Главная страница
Навигация по странице:

  • 13.9.

  • 13.10.

  • Политические и правовые учения


    Скачать 381.76 Kb.
    НазваниеПолитические и правовые учения
    Дата04.12.2021
    Размер381.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла49215546.docx
    ТипДокументы
    #291382
    страница16 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

    13.8 . Анархизм. П.А. Кропоткин

    Петр Алексеевич Кропоткин (1842 – 1921) происходил из древнего княжеского рода, считавшего своим основателем легендарного Рюрика. Образование он получил в привилегированном Пажеском корпусе в Петербурге (1857 – 1862), где был инициатором выпуска рукописной газеты «Отголоски из корпуса», в которой доказывал «необходимость конституции для России», писал о важности правового порядка.

    После окончания Пажеского корпуса Кропоткин служит в Сибири на различных государственных должностях, но, видя ограниченность царских реформ, засилье бюрократии, уходит в 1867 г. в отставку и обращается к революционному движению. Весной 1872 г. он присоединился к народническому «кружку чайковцев», который вел агитацию среди рабочих в Петербурге. В марте 1874 г. Кропоткин был арестован, через два года бежал из тюремного военного госпиталя и выехал из России. Возвратиться на родину ему удалось лишь в 1917 г.

    Четыре десятилетия эмиграции были заполнены анархореволюционной борьбой и пропагандой, подготовкой разнообразных научных трудов. В эти годы он создал свои основные произведения: «Речи бунтовщика» (1885), «В русских и французских тюрьмах» (1887), «Хлеб и воля» (1892), «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902), «Записки революционера» (1902), «Идеалы и действительность в русской литературе» (1905), «Великая Французская революция 1789 – 1793» (Г909), «Современная наука и анархия» (1913).

    Кропоткин принадлежал к плеяде ученых-энциклопедистов, знакомых со всеми новейшими открытиями как в естествознании, так и в обществоведении. Он был географом, геологом, биологом, историком, политологом, философом, что дало ему возможность сформировать широкий взгляд на мир, признать неразрывную связь природы и общества. Кропоткин выдвинул идею общего для животного мира и человека закона взаимной помощи, который определяет процесс эволюции. Суть его в следующем. Обстоятельства жизни и борьба за существование вынуждают все виды живых существ объединяться во имя общих интересов. Тот вид, который способен организовать свою жизнь на максимально солидарных началах, оказывается в более благоприятных условиях для выживания, долголетия. Прогресс прямо пропорционален уровню организованности данного вида на началах взаимной помощи.

    Однако, по Кропоткину, формы общественной жизни не всегда соответствовали началам взаимной помощи. Некоторые учреждения (особенно государство) препятствовали развитию начал солидарности, тем самым противодействуя движению человечества вперед.

    Историю Кропоткин рассматривал как цикличное и прерывистое развитие. Каждый цикл проходит строго определенные фазы развития: от первобытного племени – через сельскую общину и вольный город – к государству. Государство выступает как стадия цикличности, повторяющаяся форма организации финального периода развития любой цивилизации перед ее гибелью. Вслед за кризисом и гибелью общества наступает новый виток развития, который также через определенный промежуток времени себя изживает.

    Цикличное развитие человечества, по Кропоткину, непрерывно, поэтому государство зарождается у разных народов в разные исторические эпохи. Первобытнообщинный строй и Средневековье у Кропоткина в равной мере оказываются предшествующими государству. Возникновение государства он связывал с формированием централизованной структуры управления.

    Государственная стадия общества, по мнению Кропоткина, является нарушением принципа взаимопомощи и разрушением солидарности людей. Государство мешает людям осуществлять свое право на свободу, а его деятельность – это «бесконечно-длинный ряд преступлений» и «поддержка эксплуатации и порабощения человека человеком».

    Происхождение государства Кропоткин объяснял рядом причин. Первая из них – экономическая и классовая. «Само историческое развитие государства, – писал он, – было вызвано не чем иным, как возникновением земельной собственности и желанием сохранить ее в руках одного класса, который таким образом стал бы господствующим».

