Политические и правовые учения
Скачать 381.76 Kb.
|
Ведущей темой Совещания стало «разоблачение врагов народа», «банды от теории права», «провокаторов и предателей», к числу которых Вышинский причислил Пашуканиса, Крыленко («главари банды»), Гойхбарга, Рейснера, Ильинского, Разумовского, Архипова, Стучку и др. Всем им предъявили ряд обвинений. Во-первых, названные юристы, по мнению Вышинского, утверждали, что с построением социализма классовая борьба не обостряется, а затухает, что капитализм мирно врастет в социализм и что, соответственно, аппарат принуждения постепенно будет утрачивать свое значение. Во-вторых, им ставилось в вину, что они отрицали возможность создания социалистического права, видели в праве исключительно буржуазный институт. Данный тезис, по Вышинскому, привел многих советских юристов к идее о скором отмирании права, что подрывало его преобразующую роль и культивировало нигилистическое отношение к социалистическому праву. В-третьих, Вышинский увидел у названных правоведов попытку свести право либо к экономике, либо к политике, что искажало суть марксистского понимания права. В центре внимания Совещания стоял вопрос о соотношении буржуазного и социалистического права. Данная проблема не была надуманной, так как действительно многие советские юристы во главе с Пашуканисом полагали, что право по своей природе буржуазно, при капитализме наступает его полное развитие, а в условиях социалистического общества, где товарный обмен постепенно исчезает, право лишается объективной основы своего существования и должно отмереть. С точки зрения Вышинского, буржуазное право соответствует капиталистической формации и обречено вместе с ней на гибель. Возникающая вслед за капитализмом социалистическая формация рождает новое социалистическое право – право переходного периода от капитализма к «высшим ступеням коммунизма», когда государство и право отомрут. Социалистическое право имеет черты права буржуазного в той мере, в какой труд является мерилом ценностей при капитализме и социализме. Однако по мере укрепления социалистических отношений право все более будет наполняться социалистическим содержанием. В этом смысле, делает вывод Вышинский, социалистическое право есть наиболее совершенный, высший тип права, поскольку отражает самый прогрессивный тип общественных отношений. Вышинский обосновывает идею Сталина о том, что по мере продвижения советского общества к коммунизму государство и право будут все более укрепляться и накануне своего отмирания достигнут наибольшего расцвета. На Совещании была сформулирована позиция по отношению к буржуазной правовой идеологии. Буржуазная юридическая мысль, по Вышинскому, крайне абстрактна, пытается познать правовые явления из них самих, вне связи с экономикой и классовой борьбой, а потому представляет собой «путаницу и хаос». Хотя Вышинский и призывает взять у буржуазной науки все ценное, логика его рассуждений ведет к полному отрицанию немарксистских правовых теорий. Проведение жесткой разделительной линии между марксистской теорией государства и права («подлинно научной») и всеми остальными («буржуазными», «ненаучными») должно было привести и привело к изоляции и творческому застою отечественной теории права. Использование идей немарксистских авторов, что было типично, например, для Стучки или Рейснера, рассматривалось как «буржуазный уклон». В качестве «единственно верных» Совещание предложило следующие формулировки права: «Право – совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общения, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу». А также: «Советское право есть совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю и применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничтожения капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построения коммунистического общества». Новое право-понимание основывалось на двух принципах: классовом и нормативном. Рассмотрение права как «совокупности правил поведения» (т. е. норм), установленных государством и обеспеченных его принудительной силой, есть не что иное, как главный признак юридического позитивизма – «буржуазной» теории, которую критиковал сам Вышинский. Но прикладной характер нормативизма как нельзя лучше отвечал потребностям укрепления тоталитарного режима, поскольку позволял использовать право в качестве инструмента осуществления воли государства. Право, по Вышинскому, есть форма политики, форма деятельности государства. Совещание, превратившееся, по сути, в обвинительный процесс против многих видных юристов-теоретиков, так сформулировало главное направление в развитии советского права: «Важнейшая задача, стоящая ныне перед всеми научными работниками права и государства, заключается в окончательном выкорчевывании и полной и до конца ликвидации всех остатков этих провокаторских «взглядов» и «программ», полного и до конца очищения «авгиевых конюшен» в области права, очищения нашей правовой почвы от всего хлама, всей грязи, всей гнусности вражеских «теорий», имевших у нас хождение по нашей вине, по недопустимой доверчивости нашей к их авторам, оказавшимся просто-напросто полицейскими шпиками и иностранными лазутчиками и шпионами». На Совещании была поставлена задача завершить на основе идей Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина построение науки советского социалистического права, сделать ее действенным средством укрепления советского государства. Советская теория права, по Вышинскому, должна создаваться на базе производственных отношений и практики социалистического строительства. В этом смысле теория права есть юридикопонятийное оформление основных принципов и ценностей «социализма, социалистической революции, социалистического государственного и общественного строя». Отсюда вытекает предмет теории государства и права: сущность и закономерности развития государства и права, советского государства и права в особенности, диктатура пролетариата и социалистическая демократия, пути укрепления советского государства и права, социалистические правоотношения и др. Если Пашуканис, Стучка или Рейснер еще позволяли себе по-своему интерпретировать Маркса и Ленина и даже критиковать их, то Совещание провозгласило курс на абсолютизацию отдельных, часто произвольно взятых положений марксизма, огрубленных и упрощенных Сталиным. Совещание открывало дорогу примитивной апологетике, делало опасным творческий и критический научный поиск. [В основу текста положены материалы учебника: История политических и правовых учений/ Под общ. ред. Проф. О. В. Мартышина. – М.: Норма, 2004. – Авторы материалов: Н. М. Азаркин, В. Н. Жуков, О. В.] |