Главная страница
Навигация по странице:

  • Семья обычного права, ее признаки. Система обычного права.

  • Понятие системы нормативного регулирования. Виды социальных норм.

  • Право и другие социальные нормы.

  • Правовые и общегражданские обычаи.

  • Политические нормы и их особенности.

  • Право и мораль: единство и различия. Внутренний и внешний аспекты морали.

  • Ответы на билеты по тгп. Понятие, объект, предмет и структура юридической науки


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеПонятие, объект, предмет и структура юридической науки
    АнкорОтветы на билеты по тгп
    Дата30.09.2022
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP_11153192.docx
    ТипДокументы
    #707396
    страница16 из 27
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   27

    Источники иудейского права.

    Достаточно развитой по содержанию системой источников отличается иудаизм. Основными элементами такой системы выступают:

    В свою очередь, Мишна по праву признается первым письменным текстом, содержащим в себе ключевые религиозные предписания, обращенные к ортодоксальным иудеям, в то время как Талмуд – это комплексный, многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма.

    При этом следует обратить внимание на то, что основное регулятивное значение, как источника иудейского права, принадлежит не Талмуду, а комментариям к нему, составленным представителями иудейской правовой доктрины. Это обусловлено в том числе тем, что сам Талмуд был составлен без знаков пунктуации, абзацев, а также одновременно на двух языках (иврит, арамейский), что значительно усложняло процесс изучения его содержания.

    Основными структурными элементами (разделами) Талмуда, составляющими его содержание, выступают:

    • Моэд, упорядочивающий законы субботы и праздников;

    • Нашим, регламентирующий процедуру заключения и расторжения брака, обязанности родителей, детей, и т.д.;

    • Незиким, содержание которого посвящено регулированию вопросов возмещения материального ущерба, системы наказаний и штрафов, и т.д.;

    • Кодашим – отдельный раздел, в котором рассматриваются особенности осуществления жертвоприношений, отправления храмовой службы, а также, так называемые законы о пище (Кашрут) и ритуальном убое (Шхита);

    • Техарот – трактат о ритуальной чистоте.

    1. Семья обычного права, ее признаки.

    Система обычного права. В ряде стран центральной и южной Африки, на Мадагаскаре сохраняются родо-племенные отношения. Экономика этих стран характеризуется отсталостью, её основу составляет сельское хозяйство, характеризующееся низкой производительностью труда. Основой социального строя во многом остаются кровнородственные связи между членами трибы, рода, деревни. Управление на местном уровне в большой степени осуществляется традиционными институтами: старейшинами, советами старейшин. Представления людей об окружающей природе, отношение к умершим предкам отличаются мифологическим характером.

    В этих условиях основным источником права является правовой обычай, причём разные народности имеют свои обычаи. Для обычного права характерна тесная взаимосвязь правовых и моральных норм.

    Основной субъект права для обычного права не индивид, а группа (семья, род и т.п.). Если речь идёт о браке, то он имеет форму брачного договора заключённого между двумя семьями, а не мужчиной и женщиной. Наследниками имущества также часто становится не конкретное лицо, а семья. Землёй владеет обычно тоже сообщество, а не отдельный человек. Данный принцип распространяется и на институт юридической ответственности: за проступок отдельного члена несёт ответственность вся группа.

    Общинный характер жизнеустройства обуславливает основную функцию суда как органа примирения, обеспечивающего устойчивость, единство группы. Главное – не покарать виновного, наказать зло, а восстановить мир и согласие рода, семьи, иного сообщества.

    Суды, арбитражи состояли из старейшин, вождей, иных влиятельных членов семьи.

    Колонизация привела к внедрению в правовые системы соответствующих народов элементов континентального и общего права. В колониях были созданы колониальные суды с судьями европейцами, которые рассматривали дела на основе права метрополий и колониального права. Право метрополий и колониальное право стало постепенно доминировать в сфере административного, уголовного и торгового права. Обычное право по-прежнему регулировало земельные, семейные и наследственные отношения.

    Национальная независимость привела к тому, что колониальное законодательство постепенно потеряло своё значение, но и сфера действия обычаев неуклонно стала сужаться. В молодых африканских государствах стали повсеместно приниматься конституции, кодексы, крупные законы. Причём в процессе их принятия очень часто воспринимались прогрессивные правовые институты европейских государств. В то же время обычное право сохраняется, ему везде придаётся большое значение, в некоторых странах предпринимаются попытки кодификации обычаев, их компиляции в действующее законодательство.

    1. Понятие системы нормативного регулирования. Виды социальных норм.

    Система нормативного регулирования представляет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение людей в различных сферах жизнедеятельности.

    Система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. Следовательно, нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой, техникой либо в сфере общественных отношений

    Социально-технические нормы — это правила использования технических средств, зданий, производственных комплексов, технологий и явлений природы в процессе их эксплуатации. Данные нормы выступают как средство организации производственных процессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Соц-технические нормы регулируют отношения типа «человек — машина» (субъект — объект).

    Социальные нормы представляют собой средства организации общественных отношений: они регулируют поведение людей в обществе. Социальные нормы упорядочивают поведение людей в обществе. Социальные нормы упорядочивают отношения в связке «человек — человек» (субъект — субъект).

    Социальным нормам присущи свои особенности: 1) предметом регулирования выступают общественные отношения, формы социального взаимодействия людей, их сознания и воли; 2) они основаны на объективной потребности общества упорядочить многообразные общественные отношения; 3)они возникают закономерно в процессе исторического становления общества и отражают достигнутый уровень его развития; 4) социальные нормы возникают в связи с волей и сознанием людей в ходе их практической деятельности; 5) социальные нормы ищут общий характер, то есть не содержат указания конкретного адреса, имеют не персонифицированный характер, регулируют много кратные повторяющиеся связи и наиболее типичные отклонения; 6) имеют определенную иерархичность, определенный порядок реализации, детальная регламентация и возможность санкции в отношении нарушителя.

    К основным видам социальных норм относятся:

    • Нормы права, представляющие собой общеобязательные, формально-определенные правила поведения, охраняемые государством.

    • Нормы нравственности, сложившиеся в обществе правила поведения и выражающие представления людей о добре и зле, долге, чести, достоинстве, действие которых обеспечивается внутренним убеждением, а также мерами общественного воздействия.

    • Нормы обычаев – многократно повторяемые в силу привычки правила поведения.

    • Традиции, сложившиеся в ходе исторического развития, как и обычаи, но имеющие более поверхностный характер. Довольно большую роль они играют в международных отношениях и в политической жизни государства.

    • Церемонии или ритуалы, цель которых заключается во внушении определенных чувств, например, ритуал исполнения гимна страны.

    • Обряды, имеющие те же цели, что и ритуалы, только в отличие от них, имеют более глубокое проникновение в психологию человека, например, заключение брака.

    • Деловые обыкновения представляют собой правила поведения, сложившиеся в повседневной жизни людей, например, утренние планерки, школьники приветствуют учителя, стоя и др.

    • Корпоративные нормы устанавливаются самостоятельно общественными организациями и закрепляются в их уставах.

    • Религиозные нормы различных вероисповеданий, содержащиеся в религиозных книгах – Библии, Коране, либо в сознании верующих.

    • Нормы социального этикета складываются обычно стихийно и имеют цель – облегчить общение между людьми, например, мужчина подает руку своей спутнице при выходе из транспорта.

    1. Право и другие социальные нормы.

    Общеизвестная фраза Аристотеля о сущности человека имеет очевидное подтверждение в повседневной жизни – люди существуют и реализуют свои интересы преимущественно в общественных отношениях. Ежедневно вступая в разнообразные отношения с другими индивидами, социальными группами, организациями и объединениями (в виде, например, совместной деятельности, заинтересованности в отношении других субъектов или оценки их действий и намерений), мы подчиняемся особым правилам поведения – социальным нормам

    Итак, социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей в обществе. От них следует отличать технические нормы – правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. Это математические, лингвистические, медицинские и прочие правила.

    К социальным нормам относят традиции, нормы морали (нравственности, этики), нормы обычаев, религиозные, корпоративные, эстетические, политические и правовые нормы.

    Традиции представляют собой неписаные правила поведения, постоянно осуществляемые в течение длительного времени (обычаи – специально созданные (в отличие от традиций) правила поведения, часть обрядов и др.).

    Мораль или моральные нормы можно определить как правила поведения, основанные на представлениях тех или иных социальных групп о добре и зле, справедливости и несправедливости, совести, достоинстве и прочих этических требованиях. Формой существования морали выступает коллективное сознание.

    Нормы религии устанавливаются в рамках различных конфессий и регулируют поведение последователей данной конфессии (верующих).

    Правила поведения, создаваемые в объединениях и организациях для упорядочивания взаимоотношений между членами этих объединений (организаций) именуются корпоративными нормами.

    Создание и восприятие произведений искусства, а также критерии прекрасного в рамках отдельных сообществ регламентируются эстетическими нормами.

    Отношения по поводу получения, осуществления, удержания публичной власти являются предметом регулирования норм политики.

    Нормы обычаев – многократно повторяемые в силу привычки правила поведения.

    Правовая норма - это обязательное правило, принцип или норма, которые организации суверенной власти обнародуют и применяют для регулирования общественных отношений.

    Перечисленные социальные нормы обладают следующими общими признаками: появляются в связи с необходимостью согласования индивидуальных интересов с групповыми и общественными, предназначены упорядочивать общественную жизнь, адресованы индивидам, обеспечены санкциями за их нарушение.

    Все социальные нормы действуют взаимосвязано. Нередко одно и то же поведение признается нежелательным различными социальными регуляторами. Допустим, кража будет и плохим (мораль), и греховным (религия) и противоправным деянием. Следует отметить, что нормы права практически всегда соседствуют с иными социальными нормами. Например, на защите собственности стоят и право, и мораль, и религия, и корпоративные нормы. Взаимосвязь проявляется также и в том, что неправовые нормы могут получить правовое оформление. В качестве подтверждения можно привести установление административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем общественную нравственность (нарушение норм морали) или закрепление трудовым законодательством религиозных праздников (Рождество Христово). Социальные нормы отличаются друг от друга по следующим основаниям (табл.):





    Таким образом, право – это тоже совокупность социальных норм, имеющих, очевидно, особый характер. Право неотделимо от общества и производно от него, оно обусловлено сложившимися в обществе иными правилами. Социальная роль права заключается в воздействии на общественные отношения с целью их интеграции, обеспечения стабильности и развития общества, выражения идей социальной справедливости и социального равенства.

    1. Правовые и общегражданские обычаи.

    В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

    Но во всех случаях правовые обычаи должны находится в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И, конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредование разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

    Что касается неправовых (общегражданских) обычаев, то их великое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведет борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции горских народов – калым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного рода предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни и т.д.). Есть обычаи, которое связаны с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.

    Но, например, ношение холодного оружия (кинжала) как атрибута национального костюма допускается. Снисходительно относится право и к умыканию невесты (чаще всего – с согласия «похищаемой») при условии, что жених ее не обесчестил. Хотя по закону такое деяние наказуемо. Право, государство подходят к тем или иным обычаям дифференцировано – старые, неугодные отсекаются; новые, полезные поощряются. Следует иметь в виду, что в обычаях есть немало консервативного, застывшего, неприемлемого. Это – наслоение ушедших времен.

    1. Политические нормы и их особенности.

    Политические нормы, регулируя отношения социальных групп, классов и отношения между ними, нациями и народами, занимают важное место в группе социальных норм.

    Политические нормы занимаются регулированием социальных групп, классов, участие народа в жизни государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Политические права и свободы граждан страны закрепляют и регулируют Конституция и соответствующие законы. Каждый гражданин страны является политической личностью, свободным и равноправным членом государственной организации общества.

    Граждане страны имеют такие политические права, как свобода слова, собраний, уличных шествий, демонстраций. Граждане страны имеют право участвовать в управлении государством, имеют право доступа к государственной службе.

    Исходя из объема содержания регулируемых политических отношений, политические нормы могут быть различны. Среди политических норм выделяют политические принципы, для них характерна наибольшая широта содержания и общественно-политическая значимость – это принцип народовластия, суверенитета, равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип разделения властей, принцип мирного разрешения международных споров и др.

    Формы выражения политических норм различны, это могут быть политические декларации, манифесты государств. Политические нормы могут быть выражены в программных документах политических партий, конституциях государств. Политические нормы приобретают значение правовых норм, если выражаются в юридических актах государства.

    Однозначно не решен вопрос о соотношении политических норм и права, по этому поводу в отечественной литературе высказываются противоречивые мнения. Но, тем не менее, жизнь свидетельствует, что в государственно-организованном обществе существуют многообразные связи между правом и политикой.

    Существует различие между политической нормой и политической оценкой социальной правовой нормы. Политическая норма может быть выражена в политическом акте непосредственно. Политическое значение юридическая норма приобретает тогда, когда к её оценке применяется политический подход, когда она устанавливается компетентным государственным органом. Взаимоотношения граждан с государством и его органами регулируются политическими нормами. Например, порядок выборов и участие в них граждан регулируются политическими нормами, выраженными в юридическом акте. К политическим относятся нормы, которые определяют, регулируют отношения законодательной, исполнительной, судебной власти. Принимаемый государственной властью закон ещё на стадии разработки получает экономическое, социальное, политическое обоснование, который после публикации оценивается обществом.

    1. Право и мораль: единство и различия. Внутренний и внешний аспекты морали.

    Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленной совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль и нравственность - одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Тем не менее, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью - степень их соблюдения, т. е. фактическое состояние, уровень морали. Однако в данном случае следует исходить из тождественности этих понятий.

    Как форма общественного сознания, система отношений и норм - мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно- общественном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально - политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются так же социально - экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры.

    Мораль имеет внутренний и внешний аспекты

    Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две веши поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей, а также в одной из христианских заповедей.

    «Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, т. е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

    Внешний аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».

    Право и мораль

    Связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе. В сравнении с другими социальными нормами у морали наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок. Сказанное означает, что сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Однако, действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными образованьями.

    Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

    Единство права и морали выражается в том, что они имеют следующие сходные черты:

    - представляют собой разновидность социальных норм, которые вместе составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают определенными общими чертами; у них в принципе единая нормативная природа;

    - право и мораль имеют один и тот же объект регулирования - существующие общественные отношения;

    - право и мораль как нормативные явления определяют границы должных и возможных поступков, служа средством гармонизации личных и общественных потребностей;

    - право и мораль, являясь регуляторами человеческой деятельности, основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения;

    - право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие личности, утверждение принципов справедливости, гуманизма;

    - право и мораль выступают в качестве основных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих возможностей. Цель права - " Установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, ожесточенные споры и т.д. тратилось как можно меньше душевных сил ". Таковым в сущности является и назначение норм морали.

    Однако наряду с рассмотренными общими чертами право и мораль имеют и существенные различия, обладают спецификой, что для юридической науки и практики имеет, пожалуй, более важное значение, чем установление их общности.

    Отличительные особенности рассматриваемых явлений заключаются в следующем:

    1. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством, или же отменяются, дополняются либо изменяются, т.е. право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает особым, государственным регулятором общественных отношений, тем самым осуществляя, одну из главных функций государства - организация и упорядочение общественной отношений.

    Формирование морали имеет естественноисторическое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений и ожиданий. Субъект формирует моральные нормы и сам же обращает их на себя. Для того, чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно санкций официальных властей, достаточно, чтобы она была признана " санкцианированна " обществом, классом, социальной группой, коллективом.

    2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. В этом его принципиальное отличие не только от морали, но и от всякого иного регулятора. Исторически право потому и возникло, что в новых условиях иные регуляторы, в том числе и мораль, оказывались недостаточными для обеспечения организованности и порядка, защиты производителя от частного случая и произвола. По иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения.

    Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства официальной власти, применения юридических санкций. В моральном отношении человек может быть " последним подлецом ", но юридической ответственности он не подлежит, если он не совершает ни каких противоправных действий. Само общество, его коллективы сами решают каким образом воздействовать на лиц, не соблюдающих моральные запреты. При этом моральное реагирование может быть не менее действенным, чем правовое, а иногда и более эффективным. Последствия же аморального поведения могут быть самыми тяжелыми и непоправимыми.

    3. Право и мораль различаются по форме выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, общественных организаций, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники и уставы. В свою очередь нравственные нормы не имеют подобных форм выражения, а существуют в сознании людей - участников общественной жизни, т.е. моральные нормы - это не писанные, документально не закрепленные правила поведения, требования к поведению, их появление не связанно с волей законодателя.

    4. Право и мораль различаются по степени детализации. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Иными словами моральные нормы определяют наиболее общие требования к участникам общественных отношений и их поведению - быть справедливым, добрым, честным и т.д. Основами таких моральных требований были десять библейских заповедей: "Нельзя брать чужое", "…Ни укради…" и др. Содержание же норм права характеризуется большой конкретностью.

    В правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи, они содержат в себе более подробное описание запрещенного и разрешенного поведения, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания, т.е. в них выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений.

    5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, и порядок ее возложения строго регламентирован законом. Человек привлекается к ответственности от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь, как кому заблагорассудится. Иные последствия вызывает нарушение нравственности. Четкой процедуры здесь нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия ( выговор, замечание, исключение из общественной организации и т.п. ).

    6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению людей. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы и т.д., тогда как право пресекает наиболее крайние и опасные их проявления.

    7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни, оставляя за рамками своего регулирования такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, вкусы, моду, личные пристрастия и т.д. Нравственность, в отличие от права, проникает во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в принципе все виды и формы взаимоотношений между людьми. Она "универсальна и вездесуща".

    8. В философском плане различие между правом и моралью состоит в том, что последняя выступает одной из форм общественного сознания, в то время как право не является таковым. Формой общественного сознания является не право, а правосознание, т.е. взгляды на право.

    Как уже было сказано, право и мораль тесно взаимосвязаны между собой. Из их тесной взаимосвязи вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в деле упорядочения общественных отношений, позитивного влияния на личность, формирования у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью. Мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступления.

    В оценке таких деяний право и мораль едины. Всякое противоправное поведение является так же противонравственным. Право требует соблюдать законы, того же требует и мораль. Во многих статьях ныне действующей Конституции, Декларации прав и свобод человека позиции права и морали сливаются. Таким образом , и право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Учитывая все выше перечисленное можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия.

    Необходимо так же отметить, что право и мораль постоянно оказывают взаимное влияние друг на друга. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства. В свою очередь мораль оказывает воздействие на правовую жизнь общества, развитие права, вместе с ним способствует укреплению общественного порядка.

    Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения "Все, что не запрещено законом - разрешено" в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение.

    В процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы. Один и тот же поступок индивида получает в глазах окружающих людей как правовую, так и моральную оценку, о нем судят как с позиции закона, так и с позиции совести, чести.

    Право и мораль "сотрудничают" в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции. Выражается это в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе жизненных ситуаций, противоправных действий, а так же при оценке личности правонарушителя. Фактические обстоятельства многих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев, без которых невозможно правильно определить признаки таких, например, деяний, как хулиганство, клевета, оскорбление, унижение чести и достоинства, понятий цинизма, корысти, стяжательства, " низменных побуждений ", выступающих мотивом многих преступлений. Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона".

    Тесное взаимодействие норм права и морали не исключает довольно острых противоречий, расхождений между ними.

    Причины противоречия между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, разные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Право по своей природе более консервативно, оно, как правило, отстает от течения жизни, в нем самом немало противоречий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки. Мораль же более динамична, активнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояниПраво и мораль – не антиподы, а соперники, они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и взаимопереходы. На этой почве случаются и "лобовые столкновения", так как мораль требует от человека больше, чем право, судит строже.

    Таким образом, мыслимы ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль "запрещает" и, наоборот, закон "запрещает", а мораль "разрешает". Например, у ряда народностей, входящих в состав Российской Федерации, кровная месть до сих пор поддерживается нормами морали, но правом это явление квалифицируется как преступление.
    1. 1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   27


    написать администратору сайта