Главная страница

История образования_Коджаспирова. По всем изучаемым разделам. Ббк74. 03я73


Скачать 1.97 Mb.
НазваниеПо всем изучаемым разделам. Ббк74. 03я73
АнкорИстория образования_Коджаспирова.pdf
Дата22.04.2017
Размер1.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория образования_Коджаспирова.pdf
ТипКонспект
#5315
страница4 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ВОСТОК
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АБУНАСЫР
МУХАММЕДА АЛЬ-ФАРАБИ (873-950)
«Второй учитель» своего времени (после Аристотеля). Все ученые Вос- тока, начиная с Авиценны, называли его своим учителем. Ученый-гума-
нист, врач, астроном, философ, авторитетный преподаватель медресе, один
из основоположников опытного естествознания.
Признавал одинаковые возможности женщины и мужчины в педагогичес-
ком и образовательном деле.
Биографичес- кие сведения и
основные
работы
Обучение
Воспитание
Цели и методы
воспитания
Знал многие языки.Крайне отрицательно относился к софистам. Как подлинный гуманист не признавал национальные предрассудки и преграды, подчеркивал интернацио- нальный характер науки.
Основные
работы:
Слова о
классификации
наук,
Жемчужина
Обучение—это усвоение посредством учения основ наук, теоретического знания, «это наделение теорети- ческими добродете- лями народов и городов».
Обучение должно начинаться с усвоения простых свойств материи и завершаться изучением проблем метафизики.
Определенное место отводил обучению кал-
лиграфии—
навыкам художе-
Воспитание
— «это способ наделения народов этическими добродете- лями— искусством, основанном на знании»; это деятельность учителя, направленная на выработку у молодых людей нравственных норм и практических навыков
Использование двух педаго- гических методов при воспитании:
1. «М
ЯГКИЙ
»
(если воспитуемые проявляют желание к изучению науки и ремесла).
2. «Твердый» (если проявляют своеволие и непослушание).
Цель учителя, использую- щего эти методы, — подго- товить своих учеников к поискам путей к достижению счастья.
Нравственное воспитание молодежи ставил на первое место, т. к. оно в значительной степени гарантирует достижение человеком наивысшего совершенства
32

Биографичес- кие сведения
и основные
работы
Обучение
Воспитание
Цели и методы
воспитания
премудрости,
Гражданская
политика,
Большая книга
музыки, Книга
духовных
искусных
приемов и
природных
тайн о тонко-
стях геомет-
рических
фигур, Трактат
о достижении
счастья,
трактаты о логике и философии.
Большой интерес представляют труды ученого по психоло-
гии, этике и
эстетике.
ственного пись- ма.
Теоретическим вещам следует обучать методом
убеждения, а многие из теоре- тических (знаний) воспринимаются путем соображе-
ния (сочетания слова и наглядно- сти). «Кто проти- вится усвоению теоретических знаний, которые они начали при- обретать», сле- дует применять
принуждение.
Широко следует применять при обучении наблю-
дение и опыт.
Чтобы не нару- шать принцип
системности,
надо «ограничи- вать свои занятия одной наукой».
Науку и разум считал основны- ми средствами изучения бытия.
«Упражнять мысль посред- ством трудности
поиска» (созда- вая трудности и обучая их преодо- лению). «Пони- мать лучше, чем учить наизусть».
овладения ремеслом и науками.
Значитель- ную роль в воспитании отводил
музыке,
выделяя три
ее вида:
1 — произво дит удоволь ствие;
2 — выража ет и вызыва ет страсти;
3 — обраща ется к воображе нию.
В духовном,
умственном
воспитании важное значение придавал овладению такими
«воспита- тельными науками», как арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Отождеств- ление главы
государства
и учителя.
и счастья. Нравственные качества личности формиру- ются под воздействием
среды и воспитания. Фор- мированию добродетельного человека противостоят 4
порока: невежество,
безнравственность, пере-
менчивость, заблуждение.
Чтобы стать нравственным и противостоять порокам,
человек должен познать
самого себя.
Воспитание того или иного свойства у людей зависит от окружающей среды, воли и
желания воспитуемого.
Первостепенное значение придает привитию устойчи- вых нравственных привычек, вырабатываемых много-
кратными упражнениями.
Отрицал врожденность
этических качеств и призна- вал индивидуальные разли- чия людей «в соответствии с дифференциацией ступеней родов, искусств и наук, к которым они склонны от природы».
Признавал религию, но не ставил ислам выше других религий и считал,что религия должна служить средством для достижения счастья.
Призывал в воспитании к соблюдению меры: «уклон от меры — это либо избыток, либо недостаток», мера определяется в каждом случае путем конкретного подхода к анализу ситуации.
33

Требования к учителю
Если учитель недобросовестно относится к своим обязанностям по
воспитанию или не выполняет их, то не заслуживает уважения и зани-
маемой должности.
«...Не каждый человек способен руководить другим, и не каждый спосо-
бен побуждать другого к совершению соответствующих действий».
«Норма поведения преподавателя заключается в том, что он не дол-
жен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, т. к.
суровость восстанавливает против наставника, потворство приводит к
неуважению его персоны, нерадению к его преподаванию и его науке».
А
ЛЬ
-
Фараби
ВОСТОЧНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ О ВОСПИТАНИИ
Мыслители
Основные
труды
Педагогические взгляды
ИБН-СИНА
(Авиценна)
(ок. 980-
1037),
«стихийный
диалектик»,
ученый-
гуманист.
Тадбири
Манзел,
Толкование
снов, Канон
врачебной
науки, О
птице, Книга о
музыке и
музыкальном
образовании
и др.
Расширил содержание образования, добавив к
«семи свободным искусствам» астрономию, логику, философию, природоведение, языкознание и др. предметы. Обосновал идею всеобщего обучения
для всех детей. Рекомендовал применять методы беседы в обучении, сочетать умственные занятия с физическими упражнениями и игрой. Считал, что все виды учебных занятий надо проводить только в детском коллективе. Не отрицая семейного воспитания, выступал за общественное воспитание детей и молодежи под руководством учителя. Учитель должен иметь религиозные
убеждения, быть честным, мудрым и справедливым.
Говорить с ребенком ясным, доступным языком.
Осуждал безделие — каждый должен найти себе полезный вид труда. Уделял большое внимание нравственному воспитанию, советовал учитывать нравственные ценности народа. В духе восточных традиций много внимания уделял вопросам дружбы и товарищества. Изложил общие основы семейного
воспитания. Мать добротой и лаской портит ребенка. Главный воспитатель в семье — отец,
который может применять и физические меры воздействия. Рекомендовал соблюдение режима, умеренное питание, нормальный сон, закаливание.
Высоко ценил роль музыки в эмоциональном воз- действии на чувства ребенка.
34

Мыслители
Основные
Педагогические взгляды
труды
БЕ (И)РУНИ
Свыше
В трудах Великого Хорезмца много оригинальных
АБУ-РЕ(А)Й-
150 работ по мыслей о воспитании, принципах морали, нравствен-
ХАН (973-
физике,
ности и т. п.
1048),
философии,
Монументальный труд Канон Масуда — книга для по-
ученый-
астрономии томков, в которой большое значение уделялось нрав-
гуманист.
и т.д. Хроно-
ственному воспитанию и труду.
логия, Наука
Беруни отстаивал идею независимости научных ис-
о звездах
следований от религиозных верований и советовал
(первый в сообщать учащимся только достоверные научные
Средней
сведения.
Азии учеб-
В основе формирования личности лежит труд, «ибо ник), Канон
желание достигается приложением труда».
Масуда
(11 книг).
РУДАКИ
Калима и
Богатство человека — его ум и совершенные им доб-
АБУЛХАСАН
Димна,
рые дела. Калима и Димна содержала программу
384-954),
Афоризмы,
нравственного совершенствования. «Учащиеся... с
основопо-
поговорки,
радостью изучали ее и запоминали ее легко».
ложник
пословицы.
Молодое поколение должно овладеть знаниями, т.
таджикской
к. нет сокровища дороже образования.
классичес-
Полагал, что социальные беды общества можно ус-
сой литера-
транить путем воспитания и усовершенствования
туры, поэт.
разума.
НОСИРИ
Книга о
Разделы Книги просветления — «Познание самого
ХИСРАВА
просветле-
себя», «Качества похвальные и непохвальные» —
1004-
нии, Книга о
представляют программу самовоспитания.
1088),
счастии.
Предостерегал от семи бед: надменности, хитрос-
поэт,
ти, тупости, злой жадности, гнева, гнусной зависти
писатель,
и похоти.
философ,
Прославлял: скромность, честность, воздержание,
защищал
довольство малым, простоту, щедрость и доброту.
интересы
Книга о счастии прославляет труд. Все люди обяза-
грудящихся
ны трудиться. Труд надо сочетать с учебой, посто-
масс.
янно совершенствовать знания. «Ищи знания и муд- рости, если ты ищешь радости».
Призывал молодежь посвятить свою жизнь служе- нию народу: «Дари себя другим как гроздья виногра- да», «Отцу и матери всегда служи оградой».
Много писал о дружбе и товариществе.
Нашел в себе смелость вступить в спор с религи-
ей, упрекая Бога в несовершенстве созданных им людей.
СААДИ-МУС-
Бустон,
Ратовал за воспитание в труде, любви и уважении к
ЛИХИД-
Гулистан.
трудовому народу. «Будь мужем — трудись для себя и других. Не будь прихлебателем трапез чужих».
35

Мыслители
Основные
труды
Педагогические взгляды
(1184-1291),
восточный
мудрец,
поэт,
философ-
гуманист.
Призывал родителей независимо от благосостоя- ния обучать сына ремеслу. Советовал воспитывать у детей гуманизм: «Чтобы память оставить ты мог средь людей, добру, благо-нравью учи сыновей».
Советовал не баловать детей, а воспитывать их тре- бовательно и справедливо. Отдавал приоритет
поощрениям перед наказанием: «...начавшим учиться — сперва полезней угроз по-ощренья слова». Но допускал применение телесных наказаний. Выступал за развитие светских знаний и использование их в жизни. Негативно отзывался о неучах и невежах: «Невежа похож на пустой барабан: громогласный, а внутри пустой». Создал
своеобразный кодекс нравственных добродетелей. В
Гулистане есть раздел «О правилах общения с людьми»: терпеливо слушай собеседника, не приступай к речи во время речи другого, будь вежлив, выдержан, соблюдай правила приличия.
Высоко
оценивал роль учителя: учитель должен сочетать доброту со строгостью и требовательностью.
Авиценна, Беруни, Фараби, Рудаки, Хисрава, Саади — представители демократических идей средневековой восточной педагогики.
КЕЙ-КОВУС
УНСУРАЛЬ
(?-1021),
яркий
представи-
тель арис-
тократичес-
кого на-
правления в
мусульман-
ской сред-
невековой
педагогике.
Кабус Наме
Трактат Кабус Наме — книга о восточно- рыцарском феодальном воспитании в раннем средневековье.
Автор
предупреждал
воспитанников, что Бог создал людей не
равными: одних властвующими, других — подвластными. Созданный Богом порядок не подле- жит изменению. Но недостаточно довольствоваться только знатным происхождением, надо стремиться обрести «почет за ум и образованность».
Решающее значение в формировании личности име- ет наследственность. Поэтому для детей знати нет
лучшего наследства, чем воспитание, а для сы- новей простого народа — ремесло.
Аристократическая молодежь должна овладеть искусством красноречия. Из всех способностей лучший — дар речи».
Полезно быть многознающим, но малоговорящим.
Ярый сторонник физического воспитания («семь рыцарских добродетелей») и режима дня. Говоря о
нравственности, не выступал за патриотизм: «Где хорошо тебе живется, там для тебя и родина».
36

Мыслители
Основные
труды
Педагогические взгляды
Религиозные убеждения тоже исходят из выгоды: молитву надо знать, т. к. она дает много выгод.
Советует сыну избегать любви, предпочитая ее дружбе. Дружеские отношения рекомендует строить тоже на выгоде и эгоизме: «Если у тебя будет даже тысяча друзей, то никто не будет тебе более близок, чем ты сам». Ковус дает рекомендации о почитании
отца и матери, о воспитании детей в семье. Дочери надо дать воспитание в соответствии с требованиями шариата, письму ее не надо учить. Сыну отец должен дать удачное имя, выражающее счастье, богатство и долголетие. Допускает телесные наказания в
семье, но рекомендует, чтобы не вызывать злобу в сердце ребенка, пусть исполнителем наказания будет учитель.

ВИЗАНТИЯ
ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВИЗАНТИИ (V в. до н.
э. - XV в.)
Территория: Балканский полуостров, Малая Азия, Юго-Восточное Сре- диземноморье.
Школа и образование унаследованы от эллино-римской культуры. Спе цифика византийской культуры определялась также тем, что она фор мировалась на разнородной по своему составу этнической основе. За
1000 лет своего развития Византия впитала культурные ценности не
только Западной, но и Восточной цивилизаций. Однако культура им перии оставалась грекоязычной.
• Высокий социальный статус образования и образованности — одна из ведущих тенденций в развитии византийской культуры. Наличие об щего образования служило непременным условием для получения дол жности как в государственных, так и в церковных учреждениях.
• Просветительская деятельность таких видных представителей визан тийской культуры, как патриарх Фотий, Лев Математик, Михаил Пселл,
Иоанн Итал и др., активно способствовала утверждению светской на правленности образования.
Идеалом образованной личности в Византии являлся человек,
получивший ■ \ классическое образование и сочетавший
христианско-православное мировоз- зрение с традиционной
литературно-гуманистической образованностью. ■
• Высокая культура домашнего воспитания — характерная черта визан тийской жизни. В знатных семьях мальчика 5—7 лет отдавали в руки наставника, в обязанности которого входило наблюдать за играми ре бенка, развлекать его и учить грамоте.
• В семьях ремесленников дети получали навыки письма и чтения, если грамотными были их родители.
• В Византии не существовало социальных ограничений на получение образования. Учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел
возможность учиться.
• Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЫ ГРАМОТЫ давали элементарное образование («пропедиа»), срок обучения — 2—3 года с 5—7-летнего возраста.
Византийская школа грамоты — христианизированное продолжение эллинистической элементарной школы.
Отличия: свитки заменены тетрадями («бомбиковые книги»), стиль за- менен птичьим или тростниковым пером («графис»).
Учащиеся обучались по буквослагательному методу с обязательным про- говариванием написанного хором, как и в греческих школах.
38

Отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя — дидаскалы — владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний.
• ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ обеспечивали получение среднего об разования («энкиклиос педиа» — всеохватывающее образование).
Все дети светской и церковной элиты проходили эту ступень обучения.
Эти школы были частными, государственными и церковными.
Цель обучения — формирование общей культуры и красноречия, раз- витие мышления у школьников.
Акцент делался на грамматике, риторике, диалектике и поэтике. «Ма- тематическую четверицу», т. е. арифметику, геометрию, музыку, астроно- мию изучали немногие.
Важнейшим средством обучения считалось состязание школьников друг с другом, особенно в толковании текстов и риторике. Овладение искусст- вом толкования требовало от учеников достаточно широких знаний по античной и библейской истории, географии, мифологии и т. д.
• ВЫСШАЯ ШКОЛА «АУДИТОРИУМ» (константинопольская школа, с середины IX в. называлась Магнарвой). Существовали высшие юриди ческая, медицинская, философская и патриаршая школы. Они в отли чие от средневековых университетов Запада не имели автономии и подчинялись императорской власти.
До VII в. преподавание велось как на греческом, так и на латинском языке. Позднее — только на греческом.
Преподаватели высшей школы — «консулы философии», «главы рито- ров» — являлись государственными служащими высокого ранга, состав- ляли замкнутую корпорацию, их отличала и одежда.
Основной метод преподавания — лекции и комментарии преподавате-
Основная форма обучения — диспут. В ходе диспутов рассматрива- лись проблемы этики, политики, истории, юриспруденции.
Цель обучения — подготовка энциклопедически образованного госу-
ЛРрственного или церковного деятеля.
Содержание образования: платоновская и неоплатоновская философия, комментирование и критика греческих текстов, комментарии к сочине- ниям отцов церкви, метафизика как метод исследования природы, бого- ие, медицина и музыка.
• Помимо высших школ в Византии существовали кружки-салоны, свое образные домашние академии, объединявшие эрудитов, группировав шихся вокруг мецената-философа. Наиболее известными были круж ки: патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), дочери импера тора Анны Комниной (XI—XII вв.) и др.
Высшее богословское образование получали в монастырях, до XV в. сохранивших большое значение в византийской образовательной си- стеме.
39

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ
ИОАНН ДАМАСКИН (675—753). Один из первых средневековых
схоластов. Оказал огромное влияние на западноевропейское богословие и
воззрения древнерусских мыслителей. Основной трактат — Источник
знаний.
Основная
мысль
— необходимость универсального, энциклопедического и богословского образования. Дамаскин дал высочайшую оценку книжному учению и образованию. В трактате рассмотрена психолого-педагогическая проблематика: о способностях воображения, памяти и др. Даны методические рекомендации по работе с книгой, организации диспутов и пр.
ФОТИЙ (патриарх) (820—897). Наставник Кирилла (Константина)
и Мефодия, славянских первоучителей. Организатор школьного дела. По его мнению, школа должна являться местом, где молодое поколение усваивает точно очерченный круг общечеловеческих ценностей. Создал в
Константинополе школу для детей элиты, представляющую собой нечто среднее между высшей школой и интеллектуальным кружком. Ее характерные особенности:
ведущая роль энциклопедически образованного учителя, имеющего не пререкаемый авторитет;
простота и искренность между учителем и учениками, привязанность их друг к другу и общая «ревность» к знанию;
универсальное содержание образования, включающего как светские на уки, так и богословие;
активный метод обучения — беседа.
Для своей школы Фотий написал труд Мириобиблион (Тысячекнижие),
содержавший пересказ более 300 произведений античных и византийских писателей, историков, ученых.
МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018—1090), выдающийся государственный
деятель и философ, личность предвозрожденческого склада и высоты,
ученый-эрудит, логик, учитель дворцовой школы, воспитатель наследника
императорского престола, автор учебников. В середине жизни принял монашество. Оставил большое число педагогических трудов: Обзор
риторических идей, О стиле некоторых сочинений, О всяческой науке и др.
Выступал противником крайностей монастырских форм религиозного воспитания и обучения. Соглашаясь с учением о двух природах — земной и небесной, — он считал, что и образование человека должно проходить в
два этапа: изучение наук о низшей природе, заканчивающееся усвоением элементов античной философии, не противоречащих христианским догмам, и постижение божественного мира через изучение теологии.
Идеально воспитанный византиец, по Пселлу, — телесно прекрасен,
светски образован, умеет восхищаться красотой материального мира,
обладает христианской твердостью ума и душевным благородством. Во взглядах на цели воспитания Пселл был ярким представителем христианского гуманизма.
Продолжателями идей М. Пселла были его ученики: Иоанн Итал
(XII в.), Варлаам Калабрийский (конец XII — нач. XIII в.), Никифор
Григора и Феодор Метохит (XIII — XIV вв.) и др. Наиболее видной фигурой последнего периода византийской философской и педагогической мысли считают Георгия Гемиста Плифона (1355—1452).
■ Специфические черты византийской культуры и образованности ока- ■ зали благотворное влияние на последующий ход развития всемирной
■ культуры.
40

ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
АНИЦИЙ МАНЛИЙ БОЭЦИЙ (ок. 480—524). Римский
политический и государственный деятель, философ, теолог и поэт,
«великий учитель средневековья».
Утешение философией, Наставления к музыке, Наставления к арифмети-
ке, богословские сочинения и др.
Получил блестящее образование в Риме и др. городах, изучив весь круг античных наук. Был хранителем и популяризатором достижений антич- ной мысли.
Заложил фундамент схоластики. Дал теоретическое обоснование двух- ступенчатой системы обучения — тривиума и квадривиума, в ходе изуче- ния последнего у учеников должно формироваться умение мыслить дис- циплинированно и строго логически.
Автор классических учебников по арифметике, музыке, геометрии, ас- трономии, пользовавшихся большой популярностью с VI по XIII в.
АЛКУИН (ФЛАКК АЛЬБИН) (ок. 735—804). Англосаксонский
ученый и педагог, современник Карла Великого, его советник по делам
культуры, школы и церкви, аббат.
Разговор об истинной философии, Словопрения Пипина с Альбином, теоло-
гические соч., 300 латинских писем о каролингской эпохе, труды по
литургии, заложившие основы католической обрядности и др.
Развивал идеи о распространении образования. Считал, что мудрость есть знание, приобретенное в процессе обучения. Его учебники были построены в диалогической форме таким образом, что вели ученика от простых понятий и простого выражения мысли к философским концеп- циям и сложным оборотам.
Призывал обучать детей грамоте и диалектике, не презирать светские знания.
Использовал в своей пед. практике разнообразные формы изложения материала, живые дискуссии, сложные иносказания — загадки, перефра- зы. Научить — значит «мудро спросить».
Среди его учеников было много выдающихся деятелей Каролингского возрождения.
ВЫСОКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
ФИЛИПП НАВАРРСКИЙ (1195—?). Знатный барон, рыцарь-
крестоносец,
писатель,
дипломат,
юрист,
поэт,
моралист
и
государственный де-жтель.
Четыре возраста человека — морально-дидактический трактат,
доказывавший, что воспитание должно носить религиозный характер.
Детство Христа — идеал, пример для подражания: он, будучи истинным царем, Богом, господином неба ...желал быть смиренным и послушным своей славной матери и ее супругу, «и когда подрос еще больше, почитал и слушался
41
их...» Недостаток религиозного воспитания наносит наибольший вред нрав- ственности молодых людей, «приводит их к неверию и в итоге — к пло- хому концу...»
Задача воспитания — привить навыки будущей деятельности (священ ника или воина). Воспитание должно носить функциональный харак тер.
Идея сословной дифференциации воспитания и обучения.
Не считал человека греховным от природы: «...Бог дал разум человеку, чтобы он мог выбрать между добром и злом...»
Детство фундамент жизни. На добром фундаменте можно выстроить здание основательного знания. Должно учить детей простому и хоро шему поведению.
Основной принцип воспитания — строгость и требовательность. «В люб ви к ним (детям) нужно проявлять меру и разум». Призывал родителей строго контролировать детей. Жесткая дисциплина с возможными те лесными наказаниями. Воспитатель во имя любви к ребенку не дол жен уступать его злой воле, терпеть его плохие поступки, нехорошие игры, т. к. ребенок быстро приучается к дурному.
Труд — важное средство воспитания, трудовые навыки надо прививать как можно раньше: «работать и хорошо изучать ремесло, какое бы оно ни было малое или великое, т. к. большая честь и выгода в том, чтобы стать хорошим мастером своего дела».
Не следует девочек обучать многим наукам, давать большие знания. Ос новное нравственное качество женщины — целомудрие. Она должна быть послушной, смиренной. Надо привить девочкам навыки хороше го поведения: «Чтобы они не были ни дерзкими, ни завистницами, ни попрошайками, ни болтуньями». Необходимый элемент воспитания девочек — обучение ремеслу.
42

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
ДЕЯТЕЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ПЬЕР АБЕЛЯР (1079—1142). Основоположник диалектической схоластики. Блестящий полемист и лектор, создал свою школу преподавания, прошел школу бродячего школяра, позже принял сан аббата, философ-схоласт, богослов.
Сочинение: Да и нет.
Стремился обосновать религиозные догматы на основе разума. Наста- ивал на изучении наследия прошлого.
Основная форма общения и обучения — беседы во время прогулок и диспуты.
Главный ответчик — учитель, ученики учатся на его ответах.
Сомнение в формах диалога позволяло ученикам задавать учителю лю- бые вопросы. От учителя требовалось терпение в общении.
ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (1097—1141). Ученый мистик.
Сочинения: Описание карты мира, О грамматике, Дидаскаликон и др.
Дидактическая цель — увязать смысл жизни человека и его природы смыслом обучения вообще.
Взаимоотношения учитель — ученик предполагали в определенных рамках свободные формы мышления, размышления и созерцания.
Требуемые качества ученика: природные способности, усердие и бла- щравие. Благонравие — это смирение, проявляющееся в отсутствии вы- сокомерия и стремлении к постоянному познанию. Такими же качества-жен обладать и учитель.
ВИНСЕНТ ИЗ БОВЕ (ок. 1190 — ок. 1264). Энциклопедист, монах.
Педагогический трактат: О наставлении детей знатных граждан. Ученик должен смиренно подчинять себя учителю, но делать это осознанно и с радостью: «кто не умеет подчиняться, тот не умеет уп- равлять».
Наставник должен иметь «честный нрав и быть смиренным в настав-
рши». Уважительные взаимные отношения не исключают наказаний, принимаемых добровольно и с пониманием их пользы.
ЖАН ЖЕРСОН (1363—1429). Канцлер Парижского ун-та, богослов, ос-ггель соборного движения.
Подготовил реформу университетов, направленную на исправление нра-
:ентов (отмена грубых праздников, ряда привилегий) и преподава-
-
Выродившуюся схоластику пытался заменить курсом мистики — как личного опыта богообщения, как соединение с Богом через лю-:
«Лучше любить, чем знать». Чрезвычайно высоко ставил роль учите-ля,
его личного примера.
Отвергал как стили воспитания озлобление и жестокость. Ученик дол- жен учиться по собственному побуждению, а не под нажимом:
«приятно поддерживаемый похвалой, чем стесняемый какой-то грубой тиранией».
Против грубых физических наказаний.
43

ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА Во всех
учебных заведениях преподавание велось на латинском языке.
Церковные
Светское образование
Универси-
Обучение горожан и
школы
теты
селян
монастырские — внеш-
Цель воспитания старшего сына феодала — воспита-
Возникли в
Цеховые школы — для ние (для мирян) и внутрен- ние рыцаря: до 7лет в семье; до 14 лет — в конце XII в.
детей ремесленников.
ние;
замке сюзерена в роли пажа на женской половине;
Факультеты:
Образовательный
кафедральные;
с 14 лет оруженосец сюзерена;
подгото-
путь: мастер, подмас-
•приходские.
с 21 года — рыцарь.
вительный
терье, ученик.
Срок обучения не устанав-
• Содержание «семи рыцарских добродетелей»:
(артисти-
Для включения подмас- ливался, возраст—тоже.
верховая езда, плаванье, фехтование, охота,
ческий) —
терья в число полноп-
Социальное положение:
шахматы, владение копьем, мечом, щитом;
«7 сво- равных мастеров он сначала учениками были
умение слагать и петь стихи.
бодных должен был: изготовить дети духовенства, потом —
В условиях распада большинства государств Зап.
искусств»,
«шедевр» (образцовую все остальные.
Европы на множество враждебных феодальных
6—7 лет,
работу), сдать устный
Метод — механическое владений военная подготовка рыцаря приобретала магистр;
экзамен; уплатить запоминание.
важнейшее практическое значение.
бого-
взнос за прием в цех,
Содержание:
Тело рыцаря принадлежит сюзерену, душа —
словский —
устроить угощение для
— чтение молитв;
Богу, сердце — даме. Отсюда воспитание дворя-
5—6 лет,
членов цеха, совершить
— церковное пение;
нина: основы любви, войны и религии.
доктор наук;
пешком образователь-
— письмо.
Начала любви: вежливость, доброта, великоду-
• юриди-
ное путешествие.
В монастырской школе
шие, этикет, витиеватая речь, воздержанность
ческий
Гильдейские школы
повышенного типа
отгнева, лени,чревоугодия.
5—6 лет,
для детей купцов.
«7 свободных искусств».
Умственное воспитание было ничтожным.
доктор наук;
Позже эти школы
Высшая кафедральная (или
Религиозное — с самого начала пребывания в
медицин-
превратились в на-
соборная)—
замке сюзерена.
ский — 5—6
чальные городские
«7 свободных искусств» +
На последней стадии развития рыцарства были введе- лет, доктор
школы, содержавшие- древняя философия,
ны в подготовку рыцаря начала экономики, детей отда- наук.
ся магистратами.
богословие, позже введены:
вали на выучку ремесленникам, учили читать и писать.
Вид заня-
На селе: приходские
астрономия, медицина.
Для следующего сына: семья —> монастырская шко-
тий:
школы и раннее
Идеал монашества:
ла —> уход в священнослужители или университет.
• лекции,
включение в трудо-
целомудрие, бедность,
Женское воспитание: в семье —»монастырские шко диспуты.
вую деятельность.
послушание.
лы -4 возвращение в семью или уход в монахини.

СТРУКТУРА ПАРИЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
РЕКТОР
- избирался профессо- рами и студентами, иногда эту должность занимал студент
КОЛЛЕГИЯ
ОБЩЕЖИТИЕ Бурса — студенческая квартира, содержащаяся под надзором одного из магистров
ДЕКАНЫ
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ
СУД
ФАКУЛЬТЕТЫ (срок обучения 5-7 лет)
артистический
преподавалось «7сво- бодных искусств».
Факультет был подго-
товительным и обще-
образова тельным
Методы обучения лекции,
диспуты
Изучив грамматику, риторику, диалектику, студент получал степень
бакалавра искусств. По изучении полного курса философии и других предметов давалась степень магистра и студент переходил на специальный курс (фа- культет)
45
богосл
медици
юриди

ВОСПИТАНИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ГУМАНИСТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ
ОБЩИЕ ВЗГЛЯДЫ Выдвигали на первое
место культ человека.
Человек в гуманистических трактатах о воспитании представляет со бой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть за- щитником Отечества; ей присуще стремление к похвале, славе и боль- шим делам; ее отличают всестороннее образование и культура.
Всестороннее развитие личности как величайшая ценность.
Приверженность античной культуре.
Уважение личности ребенка, против схоластического обучения и суро- вой дисциплины.
Нравственность — прежде всего. Способность к выполнению долга
граж
данина.
Физическое воспитание и труд как важные средства формирования лич- ности при главенствующей роли образования. Физическое воспитание осуществляется с помощью упражнений, соединяющих античное пятибо- рье с элементами физического воспитания рыцаря, закаливания (холо- дом, длительным бодрствованием, трудом), подвижных игр на воздухе, прогулок, танцев, правильного питания и сна.
Особенностью гуманистического воспитания этого периода является клас-
сический характер образования, в основе которого — древние языки
(латинский и греческий) и античная литература. Из христианской литературы — Библия и отцы церкви. Основные предметы изучения:
история, моральная философия, поэзия, риторика, грамматика и диалектика (последней был предан служебный характер), имеющие прежде всего воспитательный характер. Естественный цикл был представлен: квадривиумом (арифметика, геометрия, музыка и астрономия); в отдельных школах итальянских гуманистов преподавали географию и астрологию. У гуманистов других стран шире, чем у итальянских, представлен в образовании естественный цикл знаний: физика как наука о природе, в математике выделяются оптика и архитектура, изучаются труды натуралистов и медиков.
46

Новшество в воспитании: развитие эстетического вкуса путем занятий живописью, музыкой, поэзией; введение в образование родного языка.
Процесс обучения понимался как добровольный, сознательный и радост-
ный. Использовались методы «мягкой руки»: широкое и взвешенное при- менение похвалы, разумное порицание. К телесным наказаниям отноше-
ние отрицательное, но применялись в исключительных случаях и только за нравственные проступки.
Утверждали доступность образования для всех, но обучение в их шко- лах в основном было платным.
ВИТТОРИНО ДЕ ФЕЛЬТРЕ (1378—1446) — выдающийся математик,
профессор философии, «первый школьный учитель нового типа».
Организовал школу «Дом радости». Обучал мальчиков и девочек из разных сословий. Цель воспитания — подготовка граждан своей страны. Большое значение придавал играм, физическому воспитанию. Первым осуществил идею школы в природе. Центром обучения сделал классические языки и литературу, которые должны усваиваться сознательно и в процессе самостоятельного творчества учащихся. Стремился выявлять индивидуальные особенности
учеников. На первый план ставил нравственное и религиозное воспитание и очень высоко ценил пример в воспитании. Стремился воспитывать умеренность.
Грамоте обучал, используя подвижные буквы, что было новым методом.
Обучение было основано на живом общении, строилось на наглядности. Дети познавали мир путем созерцания природы, вещей, явлений.
Против физических наказаний. В своей школе ввел самоуправление.
Способные бедные дети только в его школе учились бесплатно.
ВИВЕС ХУАН ЛУИС (1492—1540) — испанский педагог-гуманист, фи-
лософ, был учителем дочери английского короля. Был назван современника-
ми «вторым Квинтилианом».
Трактаты: О методе обучения, Об изучении языков, О способе занятий с
детьми, О воспитании женщины-христианки, Путеводитель к премудрости.
Педагогические взгляды исходят из представления о природе как образце для
воспитания. Автор первого в истории педагогики трактата о воспитании женщины.
Выступает против схоластического обучения. В ученике необходимо развивать способность наблюдать явления природы и окружающей жизни и размышлять о них. Придавал большое значение естественным наукам, древним языкам, класси- ческой литературе и истории. Ценными являются мысли о психологическом подходе к детям и его понимание психологии. Говорил о гигиенических требова- ниях к школьному зданию и его местоположении.
Учитель, по его мнению, должен быть примером нравственности и дисциплины, трудолюбивым, доброжелательным, тщательно подготовлен- ным к занятиям, сторонником мягкой дисциплины.
ФРАНСУА РАБЛЕ (1494—1553) — французский писатель-гуманист,
был священником, профессором анатомии.
Труд: Гаргантюа и Пантагрюэль.
Воспитание с продуманным режимом для ребенка, многостороннее образование, развивающее самостоятельное мышление, творческую ак-
47
тивность. Воспитание включает: физическое воспитание — бег, борьбу, прыжки, плавание, гимнастику, верховую езду и др.; эстетическое воспи-
тание — занятия музыкой на нескольких инструментах, пение;
нравственное воспитание — религия и труд. «Знания без совести есть душевная смерть». Наглядность в процессе обучения, наблюдение природных явлений, знакомство с различными ремеслами и искусствами.
Мягкость дисциплины и привлекательность обучения.
К педагогам-гуманистам эпохи Возрождения относились также: П. Вер-
жерио (1350-1444), М. Веджо (1406—1456), Э. Пикколомини (1405—
1464), Л. Бруни (1369—1444) Италия; Р. Агрикола (1443—1485), И.
Рейхин (1455-1522) — Германия; М. Монтень (1533-1592) Франция; Т.
Мор (1478—1535) — Англия; Эразм Роттердамский (1467—1536)
Нидерланды и др.
ПЕДАГОГИКА ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО (1467—1536)
Основные работы: О раннем и достойном воспитании детей; О методе
обучения; Воспитание христианского государя; Книжица о приличии детских
нравов; Цицеронианец; Похвала глупости; Разговоры запросто; Оружие хри-
стианского воина; Экклезиаст, или Евангельский .проповедник; Диатриба,
или Рассуждение о свободе воли; О двойном изобилии слов и
предметов; Книжица о соединении восьми частей речи; Пораболы или
сравнения, выбранные из некоторых лучших авторов.
Эразм Роттердамский творил в самых разных областях: от теологии до педагогики. В педагогике и философии он выступает как христианский
гуманист. Основополагающие идеи, на которых построена педагогика Эразма:
• «людьми не рождаются, но делаются путем воспитания»;
• «человеком делает разум»;
• человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность;
• выступал против всякого насилия и войн.
Впервые в мировой педагогике показал воспитание как универсальное явление, как форму становления и развития человека. Вне воспитания раз- витие ребенка невозможно. Вся дальнейшая жизнь человека определяет- ся воспитанием, полученным в раннем детстве.
Вновь открыл для мировой педагогики такое явление, как Мир ребен-
ка, Мир детства. В средние века фактически не знали мира детства! Все педагогические сочинения Эразма написаны с учетом детского возраста.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя и пригласить его в дом.
Ребенку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание: «Пред- мет детского наставления состоит во многих частях, из которых как первая, так и особенная есть та, чтоб младый дух занимался семенами благочестия, вторая —
48
чтоб он любил и изучал свободные науки; третья — чтобы с самых первых лет немедленно привыкал к учтивому обхождению в свете».
Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о правиль- ном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств.
Факторы, учитываемые в процессе воспитания ребенка:
возраст — не допускать ничего такого, что превосходит силы ребен ка, даже игры;
склонности и способности ребенка воспитатель должен как можно раньше распознать, опираться на них, потому что человек легче схваты вает то, к чему предрасположена его природа.
Выступил на защиту ребенка, на защиту детства, что явилось принци- пиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педаго- гике. Считал, что ребенок имеет право на правильное воспитание. Внут- ренний мир ребенка — это божественный мир, и к нему нельзя отно- ситься с той жестокостью, которая царила по отношению к нему всюду.
Резко выступил против жестокости средневековой школы, которую на- зывал «пыточной камерой», где «ничего не услышишь кроме шума розог и палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани. Что другое может вынести ребенок отсюда, кроме ненависти к науке?».
Его протест против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исклю- чающих насилие.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Воспитание является целью, обучение — средством, но главным в воспитании выступает правильно поставленное образование. Правильно поставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура.
Ребенку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с трех лет.
Обучать сначала языкам, к которым малый ребенок очень восприимчив. Но учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, пись-ю предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными.
Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памя- ти, т. к. от нее зависят все дальнейшие успехи ребенка в обучении. Требо- зал учитывать собственную активность и деятельность ребенка.
В процессе обучения ребенок и воспитатель должны относиться друг к дpyry с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учите-ш». Выступал против наказаний, считая, что они противоречат свободной душе ребенка, калечат его.
Необходимо «благородных детей учить труду, поскольку это не только полезно само по себе, но и может пригодиться в будущем, учитывая превратности судьбы человека».
Религиозные произведения отличаются единством как религиозного, так ж философского содержания. Им разработаны пути совершенствования каждого человека в христианской вере.
49

Выступал за домашнее образование не только для королевского сына, но и для детей простых граждан из-за суровости и жестокости средневе- кового школьного обучения.
Постоянно напоминал учителям, что профессия воспитателя —
наиболее важная в обществе, поскольку от труда учителя зависит его будущее. Поэтому сами воспитатели и учителя должны быть по- настоящему воспитанны, образованны и подготовлены к своему делу.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТОМАСА МОРА (1478—1535)
Основное произведение — Золотая книга, столь же полезная, как за-
бавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии.
Социалист-утопист; выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет ко всеобщему равенству.
Право на обучение
Язык преподавания и круг учебных предметов
Физическое воспитание
Нравственное воспитание
Трудовое воспитание
Умственный труд
Самообразование
Всеобщее, равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Учатся не только дети, но и взрослые.
Преподавание ведется на родном языке. Основ-
ные школьные предметы: чтение, письмо, ариф- метика, геометрия, астрономия, музыка, диалек- тика, естествознание, теоретическое земледе- лие. В обучении широко применяются нагляд- ность и экскурсии.
Заимствование афинской системы. Развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений.
Детей учат нравственности и добродетели, кото- рые послужат оплотом государству.
Основа воспитания — земледелие, которое изучается в школах теоретически, на полях
— практически: соединение обучения с
производительным
трудом.
Кроме земледелия каждый обязан обучаться, по крайней мере, одному ремеслу еще в детском возрасте.
Занятия им взрослым населением в свободное время и для повышения уровня своих знаний.
Наукой занимаются наиболее одаренные, осво- бождаемые от физического труда.
Большое число библиотек и музеев, в которых люди занимаются самообразованием. Получив- шие таким образом глубокие познания становят- ся учеными.
50

МИШЕЛЬ ДЕ МОНТЕНЬ (1533—1592)
«Монтень первый ясно выразил мысль о свободе воспитания»
Л.Н. Толстой
Краткая
биография.
Основные
труды
Педагогические взгляды
Родился 28 февраля в богатой, просвещен- ной купечес- кой семье.
Получил блестящее образова- ние, много путешество- вал.
В1580-
1588 гг.
написал свой основ- ной труд.
Был совет- ником
Бордосского парламента, затем мэром г. Бордо.
Монтеня отличал философс- кий скепти- цизм.
О
ПЫТЫ
— трехтомный труд, в который вошли размышле- ния филосо- фа о разных областях человечес- кого бытия;
Дневник
путеше-
ствия.
Цель образования — «знание себя, а также того, что может научить хорошо умереть и хорошо жить», выработка собственных убеждений. «При правильном употреблении знание является самым благородным и могущественным достижением людей». Ратовал за науку, которая «изучает не книги, а вещи», за полезное в жизни образование.
Резко критиковал схоластическую систему обучения. Высту- пал против схоластики и ее обновленных вариантов: «Что за толк в людях, у которых память достаточно полна, а суждения совер- шенно пустые?». Основной порок существовавшей в его время шко- лы он видел в игнорировании задачи развития мысли уч-ся, господ- стве вербализма, бессмысленном начетничестве, буквоедстве, за- поминании слов вместо изучения сущности вещей: «Знать наи-
зусть еще не значит знать».
Считал, что образование должно прежде всего развивать ум уча- щихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам. Люди и животные — дети одной матери Природы. Необходимо при-
вивать детям бережное отношение ко всему живому.
Познание осуществляется через чувства, важна роль опыта.
Главная задача образования и воспитания — обретение
моральных качеств.
Огромное значение придавал воспитанию гражданских чувств.
Прежде всего надо постараться пробудить в ребенке желание быть верноподданным, беззаветно преданным и беззаветно храбрым слугой своего Отечества.
Главный враг — узость кругозора. Надо «общаться с миром», встречаться с другими людьми, в том числе и с простолюдинами, ездить в чужие края.
Программа теоретического образования включает физику, гео- метрию, историю, в последней надо научиться судить о явлениях и датах.
Большое внимание надо уделять физическому воспитанию и иг- рам.
Выступает против жестокости средневековой школы. «В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям».
Моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум.
Выдвигал принцип свободы совести и религиозной терпимо-
сти. Негодовал по поводу навязывания религиозных взглядов си- лой. По его мнению, религией люди пользуются для удовлетворе- ния своих самых низменных страстей. Стремился отделить
философию от теологии. Считал, что образование
«повредит естественным прелестям женщины».
51

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568—1639)
Общие взгляды и идеи
Основные идеи произ- ведения
Город
Солнца
Система управления в
Городе
Солнца
27 лет находился в тюрьме как бунтарь и еретик. В
тюрьме написал свое основное произведение Город Солнца.
По взглядам: социалист-утопист, мечтавший о создании мирового государства экономического и политического равенства, которое должно устранить все конфликты между людьми и установить мир и счастье на Земле.
Город Солнца — идеальное государство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют все возможности заниматься науками и искусствами. Значительное место в жизни города занимают проблемы воспитания детей, т. к. основа общественного блага — забота об улучшении «породы людей».
Метафизик (верховный правитель)
Мудрость
Война
Мир
Осада
Тактика руководит искусствами, учебными заведениями, ремеслами, науками наблюдение за дето- рождением, забота о хорошем потомстве
Система воспитания
Система образования
Трудовое воспитание
Воспитание носит полностью общественный характер и одинако- во для всех граждан государства. Семья уступает функцию воспи- тания детей, которых растят спец. служащие по утвержденному распорядку. Воспитание должно быть организовано так, чтобы дети развивали все свои силы и способности. Благодаря правильному воспитанию жители города отличаются здоровьем и привлекатель- ностью.
Большое внимание уделяется умственному развитию, которое дол- жно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспи- танием, с участием детей в труде, с обучением различным профес- сиям.
Все первоначальное обучение детей основано на наглядности: вещи и явления изображены на стенах города «превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности, отража- ющей все науки...»
Девочки и мальчики обучаются совместно. Со второго и до третье- го года дети учатся говорить и учат азбуку (следят за ними четыре старца). Затем — обучение гимнастике, бегу, метанию диска.
Детей водят в мастерские с целью выявить наклонности и обучают ремеслам. С 7 до 10 лет добавляется изучение естественных наук, с 10 лет — математики, медицины и Др. наук. Все воспитываются в духе религии и вправе выбирать любую конфессию.
Все дети участвуют в общественно-полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с ору- диями труда, работают вместе со взрослыми.
52
Мощь
Любовь

ПЕДАГОГИКА РЕФОРМАЦИИ
В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое эбщественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Ведущим принципом Реформации был прин- цип «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом.
Его сторонники стремились переместить в центр воспитания человечес- кую личность, приобщить воспитанников к национальной культуре, язы- ку, литературе, поощряли светскую образованность. Наиболее яркие пред- ставители: Томас Мюнцер (1490—1525), Жан Кальвин (1509—1564),
Матю-рен Кардьер (1479—1564), Уильям Тиндель (1484—1536), Мартин
Лютер
:
1483—1546), Филипп Меланхтон (1497—1560) и др.
МАРТИН ЛЮТЕР (1483—1546)
Основные этапы
жизни и работы
Цель, методы и
средства воспитания
Организация и содержание
образования
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта