История образования_Коджаспирова. По всем изучаемым разделам. Ббк74. 03я73
Скачать 1.97 Mb.
|
Глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). Получил образование в Эрфуртском универси- тете. Был монахом авгус- тинского монастыря. С 1512 г. являлся профессором теологии в Виттенбергском университете. Работы К христианскому дворянству немецкой нации; К бургомистрам и членам городских советов всех городов Германии; Проповеди о том, что детей надо посылать в школы. Автор катехизиса, который в течение нескольких столетий был главной книгой для чтения в народной школе, и сборника песнопений. Образование — средство для того, чтобы стать «госпо- дами на земле». Воспитание в целом — средство к тому, чтобы стать истинным христианином. Самостоятельное чтение Библии (без посредника в лице представителей духовенства) и значит, обязательное владение грамотой — нравственное дело каждого верующего. Родители и учителя должны уважать личность ребенка, быть терпимыми и чуткими. Нельзя баловать детей. Наказания должны быть сведены к минимуму, но отказываться совсем от них нельзя. Преподавание на родном языке. Не заучивание наизусть, а запоминание понятого материала. Создание городских бес- платных начальных школ для всех детей. Выступал за открытие новых школ повышенного типа для проповедников, юристов, медиков и перестройки работы университетов в духе своего учения. Обучение должно быть равным как для мальчиков, так и для девочек. (Женщина должна обучаться, чтобы стать хорошей матерью, дать правильное образование своим детям.) Осуществление религиозного воспитания путем чтения «Священного Писания» на родном языке. Обязательными учебными предметами считал родной язык, историю, математику, пение. Основой образованности считал знание древних языков. Призывал заботиться о физическом развитии детей. Критически относился к изучению схоластической философии. 53 ПЕДАГОГИКА КОНТРРЕФОРМАЦИИ ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Система воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезу- итов (Общество Иисуса, основано в 1534 г. И. Лойолой). Цель этой системы — создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных слоев в католическом духе. СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ иезуитские коллегии семинарии академии младшее отделение классы: грамматические (младший, средний, старший) гуманитарный риторический (2 года) содержание обучения: «7 свободных искусств» ГРАММАТИЧЕСКИЙ КЛАСС: • грамматика • риторика •диалектика + богословие ГУМАНИТАРНЫЙ РИТОРИЧЕСКИЙ КЛАСС: • арифметика • геометрия • астрономия • теория музыки + «эрудиция»: начала географии, исто- рии, археологии, приро- доведения старшее отделение высш. типа: • 3 года — подготовка в объеме артистичес- кого (подготовитель- ного) факультета уни- верситета I подготовка: — теологов — церковных юристов — преподавателей (только выпускники коллегий) Образование учителей 2 года — совершенствова ние полученных знаний и навыков, спец. проверка в ходе новициата 3 года — изучение филосо фии 2 года — пед. практика под руководством опытных на- ставников, ведение пед. дневника 4 года — изучение теоло гии, совершенствование в светских науках Примечание: началь- ным образованием иезуиты занимались только в усло- виях миссионерской дея- тельности в колониях. Вся организация и деятельность учебных заведений регламентирова- лась Уставом 1599 г. Изменения внесены только в 1832 г. К началу XVIII в. насчитывалось около 8000 иезуитских учебных заведений, в том числе свыше 20 университетов. Обучение в учебных заведениях иезуитов было очень престижно. Во многих странах и в конце XX в. — нач. XXI в. иезуиты оказывают влияние на систему образования, готовят преподавателей, преподают в университетах и католических школах. 54 ПЕДАГОГИКА ИЕЗУИТОВ построена на прагматических основах Обучение Воспитание ■ Организована как классно-урочная система при жесткой регламентации деятельности учащихся и учителей (вплоть до интонаций, жестов, мимики и освещенности классов). ■Упражнения и регулярные повторе- ния (в начале нового учебного дня, в субботу, в последние месяцы учебно- го года). ■ Ежемесячные конкурсы сочинений. ■ Прочность знаний как способ уст ранения сомнений и дисциплиниро- занностиума. Отработана методика лекции, которая приобрела характер устного последо- вательного изложения учебного мате- риала в несколько приемов: полное из- ложение —> анализ содержания лекции по частям -> дополнение историческими и др. справками - »стилистический анализ первоисточников. 3 философии ведущее место отводилось Аристотелю и Фоме Аквинско-му. Все античные авторы подгонялись < целям иезуитского воспитания, гуманистическое содержание античной культуры выхолащивалось. ■ Помещения коллегий были простор ны, светлы, удобны, хорошо оборудо- заны. ■ Хорошее питание, регулярный отдых, физическое развитие воспитанников. ■ Занятия не более 5 ч в сутки, обяза тельны поездки, прогулки, экскурсии. ■ Воспитание направлено на развитие ин дивидуальных способностей, честолюбия, духа соперничества. ■ Методы стимулирования: — групповое и индивидуальное соперниче ство; — регулярное выделение лучших и отстаю щих; — ежегодное торжественное проведение экзаменов, сопровождающееся диспутами, декламациями, театральными представле ниями, церемониями награждения лучших; соревновались отдельные ученики, коман ды внутри классов, классы внутри колле гий; — среди лучших учеников создавался ма гистрат с присуждением почетных званий и организовывались «академии» (прообразы школьных кружков); — система поощрений: почетные звания, почетные места в классе, занесение на дос ку почета; — система наказаний: скамьи позора, кол пак с ослиными ушами, прозвища; — физические наказания допускались за проступки против религии и исполнялись светскими лицами («корректорами»). Важное место отводилось светскому вос- питанию: правилам поведения за столом, умению вести непринужденную беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, под- держивать разговор на любую тему, завое- вывать доверие собеседника. Иногда в кол- легиях обучали верховой езде, танцам, пе- нию, фехтованию. Основа иезуитского воспитания — подчинение личной воли и наклоннос- тей воспитанников интересам католической церкви и нормам христианской этики. Достигалось прежде всего жесткой всесторонней регламентацией вос- питательного и образовательного процессов, внедрением взаимного над- зора внутри класса и школы, назначением преторов или цензоров, надзи- равших за поведением в классах, взаимные разборки поведения на собра- ниях, система доносительства. 55 V ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ НА РУСИ С ДРЕВНОСТИ ПО XVII В. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ НА РУСИ В VI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIII В. У восточных славян воспитание осуществлялось в процессе включения детей в различные виды деятельности. Семейное воспитание: — от рождения до 3—4 лет — попечение матери, передача элементар ного опыта; — от 3—4 до 7 лет — посильная работа, помощь матери; — с 7 до 14 лет: Мальчики Девочки • Обучение в возрастной группе отроков. Помощь отцам в мужских работах (с/х, земледелие, животноводство). Это сопровождалось обрядом, т. к. с 7 лет мальчики переходили из женской половины в мужскую половину семьи. • С 14 лет становились полноправными членами семьи. • Мальчики получали военную подготовку. Осваивали дома женские работы. Пряли, ткали, ле- пили горшки. В VII в. Дружинников воспитывали с 12 лет, жили в спец. домах — гридницах. Это была единственная известная институализированная форма воспитания. С VI—IX вв. Ремесленное ученичество, т. к. общественное разделение труда привело к отделению ремесла от земледелия. В VII—VIII вв. Дети племенной знати отдавались до 7—8 лет на воспитание в другую семью, подчиненную или зависимую — аталычество. В VI—IX вв. Воспитание приобретало все более семейно-сословный характер и определялось общественным разделением труда. В X—XIII вв. Древнерусская педагогика зарождалась при взаимодействии двух культур: языческой культуры восточных славян и христианской, книжной. Особенностью пед. мысли домонгольского периода является понима- ние человека как обладающего свободой воли, возможностью выбора между добром и злом. 56 Воспитательный религиозный идеал — надо воспитывать человека мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого, способного к постижению прекрасного, стремящегося личным участием совершенство- вать мир и людей. В этом идеале доминирует патриотическое начало. Роди- на — высшая этическая ценность. Борьба за благо родной земли совпадает со стремлением человека к праведной жизни. Исключительное значение приобретают категории личной чести и славы родной Земли. Но патриотический характер воспитательного идеала не исключает сочувствия и доброжелательности к др. народам. Это ярко отражено в памятнике древнерусской культуры XII в. Слове о полку Игореве. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА РУСИ Система начального обучения на Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы обществен-но- пед. практики (в семье, мастерами грамоты и др.). Грамотность в Ран- несредневековой Руси была распространена повсеместно. Педагогическая мысль представлена списками Поучений Иоанна Злато- уста, сборниками Измарагды и др. Пед. идеи Златоуста и проблемы обу- чения развивали Кирилл Туровский (ум. 1182) и Кирик Новгородец (Учение ведати человеку числа всех лет, XII в.). Важные сведения о воспитательных ядеалах Древней Руси содержат Поучение Владимира Мономаха, Моление Даниила Заточника, Изречения Исихия и Варнавы, изборник Пчела и др. Изборник (1076): «Чтение книг... полезно для каждого христианина. Каким человеку следует быть: Пред старцами — молчание, пред мудры- ми — послушание, с равными дружбу иметь, с младшими — дружелюб- ное согласие. И самому вопрошать себя о помыслах и о делах каждый день. Учить неведающих, ободрять малодушных, служить больным, а святым обмывать ноги». Поучение Владимира Мономаха: «...Что умеете хорошего, то не забывай- те, а чего не умеете, тому учитесь... Леность ведь всему мать». Пчела: Иоанн Богослов. «Безмолвное дело лучше бесполезного совета. Делай сказанное и не говори о сделанном». Святой Василий: «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим». Вид практики Содержание Училищная Профессиональ- ная Связана со сложившимися нормами преподавания и воспи- тания в системе начальной, средней и высшей школы — системе, разной в разные времена, начиная от первых училищ эпохи крещения Руси и кончая деятельностью Киево-Моги-лянской и Славяно-Греко-Латинской академий. Охватывала сравнительно узкий круг населения допетровской Руси. Вместе с получением трудовых навыков в определенном ре- месле в процессе индивидуального и группового обучения у отдельных мастеров, в производственных артелях, в различ- 57 Вид практики Содержание Приходская Монастырская Сословная Групповая Бытовая ных службах, кроме узкой специализации, воспитывалась сво- еобразная профессиональная этика. Все христианское население разных возрастов было обязано посещать приходские храмы, где выслушивало проповеди, по- учения, наставления клира. Богослужения суточного, недель- ного и годичного циклов формировали устойчивое мировоз- зрение — стереотипы и нормы поведения. Вовлечение в обрядовые церемонии, воздействие эстетически организованного церковного искусства, сакрализация основных жизненных ситуаций, начиная с рождения и кончая смертью человека, что обеспечивало большую степень воздействия на всех, без исключения, людей. Воспитание послушников и монахов соответственно приня- тому уставу. Наряду с религиозной аскезой включала обуче- ние книжному, иконописному, певческому и другим видам ис- кусства и «рукоделия». Густая сеть монастырей охватывала всю страну. Кроме монашествующих вовлекали в свою орбиту приходскихтрудников (временных работников) и ближайшее население. Определялась воспитывающим воздействием определенной социальной среды. Иерархическая организация феодально- го общества формировала также иерархическое представле- ние о мироздании, о душе, обо всем, что окружало человека. Иерархичность, корпоративность, этикетность выступают как всеобщие способы организации эмпирического опыта и как воспитательные принципы. Различные представления о жиз- ненных ценностях у феодалов, монахов, крестьян, ремеслен- ников и торговцев порождались различием их места в соци- альной пирамиде. Наряду с общим сословным воздействием существенную роль играло непосредственное вовлечение человека в конкретную социальную группу (сельскую общину, стрелецкий полк, при- казную палату, купеческую гильдию), в тот реальный коллек- тив, который формировал в своей среде данную личность. При- надлежность к привилегированному Посольскому приказу, к богатой гильдии купцов-сурожан или к бедной крестьянской общине какой-нибудь из северных областей России, есте- ственно, создавали разные представления о жизни на основе личного опыта. Поддерживалась прежде всего семьей, первичной социо- этнической единицей любого общества. Накапливавшиеся в течение многих поколений местные традиции внедрялись в со- знание людей, передавались через века путем воспитания под- растающего поколения. Одна из самых устойчивых и консер- вативных разновидностей воспитательной практики. 58 Вид практики Содержание Индивидуальная Самовоспитание, личная ответственность за свои благие и дурные не только дела, поступки, но даже и мысли — это со- ставляло постоянную заботу человека. Нравственное пере- живание личностного бытия на фоне традиционного уклада создавало особый тип мировоззрения, который был нацелен не на изменение внешней среды (социальной и природной), а прежде всего на собственное, индивидуальное к ней при- способление и самосовершенствование. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ Идеал христианской педагогики — БОГОЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС. Воспитание человека важнее, чем его образование: воспитание готовит гушу для жизни вечной; образование нужно для приспособления ребенка Е жизни временной, к жизни на Земле. Большое значение имеют в нравственном воспитании ребенка таин- ства: крещение, миропомазание, причащение. Цель — воспитание трех главных составляющих человека: сердца, ума, воли. Спаситель сказал, что «от сердца исходят помышления злые». Про- " ждаясь в младенце, ум, вследствие греховной природы человека, начи- нает стремиться, с одной стороны, эмансипироваться и, с другой сторо- ны, тиранически влиять на волю. Синкретическая гармония сердца, ума ■ воли в ребенке начинает разрушаться. Воля связана с побуждениями. Для управления волей ребенка необхо- димо овладеть его побуждениями или вызвать их в нем. Отсюда воспита- ле веры, надежды и любви. Воспитание «страха Божия». «Страх Божий есть начала всякой премуд- рости» (Притча 1,7). Воспитание послушания. Борьба со своеволием, баловством и каприза- ми. «Без послушания невозможно воспитание. Послушание справедливо называют «началом воспитания». Послушание должно быть свободным, ■. не принудительным. Должно основываться на любви, на страхе поте- рять любимого, страхе огорчить любящего, а не на страхе насилия. По- слушание завоевывается истинно разумной любовью к ребенку. Отец Иоанн Кронштадский говорил, что «каприз — это зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу». ПРИНЦИП ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ Главный для христианства принцип — принцип свободы, из которого вытекает главный метод христианского воспитания. Принцип свобо- ды человека перед Богом. Высший акт веры может быть только сво- бодным волеизъявлением человека. 59 Значение личности в христианстве и в христианском воспитании: хрис- тианство сознает огромную ценность человеческой личности. Процесс христианского воспитания не может не быть процессом роста, постепен- ного преображения личности в целом. Этой цели можно достигнуть только тогда, когда мы будем жить всей полнотой церковной жизни. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ и ее задачи в деле религиозного воспитания Церковь не может устраняться от насущных нужд людей и должна работать в следующих направлениях: — созидание полнокровной литургической жизни в приходе; — теснейшая связь с родителями детей и их домом; — религиозное обучение. |