Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественная власть и социальное регулирование в условиях первобытного общества. Мононормы и особенности нормативной системы этапа присваивающей экономики.

  • Общие закономерности происхождения государства и права. Факторы появления государства.

  • Особенности восточного пути формирования государственности.

  • Западный путь возникновения государства.

  • Ответы на билеты по тгп. Понятие, объект, предмет и структура юридической науки


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеПонятие, объект, предмет и структура юридической науки
    АнкорОтветы на билеты по тгп
    Дата30.09.2022
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP_11153192.docx
    ТипДокументы
    #707396
    страница4 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    Марксистская теория происхождения государства. Классовый подход.

    Сторонники: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин

    Основная концепция: государство возникает как результат классового антагонизма, как орудие подавления эксплуататорским классом класса эксплуатируемых.

    Данная теория возникла в 19 веке. Более полное изложение базисов этой теории содержится в трудах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «Государство и революция».

    Основные положения теории затрагивают процесс образования государства и влияющие на это факторы. Представители теории считали, что государство существовало не всегда. Изначально были общества, которые не нуждались в государственной власти. Экономическое развитие вызвало раскол общества на классы с противоречивыми экономическими интересами, между ними началось противостояние. Во избежание коллапса появилась необходимость в стоящей над обществом силе, которая бы устраняла столкновения и наводила порядок. Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним, и есть государство.

    Марксистская теория выделяет три формы появления государства:

    1. Согласно афинской форме государство возникает из противостояния и борьбы среди общества.

    2. Согласно римской форме родовое общество становится аристократией, которая впоследствии изолируется от остального бесправного населения. Население разрушает родовую аристократию и создает государство.

    3. Германская форма подразумевает завоевание новых территорий и создание за счет них государства.

    Плюсы и минусы теории:

    «+»

    Некоторые положения теории являются неоспоримыми. Они сыграли важную роль в формировании понятий о теориях происхождения государства.

    • Материальные условия общества сыграли значительную роль.

    • Изменение форм деятельности в области труда и ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства.

    • Переход от потребляющей к производящей экономике создает разделение людей по существенному признаку.

    «-»

    Основной недостаток теории — однобокость. Представители не учитывали психологический, нравственный и этнический факторы. Именно поэтому им не удалось объяснить причины и этапы становления государственных образований.

    Е. Дюринг имел претензии к теории, ссылаясь на психологический фактор. Он писал о психологии человека и его тяге к войне. Энгельс игнорировал этот фактор, ссылаясь исключительно на экономику, как главную движущую силу истории.

    С. С. Алексеев и В. М. Корельский не спорили, что классовая борьба повлияла на возникновение государства. Однако полагали, что возникновение классов не может служить единственной причиной его появления. Ученые ссылались на примеры появления государства в доклассовом обществе и считали, что на процесс образования государства влияют и другие факторы.

    1. Общественная власть и социальное регулирование в условиях первобытного общества. Мононормы и особенности нормативной системы этапа присваивающей экономики.

    Человечество на пути своего развития проходило ряд эпох истории, каждая из них была определена характером и уровнем отношений в обществе: экономических, социальных, культурных, политических, религиозных.

    Наиболее продолжительной эпохой истории человечества представляется первобытная общественная организация, для нее характерно отсутствие политической организации и норм права, которые являются инструментом управления государственного типа. Родоплеменную общественную организацию характеризовали следующие основные признаки:

    • Существование потестарной власти (власти в доклассовых и раннеклассовых обществах, не имевших политических и государственных институтов и атрибутов).

    • Наличие специфических норм первобытного общества, которые именуются в теории права "мононормами".

    Потестарная власть находилась в руках вождей, предводителей либо совета старейшин, она опиралась на личностный авторитет. Данная власть распространилась на эгалитарное сообщество, члены которого являлись равными.

    Первобытное общество, которое основывалось на присваивающей экономике, то есть на охоте, рыболовстве, собирательстве, не представляло политического разделения на управляющих и управляемых, не имело нужды в нем, так как социальные нормы первобытного общества исполнялись на основе добровольности. В родовом обществе происходило половозрастное деление, которое необходимо для занятия разными видами хозяйственной деятельности, перераспределения пищи и вступления в брачно-семейные отношения.

    Социальные нормы в первобытном обществе обеспечивали наличие присваивающей экономики и продолжение родовых отношений. Данные нормы урегулировали конкретные способы добычи пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли права от обязанностей, т. е. права человека были соединены с его обязанностями. Формами выражения этих норм были традиции, обычаи, обряды, ритуалы, мифы, которые закрепили правила поведения членов рода в разнообразных ситуациях.

    Содержание мононорм составляли разного рода табу - запреты совершения определенных действий, тотемы - обязанности сохранения определенных видов животных, регламенты - некоторые дозволения. К нарушителям обычно были применимы потестарные санкции, наиболее суровой из которых являлась изгнание из общины.

    Важно отметить, что представители отечественной юриспруденции отрицают существование права в обществе родоплеменного типа. Западные антропологи же оценивают первобытную нормативную систему в форме права либо протоправа, то есть как ступеньку к праву.

    Власть и социальные нормы первобытного общества представляются различными формами властных институтов и общеобязательных норм поведения, которые сформировались на первобытной стадии общественного развития. Для данного периода существования человечества характерным является отсутствие политической власти и институтов государства.

    Социальные нормы в данный период обладали характером традиций, обычаев, табу и обрядов. В науке вопрос о том, можно ли понимать эти социальные нормы как право или протоправо, представляется дискуссионным.

    Члены первобытного общества являлись равными, они не подразделялись на управляющих и управляемых, в связи с этим политическая власть как таковая в этом обществе отсутствовала. Но институты власти все-таки имели место быть: члены первобытного общества были подчинены вождям, старейшинам, предводителям, но данная подчиненность основывалась на авторитетности таких людей, подкреплённой возможностями силового действия на тех, кто отказался подчиняться. Такой вид власти именуется потестарной (от латинского «potestas» — «мощь», «сила»).

    Жизнь первобытного общества не представлялась хаотичной, она была подчинена конкретным традициям и обычаям, в которых были закреплены обряды, ритуалы, табу и иные людские правила поведения в конкретных жизненных ситуациях. Данные нормы обычно исполнялись добровольно: по чувству привычки, для подражания иным членам общества или в силу их пользы. Тем не менее, преступление данных норм могло нести за собой наказание, вплоть до изгнания из общины, которое практическим образом вело к смерти изгоняемого. Учёные российского происхождения не считают, что данные правила и традиции формируют какую-то правовую систему; учёные иных государств изучают данную нормативную систему в форме права или протоправа.

    Необходимо отметить главнейшие элементы, из которых формируется понятие общества:

    • Общность индивидов, которые обладают сознанием и волей;

    • Общий интерес, который имеет объективный и постоянный характер;

    • Сотрудничество и взаимодействие на базе общих интересов;

    • Урегулирование интересов общества посредством общеобязательных правил поведения;

    • Существование организованной властной силы, которая способна обеспечит внешнюю безопасность и внутренний порядок;

    • Возможность и способность самостоятельного усовершенствования и обновления общества;

    • Присутствие территории для проживания.

    Экономика первобытного общества обладала присваивающим характером. Все то, что первобытные люди добыли, они складывали в общий «котел», а потом разделялось на равные меж всеми членами рода. Общество являлось эгалитарным, то есть все его члены были равны между собой. Основа социальной структуры представлялась родовой общиной, слишком медленно, но непрерывно усовершенствовались организация и орудия труда.

    В период первобытного общества развитие человечества шло по следующим направлениям:

    • формирование человека как биосоциального существа;

    • утверждение брачно-семейных отношений;

    • отказ от присваивающей экономики, переход к производящей, то есть от присвоения готовых природных продуктов к их воспроизводству (земледелию, ремеслу, скотоводству).

    1. Общие закономерности происхождения государства и права. Факторы появления государства.

    Современная наука, оценивая различные теории происхождения государства, отмечает, что многие и них содержат элементы истины, но ни одной их них не удалось отразить сложный и противоречивый характер процесса происхождения государства.

    Следует отметить близость современного подхода классовой теории. Налицо материалистический подход, применительно к социальным процессам означающий, что в качестве основы общественного развития рассматривают экономические факторы.

    Власть в родовой общине имела общественный характер, т.е. высшей властью было общее собрание всех взрослых членов общины, это было прямое правление. Власть старейшин, вождей имела временный выборный характер, не передавалась по наследству. Данную систему власти в науке называют первобытной демократией.

    Экономика первобытного общества была присваивающая, низкая производительность труда при наличии примитивных орудий труда. Основной формой социальной организации была родовая община, в основе которой лежали родственные отношения, передаваемые по материнской линии. Женщина играла в обществе ведущую роль, основанную на более высоком, по сравнению с мужчиной, хозяйственном значении. Межполовые отношения имели форму групповых браков, постепенно заменяемых парными браками. Все члены рода выполняли сходные функции.

    Дальнейшее развитие человека было ускорено благодаря экологическому фактору (великое оледенение). Это заставляет человека интенсифицировать свою деятельность с тем, чтобы уменьшить зависимость от природы. Происходит неолитическая революция.

    В экономике на базе более совершенных орудий труда происходит рост его производительности и появление прибавочного продукта, который начинает накапливаться, порождает появление различных форм собственности. В этот период происходит разделение труда:

    1. разделение земледелия и скотоводства,

    2. отделение земледелия и скотоводства,

    3. отделение ремесла от земледелия,

    4. появление торговли.

    Как инструмент обогащения начинают использовать войны. Общество разделилось на разные группы – по имущественному, по профессиональному статусу. На смену парному браку приходит патриархальная семья. С появлением семьи процесс имущественного расслоения и разложения родовой общины многократно усиливается. Увеличивается численность людей. Происходят изменения в духовной сфере общества. С одной стороны, усложнение общества, изменение роли человек в системе человек-природа, а с другой – появление прибавочного продукта, привели к появлению в обществе людей, занимающихся преимущественно умственным трудом. Это обусловило формирование религий, научных представлений. Постепенно формируются надобщинные имеющие характер публичной власти. Так появляется государство.

    Таким образом, среди факторов появления государства можно назвать:

    1. Природный фактор

    В результате экологического бедствия, которое постигло планету около 10 тысяч лет назад, перед человеком остро встала проблема выживания, как результат – стремление к объединению, усложнение хозяйственных связей. Другим природным фактором возникновения государства и права можно назвать опыт Древнего Востока с его величественными ирригационными сооружениями, сооружение которых, по мнению ряда исследователей, послужило толчком к появлению первых ближневосточных государств.

    1. Экономический фактор

    Переход от присваивающей экономике к производящей. Что в результате привело к социальному расслоению общества. Кроме того, по мере развития производства стал появляться избыточный продукт, что привело к появлению институтов товарного обмена и торговли.

    1. Антропологический фактор

    Человек в процессе своего развития (социального, интеллектуального) создал предпосылки для неизбежного появления институтов государства и права.

    1. Социальный фактор

    В результате развития и усложнения социальных взаимодействий происходит распад общинной формы организации человеческого общества, и мы можем говорить о возникновении раннеклассового государства.

    1. Особенности восточного пути формирования государственности.

    Среди ученых-исследователей вопросов государственности общепризнанной является точка зрения о целесообразности выделения двух основных путей возникновения государств у древних народов – восточного и западного. При этом первоначально возникшая во временном отношении восточная государственность признается более универсальной категорией, поскольку по соответствующему пути возникали и развивались не только Азиатские государства, но, также государства Африки, а впоследствии – Америки.

    Для восточной государственности было характерно восприятие на первичных этапах тех элементов властного управления, которые сложились еще в условиях первобытного общества.

    Характерными признаками восточной государственности принято называть:

    • обобществление всех форм собственности;

    • высокая производительность коллективного труда;

    • сосредоточение создаваемых и накопляемых богатств в кругах родоплеменной знати;

    • интенсивные темпы роста населения, его концентрация в определенных местах, в которых, впоследствии возникали крупные древние города, становившиеся административными и культурно-религиозными центрами государств Древнего Востока.

    На характеристику восточной государственность большое значение оказывали географические особенности среды обитания, в условиях которых единственным, а следовательно – ключевым условием выживания отдельных социальных образований выступало выполнение грандиозных по своему масштабу общественных работ, ресурсные затраты на которые превышали возможности отдельных общин. Такими работами выступали, например, возведение и обеспечение функционирование крупные ирригационных систем, необходимых в местах обитания народов Древнего Востока – долинах крупных рек.

    Несмотря на наличие определенных особенностей, государства Древнего Востока отличало существование многих общих черт. В том числе, форма государственного управления, которая в рамках восточной государственности традиционно характеризовалась наличием абсолютных деспотических монархов, поддержание власти которых осуществлялось мощным аппаратом чиновников, с опорой на экономическую основу – государственную собственности. При этом для восточной государственности не был характерен признак выраженной классовой дифференциации, поскольку отсутствовал класс экономической элиты – государство одновременно и организовывало производство и эксплуатировало сельские общины, как основную производственную силу.

    Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко — в десятки раз — повысить производительность труда.

    Возникновение восточной государственности традиционно связывается именно с тем, что там впервые возникает вся совокупность необходимых для этого условий:

    1. Достаточность ресурсов для обеспечения непроизводящего, но необходимо для развития общества аппарата управления;

    2. Потребность в централизованной социальной регуляции, ввиду необходимо обеспечения реализации колоссальных по объему работ;

    3. Власть была легитимна, поскольку политическое господство было основано на осознании обществом необходимости формирования соответствующей формы объединения людей.

    Таким образом становление восточной государственности может быть охарактеризовано как закономерное продолжение развития кооперации, коллективной трудовой деятельности, при котором зародившееся еще в родоплеменных общинах органы управления и господства превратились в зачатки государственности, получившее свое окончательное закрепление в возникающих макро- и микрогосударствах в долинах крупных рек.

    1. Западный путь возникновения государства.

    В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила. Однако надо иметь в виду, что именно западное общество стало «локомотивом истории», именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса.

    Западный вариант формирования государства также носит название европейского. Здесь также зарождение государства строилось на имущественном неравенстве, однако причина его происхождения была иной.

    Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства (чиф-дома), формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

    Следствием неолитической революции стало общественное разделение труда: определенным родом деятельности (ремеслом) занимались конкретные люди (ремесленники), на этом фоне активно развивалась торговля. Отдельные семьи теперь могли позволить себе быть независимыми от общины, иметь свое средство заработка, свою собственность. Такие условия были благоприятны для модернизации средств производства: ввиду наличия личной заинтересованности в получении благ прикладывались усилия по наращиванию производственных процессов. Очевидно, что и усилия, и результат не могли быть равноценными для всех: у отдельных групп людей возникали излишки продукции, приводящие к накоплению благ, а, соответственно, происходило расслоение общества на классы (по признаку богатства и, соответственно, власти).

    Отличием от азиатского пути возникновения государства является то, что здесь наиболее влиятельные лица не только занимали самые высокие должности в государственной структуре, но при этом были автономны, имели частную собственность и сами являлись источником власти.

    Закономерно, что разделение на «богатых и бедных» спровоцировало неразрешимые противоречия и конфликты. При этом еще не существовало подходящих методов урегулирования данных споров. Собственно, создание государственной структуры и права изначально было направлено на создание законных условий для крупных собственников сохранения своего имущества, установление для них некого статуса-кво.

    На протяжении всей истории развития государства, идущие европейским путем, претерпевали эволюционные метаморфозы: в этом еще одно их отличие от неповоротливой восточной модели.

    Общие характеристики государств западной формы развития:

    • фундамент государства – частная собственность;

    • главная задача государства – охрана частной собственности;

    • расслоение общества по признаку объема владения благами;

    • государство западного типа изначально представляло собой объединение частных собственников;

    • наличие плодотворной среды для развития технологий;

    • западному устройству государства присуща постоянная эволюция.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта