Политические и правовые учения
Скачать 381.76 Kb.
|
В. Н. Татищев (1686 – 1750гг.)В отличие от священнослужителя Прокоповича, Василий Никитич Татищев был государственным деятелем, организатором горного дела на Урале, ученым, внесшим значительный вклад в развитие отечественной науки. В. Н. Татищев – сторонник теории естественного права и договорного происхождения государства. В своих трудах он постоянно ссылается на Г. Гроция, хотя во многом не соглашается со взглядами Макиавелли, Гоббса, Локка, называя их «более вредительные, нежели полезные». В своих рассуждениях о происхождении государства Татищев использовал гипотезу о преддоговорном «естественном состоянии», в котором господствует «война всех против всех», обуславливающая отсутствие безопасности для жизни людей. Разумная нужда людей друг в друге привела их к необходимости создать государство, которое он рассматривал как результат общественного договора, заключенного с целью обеспечения безопасности народа и «поисков общей пользы». Татищев пытается внести в процесс образования государства исторические начала, утверждая, что все известные человеческие сообщества возникли исторически: вначале люди заключили договор супружества, затем из него возник договор между родителями и детьми, затем – господами и слугами. В конечном итоге семьи так разрослись, что образовали целые сообщества, которым потребовался глава, им и стал монарх, подчинив всех, подобно тому, как отец подчиняет своих детей. Договор вообще рассматривается Татищевым как основа всякого государства, в том числе и монархического. Ссылаясь на пример избрания в 1613 г. Русского царя Михаила Романова, он утверждает что «по закону естественному избрание должно быть согласием всех подданных, некоторых персонально, других через поверенных, как такой порядок во многих государствах утвержден». Согласно договору, по мнению Татищева, возникает власть господина над слугой. Такие жестокие формы несвободы как рабство и холопство, В. Н. Татищев категорически осуждает, заявляя, что они есть результат не договора, а «плод насилия». Эти люди имеют право требовать и добиваться своего освобождения. Введение крепостного права было ошибкой Бориса Годунова, считал Татищев. Он настаивал на установлении юридического и экономического статуса основных сословий в российском государстве. Упорядоченное состояние сословий придаст прочность государственному устройству. Большое внимание Татищев уделял рассмотрению форм государства. Они, по его мнению, зависят от ряда объективных условий, к которым относятся местоположение, размер территории и состояние населения. Демократия – «общенародие» – осуществима только в государствегороде или в маленькой области, где могут собраться все домохозяева, «а в великой области уже весьма неудобна». Тиранию (деспотию) Татищев называл худшей из всех форм правления. Наилучшей формой правления для России он считал монархию. Однако защита и обстоятельное обоснование самодержавия в концепции Татищева соединялись с мечтой о введении в систему органов власти двухпалатного выборного органа, чтобы наладить порядочное законодательство, компетентное решение дел централизованного управления, пресекать фаворитизм, казнокрадство, взяточничество в верхних звеньях государственного аппарата. Этот представительный орган должен состоять из Сената – высшей палаты, в состав которой входит 21 представитель от дворян, и Совета – второй палаты, где заседают 100 человек, избранных по более широким нормам представительства. Статус этого органа законосовещательный. Об ограничении верховной власти представительным органом Татищев высказывается неоднократно и в разных работах, особенно четко эта его позиция прослеживается в рассуждениях о процессе законотворчества. Монарх выступает у него в роли верховного законодателя, но издаваемые им законы должны соответствовать естественному праву, справедливости и общей пользе. Соблюдение таких требований один человек не может полностью обеспечить, поэтому необходимо, сохранив за монархом формальное право на титул верховного законодателя, потребовать предварительного рассмотрения и одобрения каждого законопроекта различными ведомствами и выборными учреждениями. Роль монарха будет заключаться в окончательном утверждении готового законопроекта. Татищев предлагает в связи с этим, разработать и принять Новое Уложение взамен устаревшего, но еще действующего Соборного Уложения 1649 года. Как и другие представители школы естественного права, Татищев различает естественные и гражданские (положительные) законы. Законы положительные основаны «на соображениях политической мудрости», устанавливаются «по произволению каждого народа». Естественные законы едины и всеобщи, они дают каждому человеку право на жизнь, собственность, честь и достоинство. Известны требования Татищева к принимаемым в государстве законам. Они заключались в следующем: 1) содержание закона должно быть изложено языком четким и доступным для понимания любого подданного; 2) выполнимость законов, недопустимость содержания в них чрезмерных угроз наказаниями; 3) согласованность законов, непротиворечивость законодательства; 4) своевременное и широкое объявление законов; 5) использование в процессе законодательства не устаревших и одобряемых народом норм обычного права. Соблюдению законов Татищев придавал большое значение, полагая, что «в государстве не персоны управляют законом, а закон персонами». В. Н. Татищев горячо разделял убеждение лучших представителей своего времени о всесилии просвещения, разумного законодательства, мудрого монарха и его правительства. |