Главная страница
Навигация по странице:

  • 11.

  • 11.1.

  • Политические и правовые учения


    Скачать 381.76 Kb.
    НазваниеПолитические и правовые учения
    Дата04.12.2021
    Размер381.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла49215546.docx
    ТипДокументы
    #291382
    страница5 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.)


    Наиболее значительным событием истории русской политикоправовой идеологии второй половины XVIII в. было возникновение революционно-демократической теории развития общества и государства, у истоков которой стоял Александр Николаевич Радищев. Его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» и ода «Вольность» как раз и положили начало революционному демократизму в России.

    Его теоретической основой были идеи естественного права и общественные договоры, а также наиболее радикальные концепции европейского Просвещения.

    Содержащаяся в «Путешествии» характеристика крепостного права впервые называет этот институт «зверским обычаем порабощать себе подобного человека», оценивает его как систему, до предела унижающую личность крестьянина, делающую его беззащитными бесправным в окружающем мире.

    «Крестьянин в законе мертв» – писал Радищев о законодательстве самодержавной России.

    В своих работах Радищев доказывал несостоятельность крепостничества с позиций теории естественного права. По природе все люди равны, и если одни порабощают других, то «тут никакой не может быть связи, разве насилие». Крепостное право противоестественно, потому оно является не правом, а насилием, которому порабощенные могут противопоставить силу. Оно же противоречит общественному договору, поскольку общество создано для обеспечения интересов всех и каждого, а не для порабощения одной его частью другой.

    Радищев раскрывает экономическую несостоятельность крепостничества, его противоречие интересам развития сельского хозяйства, низкую производительность подневольного труда. У крепостных нет стимулов к труду: чужое поле, урожай с которого им не принадлежит, крестьяне обрабатывают без прилежания и заботы о результатах труда. «Нива рабства, неполный давая плод, мертвит граждан».

    Не менее резко Радищев выступал против самодержавия. Ода «Вольность» (1781 – 1783гг) осуждает монархию и содержит концепцию народной демократической революции.

    Особое место в критике Радищевым самодержавия занимает проблема «просвещенного абсолютизма». Само положение монарха, утверждал Радищев, таково, что он недоступен просвещению, потому что союзниками монарха в угнетении и подавлении народа под прикрытием «общего блага» являются церковь и духовенство. Они же никогда не были приверженцами науки и просвещения. Критика идеи «философ на троне» у Радищева органически связана с опровержением надежд на реформы «просвещенного монарха». Он доказывает, что монарху нет выгоды ограничивать свой собственный произвол.

    Впервые в истории русской политико-правовой идеологии Радищев выдвинул концепцию народной революции. «Русский народ очень терпелив, – писал Радищев, – и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость».

    Народную революцию против гнета дворян и самодержавия Радищев обосновывал теорией естественного права и концепцией общественного договора. В оде «Вольность» красочно описывается суд над царем и его казнь. Для грядущей революции необходима позитивная программа, призванная заменить в сознании народных масс царистские иллюзии: эту программу Радищев разрабатывает в революционно-демократическом духе.

    В будущей России должен установиться республиканский строй: «На вече весь течет народ». Радищев примерами из истории России доказывает, что русский народ даже в период средневековья имел опыт республиканского правления. Мыслитель говорит: «Известно по летописям, что Новгород имел народное правление». В Новгородской республике Радищев видел воплощение радикальных идей непосредственной демократии.

    Экономической основой будущего государства будет частная собственность, которую Радищев считал важнейшим естественным правом человека. «Собственностьодин из предметов, который человек имел в виду, вступая в общество». Но Радищев – решительный противник феодальной собственности на землю. Он один из первых в России выдвинул принцип – земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает.

    Разработанная Радищевым революционно-демократическая программа была теоретическим выражением интересов крепостного крестьянства, борющемся против феодального строя и самодержавия.

    Демократические положения содержатся также в рукописях Радищева по вопросам права «Опыт о законодательстве», «Проект Гражданского Уложения»). В этих документах Радищев последовательно отстаивает естественные права личности: право на жизнь, свободу, собственность, честь, достоинство, безопасность.

    Политико-правовые идеи Радищева оказали огромное влияние на развитие политических учений России в XIX веке.

    Над чем подумать, что обсудить, на какие вопросы дать ответы.

    1. В чем заключались основные идеи, изложенные в летописях Древней Руси?

    2. Назовите основных идеологов становления и укрепления Русского централизованного государства;

    3. Назовите имя автора, внесшего основной вклад в обоснование теории «Москва – третий Рим». В чем суть этой концепции?

    4. Назовите имена основных идеологов Российского государства периода становления абсолютизма. Кто из них, на ваш взгляд, наиболее энергично способствовал обоснованию концепции неограниченной власти монарха?

    5. Почему политико-правовое учение А. Н. Радищева положило начало революционно-демократическому этапу в развитии общественнополитического движения?



    Изучите следующие первоисточники:

    1. «Повесть временных лет».

    2. В. Мономах – «Поучение детям».

    3. И. Пересветов – «Большая челобитная».

    4. А. Радищев – «Путешествие из Петербурга в Москву», Опыт о законодательстве



    Литература:

    Основная:

    1. История политических и правовых учений. Домарксистский период./Под ред. О.Э.Лейста, – М.,1991 г.

    2. История политических и правовых учений России./ И.А. Исаев, Н.М. Золотухина, – М., 2003 г.

    3. История политических и правовых учений./ Под ред. О.В. Мартышина, – М., 2004 г.

    4. История политических и правовых учений. Учебник для юрид. ВУЗов./ Под ред. В.С. Нерсесянц, – М., 1993 г.



    Дополнительная:

    1. История политических и правовых учений./ А.А. Акмалова, В.М. Капицин./ Учеб. Пособие .– М., 2002 г.

    2. История политико-правовых учений. / Под ред. А.Н.Хорошилова,

    – М., 2002 г.

      1. История политических и правовых учений. Древний мир./ Под ред. В.С. Нерсесянца.

      2. История политических и правовых учений. Античность./ Под ред. А.А. Чанышева, – М., 2000 г.



    ТЕМА 11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ В ХIХ ВЕКЕ

    11.1. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского.

    11.2. Политико-правовые взгляды и конституционные проекты декабристов. П. И. Пестель, Н. М. Муравьев.

    11.3. Политико-правовые идеи славянофилов и западников. Аксаков, Анненков, Чичерин.

    11.4. Политико-правовые идеи русских просветителей 30-40-х гг. ХIХ века. Чаадаев, Грановский.

    11.5. Политико-правовые учения русских революционных демократов второй половины ХIХ века. Герцен, Белинский, Чернышевский.

    11.6. Политические и правовые учения революционного народничества. Лавров, Ткачев, Бакунин.

    11.1. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского

    Все напрвления политико-правовой мысли первой половины ХХ века так или иначе были связаны со все усиливавшимся разложением феодального строя и развитием капиталистических отношений. Эти процессы происходили медленно, ввиду безраздельного господства крепостнической системы, но вопросы о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии уже встали как основные общественные вопросы времени.

    Антифеодальными направлениями политико-правовой мысли в России первой половины ХIХ века были: либерализм (дворянский и буржуазный), революционная идеология Радищева и декабристов, просветительство, а с середины века и революционной демократизм. При всем их различии и разнообразных формах проявления эти направления выросли на общей почве российской действительности, по-своему отражая и ее социально-экономические процессы.

    Не стояла в стороне от них и передовая политико-правовая мысль России. Она проявляла большой интерес к порядкам и событиям в Западной Европе, США, других странах, поскольку они демонстрировали более динамичное развитие нового строя, свободного от крепостничества и уже обретшего конституционные формы правления.

    Воздействие западноевропейских идей и порядков на политическую мысль России было весьма разнообразным: одних оно приводило к желанию «следовать Западу», других наоборот, к стремлению не допустить перемен и сохранить старые, патриархальные порядки. Все это явно наложило отпечаток и на содержание раннего русского либерализма, имевшего весьма умеренный ограниченный «полукрепостнический» характер. Его идеологи отстаивали компромисс и сосуществование буржуазнолиберальных учреждений с феодально-крепостническими порядками.

    Виднейшими представителями идеологии раннего буржуазного либерализма в России в начале ХIХ века были Н. С. Мордвинов и М. М. Сперанский.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта