Главная страница

Политические и правовые учения


Скачать 381.76 Kb.
НазваниеПолитические и правовые учения
Дата04.12.2021
Размер381.76 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла49215546.docx
ТипДокументы
#291382
страница11 из 18
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18

П. Л. Лавров (1823 – 1900 гг.)


Пропагандистское течение в революционном народничестве связано с именем Петра Лавровича Лаврова. Лавров рано выдвинулся как подающий большие надежды учёный – математик. Однако он предпочёл академической карьере полную опасностей жизнь революционера.

В своих трудах Лавров пытается доказать решающую роль интеллигенции в истории развития человеческого общества. Задаваясь вопросами, как шла история, кто её двигал, Лавров отвечал: «Одинокие борющиеся личности».

В эпоху, когда «народ безмолвствовал», признание могущества личности не могло не затронуть чувств революционно настроенной интеллигенции. Работа Лаврова «Исторические письма», где он говорит о решающей роли мыслящей личности в историческом процессе, стали «Евангелием» русской революционной молодёжи.

Для свержения самодержавия, Лавров призывал молодёжь идти в народ, «вооружившись основательным знанием и усвоив народные потребности». Главное в хождении в народ принести ему «выработанную мысль, накопленное знание», придать «его порывам цельность и организацию», вызвать «из его среды представителей интеллигентного революционного крестьянства», а затем сойти со сцены «отдав народное дело в руки народа». Революционная интеллигенция, по Лаврову, должна выступить застрельщиком, инициатором и организатором социальной революции. Он справедливо отмечал, что успех может быть связан лишь с широким участием в революции народных масс, осознающих причины своих бедствий и выступающих против существующего строя.

Важнейшим условием подготовки революции Лавров считал создание партии революционной интеллигенции. Это союз единомышленников, для «которых критическая мысль нераздельна от дела».

Партийные группы «как естественные руководители всех разделяющих их убеждения» после победы революции станут основой социалистического государства в виде «народной федерации русских революционных общин и артелей». Сразу же новая власть должна взять в свои руки «общественное достояние, находящееся в руках государственных и частных хищников», организовать «всеобщий труд на общую пользу», оборону от внутренних и внешних врагов, обеспечить безопасность граждан внутри страны, укрепив законность и правопорядок.

Государство, по Лаврову, сохраниться и на втором этапе социальной революции – переходном периоде для построения рабочего социализма. В своей работе «Государственный элемент в будущем обществе» (1876 г.). Лавров и обосновывает тезис о необходимости государства для решения внутренних и внешних задач переходного периода. Однако это государство будет постепенно отмирать при социализме: его сохранение в виде диктатуры большинства – мера временная. Зрелый социализм, по Лаврову, не знает государственности, управления человека человеком «в смысле принудительной власти одной личности над другой». Образец социалистического государства он видел в Парижской Коммуне. Признавая необходимость революционного насилия в социальной революции, Лавров требовал сведения его к минимуму.


П.Н. Ткачёв (1844 – 1885 гг.)


Идеологом заговорщического (бланкистского) направления в народничестве стал Пётр Никитич Ткачёв. Он не верил в успех революционной пропаганды в крестьянских массах России, и все надежды возлагал на скорейшее использование революционерами государственной власти. Он горячо убеждал своих сподвижников, что крестьянская революция, которую давно ожидают русские революционеры, пока не наступает. В тоже время самодержавие в стране не имеет прочной социальной базы, «висит в воздухе». Ткачёв доказывает, что в таких условиях даже сравнительно небольшая группа заговорщиков может, устранив самодержавие и его окружение, захватить политическую власть и осуществить революцию. Он убеждал русских социалистов: «Наша единственная задача – терроризировать правительственную власть, весь вопрос сводится к приобретению силы власти, которая теперь направлена против нас».

Общие контуры своей тактики революции применительно к российской действительности Ткачёв изложил в «Открытом письме господину Фридриху Энгельсу». В нём он доказывает, что, несмотря на забитость и невежество русского народа, он обладает такими преимуществами, которые свидетельствуют о том, что Россия «стоит гораздо ближе к социализму, чем народы Западной Европы». К этим преимуществам он относил отсутствие в России «средних классов», наличие общинного владения землёй и народа, который вследствие этого якобы представляет собой коммуниста по традиции.

В ряде статей журнала «Набат» Ткачёв завершил формирование своей политической теории. Он определил ближайшую цель революции как захват политической власти путём государственного заговора и создание революционного государства. Эту цель осуществляет революционное меньшинство. Социальная революция в полном объёме осуществится со временем революционным государством, которое предварительно должно подготовиться для этой миссии.

Во-первых, государство должно укрепить свою власть, окружив себя органами народного представительства и «санкционировать их волей свою реформаторскую деятельность».

Во-вторых, революционное государство, по Ткачёву, должно широко развернуть революционную пропаганду и благодаря ей втянуть в революционный процесс широкие народные массы, перевести тем самым политический переворот в социальную революцию.

Душой революции, её организатором и вождём у Ткачёва выступает революционное меньшинство. Широким народным массам он отводит только разрушительные задачи. Это вполне согласовалось с его пониманием степени консервативности русского крестьянина.

Орудием захвата власти, по Ткачёву, является подпольная организация революционеров, а главным средством осуществления преобразований – революционное государство.


1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18


написать администратору сайта