Сидоренко. Социология. Практикум.. Практикум допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов
Скачать 1.19 Mb.
|
Тематический блок 3 СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: КОНЦЕПЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ. СПЕЦИФИКА И ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Цели изучения темы: закрепление у студентов представления о том, что человек является социальным существом, для которого общество выступает основной ареной деятельности и местом са- мореализации; систематизация и обобщение теоретических знаний об основных социальных характеристиках личности, процессе со- циализации, социальном поведении личности в его норме и от- клонении; развитие навыков анализа собственных социальных ха- рактеристик и поведения; использование ключевых понятий темы для анализа социальной реальности белорусского общества на вы- соком уровне обобщения. Задачи изучения темы: усвоить и систематизировать знания о сути, типах, значении, взаимосвязи таких характеристик личности, как социальный статус и социальная роль; сформировать пред- ставления о функциях, механизмах, типах, фазах социализации; закрепить знания о характеристиках, типах, причинах, социальных последствиях девиантного поведения, о формах социального кон- троля и социальных санкций; приобрести навыки анализа различ- ных исторических обществ с точки зрения преобладания в них определенных типов статусов, особенностей социализации, доми- нирующих форм социального контроля. Студент должен знать: основные социологические и соци- ально-психологические концепции личности; социальные типы личности; типологию социальных статусов; характеристики соци- альных ролей; базовые функции, механизмы, типы, фазы социали- зации; основные характеристики, типы, причины, социальные по- следствия девиантного поведения; формы социального контроля и социальных санкций. 3. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: КОНЦЕПЦИИ, ... 62 Студент должен овладеть умениями, навыками и компетен- циями: различать типы социальных статусов, определять соответ- ствующие им права и обязанности; выявлять собственный статус- ный набор, а также статусные наборы людей из своего социально- го окружения; определять ролевые наборы, соответствующие тому или иному статусу; выявлять и предлагать различные способы ре- шения ролевых конфликтов и способы устранения статусной не- совместимости; анализировать различные случаи девиации, пред- лагать объяснения причин девиации и возможные способы ее уст- ранения; выявлять специфику исторических типов общества с точки зрения преобладания в них определенных типов статусов, особенностей социализации, доминирующих форм социального контроля, в особенности специфику белорусского общества. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ ТЕМЫ Термины «индивид», «индивидуальность» и «личность», кото- рые в обыденном употреблении, как правило, используются как синонимы слова «человек», в социогуманитарных науках разграни- чиваются и имеют вполне определенный смысл. Индивид – это отдельно взятый, конкретный представитель человеческого рода, человеческая особь. Индивидуальность – это отдельный человек, взятый в аспекте его уникальности, как носитель неповторимого на- бора природных, психологических и социальных качеств. Личность можно определить как относительно устойчивую систему социально значимых качеств, которые характеризуют индивида как члена оп- ределенного сообщества. Человек не рождается личностью, но ста- новится ею в процессе усвоения норм и правил общества, взаимо- действия с другими людьми. К важнейшим социальным качествам личности относят самосознание, самооценку и самоконтроль, инте- ресы, убеждения, ценностные ориентации и идентичность. В рамках социологии и социальной психологии существует много различных теорий, по-разному трактующих природу и структуру личности. К ним относятся марксистская теория, теория «зеркального Я» (Ч. Кули, Дж. Мид), психоаналитические теории личности (З. Фрейд и др.), статусно-ролевая теория личности (Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс) и др. Основные положения, понятия и концепции темы 63 Марксизм рассматривает личность как «ансамбль общест- венных отношений», результат включения индивида в социальную систему посредством предметной деятельности и общения. В со- ответствии с этой точкой зрения, у человека нет и не может быть определенной природы – природа человека изменяется в процессе исторического развития общества. Представители символического интеракционизма (Ч. Кули, Дж. Мид) понимают личность как феномен, формирующийся бла- годаря способности человека «отзеркаливать», отражать реакции окружающих его людей. В процессе становления личности важ- нейшим оказывается развитие навыка видеть себя глазами других. В рамках психоаналитической концепции З. Фрейда акцент делается на многоуровневости и внутренней противоречивости психической жизни личности. Так, в рамках психики Фрейд выде- ляет три инстанции – «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» представля- ет собой бессознательный пласт психики, в котором сосредоточе- ны биологически обусловленные влечения и инстинкты; резервуар энергии, без которой человеческий организм был бы нежизнеспо- собен, однако при этом «Оно» асоциально, внеморально и подчи- няется исключительно принципу удовольствия. Над «Оно» над- страивается «Я», представляющее собой сферу осознанной жизни индивида, благодаря которой импульсы, исходящие из «Оно», контролируются и корректируются в соответствии с принципом реальности. Верхним «этажом» в структуре психики является «Сверх-Я», содержание которого образуют многочисленные и лишь отчасти осознаваемые культурные запреты и нормы. Чтобы сохранить целостность личности, «Я» вынуждено постоянно ис- кать компромисс между асоциальными потребностями «Оно» и репрессивными предписаниями «Сверх-Я». Особое значение в рамках социологии приобрела статусно- ролевая концепция личности(Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Пар- сонс), где личность рассматривается как функция множества социальных позиций, которые индивид занимает в обществе, и связанных с ними социальных ролей, которые он должен играть. Основные понятия этой концепции – социальный статус и соци- альная роль – будут рассмотрены ниже. Для описания и классификации множеств индивидов, состав- ляющих общество, в социологии используется понятие социаль- ного типа личности, который можно определить как набор 3. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: КОНЦЕПЦИИ, ... 64 повторяющихся социально значимых качеств личности, характер- ных для значительных групп людей. Одной из возможных типологий является выделение модально- го и нормативного типа личности. Модальный тип – это усред- ненный, преобладающий в данном конкретном обществе тип, к ко- торому относятся люди, ориентирующиеся на культурные образцы, разделяемые большинством («типичный белорус», «средний евро- пеец» и др.). Нормативным (базисным) типом личности называ- ют тип личности, в котором воплощены главные особенности куль- туры, в силу чего он играет в обществе роль эталона («образцовый студент», «советский человек»). Нормативная личность олицетво- ряет гармонию личных целей и установок с целями и установками общества или конкретной группы, к которой принадлежит индивид. С точки зрения социологии, важными характеристиками лич- ности являются социальный статус и социальная роль. Социаль- ный статус – место личности в структуре общества или группе в соответствии с профессией, социально-экономическим положени- ем, политическими возможностями, полом, этническим происхо- ждением и пр. Каждый статус связан с определенным набором прав и обязанностей. В силу того что любой член общества одно- временно относится к нескольким социальным группам и включен в разнообразные социальные категории, он является носителем целого ряда статусов: например, студент вуза является также об- ладателем таких статусов, как сын, брат, белорус, католик и т. д. В социологии принято различать социальный и личный стату- сы. Если социальный статус указывает то место, которое человек объективно занимает в социальной структуре общества, то личный статус указывает на позицию человека в малой социальной группе, которая определяется его личностными качествами (степень выка- зываемого ему уважения, авторитет). Социальные статусы принято делить на предписанные и достигнутые. Предписанныйстатус – это статус, который назначается человеку от рождения (мужчина, азиат, уроженец города и др.) или по прошествии времени (свек- ровь, тесть и пр.) независимо от его воли и желания. Достигнутым называют статус, приобретаемый по собственному желанию бла- годаря личным усилиям, упорству, везению и т. д. Кроме того, вы- деляют смешанные статусы, которые объединяют черты предпи- санного и достигнутого статусов (например, статус академика, без- работного и пр.). Чем более динамичным и открытым является Основные положения, понятия и концепции темы 65 общество, тем большее значение в нем играют достигнутые стату- сы, а предписанные статусы отходят на второй план. В процессе социального взаимодействия может обнаружиться статусная несовместимость, которая возникает в двух случаях: 1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в одной социальной группе и низкую – в другой; 2) когда права и обязанно- сти одного статуса противоречат правам и обязанностям другого. Социальная роль – поведение, которое ожидается от челове- ка, занимающего определенный социальный статус. Каждому ста- тусу соответствует несколько ролей, совокупность которых назы- вается ролевым набором. В силу того, что каждый человек являет- ся обладателем нескольких статусов, каждый из которых имеет собственный набор ролей, при исполнении ролей может возникать ролевое напряжение – затруднения при выполнении ролевых обя- зательств, которое можем быть обусловлено ролевым конфликтом. Ролевой конфликт – ситуация несовместимости различных роле- вых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Та- кого рода конфликт может возникать: 1) между двумя разными ро- лями; 2) в пределах одной роли. К методам решения ролевых кон- фликтов относят рационализацию и разделение ролей. Принятие индивидом социальных статусов и освоение соответ- ствующих им социальных ролей связано со сложным процессом усвоения знаний, навыков, психологических установок, социаль- ных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит. Этот процесс получил название социализации. Про- цесс социализации начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей человеческой жизни, развиваясь по этапам, совпадающим с основными жизненными циклами, – юностью, зре- лостью, старостью. Агентами социализации называют конкрет- ных людей, осуществляющих передачу культурного опыта, а ин- ститутами социализации – учреждения, в рамках которых прохо- дит социализация. В социологии различают два основных этапа со- циализации – первичный и вторичный. Первичная социализация – этап социализации, охватывающий период детства, на котором за- кладываются основы личности, происходит усвоение языка, основ- ных правил поведении и др. В данном случае освоение необходи- мых знаний и навыков происходит главным образом неосознанно и некритически. Первичная социализация осуществляется в рамках малых групп, которые образуют ближайшее окружение индивида, а 3. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: КОНЦЕПЦИИ, ... 66 основными агентами социализации на данном этапе являются его представители – родители, родственники, участковый врач, прихо- дящая няня, друзья, воспитатели и др. Вторичная социализация – это этап социализации, на котором уже сформировавшаяся лич- ность вполне осознанно выбирает и усваивает нормы, ценности, правила поведения и пр. Вторичная социализация происходит в рамках больших социальных групп, для которых характерно обез- личенное общение. Основными агентами в данном случае являются представители различных формальных организаций. Важнейшим условием организованной социальной жизни яв- ляется согласованность действий огромного числа людей, которая достижима только в том случае, если большинство членов обще- ства в своем поведении руководствуется определенными нормами и правилами. Социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации. Социальные нор- мы могут быть четко фиксированы (как, например, юридический закон) или просто подразумеваться (например, в случае правил хорошего тона). В ситуации, когда общепринятые нормы наруша- ются, мы сталкиваемся с девиантным поведением. Девиация – это социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нор- мальным» или социально приемлемым в обществе либо в кон- кретном социальном контексте. Девиация влечет за собой соци- альные санкции разной степени жесткости: от морального осуж- дения нарушителя до самых тяжелых форм наказания. В связи с тем что сами нормы являются культурно заданными и историче- ски изменчивыми, а их конкретное толкование даже в рамках од- ной и той же культуры, как правило, варьируется, сформулировать однозначный критерий девиации очень сложно. В данной связи принято говорить об относительности девиации: один и тот же поступок, в зависимости от конкретной ситуации, позиции, зани- маемой индивидом в обществе, интересов властвующих элит, об- щих культурных координат и т. д., нередко может рассматривать- ся и как соответствующей норме, и как отклоняющийся от нее. Хотя помимо негативных форм девиации (алкоголизма, проститу- ции, вандализма, и др.), можно выделить и позитивные формы от- клонений (проявления героизма, различные формы творчества, приводящие к возникновению новых норм), термин девиация, как правило, используется в отрицательном значении. Основные положения, понятия и концепции темы 67 В социологии сложилось четыре основных теории, объясняю- щих причины девиантного поведения: концепция аномии, теория культурного переноса, теория конфликта и теория стигматизации. Концепция аномии. Э. Дюркгейм был первым, кто предложил социологическое объяснение девиации, причины которой он связы- вал с так называемой аномией – состоянием общества, характери- зующимся разложением системы общепринятых ценностей, кото- рое происходит в кризисные для общества периоды. В ситуации, когда старые нормы теряют силу, а новые еще не приобрели отчет- ливую форму, большинство людей теряет ориентиры, в соответст- вии с которыми они могли бы выстраивать свое социальное пове- дение. Концепцию аномии Дюргкейма в дальнейшем развил аме- риканский социолог Р. Мертон, который усматривал причины девиации в противоречии, которое возникает между официально провозглашенными в культуре ценностями и неравным доступом к ресурсам, позволяющим реализовывать их честным путем. Так, для представителей многих социальных групп возможность достичь материального благополучия посредством хорошего образования и высокооплачиваемой работы практически недоступна. Как резуль- тат, представители этих групп стремятся к успеху в обществе, ис- пользуя любые, в том числе преступные, способы. С точки зрения сторонников теории культурного переноса (Г. Тард, Э. Г. Сатерленд, В. Б. Миллер и др.), девиация является результатом усвоения ценностей девиантной субкультуры, в рам- ках которой происходит социализация индивида. Так, дети из се- мей, которые проживают в неблагополучных районах города, бу- дут с большой долей вероятности заимствовать модели поведения, характерные для криминальных групп. Представители конфликтологической теории девиации (Р. Квинни и др.) опираются на марксистские представления об обществе и рассматривают социальные нормы (в том числе – юридические законы) как выражение интересов правящих соци- альных групп. Поэтому девиантными считаются, прежде всего, формы поведения, угрожающие привилегиям элиты. Практически все формы девиации можно объяснить социально-экономически- ми причинами. Алкоголизм, наркомания, насилие в семье, прости- туция и другие формы отклонений возникают в результате соци- ального отчуждения и моральной деградации, обусловленной «эксплуататорским» характером капиталистического общества. 3. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: КОНЦЕПЦИИ, ... 68 В рамкахтеории стигматизации (от греч. stigmo – клеймо) (Э. Лемерт, Г. Бекр, К. Эриксон) решающее значение при объясне- нии девиации отводится стигматизации – процессу навязывания обществом индивиду статуса («клейма») девианта – «преступника», «сумасшедшего», «общественно опасного элемента» и т. д. – в ре- зультате чего он сам начинает рассматривать себя как девианта. Сто- ронники этой концепции исходят из посылки, что ни один поступок не является отклонением от нормы сам по себе и становится таковым, лишь получая соответствующий «ярлык». Негативные последствия стигматизации связаны с тем, что получив «клеймо» девианта, инди- вид сталкивается с неприятием и осуждением со стороны «нормаль- ных» людей и может найти эмоциональную поддержку только среди таких же отверженных, как и он сам. Вступление в девиантную груп- пу, в свою очередь, усиливает самовосприятие индивида как «пре- ступника», «отщепенца» и др. и превращает девиацию в стиль жизни. Для предупреждения девиации большое значение играет со- циальный контроль – совокупность методов и стратегий, с по- мощью которых общество направляет поведение индивидов с тем, чтобы упорядочить их взаимодействия и обеспечить устойчивость социальной системы. Социальные санкции – разветвленная система вознаграждений за выполнение норм и наказаний за от- клонение от них. Различают позитивные санкции (различные поощрения за совершение действий, одобряемых в обществе) и негативные санкции (моральное осуждение или наказание за не- одобряемые действия). Санкции также разделяют на |