Главная страница

Методология научного исследования. методология научного исследования. Постклассическая методология науки


Скачать 361.04 Kb.
НазваниеПостклассическая методология науки
АнкорМетодология научного исследования
Дата17.11.2022
Размер361.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламетодология научного исследования.docx
ТипДокументы
#794197
страница3 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Объект и предмет науки


Объект науки — это то, на что направлена познавательная ак- тивность субъекта27. Объект (так предполагается в классическом науковедении) есть некая данность, которая противостоит, вне- положена субъекту и не зависит от его знаний, действий, намере- ний и т. п.; именно в этой независимости от субъекта заключено основное свойство объекта28. В то же время, с позиций некласси- ческой и постклассической парадигм, объекту имманентен субъ- ект, и наоборот. Э. Агацци утверждает, что объект есть суще- ствующее, одинаковое «для всех субъектов, знающих его в ре- зультате ознакомления. <…> Следовательно, то, что внутренне присуще объекту, должно быть интерсубъективным»29. Критерий же интерсубъективности научного объекта — согласие научного сообщества. Именно это общее согласие переводит акт единично-





26 Этот перечень может и должен быть дополнен принципами человекораз- мерности, интерсубъективности, конструктивизма и др. См. подробнее: Чест- нов И. Л. Основные характеристики постклассической теории права // Совре- менное правопонимание : курс лекций / отв. ред. В. М. Марченко. М., 2016. С. 283—308.

27 Лекторский В. А. Объект // Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 3. С. 136.

28 «Объект — предметная область (реальная или воображаемая), на которую направлены интерес и внимание человека». — Гусев С. С. Объект // Энциклопе- дия эпистемологии и философии науки. М., 2009. С. 642.

29 Агацци Э. Указ. соч. С. 109—110. При этом критерием «реального суще- ствования», по мнению итальянского философа, является отличие от «ничто». В этом смысле реальное существование может быть приписано «снам и галлю- цинациям» или «родам реальности», числам и другим сущностям. Поэтому «мы имеем право сказать, что для того, чтобы знать, “что есть реальность”, ей недо- статочно просто “быть”; она должна вступить в некоторое отношение с позна- ющим субъектом. Если это знание принимает, например, формы восприятия, мышления, говорения и т. д., мы должны сказать, что в этих разных отношениях “реальность есть то, что воспринимается”, “реальность есть то, о чем думают”, “ре- альность есть то, о чем говорят”… Как следствие, мы должны говорить, что некото- рая реальность есть множество восприятий (т. е. красная, круглая, гладкая и т. д.) в рамках контекста восприятия…». Агацци Э. Указ. соч. С. 252, 300.

го конструирования («приватную» научную деятельность отдель- ного субъекта) в социальную или публичную плоскость30.

Представление об объекте непосредственным образом связано с философскими дискуссиями, которые ведутся с момента ее — философии появления: существует ли объективная реальность сама по себе (позиция реалистов) или же она существует только если имеются знания о ней (антиреализм или трансформирован- ный не- или постклассический реализм)31. Сегодня, после линг- вистического поворота, который стал основой методологии ХХ века, о реальности можно говорить, только если ее — реаль- ность можно каким-то образом представить. Это не означает, что наше знание конструирует реальность, но вне или без ее восприя- тия у нас нет оснований утверждать, что она есть. Так, один из ведущих американских философов второй половины ХХ века Х. Патнэм формулирует концепцию «внутреннего реализма», в которой заявляет: вопрос «Из каких объектов состоит мир?» име- ет смысл задавать только в рамках некоторой теории или описа-





30 О парадоксе конкретности единичного акта познания, единичного опыта, ин- дивидуально локализованного фактами и вещами, и объективности как всеобщности и необходимости научного знания см.: Агацци Э. Указ. соч. С. 98, 174 и след.

31 Во многом эта проблема воспроизводит средневековый спор реалистов, концептуалистов и номиналистов относительно универсалий, включающих аб- страктные понятия, свойства, классы, числа. У. Куайн, один из наиболее влия- тельных логиков ХХ века, по этому поводу писал: «Три главных средневековых позиции по вопросу универсалий обозначаются историками как реализм, кон- цептуализм и номинализм. По существу, эти же самые доктрины вновь возни- кают в ХХ веке в изысканиях по философии математики под новыми именами: логицизм, интуиционизм и формализм. Реализм, как это слово употребляется в связи со средневековым спором об универсалиях, представляет собой плато- нистскую доктрину, что универсалии, или абстрактные сущности, независимы от сознания; сознание может открывать их, но не может их создать. Логицизм, представленный Фреге, Расселом, Уайтхедом, Черчем и Карнапом, закрывает глаза на то, что связанные переменные указывают на абстрактные сущности безотносительно к тому, известны они или же нет, специфицированы или не специфицированы. Концептуализм считает, что универсалии есть, но они суть создания ума. Интуиционизм, разделяемый в наше время в той или иной форме Пуанкаре, Брауэром, Вейлем и другими, придерживается того, что связанные переменные указывают на абстрактные сущности, только когда эти сущности индивидуально приготовлены из заранее определенных ингредиентов… Форма- лизм, ассоциируемый с именем Гильберта, вторит интуиционизму в сожалении по поводу слишком несдержанного отношения логицистов к универсалиям. Но формализм находит неудовлетворительным и интуиционизм». — Куайн У. В. О. С точки зрения логики : 9 логико-философских очерков / пер. В. А. Ладова, В. А. Суровцева ; под общ. ред. В. А. Суровцева. M., 2010. С. 38—39.

ния. Поэтому «объекты» не существуют независимо от концепту- альных схем. Мы «разрезаем мир на объекты», когда вводим ту или иную схему описания32.

Объект науки, в некотором смысле, это план, общее представ- ление о том, что предполагается изучать, а предмет — процесс и результат (всегда промежуточный) изучения выделенной сторо- ны, или аспекта, из объекта.

Особая сложность обнаруживается при определении объекта социальных наук. Таковым выступает социальная реальность, которая «по определению» связана с человеком — его поведени- ем, мышлением, языком. Как провести в таком случае различие между объектом и субъективностью человека, сформулировать независимость социальной реальности от сознания, языка, дея- тельности людей? В парадигме социального конструктивизма социальная реальность образуется социальными представления- ми, верой, вымыслами33. Так как социальная реальность есть

«продукт человеческих действий» (добавлю — и их интерпрета- ции), то к ней «не применим тезис о предсуществовании объекта познания по отношению к познающим субъектам, который лежит в основе религиозного и естественнонаучного знания. С точки зрения феноменологической социологии любое знание в некото- ром смысле тождественно самому объекту: объект — это суще- ствующие на данный момент коллективные представления о нем»34. «Современные теоретики, — пишет С. С. Гусев, — не разделяют идею об абсолютном противопоставлении субъекта и объекта, обращая внимание на необходимость связывать утвер- ждение о существовании какого-то объекта с указанием на кон- кретный комплекс “субъектно-объектных отношений”»35. Об этом же пишет и В. А. Лекторский: «Исторически объектив- ный мир жестко противопоставлялся субъективному. Сегодня во многих случаях ясна невозможность такого противопоставления.




32 Putnam Н. R. Troth and History. Cambridge, 1981. Р. 50, 52.

33 На это обращает внимание В. Ф. Петренко. — Петренко В. Ф. Многомер- ное сознание: психосемантическая парадигма. М., 2010. С. 166. По мнению ли- дера социального конструкционизма К. Дж. Гергена, реальное уходит корнями в процессы взаимоотношений, а потому не существует «внекультурального спо- соба» его определения. — Герген К. Дж. Социальная конструкция в контексте : пер. с англ. Харьков, 2016. С. 29.

34 Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом. М., 2003. Т. 2. С. 97.

35 Гусев С. С. Указ. соч. С. 643.

  1. Существуют серьезные основания считать, что субъектив- ное возникает как результат коммуникативных взаимодействий субъекта с другими субъектами. Коммуникация, предполагая участвующих в ней субъектов и тем самым относясь к субъек- тивному, в то же время осуществляется в пространстве и време- ни, т. е. в объективном мире и с помощью определенных матери- альных, т. е. объективных средств (знаки языка, жесты, действия и т. д.). Такого рода О. иногда называют интерсубъективным.

  2. О. может быть независимым от индивидуального субъекта с его сознанием по существованию, но не по происхождению. Это относится к вещам, созданным субъектом, а также к детям.

  3. Предметы культуры и воплощенные в них смыслы (включая орудия, инструменты, приборы, произведения архитектуры, ху- дожественные, научные, философские и иные тексты) существу- ют объективно, но в то же время предполагают индивидуальных субъектов с их субъективным миром и субъектов коллективных. Во-первых, потому что именно субъекты создают предметы культуры и их смыслы. Во-вторых, потому что объективные смыслы, в том числе и те, которые пока никем не осознаются, могут существовать лишь постольку, поскольку имеются субъек- ты, способные их выявить, сделать собственным субъективным достоянием (поэтому неправ К. Поппер, допуская возможность существования объективного знания без познающего субъекта). В том случае, если такие субъекты по каким-то причинам не имеются (они погибли, забыли язык, на котором написаны тек- сты, и т. д.), О. предметов культуры превращается в О. физиче- ских вещей, а их объективные смыслы утрачиваются»36.

Действительно, вне сознания и языка невозможно полагать, что что-то (какой-либо объект) реально существует. Поэтому со- циальная реальность есть, прежде всего, господствующие в дан- ном социуме, в определенной культуре социальные представле- ния о мире, структуру которых образуют «информация об объек- те», существующая в знаковой форме, «поле представления» и

«аттитюд» как общая ориентация по отношению к объекту соци- ального представления37. Но это не означает субъективного про- извола в содержании социальной реальности. Социальные пред- ставления объективны в том смысле, что не зависят от знаний, воли, желаний, поведения отдельновзятыхлюдей, хотя обу-





36 Лекторский В. А. Объективное // Энциклопедия эпистемологии ... С. 644.

37 Moscovici S. La psychanalyse son image et son public. Paris, 1976. P. 69.

словлены волей, желанием, поведением человечества38. Соци- альные представления, в свою очередь, репрезентируют (можно сказать моделируют, конструируют) практики людей, в том числе предметные, и их результаты, воплощающиеся в матери- альных и ментальных объектах. Таким образом, социальнуюреальностьобразуютлюди
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта