История образования_Коджаспирова. По всем изучаемым разделам. Ббк74. 03я73
Скачать 1.97 Mb.
|
фия и основные труды 384 — родился 1. Развитие высших сторон 1. Систематизи- в греч. колонии души: разумной и волевой. ровал все Стогираво Выработка добродетели: области знания Фракии. такого поведения, при своего времени. котором человек избегает 367—347 —жил Цели и во всем крайностей. 2. Создал первую в Афинах. задачи возрастную Получил фило- воспита- 2. Воспитание деятельной, периодизацию в софское ния волевой, самостоятельной истории педаго- образование личности. гической мысли. в Академии Развитие таких необходи- Платона. мых для рабовладельца 3. Указал на качеств, как умение держать особенности 343-341 — рабов в повиновении, каждого возрас- воспитатель чувство собственного та, определив сына македонс- достоинства, чести, храбро- цели, содержа- кого царя сти, мужества. ние и методы Александра. Воспитание — средство воспитания в укрепления гос. строя. каждый возраст- 335—323 — Человек в той мере человек, ной период. основал в в какой он гражданин. Афинах свою 4. Выдвинул школу Ликей, 3. Для всех граждан нужно требование:в или школу одинаковое воспитание, а воспитании перипа (прогули- забота о воспитании — дело следовать за вающихся), государства. природой. просуществовав- Опора шую несколько воспита- Природные задатки. 5. Большое вни- столетий. тельного Навыки. мание уделял процесса Разум. воспитанию в Основные раннем возрас- труды: Три 3-м видам души (раститель- те: «Ко всему Метафизика стороны ная, волевая, разумная) приучить непос- (философия) воспита- соответствуют 3 стороны редственно с Органон (логика) ния воспитания, тесно между пеленок». При- Политика, собой связанные: а) физи- чем, воспитание Афинская ческое, б) нравственное, детей до 7 лет — политика в) умственное. лучше в семье. (обществ, полит. науки) Зависи- Все свободнорожденные 6. Дал общую Физика (есте- мость граждане получают образо- характеристику ственные науки) воспита- вание в гос. школах (едино- дошкольного Этика, Поэтика ния от образное воспитание, возраста, следуя (этика и эстети- социаль- приучающее к гос. порядку). принципу ка) ного Рабы рассматриваются природообраз- ности. 22 Продолжение таблицы Краткая биогра- Педагогические идеи Значение фия и основные труды Трактат о душе положе- только как «говорящие (психология) ния орудия», их удел — физичес- 7. Исключал Пед. вопросам кий труд. физический не посвятил труд из системы отдельных До 7 лет — семейное воспита- воспитания. работ, но Возраст- ние, кормление, закалива- затрагивал их во ная ние, гигиена ребенка, многих своих перио- большое внимание уделяет- произведениях. дизация ся игре. С 7 до 14 — посещение гос. школы: гимнастика, чтение, письмо, грамматика, счет, рисование, пение, музыка. С 14 до 21 — совмещение умственного и физ. воспита- ния (развитие сильного, красивого, ловкого тела), выработка волевого начала. Изучаются: литература, история, философия, музыка, астрономия, математика. Отноше- Женщины не должны полу- ние к об- чать равного с мужчинами разова- образования. нию жен- щины ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ СПАРТА (воспитание осуществляет государство) Девочки Мальчики 1 физическое умственное и и военное нравственное воспитание: воспитание: бег, метание пение, чтение, копья и диска, счет, письмо прыжки До 7 лет — воспитание в семье с 7 до 18 лет — воспитание в агеллах. Руководитель агеллы — педоном I Физическое Военно-гимнас- Нравственное и воспитание: тические упраж- политическое [ закалка, привычка нения: воспитание: к лишениям бег, прыжки, Беседы полит. ■ (голод, холод, метание диска и деятелей с жажда), умение копья, борьба, молодежью. переносить любую рукопашный бой, Развитие лаконич- боль пение воен.песен ной речи I 24 с 18—20 лет — перевод в группу эфебов и несение военной службы Цель воспитания — подготовка воинов. ! АФИНЫ Мальчики Девочки До 7 лет — домашнее воспитание. С7до 13—14лет — обучение в школах грамматиста и кифариста. Обучение осуществляет учитель — дидаскал. Г С 13—14 лет — переход в палестру (школа борьбы) Пятиборье: бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, плавание До 7 лет и далее воспитываются дома. После 7 лет приучаются вести домашнее хозяйство Школа кифариста литературное образование, эсте- тическое воспитание: музыка, пе- ние, декламация Гимнасий (для наиболее обеспеченной молодежи) — философия — политика — литература — гимнастика С 18—20 — переход в эфебию. Зоенное и политическое воспитание: строительство укреплений, управление военными машинами, -есение службы в городских гар- низонах и др. Цель воспитания — всестороннее гармоническое формирование личности 25 Школа грамматиста чтение (буквослагательное заучи вание букв по названию) письмо (навощеные таблицы) счет (с помощью пальцев, камеш • ков и счетной доски (абак) СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I в. до н. э. - V в. до н. э.) Римско-италийское воспитание: основа — греческая и эллинистическая педагогика, т. е. основа заимствована. Открытие школ — монополия государства. Цель — воспитание верноподданной массы и чиновников. Домашнее воспитание. До 7 лет. Начальная ступень (тривиальная школа) — массовая. Небольшая плата. Частные школы. Программ не было. Основная цель — обучение грамоте и началам арифметики, которые требовались в повседневной жизни широким слоям населения, включая некоторые категории рабов. Допускались девочки. Применялись физические наказания плетью и палкой. С 7лет. Срок — 2 года. Средняя ступень (грамматические школы). Довольно высокая плата. После домашней подготовки. Развернутая программа, включающая 5 дисциплин: латинская литература, основы римского права, начальные знания по философии, греческий язык, ознакомление с греческой литературой и математика с основами астрономии. Небольшие группы учеников. Основное внимание уделялось работе с каждым учеником,..В школах не обучали ни музыке, ни танцам. С 12 лет. Срок — 4 года. Школа повышенного типа. Школа ритора. Плата очень высокая. Школа элитарная. Насыщенная программа: кроме 5 предметов, которые повторялись на более высоком уровне, изучались ораторское искусство и музыка. Использовался эффективный метод диспутов на заданную тему. Окончивший школу получал гуманитарное образование, включающее свободное знание греческого языка, греческой и римской литературы, римского права, греческого ораторского искусства, философию. Выпускник был хорошо подготовлен для практической государственной деятельности. С 16 лет. Срок — 3—4 года. Военную подготовку юноши проходили в воинских формированиях — легионах. Учителя назначались от имени императора, контроль за деятельностью школ осуществляло государство. Обучение носило религиозный характер. Для молодых аристократов: 1—2 года пребывания в одном из крупных культурных центров империи, таких как Афины (философия), Родос (ораторское искусство), Александрия и Антиохия. В I—II вв. появляются медицинские и юридические школы. Юридические — двух направлений (по именам их основателей): прокуленского и сибианского. Медицинские учебные заведения возникали вокруг практикующих врачей, и преподавание велось по индивидуальным программам. Система образования обеспечивала воспроизводство определенного типа лич- ности, распространение начальной грамотности среди широких масс, фунда- ментальную подготовку средних и высших слоев римского общества, обеспе- чивающих нужды государственного управления и развития средиземноморс- кой культуры. Но в отличие от греческой системы образования римская мало уделяла внимания физической культуре и музыкальному воспитанию, отлича- ясь большим прагматизмом, хотя и ее основная цель состояла в том, чтобы молодежь овладела дисциплинами гуманитарного цикла. 26 ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРЕВНЕРИМСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. дон. э.) Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) Выдающийся политический деятель, оратор, писатель. Изучал арифметику, законы двенадцати таблиц, греческую и римскую литературу, брал уроки красноречия и философии у знаменитых ораторов, посещал форум. Страстный поклонник греческой культуры, почитатель Гомера. Высшего развития достигает тот, кто стремится слить воедино национальное благонравие и высшую греческую культуру. Педагогическая проблема — формирова- ние оратора. Римский политический деятель, философ и писатель. Начальное образование получил в семье, риторическое и философское — в Риме. Проповедовал стоицизм и анархизм. Был воспитателем Нерона. Критиковал школу за формализм и пренебрежение нравственным воспи- танием. Полученное в школе знание должно использоваться для выра- ботки собственной точки зрения, а не превращаться в комментарий к чужим идеям. Педагогика должна пребывать в теснейшем объединении с этикой и ставить своей целью «направление учащегося по пути морального совершенствования в согласии с основными целями стоического мировоззрения». Основатель эмпирического направления в образовании. «Мы лучше всего научаемся сами, обучая других». «Результат достигается скорее примером, чем наставлением». Как и Сократ, считал, что познание человеком самого себя есть путь самосовершенствования. 27 МАРКФАБИЙ КВИНТИЛИАН (42 г. - ок. 118 г.) Биография педагога Воспитание оратора Учение о природе человека Воспитание до школы Древнеримский теоретик оратор- ского искусства, педагог. После нескольких лет адвокатской деятельности занялся обучением юношей красноречию. Открыл в Риме собственную риторическую школу, которая вскоре стала государственной. Квинтилиан — первый учитель, который получал жалованье от императорской казны. Школа имела огромный успех. Особое внимание уделялось тщательности обучения ораторов, основательности широкого общего образования. Педагогические идеи Квинтилиа- на приобрели особую мировую известность в XVI—XVIII вв., после того как итальянским гуманистом Поджьо был найден полный текст труда Квинтилиана Наставление в ораторском искусстве. Состоит из 12 книг. Книга 1. Домашнее воспитание мальчика, его занятия в грамма- тической школе. Книга 2. Элементы риторического образо- вания. Данные о сущности риторики. Книги 3—7. Речь идет об «изображении и расположении» содержания. Книги 8—11. Трактуют о возможностях слова и произношения. Книга 12. Указания оратору, связанные с его жизнью и деятель- ностью. Пути распознания способнос- тей в детях: 1. Развитая память, которая должна проявляться в 2 свой ствах: а) быстрая и легкая восприим чивость; б) долгое удержание приобре тенного. 2. Раннее развитие в ребенке стремления к подражанию, в котором обнаруживается острота и переимчивость. 3. Тот, кого я представляю, должен без труда понимать учение: задавать вопросы, чаще следовать за учителем, чем предупреждать его; «Быстрые умы подобно преждевременным плодам почти никогда не вызревают». — должны быть здоровые внешние условия для детского развития; — хорошее произноше ние у кормилицы, родите лей; — осторожный выбор: товарищей-сверстников и дядек-педагогов; — систематические занятия греческим и латинским языками; — «радостное обучение» через игру; — использование метода наглядности в обучении; — соблюдение чувства меры в нагрузках на детей. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КВИНТИЛИАНА Воспитание и обучение в школе Стадии метода обучения Требования к учителю и методические рекомендации Конечная цель — под- готовить общественного деятеля, «который будет жить как бы перед лицом всего государства» (в школе привыкнет к многолюдию, будет преодолевать застенчивость). Коллек- тивные занятия — соревнование. Самостоятельность. Творчество учащихся. Мягкая, но выдержанная дисциплина. Грамматическая школа: изучение грамматики, музыки, геометрии, гимнастики (овладение телом). Риторическая школа: принимает не полетам, а по успехам. изучение риторики, философии (этика, физика, диалектика), истории и литературы. Подража- ние Теорети- ческое наставле- ние Упражнение «Пусть он будет прост в преподавании, терпелив в работе, более старателен, чем взыскателен». «Пусть учитель не будет раздражительным и в то же время пусть не потворствует тем, кто нуждается в исправлении». «Должен служить во всем примером и образцом». «Пусть учитель прежде всего вызовет в себе родительские чувства к своим ученикам». «Замечать различие умов», узнавать, «к чему каждый из них является более способ- ным от природы». На похвалы не скуп и не расточителен. Каждый учитель повышенных школ должен некоторое время преподавать в элемен- тарной школе, вырабатывая методы работы с детьми и изучая их. * * * Школьные занятия должны быть построены в условиях маленьких групп учащихся, которые приходятся на одного преподавателя. Для большего успеха учения — продолжительные перерывы между занятиями. Не надо прибегать к физическим наказаниям. «Наказание кажется мне подлым... Дурной ребенок, которого не исправляют выговоры, привыкнет к побоям и станет с рабским упрямством их терпеть». Предпосылкой успешных занятий будет соответствующее развитие памяти как устной, так и письменной. Ученик должен быть поставлен в такие условия работы, которые обеспечат ему возможность самостоятельного и творческого отношения к изучаемому материалу. Одновременно надо изучать если не все, то, по крайней мере, несколько предметов, из подлежащих обучению. ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ И ПРАКТИКА РАННИХ ХРИСТИАН Первые христианские общины возникли в I в. в Антиохии. Главный источник воспитательных идей — Библия. Основа воспитания — любовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни. Для христианского воспитания характерно: — преобладание веры над наукой; — доминирование нравственно-религиозного воспитания над обучением; — осознание высокой важности трудового воспитания («Кто не хочет трудиться, тот не ешь» (апостол Павел); — в центре нравственного воспитания общечеловеческие ценности; — вместо соревнования и самоутверждения античности — взаимопомощь, смирение, аскетизм. I в. — школы катехуменов для тех, кто желал стать членом христианской общины. Изучалась Библия, давались начатки музыкального образования. Под надзором священника выслушивали нравственные наставления. II в. — эти школы стали школами катехизиса, давали образование по вышенного уровня, готовили священников. С III в. — трансформировались в кафедральные и епископальные школы. Большинство христиан вплоть до V в. получали высшее образование в учебных заведениях античного типа. ВАСИЛИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (330-379) О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг. • Предлагал воспитывать положительное отношение к традициям греко- римской образованности, необходимой для пребывания в бренном мире. • Вершиной образования признавал уход от мирской жизни, молитву и пост. ИОАНН ЗЛАТОУСТ (около 347-407) Блестящий стилист, талантливый проповедник, незаурядная личность. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей, Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне, Слово об учении и наставле- нии, Слово о воспитании детей и др. • Оказал огромное влияние на формирование византийско-православ- ной педагогической мысли. Один из известнейших проповедников во сточной православной церкви. В его проповедях излагались основы христианской методики обучения и нравственного воспитания. • Предлагал христианские методы воспитания с учетом античной тради ции: наставление и беседа, а также — увещевание, совет, предостереже ние, исключающие авторитарные методы давления и принуждения. • Задача школы: «наставить душу и сформировать ум». • В деле воспитания надо обращаться к самому божественному в человеке: его воле, свободе, его самодеятельности, основанной на нравственности. 30 • Показал пример того, как наставнику следует обращаться к личности каждого ученика, а не к массе, строить свою речь так, чтобы она была образной, доходчивой, эмоциональной, конкретной, наглядной и пол ностью раскрывала содержание изучаемого. • Главным источником знания, по Златоусту, является Библия. АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (Блаженный Августин) (354-430) Крупнейший мыслитель, блестящий светский преподаватель риторики, в конце жизни — епископ. О порядке, Исповедь, О книге Бытия, О христианской науке, Об обучении о гшшаемых (катехуменов) и др. Полное издание его трудов составляет 40 то-I ж • Считал Платона предшественником христианства. • Признавал определенные положительные стороны античного образо вания и педагогической мысли. • Основной принцип в обучении — ориентация на достоверность, «на истинное». Отсюда отрицает необходимость изучения «вымыслов» ан тичной поэзии. • Высоко ценил значение грамотности, изучения языков и истории, ма тематических наук (арифметики, геометрии, музыки, астрономии), ди алектики и риторики, необходимых христианскому полемисту и про поведнику. • Делал упор на развитие ума, а не памяти. • Отвергал изучение наук, ведущих к роскоши и излишествам. Учение нужно для практических целей нравственного совершенствования лич ности, а не для чистого созерцания теоретических высот знания. Но светские знания считал второстепенными и вспомогательными. • Выступал против физических наказаний. Его отличал интерес к пси- хологии ребенка, его внутреннему миру. Обращал внимание на значимость слов авторитетного учителя для уче- ника. Главное место в образовании должно занимать изучение Библии. В вос- питании видел средство, призванное помочь человеку в интуитивном, психологически субъективном постижении объективной, вечной и неиз- менной Священной истины. У учителя должно быть радостное и терпеливое настроение. Он учиты- вает индивидуальные состояния учащихся, связывает изучение Священ- ной теории и истории с тем, что понятно ученику, вызывает у него заин- тересованное внимание. Истинное знание свойственно человеку от рож- кния. оно вложено Богом. Задача учителя лишь сделать это знание ■сознаваемым для ученика. |