Главная страница
Навигация по странице:

  • Договорная теория происхождения государства. Дж Локк и Ж.-Ж Руссо об общественном договоре.

  • Психологическая теория. Л. Петражицкий о причинах образования государства.

  • Органическая теория происхождения государства. Г. Спенсер об аналогии развития общества и биологического организма.

  • Ответы на билеты по тгп. Понятие, объект, предмет и структура юридической науки


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеПонятие, объект, предмет и структура юридической науки
    АнкорОтветы на билеты по тгп
    Дата30.09.2022
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP_11153192.docx
    ТипДокументы
    #707396
    страница3 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    Патримониальная теория. Воззрения К. Галлера на истоки происхождения государства.

    Сторонники: Карл Людвиг Галлер (основатель).

    Патримониальная теория возникла в начале XIX века, в реакционное время после Великой французской революции. Ее сторонники пытались обосновать возможность восстановления монархии, и были ярыми противниками теории общественного договора. В противовес революционным настроениям во многих странах мира усиливались роялистские тенденции. В монархическом устройстве общества виделась надежда на политическую стабильность и отсутствие революционных потрясений.

    Сторонники патримониальной теории остро полемизировали с приверженцами идеи общественного договора. Ключевое различие между ними заключалось в том, первые категорически отрицали право народа на восстание, вторые — считали, что при невыполнении властью возложенных на нее обязанностей, граждане не только могут, но и обязаны бороться против своих правителей. В исторической перспективе победили сторонники теории общественного договора. Именно она является одной их идеологических доктрин развитых демократических государств.

    Название патримониальной теории произошло от термина «патримониум». Это слово латинского происхождения, дословно обозначающее «наследственное, родовое владение».

    Основные положения патримониальной теории:

    • Государство зародилось в результате развития института земельной собственности.

    • Право владения землей автоматически подразумевает власть над проживающими на ней людьми.

    • Власть над землей и людьми постепенно оформляется в виде политических институтов, которые становятся основой функционирования государства.

    • Чиновники выступают в качестве распорядителей правителя.

    • Народ обязан платить повинности, поскольку арендует землю, находящуюся в собственности государя и других аристократов.

    Исторический процесс зарождения государственности сторонники патримониальной концепции видели следующим образом. На ранних стадиях развития общества основной деятельностью человека было собирательство. И уже тогда земля была главным ресурсом. Конфликты между племенами преимущественно возникали из-за территориальных споров.

    При переходе к производящему хозяйству во много раз выросло значение земли, поскольку этот тип экономической деятельности предполагает оседлый образ жизни. Под производящим типом хозяйствования понимается земледелие и животноводство. Для этих занятий требуется наличие больших земельных угодий.

    По мере развития общественных отношений земельная собственность концентрируется в руках вождей и их ближайшего окружения. Право на землю трансформируется в политическую власть, а из нее уже произрастают государственные институты.

    Земельная собственность государства формируется как мирным, так и насильственным способом — через освоение новых земель, завоевания, династические браки и другими путями.

    Первые органы управления формируются из лиц, близких к правителям. Военная служба, несение повинностей и другие обязанности людей перед государством на ранних этапах представляют собой условно добровольные институты, основанные на личной зависимости членов общества от политической элиты.

    Главные особенности патримониальной теории:

    • Носит ярко выраженный идеологический характер.

    • Оправдывает существующий монархический строй.

    • Идеалом видит феодальное устройство общества, в котором все четко структурировано и каждый выполняет предназначенную ему роль.

    • Рассматривает разнообразные повинности как естественную обязанность зависимого населения.

    • Признает основным источником права монархическую власть.

    Плюсы и минусы теории

    «+»

    1. отличается логическим построением и наличием большой доказательной базы;

    2. опирается на широкие исторические данные (Галлер в свое время работал профессором истории);

    3. содержит анализ трансформации земельного права и его влияния на процесс образования государства;

    4. делается попытка описания идеального общественного устройства.

    «-»

    1. не учитывает все многообразие факторов, которые влияли на происхождение государств (экономические, географические, этнические, религиозные);

    2. консервирует общество, отрицательно относится к возможности его развития в сторону демократии;

    3. идеализирует монархию;

    4. преувеличивает значение частной собственности на землю.

    Критики патримониальной теории также указывают на то, что в ней не объясняется подробно источник происхождения права на земельную собственность. Если это право сильнейшего — значит, концепция должна заимствовать основные положения теории насилия. Если это право, дарованное Богом, то патримониальная концепция во многом сливается с теологической теорией.

    1. Договорная теория происхождения государства. Дж Локк и Ж.-Ж Руссо об общественном договоре.

    Сторонники: Дж Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж Руссо, Б. Спиноза, Г. Гроций, А.Н. Радищев

    Основная концепция: до появления государства общество находится в естественном состоянии, (сторонники теории характеризовали это состояние по-разному - «золотой век» у Руссо, «война всех против всех» у Гоббса). В естественном состоянии каждый человек обладает личной свободой и другими неотъемлемыми естественными правами. Это, в конечном счете, приводит к противоречиям между людьми и к стремлению их разрешения. Следствием этого является заключение договора о создании государства, которому люди передают часть своих прав. Но государство обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность.

    Томас Гоббс и его теория общественного договора

    В соответствии с мнением Гоббса, прежде чем появилось государство, сначала образовалось так называемое естественное состояние, состояние полной, абсолютно ничем и никем неограниченной человеческой свободы, равных в собственных правах и возможностях. Люди являются равными между собой даже в таких желаниях, как господство, обладание одними и теми же правами. В связи с этим естественное состояние для Гоббса находится в полном смысле «состоянием войны всех против всех». Абсолютной свободой человека считается стремление его к анархии, хаосу, непрекращающейся борьбе, оправдывающей убийство одного человека другим человеком. В данной ситуации необходимым и естественным выходом является ограничение, обуздание абсолютной свободы любого для общего блага и порядка во всем. Люди должны ограничить собственную свободу для того, чтобы могли жить и развиваться в состоянии мирного общества. Они вступают в договор между самими собой о данном ограничении. Это взаимное самостоятельное ограничение именуется общественным договором.

    Ограничив собственную естественную свободу, люди совместно с этим отдают полномочия поддержания порядка, а так же надзора за соблюдением условий договоренности какой-либо группе или конкретному человеку. Так появилось государство, власть которого является суверенной, то есть независимой абсолютно ни от каких внешних либо внутренних сил. Государственная власть, по мнению Гоббса, должна быть абсолютной, государство имеет право в общественных интересах в целом принимать какие угодно меры принуждения к своим гражданам. Именно поэтому идеал государства для Гоббса - абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к общественной группе.

    Джон Локк об общественном договоре

    Несколько отличных взглядов придерживался другой мыслитель английского происхождения 17 века. В своих работах он выдвинул другой взгляд на первоначальное, естественное состояние человечества. В отличие от Гоббса с его тезисом о "войне всех против всех", Локк видел в начальной абсолютной свободе человечества не источник борьбы, а образ выражения естественного равенства, а так же готовности последовать разумным природным, естественным законам. Эта естественная готовность человечества подвела его к осознанию того, что в интересах общественного блага важно, сохранив свободу, группу функций передать правительству, призванному обеспечивать дальнейшее успешное развитие общества. Так достигался общественный договор между людьми, именно так происходит государство. Основной целью государства является охрана естественных прав человечества, права на жизнь, свободу, собственность.

    Следует отметить, что Локк существенно отошел в сторону от теории Гоббса. Гоббс акцентировал внимание на абсолютной власти государства над обществом и человечеством. Локк же делает акцент на другое: люди передают государству только частицу собственной естественной свободы. Государство ставит своей обязанностью защиту их естественных прав на собственность, жизнь и свободу. Чем обширнее круг прав у индивида, тем более широк круг его обязанностей перед обществом. При этом государство не обладает абсолютной самопроизвольной властью. По мнению Локка, общественный договор предполагает ответственность государства перед людьми. Если государство не выполнило собственный долг перед гражданами, если оно нарушило их естественные свободы - люди имеют право на борьбу, направленную против такого государства.

    Локка часто упоминают в числе основных теоретиков государственного демократического устройства. Его идеалом является английская конституционная монархия, в которой воплощается равновесие интересов человека и государства. Взгляды Локка получили мощное выражение в: "Декларации независимости США"; "Декларации прав человека и гражданина Франции".

    Теория общественного договора в системе взглядов Ж. -Ж. Руссо

    Жан Жак Руссо являлся одним из наиболее крупных представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора имела множество отличий от взглядов Гоббса и мировоззрений Локка. Естественное состояние человечества Руссо объясняет состоянием первобытной гармонии с природой. Человек не имеет нужд ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематичном труде. Способность самосохранения сдерживает его от состояния, именуемого «войны всех против всех». Но население увеличивается, изменяются географические условия, развиваются людские способности и потребности, что ведет, в конечном итоге, к формированию частной собственности. Общество разделяется на богатых и бедных, обладающих могуществом и притесненных, которые ведут между собой вражду. Неравенство развивалось медленно: изначально признаются богатство с бедностью, позже - могущество с беззащитностью, в итоге - господство с порабощением. Общество проявляет нужду в гражданском мире - заключается общественный договор, по условиям которого власть над обществом передается государству.

    Плюсы и минусы теории

    «+»

    1. авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения.

    2. теория имеет демократический характер;

    3. теория доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства;

    4. теория делает опору на общественной практике.

    «-»

    1. Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет;

    2. Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление;

    3. Договор является волей людей - значит он может расторгаться;

    4. Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.

    1. Психологическая теория. Л. Петражицкий о причинах образования государства.

    Сторонники: Лев Петражицкий (основатель), Г. Тард, З. Фрейд.

    Основная концепция: государство появилось в результате разделения общества по психологическим признакам: одни люди способны лишь подчиниться, подражать, а другие могут заниматься управлением.

    Возникновение психологической теории происхождения государства явилось в какой-то степени мощным прорывом в юридической науке. Это представлялось возможным только в конце 19 века, когда начала сформировываться психология в форме самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблематике психологической науки заметно возрастал в то время, когда в ней преобладали экспериментальные методики исследований, начинали образовываться крупнейшие школы, которые расходились в трактовке психики. Воспринятые социологами и юристами идеи данных школ заложили фундамент формирования новейших направленностей в юридической науке.

    Суть теории - человек обладает психологической потребностью проживать в границах организованного общества, а также чувством коллективного взаимного действия. Сторонники этой теории определили общество и государство в образе суммы психических взаимных действий людей, а так же их разнообразных объединений. Заводя разговор об естественных потребностях общества в конкретной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство и есть то самое следствие применения этих самых психологических закономерностей развития человечества.

    Основателем психологической теории формирования государства является русско-польский ученый Лев Иосифович Петражицкий. В своих трудах «Введение в изучение права и нравственности» и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» правовед и дипломат описал взаимосвязь психологии человека и теории права.

    Родоначальник теории опирается на человеческую психику с особыми потребностями, эмоциями и переживаниями, реализующимися исключительно во время социального взаимодействия. Первопричиной же создания государственной формы организации является выделение психически сильных людей и главенство их над основной менее активной массой.

    Пассивные люди подвержены желанию подчиняться авторитету активных людей, что в форме государственного управления обществом дает людям чувство стабильности и спокойствия, уверенности в будущем.

    Другой теорией, на которую опирается психологическая концепция создания государства, является идея «копирования» или «имитации» французского социолога и сторонника Петрижицкого Габриэля Тарда. По его мнению, в мире существуют «творцы», наделенные способностью создавать новое и «имитаторы», которые могут только копировать.

    Творения и тех, и других постепенно приживаются в обществе, создавая социальные институты и право, регулирующее их. Общество людей постепенно движется к усвоению и применению открытий, становится более гармоничным под руководством права и правителей.

    Еще один представитель психологической теории, Зигмунд Фрейд, в «Психологии масс» объяснял существование любых общностей как следствие свойств человеческой психики. Ученый считал, что человек изначально подсознательно выбирает группу, к которой будет принадлежать в обществе, он готов к ней и к исполнению ее ролей. Взаимодействие индивидов с уже заранее известными ролями и привело к появлению и долгому существованию государства.

    Плюсы и минусы теории

    «+»

    1. способность данной теории объяснить многие процессы, происходящие при формировании государства и права. Психология человека действительно стремится к гармонизации и стабилизации общества, пытается сформировать наиболее выгодные для индивида условия существования.

    2. упоминание личностного участия каждого индивида, его воли, которые рассмотрены в процессе становления государственного строя как важные и активные для принятия решений.

    «-»

    1. однобоко рассматривает государство как систему, уделяя внимание лишь социальным сферам общества и упуская из внимания все остальное.

    2. не рассматривает влияние социально-политической деятельности на человеческую психику, забывая, что общественное сознание формируется под действием первого фактора, а не второго.

    1. Органическая теория происхождения государства. Г. Спенсер об аналогии развития общества и биологического организма.

    Сторонники: Спенсер, Вормс, Прейс.

    Основная концепция: государство - единый организм, подчиняющийся законам природы.

    Органическая теория получила распространение во второй половине 19-го века. Основы подобной концепции заложил еще Аристотель, высказываясь о функционировании государства как о деятельности единого организма. Спенсер утверждал, что государство состоит из людей, как организм из клеток, и возникает лишь при консолидации клеточного состава.

    Представители теории считали, что государство представляет собой организм, отношения между частями которого похожи на взаимосвязи частей живого существа. По их мнению, государство является продуктом социальной эволюции. Оно имеет мозг (правителей) и средства выполнения решений (подчиненных). Самое важное — развивается оно, следуя естественным законам природы.

    Так как среди биологических видов в результате естественного отбора выживают лишь сильнейшие, то и среди государств в процессе борьбы и войн сохраняются наиболее стойкие и перспективные.

    Все части отвечают за выполнение определенных функций. Правительство выполняет функции мозга, право выступает в роли импульсов, низшие классы обеспечивают жизнедеятельность. Торговля и транспорт представляют распределительную систему. В отличие от других теорий, органическая показывает связь между деятельностью человека и предпосылками природного развития.

    Плюсы и минусы теории

    «+»

    1. поскольку люди — существа биологические, то правильно будет учитывать влияние биологических факторов;

    2. оригинальность концепции, понятное изложение;

    3. государство воспринимается как единое целое;

    4. конкуренция помогает совершенствовать внутренний строй;

    5. впервые за многолетние периоды исследований рассматривала власть как результат естественного развития человека.

    «-»

    1. социальные проблемы не имеют много общего с физиологическими (это разные уровни жизни, подчиненные разным законам);

    2. природные законы не поддаются проектированию на общество;

    3. при таком подходе государство не воспринимают как социальный организм;

    4. теории свойственна абстрактность, ее невозможно проверить на практике;

    5. отсутствует процесс принятия решений.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта