Главная страница
Навигация по странице:

  • Правовая система: понятие и структура. Правовые системы современности в представлении Р. Давида.

  • Семья англо-саксонского (общего) права, ее специфика и особенности. Англосаксонская правовая семья.

  • Романо-германская правовая семья, ее особенности. Романо-германская правовая семья

  • Источники мусульманского права (шариата). Мусульманская правовая семья.

  • Особенности индусского права. Индусское право.

  • Ответы на билеты по тгп. Понятие, объект, предмет и структура юридической науки


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеПонятие, объект, предмет и структура юридической науки
    АнкорОтветы на билеты по тгп
    Дата30.09.2022
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP_11153192.docx
    ТипДокументы
    #707396
    страница15 из 27
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27

    Принципы и функции права: понятие и классификация.

    Принципы права представляют собой исходные, основополагающие идеи, которые определяют содержание и направленность правового регулирования.

    Принцип – это представление людей о том, каким должно быть право, каким способом оно должно регулировать общественные отношения. Принципы характеризуются некой субъективностью, так как формируются в голове у человека. Вместе с тем можно отметить и объективность принципов, которые заключаются в том, что принцип отражает окружающий человека мир, соответствует имеющимся общественным отношениям.

    Принципы права не остаются неизменными, они развиваются вместе с тем, как развивается общество. На практике они заключаются не только в теории, но и законодательстве, практической деятельности юриста. Они могут быть закреплены прямо или косвенно. Прямо – в тексте нормативно-правового акта, косвенно – содержание и значение принципа вытекает из содержания определенного акта, из духа законодательства.

    Выделяют следующие виды правовых принципов:

    • Общеправовые. Действуют по всей правовой системе.

    • Общесоциальные принципы права. Они характеризуют общество в целом, выступая в качестве характеристики демократического общества. Они формируются на основании общественных отношений, устоев общества. Например, это политические начала права, экономические, нравственные.

    • Социальные юридические принципы. Право с юридической стороны, выступая в качестве начала правового регулирования. Это такие принципы, как принцип законности, равенство перед законом, презумпция невиновности, судебная защита прав и свобод человека и гражданина и т. д.

    • Межотраслевые. Действуют единовременно в нескольких отраслях права. Например, принцип единства уголовным, административным, уголовным процессуальным правом и т.д.

    • Отраслевые. Действует только в отдельных отраслях права

    Отраслевые принципы включают основные положения, отражающие специфику отношений в определенных отраслях права. Примером может служить принцип разделения властей в конституционном праве или принцип свободы труда - в трудовом. Отраслевые принципы отражают специфику отношений в какой-то определенной отрасли права: В гражданском праве – принцип равенства сторон; В уголовном праве – презумпция невиновности; В административном праве – принцип субординации; В трудовом – принцип свободы труда; В земельном праве – принцип целевого использования земли

    Функции права

    Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.
    Существует несколько видов функций:

    1) общесоциальные;

    2) специально-юридические.

    Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

    1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

    2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

    3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

    4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

    5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

    Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

    1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

    2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

    3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

    4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

    5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

    6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

    7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

    8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

    1. Правовая система: понятие и структура. Правовые системы современности в представлении Р. Давида.

    В каждой стране исторически сложились своя система права, система его источников, особенности правового сознания, свои юрисдикционные органы и т.д. Всё своеобразие правовой действительности отдельных государств нашло выражение в категории «правовая система общества». Таким образом, правовая система общества – это совокупность всех существующих в стране правовых явлений.

    Понятие «правовая система» не следует отождествлять с понятием «система права», служащим для выражения внутренней структуры права. Система права является лишь одним из элементов правовой системы, включающей в качестве основных составляющих частей следующие правовые явления:

    1) идеологические (правовая наука, правовая культура, правовая политика, правовые понятия, правовые принципы);

    2) право в его системе и систему его источников;

    3) юридическую технику;

    4) систему юрисдикционных органов;

    5) систему правовых отношений;

    6) юридическую практику.

    Структура правовой системы общества

    Правовая система общества имеет несколько уровней:

    • Субъектно-сущностный уровень. Указывает, что элементами правовой системы являются субъекты права, обладающие юридическими правами и обязанностями: гражданин, лицо без гражданства, акционерные общества, некоммерческие и коммерческие организации, общественные движения и организации, государство.

    • Интеллектуально-психологический уровень. Формирование правосознания и правопонимания конкретного человека. Совокупность эмоций, знаний, чувств, нравственных постулатов, идеологических и религиозных взглядов, позволяют воспринимать и оценивать правовую реальность, создавать мотивы правового поведения и отношение к ней.

    • Нормативно-регулятивный уровень. Нормы права выступают определенным системообразующим фактором. Они представляют идеальные представления о справедливости и несправедливости, о необходимости стимулирования развития определенных общественных отношений.

    • Организационно-деятельностный уровень. Включает юридически оформленные отношения и связи, формы реализации права, разные виды правового поведения, правоприменительную и правотворческую деятельность общества и государства.

    • Социально-результативный уровень. Отображает насколько человек в качестве субъекта права воспринимает правовую действительность, как сформировались различные состояния и режимы, способные представить результаты работы юридических норм (законность, правовая культура, правопорядок).

    Отдельные правовые системы имеют как свои специфические характеристики, так и общие с другими правовыми системами черты. Это позволяет отграничивать их друг от друга и объединять в определённые группы правовых семей. Большое распространение в западной и отечественной юридической науке получила классификация французского учёного Рене Давида. На основе двух основных критериев: идеологического, включающего религию, философию, экономическую и социальную структуру общества, и критерия юридической техники, основу которой составляют источники права, Р. Давид выдвинул идею трихотомии – выделения трёх групп правовых систем (правовых семей): англосаксонских, романо-германских и социалистических. Весь остальной юридический мир, составляющий 4/5 правовых систем, отнесён им к группе «религиозных и традиционных систем».

    1. Семья англо-саксонского (общего) права, ее специфика и особенности.

    Англосаксонская правовая семья. К данной правовой семье относятся правовые системы Великобритании и ряда её бывших колоний (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Основным источникам права в этих правовых системах является судебный прецедент. С XI в. в Англии в результате деятельности королевских разъездных судов складывается единая для всей страны система прецедентов.

    В XIV в. общее право стало дополняться правом справедливости, результатом аппеляции в суд лорда-канцлера. Уже с конца XIII века существенную роль в Англии играет статутное право, однако, до сих пор английское право продолжает оставаться, прежде всего, судебным правом. В Англии роль и сила прецедента зависит от уровня принимающего его суда (Палата лордов, Аппеляционный суд, Высший суд, окружные и магистерские суды (прецедентов не создают)).

    Данная семья характеризуется следующими признаками (Матузов, Малько):

    · основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

    · ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

    · на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

    · главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

    · нет кодифицированных отраслей права;

    · отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

    · широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

    · юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

    В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:

    1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

    2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды

    3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

    4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.

    1. Романо-германская правовая семья, ее особенности.

    Романо-германская правовая семья возникла в XII-XIII вв. в континентальной Европе на основе рецепции римского права. Большую роль в этом процессе сыграли первые европейские университеты, которые на основе изучения понятийного фонда, юридической техники римского права, на протяжении нескольких веков сформировали во многом общую для всей Европы правовую науку, общие подходы к праву, общий категориальный аппарат. Единство романо-германской правовой семьи основывается также на влиянии общего для католической Европы канонического права.

    Основные характеристики романо-германской правовой семьи:

    Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

    · единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

    · главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

    · писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

    · высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

    · весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

    · деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

    · правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

    · на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

    · особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

    Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

    1) эпоха Римской империи - XII в. н.э. - зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права;

    2) XIII - XVII вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

    3) XVIII - XX вв. - кодификация права, принятие Конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

    1. Источники мусульманского права (шариата).

    Мусульманская правовая семья. Здесь право рассматривается как часть шариата – религиозных предписаний мусульман. Право дано людям самим Аллахом, через его пророка Муххамеда. Это обуславливает ряд особенностей мусульманского права. Оно регулирует те сферы, которые для европейского юриста находятся за пределами правового регулирования. В большой части нормы права имеют обязывающий характер и, как следствие, характеризуются императивным воздействием на общественные отношения. Своеобразными являются источники мусульманского права. Основной источник – Коран, священная книга мусульман. Далее, идёт сунна – жизнеописания пророка Мухаммеда. Третий источник, иджма – общее решение мусульманской общины, религиозный и правовой авторитет которого основан на сунне. Четвёртый источник, кийяс – это суждение по аналогии, когда в сходных случаях применяются нормы, зафиксированные в Коране, сунне или иджме.

    Дополнительным источником мусульманского права является также обычай (адат), который применяется в случаях, если имеется пробел в законодательстве или если закон прямо ссылается на обычаи.

    Конечно, источником права в Халифате были указы халифов — фирманы. В более поздних мусульманских странах (Турции и др.) источником права стали государственные законы — кануны.

    Особое место среди источников мусульманского права занимает правовая доктрина. Можно сказать, что само это право сформировали исламские правоведы, на протяжении VII—X вв. создавшие обширную систему религиозно-юридических комментариев и сборников фетв, в которых толковались положения Корана и сунны.

    Возрастающие темпы общественного развития, влияние европейского права приводят к увеличению удельного веса в системе источников нормативно-правовых актов. Во многих мусульманских странах были созданы кодексы европейского типа. В разных странах более или менее чётко прослеживается отраслевая структура права.

    1. Особенности индусского права.

    Индусское право. Индусское право характеризуется тесной связью с религией и традициями народов, исповедующих индуизм. Как и в случае с мусульманским правом индусское право является составной частью религиозных представлений людей. Индусское право не является правом страны, это право общины, исповедующей индуизм в Индии, Бирме, Пакистане, Малайзии, Сингапуре, Танзании, Уганде, Кении и др.

    Индуизм это сложнейшая система религиозных, социальных, философских взглядов.

    Основой индуизма является кастовое деление общества. Всё общество делится на четыре касты, каждая из которых занимает своё место в социальной иерархии, свою систему прав и обязанностей. Первая каста – брахманы (священнослужители), затем – кшатрии (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники). Помимо каст выделялись ещё неприкасаемые, это своего рода изгои общества, социальное назначение которых - наиболее тяжёлая и грязная работа. Переход из одной касты в другую возможен только после смерти – в следующей жизни.

    Древнейшим источником права в индусской правовой системе являются веды – сборники религиозных песен, молитв, гимнов, созданные во втором тысячелетии до нашей эры. Важными источниками права являются также дхармашастры – своды правил поведения, авторство которых приписывают знаменитым учёным. Следующим источником права являются комментарии дхармашастр в различных сборниках.

    Община сама выбирает дхармашастры и сборники её комментариев. Кроме того, в качестве источника права очень широко используются обычаи. В силу этого некоторые авторы относят индусское право к традиционным (обычным) правовым системам. Однако, это не совсем так. Масса правовых норм содержаться в обычаях, но господствует всё же религиозная доктрина и, в основном, в соответствии с ней толкуются обычаи.

    Будучи религиозно-традиционной правовой системой индусское право состоит, главным образом, из обязывающих норм, идея прав человека ему не знакома.

    Судебные решение и нормативные предписания светских правителей не считаются обязательными источниками право, но, с другой стороны индусское право требует повиновения приказам властей.

    Господство англичан оказало существенное влияние на традиционные правовые институты. Отношения собственности, обязательственные отношения постепенно оказались под регулирующим воздействием общего права, но наследственное и семейное право не претерпели существенных изменений. Следует отметить, что хотя количество судебных прецедентов постоянно увеличивалось, прецедент не стал традицией индусского права.

    После провозглашения независимости в 1947 году наступление на индусское право пошло ещё более интенсивно. В 1950 году была принята Конституция, которая отменила кастовое деление и основанное на нём неравенство. Далее, в течении нескольких лет в сфере семейного и наследственного права были приняты кодексы, которые существенно изменили правовой статус семьи и его различных членов: Закон о несовершеннолетних и опеке (1953 г.), Закон о браке (1955 г.), Закон о наследовании (1956 г.), Закон об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи (1956 г.) и др.

    Но индусское право сохраняет своё важное значение. Этому имеются несколько причин. Сама Конституция закрепляет право религиозных направлений осуществлять руководство в религиозных вопросах, основывать и содержать заведения в религиозных или благотворительных целях. А это означает, что каста может налагать наказания на своих членов за нарушения религиозных предписаний. Но главная причины устойчивости индусского права – это природа индуизма и консерватизм мышления его носителей.

    Огромные массы сельского населения просто не исполняют принятые законы, продолжая руководствоваться религиозными правилами и обычаями.
    1. 1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27


    написать администратору сайта