История образования_Коджаспирова. По всем изучаемым разделам. Ббк74. 03я73
Скачать 1.97 Mb.
|
ш «В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уваже-J ние учителя и ученика является одним из главных условий обновления ш Ш К О Л Ы » . IX ФИЛОСОФСКО- И РЕЛИГИОЗНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В РУССКОЙ ПЕДАГОГИКЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В. НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Направле- Представите- Базовые Цели и задачи образования ния ли ценности и воспитания Социаль- П.П. Блонский, Вера в возмож- Развитие творческого теоре- но-рацио- Л.С. Выготский, ность переустрой- тического мышления, спо- налисти- А.В.Луначарс- ства мира с собности к культурному ческое кий помощью знаний, диалогу, воспитание актив- в разумные ных и инициативных людей. идеалы и обще- ственную справед- ливость. Свободное Л.Н.Толстой, Свобода личности Формирование свободной воспи- К.Н. Вентцель и возможность творческой нравственности, тание (до начала построения достижение самоактуализа- 20-х гг.) воспитания, ции и самореализации «вытекающего из личности. природы того, кого мы воспитываем». Космичес- К.Н. Вентцель Вера в планетар- Формирование глобального кая нена- (с начала ное единство мышления, способности к сильст- 20-х гг.), человечества, постановке и решению венная Н.К. Рерих солидарность общечеловеческих проблем, педаго- народов и диалог понимания себя как активной гика культур, в косми- частицы мироздания, спо- ческую гармонию. собной к ненасильственному решению проблем. Культурно- К.Д. Ушинский, Человек и культу- Развитие личности с нацио- антрополо- П.Ф. Каптерев, ра. нальной ментальностью, гическое М.М.Рубин- обогащенной опытом и штейн, культурой своего народа. СИ. Гессен 150 Направ- Представите- Базовые Цели и задачи образования ления ли ценности и воспитания Христи- В.С.Соловьев, Свобода личности. Формирование личности, анско- В.В.Зеньковс- Бог как абсолют- глубоко принимающей веру в антропо- кий, ный источник Бога и способной выполнить логичес- В.В.Розанов, истины, творче- предназначенное ей свыше, кое НА Бердяев, ство. патриотичной и готовой на П.А.Флоренский самопожертвование ради веры и Отечества. Социаль- Н.К. Крупская, Построение Воспитание нового человека, но-ре- А.С. Макаренко, коммунизма. живущего интересами всего форма- СТ. Шацкий общества, всесторонне торское (во второй поло- гармонически развитого, вине 20-х гг.), активного строителя комму- В.Н.Шульгин низма. Техно- А.К. Гастев, Гармония общей Политехническое образова- крати- Г.Ф. Гринько пользы и индиви- ние, подготовка компетент- ческое дуальных прагма- ного работника, способного тических потреб- удовлетворять текущим ностей личности. социальным потребностям. СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ ГЕССЕН (1887-1950), рассматривал педагогику как прикладную философию Биографические сведения. Основ- ные работы Философско-педагогические идеи Родился 16 ав- густа 1887 г. в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закончил гимназию в Петербурге, историко-фило- софский факультет университета. В университете и женской гимназии читал лекции по логике, психоло- гии, педагогике, истории педагоги- ки, фиософии. В 1921 г. эмигри- рует за границу. В 1934 г. занимает кафедру Вар- шавского универ- ситета. Работы: Основы педагогики, Мое жизнеопи- сание, О противоречии и единстве воспита- ния и т. д. Был редактором журнала Русская школа за рубежом. Суть антропологии, лежащей в основе его философии воспитания Воспитание человека осуществляется сразу в нескольких пла- нах его бытия: План биологического бытия; воспитание представляет собой опеку и дрессуру. План общественного бытия: воспитание — обработка молодого поколения соответственно потребностям группы. План духовной культуры: воспитание как образование и со- участие в культурных ценностях. План благодатного бытия: воспитание есть спасение. Дал анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США. Осуществил философский подход к педагогике, поставив в ее центр ценностное отношение к образованию, которое рас- сматривал как непрерывное восхождение к ценностям культу- ры. Главной ценностью педагогики Гессена является личность и ее индивидуальность, обретенная в самостоятельном твор- ческом труде по осуществлению целей-заданий, носящих вы- сокий, «сверхличный» характер. Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассмат- ривая ее как прикладную философию. Задача педагогики — формировать профессиональное мышление учителя, его способность искусно решать конфликты внутри образования. Убедительно показал неприемлемость национализма в сис- теме общего образования: российский национализм, перехо- дя в великорусский, постепенно мельчает до московско-суз- дальского. «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным». Дисциплина возможна через свободу, а свобода — через закон долга. Свобода есть творчество нового, «особого пути, не суще- ствовавшего ранее даже в виде возможного выхода». Задача обучения — овладение методом. Задача учителя — мыслить научно, применять метод как орудие мысли. 152 Биографические сведения. Основ- ные работы Философско-педагогические идеи Цель образования — не только приобщение ученика к культурным и научным достижениям человечества, но и формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Могущество индивидуальности коренится в тех духовных цен- ностях, которыми проникается ее душа. Всякая педагогическая система — даже там, где она выступает как чисто эмпирическая, — есть приложение к жизни философских воззрений ее автора. Считал, что многие современные педагогические взгляды яв- ляются развитием и углублением воззрений педагогов про- шлого. «Как теоретика педагогики меня привлекала задача показать, что даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возводятся в своих последних основах к чисто философским проблемам и что борьба различ- ных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоречий». ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РОЗАНОВ (1856-1919), философ, писатель, педагог, литературный критик «Самый интересный человек современности» (М. Горький) «Ужасающе современен» (Д. Г. Лоренс — крупный английский писатель) Биографические сведения. Ос- новные работы Философия воспитания Педагогические идеи и вклад в психологию Родился в Ветлуге под Костромой. Закончил Москов- ский университет. Более 10 лет работал в гимнази- ях Брянска, Ельца, Белого. Затем служил госчинов- ником. Философско- педагогические работы: Три главные принципа образования; Сумерки просве- щения; Афоризмы и наблюдения; Педагогические трафаретки; О гимназической реформе 70-х годов; Город и школа; Семья как истинная школа; Два типа образо- вания; Беспочвен- ность русской школы. Автор свыше 30 книг по филосо- фии, истории, религии, морали, литературе, культуре, педаго- гике. Мы имеем дидактику и ряд ди- дактик, мы имеем вообще педа- гогику как теорию некоторого ремесла ли, искусства ли. Но мы не имеем и не имели того, что можно бы назвать филосо- фией воспитания и образова- ния, т. е. обсуждения самого об- разования, самого воспитания в ряду остальных культурных фак- торов и также в отношении к веч- ным чертам человеческой при- роды и постоянным задачам ис- тории. Ввел три принципа образова- ния и воспитания: — принцип индивидуальности, который требует от образуемо го (ученика) и образующего (учебного материала) сохране ние «особенности» (не ученик вообще и не знание вообще); — принцип целостности, на правленный на то, чтобы «вся кое входящее в душу впечатле ние не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило сво его взаимодействия с нею»; — принцип единства типа: что бы «все образующие впечатле ния, падающие на данную еди ничную душу, или, что то же, исходящие из единичной шко лы, были бы непременно одно го типа, а не разнородны или противоположны». Воспитание и образование для Розанова были слитны и неразделимы. Сообразуясь с общечелове- ческими идеалами, искал пути нравственного и ду- ховного оздоровления всего русского общества. Обосновал идею необхо- димости научной разра- ботки философии образо- вания и воспитания. Человек в процессе разви- тия и воспитания пытается постичь три антагонисти- ческих культа: античной цивилизации, христианского спиритуализма и точных внешних познаний человека о себе и о природе. Воспитание надо передать в руки людей, частью с особым ярким призванием к воспитанию, частъютем, кто с великим интересом и любовью относится к одному из перечисленных культов. Розанов одним из первых вскрыл причины застоя русской школы: несамос- тоятельность, подражатель- ность Западу, непомерное давление на нее российских государственных указов. Раньше западных ученых попытался ввести в пси- хологию термин «понима- ние», имевший значение подсознательного проник- новения в себя — самонаб- людение, и в чужой мир — вживание, сопереживание». 154 ХРИСТИАНСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПЕДАГОГИКЕ В философско-пед. концепции русских религиозных философов можно вы- делить ряд основополагающих принципов: церковность, самоценность и суве- ренность личности, целостность и духовная свобода. ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ (1853-1901) Философ, поэт. Замечательный мыслитель, чьи оригинальные философс- кие идеи стали важным и неотъемлемым элементом русской и мировой ин- теллектуальной культуры. Сторонник философии всеединства. Работы: Красота в природе, Общий смысл искусства, Смысл любви, Оп- равдание добра, Теоретическая философия и др. Продолжал традицию христианской религиозно-философской антро- пологии понимания человека как «причастного Божеству», что только при признании этого возможно допустить «две великие истины... челове- ческой свободы и человеческого бессмертия». Единство всего — формула религиозной онтологии Соловьева, обо- значающая связь Бога и мира, божественного и человеческого бытия. Бог есть все. Обосновал исключительное значение человеческого творчества, способ- ного во всех величайших проявлениях к подлинному религиозному пре- ображению мира. Выделял в гносеологии 3 вида познания: опытное, разумное и мисти- ческое. Без последнего остальные одинаково приводят к абсурду. Вера выступает не только в ее религиозном значении, но и постоянным ком- понентом эмпирического и религиозного сознания. Считал, что жизнь любого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества. «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Признавал, что безусловная Истина — есть все, а познающий субъект — ничто вне стремления к Истине. Верил в абсолютное значение нравственных ценностей. Но особое ме- сто среди них отводил понятию добра. «Выяснить все, что разум, возбуж- даемый опытом, мыслит в этом понятии, и тем самым дать определенный ответ на главный для нас вопрос о должном содержании или смысле нашей жизни». Усматривал попытки мироотрицания, чуждые христианству тенден- ции, толкающие человечество на совершенно безнадежный тупиковый путь бегства от Эроса, в тенденциях рассмотрения половой любви с пози- ций явного или скрытого положительного смысла или же крайнего аске- тизма, видящего в половой любви главное зло мира. Любовь — одно из ярких и глубоких проявлений личностного начала, «спасение индивиду- альности». Истинная любовь — только разделенная в браке. 155 НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ (1874-1948) Философ и публицист. На рубеже веков примыкал к легальному марксиз- му, в дальнейшем обратился к религиозной философии. Триада идей: свобода, творчество, личность легла в основу его философ- ского антропологизма. Свободное волеизъявление личности и ее творчес- кое начало — первоисточник бытия. Основные работы: О назначении человека, Самопознание. Человек — микрокосм и заключает в себе все. Человек есть существо многоэтажное. Человек есть существо противоречивое. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Цель человеческой жизни: не только «святость» и соответствие библейс- ким заповедям, но и свободное творчество. Педагогические усилия должны быть направлены не на исправление че- ловека, а на его развитие. Все люди способны. Творчество как выход за пределы обыденности есть выражение потенциальной гениальности каждого человека. Периоды творчества: 1. Созерцание прекрасного: создание идеала высшей красоты. Формиро вание умений различения прекрасного и пошлого, истинного и ложного, натурального и искусственного. 2. Освобождение: формирование понятий независимости, свободы и ее границ, хорошего вкуса, приличий. Проблема свободы и необходимости. 3. Переход к самостоятельному творческому процессу: отход от подража ния; умение создавать свое, принимая опыт других; разумное отрицание. 4. Воспитание терпения, спокойствия, умеренного созерцания: обращение внутрь себя. 5. Самостоятельное творчество: духовный взлет; стремление к совер шенству, принятие Бога в себе. 6. Период зрелого творчества. ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФЛОРЕНСКИЙ (ОТЕЦ ПАВЕЛ) (1882-1937) Биографическая справка. Окончил физико-математический фак-т МГУ, Московскую духовную академию. Преподавал в академии историю филосо- фии. В 1911 г. принял сан священника. Был близок к московскому религиозно-философскому движению славянофильского направления. С 1912 г. — редактор Богословского вестника. В 1918—1920 гг. — в комиссии по охране памятников в Троице-Сергиевой Лавре. С 1921 г. — преподаватель во ВХУТЕМАСе. В советское время не снимал одежду православного священника. Работая в области электротехники, писал философско-религиозные работы: Философия культа; Иконостас; Детям моим. Воспоминания прошлых дней; Имена и др. Принципиально не стремился покинуть Россию, хотя и не мог не предвидеть гонений со стороны советской власти за свои религиозные убеждения. Был расстрелян в 1937 г. в лагере. 156 Отстаивал духовную ценность Православия, в котором находят свое выс- шее и истинное воплощение все общечеловеческие устремления. Предупреждал о гибельности бездуховного пути культуры. Выступал против культа человека, не ограниченного в деятельности и правах высшими, надчеловеческими духовными ценностями. Это в обла- сти искусства приводит к культу крайнего индивидуализма, в области науки — к культу оторванного от жизни знания, в области хозяйствования — к культу хищничества, в области политики — к культу личности. Заложил основы философии генеалогии. Генеалогия была для него свое- образной педагогикой: история рода должна давать нравственные уроки и задачи. Воспоминания о семье, роде, составление генеалогии, постро- енной на идее единства рода как целого и взаимосвязи рода и личности, в него входящей, занимало большое место в его наследии. Подошел к понятию духовного генотипа и законов его бытия. «Жизненная задача всякого — познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого — познать собственное свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную в себе, а свою — как члена рода, как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...» Проповедовал ряд нравственных ценностей: — не стремиться к власти, богатству, влиянию; — быть добрым и внимательным к людям; не подменять доброту и ис тинную помощь людям благотворительностью; — не завидовать, зависть порождает многие пороки: злобу, мелочность, интриги, сплетни; — не осуждать других, особенно тех, кто старше, не заниматься пересудами; — свои дела надо делать как можно лучше, из своих дел надо стремиться извлечь пользу, назидание и питание для души; «чтобы ни одна мину та... не утекала мимо вас без значения и содержания»; — не позволять себе мыслить небрежно. «Мысль — Божий дар и требует ухода за собою. Быть отчетливым и отчетным в своей мысли — это залог духовной свободы и радости мысли». |