Главная страница

Политические и правовые учения


Скачать 381.76 Kb.
НазваниеПолитические и правовые учения
Дата04.12.2021
Размер381.76 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла49215546.docx
ТипДокументы
#291382
страница9 из 18
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18

А. И. Герцен (1812 – 1870 гг.)


Александр Иванович Герцен был одним из первых русских революционных демократов ХIХ века. Именно он воспринял сельскую общину как главный элемент в здании будущего русского социализма. «Община спасла русский народ от монгольского варварства, от выкрашенных по– европейски помещиков и от немецкой бюрократии. Общинная организация, хотя и сильно потрясенная, устояла против вмешательства власти; она благополучно дожила до развития социализма в Европе». Так писал А. И. Герцен. В общинных хозяйственных и административных началах он усматривал зародыш и черты социалистического коллективизма. Однако Герцену были видны и негативные стороны общинных порядков – поглощение личности миром (т.е. общиной), первоначальная неразвитость «коммунизма». Выход он видел в быстром просвещении народа, использовании достижений западной науки, способной в положительной плане оказать влияние на материальную сторону жизни населения. К приобщению русского крестьянина к позитивным результатам цивилизации и науки Запада должны быть призваны передовые представители русской науки, литературы, искусства, «прошедшие через западную цивилизацию» и впитавшие ее исторический опыт и социалистические представления.

Герцен развернул широкую критику современного ему государства и права, разоблачая бесправие народа в России, зверства помещиков, злоупотребления чиновников и ближайшего окружения монарха, призывал к скорейшей ликвидации крепостного строя и монархического режима.

1 ноября 1861 г. Герцен выдвигает лозунг «В народ», ставший на десятилетия призывом для патриотически-настроенных слоев общества к деятельному участию в освободительном движении.

Критикуя капитализм, как социально-экономическую систему, Герцен в тоже время признавал преимущества буржуазной демократии перед феодально-абсолютистским режимом.

Вопросы конкретного революционного перехода к социализму Герцен решал неоднозначно в разные периоды жизни и применительно к России и Западу. Несколько раз менялась позиция по вопросу о том, где раньше может произойти революция и кто кого приобщит к социализму – западноевропейский пролетарий или русский крестьянин. В конце концов, их революционные возможности он стал оценивать в равной мере.

Развивая республиканские традиции прогрессивной политической мысли России, Герцен проявил себя как принципиальный противник сохранения монархических форм. Стремление соединить социализм и демократию отразилось в его лозунге борьбы за «социальную республику». При этом был сделан важный шаг к постановке и решению проблемы ликвидации отчуждения политической власти от народа. Герцен стремился к созданию такой государственности, где бы народ непосредственно и через своих представителей решил все вопросы социальной и политической жизни. Он выступал за всеобщую выборность органов власти, подотчетность должностных лиц народу, возможность политических решений

«всем миром».

Идеализация порядков сельской общины у Герцена, тем не менее, сочеталась с признанием необходимости государства при социализме, с призывами к борьбе за создание демократической республики.

Будущее наступление безгосударственного устройства Герцен связывал с победой социализма в мировом масштабе, с уничтожением милитаризма, свойственного буржуазным государствам, а также с длительным перевоспитанием самого человека.


В. Г. Белинский (1811 – 1848 гг.)


Виссарион Григорьевич Белинский принадлежал к новому поколению деятелей освободительного движения в России. Его литературная деятельность заметно усилила критическое направление в общественно – политической мысли страны.

Идейные искания Белинского никогда не меняли его крайне отрицательного отношения к крепостному праву, особенно ярко отразившегося еще в юношеской драме «Дмитрий Калинин», из-за которой он был исключен из университета.

Главная заслуга Белинского в разработке политико-правовых проблем состояла в критике современной ему действительности. В «Письме к Гоголю» Белинский дал потрясающую картину России как страны, где «Люди торгуют людьми», и «нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и политического порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей». Самыми неотложными вопросами считал Белинский, являются уничтожение крепостного права, запрет телесных наказаний, наведение элементарного правового порядка в государстве. Одновременно с острой критикой крепостничества и царского абсолютизма Белинский, как и Герцен, осуждает буржуазные порядки. «Горе государству, когда оно в руках капиталистов»,– писал Белинский.

Переход к социализму, который Белинский называл «Идеей идей», «бытием бытия», «альфой и омегой веры и знания», он связывал прежде всего с народной революцией.

Заслугой Белинского было также требование республики, вера в светлое будущее России, которая, писал он, через сотню лет встанет во главе всего прогрессивного человечества.

Белинский оказал огромное воздействие на развитие революционного демократизма России во второй половине ХIХ века.


1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18


написать администратору сайта