Главная страница

Политические и правовые учения


Скачать 381.76 Kb.
НазваниеПолитические и правовые учения
Дата04.12.2021
Размер381.76 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла49215546.docx
ТипДокументы
#291382
страница10 из 18
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18

Н. Г. Чернышевский (1828- 1889 гг.)


Николай Гаврилович Чернышевский возглавил лагерь революционной демократии в 60-ые годы, в период подготовки и проведения крестьянской реформы. К революционно-демократическим взглядам он пришел еще в молодые годы и развил свою теорию в ряде социальных научных работ, а еще более – в злободневных статьях журнала «Современник».

Проблема происхождения государства и права рассматривается Чернышевским в ряде работ. В статье «Экономическая деятельность и законодательство» он объяснял возникновение законов – политических, гражданских, уголовных – прежде всего несоразмерностью между потребностями людей в материальных благах и средствами их удовлетворения. Второй источник появления законов – «дисгармония в самой человеческой природе», проистекающая, однако из первого, коренного источника.

Чернышевский связывал появление государства и права с частной собственностью, вначале «поземельной», сменившей общинную собственность, при которой земля принадлежала обществу, а не частным лицам. С появлением частной собственности и развитием имущественного неравенства происходит, по мнению Чернышевского, отстранение все большего числа людей от управления общественными делами.

Во всех вызказываниях Чернышевского прослеживается мысль об историческом и преходящем характере государства, о связи его возникновения и будущих судеб с экономическими процессами, особенно имущественным неравенством. Очень глубокой была мысль Чернышевского о специфических признаках государства, состоящих в создании особого аппарата управления, армии, полиции, суда.

Называя в подцензурной печати царское самодержавие «азиатством» Чернышевский показывает картину произвола, беззакония, подавления и ограбления народа в России.

Лозунгом Чернышевского в годы реформы 1861 года были слова одного из героев его романа «Пролог »: «вся земля мужицкая, и выкупа никакого». После первых шагов по осуществлению крестьянской реформы Чернышевский приходит к выводу о неспособности самодержавно – бюрократического аппарата к реформированию и начинает ориентироваться на крестьянскую революцию.

Характеристика буржуазного государства и права занимает большое место в работах мыслителя. Он видел антагонистические классы в западной Европе, хотя и проводил различие между ними главным образом по имущественному признаку, а не по их месту в системе общественного производства. Он указывает на формальный характер буржуазного равенства и прав личности, провозглашенных в буржуазных странах.

Основным выводом, который сделал Чернышевский и другие революционные демократы, из критики феодального и буржуазного государства и права, был вывод о необходимости народной революции и перехода к социализму. Чернышевский, как и Герцен, мечтал, чтобы Россия миновала стадию капитализма, и связывал возможности этого с наличием в ней традиционной общинной жизни.

Вопросам государства при социализме Чернышевский также уделял большое внимание. Прежде всего он писал, что власть должна будет перейти к реальному большинству народа – земледельцам, поденщикам, рабочим. Вслед за Герценом Чернышевский разъяснял необходимость широкого демократизма в государстве будущего – республиканских форм, выборности, связи с народом и осуществления власти при его непосредственном участии, развитии самоуправления. Именно такое государство, по его мнению, имеет возможность построить социализм. Чернышевский различал два периода в развитии социализма – первый, начальный, связанный с распределением по труду, второй, когда оно осуществляется по потребностям членов общества. С наступлением второго периода произойдет переход к безгосударственному устройству. Таким образом, получила дальнейшее развитие проблема ликвидации отчуждения политической власти от народа и создания реального общественного самоуправления.

В правовой идеал Чернышевского вошли требования строгого обеспечения прав и свобод граждан, строгого исполнения требований закона. «Где нет закона, – писал мыслитель, – там произвол, произвол сам по себе есть стеснение».

Наряду с Герценом, Белинским, Чернышевским в политическую и правовую мысль России внесли свой вклад Н. П. Огарев, Н. Д. Добролюбов, другие представители революционно- демократического направления.

11.6. Политические и правовые учения революционного народничества

Народничество – движение демократической русской интеллигенции, возникшее в 60-х гг. ХIХ века. У истоков движения стояли А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский. Главным стимулом к этому движению явилось крайняя неудовлетворенность большинства населения России итогами реформы 1861 г., формально давшей крестьянам свободу, но без земли. Именно в 1861 году Герцен обратился к русскому студенчеству, передовой интеллигенции с призывом идти в народ, чтобы воспитывать его и готовить к сознательной борьбе за свои интересы. В 1861 – 1864 гг. действовала подпольная организация, так называемая первая «Земля и воля», созданная Н. П. Огаревым и его единомышленниками. Однако она была раскрыта и запрещена, так и не успев развернуть реальной работы.

Расцвет революционного народничества приходится на 70-ые годы ХIХ века. Весной и летом 1874 г. началось массовое « хождение в народ» демократической интеллигенции. Однако в конце 1875 г. «хождение в народ» было разгромлено полицией, его участники арестованы и осуждены.

«Хождение в народ» выявило организационную слабость народнического движения и определило необходимость единой, централизованной организации. Такая организация была создана в 1876 г. и вновь получила название «Земля и воля». Однако надежды поднять крестьянство на революцию не оправдались. Внутри организации обострились разногласия по вопросу дальнейших форм и методов работы с народными массами. Большинство революционеров убеждалось в необходимости перехода к непосредственной политической борьбе с самодержавием. Одним из основных средств такой борьбы они избрали террор. Остальная часть народников осталась на прежних позициях, предпочитая вести агитационную работу среди крестьянства. В августе 1879 г. в результате конфликта «политиков» с «деревенщиками» произошел раскол «Земли и воли» на две самостоятельные организации – «Народную волю» и «Черный передел».

«Народная воля» ещё больше усилила принципы централизации, конспирации и окончательно избрала тактику политического террора. 26 августа 1879 г. исполком «Народной воли» вынес Александру II смертный приговор, который народовольцы исполнили 1 марта 1881года.

Теоретическое обоснование революционного народничества 70-х гг.

было дано в трудах его главных идеологов: П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачёва, М. А. Бакунина.

По многим политическим и в особенности тактическим проблемам теоретики народничества спорили друг с другом. В конечном итоге разнообразие их взглядов и позиций по вопросам тактики и дальнейшего развития общественно-политических институтов России привело к формированию трёх течений движения: пропагандистского (Лавров), заговорщического (Ткачёв) и бунтарского (Бакунин).


1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18


написать администратору сайта