Методология научного исследования. методология научного исследования. Постклассическая методология науки
Скачать 361.04 Kb.
|
предмет юридической науки не являет-ся заданным, но конструируется субъектом в рамках объекта. Определение предмета науки — это активная деятельность субъ- екта, но отнюдь не произвольная: она обусловлена как объектом, так и историческим и социокультурным контекстом, о котором речь шла выше. нее будет очень дорогим и буквально, и метафорически. Как результат, мы вы- нуждены жить в социальной реальности (и при этом мы созданы ею), которая частично квантифицирована весьма специфическими способом». — Ло Дж. Указ. cоч. С. 85. 56 Так, от того, каков официальный возраст выхода на пенсию, зависит коли- чество пенсионеров. То же самое касается уголовной статистики: она напрямую зависит от того, что закон объявляет преступным. — См.: Начала практической социологии / Р. Ленуар и др. М. : СПб., 2001. 57 См. подробнее: Радбрух Г. Указ. соч. С. 74—86. 58 См. подробнее: Кимлика У. Современная политическая философия: вве- дение. М., 2010. Каково содержание предмета юридической науки? Класси- ческое науковедение одно из главных отличий науки от «ненауч- ных» форм знаний видит в том, что именно наука изучает зако- номерности соответствующего объекта. Другими словами, пред- мет науки с этой точки зрения образуют закономерности, изучае- мые наукой. Поэтому предмет юриспруденции образуют законо- мерности возникновения, развития и функционирования право- вых явлений. При этом закономерность (или закон), как утвер- ждается поборниками классического науковедения, это связь сущностей явлений, процессов, порядок или последовательность их возникновения, изменения и развития, действующие при определенных условиях59. По поводу приведенной точки зрения следует заметить, что, во-первых, предмет юридической науки образуют не сами по се- бе, допустим, закономерности, но знания, представления о нихсубъекта. Не случайно В. М. Сырых говорит о «познанных зако- номерностях», утверждая далее, что структуру правовой науки образует не юридическая практика, а знания60. Во-вторых, боль- шинство сложных систем (а право, несомненно, относится к чис- 59 См.: Сырых В. М. Логические основания общей теории права. М., 2000. Т. 1. С. 49. Ниже он (что весьма симптоматично) указывает не только на услов- ность законов, но и на их вероятностный, статистический характер (С. 53). При этом в предмет общей теории права, по мнению В. М. Сырых, входят законо- мерные связи права с неправовыми явлениями (С. 63). См. также: « …объект теории государства и права как основа, начальный пункт научного познания должен включать не только политико-правовые феномены (государство, пра- во, правоотношения, правонарушения), но и конкретно-исторические условия их существования. Особое внимание следует уделять реальному поведению индивидов и иных субъектов права, направленному на реализацию норм права в конкретных правоотношениях, а также правовой психологии граждан, должностных лиц, их оценкам действующего права, деятельности государ- ственных органов и мотивам правомерного или противоправного поведения. Именно в этих реальных процессах определяется способность действующего права быть эффективным регулятором общественных отношений, равно как и способность государства обеспечивать эффективное управление делами обще- ства». — Сырых В. М. История и методология юридической науки : учебник. М., 2012. С. 37. И далее: « …все законы природы, подобно социальным зако- нам, действуют при наличии строго определенных условий. <…> Социальные законы не действуют с математической точностью, как законы физики или хи- мии, а проявляются в виде тенденции, предрасположенности определенных событий, явлений, процессов к определенному результату. Такой результат в каждом отдельном случае может быть, а может и не быть». — Сырых В. М. История и методология ... С. 432—433. 60 Сырых В. М. Логические основания ... Т. 1. С. 296. лу таковых) являются диссипативными61, т. е. открытыми (посто- янно обменивающимися веществом и энергией со средой), нерав- новесными (характеризующимися неустойчивой внутренней структурой) и нелинейными (способными к самоорганизации). Устойчивое состояние в таких системах складывается из синтеза порядка и хаоса, которые не могут существовать один без друго- го, так как являются условиями существования друг друга62. Та- кие системы можно представить также в виде аутопойетиче- ских63, характеризующихся постоянным самосозиданием, осу- ществляющимся в процессе коммуникации. В них нет заранее предопределенного единства и иерархичности (ее элементы — не атомы, а события — не объединены в фундаментальную целост- ность)64. Идеи аутопойезиса использовал в своих исследованиях Н. Луман. В частности, его знаменитое определение права как «продолжения коммуникации другими способами» свидетель- ствует о том, что задача права состоит в редуцировании до мини- мума сложности (контингентности) перенасыщенного возможно- стями мира через разрешение конфликтов65. Все это свидетель- ствует о том, что признание существования законов (по крайней мере, в их классическом варианте), наиболее важным из которых является причинно-следственная зависимость, сегодня достаточ- но проблематично. Н. Н. Моисеев в этой связи пишет, что закон причинности «нельзя доказать логически и вывести из каких- либо других аксиом. Или даже четко определить! <...> Нам сле- дует набраться мужества отказаться от тривиального представле- ния о причинности, когда нам кажется, что одни и те же “причи- ны”, действующие на один и тот же “объект”, обязательно долж- 61 Диссипация — рассеяние вещества и энергии. 62 Порядок в такой системе сопровождается снижением в ней энтропии. Но это происходит за счет увеличения беспорядка в окружающей среде, что оказы- вает на систему обратное воздействие в силу ее «оперативной открытости». См.: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с при- родой. М., 1986. 63 Этот термин, буквально означающий самотворчество, самопроизводство, введен в научный оборот чилийским биологом У. Матураной. — Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М., 1995. 64 См. подробнее: Чичнева Е. А. Философия права в эпоху постмодернизма, или новое правовое мышление // Историко-философский ежегодник' 99 / отв. ред. Н. В. Мотрошилова М., 2001. С. 416 и след. 65 Luhman N. Ausdifferenziеrung des Rechts. Beitrage zur Rechtssoziologie und Rechtstheorie. Frankfurt am Main, 1981. S. 511. ны порождать одни и те же следствия»66. Р. Будон небезоснова- тельно заявляет, что крах теорий социального изменения, кото- рые строились на основе прогнозов и были опровергнуты самой жизнью, произошел из-за господства в классической науке зако- номерностей, рассматривавшихся как универсальные и вневре- менные. Это заставляет пересмотреть теорию причинности и, со- ответственно, представление о социальных (добавим от себя — и правовых) закономерностях67. Если можно говорить о правовых закономерностях, знания окоторых образуют предмет юридической науки, то лишь как обусловных и вероятностных тенденциях. Такого рода тенденциисуществуютвнауке(собственноэтимнаукаотличаетсяотсобрания нарративов — рассказов). Но они действуют толькопри определенных исторических и социокультурных условиях ипроявляются как закон больших чисел. В. М. Сырых по этому по- воду пишет: «Одна и та же объективная закономерность в раз- личных конкретно-исторических условиях проявляет себя по- разному, действует инвариантно. И доказать преимущество како- го-либо одного варианта перед другим, апеллируя к познанным объективным закономерностям, не представляется возможным. <...> Методом проб и ошибок, последовательно проверяя науч- ные теории, государство устанавливает более или менее эффек- тивную систему действующего права»68. Тенденции функциони- рования правовой реальности, описываемые, объясняемые и ин- терпретируемые категориями юридической науки, и образуют содержание ее предмета. Проблематичность экспликации предмета юридической науки состоит в том, что правовая реальность характеризуется ускольза- ющим от объективации бытием69. В связи с принципами неопреде- 66 Моисеев Н. Н. Указ. соч. С. 61. В 1986 году сэр Д. Лайтхил, ставший поз- же президентом Международного союза чистой и прикладной математики, сде- лал удивительное заявление : он извинился от имени своих коллег за то, что в течение трех веков образованная публика вводилась в заблуждение апологией детерминизма, основанного на законах Ньютона, тогда как можно считать дока- занным, по крайней мере с 1960 года, что этот детерминизм оказался ошибоч- ной позицией. — Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы филосо- фии. 1991. № 6. С. 48. 67 Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998. С. 5, 216 и др. 68 Сырых В. М. Логические основания ... Т. 1. С. 325. 69 На этом моменте акцентирует внимание В. В. Лазарев. По его мнению, правовая реальность суть интегративный феномен, включающий «и правовой ленности и дополнительности она (правовая реальность) потенци- ально неисчерпаема в своих проявлениях70. Будучи механизмом воспроизводства социума (действуя вместе с другими социальны- ми подсистемами), она изменяется вместе с трансформациями, происходящими в обществе. В связи с этим происходят модифика- ции предмета юриспруденции в сторону междисциплинарности и связи с другими социальными явлениями и процессами. Предмет юриспруденции, если подходить к нему с позиций постклассической эпистемологии, является внутренне диалогич-ным. Классическая наука, в том числе и юридическая, исходила из примата одной стороны наиболее важной антиномии соци- ального мира (личность — общество). В результате господство- вал либо методологический (превращающийся в онтологиче- ский) индивидуализм, представленный, например, индивидуа- листическими теориями естественного права71, или обществен- ного договора, либо органицизм, выраженный в концепциях ис- торической школы права или институционализма. Первые по- стулировали приоритет самовóлящего индивида, который по своему разумению устанавливает социальные институты, тогда как вторые в качестве основания утверждали социальное целое, идеал, и явление, и нормативный факт, и концепт». Поэтому юридическая наука не имеет «овеществленного предмета». «Правовая реальность своим существо- ванием во многом обязана государству и праву. А государство и право, в свою очередь, суть конструкции самой теории. “Сила абстракции” способна творить чудеса. Сама общая теория права и государства есть в значительной степени та копия, то зеркало, тот набор знаков, который призван отразить то, что нельзя ни взвесить, ни измерить, поскольку нет той инстанции, того мерила, которым без- оговорочно можно было бы соизмерить представляемое теорией государство и право. Только сама теория претендует на эту роль, но, как мы понимаем, в тео- рии нет определенности (разные теории и оценки), нет и истинности». — Лаза- рев В. В. Полемические вопросы развития общей теории права и государства // Теория государства и права в науке, образовании, практике : монография / Ю. Г. Арзамасов и др. ; пред. ред. совета Т. Я. Хабриева. М., 2016. С. 29–30. 70 «Правовая реальность, — пишет Ю. А. Веденеев, — сложное явление, со- единяющее в себе языковые, культурно-исторические и политические практики производства и воспроизводства права. Это совокупность правовых идей и по- нятий, правовых ценностей и ориентаций, обеспечивающих процесс социально- го общения в различных нормативных модусах его юридической организа- ции». — Веденеев Ю. А. Правовая реальность как категория юриспруденции // Проблемы истории, методологии и теории юридической науки : монография / отв. ред. А. В. Корнев. М., 2017. С. 158—159. 71 Имеются в виду западные теории естественного права Г. Гроция или Д. Локка, но не концепции Б. Н. Чичерина или В. С. Соловьева. выводя его из постулируемой объективной потребности (духа нации или солидарности)72. Диалогическая эпистемология (и онтология) в качестве осно- вания считает не один из аспектов (сторон) социального образо- вания, а процесс их взаимообусловленности и взаимоперехода. В то же время диалог возможен только между людьми. Однако люди как социальные существа являются носителями социально- го статуса (всегда во множественном числе). Поэтому в диалоге всегда присутствуют два (как минимум) человека (не обязательно реально — всегда фактический диалог (интеракцию) дополняет внутренний, мыслительный диалог с социальной ролью) и их со- циальные статусы (даже такие личностные, как муж, друг, колле- га, пассажир в транспорте и т. д.). Суть диалога — принятие точ- ки зрения Другого как носителя соответствующего социального статуса. Через такое принятие происходит упорядочение экспек- таций — взаимных ожиданий должного в соответствующей ситу- ации поведения, т. е. правовое регулирование (если это поведение и ситуация юридически значимы). Тем самым обезличенный Другой (обобщенный или социально значимый Другой — в тер- минологии социальной феноменологии) выступает в роли соци- альной структуры — совокупности социальных ролей. Так, соци- альный (и правовой) институт есть безличностная связь между социальными (правовыми) статусами (характеристика органи- цизма), воспринимаемая в правосознании и воспроизводимая конкретными действиями персонифицированных субъектов (подход индивидуализма). Государственный служащий, напри- мер, в таком случае — это «диалог» (взаимообусловленность) юридического статуса и конкретного человека — носителя долж- ностной компетенции. При этом взаимообусловленность соци- альных (и правовых) явлений предполагает их взаимную зависи- мость, а также связь с социумом как целым. Другой не менее важной антиномией социального мира являет- ся противоречие идеального и материального. Их диалогичность проявляется в том, что любое социальное (и правовое) действие, процесс, явление «сопровождается» (воспроизводится, моделиру- ется, при этом всегда частично, но включая характеристики, не присущие материального объекту) его идеальным образом. По- 72 Проблема оснований социальной теории созвучна герменевтическому «кругу» — проблеме того, что должно изучаться вначале: части, из которых складывается целое, или само целое. следний всегда «домысливает» те стороны и аспекты социального явления, которые остаются непосредственно не наблюдаемы73. Так как любой образ (знак) имеет референт, объективированный хотя бы словесно (когда речь идет, например, о симулякрах), то, следо- вательно, право — это не фикция, но система знаков, которая реа- лизуется в определенных объективированных и потому матери- альных формах и фактических действиях, производящих измене- ния в материальном мире74. Все это свидетельствует о необходи- мости учитывать (вводить в предмет юриспруденции) как объек- тивные (материальные) характеристики права, так и представле- ния о них субъекта правовой реальности. Пожалуй, наиболее важным и одновременно дискуссион- ным вопросом, относящимся к обсуждаемой теме, является самостоятельностьправа как объекта (и предмета) юрис- пруденции. Является ли оно самодостаточным, автономным, замкнутым и непротиворечивым явлением? «Право, — неод- нократно повторял вслед за Гегелем и Марксом Л. И. Спири- донов, — лишь момент общества, реально существующий как элемент (сторона) социально-экономической формации. Оно не имеет собственной истории, отдельной от истории социаль- 73 Активный характер идеального (психического, знакового) — отличитель- ная черта постклассической эпистемологии и онтологии. Он проявляется в так называемом опережающем отражении, т. е. в восприятии социального явления на основе уже существующей категориальной «сетки», которая формулирует образ объекта (возможно, на основе принципа ассоциативной связи, т. е. по ана- логии) исходя из принципиально неполной о нем информации. « ...Настоящее детерминировано будущим», указывал Л. И. Спиридонов (Спиридонов Л. И. Философия права // Спиридонов Л. И. Избранные произведения : Философия и теория права. Социология уголовного права. Криминология. СПб., 2002. С. 22), воспроизводя синергетическую идею об определяющей роли потенциальности (возможного будущего состояния системы) в определении актуального. В соци- альной феноменологии общетеоретическое значение приобрела теорема У. То- маса (как назвал один из его афоризмов Р. Мертон): «Если ситуация определя- ется как реальная, то она является реальной по своим последствиям» (Thomas W. Das Kind in Amerika // Person und Sozialverhalten / hrsg. von E. Volkart. Neu- wied, 1965), подчеркивая активность наших представлений относительно мате- риального аспекта реальности. 74 По мнению А. С. Александрова, право — это не действующий закон с раз и навсегда установленным смыслом, а дискурс, текст, т. е. совокупность само- производных, сменяющих друг друга, конкурирующих друг с другом речевых практик, опосредующих, легитимизирующих применение насилия в обществе. И далее: «Эффект “права” производится языком, речью». — Александров А. С. Введение в судебную лингвистику. Н. Новгород, 2003. С. 5, 20. ной»75. В другом месте он отмечает: «Право, нравственность, искусство или религия не могут быть воспроизведены в само- стоятельной, т. е. несоциологической, а лишь юридической, этической и т. д. теории, не признающей общество непремен- ной предпосылкой всех своих последующих рассуждений. Не обладает такой “самостоятельностью” и экономика. Все обще- ственные науки социологичны по самому своему суще- ству...»76. Это говорит о том, что право (и предмет юриспру- денции) обладает лишь относительной самостоятельностью и не может быть отгорожено «китайской стеной» от политики, экономики и других социальных явлений. Или можно сказать по-другому: не существует «чистых» правовых явлений, кото- рые не были бы одновременно психическими77, экономически- ми, политическими и т. д. феноменами. Право — это границы поведения человека, а потому представляет собой рамки для иных социальных связей и отношений. Не случайно В. М. Сы- рых к предмету юриспруденции относит и неправовые явле- ния: «Невозможно познание предмета общей теории права без системного и целенаправленного вторжения в сферу неюриди- ческого»78. Значительный интерес в этой связи представляют исследования американской школы «Правового реализма» и их продолжателей, показавших, что на принятие судебного реше- ния оказывают огромное влияние политика, экономика, био- графические особенности судьи, его личностные пристрастия и другие обстоятельства «человеческого фактора»79. Единственным объектом юридической науки является право. Поскольку оно не существует как самостоятельное явление (та- ковым его можно представить лишь аналитически, абстрагируясь от множества социальных связей, в которые право вплетено), а всегда проявляется вместе с политикой, экономикой и другими социальными явлениями, процессами, постольку в предмет 75 Денисов Ю. А., Спиридонов Л. И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1987. С. 11. 76 Там же. С. 91. 77 О роли психической регуляции в праве подробно и обстоятельно пи- шет Г. В. Мальцев. — Мальцев Г. В. Социальные основания права. М., 2007. С. 116—250. 78 Сырых В. М. Логические основания ... С. 75. Особую роль В. М. Сы- рых придает связи права с экономикой и социальной психологией. (Там же. С. 66—72, 74 и след.). 79 American court system : Readings in judicial process and behavior / ed. by S. Goldman, A. Sarat. San-Francisco, 1978. юриспруденции неизбежно входят представления о государстве, экономике, демографических процессах и т. д. Однако неюриди- ческие явления (представления о них) входят в предмет юрис- пруденции не в «полном объеме», и не непосредственно, а опо- средованно и в том объеме, в каком они влияют на право. Каков этот объем — решает научное сообщество. Сфера юридического различается с другими социальными явлениями правовой политикой — деятельностью власти по означиванию некоторых социальных ситуаций как наиболее важных и закреплению их в юридической форме. Юридическая наука призвана изучать не только эту форму внешнего выраже- ния права, не только правила юридической квалификации, но и сам механизм наделения социальных явлений и процессов юри- дическим значением, их реализации в практиках людей — носи- телей статусов субъектов права и оценивать этот механизм с позиций адекватной теории. Другими словами, предмет юрис- пруденции должен конструироваться с учетом проблематики правовой политики как механизма конструирования и воспроиз- водства правовой реальности. Подводя итог вышеизложенному, представляется возможным и необходимым заметить следующее. Предмет любой науки, и юридической в частности, не есть некая объективная данность, непонятно кем и когда созданная, а представляет собой кон- структ, обусловленный объектом, потребностями социума (точ- нее — представлениями о потребностях социума), господствую- щими представлениями, включая мировоззрение, картину мира данной культуры, а также научными предпочтениями субъекта, прежде всего принятой им методологией80. Акцент на ту или 80 Предмет научного исследования превращается в предмет науки, инкорпо- рируется в него тогда, когда референтная группа (например, экспертный совет министерства науки и образования или представители «Лиги плюща» в США) признают, что сконструированный этим субъектом — ученым (или группой ученых) предмет научного исследования актуален, перспективен, а потому за- служивает социальной поддержки. «Рождение науки, — пишет Э. Агацци, — (или некоторой подобласти науки, а иногда также новой теории в данной науке) выступает как нечто “случайное” в том смысле, что у него нет внут- ренней необходимости случиться. Это историческое событие, т. е. нечто та- кое, что происходит, когда некоторое количество людей приходят к согласию относительно использования определенных инструментов, с которыми они в достаточной мере знакомы или должны ознакомиться и которые они приме- няют одинаковым образом. Такой факт можно даже считать конвенциональ- иную сторону объекта со временем изменяется вместе с транс- формацией философских, методологических, мировоззренческих оснований науки и может предстать в виде социологически ори- ентированной юридической науки, антропологической или куль- турологической, лингвистической или какой-либо другой; хотя возможно, что усилия ученых по переформулировке предмета юриспруденции приведут к возникновению новых научных дис- циплин — антропологии, культурологии или семиотики права. Наиболее перспективна, как представляется, такая переформу- лировка предмета юридической науки81 в связи с приходом постклассической картины мира, которая предполагает акцент на междисциплинарности, процессуальности и наполнении но- вым содержанием основных категорий теории права, которые достались ей в наследство от юридической догматики как реи- фикация человеческой жизнедеятельности в безличностную объективную данность82. ным: и он действительно конвенциональный, хотя и до некоторой степе- ни». — Агацци Э. Указ. соч. С. 143. 81 «Теория права ищет свой предмет, ищет лениво и пока не находит», — не- сколько эпатажно заявляет Ю. Е. Пермяков... и добавляет: «Признание того обстоятельства, что у теории права имеется свой предмет, к сожалению, не вы- зывает у правоведов интереса к вопросу о том, каким образом предмет ограни- чивает и организует научный спор и научное исследование. Сам предмет мол- чит, и о нем, как об ушедшем, говорят безбоязненно. Опровержения не последу- ет. Рассуждения об эмпирических основаниях юридической науки и предметно- сти утвердительных суждений ученых теряются в дискуссии о специфике юри- дической науки и невозможности эмпирической проверки гуманитарного зна- ния». — Пермяков Ю. Е. Стандарты научности в современной юридической теории // Стандарты научности и homo juridicus в свете философии права : мате- риалы пятых и шестых филос.-прав. чтений памяти акад. В. С. Нерсесянца / отв. ред. В. Г. Графский. М., 2011. С. 21—22, 26. 82 См. подробнее: Честнов И. Л. Теория права : постклассическое измерение // Российская наука теории и истории государства и права в начале XXI века : сб. науч. ст. / сост. А. А. Дорская, Н. Ю. Иванова. СПб., 2010. С. 10 и след. О принципиальной важности сравнительно-правовых исследований в рамках теории права (как ее методологии), предполагающей анализ «незападных» пра- вовых систем и концепций права, пишет У. Твайнинг. «Видение права в мас- штабах мира, сфокусированное только на праве национальных государств и публичном международном праве, было бы по многим причинам слишком уз- ким. Например, достаточно трудно оправдать исключение исламского права или других более важных традиций религиозного права из такой перспективы. <…> Движение в направлении расширения концепции права за счет расширения кру- га тех основных социальных феноменов, которые традиционно рассматривались в качестве предмета нашей научной дисциплины, несомненно, вызывает ряд концептуальных затруднений. Однако эти обстоятельства не являются доста- |