    Важное место в генезисе государства отводилось правосудию. Судебная власть рассматривалась как первоначальная по отношению к другим ветвям власти. Идея правосудия оказала влияние «в значительно большей мере, чем военные или экономические причины, она послужила основой, на которой развилась власть королей и феодальных властителей». Возникновению государства способствовали также следующие факторы: психологическое желание господствовать над массами со стороны меньшинства воинов, законоведов, ученых и священников; «необходимость обезопасить себя против насилия чужестранцев; церковь, которая требовала повиновения власти; римское право, т. е. византийское право, которое в свою очередь происходит от восточных деспотий».

    Смысл существования государства заключается в том, чтобы мешать всякому естественно складывающемуся союзу людей, чтобы препятствовать развитию местного почина и личной предприимчивости, душить уже существующие вольности и мешать возникновению новых, и все это – чтобы подчинить народные массы ничтожному меньшинству. «Это – организация, выработанная и усовершенствованная медленным путем на протяжении трех столетий, чтобы поддерживать права, приобретенные известными классами, и пользоваться трудом рабочих масс, чтобы расширить эти права и создать новые, которые ведут к новому закреплению обездоленных законодательством граждан по отношению к группе лиц, осыпаемых милостями правительственной иерархии. Такова истинная сущность государства».

    Как анархист Кропоткин отрицательно относился к любой форме государства, поскольку все они имеют эксплуататорскую сущность. Всякое государство – «это отрицание свободы, абсолютизм, произвол, разорение подданных, казни и пытки». Он обрушился на буржуазный парламентаризм, всеобщее избирательное право, так как они служат угнетению народа: парламентаризм – специфическая организация власти, «соответствующая обществу, основанному на эксплуатации наемного труда капиталом». Основные недостатки парламентаризма Кропоткин видел в неспособности представительного правления осуществлять возложенные на него функции, в иллюзорности представительства народа.

    Столь же отрицательно его отношение к идее диктатуры пролетариата: «Будет ли представительное собрание состоять из рабочих или буржуа, войдут ли в него даже социалисты-революционеры, – оно сохранит все недостатки представительного собрания, так как эти недостатки зависят не от состава данного собрания, а присущи самой системе. Рабочее государство, управляемое выборным собранием, одно из самых зловредных мечтаний, внушенных нам воспитанием, признающим власть и авторитет».

    Государство как причина всех общественных зол устраняется, по Кропоткину, социальной революцией. Только она может вывести человечество из безнравственного царства насилия, созданного государством, и привести его в царство свободы. В понятие социальной революции, которая имеет закономерный, неизбежный характер, он включал не только момент разрушения, насилия, но и момент созидательный, прежде всего духовно-нравственный, «новые понятия о равенстве». «Народ – крестьяне и городские рабочие – должен будет начать сам строительную и воспитательную работу на более или менее широких коммунистических началах, не ожидая приказов и распоряжений сверху».

    Идеал Кропоткина – анархия, где все отношения между людьми регулируются «взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, равно как и привычками и обычаями, так же свободно признанными». Последние не должны застывать, они постоянно развиваются в соответствии с новыми требованиями жизни, успехами науки. В этом обществе не должно быть никакого владычества человека над человеком, обеспечены условия для развития личности, для реализации всеобщего равенства в правах.

    13.9. Буржуазный либерализм. П. Б. Струве

    Ярким представителем буржуазного либерализма в России был Петр Бернгардович Струве (1870 – 1944) — экономист, философ, социолог, историк, общественный деятель. Окончив экстерном в 1895 г. юридический факультет Петербургского университета, Струве периодически читал политэкономию в различных учебных заведениях России. В 1916 г. стал почетным доктором права Кембриджского университета, в 1917 – почетным членом Российской академии наук. В 1890е гг. Струве один из виднейших представителей русского марксизма (в варианте легального марксизма). С начала 1900х гг. он переходит на позиции либерализма, был одним из активных участников создания партии кадетов, избирался во II Государственную думу. В эмиграции (с 1920 г.) Струве довольно значительное время участвовал в антисоветском движении, редактировал ряд газет и журналов. Впоследствии он занялся научной работой (возглавлял Отделение общественных наук Русского научного института в Белграде, читал курс социологии, писал сочинения по русской истории, политэкономии, философии).

    Перейдя от легального марксизма к либерализму, Струве в конечном итоге сформулировал свою политическую позицию как консервативный либерализм, что означало соединение либеральных ценностей с монархическим началом. Испытывая некоторые сомнения в дооктябрьский период относительно формы правления в России (республика или монархия), после прихода к власти большевиков он становится твердым сторонником конституционной монархии.

    Струве – один из лидеров правого крыла российского либерализма. Если политическая платформа одного из вождей кадетов П. Н. Милюкова и его сторонников отличалась заметной левизной (склонность к радикализму, социализму и республиканизму), то правый либерализм Струве обладал ярко выраженными чертами консерватизма, религиозности и национализма, был враждебно настроен к социализму, открыто защищал буржуазные ценности. Наиболее показательной в этом отношении является книга Струве под общим названием «Раtriotiса»: политика, культура, религия, социализм. Сборник статей за пять лет (1906 – 1910 гг.)».

    Рассматривая марксизм как заключительную стадию развития позитивизма в России и отмечая положительную роль последнего в истории русской культуры, Струве на протяжении всей жизни подвергал острой критике не только марксизм, но и социалистическое учение в целом. По его мнению, социалистическое учение, представляющее собой разновидность «светской социальной и политической мифологии», в своих основных положениях было сформулировано еще в Древней Греции. Концептуальное оформление западноевропейского социализма, проходившее во второй половине XVIII – начале XIX в., означало не что иное, как болезненную реакцию на разложение старого феодального мира. Социализм возник как романтическое мироощущение, обращенное к консервативным ценностям античности и Средневековья и, следовательно, противоречащее новым либерально-демократическим экономическим и политико-правовым ориентирам. Струве усматривает сущность социализма в полной рационализации всех общественных процессов, что, по его мнению, в принципе недостижимо и взрывает социализм изнутри. Социалистическое учение, основываясь на принципе социального детерминизма, устраняет личную ответственность человека за свои поступки, а вместе с ней индивидуальную моральную и религиозную жизнь.

    В «развенчании» социализма Струве видит основу для восстановления «истинно исторического облика и морально-этического смысла либерализма». Либерализм, по его мнению, в отличие от социализма «имеет подлинно религиозные корни в радикальном протестантизме различных оттенков», где зародилась идея свободы совести и веротерпимости – фундамент сформулированной позднее концепции неотчуждаемых прав человека. Религиозные истоки либерализма делают, по Струве, эту теорию подлинной базой гуманистического социального устройства.

    Для обоснования либерализма Струве прибегает к теории естественного права, истолковывая ее в неокантианском духе. Естественное право, на его взгляд, соединяя в себе моральную и правовую норму, отчетливо выявляет свободу личности как единственно возможную основу нравственного социально-политического устройства. Свобода в этом смысле не может носить исключительно субъективный характер, она с необходимостью должна выражаться вовне, в деятельности человека и, следовательно, находит свое отражение в позитивном законодательстве и государственной организации. Признание трансцендентной природы прав и свобод человека возводит индивидуализм в абсолютный принцип, побуждает рассматривать личность как главную и реальную составную часть общества и государства.

    Констатируя противоречия между личностью и государством, Струве пытается найти примиряющие и объединяющие их принципы в феномене национализма и патриотизма.

    Он выдвигает идею патриотического эроса – любви к родине, понимаемую как религиозное чувство и нравственное совершенствование в деле объединения «личной жизни и государственных задач». Разрешение конфликта между личностью и государством возможно, по Струве, на почве религиозного индивидуализма, который, на его взгляд, воплощает в себе элементы субъективного духа и объективного мира (в том числе социального) и соединяет в божественно-космическом синтезе «мистицизм с реализмом, личное с всеобщим».

    Струве указывает на тесную взаимосвязь, существующую между государством, нацией и национальной культурой. Он полагает, что нация является первичным органическим началом, центром сосредоточения потенциальной энергии, которая затем может проявиться в возникновении великой культуры и государственности. Национальный дух находит воплощение в культуре. Она и есть та непосредственная среда, где формируется волевое и сознательное начало нации – государство. Богатство, глубина и самобытность культуры определяют силовые возможности государства, его способность подчинять себе другие нации и государства. В этом плане борьбу между нациями и государствами Струве рассматривает как борьбу культур: побеждает та культура, в которой уровень правосознания, степень дисциплины и порядка оказываются выше. Таким образом, государство, по Струве, является квинтэссенцией, энергетическим стержнем национального духа и национальной культуры.

    Эти теоретические положения Струве в полной мере использует для обоснования концепции Великой России. В условиях первой русской революции, активного влияния правых и левых радикалов он выдвинул идею «революции во имя государства». На его взгляд, национальной идеей современной России может стать дело примирения между властью и «проснувшимся к самодеятельности народом», государство и нация должны органически срастись. Власть и нация обязаны найти компромисс, пойти на добровольное самоограничение с целью соединения прошлой исторической судьбы с новыми либеральными требованиями. Струве выступал за создание такой Российской империи, в которой могущество государства будет сочетаться с дисциплиной труда, правовой защищенностью и религиозной идеей.

    Все творчество Струве пронизывает тема русской революции, стремление понять ее роль в судьбе России. На закате своей жизни он дает такую характеристику этому событию: «Корни русской революции глубоко заложены в исторической отсталости России... ее социалистическая революция XX века есть грандиозная реакция почвенных сил принуждения против таких же почвенных сил свободы...» Признав естественный характер Октябрьской революции, Струве оценил ее как низшую точку падения, возвращающую Россию к религиозным и национальным ценностям – основам будущего ее возрождения.

    Политический и духовный опыт Струве как нельзя более характерно отражает трагический исход русского либерализма. Вся общественная и литературная деятельность Струве несет на себе печать глубокой внутренней неуверенности и сомнений. Если его приверженность идеалам свободы личности и крепкой государственности достаточно очевидна, то в водовороте конкретных событий в России Струве, по-видимому, с трудом удавалось найти необходимую точку опоры для балансирования между защитой демократии и сохранением монархии. Неосуществленность идеалов либерализма, разрушение исторического государства свидетельствовали о политической и идейной несостоятельности Струве и других русских либералов.

    13.10. Марксизм и советская правовая теория. В. И. Ленин,

    М. А. Рейснер, П. И. Стучка, Е. Б. Пашуканис, А. Я. Вышинский

    Владимир Ильич Ульянов (1870 – 1924) (псевдоним Ленин был взят им в 1901 г.) родился в Симбирске (ныне Ульяновск) в большой семье крупного чиновника, трудившегося на ниве народного просвещения. Несмотря на благополучие, все пять ульяновских детей, достигших зрелого возраста, стали революционерами. В 1887 г. семья пережила трагедию. За участие в заговоре с целью убийства царя Александра III был повешен старший брат Ленина, студент Петербургского университета Александр Ульянов.

    Осенью 1887 г. В. Ульянов поступил на юридический факультет Казанского университета, но через три месяца был исключен за участие в нелегальном студенческом собрании и выслан в имение своего деда Кокушкино. Находясь там под надзором полиции, он много читает. Особенно сильное впечатление произвел на него Н. Г. Чернышевский. Осенью 1888 г. Ульянову разрешают вернуться в Казань, но двери университета остаются для него закрытыми. Он вступает в революционный кружок Н. Е. Федосеева, обращается к марксистской литературе, к работам Г. В. Плеханова. К этому времени сложились его марксистские убеждения. В 1889 г. семья переезжает в Самару. После многочисленных просьб Ульянов получает разрешение сдавать экстерном экзамены на юридическом факультете Петербургского университета. В 1891 г. он оканчивает университет с отличием. Получив диплом, В. И. Ульянов работает помощником присяжного поверенного в Самаре.

