Главная страница

Внеурочная деятельность. Пособие для учителя2е издание удк 371ббк 74. 200. 58Г83Серия Стандарты второго поколения


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеПособие для учителя2е издание удк 371ббк 74. 200. 58Г83Серия Стандарты второго поколения
АнкорВнеурочная деятельность
Дата28.05.2020
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаvneuroch_deyatelnost_01 (1).pdf
ТипКнига
#126148
страница6 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Тематический план. Вариант 1. Любительский театр
71

п/п
Темы занятий
Количество
часов
Первый год занятий
1
Знакомство с особенностями любительских занятий театром
2 2
Учебные театральные миниатюры
10 3
Театральный капустник
2 4
Знакомство с особенностями пьесы"сказки
2 5
Просмотр профессионального театрального спектакля
2 6
Репетиции пьесы"сказки
10 7
Представление пьесы — новогодней сказки
6 8
Рождение замысла пьесы. Сверхзадача теат"
рального искусства
2 9
Чтение пьес и выбор постановочного материала
4 10
Просмотр профессионального театрального спектакля
2 11
Репетиция пьесы — современной драмы
10 12
Премьера пьесы (драматического произведения)
4

Продолжение
72

п/п
Темы занятий
Количество
часов
13
Репетиции пьесы"комедии
10 14
Премьера пьесы"комедии
2
ИТОГО за первый год
68
Второй год занятий
15
Знакомство с особенностями водевиля
2 16
Репетиции водевиля
8 17
Просмотр профессионального театрального спектакля
2 18
Представление водевиля
4 19
Знакомство с особенностями театрального ярмарочного представления
2 20
Разработка и репетиции новогоднего ярма"
рочного представления
10 21
Новогоднее ярмарочное представление
6 22
Рождение замысла пьесы
2 23
Чтение пьес и выбор постановочного материала
4 24
Репетиция пьесы – классической драмы
10 25
Премьера пьесы (классического драматиче"
ского произведения)
4 26
Разработка идеи и сценария бенефиса класса
8 27
Репетиции бенефиса
4 28
Премьера прощального бенефиса
2
ИТОГО за второй год
68
ВСЕГО
136

Содержание деятельности
Любительские занятия театром. Роль театра в культуре,
основные вехи развития театрального искусства. Любительс"
кий театр как разыгрывание ситуаций, в которых человек су"
ществует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окру"
жающим пространством.
Театральная миниатюра. Актёрский этюд. Наблюдения актёра. Лаборатория актёра и режиссёра. Учебные театраль"
ные миниатюры, скетчи. Типы персонажей в театральных ми"
ниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы реше"
ния. Театральный капустник.
Пьесасказка. Просмотр профессионального театрального спектакля. Драматургический замысел. Репетиции пьесы"сказ"
ки. Представление пьесы — новогодней сказки.
Современная драма. Рождение замысла пьесы. Сверхзада"
ча театрального искусства. Чтение пьес и выбор постановоч"
ного материала. Просмотр профессионального театрального спектакля. Репетиция пьесы – современной драмы. Премье"
ра пьесы (драматического произведения).
Современная комедия. Жанровые особенности комедии.
Разновидности комедии. Природа смешного. Премьера пьесы"
комедии.
Водевиль. Знакомство с особенностями водевиля. Репети"
ции водевиля. Просмотр профессионального театрального спектакля. Представление водевиля.
Театральное ярмарочное представление. Разработка и репетиции новогоднего ярмарочного представления. Новогод"
нее ярмарочное представление как художественно"эстетичес"
кое образовательное событие.
Классическая драма. Рождение замысла пьесы. Чтение пьес и выбор постановочного материала. Репетиция пьесы –
классической драмы. Премьера пьесы (классического драма"
тического произведения).
Бенефис. Разработка идеи и сценария бенефиса класса как художественно"эстетического образовательного события.
Сверхзадача спектакля. Репетиции бенефиса. Премьера про"
щального бенефиса.
Тематический план. Вариант 2.
Любительское видеотворчество
73

п/п
Темы занятий
Количество
часов
Первый год занятий
1
Любительское видеотворчество
2

Продолжение
74

п/п
Темы занятий
Количество
часов
2
Сценарий как особая форма драматургии
12 3
Просмотр и обсуждение профессионального авторского видеопроекта, кинофильма
4 4
Вечер авторского видео «Видеопробы». Показ и обсуждение видеопроектов учащихся
4 5
Разработка и реализация авторского проекта
«Реклама новогоднего праздника в школе»
8 6
Сюжетные компоненты режиссёрского сцена"
рия: пролог, завязка, фабула, развязка, эпилог
8 7
Разработка и реализация видеопроекта «Сказ"
ка для младшего брата»
10 8
Премьера видеопроекта «Сказка для младше"
го брата» как художественное образовательное событие
4 9
Разработка и реализация проекта докумен"
тального видео об истории школы, города
(микрорайона), села
12 10
Вечер документального видео. Просмотр и обсуждение проектов учащихся
4
ИТОГО за первый год
68
Второй год занятий
11
Социальная реклама как жанр современного видеотворчества
2 12
Разработка и реализация видеопроекта «Наша социальная реклама»
8 13
Презентация видеопроекта «Наша социальная реклама» (художественно"эстетическое обра"
зовательное событие)
2 14
Выразительные средства видеотворчества
4 15
Разработка и реализация видеопроектов уча"
щихся «Ни слова о любви»
12

Продолжение
Содержание деятельности
Любительское видеотворчество. Особенности любительс"
кого видеотворчества в контексте любительских занятий ху"
дожественным творчеством. Специфика технических средств в видеотворчестве.
Сценарий как особая форма драматургии. Сценарий и монтаж. Понятие кинокадра. Крупности планов и их смыс"
ловое значение в раскрытии драматургии. Монтажная фраза,
сцена, эпизод. Понятие движения в фильме. Движение в пространстве и во времени. Время и пространство и их ус"
ловность в кино. Время реальное, замедленное, ускоренное.
Любительский видеопроект как явление самодеятель
ного художественного творчества. Просмотр и обсуждение профессионального авторского видеопроекта, кинофильма.
Вечер авторского видео «Видеопробы». Показ и обсуждение видеопроектов учащихся.
Жанры любительского видеопроекта. Оперативные и постановочные съёмки. Реклама, художественный и докумен"
тальный жанры, игровые программы, телефильмы. Разработка
75

п/п
Темы занятий
Количество
часов
16
Просмотр и обсуждение профессионального авторского видеопроекта, кинофильма
4 17
Премьера видеопроектов учащихся «Ни слова о любви» (художественно"эстетическое обра"
зовательное событие)
4 18
Встреча с профессиональным режиссёром,
журналистом, актёром
4 19
Разработка и реализация видеопроектов уча"
щихся «Немного о себе»
10 20
Разработка и реализация авторских видеопро"
ектов учащихся
10 21
Конкурс видеотворчества «Школьный Оскар»,
церемония награждения победителей (По"
следний звонок)
8
ИТОГО за второй год
68
ВСЕГО
136
и реализация авторского проекта «Реклама новогоднего празд"
ника в школе». Сюжетные компоненты режиссёрского сцена"
рия: пролог, завязка, фабула, развязка, эпилог. Разработка и реализация видеопроекта «Сказка для младшего брата».
Премьера видео проекта «Сказка для младшего брата». Доку"
ментальное видео. Разработка и реализация проекта докумен"
тального видео об истории школы, города (микрорайона), се"
ла. Вечер документального видео. Просмотр и обсуждение проектов учащихся. Жанр и особенности его монтажа. Коме"
дия. Детектив. Фильм"повесть. Фильм"роман. Мелодрама. Ре"
портаж. Документальная драма. Документальная повесть.
Звук. Изменения, которые принёс звук в кинематограф,
в его зрительный ряд. Звуковой образ героя. Использование звука за кадром. Пауза как игровой компонент фильма. Шу"
мовая фонограмма. Виды шумов: естественные, имитационные.
Образ и драматургия шумов. Музыка в фильме и её разновид"
ности (авторская, бытово"оправданная, синхронная и т. д.). Роль музыки в монтажном строе эпизода, сцены, фильма в целом.
Социальная реклама как жанр современного видеотвор"
чества. Монтаж клипов и рекламных роликов. Особенности и достижения. Обновление выразительности монтажной фор"
мы. Монтаж телепередачи. Принципы, лежащие в его осно"
ве: выразительность, разнообразие, зрелищность. Разработка и реализация видеопроекта «Наша социальная реклама». Пре"
зентация видеопроекта «Наша социальная реклама».
Художественное видео. Выразительные средства видео творчества. Разработка и реализация видеопроектов учащихся
«Ни слова о любви». Просмотр и обсуждение профессиональ"
ного авторского видеопроекта, кинофильма. Премьера видео"
проектов учащихся «Ни слова о любви».
Документальное видео. Разработка и реализация видео"
проектов учащихся «Немного о себе». Разработка и реализа"
ция авторских видеопроектов учащихся.
Любительское видео как пространство художествен
ного самовыражения. Встреча с профессиональным режис"
сёром, журналистом, актёром. Конкурс видеотворчества
«Школьный Оскар», церемония награждения победителей.
Тематический план. Вариант 3.
Художественное творчество в дизайне
76

п/п
Темы занятий
Количество
часов
Первый год занятий
1
Знакомство с основами дизайна. Дизайн, ос"
новные принципы композиции. Зонирование.
4

Продолжение
77

п/п
Темы занятий
Количество
часов
2
Основы организации пространства. Дизайн"
проект интерьера «Комната моей мечты»
8 3
Выставка дизайнерских проектов интерьера
«Комната моей мечты» (художественное обра"
зовательное событие)
4 4
Философия новогоднего праздника. Разработ"
ка дизайн"проектов организации простран"
ства праздника (новогодний праздник)
8 5
Конкурс дизайн"проектов организации прост"
ранства праздника (новогодний праздник),
реализация проекта — победителя конкурса.
Презентация оформления школьного зала
10 6
Материаловедение. История костюма
4 7
Разработка и реализация исследовательского проекта «Дизайн исторического костюма»
10 8
Защита исследовательских проектов «Дизайн исторического костюма» (художественное об"
разовательное событие)
4 9
Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология
4 10
Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн)
8 11
Презентация дизайнерского проекта «Школь"
ная клумба» (художественное образовательное событие)
2
ИТОГО за первый год
68
Второй год занятий
12
Дизайн интерьеров и архитектурное проекти"
рование
2 13
Разработка и осуществление дизайнерского проекта интерьера «Дизайн помещения класс"
ной комнаты»
8

Продолжение
Содержание деятельности
Знакомство с основами дизайна. Дизайн, основные принципы композиции. Зонирование.
Основы организации пространства. Разработка и осуще"
ствление дизайн"проекта интерьера «Комната моей мечты».
78

п/п
Темы занятий
Количество
часов
14
Выставка дизайнерских проектов интерьера
«Дизайн помещения классной комнаты» (ху"
дожественное образовательное событие)
2 15
Особенности web"дизайна
4 16
Разработка и реализация исследовательских проектов «Лучший современный сайт»
10 17
Научная конференция учащихся «Современ"
ные тенденции web"дизайна»
4 18
Стиль в ландшафтном дизайне. Средства гар"
монизации композиции
2 19
Разработка проекта «Сквер родного города
(села)»
12 20
Защита проектов «Сквер родного города (се"
ла)» (художественное образовательное собы"
тие)
4 21
Основы фотодизайна
4 22
Индивидуальность в дизайне
2 23
Разработка и осуществление проектов фото"
дизайна «Фотоальбом «Моя школьная жизнь»
10 24
Презентация выставки проектов фотодизайна
«Фотоальбом «Моя школьная жизнь» (худо"
жественное образовательное событие)
4
ИТОГО за второй год
68
ВСЕГО
136

Презентация выставки дизайн"проектов интерьера «Комната моей мечты». Философия новогоднего праздника. Разработка дизайнерских проектов организации пространства праздника
(новогодний праздник). Конкурс дизайн"проектов организа"
ции пространства праздника (новогодний праздник). Реализа"
ция проекта – победителя конкурса. Презентация оформле"
ния школьного зала.
Дизайн костюма. Материаловедение. История костюма.
Разработка и реализация исследовательского проекта «Дизайн исторического костюма». Защита исследовательских проектов
«Дизайн исторического костюма».
Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендроло"
гия. Разработка и осуществление дизайн"проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн). Презентация дизайн"проекта
«Школьная клумба».
Дизайн интерьеров и архитектурное проектирование.
Разработка и осуществление дизайнерского проекта интерье"
ра «Дизайн помещения классной комнаты». Презентация выставки дизайнерских проектов интерьера «Дизайн помеще"
ния классной комнаты».
Особенности webдизайна. Разработка и реализация ис"
следовательских проектов «Лучший современный сайт». На"
учная конференция учащихся «Современные тенденции web"
дизайна».
Стиль в ландшафтном дизайне. Средства гармонизации композиции. Разработка проекта «Сквер родного города (се"
ла)». Защита проектов «Сквер родного города (села)».
Основы фотодизайна. Индивидуальность в дизайне. Раз"
работка и осуществление проектов фотодизайна «Фотоальбом
«Моя школьная жизнь». Презентация выставки проектов фо"
тодизайна «Фотоальбом «Моя школьная жизнь».
3. Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности под"
ростков в сфере художественного творчества распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьни"
ком социальных знаний о ситуации межличностного взаимо"
действия, её структуре, пространстве взаимодействия, спосо"
бах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия,
об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в раз"
личных ситуациях, способов типизации взаимодействия, ин"
струментов воздействия, понимания партнёра.
79

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со"
циальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значе"
ние имеют проведение новогоднего праздника для сверстни"
ков и для младших классов (разработка дизайн"проекта оформления зала для праздника), попытка осознать парамет"
ры заказа со стороны сверстников и малышей, разработка ху"
дожественного замысла под основные параметры заказа.
Здесь важную роль может сыграть дизайнерский проект
«Школьная клумба» (ландшафтный дизайн), призванный по"
радовать представителей школьного сообщества.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия – включает освоение способов решения задач по привлечению организа"
ционных и финансовых возможностей для реализации проек"
та в сфере художественного творчества. Для этого подросток владеет инструментами межличностного взаимодействия (ве"
дение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, ис"
пользование различных способов информирования). Здесь ос"
ваиваются умение представить заказчикам или зрителям, экс"
пертам собственные разработки.
Для достижения данного уровня результатов особое значе"
ние имеет взаимодействие школьника с социальными субъек"
тами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Например, разработка дизайнерского проекта «Сквер родно"
го города (села)», любительский спектакль для жителей окру"
ги, открытый общественный показ документальных видеопро"
ектов.
2.7.
Трудовая (производственная) деятельность
Под традиционное определение труда как осознанной,
энергозатратной, общепризнанной целесообразной деятель"
ности, требующей от человека приложения усилий и осуще"
ствления работы, попадает и учебная деятельность. Однако справедливо возвышающий учение принцип «хорошая учёба —
это настоящий труд» в последнее время стал использоваться,
к сожалению, и как прикрытие исчезновения прочих, неучеб"
ных форм трудовой активности детей из школьной жизни.
Именно поэтому, говоря о трудовой деятельности школьни"
ков, мы вводим уточнение — «производственная». То есть ни"
же пойдёт речь о труде, в котором мальчишки и девчонки по
80
меньшей мере производят продукт (вещь, услугу, информа"
цию и т. п.), причём значимый не только для них, но и для других людей. Почему «по меньшей мере»? Да потому, что у производственного труда, помимо продуктивности, есть дру"
гие свойства, очень важные для развития и воспитания детей.
Но об этом — в своё время.
По меткому замечанию Ю.В. Крупнова, в привычности словосочетания «трудовое воспитание» пропадает главное в проблеме труда: какой именно труд, какого уровня, типа и степени совершенства. Воспитывает и образовывает не любой труд, точнее, не любая активность или работа, встро"
енная в систему социально"экономических отношений.
А.С. Макаренко подчёркивал, что в воспитании важен не сам по себе трудовой процесс — то есть не определённая после"
довательность действий, ведущая к определённому результату
(это «труд"работа»), и не овладение необходимыми для рабо"
ты знаниями и навыками (это «труд"учёба», обучение труду).
Воспитывающий труд — это, по словам А.С. Макаренко,
«труд"забота» о себе и других, ближних и дальних. Только если труд организован этим особым, «заботливым» образом,
если в нём складываются особые, взаимно заинтересованные,
сотруднические отношения между работающими, он стано"
вится трудом духовно преобразующим.
По нашему мнению, восхождение школы к «труду"заботе»
требует последовательного достижения в трудовой деятельнос"
ти школьников воспитательных результатов первого, второго и третьего уровней. И каждому уровню результата соответ"
ствует свой тип образовательной формы.
Достижение в трудовой деятельности школьников
воспита
тельных результатов первого уровня (приобретение школь"
никами социальных знаний, первичного понимания социаль"
ной реальности и повседневной жизни) возможно в рамках таких хорошо известных образовательных форм, как кружко"
вые занятия техническим творчеством (авиамоделированием,
судомоделированием, радиоделом и т. д.), домашними ремёс"
лами, народными промыслами. Именно здесь закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отноше"
ний, вклада труда в осмысленность повседневного бытования,
растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых.
Для современных младших школьников оказываются уди"
вительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструкторами «Лего». Начиная со свободной игры с конструктором, дети постепенно переходят к индиви"
дуальной и групповой сборке всё более сложных моделей по инструкциям, а затем — к групповым творческим техничес"
ким проектам. Работа над проектом может разворачиваться в следующей логике:
81

• школьники продумывают модель, которую они хотели бы создать, обсуждают друг с другом технические характерис"
тики и функции машины;
• группа собирает модель (по ходу сборки может проис"
ходить корректировка первоначального замысла);
• группа «оживляет» модель (дети придумывают историю,
происходившую с их творением, обдумывают «место житель"
ства» модели, её социальное, экономическое, техническое окружение);
• школьники изготавливают макет среды, окружающей модель, для представления модели «в жизни» (например,
строят макет строительной площадки, где будет работать сконструированный ими экскаватор);
• школьники защищают проект (рассказывают о техничес"
ких возможностях своих машин, об их назначении и о том,
каким образом они могут использоваться в той местности, ку"
да они сами их поместили; отвечают на вопросы слушателей).
На достижение в трудовой деятельности
воспитательных
результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общест"
ва и к социальной реальности в целом) нацелены такие фор"
мы, как
коллективная трудовая игра, детская производ
ственная бригада под руководством взрослого. Здесь воспитывающим фактором, помимо продуктивности, стано"
вится особое производственное общение.
Замечательные коллективные трудовые игры «Почта» и
«Фабрика» описаны И.П. Ивановым в его книге «Энцикло"
педия коллективных творческих дел»
1
Участники игры «Почта» предварительно знакомятся с ра"
ботой почтового отделения (посещение почты, беседы с со"
трудниками, наблюдение за их трудом), затем на общем сбо"
ре"старте придумывают название для своего почтамта, расп"
ределяют участки работы (отделы, операции), решают, кого и когда будут обслуживать, договариваются об оформлении сво"
его учреждения и своих отличительных знаках.
На почтамте могут действовать такие, например, отделы:
приёма писем и открыток, приема телеграмм, приёма банде"
ролей и посылок, доставки корреспонденции (почтальоны).
Поскольку работа такого почтамта заключает в себе много разных видов деятельности (и простых, и более сложных), соз"
даётся отличная возможность объединения старших и млад"
ших ребят, руководимых взрослыми (в качестве инструкторов,
консультантов и т. д.). Например, младшие могут быть поч"
тальонами, сортировщиками, упаковщиками, помощниками
82 1
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.— Новосибирск, 2003. — С. 84—86, 94—97.
телеграфистов, заведующих отделами и других старших со"
трудников.
Игра проводится обычно в канун праздника (в течение од"
ного или нескольких дней) или во время праздника — в шко"
ле, у шефов, в микрорайоне, в летнем лагере и др. В школе,
например, сотрудники почты могут обслуживать младших ре"
бят своей школы и учителей, гостей или весь школьный кол"
лектив.
Приходящие на почту клиенты могут написать и оформить письмо, нарисовать и заполнить открытку, составить теле"
грамму, бандеролью отправить свои рисунки или книжку, по"
сылкой — самоделки и т.д. Адресатами ребят"клиентов могут быть их товарищи по классу, по дому, родители, младшие и старшие братья и сёстры, учителя, вожатые. Адресатами взрослых — их дети, ученики, товарищи по работе.
Сотрудники почты (прежде всего старшие ребята и взрос"
лые) учат неопытных клиентов всем «таинствам» почтовых операций: как правильно подписать конверт, составить теле"
грамму.
В работу почты нужно вносить больше игровых, творчес"
ких моментов. В частности, можно придумать интересные формы оплаты почтовых услуг: оплата заказного письма —
ответ на загадку, телеграммы — сочинение небольшого рас"
сказа из тех слов, которые содержатся в телеграмме.
Почтальоны (лучше, если они действуют небольшими бригадами из 2—3 человек) доставляют корреспонденцию ад"
ресатам в самой школе или по домашнему адресу (в микро"
районе школы), при этом, как положено, телеграммы достав"
ляются в первую очередь.
Игру можно проводить не только в связи с праздниками,
но и постоянно. Почтальоны разносят письма и телеграммы,
собирают письма, открытки с мнениями и предложениями классных коллективов, ребят и учителей, например после вы"
хода в свет газеты"«молнии» или в период коллективного пла"
нирования.
«Фабрика» — коллективная трудовая игра, участники ко"
торой (ребята разного возраста и их старшие друзья), подра"
жая организации настоящего производства, создают разнооб"
разные изделия на пользу и радость своему коллективу,
близким и далёким людям.
Возможные виды изделий (продукции):
• наглядные пособия (материал для счёта, гербарии, при"
боры) для первоклассников и старших учащихся своей и дру"
гих школ;
• сувениры"игрушки из природного материала, модели,
макеты, вышивки и др.;
• новогодние украшения и ёлочные игрушки;
• материал, оборудование для познавательных, подвиж"
83
ных, спортивных игр – в школьную игротеку, детскому саду,
детской площадке и другим подшефным;
• экспонаты (диорамы, макеты, витрины) для выставок в школе и в клубе, для памятных залов и музеев;
• кормушки, домики для птиц;
• куклы, бутафория, декорации для кукольного театра;
• оформление для праздников – утренников, вечеров, де"
монстраций, игр.
Фабрика может выпускать однотипную продукцию, напри"
мер новогодние украшения или сувениры, но может иметь и широкий профиль, изготовляя предметы различного назначе"
ния, а также производить ремонт наглядных пособий, игру"
шек для детского сада, переплетать книги для школьной и районной библиотек и т. д. В этом случае фабрика превраща"
ется в целый комбинат.
В состав фабрики (комбината) могут входить следующие отделы и цехи: дирекция; конструкторское или проектное бю"
ро; отдел снабжения сырьём и инструментом; отдел приемки продукции или отдел технического контроля — ОТК; отдел сбыта (передачи, отправки) продукции; цехи — макетный,
модельный, швейный, кукольный, переплётный и др. (в за"
висимости от профиля фабрики).
Фабрика может действовать в течение одного дня (напри"
мер, во время игры"праздника «Город мастеров»), нескольких дней или недель, что зависит от характера и объёма продук"
ции, желания и возможностей участников.
Участниками трудовой игры могут быть ребята одного воз"
раста и их старшие друзья, но лучше, если фабрику создаст союз двух (или нескольких) старших и младших коллективов или сводная группа всех желающих – из разных классов. Тог"
да станет возможным разделение труда между старшими и младшими и объединение их как сотрудников, товарищей в общем жизненно важном деле. Старшие ребята могут быть членами дирекции, сотрудниками конструкторского бюро, на"
чальниками цехов и отделов, мастерами, могут действовать на самых сложных производственных участках, составляя или возглавляя бригады. Младшие ребята также могут составлять отдельные бригады, действующие на подсобных и менее сложных (хотя не менее ответственных) операциях, могут трудиться в качестве учеников, помощников мастеров и т. д.
Взрослые являются инструкторами, советниками директора фабрики, начальников цехов.
Примерные варианты организации фабрики (комбината):
1. Каждый цех полностью изготавливает один или несколь"
ко видов продукции (например, в швейном цехе делаются куклы для театра, в столярном – скворечники и т.п.). В це"
хи и отделы ребята записываются по желанию, образуя свод"
ные коллективы. Состав цехов в основном не меняется в те"
84
чение всего времени работы фабрики, а переход из одного цеха в другой происходит лишь с согласия дирекции.
2. Каждый цех выполняет одну или несколько операций в процессе изготовления общей продукции (например, фаб"
рика создаёт макеты, а в разных цехах делаются основания этих макетов, домики, фигурки людей; в этом случае в со"
ставе фабрики обычно имеется сборочный цех).
3. Постоянный штаб цехов состоит из сравнительно не"
большого числа сотрудников — инструкторов, мастеров и т.
п. В цехи приходят все желающие и работают под их руко"
водством столько времени, сколько хотят. Изготовленную продукцию берут с собой (для себя или близких) или остав"
ляют персоналу фабрики для последующей передачи другим
(например, детскому саду).
4. На фабрике трудятся постоянные микроколлективы и их союзы, причём каждый такой коллектив или союз проходит по очереди через все цехи, работая в каждом один опреде"
лённый период (неделю, две недели и т. п.). Тогда фабрика
(комбинат) действует в течение нескольких периодов. При этом какие"то виды продукции могут полностью изготавли"
ваться за один период (допустим, в игрушечном цехе – ук"
рашения для ёлки), а другие могут постепенно создаваться в течение всех периодов, передаваясь, как эстафета, от одно"
го коллектива к другому (к примеру, так может делаться сложный макет в макетном цехе). Достоинством этого вари"
анта является возможность провести каждого участника игры вместе с его постоянным коллективом через различные виды трудовой деятельности.
Создание фабрики начинается с общего сбора"старта участников или по крайней мере тех, кто первым захотел принять участие в этой трудовой игре. Здесь сообща решают,
какую продукцию будет выпускать фабрика и для кого, при"
думывают название фабрики и значок"эмблему. Выбирается вариант организации работы, намечаются отделы и цехи, из"
бираются дирекция, начальники отделов и цехов, определяет"
ся время начала работы и продолжительность действия фаб"
рики. Запись желающих по отделам и цехам производится и на самом сборе, и после него.
Дирекция ведёт подготовку к открытию, договаривается о помещении, распределяет рабочие места между отделами и цехами, составляет производственный план, дает задание конструкторскому (проектному) бюро и отделу снабжения,
разрабатывает график"календарь работы.
Коллективы цехов собираются на предварительное совеща"
ние, обсуждают проекты изделий, полученные от конструктор"
ского бюро, сообща разрабатывают технологический про"
цесс, распределяются по участкам, операциям, выбирают мастеров.
85

Итак, мы только что познакомились с интереснейшими описаниями двух коллективных трудовых игр. Но не оставля"
ет в покое мысль: игра и труд – а не слишком ли они раз"
личны, чтобы объединять их вместе? Думаем, что различия не столь велики, как кажется на первый взгляд. А.С. Мака"
ренко, разрабатывая идею «труда"заботы», увидел, что образ"
цовый, передовой труд всегда несёт в себе оттенок экзистен"
циальной игры (игры с будущим, ибо всё, что соприкасает"
ся с будущим, приобретает вероятностность, а значит, опре"
делённую «игривость»). Он писал об этом: «У нас был завод с первоклассным оборудованием. Делали фотоаппараты «Лей"
ка» с точностью до одного микрона, и всё"таки это была иг"
ра»
1
Коллективная трудовая игра может стать источником соз"
дания детской производственной бригады под руководством взрослого. Опыт таких бригад хорошо известен в нашей стра"
не. Сегодня их, к сожалению, становится всё меньше, да и распространены они главным образом в сельских школах.
Но мы уверены, что они ещё вернутся — в виде детско"взрос"
лой дизайнерской группы, отвечающей за эстетику школьных интерьеров и ландшафта; мини"типографии, обслуживающей школьные нужды в области печати; школьной фотовидео"
студии, сопровождающей все события и дела коллектива;
детско"взрослой службы компьютерной поддержки и т. д.
А от этих форм рукой подать и до полноценного
детско
взрослого образовательного производства. Это передовое наукоёмкое и прибыльное (рентабельное) производство, в ко"
тором детский коллектив в образовательных целях занимает ведущие управленческие и исполнительские должности, что позволяет детям непосредственно участвовать в организации образцового труда и деятельности, а также в их описании,
проектировании и перепроектировании. Для выполнения же наиболее сложных и ответственных работ и консультацион"
ных функций приглашаются взрослые профессионалы.
Детско"взрослое образовательное производство обязательно выходит на экономический рынок, начинает производить об"
щественно"полезную продукцию. И именно благодаря этому оно является той образовательной формой, которая обеспечи"
вает достижение в трудовой деятельности
воспитательных
результатов третьего уровня — получение детьми опыта самостоятельного общественного действия.
А.С. Макаренко настаивал, что воспитывать и образовы"
вать может исключительно «образцовый труд», то есть такой,
организация и содержание которого являются наивысшими
86 1
Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Собр. соч. В 7 т. Т.5.— М., 1958. — С. 272.
на данный момент времени. Именно образцовость определя"
ет социально"культурный и возвышающий уровень труда, что и делает его образовательным.
Образцовый труд должен быть передовым и самообеспечи"
вающим, то есть отвечающим следующим критериям:
• наукоёмкость;
• высокая рентабельность;
• высокий уровень организации;
• высокая квалификация работников;
• труд, в качестве субъекта имеющий общность (сообще"
ство);
• труд, создающий высокое качество жизни;
• труд, персонально организованный.
Всё вышеперечисленное и достигается в условиях детско"
взрослого образовательного производства. И превращается фотовидеостудия в школьное фотовидеоателье, работающее с жителями микрорайона. Школьная мини"типография стано"
вится детско"взрослым издательским центром, заказы в который поступают со всего города. А дизайнерская группа перерастает в школьную проектно"дизайнерскую фирму, кон"
курирующую с заполонившими рынок дизайнерами"одиноч"
ками.
Да, детско"взрослое образовательное производство обяза"
тельно существует на рынке и зарабатывает деньги. И при этом замечательно воспитывает детей и взрослых. Воспиты"
вает содержанием и характером делового, межличностного,
межвозрастного общения в процессе производительного труда. Воспитывает тем, что необходимо субъекту принимать решения и брать на себя ответственность (непосредственно в производстве, в управлении). Воспитывает тем, что обще"
ственной и личной значимостью и ценностью производимо"
го продукта. Воспитывает необходимостью проектировать,
планировать, сценировать, анализировать, прогнозировать свою деятельность. Воспитывает эстетикой высокоорганизо"
ванного и технологичного труда. Воспитывает трудовой дис"
циплиной, понимаемой как добровольное самоограничение в процессе труда. Воспитывает, наконец, духом соработниче"
ства в общем коллективном деле.
2.8.
Спортивно'оздоровительная деятельность
На тему воспитательных возможностей внеурочной спор"
тивно"оздоровительной деятельности нами подготовлена спе"
циальная образовательная программа, в которой представле"
ны воспитательные результаты и эффекты, культурные формы и содержание деятельности.
87

Примерная внеурочная программа
спортивнооздоровительной деятельности подростков
(извлечения)
1. Пояснительная записка
По результатам многочисленных опросов современные подростки довольно высоко ставят ценность здоровья. Но попытки ряда исследователей заглянуть чуть глубже, вы"
явить, для чего молодому поколению нужно здоровье, в чем они видят его смысл, показывают, что многие подростки рассматривают здоровье как
возможность безнаказанно по
лучать все возможные удовольствия от жизни, букваль"
но: курить, выпивать, «отрываться» на дискотеках, в ночных клубах и залах игровых автоматов, подолгу «зависать» у ком"
пьютера, вести свободную сексуальную жизнь, рисковать в экстремальном спорте, экспериментировать с психоактив"
ными веществами — и не испытывать никаких неприятных ощущений, не сталкиваться с отрицательными последствия"
ми своих действий.
Подобная трактовка ценности здоровья вряд ли может быть признана конструктивной как для человека, так и для общества. В такой ситуации становится всё более необходи"
мым делать акцент на формировании у школьников активи"
стской культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом и предполагающей:
• интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систе"
матических занятиях спортом, регулярном участии в спортив"
ных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты;
• знания в области оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований;
• умение использовать эти знания для эффективной ор"
ганизации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях;
• спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортив"
ных соревнованиях;
• стремление индивида вовлечь в занятия спортом своё
ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т. д.).
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной спортивно"оздоровительной деятель"
ности учащихся основной ступени общего образования. Реа"
лизация программы происходит в течение двух учебных лет.
Программа предусматривает ориентацию реализующих её
педагогов на следующие
цели:
• во"первых, способствовать освоению подростками ос"
новных социальных норм, необходимых им для полноценно"
88
го существования в современном обществе, — в первую оче"
редь это нормы ведения здорового образа жизни, нормы сох"
ранения и поддержания физического, психического и соци"
ального здоровья;
• во"вторых, способствовать развитию позитивного отно"
шения подростков к базовым ценностям современного рос"
сийского общества — в первую очередь к таким ценностям,
как человек, здоровье, природа, труд, семья, Отечество;
• в"третьих, способствовать приобретению школьниками нового ценностно"окрашенного социального опыта, на осно"
ве которого они смогли бы в будущем выстраивать собствен"
ное социальное поведение.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих
задач:
• мобилизация необходимых для осуществления спортив"
но"оздоровительной деятельности школьников кадровых, ма"
териально"технических, финансовых, средовых ресурсов;
• мотивирование школьников к участию в спортивно"
оздоровительной деятельности;
• формирование и развитие подростковых общностей и коллективов, совместно участвующих в спортивно"оздоро"
вительной деятельности;
• обучение подростков способам овладения различными элементами спортивно"оздоровительной деятельности;
• помощь подросткам в осуществлении ими самостоятель"
ного планирования, организации, проведения и анализа наи"
более значимых для них дел и проектов спортивно"оздорови"
тельной направленности.
Примерная программа внеурочной спортивно"оздорови"
тельной деятельности школьников основывается на принци"
пах природосообразности, культуросообразности, коллектив"
ности, патриотической направленности, проектности, под"
держки самоопределения воспитанника.
Принцип природосообразности предполагает, что спортив"
но"оздоровительная деятельность школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социаль"
ных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и воз"
расту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.
Возрастосообразность — одна из важнейших конкрети"
заций принципа природосообразности. На каждом возраст"
ном этапе, в том числе в подростковом возрасте, перед че"
ловеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно"
культурные (достижение определённого уровня биологичес"
кого созревания, физического и сексуального развития), социально"культурные (познавательные, морально"нрав"
89
ственные, ценностно"смысловые), социально"психологичес"
кие (становление самосознания личности, её самоопределе"
ние в жизни) задачи.
Принцип культуросообразности предполагает, что спор"
тивно"оздоровительная деятельность школьников должна ос"
новываться на общечеловеческих ценностях физической куль"
туры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особен"
ностями, присущими спортивным и здоровьесберегающим традициям тех или иных регионов, не противоречащими об"
щечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты физической и спортивной культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы спортивно"оздоровитель"
ная деятельность помогала растущему человеку ориентиро"
ваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере спорта, культуры здоровья, в окружа"
ющем его мире.
Трактовка
принципа коллективности применительно к спортивно"оздоровительной деятельности предполагает, что спорт и оздоровление, осуществляясь в детско"взрослых общ"
ностях, детско"взрослых коллективах различного типа, дают юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодей"
ствия с окружающими, могут создавать условия для позитив"
но направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно"цен"
ностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно"оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жиз"
ни и гуманистического понимания телесности, спорта (цен"
ностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образова"
ния как представителям различных поколений и субкультур;
индивидуальными ценностями конкретных субъектов образо"
вания).
Диалогичность воспитания не предполагает равенства меж"
ду педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асиммет"
ричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного пони"
мания, признания и принятия.
Принцип патриотической направленности предусматри"
вает обеспечение субъективной значимости для подростков идентификации себя с Россией, народами России, российс"
кой культурой. Реализация принципа патриотической направ"
90
ленности в программе внеурочной спортивно"оздоровитель"
ной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы спортивных общественно значимых явлений и предметов; стимулирование пережива"
ний, которые выступают регуляторами конкретных действий,
ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отче"
ству; собственных действий школьника по отношению к Оте"
честву).
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «вы"
ведение» подростка в самостоятельное проектное действие,
развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия.
В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет,
чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, — главное, что он должен себе представить,
что это должно быть и чем это должно быть
для него. Если ему некто предварительно задал то, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то для него нет проектирования. Он может програм"
мировать свои шаги, может составлять план исполнения, но собственно
проектировать он в таком случае ничего не будет.
В логике действия данного принципа в программе пред"
усматриваются спортивно"оздоровительные социальные и эк"
зистенциальные проекты.
Социальные проекты преобразовывают общности и обще"
ство, вносят позитивные изменения в окружающую социаль"
ную среду за счёт реализации социальных инициатив. Соци"
альные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
коммуникабельность — лёгкость вступления в межличност"
ное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в реше"
нии актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, спо"
собность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возмож"
ность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограни"
чений и стеснения;
организационная и управленческая компетентность — зна"
ния, опыт по образованию социальной структуры, привлече"
нию ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функциониро"
вания её частей в процессе решения какой"либо задачи;
91
конвенциональность — стремление к добровольному согла"
шению субъектов на предмет принимаемых на себя обяза"
тельств;
законность (легальность) — стремление действовать в рам"
ках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.
Экзистенциальные проекты
проекты собственного бы"
тия, существования, проекты самовоспитания, ценностно"
смыслового самоопределения, выбора варианта жизни
(В.Н. Дружинин). В спортивно"оздоровительной деятельнос"
ти эти проекты имеют особое значение, они связаны с пре"
одолением физических трудностей и ограничений, с расши"
рением границ человеческих возможностей, с одухотворением телесности.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Са"
моопределение в спортивно"оздоровительной деятельности –
процесс формирования человеком осмысленного и ответ"
ственного отношения к собственной телесности. Приобрете"
ние школьниками опыта самоопределения происходит в со"
вместной со сверстниками и взрослыми практике спортивных состязаний, в ходе открытой друг для друга практики «забо"
ты о себе».
Основная идея примерной программы внеурочной спор"
тивно"оздоровительной деятельности подростков состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена в первую оче"
редь на духовно"нравственное развитие и воспитание школь"
ника, а уже потом — на развитие специальных предметных компетенций спортивно"физкультурного характера. Именно поэтому внеурочная деятельность строится вокруг доступных и довольно синтетических видов спортивных занятий.
Программа является модульной и состоит из 5 автономных модулей (общим объёмом 136 часов), каждый из которых предполагает организацию определённого направления спор"
тивно"оздоровительной деятельности школьников"подрост"
ков.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешан"
ных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.
Программа предполагает как проведение регулярных еже"
недельных внеурочных занятий со школьниками (в расчёте —
2 часа в неделю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, сборы, слё"
ты, соревнования, «погружения», фестивали, походы, экспе"
диции и т. п.).
92

2. Тематическое планирование и содержание деятель
ности
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта