Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие, структура и принципы правового положения личности. Социальный и правовой статусы. Виды правового статуса.

  • Гражданство: понятие и принципы.

  • Основные теории происхождения права: общая характеристика.

  • Теологическая теория происхождения права. Правовые воззрения Фомы Аквинского. Неотомизм.

  • Сосуществование двух систем права в естественно-правовой теории (юснатурализм).

  • Историческая школа права. Саморазвитие права в учениях Г.Гуго и Ф.К. Савиньи.

  • Психологическая теория происхождения права. Доктрина Л.И. Петражицкого.

  • Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права. Позитивное право в понимании Г. Кельзена. Юридический позитивизм Дж. Остина.

  • Социологический подход к праву: достоинства и недостатки.

  • Ответы на билеты по тгп. Понятие, объект, предмет и структура юридической науки


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеПонятие, объект, предмет и структура юридической науки
    АнкорОтветы на билеты по тгп
    Дата30.09.2022
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP_11153192.docx
    ТипДокументы
    #707396
    страница13 из 27
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27

    Государство и личность. Гарантии, исключающие произвол государства.

    Взаимная ответственность государства и личности — самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

    Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.

    “Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”, — закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.
    Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей.

    Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

    1) ответственность правительства перед представительными органами;

    2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;

    3) импичмент (процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц) и т.п.

    Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

    На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

    1. Понятие, структура и принципы правового положения личности. Социальный и правовой статусы. Виды правового статуса.

    Юридически закрепленное положение человека в обществе обозначается терминами «правовой статус» и «правовое положение». В переводе с латинского слово «статус» (status) означает положение. Таким образом, с этимологической точки зрения термины «правовой статус» и «правовое положение» являются синонимами.

    Правовой статус – это определенное, юридически закрепленное положение гражданина в обществе, выражающееся в системе гарантируемых и признанных государством прав и обязанностей данного субъекта.

    Правовой статус закрепляет социальный статус лица, это совокупность прав и обязанностей гражданина, признанная законодательством и Конституцией. Ядро правового статуса составляют права и обязанности гражданина. Правовой статус отражает всю совокупность связей человека с государством, обществом и окружающими людьми.

    Основу правового статуса личности представляют ее свободы, права, интересы, обязанности в единстве. Правом личности является ее свобода. Правовой статус базируется на международных правовых документах, устанавливающих правовые стандарты прав и свобод, определяющих уровень, ниже которого государство просто не имеет права опуститься.

    Правовой статус личности отображает достигнутые данные общество и юридически закрепленные объемы свободы личности. В основе правового статуса лежат идеи о том, что: человек является свободным от рождения, никто не имеет права отчуждать его естественные права, а охрана и обеспечение этих прав должны быть гарантированы государством; свобода личности заключается в праве делать все, что не несет вреда другому человеку; границы свободы определяются законом, соответствующем праву, при этом право выступает мерой свободы; права могут быть ограничены исключительно с целью содействия для достижения в демократическом обществе общего благосостояния.

    Принципы правового статуса:

    • Неотчуждаемость прав и свобод;

    • Равноправие;

    • Действие и гарантированность прав и свобод;

    • Запрет на ограничение прав и свобод, предусмотренных Конституцией;

    • Запрет на злоупотребление правами и обязанностями;

    • Признание международных норм и принципов международных договоров и международного права.

    Структура правового статуса включает следующие элементы:

    • Правовые нормы, или права и обязанности – субъективное право представляет собой меру и вид юридически возможного поведения, призванного удовлетворять интересы субъекта, юридическая обязанность – мера и вид юридически обусловленного поведения, которое призвано удовлетворять интересы контрагента, управомоченной стороны;

    • Законные интересы граждан - юридическое дозволение, вытекающее из общего смысла объективного права, отраженное в нем, в некоторой степени гарантированное государством обеспечение субъекта возможностью пользоваться социальными благами, обращаться к компетентным органам за защитой для удовлетворения не противоречащих общественным потребностям;

    • Правосубъектность - способность выступать субъектом права, то есть осуществлять прямо или через представителя права и обязанности, это праводееспособность, определенный синтез право- и дееспособности;

    • Гражданство - устойчивая правовая связь с государством, которая выражается в комплексе взаимных прав, ответственности, обязанностей и основана на уважении и признании достоинства человека, его прав и свобод; государство гарантирует своим гражданам обеспечение прав и законных интересов, оно защищает и покровительствует ему (в том числе в других странах), а в обязанности гражданина входит соблюдение законодательства государства, выполнение установленных обязанностей;

    • Юридическая ответственность;

    • Правоотношения;

    • Правовые принципы и т.д.

    На социальное значение и содержание правового статуса личности значительное влияние оказывают гарантии реализации прав и обязанностей. Однако без создания государством конкретных условий для реализации данных прав, свобод и обязанностей все это остается «заявлением о намерениях». Факторами реализации правового статуса личности (но не элементами структуры системы) являются общесоциальные (политические, экономические, идеологические и т.д.) и специально-социальные, или юридические, гарантии.

    Виды правового статуса

    Набор правовых статусов достаточно большой. Разные виды правового статуса отображают соотношения таких философских понятий, как «общее», «отдельное» и «особенное».

    Выделяют следующие основные виды правового статуса:

    • Общий (конституционный) правовой статус. Это статус члена общества, гражданина государства, который закреплен в Конституции РФ . Данный статус является для всех граждан Российской Федерации одинаковым и единым, он не зависит от разного рода текущих обстоятельств, характеризуется относительной обобщенностью и стабильностью. Содержание общего правового статуса составляют права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и гарантированные всем гражданам страны.

    • Индивидуальный правовой статус. Индивидуальный статус отображает особенности положения отдельного конкретного лица (возраст, пол, семейное положение, стаж работы, должность и т. д.), он представляет комплекс персонифицированных прав и обязанностей индивида. Данный правовой статус динамичен, подвижен, изменяется одновременно с происходящими переменами в жизни.

    • Специальный (родовой) правовой статус. Закрепляет особенности положения отдельных категорий граждан (участников боевых действий, пенсионеров, студентов, инвалидов, адвокатов, бизнесменов и т. д.), гарантирует обеспечение выполнения специальных функций. Статус данных социальных групп и слоев может обладать собственными особенностями (дополнительные свободы, права, льготы и обязанности, прописанные в законодательстве). В Конституции РФ закреплена совокупность прав гражданина и человека, которая общепризнана мировым сообществом и отражена в нормах международного права, а также минимум социальных свобод и благ, необходимых для достойной жизни любого человека, проживающего на территории Российской Федерации.

    Перечисленные правовые статусы соотносятся, как общее, единичное и особенное. Все они неразделимы, тесно взаимозависимы и взаимосвязаны. Каждое лицо может одновременно быть гражданином, принадлежать к определенному социальному слою или группе, представлять собой отдельную неповторимую личность.

    Также предусмотрена классификация правового статуса личности, согласно которому выделяют:

    • Правовой статус лиц без гражданства, иностранцев, лиц с двойным гражданством;

    • Статус физического лица;

    • Отраслевые правовые статусы.

    1. Гражданство: понятие и принципы.

    В Конституции РФ закрепляется базовый принцип гражданства. Детальной регламентации данного института посвящен закон о гражданстве. В законе закрепляются строгие требования к лицам, желающим получить российское гражданство. В качестве исключения льготный способ получения гражданства может быть использован гражданами стран СНГ.

    Гражданство - устойчивая правовая связь между человеком и государством, которая выражается совокупностью взаимных прав и обязанностей.

    Гражданство заключается во взаимоотношениях между государством и человеком. Государством признаются и гарантируются права и свободы человека, защищаются интересы человека за границей. Гражданин в свою очередь, соблюдает законы государства, выполняет возложенные на него обязанности. Например, священной обязанностью любого гражданина России, достигшего совершеннолетнего возраста, является служба в армии.

    Принципы гражданства

    В Конституции РФ и законе о гражданстве закрепляются такие основные принципы российского гражданства как:

    • Единство. Согласно данному принципу республики, являющиеся субъектами России не вправе установить какое-либо собственное гражданство, отличное от общего и единого статуса гражданина России. Правовой статус гражданина Российской федерации, который проживает в какой-либо республике, остается единым на территории всей страны и не отличается от положения гражданина, который проживает в ином субъекте России. Установление в республике собственного гражданства не порождает за собой наличие у ее жителей двух гражданств - России и данной республики;

    • Равенство прав граждан вне зависимости от оснований его приобретения. Также на правовое положение гражданина не влияет его пол, национальность, возраст, социальное происхождение и т.д. Например, гражданство женщины замужем не может впадать в зависимость от гражданства ее мужа. Брак, заключенный или расторгнутый между гражданином России и иным лицом, не обладающим гражданством РФ, не может повлечь изменения также и гражданства данных лиц. Если гражданство меняет один из супругов, то это не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

    • Право гражданина на сохранение российского гражданства при проживании за пределами России любое время. Сроков, по истечении которых человек может утратить гражданство РФ законом не предусмотрено. Любой гражданин обладает необъемлемым правом на изменение своего гражданства. Отказ гражданину в выходе из гражданства должен быть мотивирован и обоснован;

    • Невозможность лишения гражданина. Если гражданин осуществляет какую-либо противоправную деятельность (совершает преступление, участвует в проведении несанкционированных митингов и др.), то к нему не может быть применена такая санкция как "лишение гражданства", так как она не предусмотрена законом. Лишить гражданства человека нельзя.

    • Невыдача российского гражданина за пределы страны другому государству. Российский гражданин не может быть выслан, а также иметь препятствия для возвращения на свою Родину. Стоит отметить, что государственные органы вправе выдворить за пределы страны иностранных граждан и лиц без гражданства. Российский гражданин не может быть подвергнут экстрадиции (выдаче), если он совершил правонарушение за границей и другая страна предъявляет требование о его выдаче с целью привлечения к соответствующего рода ответственности. В то же время, если совершенное человеком противоправное также признается преступлением и на территории России, то данный субъект может быть привлечен к ответственности на территории России по нормам российского права.

    1. Основные теории происхождения права: общая характеристика.

    Теории происхождения государства и права — это научные концепции, объясняющие условия и причины возникновения государства.

    Государственно-правовая действительность окружает людей на протяжении многих тысячелетий. Люди являются подданными, или гражданами определенного государства, сообразуют свои действия с правовыми требованиями и предписаниями, подчиняются государственной власти. Еще в глубокой древности люди начали задумываться о том, как появились государство и право, причины и пути их возникновения. Различные теории по- разному отвечают на эти вопросы. Множественность теорий обусловлена различиями социальных и исторических условий, в которых жили исследователи, разнообразием философских и идеологических позиций, которые они занимали.

    Основные теории происхождения государства и права: Теологическая теория; Патриархальная теория; Органическая теория; Теория насилия; Психологическая теория; Теория общественного договора (естественного права); Историко-материалистическая теория.

    1. Теологическая теория происхождения права. Правовые воззрения Фомы Аквинского. Неотомизм.

    В XII веке Фома Аквинский стал родоначальником теологической теории возникновения права. В то время, если человек не мог найти причины возникновения каких-либо явлений, то давал божественное объяснение.

    Ярким представителем и одним из главных разработчиков теории был Фома Аквинский. Согласно его учению, миром управляет божественный разум. Право создано Богом для регулирования жизни людей, оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.

    Право есть развитие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

    Ф. Аквинский различал право и закон, который оценивался с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение.

    В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходил из божественной природы права.

    Жак Маритен: Право, как и государство, представляет собой результат развития духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.

    Авторы теологической теории впервые связали вместе такие понятия как право и справедливость.

    1. Сосуществование двух систем права в естественно-правовой теории (юснатурализм).

    Юснатурализм - один из древнейших вариантов правопонимания. Как научное течение, эта теория имеет длительную историю, но наиболее логическую форму получила в период буржуазных революций XVII – XVIII вв. Представителями ее являлись Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев, Руссо, Монтескье, Гольбах и др.

    Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом

    Главные идеи этого учения.

    1. В рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное право», свойственное человеку от рождения. Это данные от природы, неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

    2. Право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

    3. Источники прав человека содержаться не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

    На вопрос о происхождении естественного права ответы давались самые разные. Начиная с античности, естественное право уподоблялось разумным законам природы, которым подчиняется все живое, и люди, и звери. Таковы естественные законы, заставляющие людей защищать собственную безопасность и свое имущество, вступать в брачные союзы, иметь детей и заботиться о них и т.д. Фактически, естественное право отождествлялось с естественной закономерностью, такой же как, например, рождение и последующая смерть.

    Такое правопонимание было характерно, например, для ранних мыслителей и юристов. Цицерон выразил эти представления в знаменитом пассаже: Истинный закон – это правильный разум, согласный с природой, обнимающий всю Вселенную, неизменный, вечный… Мы не можем ни противостоять этому закону, ни изменить его, мы не в силах его уничтожить, мы не можем освободиться от обязательств, налагаемых им на нас, никаким законотворчеством, и нам не нужно искать других его толкователей, кроме самих нас. Этот закон один – для Рима и Афин, для настоящего и будущего…Он есть и будет непреложным для всех времен и народов. Тот кто не подчиняется ему, отрицает самого себя и свою природу. Закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

    В середине века естественное право получило теологическое (божественное) обоснование. Его трактовали как волю Бога, которая находит отражение в человеческом разуме и священном писании (Ф. Аквинский).

    Еще позденее, в XVII-XVIII вв., естественное право связали с правами и свободами человека, которые непосредственно вытекали из его природы. Весь перечень этих прав, по мысли адептов юснатурализма, можно было прямо вывести из человеческого разума, и он имел исчерпывающий, постоянный и неизменный характер, как постоянны и неизменны законы разума. Подобная гуманистическая интерпретация естественного права доминирует в общественном правосознании Запада и сегодня.

    Уже в новейшее время значительное распространение получила точка зрения, согласно которой естественное право представляет собой некий правовой идеал, на который необходимо равняться позитивному (государственно установленному) праву. Этот идеал зачастую понимался как совокупность нравственных требований к действующему в государстве праву.

    Несмотря на свое многообразие, концепции юснатурализма имеют сходство в следующих моментах:

    1. Естественное право как «хорошее», «настоящее», «правильное» право, противопоставляется «плохому», «неправильному» позитивному праву (закону, установленному государством);

    2. Естественное право понимается как существующее независимо от государства и общества;

    3. Как явление идеальное, естественное право постоянно и неизменно, не подвержено «порче»;

    В цивилизованном обществе нет основания для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, создавая единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.

    Плюсы и минусы

    «+»

    Эта прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй.

    Сторонниками естественной теории верно замечено, что законы могут быть и не правовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.д.

    Изложенные в естественно-правовой теории идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776), во французской Декларации прав и свобод гражданина (1789г) и др. государственных актах. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.

    «-»

    Данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно; Такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

    1. Историческая школа права. Саморазвитие права в учениях Г.Гуго и Ф.К. Савиньи.

    Возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья. Представители исторической школы рассматривают право как выражение духа народа, складывающегося подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Гуго, например, считал и доказывал, что право создается не только государством, но и самостоятельными развитием в виде норм, добровольно принимаемых народом, подобно тому, как язык не возник от договора и не дан готовым от Бога, а развивается сам собой.

    Право, с точки зрения исторической школы есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных прав, а в виде живого представления правовых институтов, в их органической взаимосвязи. Юристы же, лишь, извлекают правила нормы путем анализа и изучения опыта существующего права.

    Видными представителями исторической школы права были немецкие юристы Г.Гуго, К.Савиньи, Ф.Пухта, Шталь и др. Консерватизм и ограниченность данной школы проявляются лишь в отрицании роли субъективного правотворчества и значения нового законодательства в прогрессивном изменении общественной жизни. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путем изменять реально существующее право. Задача законодателя состоит в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.

    Основные идеи названной доктрины:

    1. Право – историческое явления, которое как и язык, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

    2. Право – это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторические сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр «народного духа», глубин «народного сознания».

    3. Представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражение никакие «естественные» права человека.

    Плюсы и минусы

    «+»

    1. Впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

    2. Справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить норму права по своему усмотрению;

    3. Верно подмечено значение правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

    «-»

    Данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции как идеология феодализма – уже отживающего строя. Теория переоценивает роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочиванием общественных отношений.

    1. Психологическая теория происхождения права. Доктрина Л.И. Петражицкого.

    Значительное распространение данная теория получила в начале XX века. Представителями данной теории явились русский ученый Петражицкий и зарубежные авторы Дьюри, Мерилл, Росс, Элиотт, И.Рейснер и др.

    Л.И.Петражицкий (1867-1937) явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи которой получили распространение и признание не только в России, но и в других странах. Право, по Петражицкому, это не государственные нормы (как полагали защитники правового этатизма), не фактические правовые отношения (позиции социологической школы), не нравственная идея (в естественно-правовом смысле), а явление индивидуальной психики – особые эмоции, обладающие специфическими признаками. Их отличие от других эмоций Петражицкий видел в характере: с одной стороны они, авторитетно (императивно) возлагают обязанности, с другой стороны, они так же авторитетно отдают другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас.

    Такие эмоции Петражицкий называл эмпиративно-атрибутивными, в отличие от эмпиративных моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение как обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного исполнения. В этой части своей теории Петражицкий осуществил, фактически, феноменологический анализ права, выявив его неизменную структуру как связь правомочия и обязанностей.

    Но общие субъективистские предпосылки его теории не позволили сделать из этого корректные научные выводы. Право фактически сводилось Петражицким к индивидуальным эмоциям (части правосознания) и тем самым непомерно расширялась сама сфера правового. Правовой характер приобретали не только, например, правила карточной игры, правила поведения за обеденным столом, внутрисемейные отношения, но и воровские правила и даже воображаемый договор человека с дьяволом о продаже души. Такое право Петражицкий именовал неофициальным. Право, имеющее официальную поддержку от государства – право высшего сорта – получило статус права официального.

    Петражицкий выделял также интуитивное и позитивное право. Позитивные правовые эмоции осознаются обязательными в силу чужих авторитетных велений (Бога, монарха и т.д.) или в силу иных внешних авторитетно-нормативных фактов (например обычаев), чего нет в области интуитивных (автономных) нравственных и правовых убеждений. Критикуя естественно-правовые доктрины, Петражицкий полагал, что их содержанием должны явиться не отвлеченные нравственные принципы (свободы, справедливости и т.д.), а «догматика интуитивного права», т.е. «систематическое изложение автономно-правовых убеждений авторов».

    В противовес концепциям «возрожденного естественного права», представители которого утверждали, что естественное право – это совокупность нравственных требований к позитивному праву, Петражицкий полагал, что интуитивное право является более подходящим масштабом для критики позитивного права, чем нравственность, ибо нравственность как совокупность чисто императивных убеждений не знает притязаний и представляет поэтому масштаб, неадекватный праву.

    Но что превращает право из явления человеческой психики в регулятор общественных отношений? Пытаясь ответить на это вопрос, Петражицкий указывал на природу атрибутивной стороны права, которая заставляет расценивать неисполнение должного как нанесение вреда, ущерба, как агрессивное действие. Поэтому носитель права не просит и не убеждает, а требует исполнения помимо воли обязанного.

    В противном случае он жаждет наказания нарушителя и обращается за помощью к сородичам, друзьям, соседям. Отсюда по Петражицкому, вытекает потребность в существовании высшей власти, которая бы имела в своем распоряжении достаточную силу, чтобы доставить удовлетворение атрибутивной стороне и эвентуально (помимо этого) наказать нарушителя.

    Такую силу создает и отдает на служение праву развитие «правовой психики социально-служебной власти» в лице государства. Не государство, по Петражицкому, создает право, а наоборот, развитие права порождает государство.

    Право выступает необходимой предпосылкой его возникновения, а государство является формой его защиты. В этом моменте понимания основной функции государства Петражицкий солидизировался с либеральной концепцией юснатурализма как она сформулирована, например, в теории общественного договора, хотя, конечно, он не сводил все право к индивидуальным правам и свободам.

    По мысли создателя психологической теории, проблемы определения того, какое право должно защищать государство, необходимо разрешать при помощи политики права. Политика права должна придти на смену концепциям естественного права и указывать путь к общественному идеалу. Она призвана совершенствовать человеческую психику, очищая ее от асоциальных наклонностей, и направлять индивидуальное и массовое поведение посредством соответственной правовой мотивации в сторону общего блага. Как уже было отмечено, свой общественный идеал Петражицкий видел в «достижении совершенного социального характера» и в «господстве действенной любви в человечестве».

    Психологическая теория права Петражицкого несмотря на ее явные просчеты, дала серьезнейший толчок развитию правовой мысли не только в России, но и далеко за ее пределами (особенно сильно было влияние в Польше и США).

    Можно также отметить близость идей Петражицкого и т.н. упсальской (скандинавской школы права). Интересно, что современник создателя психологической теории, сам незаурядный мыслитель и правовед Б.П.Вышеславский, полагал, что наилучший анализ сущности права дал «величайший современный русский юрист» Петражицкий. При этом Вышеславский был уверен, что если устранить субъективизм его теории, считающей себя психологией права, «то мы получим настоящую феноменологию права, сформулированную с редкой отчетливостью и глубиной, со свойственным этому ученому исключительным проникновением в теорию права».

    Идеи Петражицкого удачно развивал его ученик, профессор юридического факультета Петроградского Университета П.А.Сорокин (1889-1968). Ему удалось связать правовую теорию с социологией и после вынужденной эмиграции из России в Америку стать одним из выдающихся социологов современности. Начиная как позитивист, Сорокин во второй половине своего творчества уделяет большое внимание религиозным ценностям и создает интегрированную теорию социальных систем.

    Основными идеями этой доктрины являются:

    1. Психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство.

    2. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей, правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания, чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма) и чувство обязанности сделать что-то (императивная норма).

    3. Все правовые переживания делятся на два вида права – позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связанными первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинными регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживание детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т.д.

    Плюсы и минусы

    «+»

    1. Обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;

    2. Акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

    «-»

    1. Представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права.

    2. В связи с тем, что «подлинное» интуитивное право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

    1. Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права. Позитивное право в понимании Г. Кельзена. Юридический позитивизм Дж. Остина.

    Наиболее в полной степени была сформулирована в ХХ веке. Представителями ее были: Р.Штаммлер, П.И.Новгородский, Г.Кельзен и др.

    Нормативистское направление определяет неоднозначные взгляды на право и его роль в общественной жизни, хотя в них просматривается и определенное единство. Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Р.Штаммлером в его работе «Wirstshaft und Recht», в которой он определяет право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей. Совместные действия связанных в обществе людей он называет социальной материей или хозяйством. Определяя соотношение права и хозяйства, Штаммлер пишет, что оно «представляет отношения формы и материала общественной жизни».

    В развитии права он видит развитие самого общества. «Закономерность социальной жизни есть закономерность ее правовой формы, уразумение и исследование основной идеи права, как конечной цели человеческого общества». Указанная закономерность проявляется только в такой социальной жизни, регулирование которой осуществляется в интересах свободы каждого, кто находится в сфере права.

    Идеал общества – это общество, «свободно хотящих людей», в котором каждый считает своими объективно правомерные цели другого.

    С таким регулированием должен согласиться всякий из подчиненных праву, если уж он принял решение, свободное от чисто субъективных желаний, но соответствующее закону, считает Штаммлер.

    В нормативно-правовом регулировании видел средства удовлетворения общественных потребностей и прогрессивных социальных преобразований видный русский профессор П.И.Новгородцев.

    В наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены видным юристом Г.Кельзеном.

    Он считал, что юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию.

    Исходным для концепции Кельзена является представление об «основной (суверенной) норме» как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу остальных норм.

    Согласно данной теории вся систем права имеет ступенчатое строение, т.е. последовательно выводится из основной нормы, образуя иерархию норм. Поэтому задача теории состоит в том, чтобы в каждом правовом явлении вскрыть его соответствие верховной норме, обладающей высшей юридической силой. Несмотря на то, что нормативистаская теория «суверенную» норму считает предполагаемой (гипотетичной), она доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы. В этом смысле закону, как нормативно-правовому акту, обладающему высшей юридической силой, должны соответствовать все подзаконные правовые акты. Без этого правовое регулирование не может достичь своей цели.

    С другой стороны, заслуга нормативистской теории состоит в том, что она вычленила формальные признаки права, которые и составляют его юридическую сущность. Абстрагируясь от всех внешних факторов, определяющих содержание права, нормативисты излагают свою позицию по вопросу, что есть право как нормативный регулятор общественных отношений.

    Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория, отстаивала идею правовой государственности. Многие ее сторонники выступали против противопоставления государства и права, определяли государство как единство внутреннего смысла всех правовых положений, как осуществление и воплощение всех правовых норм в единый правопорядок. Кельзен считал, что государство столь же мало мыслимо без права, как и право без государства. И то и другое – две стороны единого явления. Власть есть право. Право и обязанности государства ничем не отличаются от прав и обязанностей других лиц, ибо как в первом и во втором случае они определяются законом.

    Юридический позитивизм Дж. Остина

    Юридический позитивизм_возникает как реакция на классическую теорию естественного права. Его исходная идея — резко выраженное различие между правом и моралью. Основоположниками юридического позитивизма явились англичане Джереми Бентам и Джон Остин (1790-1859).

    Джон Остин первым сформулировал основные положения теории юридического позитивизма. Остин заявил, что философия права (или юриспруденция, как он предпочитал называть ее) имеет две важные, но различные задачи. Он провел границу между аналитической юриспруденцией и нормативной юриспруденцией. Аналитическая юриспруденция занимается безоценочным анализом понятий и структуры права. Нормативная юриспруденция включает в себя оценку, критику права и делает утверждения о том, каким право должно быть. Это разграничение двух разделов юриспруденции подразумевает, что вся концепция Остина основана на отрицании теории естественного права. По теории естественного права, право есть право только в том случае, если оно соответствует некоторым нормативным стандартам, если оно такое, каким ему предписано быть, а несправедливый закон — это не закон вообще.

    Право, установленое (posited, given its position) человеческими властями, называется позитивным правом, поэтому и название данной группы теорий — юридический позитивизм.

    Теорию Остина часто называют командной теорией права, потому что он делает понятие команды (повеления) главным в своей концепции закона. Остин утверждает, что все законы — это команды (повеления), даже тогда, когда они не выражены в повелительной форме.

    Основные идеи нормативистской (абстрактно-нормативной) теория права:

    1. Исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве, как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

    2. По Кельзену, право – это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования не в сфере норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

    3. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые так же включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

    Плюсы и минусы

    «+»

    1. Верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

    2. Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

    3. Признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

    «-»

    1. Представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствие их объективным потребностям общественного развития и т.п.) за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

    2. Признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу различных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными;

    3. Нормативизм в конечном счете ведет к обеднению и искажению образа права, сводя его лишь к тексту. Право же по своей сущности ближе к повествованию, которое всегда осуществляется субъектом на основе признанного текста. Последовательный нормативист в этом случае уподобляется тому человеку, который на вопрос, что такое мелодия, указывает на партитуру.

    1. Социологический подход к праву: достоинства и недостатки.

    Социологическая школа права – одно из основных направлений правоведения XX века. Для социологического правопонимания характерно понять право как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства. Права с позиций такого подхода возникает непосредственно в обществе через отдельные правовые отношения, постепенно складываясь в нормы обычаев и традиций.

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27


    написать администратору сайта