    В августе 1893 г. Ульянов переезжает в Петербург, устанавливает связи со столичными марксистами и занимает в их среде видное положение. Его литературная деятельность началась в русле критики народничества. Вслед за Плехановым Ульянов доказывает неизбежность становления капитализма в России, наивность попыток обойти его с помощью крестьянской общины, а также констатирует переход народничества 80 – 90х гг. с революционных позиций на либерально-реформистские («Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» (1894), «Развитие капитализма в России» (1899) и др.).

    В 1895 г. Ульянов едет за границу для встречи с находившимися в эмиграции членами плехановской группы «Освобождение труда». Вернувшись в Петербург, он вместе со своим другом и будущим политическим противником Л. Мартовым (псевдоним Ю. О. Цедербаума) и другими объединяет марксистские группы Петербурга в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Члены Союза вели агитацию среди рабочих, готовились к забастовкам. В декабре того же года руководителей Союза арестовывают. Ульянов проводит 15 месяцев в тюрьме, затем его ссылают на три года в село Шушенское (Восточная Сибирь), куда приехала Н. К. Крупская, член Союза, ставшая его женой. В 1898 г. в Минске, в отсутствие наиболее авторитетных русских марксистов, состоялся I съезд РСДРП. Он не привел к формированию действенной организации.

    В январе 1901 г. окончился срок ссылки, а в июле Ульянов уезжает за границу. Главным его делом стало издание газеты «Искра». Ульянов был одним из членов редколлегии наряду с Плехановым, Засулич, Аксельродом и Мартовым, но никто не вкладывал в выпуск и распространение «Искры» в России столько энергии и страсти, как он. В газете УльяновЛенин видел решающее средство сплочения марксистских групп в России в единую партию, способную возглавить революцию. Ленинская концепция авангардной пролетарской партии получила обобщенное выражение в книге «Что делать?» (1902).

    В 1903г. в Брюсселе, затем в Лондоне состоялся II съезд РСДРП, собравший всех ее ведущих представителей. Именно на нем партия была реально создана. Там же среди «искровцев» произошел раскол по вопросу об организационных принципах. Ленин настаивал на жесткой дисциплине, прямом участии каждого члена партии в революционной деятельности. Плеханов, Мартов, Троцкий опасались, что это приведет к ограничению свободы, к установлению диктатуры над пролетариатом. Первоначально сторонники Ленина оказались в меньшинстве, но уход со съезда представителей Бунда (Всеобщий еврейский рабочий союз в России и Польше) изменил соотношение сил. Сторонников Ленина стали называть большевиками, а сторонников Плеханова и Мартова – меньшевиками. Возникнув по поводу устава, раскол оказался глубоким и стойким. В российской социал-демократии сформировались два направления: умеренное, принципиально близкое к большинству вождей западноевропейской социалдемократии начала века (меньшевики) и радикальное, вдохновлявшееся якобинским периодом Великой французской революции (большевики).

    Расхождения между большевиками и меньшевиками полностью выявились в период первой русской революции (1905). Меньшевики, исходя из того, что первоочередные задачи революции являются буржуазными, призывали рабочих признать гегемонию буржуазии и отказаться от своих классовых целей и самостоятельных выступлений. Ленин выдвинул идею перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, что предполагало высокую активность и самостоятельность пролетариата, готовность довести революцию до конца вопреки колебаниям и нерешительности российской буржуазии, использование пролетарских методов борьбы, вплоть до вооруженного восстания. Сравнению платформ большевиков и меньшевиков посвящена работа Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905).

    Приехав в Россию в ноябре 1905 г., Ленин после разгрома Декабрьского вооруженного восстания вновь эмигрирует и остается за границей до апреля 1917 г.

    Поражение первой русской революции не привело Ленина к пересмотру большевистской тактики. На заявление Плеханова «не надо было браться за оружие» он отвечал: «Напротив, надо было более решительно, энергично и наступательно браться за оружие, нужно было разъяснять массам невозможность одной только мирной стачки и необходимость бесстрашной и беспощадной вооруженной борьбы».

    В эмиграции Ленин организационно и идейно готовил большевиков к новым битвам, ориентируя их на социалистическую революцию. Расхождения с меньшевиками усиливались. В 1912 г. Пражская конференция большевиков привела к окончательному обособлению двух фракций РСДРП, превращению их в самостоятельные партии.

    Идейно-политическое размежевание шло и в рамках Социалистического интернационала. Ленин, вошедший в 1905 г. в бюро (исполком) Социнтерна, стал одним из видных представителей левого крыла социалистического движения, меньшевики тяготели к центристским силам. Противоречия между умеренными и левыми социалистами обострились с началом Первой мировой войны. Социал-демократические партии европейских стран поддержали свои правительства, предав забвению собственные резолюции предвоенных лет, призывавшие противиться вовлечению в империалистическую войну и, если понадобится, ради этого добиваться отставки существующих правительств.

    В 1915 – 1916 гг. Ленин участвовал в антивоенных конференциях социалистов в Циммервальде и Кинтале. Он называл социал-демократов, поддерживавших войну, «социал-шовинистами». Их политика, по мнению Ленина, привела к краху II Интернационала, что ставило задачу создания нового международного объединения рабочих. Ленин призывал превратить империалистическую войну в гражданскую, т. е. воспользоваться мировым кризисом для осуществления революции.

    В 1916 г. он пишет книгу «Империализм, как высшая стадия капитализма», в которой говорится, что капитализм вступил в фазу социальноэкономических, политических и военных потрясений, ведущих его к неизбежной гибели. Эпоха империализма, по мнению Ленина, представляет собой канун пролетарских революций.

    После Февральской революции Ленин стремился как можно скорее вернуться на родину. Добраться из Швейцарии в Россию в условиях войны было нелегко. Однако германские власти дали разрешение на проезд Ленина и ряда его сподвижников в нейтральную Швецию, рассчитывая, что появление вождя большевиков в Петрограде активизирует антивоенные выступления и приведет к снижению боеспособности русской армии.

    Прибыв в Россию в апреле 1917 г., Ленин предложил программу форсированного перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической. Он призывал отказать в поддержке Временному правительству и передать всю власть Советам. В то время сторонники Ленина составляли в Советах меньшинство, но к осени ситуация стала меняться, в Советах Петрограда и многих крупных городов большевики укрепляли свои позиции, что свидетельствовало об утрате Временным правительством доверия рабоче-крестьянских масс.

    До июля 1917 г. Ленин не исключал возможности мирного перехода власти в руки Советов. Подавление июльского выступления большевиков побудило его перейти к подготовке вооруженного восстания. В том же месяце Временное правительство, возглавленное А. Ф. Керенским, обвинило Ленина в подрывной деятельности в пользу Германии. Вождь большевиков переходит на нелегальное положение. К концу октября он пришел к убеждению, что в России сложилась чрезвычайно благоприятная обстановка для захвата власти большевиками вооруженным путем. В ряде статей и писем Ленин внушает эту мысль своим соратникам. Он тайно возвращается в Петроград и 23 октября на заседании ЦК партии после долгих споров добивается принятия решения о восстании. 25 октября Ленин дает распоряжение арестовать Временное правительство. Почти бескровный штурм Зимнего дворца приводит к низложению правительства Керенского. Проходивший в это время в Петрограде II съезд Советов благодаря поддержке левых эсеров санкционирует переворот. Ленин возглавляет Совет народных комиссаров – коалиционное рабоче-крестьянское правительство, составленное из большевиков и левых эсеров. Основой для соглашения с левыми эсерами послужило одобрение большевиками эсеровской аграрной программы, нашедшей воплощение в Декрете II съезда Советов о земле. Однако в июле 1918 г. коалиция двух партий распалась в связи с выступлением эсеров против Брестского мира, который, по убеждению Ленина, был абсолютно необходим для спасения революции. Большевики стали единственной правящей партией. Определенным стимулом к сепаратным переговорам с Германией послужил и отказ союзных держав признать советское правительство.

    Как глава СНК и признанный вождь партии Ленин сыграл решающую роль в определении стратегического курса революции и претворении его в жизнь. Ленина политика отличали решительность, жесткость, готовность пойти на крайние меры во имя осуществления поставленных целей. Эти свойства особенно ярко проявились в годы гражданской войны, когда Ленин призывал к беспощадной борьбе с врагами советской власти, многократно говорил о необходимости широкого применения смертной казни не только как меры наказания, но и для устрашения. Ленин готов был принести в жертву жизни десятков и сотен тысяч людей, чтобы отстоять власть большевиков, в которой он видел залог социалистического будущего.

    Однако не только пуля и штык, ВЧК и красный террор позволили большевикам в тяжелейших условиях, когда не раз судьба революции висела на волоске, выйти победителями из кровопролитной гражданской войны. Забота о пролетариате, превратившемся в господствующий класс, обеспечила поддержку рабочих. Передача земли крестьянам, несмотря на изъятие почти всего зерна в форме продразверстки, побуждала массу земледельцев в конфликте между красными и белыми склоняться в основном на сторону большевиков. Провозглашение права наций на самоопределение ослабило позиции националистов и наряду с успехами Красной Армии способствовало восстановлению территориального единства страны.

    Из крупных политических событий, проходивших по инициативе Ленина и под его руководством, следует назвать разгон Учредительного собрания в январе 1918 г. после того, как оно отказалось признать власть Советов, одобрение первой советской Конституции 1918 г. с лишением бывших эксплуататорских классов права голоса и неравноправием рабочих и крестьян, введение «чрезвычайной политики военного коммунизма» и переход к новой экономической политике после окончания гражданской войны, утверждение нового названия РКП(б) вместо РСДРП и программы партии, создание в марте 1919 г. III Коммунистического интернационала, приведшего к окончательному расколу международной социал-демократии и возникновению мирового коммунистического движения, формирование СССР в 1922 г., в ходе которого Ленин отстаивал идею суверенитета союзных республик вопреки сталинскому плану автономизации.

    В августе 1918 г. на Ленина было совершено покушение. Он был ранен двумя пулями. С осени 1922 г. начались болезни Ленина, дававшие ему лишь редкие передышки, когда он возвращался к политической жизни. В один из таких периодов с 23 декабря 1922 г. по 4 января 1923 г. Ленин продиктовал свои последние статьи и знаменитое «завещание» – письмо съезду партии, в котором он рекомендовал сместить И. В. Сталина с поста Генерального секретаря РКП (б). Сталин занял этот пост, отнюдь не считавшийся тогда первостепенным, в апреле 1922 г. 10 марта 1923 г. очередной удар лишил Ленина дара речи и положил конец его политической деятельности. Последний этап жизни Ленина был мучительным не только в физическом, но и в нравственном отношении. Его преследовали мысли о перерождении революции, бюрократизации советской системы, он не видел в своем ближайшем окружении достойного преемника.

    Ленин был прежде всего политическим деятелем. В отличие от своего кумира и учителя К. Маркса он практически не знал периодов спокойной, кабинетной литературной работы. Его теоретические рассуждения носят вспомогательный характер, они превращаются в средство осуществления политических целей, в форму политической борьбы. Однако это не помешало Ленину приобрести репутацию одного из крупнейших политических мыслителей XX в. В теории, как и в практической политике, его отличала редкая целеустремленность, уверенность в своей правоте, твердость в отстаивании намеченного курса.

    Система политических взглядов Ленина представляет собой попытку приспособления марксизма к своеобразным условиям страны со средним уровнем развития капитализма, большой неравномерностью социального, экономического и культурного развития и сильнейшими пережитками феодализма и дофеодальных отношений (особенно на окраинах) во всех областях жизни.

    Его важнейшие новые идеи – роль, идейные и организационные основы «партии нового типа»; перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую и в этой связи революционно-

    демократическая диктатура пролетариата и крестьянства; власть Советов как форма диктатуры пролетариата в России; победа социалистической революции первоначально в одной стране; понимание империализма как эпохи кризисов, кануна пролетарской революции и др. Они обеспечили Ленину видное место в истории политических учений.

    Советскаяправоваятеорияпериодаеестановления
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта