Главная страница

История образования_Коджаспирова. По всем изучаемым разделам. Ббк74. 03я73


Скачать 1.97 Mb.
НазваниеПо всем изучаемым разделам. Ббк74. 03я73
АнкорИстория образования_Коджаспирова.pdf
Дата22.04.2017
Размер1.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория образования_Коджаспирова.pdf
ТипКонспект
#5315
страница8 из 18
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18
считал
неприкосновенной.
Физический труд — непременная обязанность общественного человека.
«Труд есть неизбежная
обязанность обществен-
ного человека». При воспитании нужно постоян- но приучать руки к труду и полезным для человека занятиям.
Настоящая религия —
религия сердца. Размыш- ляя о мудром устройстве
Вселенной,ребенок сам приходит к мысли о ее
Творце. Каждый свободен
верить по-своему.
Взгляды Руссо сыграли важную роль в идейной подготовке франц. буржуаз- ной революции конца
XVIII в. Якобинцы чрезвычайно высоко ценили его.
Воспитание должно быть
естественным, или природо-
сообразным, т. е. соответ- ствующим возрасту ребенка, и осуществляться в естествен- ных условиях на лоне приро- ды.
Выдвинул идею свободного
воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные привычки.
Выступал против авторита-
ризма и отрицал наказания, считая, что детей должны ограничивать непреложные законы природы, а не запреты воспитателя.
Основные факторы воспита-
ния: природа, люди и предме-
ты окружающего мира.
Природа обеспечивает разви- тие и совершенствование органов чувств и способнос- тей.
Столкновение с вещами
обогащает личный опыт ребенка.
Воспитание людьми и вещами должно действовать согласо- ванно с естественным разви- тием ребенка, не зависящим от воли человека.
Задача воспитателя — тактично, незаметно для ребенка направлять всю его деятельность, формировать его интересы и взгляды.
Свободомыслящая лич-
ность, живущая своим
трудом, — результат такого воспитания.
76

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССО
Произведения
Взгляды, идеи, отраженные в них
Способствовал ли прогресс наук и
искусств улучшению нравов
(1749);
Рассуждение о происхождении и
основаниях неравенства между
людьми (1777
г
);
Юлия, или новая Элоиза (1761);
Общественный договор, или Прин-
ципы общественного права
(1762);
Эмиль, или О воспитании (1762);
Исповедание веры савойского ви-
кария. Рассуждение об управлении
Польшей и ее предполагаемой ре-
форме (1772).
Резко выступал против современной ему куль- туры, против социального неравенства.
Старался доказать, что природа создала лю- дей равными, добрыми и счастливыми, а об- щество сделало их несчастными.
Осуждал многочисленные пороки, предрассудки, социальную несправедливость, порожденные феодальным строем.
Развивал идеи о происхождении и сущности гос-ва, о неотчуждаемости суверенитета наро- да, о народовластии.
Подверг критике существующую практику вос- питания детей господствующих сословий и из- ложил в духе своей теории естественного права план воспитания нового человека.
Выступал против католической церкви.
Вернулся к вопросу о народовластии и выска- зал ряд ценных суждений о национальном вос- питании детей.
ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ
Каким должно быть воспитание в семье
Воспитание
женщины
1. Свободным. 2. Естественным. 3. Воспитание зависитот:
1) природы (воспитание реализуется путем «внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств»); 2) воспитания людьми (имеется в виду приучение человека использовать развитие своих природных способностей и органов чувств); 3) вещей (воспитывает собственный опыт человека, приобретаемый им от взаимодействия с вещами, с которыми он сталкивается).
Должна воспиты- ваться дома.
Никаких серьезных умственных занятий.
Приспособление к мнению других, подчинение чужой воле.
77

Возрастная периодизация
Раннее
Период сна
Период от
Период нравственного воспитания детство: разума —
12 до 15 лет.
(период «бурь и страстей») — до 2 лет. от 2 до с 15 лет до совершеннолетия.
12 лет.
Задачи воспитания
Основа —
Развивать
Осуществлять
Воспитание
Воспита-
Воспи- физичес- внешние умственное и добрых ние тание кое воспи- чувства трудовое чувств.
добрых доброй тание. ребенка, воспитание.
сужде- воли. укреплять нии.
здоровье ребенка.
Средства воспитания
Ребенка
Учить в
Выбор предме-
Наблюдая
Изучение Совер- должна прямом тов — исходя картины биогра- шение вскармли- смысле из интересов человечес- фий добрых вать мать. слова пока ребенка.
ких страда- великих дел.
Не следует не стоит.
Все — с мак- нии, нужды,
людей,
отнимать у
Велика симальной горя, юноша изучение ребенка воспитыва- наглядностью.
будет видеть истории. свободу, ющая роль
Труд —воспи- и добрые мешать примера. тательное примеры.
природе. средство.
Воспитание
Нравственное воспитание можно дать
вне общества.
только в обществе.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ШКОЛА В ПЕРИОД
ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
XVIII В.
Педагогические идеи, выраженные в приведенных проектах, оказали боль-
шое влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли, но после своей
победы буржуазия во многом отказалась от того передового, что содержали
эти проекты.
ЛУИ ЛЕПЕТЕЛЬЕ (1760-1793), якобинец
Решительная демократизация, доступность образования.
«Дома национального воспитания» — до 600 детей. Мальчики и
девочки 5—12 лет.
Содержание на средства государства, на подоходный налог.
Изоляция от общества, физическое воспитание, производительный труд.
Письмо, счет, элементы географии, основы с/х, домоводства, истории.
ГРАКХ БАБЕФ (1760-1797), коммунист-утопист
Недооценивал значение промышленных городов и науки в развитии общества.
Воспитание основа социального равенства, интернациональное, всеобщее, равное, организованное государством.
Основная задача — развитие патриотизма и любви к революционному отечеству.
Умственное и физическое развитие.
В сельской местности — «Воспитательные коммуны», изоляция от порочного общества, воспитание коммунистов.
ЖАН КОНДОРСЕ (1743-1794), жирондист
«Образование народа это обязанность государства по отношению ко
всем без исключения гражданам; обучение должно быть всеобщим и бесплат-
ным на всех школьных ступенях, равным для молодежи обоего пола; препода-
вание религии должно быть отменено».
Предлагал следующую систему образования:
79

80
о
Учебное
заведение
Срок
обу-
чения
Сослов-
ный ценз
Возраст
Программа
Доп.
дисциплины
Образова-
ние
Вывод
Первичная
школа: вместе мальчики и де- вочки; в местах с населением 400 чел.
4 года.
Нет.
Началь- ный школь- ный.
Чтение, письмо, грамматика, арифме- тика, начала гео- метрии, с/х, ремесло, знакомство с общим состоянием про- изводства в стране.
Основы обще- ственного строя и морали.
Начальное; дает право на поступ- ление в школу
2-й ступени.
Школы общего образования — широкая про- грамма и трудо- вое обучение.
Школа 2-й
ступени:
в городе или округе с населением
4000 чел.
3 года.
Нет.
После оконча- ния первич- ной школы.
Математика, есте- ствознание, торговля, принципы морали, обществоведение.
Библиотека, ка-би- нет с моделями машин, коллекции по естествознанию, наборы ре- месленных инст- рументов, приборы метеонаблюдений.
Начальное: дает право на поступ- ление в институт.
Школа дает реальное образо- вание, связывает знания с жизнью.
Институты:
110 на всю страну.
5 лет.
Факти- чески недо- ступны народу.
После оконча- ния вто- ричной школы.
Все, что полезно знать человеку».
Определенные проф. знания по с/х, механике, военному делу, медицине.
Среднее: дает право на поступ- ление в вуз, лицей.
Молодежь полу- чает проф. подго- товку для непо- средственного участия в жизни.
Лицеи:
11 на всю страну.
5 лет.
Для избран- ных.
После оконча- ния ин- ститута.
Исключена религия.
Физ-.мат. науки, об- ществоведение, осно- вы права и морали.
Проф. обучение.
Высшее.
Нац. институт
наук и искусств
Административный и исследовательский центр.
Высшее образо- вание получали избранные.
Примечание:
Все учебные заведения имеют административ- ную и программ- ную взаимосвязь.

ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804)
«Человек может стать человеком только через воспитание. Он
то, что делает из него воспитание». «Человек единственное создание,
подлежащее воспитанию».
Родоначальник немецкой классической философии. На педагогические взгля- ды Канта большое влияние оказали идеи Ж.Ж. Руссо и И.Б. Базедова.
Педагогика Канта — педагогика воли. Воспитание должно стать деланием, усилием, активностью ребенка, в которых формируется и проявляется воля.
Основные произведения, в которых отражены педагогические воззрения:
О педагогике, Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие 1765—
66, Ответ на вопрос: что такое просвещение? Антропология с прагма-
тической точки зрения.
Цель воспитания вести род человеческий к совершенству, содействовать выполнению человеком его назначения, развивать в себе свою человеческую природу. Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, т. е. для жизни в новых условиях.
Сущность системы воспитания, по Канту. Всюду надо установить ис- тинные причины и делать их понятными и удобоприемлемыми для де- тей. К воспитанию он подходит с позиций общечеловеческого опыта и
идей космополитизма.
Взаимосвязь принуждения и свободы: «Я должен приучить своего питомца
переносить ограничения его свободы и, вместе с тем, я должен наставлять
его в том, чтобы он умел хорошо ею пользоваться».
Высоты развития человека закладываются в самом раннем возрасте и во многом связаны с правильностью ухода за маленьким ребенком.
Дисциплина — средство уничтожения в человеке его дикости. Надо развивать у детей моральную культуру, которая должна основываться на принципах, рождающихся в самом человеке. Моральная культура форми- рует характер человека, основными чертами являются добровольное по- слушание, правдивость, общительность.
Наказание должно быть нравственным: ребенку, совершившему серьез- ный проступок, можно отказать в любви, уважении — на время, конечно.
Физическое наказание — только как дополнение к нравственному.
Развитие общей культуры ставит перед собой задачу приобрести уме- ния и усовершенствовать их. Физический путь достижения общей культу- ры — упражнения и дисциплина. Моральный путь — активно разбираться самому в известных нормах, основываясь на выработанных принципах. Частная культура развивает в ребенке познавательные способности, чувства, воображение, память, устойчивость внимания.
Путь формирования морального характера:
— обязанности по отношению к самому себе, что поможет обладать известной долей внутреннего достоинства;
— обязанности по отношению к другим, что поможет выработать ува жение и почтение к окружающим.
Путь нравственного развития — ежедневный отчет перед самим
собой, цель которого состоит в правильном определении ценности своей
жизни.
81

Религиозное воспитание необходимо, но начинать нужно не с богословия.
Богословие — следствие морали, заложенной в человеке. Надо обучать детей морали, обращенной к познанию Бога.
Человек должен работать. Крайне вредно приучать ребенка смотреть на все как на игру.
Игра — средство развития ребенка.
В юноше надо развивать сознание равенства людей при их гражданском неравенстве, формировать «всемирно-гражданский образ мыслей». В про- цессе воспитания необходимо развивать разум и память. Научить юношу с ранних лет почтительному и уважительному отношению к женщине.

ИОГАНН ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827)
Мировоззрение носило демократический характер, но было исторически огра-
ничено. Мечтал о возрождении народа путем его просвещения и воспитания.
Биография
Воспитание,образование
Методики
Родился в
Швейцарии в
Цюрихе.
Образование: начальная, ла- тинская сред- няя школа, кол- легиум (фило- софско-фило- логический фа- культет). 1769 г.
-организовал в
Нейгофе
«Учреждение для бедных».
1798 г. - создал приют для беспризор ных детей в
Швейцарской
Республике.
1799 г. - эксперимен тальная работа в школах
Бургорфа.
1805 г. - открыл инсти тут в Ивердоне.
1825 г. - возвращение в
Нейгоф.
Работы: Как
Гертруда учит
своих детей;
Книга матерей,
как учить их де
тей наблюдать
и говорить;
Азбука нагляд
ности (нагляд
ное учение об
измерении);
Наглядное
учение о числе;
Лебединая
песнь; Лингард
и Гертруда.
Цель воспитания — развивать все природные силы и способности человека. Задача
воспитания — создание гармонически развитого человека.
Основной принцип воспитания — согласие с природой.
Средства воспитания — труд, игра, обучение.
Теория элементарного (элементного) образо- вания: воспитание начинается с простых эле- ментов и восходит к более сложным.
Простейшие элементы знания: число — счет: единица\ форма — измерение: линия; слово
— речь: звук. Умственное образование.
Средство — система спец. упр. (для каждой ступени обучения), которые развивают интеллектуальные силы и способности. Основа
— наблюдение и опыт. Основа обучения — наглядность. Основные принципы — строгая
последовательность, концентричность,
посильность. Физическое воспитание — первый вид разумного воздействия взрослого на развитие детей, развитие и укрепление всех физических возможностей, основано на естественном стремлении к движению
(военные упражнения, игры, строевые занятия, туристические походы). Трудовое воспитание
— соединение обучения с производительным трудом. Труд развивает силы, ум, формирует нравственность. Учит презирать слова, оторванные от дела, вырабатывает следующие качества: точность, правдивость, создание правильных взаимоотношений между взрослыми и детьми и детей друг с другом.
Нравственное воспитание — постоянные уп- ражнения в делах, приносящих пользу другим.
Является центром всего воспитания.
Религиозное воспитание — против официаль- ной религии и ее обрядности; за естественную религию, развивающую моральные чувства и нравственные наклонности. Развивающее
воспитывающее обучение «обучение
должно быть подчинено воспитанию». «Школы,
где главную роль играют учитель и книга,
никуда не годятся».
«Учитель должен вырабатывать в ученике дея-
теля ...не вливать в него, как в сосуд, готовые
знания».
Родной язык:
развитие речи и обогащение словарного за- паса, звуковой метод обуче- ния грамоте.
Письмо:
изображение прямых и кри- вых линий — элементы букв, зарисовка ре- зультатов из- мерений; пря- мая линия, угол, квадрат
(его части).
Арифметика:
изучение чисел, начиная с элемента каждого целого числа — 1, дро- би — пример соотношения частей в квад- рате («ариф- метический ящик»).
География: от близкого к да- лекому, от наблюдения окружающей местности к более сложно- му, рельефы местности из глины — потом карта.
Разработал
общие основы
первоначаль-
ного обучения
и частные
методики
начального
образования.
83

КЛОД АНРИ СЕН-СИМОН ДЕ РУВРУА (1760-
1825), французский социалист-утопист
Биография
Педагогические взгляды
Основные
работы
Родился в
Париже в аристократи- ческой семье.
Образование получил под руководством д'Аламбера.
Участвовал в боях за независи- мость северо- американских колоний против
Англии.
Во время франц. революции был сторон- ником якобин- цев, но отошел от них.
Участвовал в деятельности
Общества начального образования в
Париже и в
1816г.
представил доклад о задачах и направлениях работы общества.
Мечтал о таком общественном строе (ассоциа- ции), в котором обеспечиваются лучшие условия для большинства:
• все люди работают;
• производство ведется на основе единого обще ственного плана при использовании всех дости жений науки и техники;
• в ассоциации сохраняется частная собствен ность и прибыль на капитал.
Переход к новому обществу он мыслил исключи- тельно средствами убеждения.
Нравственной основой общества хотел сделать новое христианство, основной принцип которого гласил: «...все люди должны относиться друг к другу как братья».
В соч. О промышл. системе выразил свои взгля- ды на воспитание в виде обращения к промыш- ленникам, ученым и артистам, а также в виде про- ектов указов.
Воспитание — великое социальное явление, оно должно быть предметом особых забот общества:
• идейно влиять на молодое поколение, давать известное направление умам;
• посвятить индивидов в желательные отнош. к обществ, жизни;
• внушать каждому чувство любви.
Результаты воспитания, полученные в детстве и юности, следует поддерживать в течение всей жиз- ни.
Необходимость знаний, относящихся к промыш- ленности, элементы знаний об основных законах природы.
Неразрывная связь личного интереса с обще- ственным — человек должен работать.
Необходимость взаимного обучения.
Специальное образование — сообразно способ- ностям людей.
Письма
женевского
обитателя к
современни-
кам (1803);
Введение к
научным
трудам XIX
в. (1807-
1808);
Записки о
всеобщем
тяготении
(1813);
Очерк науки о
человеке
(1813);
Статьи в
сборнике
«Индустрия»
(1817-1818);
Организатор
(1819—1820);
О промыш-
ленной
системе
(1821 —
1822);
Катехизис
промышлен-
ников (1823—
1824);
Новое христи-
анство
(1825).
84

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18


написать администратору сайта