Сидоренко. Социология. Практикум.. Практикум допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов
Скачать 1.19 Mb.
|
Тематический блок 6 СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Цель изучения темы: приобретение систематизированного знания о сущности социального конфликта, его структуре и ди- намике, приобретение систематизированных знаний о сущно- сти социального управления и его структуре, формирование навыков компетентных суждений и оценок в определении при- роды конфликтных ситуаций и моделировании путей их разре- шения, приобретение навыков компетентных суждений и оце- нок в процессе анализа целей, задач и средств управленческой деятельности. Задачи изучения темы: освоить программные знания о приро- де социального конфликта, его структуре, особенностях и этапах динамики, об основных принципах управленческой деятельности, о видах и типах конфликтных ситуаций; научиться аргументиро- вано выбирать модель решения конфликтной ситуации; приобре- сти навыки организации управленческой деятельности. Студент должен знать: определения социального конфликта и его структурных элементов, основные этапы динамики кон- фликтных ситуаций, виды и типы социальных конфликтов, опре- деление социального управления, классификацию и типологию основных моделей лидерского поведения, основные теоретические подходы к социальному управлению в социологии, основные эта- пы принятия управленческого решения. Студент должен овладеть умениями, навыками и компе- тенциями: оценки и анализа причин социальных конфликтов и моделей разрешения социальных конфликтов; анализа структуры конфликтной ситуации; анализа структуры управленческого ре- шения, оценки эффективности управленческого решения. 6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 142 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ ТЕМЫ 1. Социальный конфликт в социологической теории Социальная неоднородность общества, различие в уровнях доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводит к социальным конфликтам. Они являются неотъемлемой частью общественной жизни и всегда связаны с субъективным сознанием людей, противоречиво- стью интересов тех или иных социальных групп. Обострения про- тиворечия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми и осознаются как несовместимость целей и интересов. Конфликт – это столкновение противоположных целей, мне- ний, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия. Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих целей или инте- ресов в ущерб другой. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение кон- фликта: «под социальным конфликтом я понимаю реальную борь- бу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы источники этой борьбы, ее способы и средства, мо- билизуемые каждой стороной». Конфликт – это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержена конфликтам. В науке существует специальная отрасль социологического знания, изучающая непосредственно это социальное явление – конфликтология. Основными субъектами конфликтов являются социальные группы, поскольку их потребности, притязания, цели могут реали- зовываться только через использование власти. Именно поэтому в конфликтах принимают участие такие политические силы, как го- сударственный аппарат, политические партии, парламентские группы, фракции, «группы влияния» и т. д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными но- сителями социальных интересов. Основные положения, понятия и концепции темы 143 В конфликтологии большое внимание уделяется понятию си- лы участников социального конфликта. Сила – это способность оппонента реализовать свою цель во- преки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнообразных компонентов: 1) физическую силу, включая и технические средства, приме- няемые как инструмент насилия; 2) информационно-цивилизационную форму применения со- циальной силы, требующую сбора фактов, статистических дан- ных, анализа документов, изучения материалов экспертизы с це- лью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, исполь- зования материалов, порочащих соперника, и т. д.; 3) социальный статус, выражающийся в общественно при- знанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.); 4) прочие ресурсы – деньги, территория, лимит времени, пси- хологический ресурс и т. д. Стадия конфликтного поведения характеризуется максималь- ным использованием силы участниками конфликта, применением всех имеющихся в их распоряжении средств. Значительное влияние на развитие конфликта оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекает социальный конфликт. Она может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором. Социальный конфликт, как правило, проходит через основ- ные этапы. В конфликтологии принято выделять следующие стадии про- текания конфликта: 1) скрытая стадия, на которой противоречия между участни- ками конфликта еще не осознаются и проявляются лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией; 2) формирование конфликта – четкое осознание претензий, которые, как правило, высказываются противоположной стороне в виде требований; 3) инцидент – событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий; 4) активные действия сторон, которые способствуют дости- жению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль; 6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 144 5) завершение конфликта, причем оно не всегда осуществля- ется путем удовлетворения притязаний сторон. Также необходимо помнить, что на любой из указанных ста- дий конфликт может прекратиться либо самостоятельно, либо по соглашению сторон, либо с участием третьей стороны. 2. Виды конфликтов В современной социологической литературе существует множе- ство классификаций видов конфликтов по различным основаниям. С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить четыре типа конфликтов: 1) внутриличностный (например, ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по по- воду того, каким должен быть результат его работы); 2) межличностный (может проявляться как столкновения лич- ностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным); 3) между личностью и группой (возникает, если личность за- нимает позицию, отличающуюся от позиции группы); 4) межгрупповой. Конфликты можно классифицировать по сферам жизнедея- тельности на политические, социально-экономические, националь- но-этнические и др. Политические – это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из столкновения различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации полити- ко-государственной власти. Политические конфликты связаны с сознательно формули- руемыми целями, направленными на завоевание ведущих позиций в институтах в структурах политической власти. К основным по- литическим относятся конфликты: 1) между ветвями власти; 2) внутри парламента; 3) между политическими партиями и движениями; 4) между различными звеньями управленческого аппарата. Социально-экономические – это конфликты по поводу сред- ства жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен Основные положения, понятия и концепции темы 145 на товары и услуги, доступа к распределению материальных и ду- ховных благ. Национально-этнические – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Согласно классификации Д. Катца конфликты бывают: 1) между косвенно конкурирующими подгруппами; 2) между непосредственно конкурирующими подгруппами; 3) внутри иерархии и по поводу вознаграждения. Исследователь конфликтов К. Боулдинг выделяет следующие типы конфликтов: 1) действительные (существующие объективно в определен- ной социальной подсистеме); 2) случайные (зависящие от второстепенных моментов по отно- шению к принципиальным противоречиям, вызывающим конфликт); 3) заместительные (являющиеся видимым проявлением скры- тых конфликтов); 4) основанные на плохом знании (результат неумелого управ- ления); 5) скрытые, латентные (участники по разным причинам не мо- гут бороться открыто); 6) фальшивые (создающие только видимость). В настоящее время получила распространение точка зрения, которая заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательными. В соответствии с этим выделяют два типа конфликтов: 1) конфликт считается функциональным, если он ведет к по- вышению эффективности организации; 2) конфликт также может быть дисфункциональным и приво- дить к снижению личной удовлетворенности, группового сотруд- ничества и эффективности организации. 3. Компромисс и консенсус как формы завершения соци- ального конфликта Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Устранение инцидента необходимо, но это недостаточное ус- ловие для разрешения конфликта. Полное разрешение конфликтной ситуации возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. 6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 146 Это изменение может принимать различные формы, но наи- более радикальным считается такое изменение, которое устраняет причины конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной стороны: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. В современной конфликтологии можно выделить два типа ус- пешного завершения конфликта: компромисс и консенсус. Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои инте- ресы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обос- нованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний. Консенсус – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная сте- пень согласия и согласованности в действиях. Нетрудно увидеть, что именно в стадии разрешения конфликта при определенных ус- ловиях возможна такая ситуация. М. Вебер рассматривает консенсус как неотъемлемую харак- теристику любого человеческого сообщества, коль скоро оно су- ществует и не распадается. Он противопоставляет консенсус солидарности, утверждая, что поведение, основанное на консенсусе, не предполагает ее в ка- честве условия. При этом необходимо помнить, что консенсус не исключает полностью борьбу интересов между сторонами. Также консенсус не исключает полностью возможность разгорания нового конфликта. По М. Веберу, консенсус – это объективно существующая вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной договоренности, участники той или иной формы взаимодействия отнесутся к ожиданиям друг друга как значимым для них самих. Таким образом, консенсус не всегда связан с конфликтным пове- дением. Нетрудно увидеть, что интерпретация Вебера рассматривает это социальное явление в широком смысле слова. Отсюда можно сделать вывод, что консенсус не всегда поро- жден конфликтом, также как и конфликт не всегда заканчивается консенсусом. Основные положения, понятия и концепции темы 147 При таком понимании консенсуса поведение, основанное на согласии, отличается от поведения, основанного на договоре. При этом консенсус выступает первичной формой – он возникает в сознании людей. Договор же вторичен, так как он есть нормативное закрепле- ние консенсуса. Достижение консенсуса в обществе предполагает достижение консенсуса политического. Под ним обычно понимается состояние согласия в отношении того или иного политического курса в целом либо отдельных его аспектов. При этом подобное согласие не тож- дественно совместным действиям и вовсе не обязательно должно подразумевать сотрудничество в реализации соответствующих це- лей и задач. Сама степень согласия при консенсусе может быть раз- личной, хотя подразумевается, что его должно поддерживать если не преобладающее, то, по крайней мере, значительное большинство. Варьируясь от проблемы к проблеме, степень консенсуса обычно бывает выше во взглядах на положения более общего, аб- страктного характера. Именно поэтому конфликтующим сторонам для более успешных переговоров необходимо начинать их именно с таких тем, так как это даст им больше шансов для нахождения общего консенсуса. Для поддержания консенсуса в обществе необходимо учиты- вать три обстоятельства. Во-первых, естественная готовность большинства следовать действующим законам, установлениям, нормам. Во-вторых, позитивное восприятие институтов, призванных претворять в жизнь эти законы и установления. В-третьих, ощущение принадлежности к некой общности, что способствует определенному нивелированию роли различий. Управлениев самом общем плане представляет собой непре- рывный процесс целенаправленного, научно обоснованного взаи- модействия субъекта и объекта управления. Социология изучает управление как непрерывно осуществляя- ющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Это воздействие не должно прерываться, а тем более прекращаться. Непрерывность процесса управления обес- печивается непрерывностью процесса информации и ее преобразо- ванием в распоряжения. Все управленческие процессы базируются на обмене соответствующей информацией. Управленческая инфор- 6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 148 мация – совокупность сведений о состоянии объекта управления, управляющей системы и внешней среды, необходимых для обосно- вания и реализации принимаемых решений. При обмене информа- цией по разным причинам возникают барьеры («шумы»), которые снижают результативность управленческого процесса. Поэтому к управленческой информации применяются следующие требования: она должна быть объективной, достоверной, оптимальной, своевре- менной, систематизированной, логичной и лаконичной. Сущность социологического подхода к управлению заклю- чается в выделении и всестороннем изучении шести взаимосвязанных его компонентов: 1) деятельность органов управления включает в себя весь ком- плекс подбора, подготовки, переподготовки, расстановки кадров, их продвижения по служебной лестнице; 2) целенаправленное управленческое воздействие на управляе- мый объект, включающее целеполагание (социальное проектирова- ние и планирование, регулирование и т. п.) и целедостижение; 3) социальная самоорганизация,представляющая собой сово- купность спонтанных процессов внутригруппового регулирования (общественное мнение, традиции, социальные нормы, лидерство и т. п.), оказывающих регулирующее, управляющее воздействие на поведение и деятельность индивидов и их общностей (групп) на их ценностные ориентации и взаимоотношения; 4) система управленческих решений (определенных команд), направленных на обеспечение целостности и устойчивое развитие управляемой системы, повышение ее качественных параметров и эффективности ее функционирования, обеспечение адаптируемо- сти к изменяющимся условиям окружающей среды, как природной, так и, особенно, социальной; 5) анализ и контроль функционирования управляемой подсис- темы,позволяющий оперативно корректировать ее деятельность в соответствии с изменившимися внутренними ее состояниями или внешними воздействиями; 6) обеспечение такой направленности деятельности управ- ляемой системы и всех ее компонентов, которые бы удерживали в допустимых пределах возможные отклонения в действиях отдель- ных индивидов и их групп от поставленных целей и задач. Задачи управленческой деятельности: определение цели, ор- ганизация мотивации, формирование организационного порядка и Основные положения, понятия и концепции темы 149 стабильных иерархических связей между людьми, разработка тех- нологии изменений, диагностика управления, контроль. М. Вебер разработал «идеальный тип» административного управления, обозначенный им термином «теория бюрократии». В соответствии с этой теорией управленческая деятельность для достижения стоящих перед организацией целей и задач расчленя- ется на ряд операций, что предполагает строгое, формальное оп- ределение задач этой организации. Максимально возможное раз- деление труда создает условия для использования во всех звеньях управляемой системы специалистов-экспертов, которые несут полную ответственность за эффективное выполнение своих обя- занностей. Управленческая деятельность строится на принципах иерархии. Каждый служащий отвечает перед вышестоящим на- чальником за решения и действия не только свои собственные, но и всех подчиненных ему лиц. Всей деятельностью организации руководит специальный управленческий персонал. П. Блау, Р. Мертон сделали акцент на таком аспекте управле- ния, как неформальные отношения. В процессе управленческой дея- тельности необходимо учитывать скрытые функции, которые не бросаются в глаза, не поддаются формализации, но очень важны для эффективной деятельности управляемой организации. Особенно су- щественное значение в данном отношении имеют неформальные, дружественные человеческие отношения, так как именно они спо- собствуют сплоченности группы, усилению в ней взаимопомощи, а значит, и повышению эффективности совместной деятельности. Р. Блейк и Дж. Мутон сконструировали широко известную «управленческую решетку».В ней выделяется пять основных стилей управления. 1. Жесткий стиль управления, при котором производственный результат – все, а человек, его потребности – ничто. Такой стиль приводит к высокому эффекту в чрезвычайных обстоятельствах, но в нормальных условиях ведет к конфликтным ситуациям. 2. Управление в духе загородного клуба ставит во главу угла вни- мание к человеку, но приводит к низкой эффективности производства. Здесь никто ни за что не отвечает. Все это ведет к «текучести кадров». 3. «Обедненное управление» проявляется в том, что управляю- щий прикладывает минимум усилий как для достижения произ- водственных результатов, так и для удовлетворения потребностей работников. 6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 150 4. Организационное управление стремится к среднему уровню в производстве и в удовлетворении нужд работников. 5. «Групповое управление» приводит к высоким производ- ственным результатам, что достигается при максимальном учете интересов и потребностей работников. Такое управление предо- ставляет сотруднику не только хороший заработок, но и возмож- ности для самореализации. М. Вебер подразделял управление (лидерство/господство) на три основных типа: 1) традиционное господство, при котором власть поддерживается традицией и передается по наследству; 2) легальное господство, при котором властные полномочия дают- ся через механизм демократических выборов; 3) харизматическое господство, при котором человек, в силу необыкновенных качеств, получает властные полномочия. В социологии управления рассматриваются стили руково- дства, то есть стабильно проявляющиеся особенности взаимодей- ствия руководителя с подчиненными, формирующиеся под влияни- ем как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности. Выделя- ют три стиля руководства: авторитарный, демократический и ли- беральный (или попустительский). Демократический стиль управ- ления предполагает учет руководителем интересов и потребностей сотрудников организации, привлечение их к разработке и реализа- ции решений. Таким образом, принимаются общие решения. Авто- ритарный стиль управления предполагает единоличное управленче- ское воздействие руководителя на подчиненных, осуществляющееся через санкции и приказы. Попустительский стиль управления пред- полагает незначительное влияние руководителя на работников, ор- ганизационная деятельность осуществляется стихийно, никто не бе- рет на себя ответственности за принятие решения. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛИРУЕМОЙ ПОДГОТОВКИ И ОБСУЖДЕНИЯ 1. Блиц-опрос по ключевым понятиям. Преподаватель предлагает студентам закончить фразы: «Социальный конфликт – это…», «Типы социальных конфликтов – это…», «Основные способы разрешения конфликта – это…», «Социальное управление – это…», «Цикл управ- Примерные темы докладов и рефератов 151 ленческой деятельности включает в себя…» и т. д. Целесообразно проводить в начале занятия. Время проведения – 5–7 минут. 2. В чем состоит специфика социологического анализа кон- фликта? Как социологические теории объясняют природу кон- фликта и возможности его разрешения? 3. Оцените возможность создания бесконфликтных социаль- ных общностей. В чем заключается недостаток социальных групп с низкой конфликтностью? 4. Попытайтесь дать оценку потенциала конфликтности бело- русского общества. Какими теоретическими и эмпирическими критериями Вы пользовались для того, чтобы сформулировать свое мнение? 5. Какие типы обществ можно выделить в зависимости от их отношения к социальным конфликтам? 6. Какие конфликты представляют наибольшую опасность в современном обществе? Ответ аргументируйте. Какие из социаль- ных конфликтов наиболее опасны для современного белорусского общества? 7. В чем заключается управленческое воздействие на социаль- ную систему? 8. В чем состоит особенность веберовского подхода к объяс- нению административной системы управления? Раскройте недос- татки данной идеальной модели бюрократии. 9. Опишите «управленческую решетку», разработанную Р. Блейком и Дж. Мутоном. Дайте характеристику пяти стилей управления, описанных ими. 10. Раскройте разницу в содержании понятий руководства и управления. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 1. Теории социального конфликта в истории социологической мысли. 2. Структура социального конфликта. 3. Сравнительный анализ стратегий урегулирования социаль- ных конфликтов. 4. Специфика социальных конфликтов в трудовом коллективе. 5. Война как конфликт. 6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 152 6. Специфика социальных конфликтов в семье. 7. Социологические теории управления: история и перспективы. 8. Лидерство: сущность явления, виды лидеров и стили ли- дерства. 9. Бюрократия как модель управления: исторические и теоре- тические аспекты. 10. Цивилизационная и культурная специфика управления со- циальными системами. 11. Основные ошибки организации управления и руководства на производстве. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИСКУССИЙ 1. Возможно ли бесконфликтное общество (по сценарию «де- баты»)? 2. Возможно ли развитие общества без конфликта? 3. Сравнительный анализ стратегий решения конфликтных ситуаций. 4. Сравнительный анализ стилей лидерства. 5. Формальные и/или неформальные ресурсы социального управления. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛИРУЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 1. Задание «Моделирование социального конфликта». Студен- ты определяют вид конфликта, характеризуют структурные эле- менты заданной преподавателем конфликтной ситуации и описы- вают две (на свой выбор) стратегии решения данной конфликтной ситуации. 2. Деловая игра «Конфликт на предприятии». Игровая ситуа- ция. Акционерное предприятие, выпускающее продукцию хими- ческого профиля (например, моющие средства), оказалось на гра- ни банкротства. Продукция предприятия из-за низкого качества и высокой себестоимости не выдерживает конкуренции на рынке сбыта. Для рентабельной работы предприятия необходимо при- нять следующие меры: Самостоятельная контролируемая работа студентов 153 а) заменить устаревшее оборудование на новое; б) сократить примерно в два раза число работников; в) повысить квалификацию оставшихся работников; г) найти (привлечь) дополнительное финансирование; д) радикально перестроить всю структуру предприятия. На предприятии работают 100–150 человек. Все работники подразделяются на следующие категории (это деление, разумеет- ся, достаточно условно и для чистоты игры указанные категории не должны пересекаться): а) административно-управленческий аппарат; б) работники предпенсионного возраста; в) женщины, имеющие малолетних детей; г) все остальные работники. Все работники являются акционерами своего предприятия. В игре могут принимать участие от 10 до 30 человек. Участни- ки игры: 1. Генеральный директор предприятия. 2. Технический директор. 3. Менеджер по финансам. 4. Управляющий персоналом. 5. Председатель профсоюзного комитета. 6. Представители всех категорий работников (а, б, в, г). 7. Группа экспертов. В ходе игры. Проходит общее собрание работников предпри- ятия, на котором разворачивается дискуссия о путях и методах ре- конструкции предприятия. 1. Генеральный директор открывает собрание и в общих чер- тах докладывает о сложившейся ситуации. 2. Технический директор говорит о необходимости внедрения прогрессивной технологии, предлагает свои варианты реконст- рукции предприятия. 3. Менеджер по финансам предлагает возможные варианты привлечения дополнительного финансирования, необходимого для проведения реконструкции предприятия и решения кадровых вопросов. 4. Управляющий персоналом высказывает свое мнение о пу- тях решения кадровых проблем. 5. Председатель профкома отстаивает права работников пред- приятия и предлагает свои варианты решения проблемы. 6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 154 6. Представители всех категорий работников стремятся защи- тить своих коллег и высказывают свою точку зрения по поводу реконструкции предприятия. 7. Генеральный директор подводит итоги прошедшей дискуссии. Разбор проведенной игры. Высказывания экспертов по про- блемам реформирования предприятия и о ходе прошедшей дис- куссии. Общее обсуждение игры. ТЕСТ 1. Конфликт в обществе – это: а) конфликты в любых социальных группах; б) конфликты в больших социальных группах; в) конфликты между государствами; г) конфликты в различных сферах общественной жизни (эко- номической, политической, социальной и духовной); д) конфликты, субъектами которых выступают нации, госу- дарства, классы, партии, союзы и т. д. 2. Конфликт в организации – это: а) конфликты между субъектами социального взаимодейст- вия, возникающие внутри организации; б) конфликты между субъектами социального взаимодейст- вия, возникающие внутри организации и за ее пределами; в) конфликты между руководством организации и ее сотруд- никами; г) конфликты между различными структурными элементами организации; д) конфликты по поводу организационной структуры коллектива. 3. Внутриличностный конфликт – это: а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач; б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной си- туацией; в) столкновение противоположно направленных мотивов личности; г) столкновение противоположно направленных поведенче- ских характеристик личности; д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели. Тест 155 4. Что относится к форме разрешения конфликта? а) порицание, юмор, убеждение, уступка; б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество; в) требования, критика, убеждение, юмор; г) уступка, требования, убеждение, критика; д) подчинение, примирение, убеждение, согласование. 5. Какие из перечисленных функций относятся к положитель- ным функциями конфликта? а) позволяет устанавливать новые социальные нормы; б) позволяет выявить лидера; в) снимает внутригрупповое напряжение; г) позволяет избавиться от «лишних» людей в группе. 6. В структуру социального управления не входят: а) анализ и контроль функционирования управляемой подсистемы; б) социальная самоорганизация; в) социальная стратификация; г) социальная мобильность. 7. Какие из перечисленных принципов характеризуют вебе- ровскую модель бюрократии: а) иерархичность; б) профессиональность; в) приоритет неформальных отношений на горизонтальном уровне организации; г) харизматичность руководства. 8. Руководитель стремится к достижению цели групповой деятельности и коллективный интерес ставит выше личного. Дан- ный тип поведения характерен для: а) попустительствующего руководителя; б) авторитарного руководителя; в) демократичного руководителя; г) харизматического руководителя. 9. На какой вид отношений, возникающий в процессе управления, обратил особое внимание Р. Мертон, дополнив теорию М. Вебера? а) неформальные; в) политические; б) экономические; г) координационные. Правильные ответы: 1. (г); 2. (г); 3. (в); 4. (б); 5. (а, б, в); 6. (в, г); 7. (а, б); 8. (б); 9. (a). 6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 156 АНАЛИЗ ХРЕСТОМАТИЙНЫХ ТЕКСТОВ КОНФЛИКТ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 1. В чем заключается, по Г. Зиммелю, сущность конфликта? 2. Какие Вы можете указать основные отличия в подходах К. Мар- кса и Г. Зиммеля к определению сущности и причин конфликта? 3. Почему жизнь в концепции немецкого социолога выступает как разрушение, и в чем позитив этого разрушительного начала? 4. Приведите примеры конфликтного отношения между жизнью и культурой, старым и новым, традицией и новацией. Сокращено по источнику: Г. Зиммель. Конфликт современной культуры // Зиммель Г. Избранные работы / под ред. А. Юдина. Киев, 2006. С. 57–63. Таким образом, жизнь объявила свой суверенитет над до сих пор независимой и отдельной от нее областью. С более глубокой, мирообъемлющей точки зрения можно сказать, что форма позна- ния своей внутренней консистенцией, своим самодовлеющим смыслом составляет твердую раму или неразрывную канву для всего нашего миропредставления, растворяется в потоках жизни, податливая их изменчивым силам и направлениям, и не оказывает сопротивления, основываясь на собственных правах и на своем вневременном значении. Свое чистое выражение в качестве цен- трального понятия жизнь получает там, где она становится мета- физическим изначальным фактом, существом всякого бытия, бла- годаря чему каждое явление обращается в пульсацию или стадию развития абсолютной жизни. Она возвышается всеобщим раскры- тием жизни до степени духа и в виде материи нисходит обратно. И если эта теория на вопрос о познании отвечает «интуицией», по ту сторону всякой логики, без посредства разума проникающей в самое существо явлений, то это означает, что одна только жизнь в состоянии понять жизнь. Вот почему с этой точки зрения всякая объективность(предмет познания) должна быть обращена в жизнь, дабы процесс познавания, истолкованный как функция жизни, действительно был уверен в том, что перед ним – совер- Конфликт современной культуры 157 шенно проницаемый для него и одинаковый по существу объект. Если таким образом прагматизм растворял в жизненном потоке картину мира со стороны субъекта, то теперь то же самое совер- шилось со стороны объекта. От самой формы как мирового вне- жизненного принципа, имеющего особый смысл своего назначе- ния, ничего больше не осталось. Все, что в этой общей картине может быть названо формой, могло бы существовать только по милости самой жизни. Этот поворот во взглядах на принцип формы не только в праг- матизме, но и у всех проникнутых чувством жизни современных мыслителей выражается в отрицательном отношении к более ран- ней эпохе философского мышления, находившейся под полным господством идеи классической формы и от нее ждавшей единст- венного спасения для философии. Эта система стремится объеди- нить все наши познания по крайней мере в широчайшие общие понятия, в одно симметрическое целое, равномерно развитое в разных направлениях из одного основного мотива. В архитекто- нически-эстетическом совершенстве, в удачном округлении и склонности всего полученного целого – доказательство правоты и того, что теперь действительно осознанно все бытие, – вот в чем и заключается решающий момент. Это вершина – достижимая для принципа формы вообще, так как здесь законченность и само- удовлетворение формы возводится в последний критерий правды. Вот против чего выступает враждебно формотворческая, но всегда форму разрушающая жизнь. Эта теория имеет две основные ис- ходные точки зрения на жизнь: с одной стороны, она отрицает ме- ханизацию как основной космический принцип и считает ее, быть может, техникой жизни, а быть может, и явлением ее вырождения. С другой стороны, отвергается также метафизическая самостоя- тельность идеи как высшей и безусловной руководительницы или субстанции всякого бытия. Жизнь не хочет подчиняться от нее за- висимому. Она вообще не хочет быть в чьем-нибудь подчинении, даже в подчинении идеального, требующего себе более высокого иерархического положения. Если же тем не менее всякое высшее жизненное состояние не может избавиться от руководства идей – в виде трансцендентной силы или нравственного постулата, – то по- следнее возможно лишь благодаря тому и только оттого имеет шансы на успех, что самые идеи исходят из жизни. Сущность жизни в том и заключается, чтобы творить из самой себя все руко- 6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 158 водящее и искушающее все противоречия, все победы и пораже- ния. Она зиждется и вместе с тем возвышается кружным путем над собственно ею созданным, и то, что последнее противопоставляет- ся ей как нечто самостоятельное и готовое ее судить, – это основная истина, ее способ изживать себя. Противоречие, в которое впадает жизнь с высшим по отношению к ней самой, – это трагический конфликт жизни как духа, ощущаемый теперь в той мере, в которой она приходит к сознанию, творит действительно из себя таковой и потому находится в неразрывной органической связи с ним. С общекультурной точки зрения смысл всего этого движения заключается в разрыве с классицизмом как с абсолютно человече- ским и образовательным идеалом. Ибо классицизм находится все- цело под знаком формы, закругленный, самодовлеющий, уверен- ный в том, что она в своей спокойной законченности есть норма жизни и творчества. Но до сих пор еще не поставлено ничего на место старого идеала, ничего положительного. Вот почему борьба против классицизма доказывает прежде всего, что вопрос вовсе не в создании новой культурной формы, а в том, что уверенная в себе жизнь хочет освободиться от гнета всякой формы, историческим выразителем которой был классицизм. Я ограничусь самым кратким указанием на подобную же ос- новную тенденцию в области этической культуры. Под девизом «новой этики» небольшая группа выступила с критикой сущест- вующих половых отношений и нашла поддержку в большой мас- се. Эта критика направлялась главным образом против двух эле- ментов существующих отношений между полами – брака и про- ституции. В совершенно принципиальной формулировке речь идет о следующем: эротическая жизнь стремится проявить свои силы по отношению к существующим формам, в которых погряз- ла наша культура, и вследствие этого впала в противоречия и в со- стояние неподвижности. Браки, заключаемые по тысяче иных причин, кроме эротических, и приводящие в тысяче направлений к иссыханию их живого источника – эротики, к притуплению инди- видуальных черт о непреклонные традиции и узаконенную жесто- кость; проституция, ставшая почти легальным явлением, обра- щающая любовную жизнь молодых людей в карикатурный, гру- бый, противоречащий ее истинной сущности процесс, – вот формы, против которых бунтует непосредственная чистая стихия жизни, формы, которые, быть может, не противоречили в такой мере дру- Конфликт современной культуры 159 гому культурному уровню жизни, а теперь восстанавливают против себя силы, бьющие из ее сокровеннейших источников. И в этой области в значительно большей мере, чем в других областях культуры, можно наблюдать, к каким ничтожным ре- зультатам привел до сих пор в смысле создания новых форм со- вершенно положительный инстинкт разрушения старых. Ни одно из предложений всех этих реформаторов не вызывает представле- ния о достаточной замене ими осужденных форм. Типичная для развития культуры борьба против устарелых форм и замена их но- вовозникающими в данной области особенно отстала. Та сила, ко- торой суждено воплотиться в последних, пока, так сказать, в со- вершенно обнаженном виде непосредственно выступает против форм, абсолютно покинутых подлинной эротической жизнью, впадая при этом в уже неоднократно нами подчеркнутое противо- речие, обращается против фантома, так как эротика, поскольку она имеет какую-либо связь с культурной жизнью, требует всегда из- вестного оформления. Поэтому только поверхностный взгляд мо- жет видеть здесь одну лишь распущенность и разгул анархических страстей, так как в этой области уже сама бесформенность создаст подобные аспекты. В глубине же, если таковая вообще существу- ет, дело обстоит абсолютно иначе. Настоящая эротическая жизнь протекает по совершенно индивидуальному руслу, и всякая оппо- зиция против нее имеет в виду вышеуказанные формы, ибо они втискивают в жизнь обобщенные схемы, насилуя ее особенности. Как и во многих иных случаях, эта борьба между жизнью и фор- мой ведется менее метафизично, как борьба между индивидуали- зацией и обобщением. <...> Так во всех этих и многих других явлениях обнаруживается конфликт, неизбежный для жизни, культурной в широком смысле слова, то есть активно творящей или пассивно воспринимающей. Жизнь должна или создавать формы, или развиваться в опреде- ленных формах. Мы, правда, сами – жизнь, и с этим связано не- описуемое чувство бытия, силы и известной ориентации, но мы ощущаем это лишь в определенной форме. Эта форма в момент своего проявления относится к совершенно другому порядку и требует для себя самостоятельных прав и значений, тем самым обращаясь в какое-то сверхжизненное состояние. Таким образом, возникает противоречие с самым существом жизни, ее текущей динамикой, ее судьбами и неудержимой дифференциацией каждо- 6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 160 го отдельного ее момента. Жизнь неизменно воплощается в про- тивоположных ей формах, вернее, в одной форме. Это противоре- чие обостряется по мере того, как то внутреннее состояние, кото- рое мы можем назвать жизнью, проявляет себя с неоформленной силой, а с другой стороны, самая форма в своем застывшем со- стоянии, со своими требованиями вечных прав заявляет себя ис- тинным смыслом и ценностью нашего бытия в той же мере, в ка- кой растет сама культура. Жизнь, следовательно, желает того, что совершенно недости- жимо для нее, – она стремится проявить себя в своей нагой непо- средственности вне всяких форм. Однако все познание, воление, творчество могут только заменять одну форму другой, но никогда – саму форму жизни, чем-то потусторонним для формы вообще. Все страстные приступы или спокойно подготовляемые нападения про- тив форм нашей культуры, направляемые против нее силами жизни только как жизни и исключительно по той причине, что она есть жизнь, – откровение глубочайших внутренних противоречий духа, поднявшегося до известной степени культуры, то есть проявивше- гося в известной форме. И мне кажется, что из всех исторических эпох, в которых этот хронический конфликт принимал характер острого, стремясь охватить весь объем жизни, ни одна не обнару- живала его в виде основного мотива и в такой мере, как наша. Одни только филистеры могут полагать, что конфликты и проблемы существуют для того, чтобы быть разрешенными. И те, и другие имеют в обиходе и истории жизни еще другие задачи, выполняемые ими независимо от своего собственного разрешения. И ни один конфликт не существовал напрасно, если время не раз- решит его, а заменит его по форме и содержанию другим. Правда, все указанные нами проблематические явления слишком противо- речат нашему настоящему, чтобы оставаться неподвижными в нем, и свидетельствуют с несомненностью о нарастании более фундаментального процесса, имеющего иные цели, чем одно только вытеснение существующей формы вновь образуемой. Ибо едва ли мост между предыдущим и последующим культурных форм был когда-либо столь основательно разрушен, как теперь, когда осталась одна бесформенная сама по себе жизнь, стремя- щаяся заполнить образовавшийся пробел. Столь же несомненно, она имеет своей целью создание новых форм, более соответст- вующих силам настоящего – быть может, сознательно задерживая Литература 161 наступление открытой борьбы – и лишь заменяющих старую про- блему новой, один конфликт другим. Так выполняется настоящее предназначение жизни, которое есть борьба в абсолютном смысле, охватывающем относительное противопоставление борьбы и ми- ра. Абсолютный же мир, который, быть может, также возвышает- ся над этим противоречием, остается вечной мировой тайной. Литература 1. Бабосов, Е. М. Социология управления / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – С. 680. 2. Бабосов, Е. М. Конфликтология / Е. М. Бабосов. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – С. 450. 3. Конфликтология / под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – С. 380. 4. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта / А. Г. Здраво- мыслов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 345. 5. Кравченко, А. Социология управления / А. Кравченко, И. Тюрина. – М.: АСТ-Пресс, 2005. – 1136 с. 6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 162 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ» 1. Социология как наука, ее предмет, структура. Место социо- логии в системе наук об обществе. 2. Основные методы, функции и задачи социологии. 3. Социологические концепции О. Конта и Г. Спенсера. 4. Социологические идеи К. Маркса. 5. Социологические концепции Э. Дюркгейма и М. Вебера. 6. Социологические концепции П. Сорокина и Т. Парсонса. 7. Общество как объект научного познания. Общество как система и понятие социальной структуры. 8. Культура как «вторая природа», ее социальная сущность и функции. 9. Изменение и развитие общества. Типология обществ (инду- стриальное, постиндустриальное). Модернизация. 10. Личность как уникальная социальная система (концеп- ции). Структура и типы личности. 11. Статусно-ролевая структура личности. 12. Социализация личности: этапы, институты и факторы. 13. Понятие «социальной группы» и ее роль в образовании социальной структуры. Типология социальных групп. 14. Семья как малая социальная группа и социальный институт. 15. Понятие «социальной общности». Этнонациональная структура общества. 16. Социальное неравенство и социальная структура общества К. Маркса. 17. Социальная стратификация и социальная мобильность. 18. Понятие «социальной организации»: типы и функции. 19. Понятие и сущность социального института. Процесс ин- ституционализации. 163 20. Государство как социальный институт, его роль в обществе. 21. Сущность социального взаимодействия. Теории социаль- ного взаимодействия. 22. Понятие «социальной нормы». Сущность, типы и причины девиации. 23. Общественное регулирование процессов девиации и соци- альный контроль. 24. Социальные противоречия как источник развития. Теория конфликтов. 25. Типология социальных конфликтов. Позитивная и нега- тивная роль конфликтов. 26. Социальное управление: теории, сущность, функции. 27. Теория социального управления и лидерства М. Вебера. 28. Основные этапы и виды социологического исследования. 29. Опросные методы сбора социологической информации: анкета и интервью. 30. Социологическое наблюдение и эксперимент. |