Главная страница

Политические и правовые учения


Скачать 381.76 Kb.
НазваниеПолитические и правовые учения
Дата04.12.2021
Размер381.76 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла49215546.docx
ТипДокументы
#291382
страница4 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

М. М. Щербатов (1733 – 1790 гг.)


Наиболее видным идеологом родовитой аристократии был князь М. М. Щербатов – депутат Уложенной Комиссии, автор многих политических трактатов, близкий к императорским кругам человек. В своих печатных выступлениях он резко критикует идеи Просвещения, стремится доказать «химеричность равенства сословий», о котором пишут «новые философы». Особенное внимание Щербатов уделял положению дворянства. Он делает упор на наследственность дворянского звания, на неприкосновенность и святость их прав и привилегий. Щербатов выступил против предоставления купечеству прав на покупку крепостных крестьян и приписке их к фабрикам и заводам. Он энергично оспаривал возможность предоставления крепостным права, на какое бы то ни было имущество: «Собственности у рабов быть не может». Наделение же крестьян землей и предоставление им свободы, по мнению Щербатова, нарушило бы «основательные права естественного правосудия, те самые права, на которых основаны все общества».

Щербатов отрицательно относится к просвещению народа, которое, по его мнению, ведет к духу неповиновения.

Отношение Щербатова к самодержавию было сложным. Там, где речь шла о защите феодального строя, Щербатов всячески поддерживал власть монархов. Однако там, где ставилась проблема привилегий родовитого дворянства, недостаточного участия, на его взгляд, феодальной знати в управлении обществом и государством, Щербатов очень резко критиковал самодержавие.

Самовластие монарха, произвол его фаворитов можно сдержать только участием родовитой знати в высших органах государственной власти.

Порицая абсолютизм с тираноборческих позиций, он предлагал передать законодательную власть дворянскому сословному собранию и ограничить власть монарха «основательными законами».

Но время и история работали не на идеи Щербатова. В условиях, когда самодержавие, надев маску «просвещенности», укрепляло и расширяло феодально-крепостнические отношения, критика этих порядков и отношений с позиций гуманизма и Просвещения противостояла официальной идеологии, идейно подготавливала возникновение в России революционного демократизма.


Д. А. Голицин (1734 – 1803 гг.)


Одним из первых критиков крепостничества как экономически невыгодной для крупных земледельцев системы был представитель дворянского либерализма Д. А. Голицин, богатый помещик, дипломат и посол. Голицин считал, что дл России необходимо быстрее перевести всю работу промышленности, сельского хозяйства, торговли на рельсы свободного труда. «Пока существует крепостное право, Российская империя и наше дворянство, предназначенные к тому, чтобы быть богатейшими в Европе, останутся бедными». Ссылаясь на историю Франции, Англии, Голландии, Голицин писал, что «искусства, ремесла развивались и нравы улучшались лишь в странах, где крестьяне пользовались правом собственности и свободы». Он предлагал освободить крестьян за выкуп и без земли. Имелось в виду, что землю они могли приобрести после освобождения на условиях рынка.

Политические взгляды Голицина реакционны. Он не понял исторического значения Французской революции конца XVIII века, призывая монархов Европы выступить на борьбу с «беспорядками и анархией», охватившими Францию.

Идеология дворянского либерализма выражала настроения и интересы тех крупных землевладельцев, которые выступали за создание условий для развития капитализма в России при сохранении таких устоев феодализма, как самодержавие и помещичья собственность на землю.


С. Е. Десницкий (1710-1789 гг.)


Одним из первых представителей буржуазного либерализма в России был профессор Московского университета Семен Ефимович Десницкий. Десницкий связывал развитие человеческого общества, возникновение государства и права не с договорной теорией, ас хозяйственным бытом народов, способом добывания средств к существованию.

История человечества, по его модели, делилась на четыре этапа (состояния) – охотничий, постушеский, земледельческий, коммерческое состояние. С переходом народов от одного состояния к другому связаны возникновение (с переходом к земледелию) и изменения государства и права. В коммерческом состоянии земледелие, ремесло и искусство достигают совершенства, большое развитие получают торговля, купечество и право собственности. Все это предопределяет необходимость ряда изменений в области институтов государства и права.

В коммерческом состоянии «превосходное богатство есть первый источник всех достоинств, чинов и преимуществ перед другими». Коммерция обуславливает развитие права – у простых народов законов мало, чем выше народ в развитии, тем больше законов ему нужно. Богатство – причина и основание разделения властей.

Поскольку развитие коммерции требует все большего количества законов, для их подготовки при монархе безотлучно должно состоять специальное законотворческое учреждение. Им должен стать Сенат. Сенат должен был состоять из 600-800 человек, избираться на 5 лет на основе высокого имущественного ценза.

Учреждение «судительной власти» мыслилось как упорядочение системы профессиональных судей и организация суда присяжных. Десницкий – сторонник гласности судопроизводства, публикации в печати решений судов, учреждения института адвокатуры, законодательного закрепления принципа состязательности.

Лучшей формой организации власти Десницкий считал конституционную монархию, в которой реализуется разделение властей.

Законодательная власть осуществляется монархом совместно с Сенатом. Эта власть, рассуждал Десницкий, является первой, однако исполнение законов зависит от организации и деятельности других властей.

Исполнительная власть также вручалась монарху и многочисленному аппарату подотчетных ему чиновников.

Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Он рассматривает в апелляционном порядке обжалованные судебные приговоры и решения нижестоящих судов.

Низшая судебная инстанция определена в проектах Десницкого в виде всесословного судебного органа при местной администрации. Здесь проявилась определенная непоследовательность Десницкого в плане реализации принципа разделения трех ветвей власти.

Воеводам, назначаемым императором, на местах отдавалась «наказательная власть». В их задачу входила борьба с преступностью, поддержание правопорядка в общественных местах, исполнение приговоров, содержание тюрем, судов, а также сбор земельных пошлин. Применять эту власть Десницкий советовал осторожно, «чтоб строгость за предел не выходила».

В дополнение к наказательной власти Десницкий присовокупляет еще и гражданскую власть, которой он наделяет выборные органы местного самоуправления. От деятельности этих властей «всё блаженство подданных состоит» – заявлял Десницкий.

В правовой сфере Десницкий разработал институт классификации права: государственное (лицо и государство), гражданское (родители, дети, супруги, опекуны), уголовное (преступления против общества и государства) и судебное (отношения между лицами).

Исполнение своих проектов Десницкий ожидал от просвещенного монарха и прогрессивных слоев дворянства в добровольном порядке.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта