Большую роль отводил умственному труду, эс-
тетическому, нравственному и атеистическому
воспитанию.
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ СОРОКА-РОСИНСКИЙ (1882-1960),
русский и советский педагог-гуманист
Основные
работы
Принципы воспитательной
системы
Проблемы воспитания
трудных детей
Психология в
России;
Психология и
самовоспита-
ние;
Нат Пинкертон
и детская
литература;
Путь русской
национальной
школы;
Национальное и
героическое
воспитание;
Детский дом;
Трудновоспи-
туемые; Школа
им.
Достоевского;
От принуди-
тельности к
добровольче-
ству;
Культурная ре-
волюция и пе-
дагогические
коллективы.
Национальные школы и нац.
психология. Основные принципы национального воспитания должны закладываться в семье: через ре- лигиозное воспитание и труд, вос- питание на традициях устного на- родного творчества.
Демократичность воспитания и
обучения.
Принцип коллективного воспи-
тания с учетом индивидуальности
каждого воспитанника. Переход
от принуждения к принципу
добровольчества на основе
самодеятельности, самоуправ- ления, соревновательности и само- критичности. Всякое знание превращать в деяние. Принцип
игры как естественной потребности растущего организма в организации всей жизнедеятель- ности воспитанников и учебы.
Принципы суворовской педаго-
гики, положенные В.Н. Сорокой-
Росинским в основу своей воспи- тательной системы: «Глазомер,
быстрота, натиск», «Тяжело в
учении, легко в бою».
Решительно выступил про-
тив понимания трудных де-
тей как морально или пси-
хически дефективных. Он считал, что это вполне нор- мальные дети, попавшие в тя- желые жизненные условия.
Они вполне поддаются педа- гогической коррекции.
В работе с трудными подрос- тками «лучшим орудием
воспитания является лич-
ность педагога, его при- мер. ..», учитель должен быть «породистым».
Классификация учителей:
а) учителя-теоретисты; б) педагоги-реалисты и ути- литаристы; в) педагоги- артисты; г) учителя- интуитивисты.
Выступал за смягчение бес- прерывной «артельной» жизни в детских домах, предложил
создавать спец. уединенные
помещения для инди-
видуального творчества и
размышления.
162

АНТОН СЕМЕНОВИЧ МАКАРЕНКО (1888-1939)
Общеметодологические
основы взглядов.
Произведения
Теория и практика
воспитания
Теория
коллектива
Основной принцип воспи-
тания: диалектическое единство личности и обще- ства.
Социалистический гума-
низм: вера в творческие силы человека, возможность проектировать в человеке будущее.
Критика мелкобуржуазной теории воспитания, ориен- тированной на авторитар- ность и анархизм.
Считал педагогику самой сложной и диалектической наукой.
Произведения: Педагоги-
ческая поэма, Флаги на
башнях, Книга для родителей,
Методика организации
воспитательного процесса,
Марш 30-х годов и др.,
множество статей.
Осуществил беспримерный в пед. практике опыт массо-
вого перевоспитания детей-
правонарушителей.
Соединил обучение и воспитание детей с произ-
водительным свободным
творческим трудом.
Развивал теорию семейного
воспитания: состав семьи, атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье.
Занимался вопросами
полового воспитания, считая, что их не надо выделять из общей системы воспитания гражданина.
Целью нравственного вос-
питания считал воспитание чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины.
Закон жизни
коллектива —
движение!
Принципы:
— воспитание в коллективе,через коллектив; — уважение и требования к личности; — принцип парал- лельного действия.
Понятия: коллек-
тив, признаки
коллектива,
система перспек-
тивных линий,
традиции в коллек-
тиве, стиль, тон в
коллективе, виды
детских коллекти-
вов.
«Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего
радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завт-
рашняя радость».
«Ребенок это живой человек... Это отдельная полнокровная и бога-
тая жизнь. По силе эмоций и тревожности, и глубине впечатлений, по
чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно бо-
гаче жизни взрослых».
«В простейшем определении коллективизм означает солидарность чело-
века с обществом».
163

ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУХОМЛИНСКИЙ (1918-1970)
Основные
работы
Методологические основы взглядов
Педагогические взгляды
Сердце отдаю
детям,
Рождение
гражданина;
Мудрая власть
коллектива;
Родина в
сердце;
Павлышская
средняя
школа;
Разговор с
молодым
директором
школы;
Методика
воспитания
коллектива;
Духовный мир
школьника и
др.
Художественно-эстетическая трактовка
педагогической тематики.
Разработал новый исследовательский
метод в педагогике — эксперимент,
характеризующийся единством трех
главных особенностей: цельности,
коллективного творчества, длительности.
Исходил из диалектико-материалисти-
ческого представления о личности как целостном и системном образовании.
Всестороннее гармоническое развитие
личности осуществлялось в единстве
решения проблем: нацеленность всей
учебно-воспитательной работы на
привитие школьникам высоких нравствен-
ных качеств путем нравственного само-
совершенствования; превращение
образования в важнейшую жизненную
ценность; воспитание культуры духовных и
материальных потребностей; воспитание
готовности к труду; формирование
потребности в самовоспитании и самооб-
разовании; высокая пед. культура семьи;
воспитание моральной зрелости.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


написать администратору сайта