Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Почепцов Г. Г. Имиджелогия
Скачать 2.58 Mb.
|
цадике подаются в % в сравнении с данными 1992 г.
Такого рода данные одновременно задают нам и систему Ценностей среднего человека, какие именно болевые точки &пия его волнуют. Требования аудитории задают те иные параметры, кото-Рым должна удовлетворять данная символическая роль. Имиджмейкеры, к примеру, долго искали тип прически Гельмута Коля, пока не остановились просто на приглаживании пятерней. Но именно этот вид дал большому числу немцев возможность заявить, что у этого человека они смогли бы купить подержанную машину. Новую машину можно купить у любого, а вот подержанную только у того, кому ты можешь доверять. А доверие является весьма важным параметром для политика. Требования задачи определяют цели имиджевой коммуникации. Так, например, в случае английского премьера Эдварда Хита была поставлена задача сделать из него любимца населения Теда Хита. Кампания эта, кстати, провалилась. Более реалистичной задача была в случае Маргарет Тэтчер. Имиджмейкеры поставили задачу сделать так, чтобы ее не столько любили, сколько уважали. В этом случае задача была выполнена. Имиджевая кампания 1997 г. Центробанка России по поводу деноминации поставила своей целью снять обеспокоенность людей. В связи с этим в результате реакции в фокус-группах они заменили политиков и экономистов в качестве говорящих героев своих роликов на актеров, поскольку, как оказалось, у населения есть резкое неприятие власти и ее представителей. Здесь задачей было не "выравнивание" отношений власть - население, что оказалось бы невыполнимым, а снятие обеспокоенности, что и было выполнено. Возможности объекта могут вступать в противоречие с целями кампании, что показывает вышеназванный пример с Э. Хитом. Он обладал целым рядом характеристик, которые можно назвать как бы "отстраняющими'' его от населения: любовь к классической музыке, к плаванию на яхте. К тому же, он был холостяком. Когда имиджмейкеры сняли целый фильм, посвященный его плаванию на яхте с молодой женщиной, он сам все испортил, отвечая на вопрос журналистов о женщине. Он просто заявил, что это прислуга. Отталкиваясь от характеристик объекта, мы можем их спрятать, как это делает, например, загадка, которая их кодирует в совершенно непонятном виде типа "два кольца, два конца, посредине - гвоздик". Но мы можем и утрировать эти характеристики, с тем чтобы усилить воздействие на свою аудиторию. Когда мы слышали "Ленин и теперь живее всех живых", перед нами возникала характеристика бессмертия, следовательно, использовалось как бы мифологическое кодирование. Эрик Хоффер видел отличие лидера массового движения и лидера свободного общества в том, что последний ведет людей туда, куда они стремятся сами: "В свободном обществе лидер следует за людьми даже тогда, когда сам ведет их" [500, р. ПО]. Отсюда возникает очень сильная значимость обратной связи, которая вообще носит краеугольный харак- тер для любых вопросов воздействия. Ведь имиджмейкер акцентирует как раз те характеристики, которые значимы для данного типа аудитории. Сэр Бернард Ингхем, бывший в 1979-1990 гг. пресс-секретарем М. Тэтчер, заявлял, что политика рассказывает о личностях. Брендан Брюс говорит о главной задаче имиджмейкера как о поиске путей драматизации различных аспектов личности. От других лидер может получить ум, прив-лекательность, правдивость, но трудно передать оптимизм, убежденность, определенность, честность. "Следует различать манеру или темперамент и личность. Первые могут быть модифицированы или спрятаны имиджмейкерами, если это необходимо сделать. Холодный или нерешительный темперамент может быть улучшен, грубость может быть спрятана, по крайней мере, на время. Нервный темперамент может быть смягчен, а тщеславие осторожно занижено. Однако ни один имиджмейкер не имеет другого выбора как принять личность своего объекта. Личность формируется задолго до того, как имиджмейкер прикоснется к ней, и она не может быть существенно изменена или спрятана" 1469, р. 73-741. Пресс-секретарь выступает в роли подобного фильтра информации, как бы мы ни моделировали его как того, кто порождает информацию, но не менее важной его функцией остается снятие ненужных информационных сообщений. Этот тип работы отражает рассказ пресс-секретаря Наины Ельциной (официальная должность — консультант пресс-службы президента). Речь идет о послеоперационном периоде президента России: "На экранах телевизоров часто появлялись члены его семьи — жена и дочери, внуки, мужья дочерей. Довольно яркой фигурой стала младшая дочь президента, Татьяна Дьяченко. Все заявки на интервью, которые касались женской половины семьи, отсылались ко мне. Я сразу связывалась с Татьяной или Наиной Иосифовной, и мы обсуждали, нужна такая-то беседа или нет" (Комсомольская правда, 1997, 8 октября). В то же время в отношении А. Чубайса, даже в бытность его вице-премьером, прозвучала информация, что у него нет имиджмейкера ("Герой без лукав, НТВ, 1998, 14 марта). Центр политических технологий (Москва), директором которого является Игорь Бунин, разрабатывал основные направления стратегии президентской кампании 1996 г., среди которых называются следующие составляющие: бипо-ляризация, антикоммунизм, повышение явки (Советник, 1998, №1). Этому же Центру принадлежит идея создания избирательного блока В. Черномырдина "Наш дом — Россия". Центр занят политическим мониторингом ситуации в России. Но реальные динамические изменения слабо поддаются прогнозу. Так, Центр естественно не смог предсказать отставки правительства В. Черномырдина в марте 1998 г., о чем сокрушенно говорил И. Бунин в программе "Час пик" (ОРТ, 1998, 23 марта). Зам. директора Центра Б. Макаренко следующим образом отвечает на вопрос о разнице между ПР и политическим консультированием: "Конечно, это игра терминов. И главное - понимать, что имеется в виду под тем и другим. Политический PR можно еще назвать имиджмейкерством, то есть помощью полигаку в самом широком смысле. Это и выстраивание его имиджа, и продвижение в общественном мнении, преимущественно в ходе избирательной кампании. Надо признать, что мало кто из наших политиков озабочен своим имиджем между выборами, вспоминают об этом, как правило, за месяцы до голосования" (Советник, 1998, №1). Управление имиджем можно представить как интенсивное введение информации с прогнозируемой реакцией на нее. Если мы просто разговариваем, мы и тогда думаем, что можно и что нельзя сказать, чтобы, к примеру, не обидеть человека. Отдающий армейский приказ не задумывается, что подумают о нем солдаты. Не так обстоит дело в случае президентства. Есть множество свидетельств лиц, работавших, к примеру, в американской администрации, которые говорят, что приходится больше думать о том, как это прозвучит в прессе, а не о том, как лучше реально решить проблему. Происходит существенное смещение деятельности в сторону чисто коммуникативной сферы. Имиджелогию также можно представить себе как введение информации, о которой известно, как именно на нее будут реагировать. Это как бы промышленное производство такой информации с четко очерченными реакциями на нее. К примеру, ввод личнос- тной информации преследует конкретную цель: возбудить доверие, поскольку трудно верить абстрактной фигуре. Искренность необходима нам для того, чтобы избиратель мог поверить программе, которую будет защищать кандидат. Если он искренен в одном, то мы можем экстраполировать его искренность и на другие ситуации. Поэтому западного политика учат выглядеть искренним, для чего, к примеру, его учат смотреть на переносицу интервьюера, поскольку все время смотреть в глаза (что является признаком искренности как в западной, так и в восточной культуре) трудно. Выпячивание определенных мужских характеристик (типа заявления Б. Ельцина по телевизору "Я могу и сдачи дать"), направлено на активацию в аудитории характеристик подчинения. В этом плане задача таких переходов становится прозрачной — вывести аудиторию на апробированные модели поведения. Никто не хочет новых моделей, лучше активировать те модели, которым аудитория уже давно обучена. Оппоненты также воюют в первую очередь против имиджа, противника. Председатель российского телевидения Са-галаев получает удар по имиджу, в результате которого подает заявление об отставке. "На кон поставлен его имидж, — пишет Юрий Богомолов. — Накануне появления номера газеты с компроматом вышла в эфир программа "Открытые новости", которую он провел на пару со Светланой Сорокиной. В его телеобразе самыми "наглядными" являются такие черты, как порядочность, человечность, сострадательность... Компромат резко изменил контекст восприятия образа Са-галаева'' (Московские новости, 1997, 9-16 февраля). Суворов также дал пример сознательного занижения имиджа, когда для встречи с ним Павел прислал Кутайсова. Вот как описывает процесс постепенного занижения имиджа, осуществляемого Суворовым, Николай Греч: "Кутайсов вошел в красном мальтийском мундире с голубою лентою чрез плечо. — Кто вы, сударь? - спросил у него Суворов. — Граф Кутайсов. Граф Кутайсов? Кутайсов? Не слыхал. Есть граф Панин, граф Воронцов, граф Строганов, а о графе Кутайсове я не слыхал. Да что вы такое по службе? — Обер-шталмейстер. — А прежде чем были? — Обер-егермейстером. — А прежде? Кугайсов запнулся. — Да говорите же! — Камердинером. — То есть вы чесали и брили своего господина. — То... Точно так-с. — Прошка! - закричал Суворов знаменитому своему камердинеру Прокофию. — Ступай сюда, мерзавец! Вот посмотри на этого господина в красном кафтане с голубою лентою. Он был такой же холоп, фершел, как и ты, да он турка, так он не пьяница! Вот видишь, куда залетел! И к Суворову его посылают. А ты, скотина, вечно пьян, и толку из тебя не будет. Возьми с него пример, и ты будешь большим барином" [89, с. 105]. Еще одной существенной особенностью коммуникативных потоков для целей имиджа следует считать порождение личностной информации о лидерах. Внедрение в сознание оказывается облегченным при повторе на массовом уровне закономерностей обыденной коммуникации. Ведь когда мы говорим с человеком, мы получаем и другую информацию о нем, кроме чисто вербальной. Поэтому даже в ходе избирательной кампании может происходить соответствующая корректировка образа. Так, Р. Верслин упоминал, что Рейгана воспринимали как холодного и расчетливого, особенно женщины. Тогда его имиджмейкеры стали усиливать показ его личностных характеристик, теплоты. Бобби Джи создает в этом плане свою формулу воздействия, в соответствии с которой человек, принимая решение, на 85% основывается на ощущениях и только на 15% на фактах [107, с. 134]. То есть присутствует явное преобладание эмоциональной информацией над рациональной. Это связано также и с тем, что из потока информации каждая группа потребителей будет выбирать свою информацию. Когда Дж. Буша на военном аэродроме при возвращении домой из Европы встречала пара собак, то он сразу мог записать в свой актив любителей собак. В США имеется 50 миллионов собак, и их владельцы обратят внимание на этот эпизод при голосовании. Собственно по этому пути много- целевого воздействия шло строительство имиджа фюрера. "Имидж Гитлера, создаваемый Геббельсом, не ограничивался одним лишь героическим аспектом его личности. Портрет фюрера его работы представлял собой попурри всего на свете. Студентам и интеллектуалам он представлял Гитлера в качестве художника и архитектора, оторванного от своей учебы в 1914 году необходимостью служить нации. Для особ сентиментальных у Геббельса имелся образ Гитлера, являющегося олицетворением любви к детям. Рабочим он подавал Гитлера-рабочего. Перед ветеранами Гитлер представлялся в образе Неизвестного солдата Первой мировой войны" [78, с. 66]. Кстати, Гитлер обладал умением общаться и в личной жизни. Ярким примером этому служат его взаимоотношения с Евой Браун: "Он посылал ей конфеты и букеты цветов, приезжал за ней, приглашал в ресторан, театр. Ухаживать за женщинами Гитлер, надо сказать, умел. Вообще во всем, что касалось церемониала, "протокола", он был большой дока. Цветы, улыбки, целование ручек, шарканье ножкой, комплименты — весь арсенал галантного кавалера" [210, с. 426]. Одновременно образ становится более объемным. Поэтому столь важно постоянное обращение к образу, постоянное внимание средств массовой информации. Это, собственно, и есть модель массовой культуры, где главной чертой становится транслятивный характер образа. Поп-звезда заинтересована в постоянном внимании к своей личности. Отсюда определенная потребность в скандалах и слухах, которые заставляют циркулировать в каналах массовой коммуникации имена звезд. Симптоматичный ответ на такой вопрос дала Памела Гарриман, посол США во Франции, скончавшаяся в возрасте 76 лет. "Когда в 60-е годы сестра спросила у нее, отчего она никогда не опровергает сплетни светских хроникеров, печатающих смачные истории о ее многочисленных романах, Памела ответила: "Пусть обливают грязью — лишь бы не забыли" (Итоги, 1997, 18 февраля). Это понимание управления имиджем мы можем вывести из центрального понятия русской формальной школы двадцатых годов — автоматизации/деавтоматизации [433]. Когда происходит привыкание к вещи, возникает автоматизм ее восприятия, в результате чего мы перестаем ее замечать. Ис-кусство занято тем, что выводит вещь из автоматизма вос- приятия. Когда М. Тэтчер во время своей избирательной кампании в один день гладила только что родившегося теленка, а в другой — шила рубашки на фабрике, то ее имиджмейкеры выполняли этот завет русских формалистов. Этот прием В. Шкловский назвал приемом остранения. Чтобы привлечь внимание к объекту, следует показать его с новой, никогда до этого не виданной стороной. Если помнить о близости слов "имидж" и "образ", то слова В. Шкловского становятся вдвойне интересными: "Целью образа является не приближение значения его к нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, создание "виденья" его, а не "узнаванья" [433, с. 109]. Одновременно следует помнить об определенном системном характере введения имиджа в массовое сознание, когда вербальные потоки информации должны соответствовать невербальным. Специалисты по нейролингвистическому программированию (НЛП) говорят в этом случае о конгруэнтности/неконгруэнтности. "Мы конгруэнтны, когда все наше вербально и невербальное поведение нацелено на один результат" [262, с. 181]. Или далее: "Неконгруэнтность представляет собой смешанное сообщение — инструмент, играющий не в лад с оркестром, мазок, цвет которого совершенно не подходит к картине" [262, с. 180-181]. Перед нами проходит система порождения информации сразу по нескольким каналам (вербальном, визуальном, событийном и др.), все они должны нести одно сообщение и не противоречить друг другу. Та же ситуация важна и для государственных лидеров, если они хотят сохраняться на гребне внимания массового сознания. Только в этом случае возникает набор позитивно окрашенных событий, рассчитанных на разные виды аудитории. Отсюда возникает внимание к семье лидера, где также идет активное порождение сообщений. К примеру, Хил-лари Клинтон получает приз Грэмми Национальной академии звукозаписи США в номинации "Лучший немузыкальный диск" за "озвучивание" на компакт-диске своей книги "It Takes a Village". Жена становится таким же важным каналом информирования общественности, как и сам политик. Отталкиваясь от восприятия Раисы Максимовны (точнее, неприятия ее массовым сознанием), можно констатировать, что здесь заклю- чена масса сложностей. Понятно, почему это так. Если президента избирают, то жена приходит с ним автоматически. На президента мы реагируем с одних позиций, на его жену с других, очень часто чисто бытовых. В. Уильяме в своем романе "Ада Даллас" отметил один из подводных камней: "Красивая жена, с точки зрения политики, величина опасная. Порой это качество может повредить мужу. Оно вполне понятно вызывает у избирательниц чувство ревности" [380, с. 47]. Очень важны также точно поставленные цели. Не следует настраивать, к примеру, лидера на то, чего он никогда не достигнет. Анализируя имидж М. Тэтчер, Б. Брюс пишет: "Миссис Тэтчер хорошо обслуживалась своими имиджмейкерами в двух аспектах. Во-первых, они никогда не стремились убедить британскую публику полюбить лишь стремились обеспечить уважение со стороны британцев, даже если первое было более важным в случае выборов. Во-вторых, они четко идентифицировали ее сильные места: смелость, убежденность и предвидение, затем четко подчеркивали их" [469, р. 76]. Кстати, четкость образа М. Тэтчер хорошо продемонстрировало "провальное" для советских журналистов интервью с ней, когда несколько журналистов-международников оказались в проигрыше, не сумев ни на йоту загнать М. Тэтчер в какое-то подобие угла. Она оказалась сильнее. Туг Тэтчер шла в соответствии с моделью поведения, которую хорошо описывает тактика ведения дебатов Клинтона (День, 1997, 15 февраля): "Во время вторых дебатов президент игнорировал выпады Доула вместо того, чтобы немедленно парировать их. Сразу же реагируя на атаки, вы привлекаете к ним большее внимание. Гораздо умнее придерживаться ограниченного числа проблем и настойчиво продолжать высказывать свою четкую позицию по ним". Иногда возникает задача борьбы с негативным имиджем. Такой случай был с У. Черчиллем, когда против него на выборах 1906 г. использовалась ситуация перехода из одной партии в другую — его перебежка от консерваторов к либералам. "Ярлык ренегата висел на Черчилле и очень его беспокоил. На обвинения в ренегатстве Черчилль отвечал: "Да, совершенно верно, я когда-то был консерватором. Я душой и сердцем принадлежал этой партии. Но тогда я не знал, как консервативная партия обошлась с Рандольфом Черчиллем. Я еще не изучил в то время его документы" [377, с. 83]. Собственно, так отвечал и Л. Кравчук, когда он говорил, что он не знал о голоде 33 года. Можем назвать этот метод управления имиджем — управление с помощью незнания. Основной же вид управления имиджем иной — это отражение события под углом зрения улучшения имиджа, а в ряде случаев и создание самих событий, которые в результате должны привести к необходимому улучшению имиджа. "В этой новой действительности творцы версии изначально субъективны: они смещают акценты, изменяют масштаб события, строят новые и новые ассоциативные связи событий и фактов (которые могут существовать только в воображении версификатора, отсутствия в реальной жизни). На этих преувеличениях (или преуменьшениях) значения события, изменениях традиционных связей и отношений в обществе возникает интерес публики к необычному явлению. Многократное повторение (тиражирование) изобретенной версии расширяет аудиторию, закрепляет в общем мнении масштабность события" [39, с. 129]. Собственно говоря, на приоритетности своей версии события вырос и Гувер, который оставался в должности директора ФБР до своей смерти в возрасте семидесяти лет в 1972 г. Еще в довоенное время он понял, что журналисты в своем изложении отталкиваются от версии события, которую излагает им наивысшее должностное лицо. В рамках предвыборной кампании называют две возможности для формирования имиджа кандидата. С одной стороны, это его "упаковка", когда кандидат облекается в форму, созданную для него консультантом по созданию имиджа. При этом сильные стороны усиливаются, а негативные — ослабляются. Другой способ отталкивается от избирателя. "В этом контексте персонализация избирательной кампании означает, что избиратель получает возможность составить себе свое мнение о сильных сторонах кандидата, т.е. в какой-то мере вселять их в него" [318, с. 457]. В сцепке с партией, которую он представляет, кандидат изображается как "лучший хранитель и самый эффективный представитель программных идей партии". Американские исследователи выделяют четыре элемента в личности президента, от которых могут отталкиваться стратегии персонализации: — стиль кандидата в работе, — его принципиальное политическое мнение, — его личный характер, — способ подхода к духу времени. По первому пункту политик должен уметь общаться с людьми, организовывать выработку совместных решений, добиваться своего мнения в дискуссиях. По второму - политик не создает новых взглядов, он просто отождествляет с собой имеющиеся идеи и тенденции. Характер кандидата -третий элемент — легче всего поддается персонализации. Они уверены в себе, четко излагают свою точку зрения. Что касается последнего пункта, то политик должен либо восстанавливать покой и порядок (это сегодняшнее задание для стран СНГ)» либо быть реформатором и внедрять новые направления (это тип М. Горбачева). Либо он направлен на восстановление нравственности, что делал Картер после скандала, связанного с Уотергейтом. Николай Аминов говорит о политическом лидере как о публичном лидере, которому "требуются апломб, кураж, броскость. Он должен быть актером, способным привлечь и удержать внимание публики, убедить свою аудиторию. Политический лидер, если это мужчина, должен быть жестко полоориентирован, обладать повышенным мужским статусом. Если я буду заниматься имиджем такого человека, я буду отсекать в нем все женственное и нуждающееся в покровительстве" (Экономика и жизнь, 1995, №49). Перед нами в определенной степени биологические характеристики, которые должен культивировать имиджмейкер. Еще одним способом управления становится порождение омбЪвалентных, противоречащих друг другу сообщений. Так, к примеру, поступал А. Суворов. "Противоречивость поведения была для Суворова принципиальной. В столкновении с противниками он использовал ее как тактический прием, лишая своих недругов ориентации. Они часто не могли понять, с кем имеют дело: с кукарекающим юродивым или с образованным философом, цитирующим по памяти отрывки из сочинений античных авторов и современных стратегов" [213, с. 270]. Использовал этот вариант поведения и Сталин, подлинные намерения и будущие действия которого всегда оказывались непредсказуемыми для его окружения. То есть для своих собственных целей имидж Сталина как закрытого лидера оказался наиболее эффективным. Один из американских исследователей даже усиливает эту тенденцию замещения человека маской. "Хотя у Сталина было значительное мастерство притворяться, он не всегда мог отличить спектакль от реальности. Он часто так увлекался масками, своими историческими проекциями, логическими обоснованиями, отрицаниями и пр., что сам начинал в них верить" [197, с. 88]. Светлана Аллилуева также попыталась найти психологическое оправдание достаточно жесткому, в принципе, поведению собственного отца путем близкой аргументации: "А уж когда отца "убеждали факты", что ранее хорошо известный ему человек, оказывается, дурной, туг с ним происходила какая-то психологическая метаморфоза. Быть может, в глубине души он и сомневался в этом, и страдал, и думал... Но он был подвластен железной, догматической логике: сказав А надо сказать Б, В и все остальное. Согласившись однажды, что N — враг, уже дальше необходимо было признать, что так это и есть; дальше уже все "факты" складывались сами собой только в подтверждение этого... Вернуться назад и снова поверить, что N не враг, а честный человек, было для него психологически невозможно. Прошлое исчезало для него - в этом и была вся неумолимость и вся жестокость его натуры. Прошлого, — совестного, общего, совместной борьбы за одинаковое дело, многолетней дружбы, — всего этого как не бывало, оно им зачеркивалось каким-то внутренним, непонятным жестом, - человек был обречен" 16, с. 64]. Обращаю внимание на чисто имиджевое представление всей ситуации. Признание врагом вытягивает из прошлого только цепочку враждебных действий, все позитивное моментально стирается. Такой же имиджевый характер носили и личностные характеристики Сталина. Примером может служить невмеша- тельство его в судьбу Якова Джугашвили. С. Аллилуева вспоминает: "Зимою 1943-44 года, уже после Сталинграда, отец вдруг сказал мне в одну из редких наших встреч: "Немцы предлагали обменять Яшу на кого-нибудь из своих... Стану я с ними торговаться! Нет, на войне - как на войне". Он волновался, — это было видно по его раздраженному тону, — и больше не стал говорить об этом ни слова..." [6, с. 126]. Как видим, здесь правильная модель поведения побеждает чисто человеческие характеристики. Имидж "стального человека" оказывается сильнее имиджа "отца". Имидж политика не является выдумкой чистейшей воды, а строится из реально присущих ему характеристик, которые только выдвигаются на более значимые позиции. При этом спе Имиджевые характеристики не позволяют политику выходить за их рамки в своем публичном поведении, например, не курить под прицелом телекамеры в стране, где идет борьба за здоровый образ жизни. У нас в клубах табачного дыма спокойно давал интервью, к примеру, бывший вице-премьер В. Пинзеник. В целом имидж следует признать позитивным явлением, поскольку политик начинает "подстраиваться" под вкусы и настроение своего электората. Формирование имиджа политика активно опирается не только на политические реалии, но и на личностные характеристики (семья, дети, животные, хобби, прошлое). И здесь есть жесткая закономерность. Личностные характеристики важны, поскольку мы можем верить не абстрактному объекту, а живому человеку. Поэтому образ Л. Кравчука обогатили как фраза внука "Дедушка, а почему тебя все не любят?", вызвавшая в ответ любовь со стороны взрослого населения, так и наличие одной, а потом и второй собаки (число любителей собак в Украине пока не подсчитано, но следует признать его достаточно большим). Доверие — основной параметр политика, ради которого он и общается с населением. Телевизионный канал выдвигает свои требования к политику. Западного политика учат не демонстрировать свой гнев или растерянность (наш научится и сам), отвечать на вопросы максимально кратко, чтобы не подвергаться редактуре. Р. Никсон (у которого были достаточно плохие отношения с прессой) выходил к журналистам вообще с текстом, не превышавшим 100 слов. Из такого небольшого сообщения первого руководителя вообще не удавалось ничего сократить, поэтому тексты Никсона попадали на страницы печати в том виде, в каком они были задуманы. Требования того или иного канала (ТВ или прессы) также участвуют в формировании имиджа политика, поскольку некоторые характеристики можно, а некоторые нельзя передать при помощи этого канала. Давайте честно признаемся: у политика трудная судьба. Поэтому он и ищет себе помощников, среди которых одним из главных становится имиджмейкер. Один из специалистов, активно работающих в области политической рекламы, француз Жак Сегела называет в списке своих "клиентов" Миттерана, Враницкого, Папандреу, Гавела, Антала, Желе-ва, Леха Валенсу. Последним стал нынешний президент Польши. Жак Сегела вспоминает (Известия, 1995, 23 ноября): "Когда Квасьневский захотел воспользоваться моими услугами, я вначале из-за его коммунистического прошлого отказался. Однако в дальнейшем, беседуя с ним, я понял, что у Александера есть все шансы стать польским Кеннеди. Успех Квасьневского — это моя восьмая победа в восьми избирательных кампаниях, которую я считаю самой прекрасной". Наиболее известные предвыборные кампании Ж. Сегела связаны с именем Франсуа Миттерана (1981 и 1988 гг.). Его известный слоган: Force tranquffle — Спокойная сила. Его также приглашали в Россию для помощи в создании политического имиджа Собчака и Ельцина. Отвечая на вопрос о роли, которую будет играть в будущем реклама, он говорит следующее: "Не реклама, а, скорее, информация, даже коммуникация. Мы находимся на пороге третьего тысячелетия, общество потребления, характеризующее ньшешний век, превращается на наших глазах в общество пользователей информации. Именно информация станет своеобразной валютой будущего, в котором коммуникация будет основным видом деятельности. Изобретение телефона, компьютера, телевизора - краеугольные моменты в истории создания мира коммуникаций. Именно они станут новыми медиа третьего тысячелетия" (Рекламный мир, 1997, №10). Ж. Сегела выполняет заказы и на "непрезидентском" уровне. Так, главам французских дипломатических миссий он порекомендовал следующее (День, 1996, 19 ноября): — одеваться только у известных кутюрье, — всегда иметь хорошую физическую форму, — выглядеть загорелыми оптимистами. Задача, которая стоит при этом, такова: через улучшение внешнего вида посла одновременно улучшить имидж Франции в целом. Жак Сегела предлагает четыре правила, в соответствии с которыми он строит предвыборную кампанию (A&PR Digest, 1997, №10): 1. Голосуют за человека, а не за партию. Это, кстати, соответствует общепринятым воззрениям на корпоративный имидж, когда говорится, что человек не может голосовать за организацию, а только за "очеловеченный" ее образ. 2. Голоса отдают за идею, а не за идеологию. Это как бы продолжение следующего принципа, поскольку идеология зависит больше от партии, а идеи легче связываются с конкретным человеком. 3. Голосуют за будущее, а не за прошлое. Ошибкой на этом уровне Жак Сегела считает ситуацию, когда кандидат концентрируется на своих успехах в прошлом. Но его избирают РВДи будущего, поэтому такая концепция будет неправильной. 4. Выборы — это драматургия, поскольку избирается тот, кто рассказывает избирателям ту историю, которую народ жмет услышать именно в данный момент. Внешность является очень важным параметром для челочка, поскольку в значительной степени оказывает влияние на формирование реакции аудитории на него. Российский министр иностранных дел А. Извольский вспоминал начало Царствования Николая II. "Когда император Николай II взо- шел на престол, он производил впечатление человека, принадлежащего к совершенно другой породе, чем его предшественники. Он не обладал теми качествами, которые обыкновенно импонируют толпе, и только на близком расстоянии казался если не высоким, то, во всяком случае, хорошо сложенным, элегантным в движениях и более стройным, чем на расстоянии" [157, с. 157-158]. Генрих Нейгауз говорит о важности внешнего впечатления даже в такой области, как игра на фортепиано. Он приводит пример разочарования, возникшего от того, как известный пианист Ю. Исерлис, приехавший в 1922 г. на гастроли в Киев, сел за инструмент: "Он скрючился вдвое, спина стала горбом, лицо с напряженно-бессмысленным выражением склонилось почти к самой клавиатуре... у меня где-то промелькнуло: пожалуй, не стоит его слушать (и действительно не стоило). Я вспомнил: Чехов как-то открыл присланный ему роман, начинавшийся со слов "Мороз крепчал...", тогда он решил, что дальше читать не будет. Два аналогичных случая" [256, с. 88-89]. Тут делается акцент на важности значения критической тачки — начале выступления. Лидер перед аудиторией должен учитывать такие критические точки, где ему требуется приложить больше усилий, чтобы завоевать или удержать внимание. Воздействие обязательно должно быть многоканальным. Одно и то же сообщение должно поступать в аудиторию по ряду возможных каналов, лидерами среди которых являются вербальный и визуальный каналы. При этом аудитория воспринимает информацию, переданную по визуальному каналу как более достоверную. Мы ценим, например, непосредственные проявления искренности или замешательства на лице. Передача сообщения сразу по нескольким каналам, несомненно, носит более сложный характер. Есть высказывание на близкую тему у К. Станиславского по поводу многоканальное™ воздействия оперного певца. "Оперный певец имеет дело не с одним, а сразу с тремя искусствами, то есть с вокальным, музыкальным и сценическим. В этом заключается, с одной стороны, трудность, а с другой — преимущество его творческой работы. <...> Все три искусства, которыми располагает певец, должны быть слиты между собой и направлены к одной общей цели. Если же одно искусство будет воздействовать на зрителя, а другие — мешать этому воздействию, то результат получится неяоеяагельный. Одно искусство будет уничтожать то, что творит другое" [365, с. 402]. Те же акценты возникают и в случае политического деятеля. Не менее важно и то, что если тексты пытаются влиять на человека рациональным путем, и, соответственно, они подвержены работе фильтров недоверия со стороны получателя сообщения, то визуализация действует за порогом осознания. Получатель информации сам по ней восстанавливает всю картинку (типа М. Тэтчер, моющей посуду). Более того, он будет считать полученные выводы результатом собственной догадки. Добавим к этому, что сообщения, идущие на невербальном уровне, легче проникают в человека, что можно увидеть из такого соотношения получения информации по разным каналам [540, р. 27]. Речь при этом идет о так называемом "первом впечатлении", однако представляется, что и далее получатель информации в сильной степени сохраняет заданную приоритетность каналов, лишь меняя уровень конкретного представления каждой группы факторов. Итак, если содержание дает 7% информации, то голосовые характеристики - уже 38%. Максимальное же число информации дает нам внешность человека — 55%. Вот отсюда и идет то внимание к внешности, позе, прическе, одежде, характерное для западного типа политика. Отсюда возникает коллизия, возникшая с первым появлением Дж. Мейджора в качестве премьера, когда, к его удивлению, газеты больше писали о его внешности, чем о содержании его выступления. И отсюда известная пословица "По одежке встречают..." Можно привести также в качестве примера интересный вывод, сделанный по поводу киллера, который стрелял в депутата Госдумы В. Илюхина в декабре 1999 г.: он непрофессионал, поскольку был в длинном пальто, которое мешает бежать. Дэвид Винтер предлагает целый набор наблюдений по визуальному каналу, ведущий к составлению психологического портрета президента. "Что является знаками разочарования или удовольствия по службе, каковы знаки, к которым следует привлечь внимание? Одним из явных источников может быть просто внешность Клинтона и его невербальное поведение. Как много он улыбается? Наслаждается ли он работой президента? Как он поддерживает свое чувство юмора? Одним из позитивных знаков может быть его возможность восстанавливать свой внешний вид приятного типа после моментов испытаний и гнева" [569]. Имиджмейкера отличает умение визуализировать необходимые для передачи аудитории качества политического лидера. Интересное мнение о содержании стратегии кампании содержится у В. Кевина (из избирательной команды Р. Никсона): "Людей возбуждают легенды, включая живые легенды, а не сам по себе человек. Сторонников скорее привлекает аура, которая окружает харизматическую фигуру, а не сама эта фигура. Нашей задачей становится строительство такой ауры. Внимание привлекает внимание. Люди, которые не взглянут на то, что делается на улице, обратят на это внимание при виде толпы, собравшейся посмотреть. Люди мечтают о кинозвездах как личностях не потому, что они чем-то более интересны, чем люди, живущие по соседству, но потому, что те находятся в фокусе общественного внимания, преклонения. Они являются событиями, легендами: увидишь легенду живьем, и тебе будет о чем рассказать соседям" [473, р. 221]. Интересный пример этого явления мне встретился у Марка Адцанова, где герой сознательно эксплуатирует внимание других. Он переживает, что приехал всего лишь на пять минут раньше в театр. И там свое общение реализует только с теми, кто сам по себе является эпицентром чужого внимания. Например: "Сияя приятной улыбкой, Иванчук поговорил с Ростопчиным: по-настоящему это могли оценить в театре только пять или шесть человек его сверстников, но именно впечатление, произведенное на них, было особенно приятно Иванчуку" [4, с. 11]. То есть здесь реализуется типичное действие из сферы паблик рилейшнз, для которого более важной характеристикой является обсуждение его, а не само действие. При этом философ Морис Мерло-Понти взглянул на этот же аспект системно, выводя некоторые характеристики из особенностей коммуникативного функционирования лидера. "Правитель - не лжец. Макиавелли вполне определенно утверждает, что правитель должен стараться создать себе репутацию человека доброго, милосердного, набожного, лояльного, справедливого и вместе с тем должен действительно обладать всеми этими прекрасными качествами. Этим он хочет сказать, что на самом деле качества лидера всегда обрастают легендой, поскольку с ними не соприкасаются, а о них имеют мнение, поскольку их не познают в процессе жизни, а черпают из исторических источников. Стало быть, необходимо, чтобы правитель знал о резонансе, какой вызывают его слова и действия..." [234, с. 212]. Отсюда следует, что "легенда" вокруг имени политика имеет тенденцию к самозарождению, поскольку коммуникации вокруг него не опираются на знание его в обыденном понимании. Вариант "внимание привлекает внимание" отражает еще одну особенность, на которой строится имиджелогия. Речь идет о построении благоприятных для объекта коммуникативных потоков. Имиджмейкер занят созданием событий, о которых заранее известно, что они привлекут внимание СМИ и публики. Человек как бы ставится в условия, в которых он не сможет отказаться от получения подобной информации. Это попытка начать управление вниманием на неосознаваемом (и, следовательно, менее контролируемом уровне). При этом ряд реакций зрителя является четко прогнозируемым. Например, известен следующий феномен — мы хорошо реагируем на проявление искренности, в ряде случаев прощая человека всего лишь за открытое признание своей вины. Вспомним, многократно дискутируемую тему "покаяния" в период перестройки. Именно не "осуждения", а "покаяния". Любая естественная реакция человека вызывает такую же естественную симпатию со стороны зрителей. Например, был один израильский рассказ из времен арабо-израильской войны, когда встретились две группы солдат из противоположных лагерей, но они не смогли начать стрелять, поскольку один из солдат плюхнулся в грязь, и раздался смех. После чего им оставалось только расползтись в разные стороны. Или такой пример. Экс-пресс-секретарь Наины Ельциной вспоминает: "Это было, когда я еще не работала в Кремле, — в Волгограде, 9 мая прошлого года. Президент возлагал цветы к вечному огню, и у памятника на Мамаевом кургане Наину Иосифовну обступила толпа. Говорили и о Чечне, и о том, что зарплату не платят, газ отключают, свет, воду... Вокруг нее стояли плачущие женщины, и она тоже заплакала. Но, по-моему, это нормальная реакция нормальной женщины" (Комсомольская правда, 1997, 8 октября). Имидж мы также хотели бы трактовать как вариант свернутого текста. Поскольку мы не в состоянии обрабатывать большие объемы текстов, мы начинаем пользоваться их сокращенными вариантами типа такого обозначения, как "новый русский". Любой имидж как вариант малого текста может быть развернут в большой Текст, если возникнет такая потребность. При этом в отличие от привычного нам чисто вербального понимания текста имидж как текст строится по всем каналам (визуальный, поведенческий и т.д.). Например: "новый русский" выражает себя золотой цепью, массивным золотым браслетом для часов, галстуком умопомрачительной расцветки, красным пиджаком. То есть нужная с его точки зрения информация прошла в данном случае по визуальному каналу. Или другой пример: от гвоздики в петлице фрака мы можем развернуть иной большой Текст. С этих позиций имидж выглядит как операция по свертыванию/развертыванию текстов. Соответственно, управление имиджем состоит в ряде случаев в замене несущественных визуальных (или иных) характеристик на более важные с точки зрения данного имиджа. Аудитории как бы помогают развернуть свернутый текст в нужном направлении, выполняя за нее определенную часть работы. Есть еще одно важное преимущество использования многоканального построения имиджа. Дело в том, что уровень доверия визуальному каналу, к примеру, у нас выше, чем к каналу вербальному. Это связано с чисто психологической иллюзией, что то, что мы видим, является правдой. Отсюда преувеличенная вера населения к телевизионной информации, к примеру. Элемент справедливости здесь присутствует. Ведь известно, что человек лучше контролирует вербальный канал. Он может говорить слова поздравления, но его выдаст голос, который покажет неискренность этих слов. Поэтому политиков и учат не выдавать своей растерянности, к примеру, по другим каналам, а не только вер-бально. Тогда передача информации по иным каналам, кроме вербального, может проходить вне защитных фильтров аудитории, которая отторгает в первую очередь предлагаемую ей вербально переданную информацию. Поэтому авторитетность, значимость лидера в первую очередь передается невербально. Армия, к примеру, фиксирует эту дистанцию даже особой формой одежды, где генерал четко отделен от рядового. Зафиксированы ситуации подготовки населения не только к будущим положительным изменениям, но и приходу отрицательных ситуаций. Так, пропаганда Германии стала в 1940 г. готовить население к будущей воздушной войне. "В начале сентября по всему рейху был распространен плакат, который появился в результате сотрудничества чиновников одного из отделов министерства пропаганды с представителями штаба гражданской противовоздушной обороны. Надпись на плакате гласила: "Решать вам". Это была психологическая подготовка широких масс населения к воздушной войне, поскольку плакат содержал адреса ближайших бомбоубежищ и инструкции, как себя вести при воздушном налете. Двенадцать дней спустя Геббельс дал указание германской прессе избегать ссылок на плохое состояние бомбоубежищ в Великобритании, поскольку это могло привлечь внимание населения к немецким сооружениям подобного типа, готовность которых была довольно низкой" [78, с. 468]. В этой ситуации следует подчеркнуть два важных момента. Во-первых, форма "решать вам" явно более мягкая и не носит обязательного характера, который плохо воспринимается гражданским населением. Во-вторых, очень знаменателен этот перенос с описания чужого на свое, который достаточно часто использовался в советские времена, да и сегодня сохраняет свою силу. Это вновь как бы работа с сообщениями с прогнозируемыми реакциями на них. Если эта Реакция неинтересна для гггюпагандиста, он меняет типы сообщений. Интересные наблюдения по построению имиджа можно Претить у режиссеров и актеров, поскольку именно они, используя в качестве материала тело актера, строят сообще- ния по формированию имиджа. Так, известный русский актер Михаил Чехов в плане имиджа пользовался термином атмосфера. "Вы входите в другую комнату, вы переходите с одной улицы на другую, идете из одного дома в другой - и всюду спрашиваете себя, какова атмосфера того места, в котором вы каждый момент находитесь. И скоро вы убедитесь, что каждому месту соответствует своя атмосфера — ярко выраженная, особая" [421, с. 160]. Здесь атмосферой становится определенная сумма всех коммуникативных потоков данного места, некий корпоративный имидж. Он говорит, что атмосфера замка не терпит шумных современных разговоров, легкомысленных слов, насмешек. В случае атмосферы уличной катастрофы происходит стирание индивидуальных различий людей. Под влиянием атмосферы люди могут совершать поступки или говорить слова, о которых потом пожалеют. "Атмосфера обладает силой изменять содержание слов и сценических положений" [421, с. 140]. Атмосфера соединяет вместе зрителей и актеров. Последнее положение особенно важно для выступающего политического деятеля. М. Чехов формулирует два закона сочетания атмосфер [421, с. 145]: 1. Разнородные или противоположные атмосферы вступают в борьбу друг с другом, пытаясь подчинить себе другую. Так, приход мрачного человека в веселую компанию вызывает борьбу двух атмосфер, в результате которой либо человек должен развеселиться, либо компания помрачнеть. Две атмосферы не могут сосуществовать одновременно: одна должна победить другую. 2. Однородные атмосферы сливаются друг с другом, усиливаясь. Это происходит в толпе, атмосферу которого М. Чехов описывает следующим образом: "Толпа действует под влиянием атмосферы крайнего возбуждения, опьянения силой и властью. Все вместе и каждый в отдельности охвачен этой атмосферой. Вглядитесь в лица, движения, в группировки фигур, в темп происходящего, вслушайтесь в крики, в тембры голосов, всмотритесь в детали сцены, и вы увидите, как все происходящее будет носить на себе отпечаток атмосферы, как она будет диктовать толпе ее действия" [421, с. 190]. Как актер он ставит интересные эксперименты с атмосферой. Так, играя "Гамлета'', он пытался каждый вечер играть его так, как этого хочет новый тип публики, получая от них воздействия и внушения. При учете понятия атмосферы меняется и роль слов: "Когда атмосфера создана, — предположим атмосфера любви, — то мы забываем о словах, они наполняются новым, более значительным содержанием. Когда же слова любви произносятся в атмосфере ненависти, это может казаться очень интересным сочетанием противоречий" [421, с. 163]. Михаил Чехов считает атмосферу вполне объективным явлением. Он приводит такой пример. Люди приходят в замок со своими индивидуальными чувствами, но атмосфера замка существует независимо от них, она была до них и будят после них. Атмосфера не является состоянием, это действие или процесс. Актер должен произносить свои слова, делать жесты в соответствии с атмосферой. При этом возникают два варианта движений [421, с. 197]: 1. Все участники могут жить индивидуальными чувствами, родственными атмосфере. 2. Один из участников живет чувствами, противоположными атмосфере. Имиджелогия в ряде случаев, вероятно, может иметь задачи по разрушению сложившейся атмосферы. Например: "Атмосфера душевного холода, например, может вызвать образ официального учреждения и т.п. [421, с. 197]. Индивидуальная атмосфера напрямую связана с имиджем. "Индивидуальная атмосфера принадлежит лично тому или иному персонажу. Персонаж несет ее в себе. Он двигается в этой атмосфере, словно в облаке или, вернее, ореоле" И21, с. 342]. Построение имиджа не может не учитывать этих рассуждений, не может не опираться на имеющуюся атмосферу места, где происходит общение между лидером и его аудиторией. Тем более, что Михаил Чехов максимально объективизировал этот доселе не замечаемый нами коммуникативный контекст. "Атмосфера окружает все: нас, дома, местности, жизненные события и тд. Войдите, к примеру, в больницу или антикварную лавку, и вы сразу уловите атмосферу, которая лично никому не принадлежит. Просто общая, объективная атмосфера, присущая тому или иному месту, зданию, улице. Различные пейзажи обладают различной атмосферой. Различного рода события, например, карнавалы, уличные происшествия, времена года тоже имеют собственную атмосферу. Атмосфера как бы витает в воздухе и влияет на людей, оказавшихся в пределах ее действия" [421, с. 342]. Перед нами еще один фактор, который не просто необходимо учитывать, а и научиться управлять им. Атмосфера аудитории, где выступает лидер, может быть нейтральной, позитивной или негативной по отношению к нему. Учет этого настроя заставит по-разному строить свое выступление. Направление работы имиджмейкера И. Иванченко в интервью газете "Факты и комментарии'' (1997, 17 октября) определяет как: "Это "серый кардинал'', о котором знает только сам заказчик. Имиджмейкер подстраивается под модель политика и начинает развивать ее в нужном направлении. Главное — работать незаметно, ненавязчиво, так, чтобы "никто не догадался". Если обществу нужны "звезды", то "звездам" нужны те, кто их зажигает". В целом работу в этой сфере мы можем представить себе как стоящую на пересечении четырех факторов: маркетингового (с задачей выделения отличий объекта), социологического (с задачей определения предпочтений аудитории), ситуативного, задающего влияние контекста, и коммуникативного, состоящего в порождении сообщений. Первые два из них задаются определенными технологиями, внося в сильной степени нормированность и управляемость в процесс создания имиджа. Другие два можно условно представить как источник не-нормы, шума, что понижает возможность однотипного развития ситуации, резко повышая творческий компонент. Имидж словно стоит на пересечении действия этих факторов, задавая каждый раз совершенно новый результат. — ИМИДЖ — маркетинговый коммуникативный социологический Сюда мы также должны добавить роль тех или иных кана-, коммуникации, поскольку удачным считается совпадение стандартов канала с естественными характеристиками объекта (лидера, партии, поп-певца и т.д.). При этом имидж может жить вне объекта, являясь более консервативным элементом. Так, исчезновение структуры Довганя не уничтожило в массовом сознании имидж марки Довганя, раскрученное лицо которого, как считает журнал "Коммерсантъ-Власть" (1998, №15), стоит 10-15 миллионов долларов. Имидж, как видим, оказывается долговечнее своего объекта. Имидж соответствует определенной модели мира, свойственной человеку. По этой причине сообщение должно строить определенную виртуальную реальность, в соответствии с законами этой модели мира. Имидж тогда выступает в роли определенной "кнопки", включающей нужные моменты данной схемы. В целом схема воздействия в случае имиджевой коммуникации принимает следующий вид (если модернизировать элементарную коммуникативную цепочку): виртуальная реальность отправитель канал сообщение получатель коммуникации В кризисные периоды эта виртуальная реальность принимает более упрощенный, черно-белый характер, в "мирное" время она может быть более сложной. Но поскольку имидж соответствует определенному сегменту аудитории, он всегда несет на себе печать упрощения. Виртуальная реальность и формирует то массовое сознание, которому "подчиняется" потребитель информации. То есть реально сообщение направляется на массовое сознание, которое и воздействует на сознание индивидуальное. массовое сознание отправитель получатель сообщение Вероятно, в рамках этой же схемы лежит и двухступенчатая модель коммуникации П. Лазарсфельда, в которой были признаны более воздействующими не сами СМИ, а ключевые коммуникаторы. Они, по сути, и являются инструментарием по формированию общественного мнения. В результате имидж становится продуктом массового, а не индивидуального сознания. ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ Роль массовой психологии для имиджелогаи имеет большое значение. Во-первых, важны процессы массового воздействия, которые отличны от воздействия индивидуального. Во-вторых, лидер в сильной степени зависим, являясь во многом функцией от масс. Как писал Вильгельм Райх: "Фюрер" может творить историю только тогда, когда структура его личности соответствует личностным структурам широких групп" [319, с. 60]. На имидж можно смотреть именно как на единицу общения с массовым сознанием. Дело в том, что массовое сознание обладает рядом принципиальных черт, отличающих его от сознания индивидуального. Назовем некоторые из них. Рациональное — эмоциональное. Массовое сознание более подлежит эмоциональной коммуникации, на него слабо действуют рациональные доводы. Логическая аргументация, сколь бы стройной она ни была, может быть легко разрушена удачным эмоциональным сообщением. Внимательное — невнимательное. На массовое сознание можно смотреть как на чрезвычайно невнимательного собеседника, оно не похоже на политолога, воспринимающего все перипетии политической борьбы. Массовое сознание слышит только то, что хочет услышать, в него очень трудно внести подлинно новую информацию. Все это говорит о том, что воздействие на массовое сознание должно принципиально отличаться от воздействия на сознание индивидуальное. Одним из существенных отличий может быть не только переход от рационального к эмоциональному воздействию, но и одновременный переход от передачи новой информации к попытке возбудить в аудито- рии уже имеющиеся в ней предиспозиции. Лидеры как бы подводятся под те представления о лидерах, которые уже записаны в памяти аудитории. Наше общество в прошлом не играло той роли, какую оно играет сегодня в переходный период. Вспомним перестройку. Модель поведения тогда в сильной степени инициировалась сверху. М. Горбачев предлагал критиковать партийные структуры. Чуть позже Б. Ельцин предлагал брать суверенитета столько, сколько сможете. Это соответствует правилу А. Гладыша (А. Игнатьева): в кризисный период меняются роли властных структур и народа. Право "первого хода" отдано власти, а контроль за ним оставлен у населения, которое может принять или не принять новые правила игры: "Для отечественной культуры традиционное всегда выступает как свое, тогда как инициаторы перемен оказываются в положении "незваного гостя", который, как известно, хуже всего на свете" [80, с. 59]. В норме же, наоборот, власти сохраняют контроль за правом на изменения, а те или иные социальные группы претендуют на то, чтобы попытаться провести эти изменения. Вероятно, мы испытываем сложности еще и потому, что сегодняшние власти не умеют вести эту игру "первого хода", ибо не имеют соответствующего опыта поведения. Власть — сильная сторона в этой структуре. Сильный игрок мало говорит, не нуждается в обосновании своих действий. В случае кризиса ситуация меняется. Приходится говорить, т.е. говорение становится действием, тогда как ранее оно было чисто ритуальным. Однако население, являясь консервативным игроком, не хочет реагировать на предлагаемые изменения. Кстати, диссиденты, действуя в стабильном обществе, были обречены на провал: они делали ход, который властными структурами сразу же объявлялся игрой вне правил. Петр Ершов построил целую систематику информационных потоков в зависимости от соотношения сильный/слабый партнер. Например: "Врагу человек опасается давать информацию, не желая вооружать его; сильный слабому скупо выдает информацию, поскольку не видит оснований излишне утруждать себя. Сильный занят тем, что недоступно партнеру: его время и знания дороги, и с его стороны было бы неразумной расточительностью растолковывать, мотивировать, обосновывать свои требования или просьбы" [126, с. 195]. С этой точки зрения в кризисной ситуации властные структуры переходят на позиции слабого игрока и начинают обосновывать и оправдывать свои действия. И еще: "Выдавая даже и много информации — например, на лекции, в докладе, — сильный постоянно требует обратной информации: достаточно ли популярно то, что он сказал? Не перегрузил ли он мозги ограниченных партнеров? Более обстоятельная ответная информация ему не нужна. Поэтому он часто не дослушивает партнера, не уступает ему инициативу..." [126, с. 195]. Но это ситуация не кризиса, а сильного разрыва между партнерами, где правильность ходов не оспаривается. Сегодняшняя власть оказалась в ситуации, когда все ее ходы могут априори признаваться неправильными. Одновременно эта власть не умеет делать ходы первой. Ей трудно использовать все возможные ходы. Например, Б. Ельцину легче отдать приказ бомбить Чечню, чем сесть за стол переговоров. Переговоры с его точки зрения были бы позицией слабого. "Слабый, чтобы противодействовать сильному, вынужден информировать партнера о сложной и трудной ситуации, которая вынуждает его бороться — настаивать на своем. Хотя в наступлении слабому нужно добыть информацию, практически его слабость обнаруживается в том, что он обильно выдает ее" [126, с. 195-196]. Хороша или плоха новая система демократических коммуникаций, возникшая в странах СНГ? Френсис Фукуяма, который выступал в роли эксперта госдепартамента по отношению к бывшему Советскому Союзу, среди причин, приведших к развалу СССР, называет в том числе и следующие [490]. Лидеры СССР не ощущали себя легитимными руководителями. В подобных случаях давление, исходящее от населения таково, что такие руководители рано или поздно оставляют свой пост в пользу демократически избранных кандидатов. Так поступили чилийские полковники, это же произошло с греческими полковниками. Назовем эту причину психологической. Но не менее важна и причина, которую можно обозначить как экономическую. Современное общество становится технологически сложным, поэтому в нем на первое место должны выходить люди, занятые инновационным трудом. Это ученые, инженеры, поддерживающая их сфера в виде школ и университетов. Эти люди име- ют совершенно иное представление о демократии. Образуется парадокс: для того чтобы выжить в экономическом соревновании, надо дать дорогу демократической коммуникации, которая с неизбежностью становится могильщиком этого строя. Но если не дать ей дорогу, страна все равно проиграет, так как ее экономика не сможет выступать на равных с экономикой, развивающейся в рамках демократии. При этом внезапно происходила определенная катализация событий, смены политической системы часто начинались с совершенно незначительных ситуаций, которые в результате приводили к очень сильным изменениям. "Люди не выходили на улицы Лейпцига, Праги, Тимишо-ары, Пекина или Москвы с требованиями, чтобы правительства дали им "постиндустриальную экономику" или чтобы супермаркеты были полны еды. Их эмоциональный гнев возникал вокруг восприятия относительно небольших актов проявления несправедливости как арест священника или отказ властей принять их список требований" [490, р. 179-180]. Все это говорит о том, что новая символическая действительность, которая не строится на жесткой иерархии, имеет больше шансов на выживание. Народ ошибочно воспринимается властными структурами как такой, что не готов к насильственным действиям. Примеры Ф. Фукуямы показывают, что существенные события могут разворачиваться из-за совершенно незначительного повода. Поэтому система коммуникаций с властью должна носить совершенно иной характер, чем это имеет место сегодня. Наша система смоделирована из систематики поведения стабильного периода, она совершенно не годится в новых условиях. Одним из новых аспектов стала "неработающая пресса". В прошлом достаточно было критической статьи в газете, чтобы человек был снят со своего поста. Сегодня эта критика не имеет значения. Можно предложить несколько объяснений этому феномену. В прошлом обществе критическая статья возникала не в автономном режиме, а часто была просто публичным проявлением уже принятого решения или стремления снять человека. Сегодня в период "рассогласованных" действий всех структур статья просто является статьей, не имея под собой соответствующих подводных камней. С другой стороны, в обществе всеобщего позитива, каким мы являлись, "болевой порог" критики был иным — она всегда представляла ЧП. Сегодня при резко возросшем уровне негативизма та или иная критическая статья практически не выделяется на общем негативном фоне. Отто Ранк говорит о двух вариантах смен: смены в человеке и смены системы. "Признаем ли мы это ли нет, но факт остается фактом, что в истории наиболее радикальные, то есть наиболее энергичные изменения происходили с помощью войны или революции, через активное изменение порядка, благодаря которому люди изменялись, или скорее, должны были изменяться. После того как новый порядок был установлен путем насилия, образование - понимаемое в самом широком смысле -всегда было и есть основным способом, воздействующим на последующее изменение людей" [534, р. 18]. Масс-медиа также способствуют влиянию властных структур. Как считают Р. Ходж и Г. Кресс, масс-медиа, как и коммуникативные технологии прошлого, связывают разделенных пространственно людей в единое сообщество, чтобы они могли стать субъектом влияния власти [499, р. 46]. Вероятно, власть придает особое значение не только массовости коммуникации, но и одновременному попаданию информации ко всем потребителям, что важно дня создания единого организма. Однако при этом образуется сильная несимметричность: сообщение проходит в публичной сфере, а ответ на него реализуется в принципиально частной сфере, которая не подлежит тому же уровню контроля. Читатели и зрители "могут только смотреть, читать и реагировать частно" [499, р. 9]. С одной стороны, властные структуры привыкают работать в режиме вне обратной связи. С другой стороны, масс-медиа получают эту обратную связь со стороны власти и перестраиваются все более сильно только под ее требования. Но другого отношения к слову никогда и не было у нас. "У текста есть институциализированная легитимность и авторитет" [499]. Власть оказывается сильнее в создании текстов, но население сильнее в не прочтении их, в не реагировании на них. Кстати, этот элемент неуправляемости в сильной степени проявляется в игнорировании выборов. Он был особенно значим во время президентских выборов в России в 1996 г., когда выборы даже перенесли на будний день, а в Москве Ю. Лужков объявил о том, что в электричках не будет контролеров, чтобы стимулировать поездки на голосование. Газета "Ваши 6 соток" провела опрос в садоводческих товариществах Московской области. Оказалось, что не менее 40% опрошенных придут на выборы лишь при "дождливой и ненастной погоде". При солнечной и сухой погоде они будут поливать свои грядки. Как иронизирует "Труд" (1998, 28 июня): "От чего только не зависело историческое развитие России. Теперь вот от погоды". Поскольку мы находимся в постоянном кризисе, на роль лидера претендует тот, кто способен стать спасителем, а не просто лидером. Карл Юнг говорил нечто подобное о роли Гитлера: "Немцы теперь убедились, что обрели своего мессию, спасителя, которого они ожидают со времен поражения в мировой войне. Эта отличительная особенность людей с комплексом неполноценности. До некоторой степени положение немцев необыкновенно напоминает положение евреев древности. Комплекс неполноценности евреев был обусловлен политическими и географическими факторами. Они жили в той части мира, которая уподобилась учебному плацу для завоевателей с любой стороны..." [445, с. 350]. С украинских трибун мы также часто слышим призывы к преодолению "комплекса меншовартосп". А анализ фотографий президента Украины Л. Кучмы вместе с Б. Ельциным получил следующее раскрытие: "Президент Украины описывался как неискренний, подобострастный, подавленный, зависимый, выражающий чисто "протокольную" радость после совместной работы со "старшим братом" (Вознесенская Е., Фролов П. Фотография как средство Формирования имиджа // A&PR digest, 1996, июнь). ^ Власть может принять как бы две стратегии по отношению к своему народу: мини-коммуникации и макси-коммуникации. Брежнев был олицетворением макси-коммуникации, одновременно сопровождавшейся отсутствием реальных действий. Мини-коммуникация, принятая сегодня, предполагает позитивные результаты действий. Но поскольку их нет, население ощущает себя обманутым властью. Мини-коммуникация возможна при активной поддержке эффективными действиями. Поэтому сегодня власть как бы автоматически возвращается к советскому плану освещения действительности. На экране УТ мы вновь видим "битву за урожай" и открытие свинарников вице-премьерами. Это принципиально ошибочный ход, который, к тому же, полностью игнорирует зрителя. При этом любое позитивное событие становится эпохальным. И победа олимпийцев, и открытие дворца Украина значимы только с позиции властной вертикали. Внизу — совершенно иная система ценностей. К примеру, из ISO вполне реальных характеристик кандидата в депутаты исследователи отобрали только три, которые наиболее важны с точки зрения избирателей конкретного округа: "возможности кандидатов оказывать влияние на решение социально-экономических проблем", "защищает он интересы трудящихся или новоявленных богатеев", "его персональные и личностные характеристики" ( A&PR digest, 1995, презентационный). Таким образом, получив право "первого хода", власть в то же время проигрывает партию, поскольку население, будучи консервативной составляющей этой диады, предпочитает избирать менее рисковые стратегии. В случае, к примеру, Клинтона его задачей стало скорректировать образ партии, чтобы она рассматривалась как партия реформ, отсюда его реформирование медицинской системы и т.д. По этому же пути пошел и Борис Ельцин, оттеснив на обочину Г. Зюганова как партии, направленной в прошлое. Так это или нет — это другой вопрос. Мы говорим об имидже, сложившемся в головах избирателей. Или пример избрания губернатора одного из американских штатов благодаря серьезной роли работы с населением [516]. Штат - Нью-Джерси, 1993 г., где Кристин Уитман побеждает действующего губернатора Джима Флорио. После закрытия участков был проведен опрос населения, который показал значимость следующих параметров в принятии решения: |