Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные философские и общенаучные методы познания государства и права.

  • Частнонаучные юридические методы познания государства и права.

  • Социологическое направление юридических исследований.

  • Теории происхождения государства: общая характеристика.

  • Теологическая теория. Августин Аврелий и Фома Аквинский о божественном происхождении государства.

  • Патриархальная теория происхождения государства. Взгляды Аристотеля на государство как продукт естественного развития общества.

  • Ответы на билеты по тгп. Понятие, объект, предмет и структура юридической науки


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеПонятие, объект, предмет и структура юридической науки
    АнкорОтветы на билеты по тгп
    Дата30.09.2022
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP_11153192.docx
    ТипДокументы
    #707396
    страница2 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    Мировоззренческие подходы и общенаучные методы.

    Методологическим основанием изучения объекта и предмета теории государства и права, имеющим универсальный характер, является философия. Она на мировоззренческом уровне обеспечивает получение достоверного знания, исходя из объяснения объективного мира, человеческого общества и самого человека, с одной стороны. С другой – поднимает познание явлений, форм, институтов, механизмов в государственно-правовой жизни на уровень философских обобщений. Философия, в свою очередь, возвышается в связи с получением предметного знания, что способствует выработке идеальных ценностей и моделей в государственном устройстве и правовом регулировании.

    Исходными здесь становятся стратегические подходы, охватывающие всю сферу научного познания, универсальные для всех объектов научного освоения. Это прежде всего диалектика, изучающая государство и право конкретно-исторически, во взаимосвязях и взаимодействиях с системами более высокого порядка, которым присущи общесоциальные закономерности, общеполитические и др. В государственно-правовой жизни в русле этого подхода обнаруживаются специфические закономерности возникновения, развития, функционирования данных институтов в рамках принципа историзма в сочетании с логическими обобщениями. Отсюда следует оснащенность юридических значений категориями «сущность – явление», «содержание – форма», «абстрактное – конкретное», «причина – следствие», «историческое – логическое» и т. п.

    Вместе с тем диалектика как методологический подход согласуется в юридической науке с метафизикой, поскольку явления государственно-правовой жизни «позитивированы» (В. С. Нерсесянц), представлены в институтах, формах, механизмах, нормативных установлениях. Есть необходимость поэтому изучать эти явления в их данности, в догматическом измерении, в частности, с учетом их относительной самостоятельности по отношению к обусловливающим факторам.

    Диалектика в правоведении имеет материалистический и идеалистический контекст (объективный либо субъективный идеализм (А. В. Малько). Применение мировоззренческих подходов в познании, изучении государственно-правовой жизни позволяет решать главные задачи в научном освоении объекта и предмета теории государства и права.

    На определенных этапах познания универсальные, стратегические подходы конкретизируются в связи с использованием общенаучных методов юридических исследований. Это анализ и синтез, абстрагирования, восхождения от конкретного к абстрактному, от индукции к дедукции, аналогии, а также аксиологический, системный, функциональный и др.

    В целом философское направление юридических исследований обслуживает фундаментальный уровень научного познания объекта и предмета теории государства и права.

    1. Основные философские и общенаучные методы познания государства и права.

    Общенаучные методы познания государства и права – это самые общие подходы к исследованию, всеобщие принципы познания, используемые всеми науками.

    1. Диалектическая логика –это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Эти принципы конкретизируются законами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики - понятиями, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное, особенное и общее и др.).

    2. Формальная логика –это наука о приёмах и способах мышления. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, моделирование и др.), законы логики (тождества, противоречия, исключение третьего, достаточного основания и др.).

    3. Системный подход – в отношении государства и права предполагает их понимание как целостных систем, входящих в качестве элементов в более сложную систему, каковой является общество в целом.

    4. Структурно-функциональный метод – основан на том, что все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру, и в то же время сами входят в качестве составного элемента в другую, более общую структуру. В ходе структурно-функционального анализа вычленяются отдельные элементы структуры, даётся их функциональная характеристика, анализируются их взаимосвязи.

    5. Исторический метод - с помощью него путем рассмотрения явления на разных стадиях эволюции выявляется начальное и последующее изменение этого явления, достигается познанием различных исторических ступеней развития какого-либо явления.

    1. Частнонаучные юридические методы познания государства и права.

    Частнонаучные (частноправовые) методы – главная особенность их заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук.

    1. Формально-юридический метод –позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых норм и т.п.

    2. Сравнительно-правовой метод –позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы, в целях выявления их общих и особенных свойств. Метод основан на сравнении чего-либо "правового" с чем-либо "правовым". Условия: сравниваемые величины должны быть а) юридическими б) равнозначными (нельзя сравнивать Конституцию США и мононормы). Сравнение может быть микро (сравнение институтов), макро (в целом всей системы права).

    3. Юридическая герменевтика – построена на исследовании реального содержания правовых актов и иных действий, исходя из знания социального контекста, в котором они принимаются, совершаются.

    1. Социологическое направление юридических исследований.

    С философским направлением юридических исследований взаимодействует социологическое, обусловленное, во-первых, тем, что государство и право являются институтами общества, действуют в определенном порядке взаимосогласования в цепи: человек (личность) - государство и право - общество; во-вторых, наличием разделов философии: «Философия истории», «Социальная философия», «Политическая философия» и др.

    Одновременно социологическое направление нередко квалифицируется как социология права и рассматривается вместе с философией права в качестве компонентов в структуре юридической науки и теории государства и права (В. Н. Кудрявцев, В. П. Казимирчук и др.). Усомнившись в оправданности такого структурирования, скажем, что обособление социологического подхода возможно в методологии, в исследовательском ракурсе изучения государственно-правовой действительности, в системе принципов, способов и средств ее познания, которыми располагает социология.

    Правомерность их задействования обусловливается соотношением общества, государства и права, личности; взаимодействием государства и права с отдельными социальными явлениями и институтами; с функционированием государства и права при решении задач и достижении целей, стоящих перед обществом; с показателями социальной их эффективности - положительной или отрицательной. Важным, наконец, является определение социальных перспектив развития и общества в целом, и государственно-правовых институтов, форм, механизмов. Социологическая методология образует в связи с этим самостоятельное направление юридических исследований.

    Социологическая юриспруденция опирается на знания, полученные в результате использования общенаучных и специальных методов, приемов и средств обнаружения и получения сведений, социальной информации. Это статистический, сравнительно-исторический методы, метод конкретно-социологических исследований, сравнительного правоведения, социально-правового эксперимента и другие. «Технология» и способы применения, использования каждого из них создают условия для индивидуализации социологического направления, являющегося важной составляющей частью методологического потенциала правоведения.

    1. Теории происхождения государства: общая характеристика.

    Теории происхождения государства — это научные концепции, объясняющие условия и причины возникновения государства.

    Государственно-правовая действительность окружает людей на протяжении многих тысячелетий. Люди являются подданными, или гражданами определенного государства, сообразуют свои действия с правовыми требованиями и предписаниями, подчиняются государственной власти. В связи с этим, еще в глубокой древности люди начали задумываться о том, как появились государство и право, причины и пути их возникновения. Различные теории по-разному отвечают на эти вопросы. Множественность теорий обусловлена различиями социальных и исторических условий, в которых жили исследователи, разнообразием философских и идеологических позиций, которые они занимали.

    Большинство теорий происхождения государства ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

    К основным теориям следует отнести: теологическую, патриархальную, договорную, насилия, органическую, марксистскую, психологическую, патримониальную и ирригационную.

    1. Теологическая теория. Августин Аврелий и Фома Аквинский о божественном происхождении государства.

    Является одной из самых ранних теорий и получила своё наибольшее распространение во времена эпохи феодализма, приблизительно XIII веке. Многие элементы данной концепции зарождались и использовались в таких древних державах как Египет, Шумер, Китай, Индия, Крит, Вавилон, Иудея, а в Ватикане и вовсе является официальной доктриной в настоящее время. В первых государствах теологическая теория имела подкрепление фактами в виде религиозных форм правления, государственная власть обладала авторитетом ввиду божественного права, по этой же причине все решения, принимаемые державой, носили обязательный характер.

    Основные положения:

    • государство возникло в силу и вечно существует в силу божественной воли, поэтому каждый должен подчиняться государственной воле, как власти от Бога;

    • существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

    Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью,  а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. 

    Представители

    Основоположниками концепции принято считать Фому Аквинского (1225 – 1274) и Аврелия Августина (354 – 430). Суть учений первого изложены в работе «О правлении государей» и в комментариях к работам Аристотеля «Политика» и «Этика». В своем политическом видении Аквинский утверждал, что вся власть на Земле – от Бога и выделял шесть форм правления, которые, в свою очередь, делились на справедливые (монархия, аристократия и полисная система) и несправедливые (олигархия, тирания и демократия). Справедливость, согласно Аквинскому, зависит от того, исполняется ли высшая цель, для которой и существует власть – содействие общему благу, забота об объективности в общественных делах и обеспечение мира и безопасности подданным, или же правители преследуют частные цели, что противоречит общему благу.

    Вторым основоположником теологической теории является Аврелий Августин. Его работы основывались на понимании государства как наказания людям за их грехопадение, власть досталась монархам не по крови, рождению или выбору, а дана свыше, в отдельных случаях сам Бог выбирал правителя, как это было с Моисеем, правителем Израиля. Зарождение государственности философ описал в своей работе «О граде божьем», где четко прослеживается негативное отношение автора к государству, где оно рассматривается как система для угнетения одних масс людей другими, а единственным, кто мог бы на это повлиять, был Бог. Если следовать учению Августина, единственно верной и справедливой формой власти является христианское государство, ведь именно оно предполагает главенство церкви и ее духовных служителей.

    В 1879 г. энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.)

    Плюсы и минусы теории

    «+» придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимают их престиж, способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.

    «-» данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

    1. Патриархальная теория происхождения государства. Взгляды Аристотеля на государство как продукт естественного развития общества.

    Основная концепция: процесс возникновения государства - это процесс разрастания из поколения в поколение патриархальной семьи. Патриархальная семья перерастает в сельскую общину, а сельская община в городскую (в «полис», т.е. в город-государство, коими и являлись большинство древнегреческих государств).

    Основные сторонники: Аристотель (основатель), Фильмер, Михайловский.

    Смыслом патриархальной теории является то, что государство структурировано разрастающимися из поколения в поколение семьи. Главный человек этой семьи и является главой государства, то есть монархом. Его властность, этим образом является продолжением власти отца, монарх же представляется отцом всего круга своих подданных. Из патриархальной теории исходит вывод о необходимости для всего человечества подчиниться власти государства.

    Государство, по мнению Аристотеля, является не только результатом естественного развития, но и верховной формой общения людей. Оно охватывает все иные общественные формирования, такие как семья, селение. В государстве находит свой конец и политическая природа человека. Аристотель, к примеру, исходит из того, что люди, являясь коллективными существами, устремлены к общению, образованию семей, а развитие семей приводит к формированию государства. Аристотель объяснял государство продуктом умножения семей, их расселения, а так же соединения. Согласно Аристотелю, государственная власть является продолжением и развитие власти отца. Он считал тождественными государственную власть и патриархальную власть главы семейства.

    Сторонником данной теории являлся Р. Филмер - политический писатель английского происхождения. Филмер, являясь сторонником неограниченной власти короля, делал попытки, опираясь на библию, доказывать, что Адам, который приобрел власть от бога, отдал потом эту власть собственному старшему сыну – патриарху, а позже и тот уже собственным потомкам (королям). Сочинение Филмера «Патриарх» считалось довольно-таки экзотической работой, которая выражала идеологию патриархальной теории. Современники Филмера обращали внимание на несопоставимость множества её положений. К примеру, из теории Филмера исходило, что монархов должно было быть такое количество, каким было количество отцов семейств, либо в мире должна существовать только единственная монархия. Понятно, что такого никогда не было в истории, да и не представлялось возможным. Но множество других юристов и социологов наиболее глубоко и полно рассматривали роли семей в происхождении государства, а также иных социальных институтов. В России сторонником похожей теории был социолог русского происхождения Н.К. Михайловский.

    Позитивным в патриархальной теории являлось то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призвали устранить из жизни все вредное, неразумное, безнравственное по отношению к человечеству. Такое представляется возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений. Создатели данной теории были ориентированы на Древнюю Грецию. Процессия создания государства в Древней Греции двигалась иначе. На холмах Греции не могли расти злаки, но была возможность разведения мелкого скота. Когда население увеличивалось, стал вопрос о поиске нового источника питания. Люди уделили свое внимание морю. Они стали получать из него продукты. Но самое важное, море дало возможности вступления во взаимоотношения с Египтом и Передней Азией, осуществлять обмен существующими продуктами с людьми, которые их населяли. Было очень важно эффективно организовывать собственное производство и умело строить отношения с соседними регионами. Этим занялись старейшины, главы советов старейшин, позже вожди, которые, по уровню роста населения, преобразовались в царей. Вот почему в данном регионе Земли процессия образования государственности пошла как бы по форме патриархального типа, то есть по типологии разрастания кровнородственного семейства, а сам царь уже стал «патриархом» (отцом) целого народа. Древняя Италия имела отличия от Древней Греции. Основная часть ее территории составлена горами, которые были покрыты лесами. Климатом ее представлялся куда более сырым и прохладным. Земель, пригодных для занятия земледелием, было слишком мало. Море в Италии не является столь приветливым, как в Греции, потому как на востоке оно чрезмерно бурное, его берега неприступны, на западе также почти не находится удобных бухт. Поэтому римляне (латиняне) являлись народом, у которого первоначально роль старейшин была велика. Но позже, возможно в связи с ростом населения, нехваткой пищи, когда надо было завоевывать новые территории, жизнедеятельностью стали управлять вожди. Но в Древнем Риме воздействие «отцов» крупнейших семей оставалось неизменно значительным и в будущем. Семья, являясь первоначальной формой организованного общения, естественно увеличивалась, затем делилась. Но так как у людей есть естественная потребность в общении, а также при влиянии условий экономики, семьи, соединенные преданием об общем формировании, соединяются в племена, племенные союзы, народности, соединенные уже общим историческим прошлым. Именно государственная власть представляется постепенным преобразованием власти отца, которая переходит во власть монарха, власть государя.

    Плюсы и минусы теории

    «+» теория может способствовать сплоченности в обществе; уважению, почету власти государства, а также взращивает дух родства, братства, взаимной связанности членов общества в образе членов семьи.

    «-» прямое отождествление семьи и государства, власти отца и монарха. Этому выражают противоречия следующие факты:

    1. Семья связана действительными родственными связями, в то время как весь народ, даже, несмотря на наличие конкретной общности, вряд ли правильно было объявить родственниками;

    2. Монарх является представителем публичной власти, которая отделена от народа, мощь его власти имеет другой базис, чем власть отца в семействе, ибо:

    • Отец на самом деле - основатель рода, а монарх же, если и основал, то государство, а никак не народа;

    • Монарх не может являться родственником практически всего населения;

    • Довольно часто монарх приглашается из иностранного государства, то есть вообще не может иметь кровнородственных связей с управляемым государством;

    • Власть отца является неформальной и непосредственной, власть монарха - формализованная, сопровождается церемониалом, опосредованно осуществима, посредством чиновников, иногда подкрепляется законами, хартиями, ставит опору на аппарат принуждения.

    1. Невозможно считать государство прямым продолжением семьи, потому как оба эти института зародились постепенно и как раз практически в одно и то же время в процессии разложения первобытнообщинного строя.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта