Политические и правовые учения
Скачать 381.76 Kb.
|
И. Т. Посошков (1653 – 1726 гг.)Развитие промышленности, ремесла и торговли, ускоренное реформами Петра I, привело к заметному росту числа и влияния на общественнополитическую жизнь промышленников и купцов, складывающихся в буржуазию. Одним из первых идеологов русской буржуазии был Иван Тихонович Посошков. Посошков занимался предпринимательством и торговлей. Он написал несколько произведений, в которых излагались взгляды автора на развитие общественно-политической жизни петровской Руси. В числе их была и «Книга о скудности и богатстве», вышедшая в 1724 году. В ней предлагалась программа действий русского абсолютизма, какой её хотело видеть купечество и предприниматели. Все надежды на положительное развитие русской действительности, Посошков возлагает на царя Петра I, держась традиционнотеологического обоснования власти: «Мы же монарха своего почитаем как бога». Посошков – сторонник тотальной государственной регламентации производства, труда, других сторон быта с целью увеличения общественного богатства. По мнению Посошкова, царь своими указами должен заставить всех работать «жить бережно и ничего напрасно не тратить». Много внимания Посошков уделял положению сословий и политике государства по отношению к каждому из них. В духе эпохи петровских реформ сословное деление общества он объяснял разделением труда, причем на государство возлагалась задача заставить каждое сословие работать с полной отдачей в отведенной ему сфере материальной или духовной жизни. Возлагая все надежды на царскую власть, Посошков был далек от мысли о всесилии царских указов: « Сколько новых статей издано, а не много в них действа, ибо всех их древностная неправда одолевает». Резко осуждая устаревшее законодательство, он предлагает начать подготовку проекта нового Уложения, как основного кодекса законов Российской империи. Этот проект должно готовить Собрание представителей всех сословий и чинов (не мене 3-х от каждого), в том числе и от класса крестьянства. В проекте должны быть собраны и согласованы положения старых и новых указов. Предлагалось использовать иноземные правовые сборники и уставы, взяв те статьи, которые «будут к нашему правлению пригодны». Подготовленный проект следует передать на обсуждение всех сословий и даже всенародное обсуждение: «всем народом освидетельствовать самым вольным голосом, а не под принуждением». Предоставление каждому возможности свободно высказываться, по замыслу Посошкова, являлось главной предпосылкой авторитета будущего нового Уложения: «Того ради и дана свободность, дабы потом не жаловались на сочинителя той новосочиненной книги». Предлагаемый порядок принятия нового Уложения, по мнению инициатора, никак и ничем не ограничивает царской власти: как царь решит, так оно и будет; проверка проекта «многонародным советом» имеет целью лишь устранение ошибок, пробелов, боле совершенное воплощение «правды». Правовую силу Уложению придаст лишь царское одобрение и утверждение. Наряду с проблемой обновления законодательства Посошкова тревожит проблема обеспеченности его исполнения, создания в стране прочного правопорядка. Важное место в системе обеспечения правопорядка должен занять суд. Одной из причин отсталости страны Посошков называл «закоренелую древнюю неправду», другими словами неправосудие, волокиту, взяточничество. Для наведения порядка в правосудии он предлагает, уличенного в третий раз во взяточничестве судью наказывать смертной казнью или пожизненной каторгой в сибирских рудниках. Посошков предложил провести радикальную реформу судоустройства в России. Реформа суда в первую очередь должна была сделать его доступным по составу для всех сословий: «Суд устроити един, каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому… И чтоб суд учинить близостный, чтоб всякому и низкочинному человеку легко было его доступать». Большое внимание Посошков уделял такой гарантии правопорядка, как обучение народа грамоте. Для этого он предлагал принудительно обучать крестьянских детей грамоте, включая и нерусское население. Совершенствование права и его гарантий Посошков считал составной частью и основой государственной политики. «Без насаждения правды нельзя и народ обогатить». Политико-правовое учение Посошкова явилось заметной вехой в истории развития русской общественно-политической мысли XVIII века. Посошков был первым идеологом ранней русской буржуазии, выразившим её интересы со всеми присущими ей особенностями: верноподданность, надежды на помощь монарха, мечта о сколько-нибудь прочном правопорядке, попыткой мирно ужиться с пережитками старого феодального строя. 10.4. Политические и правовые учения в России в период начавшегося разложения феодализма Расширение внутренней и внешней торговли, рост мануфактур во второй половине XVIII века привели к возникновению капиталистического уклада в экономике послепетровской России: в стране началось разложение феодализма. Развитие промышленности, рыночных отношений при сохранении феодально-сословной структуры общества вело ко все большему обострению классовых противоречий. Дворянство, превратившееся в своей основе в чисто паразитическое сословие, продолжало требовать расширения полномочий на землю, должности в государственном аппарате, и особенно на исключительное право собственности на крепостных крестьян. Слабая русская буржуазия, купцы и владельцы мануфактур в своих пожеланиях не шли далее предоставления им права покупать крепостных, приписывая их к фабрикам и заводам. В таких условиях в государстве усиливалась эксплуатация и угнетение крепостного крестьянства, все чаще вспыхивали его волнения, в России нарастала крестьянская война. На страже старых феодальных отношений стояло самодержавие. В 1762 году, в результате очередного дворцового переворота, на российском престоле оказалась жена Петра III Екатерина II. Период её правления вошел в историю России под названием периода «просвященного абсолютизма». Он характеризовался активной деятельностью самодержавного государства, направленной на законодательное закрепление крепостного права, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений. В это же время резко обострилось противоречие между либеральной, по сути, демократической, официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой. Необходимо отметить, что политико-правовая идеология основных классов и социальных групп российского общества второй половины XVIII века находилась под сильным влиянием идей Просвещения Западной Европы, а в конце века – Великой Французской буржуазной революции 1789 – 1794 гг. В таких условиях, продолжая защищать самодержавную власть, политическое и экономическое могущество дворянства, консервативная идеология отживающего строя вынуждена была приспосабливаться к новым условиям и как только можно защищать политику абсолютизма, отвечающую интересам дворянства. Это была идеологи феодальной аристократии. Однако не всегда политика абсолютизма соответствовала настроениям и пожеланиям части верхушки класса феодалов. Родовитая знать была недовольна самодурством отдельных самодержцев, заносчивостью и произволом фаворитов-временщиков. Особенностью феодально-аристократической идеологии этого периода были попытки использовать передовую европейскую идеологию Просвещения для критики становящегося реакционным абсолютизма с еще более реакционных позиций. Ссылки на естественность свободы и равенства причудливо соединялись с обоснованием крепостничества и привилегий родовой знати. |