Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные положения формационного подхода к типологии государств.

  • Основные положения цивилизационного подхода к типологии государств.

  • Гражданское общество и социальное государство.

  • Неолитическая революция и ее значение. Особенности протогосударства.

  • Ответы на билеты по тгп. Понятие, объект, предмет и структура юридической науки


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеПонятие, объект, предмет и структура юридической науки
    АнкорОтветы на билеты по тгп
    Дата30.09.2022
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP_11153192.docx
    ТипДокументы
    #707396
    страница6 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    Понятие и значение типологии государств.

    Типология государств - это деление государств по груп­пам в зависимости от общих системообразующих важнейших признаков, присущих отдельной группе государств.

    Так, исходя из размеров территории, государства делят на великие, средние и малые. На базе исторического подхода выделялись древние, средневековые и современные государства, а по характеру цивилизации - на восточные, западные и смешанные.

    Рассматривая вопрос о типологии, следует учитывать, что она в отличие от простой классификации призвана раскрыть закономерности организации и развития государств. Таким образом, типология позволяет:

    1) выделить основные этапы развития государства;

    2) установить общие черты государств, относящихся к одному типу.

    Вообще, типология государств не просто упорядочивает научные знания, а способствует их получению, прогнозируя то или иное направление развития общества и государства, устанавливая новые связи между государственно-правовыми и иными явлениями.

    В науке существует два наиболее разработанных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

    1. Основные положения формационного подхода к типологии государств.

    Формационный подход базируется на разработанном в трудах Маркса и Энгельса понятии «общественно-экономическая формация» (ОЭФ). В соответствии с положениями формационного подхода, сущность государства, как и других социальных институтов (политическая надстройка), в конечном счете, определяется экономическими факторами (экономическим базисом). Экономический базис, или определенный способ производства материальных благ, состоит из производительных сил и производственных отношений. Основой экономического базиса, определяющей, таким образом, и всю политическую надстройку, являются производственные отношения, ядро которых - господствующая форма собственности.

    Развитие производительных сил приводит к смене типа производственных отношений, на базе которых кардинальным образом меняется и вся политическая надстройка, то есть и государство.

    К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли три основных макроформации: архаическую (древнюю), эксплуататорскую и коммунистическую. Последователи марксизма в советской науке выделяли пять формаций:

    1. первобытно-общинную ОЭФ

    2. рабовладельческую ОЭФ

    3. феодальную ОЭФ

    4. буржуазную ОЭФ

    5. коммунистическую ОЭФ

    Также выделяют соответствующие им (кроме первобытно-общинной) типы государств. Эти типы различаются в зависимости от того, какой класс является господствующим в системе общественных отношений, обладает основной массой господствующей в тот или иной период формы собственности и имеет соответственно в своих руках государственную власть.

    Плюсы и минусы теории

    «+»

    1. убедительно была доказана зависимость типа государств от экономики;

    2. были объединены в единые классификационные группы государства, имеющие единый характер государственной власти;

    3. были сделаны многочисленные выводы относительно общего и особенного в организации, функционировании и раз­витии государств, входящих в указанные типы.

    «-»

    1. однолинейность;

    2. игнорирование азиатского способа производства;

    3. умаление роли социокультурных факторов в развитии государства.

    1. Основные положения цивилизационного подхода к типологии государств.

    Сторонники: Н.Я. Данилевский (основатель), О. Шпенглер, А. Тойнби и др.

    Подход отказывается от абсолютизации экономических факторов и определяет тип государства через духовно-культурные факторы. Он базируется на утвердившимся еще в эпоху Просвещения понятии «цивилизация». Цивилизация - это локальная общественная система, обладающая общностью культурных, нравственных, религиозных, пространственно-географических и ряда других характеристик.

    Таким образом, в отличие от формационного подхода цивилизационная теория доказывает зависимость развития государства от культурно-духовных факторов, таких как стереотипы поведения, менталитет, нормы морали, религия и т. п.

    Теория Н.Я. Данилевского

    С его точки зрения, всё человечество состоит из различных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). История человечества - это история отдельных цивилизаций со своими взлётами и падениями. Не существует никакого «общечеловеческого прогресса» как непрерывного, поступательного, единого в своих основных чертах для всех народов процесса.

    В основе каждого культурно-исторического типа лежат свои основополагающие «начала», то есть его психические характеристики, культура, религия, политический и экономический строй. При этом, данные «начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Взаимодействие цивилизаций возможно и полезно, но только при сохранении народами своих самобытных основ. У других культурно-исторических типов можно и нужно перенимать элементы, лежащие вне сферы самобытных «начал»: «выводы и методы положительной науки, технические приёмы и усовершенствования искусств» и т. п. Любое же заимствование у иных цивилизаций в сфере самобытного исказит, уничтожит свои «начала» и породит жалкую карикатуру на опыт чужого народа. К данным самобытным началам Данилевский относил и политическое устройство общества.

    Теория А. Тойнби

    Основные принципы и подходы в изучении развития общества с цивилизационных позиций разработаны английским историком, философом Арнольдом Тойнби, который определял цивилизацию как относительно замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью культурных, географических, религиозных, экономических, пси­хологических и иных факторов. Тойнби связывал своеобразие цивилизаций прежде всего с особенностями культуры, отражёнными в образе мышления. Экономические и политические факторы он считал не очень существенными для характеристики цивилизации. На основе своего подхода Тойнби выделял двадцать одну цивилизацию. Внутри каждой цивилизации мо­гут существовать несколько государств, обладающих схожими основными характеристиками.

    Влияние духовно-культурных условий жизни на государство Тойнби раскрывал, активно используя исторический фактор. Он считал, что состояние государства определяется не только существующими в настоящем факторами, но и накопленными и передаваемыми из поколения в поколение духовными ценностями, нормативами поведениями, историческим опытом в разных сферах жизни. Помимо этого, Тойнби само государство, государственную власть считал частью культуры, а не просто важнейшим элементом политической системы. В результате раскрывается возможность характеристики государственной власти конкретного общества, анализа её связей со сложившимся менталитетом, духовными ценностями, моралью общества. Характеристика государственной власти становится богаче, она уже предстаёт не только результатом борьбы и взаимодействия классовых, иных групповых интересов и сил. Особое значение при анализе государства Тойнби придавал национальным особенностям народов.

    Все цивилизации учёный делил на первичные и вторичные. Государства в первичных цивилизациях обладали уникальными чертами, делавшими их непохожими на государства иных цивилизаций. В то же время все государства первичных цивилизаций характеризуются двумя основными особенностями: они входят составными частями в базис общества, играя определяющую роль в социально-экономической жизни общества; они характеризуются теснейшей связью с религией, образуя единый государственно-религиозный политический институт. К первичным цивилизациям А. Тойнби относил древнеегипетскую, шумерскую, японскую, ассиро-вавилонскую и др. Государства вторичных цивилизаций уже не имеют такого универсального характера, они перестают быть частью социально-экономичес­кого базиса общества, характеризуются не столь тесной связью с религией как государства первичных цивилизаций. К вторичным цивилизациям относят западноевропейскую, восточноев­ропейскую, североамериканскую и др.

    Таким образом, и Данилевский, и Тойнби связывали особенности государств с типами цивилизаций и не выделяли типы государств в зависимости от этапов исторического развития. Их подходы представляют собой, прежде всего, типологию об­ществ, а не государств.

    Следует отметить, что категория «цивилизация», тесно связанная с культурой - явлением всеобъемлющим, характеризуется неоднозначностью содержания. Различные авторы дают, в общей сложности, сотни разных определений цивилизации (не формулировок, а именно определений, включающих тот или иной набор существенных на взгляд автора признаков цивилизации, отражающих определённые стороны культуры). Поэтому в науке существует множество подходов к типологии государств, характеризуемых как цивилизационные. Кроме вышеназванных к ним относят концепции С.Хантингтона, У. Ростоу, П.А. Сорокина, К. Ясперса.

    Плюсы и минусы теории

    «+»

    Подход позволяет учитывать не только классы и социальные группы, но и человеческие ценности, влияющие на их взаимодействие. Они оказывают большое влияние и на социально-экономическое развитие конкретного общества, и на его отношения с другими народами. Таким образом можно выявить и сформулировать нравственные нормы, объединяющие людей в одно общество. Это будет плюсом в случаях, когда для исследователя важнее понять сущность общества в целом, учесть духовные факторы, а не только экономические или политические.

    «-»

    1. чрезвычайно сложно провести грань между цивилизациями. Например, в Америке задолго до того, как ее открыл Колумб, возникло и пало несколько великих империй, внутри которых процветало искусство, развивались религиозные культы. Каждая из них многое унаследовала от предшественниц. Но их отделяли друг от друга огромные пространства дикой природы, а порой и столетия, и невозможно определить, одна это цивилизация или несколько разных.

    2. сложность и крайняя субъективность понимания, в чем суть той или иной цивилизации и ее отличие от других

    3. подход рассматривает личность как уникальную в уникальном обществе, и это противоречит диктату культуры во всех сферах жизни

    4. цивилизационный подход недооценивает социально-экономические и политические факторы.

    1. Гражданское общество и социальное государство.

    Прежде всего следует отметить, что категория гражданского общества, которая активно используется как в теории государства и права, так и в законодательстве и государственно-правовой практике, является дискуссионной, единого подхода к ее определению не сформировано. В целом же можно дать следующее определение.

    Гражданское общество – это система демократически установленных и гарантированных ценностей, подразумевающая право индивидов добровольно объединяться в общественные объединения и организации для открытого свободного самовыражения вне прямого государственного вмешательства в социально-экономической, религиозной, семейной, культурной и иных сферах общественной жизни.

    Гражданское общество возникает там, где личности гарантированы наиболее полно ее права и свободы, в том числе право объединяться для свободного выражения и реализации своей позиции в культурной, семейной, социально-экономической и иной сферах общественной жизни. Отсюда к условиям становления и развития гражданского общества следует отнести:

    • правовое государство, то есть такое государственное устройство, в котором законодательно закреплен правовой статус личности, ее приоритет в системе государственного управления, а деятельность системы государственного управления подчинена закону;

    • независимость индивида с экономической точки зрения, в том числе посредством гарантирования ему частной собственности и возможности свободно на равных с другими субъектами реализовывать свои экономические права.

    В центре гражданского общества личность и объединение индивидов по политическим, культурным, экономическим и иным интересам, морально-нравственным ориентациям. Эти субъекты общественной жизни, реализуя свои интересы, определяют общественные отношения.

    Социальное государство предполагает такую модель организации государственного устройства, при которой обеспечивается перераспределение материальных благ на основе принципа социальной справедливости для того чтобы обеспечить каждому члену общества достойный уровень жизни.

    Другими словами, политика социального государства предполагает поддержку социально уязвимых и нуждающихся слоев населения за счет наиболее обеспеченных слоев населения. При этом политика социального государства не строится исключительно на прямых мерах поддержки: политика социального государства направлена на формирование благоприятной социально-экономической среды для эффективного развития личности, позволяющей использовать собственные права и свободы для обеспечения благосостояния. Это значит, что государство оказывает целенаправленное воздействие на занятость, обеспечение жильем, медицинскую помощь, обеспечения образования и пр.

    Подлинно гражданское общество и правовое социальное государство возможны только там, где:

    • государственное устройство определяется демократическими принципами, личность, ее права и свободы выступают приоритетом деятельности должностных лиц и органов государственного управления;

    • во взаимоотношениях общества и государства личность играет центральную роль, законодательство фиксирует правовой статус личности наиболее полно, предусматривает эффективные инструменты защиты и восстановления прав;

    • деятельность системы государственного управления подчиняется закону.

    1. Неолитическая революция и ее значение. Особенности протогосударства.

    Неолитическая революция — это переход человечества от присваивающего хозяйства к производящей экономике, в своём составе имеющей сельскохозяйственные подотрасли (скотоводство и земледелие), а также выделяющееся ремесло.

    В течение миллионов лет человечество существовало за счет охоты, собирательства и рыболовства. Люди «присваивали» выросшие в природе продукты, поэтому тип хозяйства назван присваивающим. Человек зависел от природы, изменений климата, обилия добычи, удачи. Около 11 тысяч лет назад отношения человека с природой кардинально меняются. Зарождаются земледелие и животноводство. Люди целенаправленно производят необходимые продукты. Отныне они меньше зависели от среды. Тип хозяйства получил название производящего. До сих пор производящее хозяйство лежит в основе жизни человечества.

    Резкий переворот в хозяйственной деятельности человека объясняется множеством факторов. В настоящее время существуют разные теории и гипотезы на этот счет. Наиболее распространенными из них являются:

    1. Согласно утверждению Чайлда Гордона, глобальные изменения начались более 12 тысяч лет назад с таяния ледника, покрывающего большую территорию суши, и изменений климатических параметров планеты. Засуха привела к вымиранию многих животных, на которых охотился человек, таких, как мамонты. Миграция людей в оазисы привела к освоению земледелия и скотоводства. Однако данная теория была опровергнута после определения времени окончания ледникового периода. Исследователи выяснили, что земледелие зародилось намного позже.

    2. Демографический фактор спровоцировал переход к производящему хозяйству. Увеличение численности населения Земли привело к освоению земледелия и скотоводства, так как в результате хозяйственной деятельности получалось прокормить большее количество людей, но рацион стал менее разнообразным по сравнению с прошлыми источниками пропитания.

    3. Благоприятный и предсказуемый климат, который установился на планете после ледникового периода, стал причиной активного развития земледелия.

    4. Разнообразие флоры и фауны предоставило массу возможностей для человека одомашнивать животных и окультуривать растения. В сочетании с благоприятными климатическими параметрами данный факт послужил основной причиной развития хозяйственной деятельности.

    5. Продолжительная эволюция, в течение которой человек приспосабливался к природе и в результате стал заниматься культивированием растений.

    Основные этапы неолитической революции:

    1. Кочевой образ жизни охотников и собирателей трансформируется в оседлый, что приводит к изменениям окружающей среды путем вспахивания почвы и строительства специальных сооружений для хранения запасов продовольствия.

    2. С ростом производительности труда наблюдается демографический взрыв.

    3. Появляется необходимость охранять территории от врагов, создаются вооруженные отряды.

    4. Активно развивается товарообмен.

    5. Формируются первые собственники и централизованные административные центры.

    6. Возникают предпосылки к разложению общинного строя.

    7. По средствам новых систем знаний информация передается следующим поколениям в устной и письменной форме.

    Значение неолитической революции

    Возникновение земледелия, как одного из основных направлений хозяйственной деятельности человека, привело к развитию оседлого образа жизни. Так появились первые крупные поселения, которые располагались около пастбищ и полей. Доступность пропитания и стабильный уклад жизни привели к демографическому взрыву.

    Кроме того, человек столкнулся с наличием большого количества свободного времени в периоды между сборами урожая. Стали развиваться такие направления деятельности, как: рукоделие; гончарное искусство; деревообработка; изготовление ювелирных украшений; производство деревянной утвари и других изделий.

    Спектр деятельности людей существенно увеличился, что привело к разделению труда. При этом на каждого представителя общества возлагались определенные обязанности. Подобные изменения послужили в дальнейшем причиной социального расслоения, стратификации и возникновения «раннеклассовых обществ». С развитием сельского хозяйства преобразовывалось общество. Небольшие поселения с течением времени трансформировались в города, где зародились: искусство; архитектура; письменность.

    Ученые считают появление письменности свидетельством окончания доисторического периода развития человечества и начала цивилизации. В связи со сменой содержания хозяйственной деятельности человек стал в оппозицию природе. Способы взаимодействия с окружающей средой приобретали все более агрессивный характер. Специфические особенности дальнейшего развития общества заключались в следующем.

    Племена, ведущие более примитивное присваивающее хозяйство, были воинственно настроены, ориентировались в основном на защиту собственных территорий. Более цивилизованные земледельцы сталкивались с проблемами роста населения и нехватки хозяйственных ресурсов, что служило причиной для перемещений на другие территории, сопровождающихся агрессивным захватом земель. Древние города активно разрастались, их влияние увеличивалось, что приводило многочисленным экспансиям и созданию целых империй.

    Таким образом, неолитическая революция является масштабным процессом перехода древнего общества к цивилизации. Основные достижения того периода послужили толчком для значимых преобразований в жизни всего человечества.

    Особенности протогосударства

    Первые протогосударства образовывались в разное время, поэтому историкам сложно сказать, когда именно появилась эта политическая структура впервые. Независимо от места появления все вождества были практически идентичны, поэтому их довольно просто описать.

    Чаще всего протогосударства – это совокупность нескольких поселений. Они могли располагаться довольно далеко друг от друга, но всегда подчинялись центральной деревне, где проживал вождь со своими приближенными. На основе этого выстраивалась иерархическая лестница, основанная на родственных отношениях, которые пока еще выступали очень важной составляющей управленческой структуры.

    Не стоит путать протогосударство с племенными союзами и развитой государственностью, хотя данная управленческая структура сочетает в себе некоторые черты обеих перечисленных политических образований.

    Основной характеристикой протогосударства является сильная власть вождя, распространяющаяся на довольно обширные территории. Основывавалась она на мощной армии, состоящей из большого количества воинов. Каждый из них нес свою службу за вознаграждение, которое по мере развития и расширения протогосударства становилось все значительнее.

    Для вождества характерно объединение людей по территориальному признаку. Чаще всего племена, живущие на соседних территориях, входили в одно объединение и подчинялись вождю.

    В протогосударстве впервые начинает формироваться управленческий аппарат. Он еще не выглядит как упорядоченная структура с четким разделением на ветви власти, однако постепенно выделяются лица, отвечающие за те или иные события внутри вождества. В первую очередь на эти посты выдвигались родственники вождя, но с течением времени кровные отношения теряют свою значимость. Власть становится более публичной и оторванной от общества. Вождь уже не служит народу и не старается всеми своими поступками заслужить его уважение. Он сохраняет свою власть с помощью армии и формирующейся знати, если ее так можно назвать.

    В обществе появляются зажиточные представители, которые проживают в центральном поселении вождя. Известно, что численность населения в нем достигала шести тысяч человек. Такие поселки еще не могли называться городами, но уже не были простыми поселениями периода племенных союзов.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта