Главная страница

Сидоренко. Социология. Практикум.. Практикум допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов


Скачать 1.19 Mb.
НазваниеПрактикум допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов
АнкорСидоренко. Социология. Практикум
Дата29.10.2022
Размер1.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsidorenko_sociologiya_praktikum.pdf
ТипПрактикум
#761316
страница8 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИСКУССИЙ
1. Проблема нелегальной иммиграции в современном мире.
2. Интеллигенция как социальная группа. Феномен русской интеллигенции.
3. Социальное неравенство в современном обществе.
4. Гендер и социальное неравенство.
5. Рабство в современном мире.
6. Основные формы социальной мобильности в современном белорусском обществе.
7. Исторические формы отношения к старости. Старость в со- временном обществе.
Ознакомьтесь с приведенными фрагментами текстов.
В первом тексте характеризуется культ почитания старших, характерный для древнекитайской культуры: «Внутри семьи вос- питание означало осознание каждым ребенком своего места в се- мейной иерархии и усвоение соответствовавших этому месту ро- лей. Покорность старшим и личная скромность всячески поощря- лись. Древнекитайский летописец с похвалой упомянет о малыше – будущей знаменитости среди конфуцианских ученых, – который за обедом брал себе самые маленькие сливы, говоря: «Мне, мень-

Примерные темы дискуссий
103
шому, полагаются те, что поменьше». Если между детьми вспыхи- вал конфликт, родители обычно требовали уступки от старшего ребенка. Почтительность к родителям и забота о них считались началом всех добродетелей, что, кстати сказать, сделало невоз- можным публичное выражение любовного чувства между мужем и женой. Со временем в Китае сложился и особый цикл образцо- вых примеров сыновней почтительности, куда вошли рассказы о сыновьях, которые так горячо любили своих родителей, что, буду- чи уже вполне взрослыми людьми изображали из себя младенцев, дабы не напоминать престарелым отцу и матери об их возрасте.
Семейные ритуалы подтверждали родовую иерархию. Так, в ново- годнюю ночь все члены семьи в порядке старшинства поочередно отбивали поклоны главе семейства, приговаривая: “Я должен!”»
(В. Малявин. Китайская цивилизация. М., 2001. С. 512).
Второй фрагмент характеризует отношение к старости в совре- менных обществах на примере Великобритании: «Чаще всего пожи- лой возраст – это время утраты, если рассматривать его с позиции социальных отношений. Отставка – потеря не только работы, но и контактов с сослуживцами. Дети, как правило, имеют свои семьи, а отношения с друзьями или родственниками прерывает либо смерть, либо расстояние, так как пожилым людям менее свойственно путе- шествовать. В Британии доля одиноких женщин старше 65 лет зна- чительно больше, чем в возрастной группе от 45 до 65 (в 1985 году соотношение было 32% к 15%). Доля одиноких мужчин в возрастной группе старше 65 лет несколько меньше, чем их же доля в возрастной группе от 45 до 65 лет (9% и 17%). Над стариками довлеет страх на- силия, что может очень ограничить их деятельность, особенно тех, кто живет в городах» (Э. Гидденс. Социология. М., 1999. С. 430).
Примерные вопросы, которые можно обсудить в ходе дис-
куссии. Каково положение пожилых людей в беларуском общест- ве? Почему во многих традиционных обществах социальный ста- тус пожилых людей, как правило, высок, а в современных нет?
Какими причинами экономического и культурного характера это обусловлено? Какие конкретные меры можно предложить для улучшения положения пожилых людей?
8. Идеальное государство Платона (по сценарию «дебаты»).
9. Основные методы идентификации социальных классов: объективный, репутационный, самооценочный (по сценарию
«концептуальный театр»).

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА: ...
104
10. Природа социального неравенства. Консерваторы против радикалов (по сценарию «дебаты»).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛИРУЕМАЯ
РАБОТА СТУДЕНТОВ
1. Ролевая игра «Квазигруппа». Смоделируйте ситуацию, в которой покупатели в магазине, люди в зале ожидания, пассажи- ры, едущие в одном троллейбусе, и т. д. могут из агрегата превра- титься в квазигруппу. Группа разбивается на несколько подгрупп по 5–7 человек, 5–10 минут отводится на разработку приблизи- тельного сценария и распределение ролей. Затем каждая подгруп- па разыгрывает свою ситуацию. В конце студенты и преподава- тель подводят итоги игры и формулируют выводы.
2. Организовав рабочую группу (не более 2 человек), прове- дите социометрическое исследование внутригруппового социаль- но-психологического климата в произвольном коллективе (учеб- ная группа, спортивная команда, ученический класс и т. д.).
Для облегчения задачи лучше использовать параметрическую процедуру, ограничив число возможных выборов. Вычислите ин- декс социометрического статуса для каждого члена группы, а так- же индекс психологической взаимности. Результаты исследования отобразите с помощью социограммы.
3. Используя знания о механизмах, обеспечивающих сплочен- ность среди членов малых групп, смоделируйте ситуацию, разви- тие которой могло бы привести к повышению сплоченности ва- шей группы. Какие меры мог бы предпринять куратор вашей группы для того, чтобы улучшить в ней социально-психологиче- ский климат?
4. В рамках социальной психологии существует следующая модель основных фаз межличностной активности при формирова- нии малой группы: 1) члены группы присматриваются друг к дру- гу, ищут формы взаимоприемлемого поведения; 2) между ними возникает конфликт, обнаруживающий разногласия и несходства позиций; 3) происходит развитие сплоченности через разрешение конфликта/конфликтов; 4) формируется устойчивая ролевая стру- ктура группы. Опираясь на собственный опыт (формирование межличностных отношений в вашей учебной группе, спортивной

Самостоятельная контролируемая работа студентов
105
команде и др.), приведите примеры развития малой группы, иллю- стрируя каждую фазу с помощью конкретных ситуаций.
5. Самостоятельно найдите информацию об экспериментах
С. Аша по изучению конформного поведения в группах и группо- вого давления. Какие типы конформизма можно выделить? Как влияют на степень конформности поведения индивида возрастной, гендерный, экономический и другие статусы? Проанализируйте и опишите положительные и отрицательные стороны конформизма для индивида и группы в целом.
6. Представьте, что вас назначили руководить небольшим пред- приятием (примерно 100 человек) со средними показателями произ- водительности труда. Работники данного предприятия разнородны по возрасту, уровню ответственности, компетентности и профессио- нализма; в рамках структурных подразделений формальные и не- формальные лидеры не совпадают; нет четкой дифференциации оп- латы труда в зависимости от показателей. Какие меры можно пред- принять, чтобы усилить мотивацию данной группы к труду?
7. Используя социологические понятия, переформулируйте следующие поговорки и высказывания: «Из грязи в князи», «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом», «Что позволено
Юпитеру, то не позволено быку», «Что угодно повелителю, то имеет силу закона», «Чем больше расстояние между повелеваю- щим и повинующимся, тем меньше значения имеют для первого кровь и пот второго» (Д. Дидро), «Кто выше стоит, ниже упасть может», «Мечтающий стать чиновником подобен мыши, ставший чиновником подобен тигру».
8. Приведите исторические примеры, когда основой социально- го расслоения были такие параметры, как конфессиональная при- надлежность, этнические (расовые) характеристики и другие при- знаки, которые в современной социологии не относят к главным.
9. Задание «Стратификационная структура белорусского об- щества». В группе назначается 2 эксперта, ответственных за под- готовку сообщения о шкалах стратификации, используемых в со- циологии. На доске или экране (с помощью проектора) отобража- ется семипунктовая шкала. Затем группа делится на подгруппы по
5–7 человек, каждой из которых предлагается самостоятельно за- полнить шкалу, используя статусы, наиболее распространенные в белорусском обществе. Каждая группа озвучивает свои результа- ты, после чего строится сводная шкала и делаются выводы. Все ли

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА: ...
106
пункты шкалы окажутся заполненными? Если нет, то в силу каких исторических и других причин?
10. Каждому студенту предлагается индивидуальное пись- менное задание, суть которого состоит в том, чтобы описать ти- пичное поведение представителей той или иной страты (на выбор или на усмотрение преподавателя): речевое поведение, особенно- сти быта, потребительское поведение, типы досуга, характер взаимоотношений в семье и т. д. Желательно, чтобы выполняя за- дание, студенты опирались на собственный социальный опыт.
11. Ознакомьтесь с текстовым фрагментом и ответьте пись- менно на вопросы, сформулированные к тексту.
«Идея сословного разделения общества насквозь пронизывает в Средневековье все теологические и политические рассуждения.
И дело не ограничивается обычной триадой: духовенство, аристо- кратия и третье сословие. <...> В общем, всякая группировка, вся- кое занятие, всякая профессия рассматривается как сословие, и наряду с разделением общества на три сословия вполне может встретиться и подразделение на двенадцать. Ибо сословие есть со- стояние, «estat» и «ordо» [порядок], и за этими терминами стоит мысль о богоустановленной действительности. Понятия «estat» и
«ordre» в Средние века охватывали множество категорий <...> весьма разнородных: сословия (в нашем понимании); профессии; состояние в браке наряду с сохранением девства, пребывание в со- стоянии греха; четыре придворных [звания]: хлебодар, кравчий, стольник, кухмейстер; лиц, посвятивших себя служению церкви
(священник, диакон, служки и пр.); монашеские и рыцарские ор- дена» (Й. Хёйзинга. Осень Средневековья. М., 1988. С. 62).
Вопросы к тексту: Каково содержание понятия сословия в рамках социологии? Чем понимание термина «сословие», которое описывает Хёйзинга, отличается от понимания, принятого в со- циологии? Можно ли сказать, что в данном фрагменте сословия выделяются на основании единого критерия? Насколько с Вашей точки зрения важно, изучая стратификационную систему конкрет- ного общества, опираться не только на объективные данные, но и на представления о структуре общества, характерное для предста- вителей этого общества, даже если с точки зрения объективной науки эти представления ошибочны?
12. Используя информацию, размещенную на сайте На- ционального статистического комитета Республики Беларусь

Самостоятельная контролируемая работа студентов
107
(http://belstat.gov.by/index.htm), проанализируйте данные, получен- ные в ходе последней переписи населения Республики Беларусь по следующим параметрам. Сравните ситуацию в области, из ко- торой Вы родом, с ситуацией в других областях.
А. Численность и размещение населения Республики Беларусь.
Какая часть населения живет в городах и поселках городского ти- па, сколько людей проживает в сельской местности?
Б. Демографические характеристики населения. Можно ли на основании данных судить о том, каким – «старым» или «моло- дым» – является белорусское общество? Каково соотношение мужчин и женщин в городах и сельской местности?
В. Социальный состав населения по уровню образования. Ка- ково распределение занятого населения, имеющего начальное, общее, среднее специальное, профессионально-техническое, выс- шее образование в различных возрастных категориях? Какой вид образования можно назвать преобладающим?
Г. Социально-экономическая характеристика населения. Про- анализируйте различия в источниках доходов городского и сель- ского населения. Сколько граждан Республики Беларусь по офи- циальным данным работает в России и других странах СНГ?
В странах дальнего зарубежья? Какой уровень образования преоб- ладает у граждан Республики Беларусь, работающих за пределами
Беларуси?
Д.
Национальный состав населения. Можно ли сказать, что
Беларусь является полиэтническим государством? Укажите наи- более многочисленные этнические группы, проживающие на тер- ритории Республики Беларусь. Что можно сказать о статусе бело- русского языка на основании данных, полученных в ходе перепи- си? Какой процент людей, указавших свою национальность как белорус/белоруска, разговаривает на белорусском языке дома?
Опишите ситуацию в целом. Сравните ситуацию в городах и сель- ской местности.
Е. Характеристика домохозяйств. Какие типы семей по со- ставу были выделены при проведении переписи, каков средний размер семьи каждого типа? Можно ли на основании полученных данных сделать заключении о том, какой тип семьи преобладает в
Республике Беларусь – расширенная или нуклеарная семья? На- сколько распространенной является ситуация, когда детей в семье воспитывает только один родитель?

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА: ...
108
Ж. Миграция населения. Охарактеризуйте масштабы внутренней миграции из сельской местности в городские поселения. Сколько лю- дей за последние годы прибыло на постоянное место жительства в
Республику Беларусь из стран СНГ, из стран дальнего зарубежья?
13. Используя информацию, размещенную на сайте Министерст- ва труда и социальной защиты Республики Беларусь (http://mintrud. gov.by), или с помощью других ресурсов найдите значения терминов
МПБ (минимальный потребительский бюджет) и БПМ (бюджет прожиточного минимума). Для чего используются эти социальные нормативы? Какова величина МПБ и БПМ на текущий момент?
14. Используя собственные обозначения-ярлыки (наподобие таких как «элита», «новые белорусы», «социальное дно» и др.), выделите социальные группы, которые, с Вашей точки зрения, об- разуют белорусское общество. Полученные группы разместите на социальной лестнице. С представителями каких групп Вам прихо- дилось непосредственно сталкиваться? О каких группах Вы знаете только понаслышке или благодаря СМИ?
15. Самостоятельно найдите примеры того, что в закрытых системах стратификации нисходящая мобильность – опала, раз- личные формы репрессий, например проскрипции в Древнем Ри- ме, опричнина при Иване Грозном и др. – представляет собой рас- пространенное явление, в то время как восходящая мобильность является исключением.
16. Самостоятельно найдите первоначальный (связанный с социально-историческим контекстом) смысл следующих крыла- тых выражений: «быть под сапогом», «варфоломеевская ночь»,
«нужда научит калачи есть».
17. Самостоятельно найдите материал, позволяющий сделать вывод о том, как изменился статус:
А) женщин за последние 100 лет;
Б) статус афроамериканцев и других категорий «цветного» населения за последние 50 лет в США;
В) статус наемного работника (например, рабочего) за по- следние 150 лет.
18. Проследите изменения в структуре белорусского общества за последние сто лет. Какое значение для белорусского общества имела Великая октябрьская революция 1917 года? Какую роль в трансформации белорусского общества сыграла социалистическая индустриализация 1930-х гг.?

Тест
109
19. Известный русско-американский социолог П. Сорокин указал на следующие факторы, порождающие групповую мобиль- ность: социальные революции; иностранные интервенции, наше- ствия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов; замена старой консти- туции новой; крестьянские восстания; междоусобная борьба ари- стократических родов; создание империй. Самостоятельно найди- те исторический материал, иллюстрирующий это положение.
ТЕСТ
1. Социальные общности можно разделить: а) на крупные и мелкие; б) на статистические и реальные; в) на сплоченные и разобщенные; г) на первичные и производные.
2. Выберите определение, которое в большей степени соответствует понятию первичной группы (ПГ): а) ПГ – это совокупность людей, связь между которыми существует благодаря наличию единой цели, а эмоциональные отношения являются вторичными; б) ПГ – это группа, в рамках которой происходит первичная социализация, приобретается первый опыт общения и т. д.; в) ПГ – это группа, характеризующаяся относительно низкой степенью сплоченности ее членов.
3. Для больших социальных групп характерны: а) значительная численность, затрудняющая непосредствен- ное взаимодействие между членами группы; б) состав не более 20 человек; в) низкая степень сплоченности и организованности; г) наличие тесных личных контактов.
4. Укажите примеры референтных групп: а) группа рокеров для подростка, обожающего мотоциклы; б) группа мелких служащих для служащего, мечтающего о повышении; в) «высший свет» для аристократа, не разделяющего ценности элиты и сочувствующего радикальным общественным движениям;

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА: ...
110
г) богемное сообщество для художника, полностью отождествляющего себя с ним.
5. Стратификация – это: а) разделение людей на конфессиональные группы; б) разделение людей по этнонациональному признаку; в) разделение людей на основе неравного доступа к общест- венным благам; г) разделение людей по половому признаку.
6. Основными параметрами стратификации являются: а) уровень дохода; д) престиж; б) уровень образования; е) воспитанность; в) возраст; ж) власть. г) этническая принадлежность;
7. К основным историческим формам стратификации относятся: а) варново-кастовая система; б) система дифференциации труда; в) классовая система; г) профсоюзная система; д) сословная система.
8. Какая из перечисленных систем стратификации является наиболее открытой и гибкой? а) варново-кастовая система; в) классовая система; б) рабство; г) сословная система.
9. Признаками принадлежности к какому классу (по семи- пунктовой шкале) являются – занятость в сфере физического тру- да, относительный достаток, невысокое образование, пассивный и однообразный досуг? а) к андерклассу; г) к верхнему-низшему; б) к верхнему-среднему; д) к нижнему-среднему. в) к среднему-среднему;
10. К какому классу (по семипунктовой шкале), как правило, относят среднеоплачиваемых людей интеллигентных профессий
(учителей, менеджеров среднего звена, инженеров и др.)? а) к нижнему-среднему; г) к верхнему-низшему; б) к верхнему-среднему; д) к андерклассу. в) к среднему-среднему;

Трансформация социальной структуры западного общества…
111
11. Изменение положения индивида или группы в социальной иерархии называется: а) карьерным ростом; б) социальной мобильностью; в) ресоциализацией.
12. К какому типу мобильности можно отнести ситуацию, когда офицер понижается в звании за нарушение приказа командования? а) нисходящая; б) горизонтальная; в) межпоколенная; г) восходящая.
Правильные ответы: 1. (б); 2. (б); 3. (а); 4. (а, г); 5. (в); 6. (а, б, д, ж); 7. (а, в, д); 8. (в); 9. (г); 10. (в); 11. (б); 12. (а).
АНАЛИЗ ХРЕСТОМАТИЙНЫХ ТЕКСТОВ
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
ЗАПАДНОГО ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ ЗАРОЖДЕНИЯ
КАПИТАЛИЗМА
1. В силу каких причин в рамках феодализма возникло об- ширное сословие мелкого крестьянства?
2. Какую роль в разрушении социальной структуры феодаль- ного общества сыграла Реформация?
3. Благодаря каким процессам стало возможным формирова- ние нового социального класса – индустриального пролетариата?
4. Можно ли провести параллели между процессами, описан- ными у Маркса, и процессами индустриализации аграрного секто- ра в странах третьего мира в эпоху глобализации?
Сокращено по источнику: К. Маркс. Капитал. Критика по-
литической экономии. М., 2009. Т. 1. Кн. 1. С. 425–445.
Глава 24. Так называемое первоначальное накопление капитала
<...> В Англии крепостная зависимость исчезла фактически в конце XIV столетия. Огромное большинство населения состояло тогда – и еще больше в XV веке – из свободных крестьян, ведущих

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА: ...
112
самостоятельное хозяйство, за какими бы феодальными вывеска- ми ни скрывалась их собственность. В более крупных господских имениях bailiff (управляющий), некогда сам крепостной, был вы- теснен свободным фермером. Наемные рабочие в земледелии со- стояли частью из крестьян, употреблявших свободное время на работу у крупных земельных собственников, частью из особого, относительно и абсолютно немногочисленного, класса собственно наемных рабочих. К тому же даже эти последние фактически были крестьянами, ведущими самостоятельное хозяйство, так как наря- ду с заработной платой получали коттедж, а также 4 и больше ак- ров пахотной земли. Кроме того, совместно с крестьянами в соб- ственном смысле они пользовались общинными землями, пасли на них свой скот и добывали топливо: дрова, торф и т. п. Во всех странах Европы феодальное производство характеризуется разде- лением земли между возможно бо́льшим количеством вассально зависимых людей. Могущество феодальных господ, как и всяких вообще суверенов, определялось не размерами их ренты, а числом их подданных, а это последнее зависит от числа крестьян, веду- щих самостоятельное хозяйство. Поэтому, хотя земля в Англии была разделена после норманского завоевания на гигантские ба- ронства, которые нередко включали в себя до 900 старых англо- саксонских лордств каждое, тем не менее, она была усеяна мелки- ми крестьянскими хозяйствами и лишь в отдельных местах между этими последними находились крупные господские поместья. Та- кие отношения при одновременном расцвете городской жизни, ха- рактерном для XV столетия, создали возможность того народного богатства, которое с таким красноречием описывает канцлер Фор- тескью в своих «Laudibus Legum Angliae», но эти отношения ис- ключали возможность капиталистического богатства.
Пролог переворота, создавшего основу капиталистического способа производства, разыгрался в последнюю треть XV и первые десятилетия XVI столетия. Масса поставленных вне закона проле- тариев была выброшена на рынок труда в результате роспуска фео- дальных дружин, которые, по справедливому замечанию сэра
Джемса Стюарта, «везде бесполезно заполняли дома и дворы». Хо- тя королевская власть, будучи сама продуктом буржуазного разви- тия, в своем стремлении к абсолютизму насильственно ускоряла роспуск этих дружин, она отнюдь не была его единственной при- чиной. Крупные феодалы, стоявшие в самом резком антагонизме к

Трансформация социальной структуры западного общества…
113
королевской власти и парламенту, создали несравненно более мно- гочисленный пролетариат, узурпировав общинные земли и согнав крестьян с земли, на которую последние имели такое же феодаль- ное право собственности, как и сами феодалы. Непосредственный толчок к этому в Англии дал расцвет фландрской шерстяной ману- фактуры и связанное с ним повышение цен на шерсть. Старую феодальную знать поглотили великие феодальные войны, а новая была детищем своего времени, для которого деньги являлись силой всех сил. Превращение пашни в пастбище для овец стало лозунгом феодалов. Харрисон в своей работе «Description of England. Prefixed to Holinshed's Chronicles» описывает, какое разрушительное влия- ние на страну оказывала эта экспроприация мелких крестьян. Но, пишет он, what care our great incroachers! (какое дело до этого на- шим великим узурпаторам!). Жилища крестьян и коттеджи рабочих насильственно снесены или заброшены.
«Если мы», – говорит Харрисон, – «возьмем старые описи лю- бого рыцарского имения, то увидим, что исчезли бесчисленные дома и мелкие крестьянские хозяйства; что земля кормит теперь гораздо меньшее количество людей; что многие города пришли в упадок, хотя наряду с этим расцветают новые… Я мог бы рассказать кое-что о городах и деревнях, которые были снесены и превращены в паст- бища для овец и от которых остались только помещичьи дома».
Жалобы таких старых хроник всегда преувеличены, но они точно рисуют то впечатление, какое совершавшаяся в то время революция в производственных отношениях произвела на современников. Срав- нивая сочинения канцлера Фортескью и Томаса Мора, мы ясно видим ту пропасть, которая отделяет XV век от XVI. По справедливому за- мечанию Торнтона, английский рабочий класс из своего золотого ве- ка без всяких переходных ступеней попал в железный век. <...>
Насильственная экспроприация народных масс получила но- вый страшный толчок в XVI столетии в связи с Реформацией и со- провождавшим ее колоссальным расхищением церковных имений.
Ко времени Реформации католическая церковь была феодальной собственницей значительной части земли в Англии. Уничтожение монастырей и т. д. превратило в пролетариат их обитателей. Сами церковные имения были в значительной своей части подарены хищным королевским фаворитам или проданы за бесценок спеку- лирующим фермерам и горожанам, которые массами сгоняли с них их старых наследственных арендаторов и соединяли вместе хозяй-

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА: ...
114
ства последних. Гарантированное законом право обедневших зем- ледельцев на известную часть церковной десятины было у них молчаливо отнято. «Нищих можно найти везде», – воскликнула ко- ролева Елизавета после одного путешествия по Англии. На 43 году ее царствования правительство вынуждено было, наконец, офици- ально признать пауперизм, введя налог в пользу бедных.
Авторам этого закона было стыдно открыто высказать его мо- тивы, и потому вопреки всем обычаям он вышел в свет без всякой преамбулы (пояснительного предисловия).
Акт, изданный в 16-й год царствования Карла IV, объявил этот закон постоянным, и лишь в 1834 г. ему была придана новая, более строгая форма. Эти непосредственные последствия Рефор- мации не были, однако, самым важным ее результатом. Церковная собственность составляла религиозную твердыню традиционных отношений земельной собственности. С падением этой твердыни не могли устоять и эти отношения.
Еще в последние десятилетия XVII века йомены, независимые крестьяне, были многочисленнее, чем класс арендаторов. Они бы- ли главной силой Кромвеля и, даже по признанию Маколея, пред- ставляли выгодный контраст по сравнению с кутилами-дворянчи- ками и их слугами, сельскими попами, на обязанности которых лежало покрывать брачным венцом грехи отставных барских лю- бовниц. Даже и наемные сельские рабочие были все еще совладель- цами общинной собственности. Приблизительно к 1750 г. исчезают йомены, а в последние десятилетия XVIII столетия исчезают всякие следы общинной собственности земледельцев. Мы оставляем здесь в стороне чисто экономические пружины аграрной революции.
Нас интересуют ее насильственные рычаги.
Во время реставрации Стюартов земельные собственники провели в законодательном порядке ту узурпацию, которая на континенте совершилась везде без всяких законодательных око- личностей. Они уничтожили феодальный строй поземельных от- ношений, то есть сбросили с себя всякие повинности по отноше- нию к государству, «компенсировали» государство при помощи налогов на крестьянство и остальную народную массу, присвоили себе современное право частной собственности на поместья, на которые они имели лишь феодальное право, и, наконец, октроиро- вали сельским рабочим Англии законы о поселении (laws of settlement), которые, mutatis mutandis [с соответствующими изме-

Трансформация социальной структуры западного общества…
115
нениями], оказали на английских земледельцев такое же влияние, как указ татарина Бориса Годунова на русское крестьянство.
Glorious Revolution (славная революция) вместе с Вильгельмом III
Оранским поставила у власти наживал из землевладельцев и капи- талистов. Они освятили новую эру, доведя до колоссальных разме- ров то расхищение государственных имуществ, которое до сих пор практиковалось лишь в умеренной степени. Государственные земли отдавались в дар, продавались за бесценок или же присоединялись к частным поместьям путем прямой узурпации. Все это совершалось без малейшего соблюдения норм законности. Присвоенное таким мошенническим способом государственное имущество наряду с землями, награбленными у церкви, поскольку они не были снова утеряны во время республиканской революции, и составляют осно- ву современных княжеских владений английской олигархии. Капи- талисты-буржуа покровительствовали этой операции между прочим для того, чтобы превратить землю в предмет свободной торговли, расширить область крупного земледельческого производства, уве- личить прилив из деревни поставленных вне закона пролетариев и т. д. К тому же новая земельная аристократия была естественной союзницей новой банкократии, этой только что вылупившейся из яйца финансовой знати, и владельцев крупных мануфактур, опи- равшихся в то время на покровительственные пошлины. Англий- ская буржуазия защищала здесь лишь свои собственные интересы и с этой точки зрения поступала столь же правильно, как и шведские горожане, которые, наоборот, соединившись со своим экономиче- ским оплотом – крестьянством, поддерживали королей, насильст- венно отбиравших у олигархии награбленные ею коронные земли
(начиная с 1604 г. и затем позднее, при Карле X и Карле XI).
Общинная собственность – совершенно отличная от государ- ственной собственности, о которой только что шла речь, – была старогерманским институтом, сохранившимся под покровом фео- дализма. Мы уже видели, что насильственная узурпация ее, со- провождаемая обыкновенно превращением пашни в пастбище, на- чалась в конце XV и продолжалась в XVI веке. Однако в те време- на процесс этот совершался в форме отдельных индивидуальных насилий, с которыми законодательство тщетно боролось в течение
150 лет. В XVIII столетии обнаруживается прогресс в том отно- шении, что сам закон становится орудием грабежа народной зем- ли, хотя попутно крупные фермеры применяют и свои собствен-

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА: ...
116
ные маленькие методы. Парламентской формой этого грабежа яв- ляются «Bills or Inclosures of Commons» (законы об огораживании общинной земли), то есть декреты, при помощи которых лендлор- ды сами себе подарили народную землю на правах частной собст- венности, – декреты, экспроприирующие народ. Сэр Ф. М. Иден, пытающийся изобразить общинную собственность как частную собственность крупных земельных собственников, заступивших место феодалов, сам опровергает свою хитроумную адвокатскую речь, требуя «общего парламентского акта об огораживании об- щинных земель», признавая, следовательно, что для их превраще- ния в частную собственность необходим парламентский государ- ственный переворот и, с другой стороны, настаивая на законода- тельном «возмещении убытков» экспроприированных бедняков.
Когда место независимых йоменов заняли tenants-at-will – мелкие фермеры, арендовавшие землю погодно, сброд людей, раб- ски приниженных и зависящих от произвола лендлорда, то систе- матическое расхищение общинных земель наряду с грабежом го- сударственных имуществ особенно помогло образованию тех крупных ферм, которые в XVIII веке назывались капитальными фермами или купеческими фермами; эти же причины способство- вали превращению сельского населения в пролетариат, его «вы- свобождению» для промышленности. <...>
Разграбление церковных имуществ, мошенническое отчуждение государственных земель, расхищение общинной собственности, осуществляемое по-узурпаторски и с беспощадным терроризмом, превращение феодальной собственности и собственности кланов в современную частную собственность – таковы разнообразные идил- лические методы первоначального накопления. Таким путем уда- лось завоевать поле для капиталистического земледелия, отдать зем- лю во власть капитала и создать для городской промышленности не- обходимый приток поставленного вне закона пролетариата.
КАНАЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
1. Какие типы социальной мобильности рассматриваются в тексте?
2. Какие каналы социальной мобильности выделяет П. Соро- кин? Какие функции в обществе они выполняют?

Каналы социальной мобильности
117
3. В какие периоды истории общества возрастает значение церкви и армии как каналов социального возвышения?
4. Какова связь между богатством и знатностью?
5. Какие каналы социальной мобильности характерны для со- временного общества?
Сокращено по источнику: П. А. Сорокин. Социальная стра-
тификация и мобильность // П. А. Сорокин. Человек. Цивили-
зация. Общество. М., 1992. С. 392404.
Глава «Каналы вертикальной циркуляции»
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями долж- ны существовать некие «мембраны», «отверстия», «лестницы»,
«лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам пере- мещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, то правомерно и нам было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действитель- ности эти каналы социальной циркуляции.
Функции социальной циркуляции выполняют различные
институты.
И среди них есть каналы, представляющие для нас особый ин- терес. Из их числа, которые существуют как в различных, так и в одном и том же обществе, но в разные периоды его развития, все- гда есть несколько каналов, наиболее характерных для данного общества. Важнейшими из этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профес- сиональные организации.
1. Армия как канал социальной циркуляции
Данный институт играет особенно важную роль в военное время, то есть в периоды межгосударственных и гражданских войн. Нет нужды говорить, насколько судьба общества зависит от успеха в войне. Хотим мы того или нет, стратегический талант, мужество солдат независимо от их социального положения осо- бенно высоко ценятся в такие периоды. Кроме того, война под- вергает испытаниям и талант простого солдата, и способности привилегированных классов. Опасность, грозящая армии и госу- дарству, настойчиво принуждает последних ставить солдата в по- ложение, отвечающее его истинным способностям. Вместо на- град их ждет повышение по службе. Крупные потери среди ко- мандного состава приводят к заполнению вакансий людьми более

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА: ...
118
низких чинов. В ходе войны эти люди продвигаются в звании, прежде всего при наличии таланта. Полученная таким образом власть используется для дальнейшего продвижения по службе.
Возможность грабить, мародерствовать, всячески унижать свою жертву, мстить врагам, окружать себя помпезными церемониями, титулами и т. п. предоставляет таким людям новую возможность купаться в роскоши, передавать свою власть по наследству по- томкам – одним словом, получить всю полноту статуса доброго или плохого героя.
Это служит объяснением того, почему армия всегда играла специфическую роль «социальной лестницы», благодаря которой простолюдины становились генералами, графами, принцами, мо- нархами, диктаторами, властелинами мира сего. В то же время многие «урожденные» аристократы, принцы, короли, графы, пра- вители утрачивали свои титулы, звания, состояния, социальное положение и даже лишались жизни. <...>
2. Церковь как канал вертикальной циркуляции
Вторым, из числа основных, каналом вертикальной социаль- ной циркуляции была и есть церковь. Но церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значи- мость. В периоды упадка или в начале существования той или иной конфессии ее роль как канала социальной стратификации малозначима и несущественна. В периоды наиболее интенсивного роста эта роль также уменьшается из-за тенденции к социальной эзотеричности высших церковных страт и из-за мощного притока знати в эти слои вследствие легкости данного пути для дальней- шего продвижения по социальной лестнице. История христианс- кой церкви подтверждает эти утверждения.
После легализации христианства церковь начинает выпол- нять функцию той лестницы, по которой стали подниматься ра- бы и крепостные,причем иногда до самых высших и наиболее влиятельных позиций. Последователями христианской веротер- пимости на начальных этапах были в основном выходцы из низших социальных слоев. После легализации христианства двери церкви и проходы к ее высшим рангам были еще открыты для простых людей. Рабы и зависимое крестьянство,люди про- стого происхождения, которые становились служителями куль- та, получали благодаря церкви свободу и достигали высоких по- зиций в обществе. <...>

Каналы социальной мобильности
119
3. Школа как канал вертикальной циркуляции
Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, во все века были средствами вертикаль- ной социальной циркуляции. В обществах, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социаль- ный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов.
В обществах, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Одна- ко даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев все-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и благодаря ему возвыситься. В качестве примера обществ, в которых школь- ная система представляет собой лифт, движущийся вверх и вниз с самых низов социального конуса до его верха, возьмем китайское общество и современные европейские страны.
В Китае приток людей в высшие социальные и политические слои происходил в основном посредством школьного «механиз- ма». Это факт, может быть, известен немногим, но именно он да- ет основание определять китайский политический режим как
«систему образовательных выборов» или «систему образователь- ной селекции». Школы были открыты для всех классов. Лучшие ученики вне зависимости от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты; из уни- верситетов они попадали на высокие правительственные пози- ции, а самые талантливые – в высшие социальные ранги. Таким образом, китайская школа постоянно повышала людей простого происхождения до высших рангов и препятствовала продвиже- нию (или даже скорее понижала ранг) людей, происходящих из высших слоев, которые не смогли удовлетворить требованиям школьной селекции. <...>
4. Правительственные группы, политические организации
и политические партии как каналы вертикальной циркуляции
Политические организации, начиная с правительства и кончая политическими партиями, также играют роль «лифта» в верти- кальной циркуляции. Человек, единожды поступивший на долж- ность, пусть даже и самого нижнего ранга, или ставший служа- щим у влиятельного правителя, поднимается при помощи этого
«лифта», поскольку во многих странах предусмотрено автомати-

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА: ...
120
ческое продвижение лиц по службе с течением времени. Кроме того, чиновник или клерк всегда имеют шанс быстрого продвиже- ния, если их служба оказывается более ценной. Исторически большое количество людей, рожденных в слоях прислуги, кресть- янства или ремесленников, поднялись до заметных общественных позиций. Было это в прошлом, происходит это и сейчас. В Риме, особенно после правления императора Августа, продвижение ра- бов и свободных по этой «лестнице» проходило широким фрон- том. Мы наблюдаем такую же картину в периоды правления Ме- ровингов и Каролингов в Западной Европе, да и вообще на всем протяжении средневековья. Слуги разных правителей, будучи во- влеченными в государственную сферу, нередко сами становились правителями. Таково происхождение многих средневековых гер- цогов, графов, баронов и прочей знати. <...>
5. Профессиональная организация как канал вертикаль-
ной циркуляции
Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литера- турные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обна- руживал соответствующие способности вне зависимости от их со- циального статуса, то и продвижение внутри таких институтов со- провождалось общим продвижением по социальной лестнице.
Многие ученые, юристы, литераторы, художники, музыканты, ар- хитекторы, скульпторы, врачи, актеры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись именно благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях средних слоев, достигших еще более высоких социальных позиций. Среди
829 британских гениев, исследованных X. Эллисом, 71 были сы- новьями неквалифицированных рабочих, поднявшихся до высоких позиций исключительно благодаря этому каналу. Около 16,8% из числа наиболее известных людей Германии родились в рабочих семьях и достигли высокого положения посредством профессио- нальной лестницы. Во Франции среди самых известных литерато- ров 13% были из рабочей среды, и они также достигли известности и высокого социального положения благодаря этому каналу. В США из 1000 писателей по крайней мере 187 достигли известности бла- годаря этому каналу. 4% наиболее известных ученых России (ака- демиков), достигших высокого социального положения, вышли из

Каналы социальной мобильности
121
крестьянской среды. Если так обстоит дело в кругу наиболее име- нитых, то менее известные профессионалы тоже улучшили свое социальное положение при помощи этого «лифта». Это можно, к примеру, проиллюстрировать судьбой многих киноактеров (Гло- рия Свенсон, Дуглас Фербэнкс и др.), певцов (Шаляпин), актеров, композиторов, художников, которые, будучи рожденными в про- стой семье, благодаря профессиональному каналу достигли высо- кого экономического и социального положения, не говоря уже о богатстве, славе, звания, степенях и т. п. Таковой была ситуация в прошлом, такой, по сути, она осталась и сейчас. <...>
6. Организации по созданию материальных ценностей как
каналы социальной циркуляции
Какими бы ни были конкретные формы «обогащающихся» организаций – землевладение или коммерция, производство авто- мобилей или добыча нефти, горное дело или рыболовство, спеку- ляция или бандитизм, военный грабеж – соответствующие им группы, институты и банды всегда выполняли роль канала подъе- ма или падения в вертикальной социальной плоскости. Уже во многих первобытных племенах лидерами становились первым де- лом те, кто был богат. Накопление богатств приводило к социаль- ному продвижению людей. Такова была ситуация среди большин- ства дописьменных племен. С самых ранних времен и на протяже- нии всей истории наблюдается тесная корреляция между богатст- вом и знатностью. Она, как правило, нарушается только в периоды исключительные, а так кто знатен, тот и богат. Когда проявляются противоречия между знатностью и богатством (то есть когда знат- ные бедны, а богатые лишены привилегий), то такое состояние дел обычно недолговременно. И тогда обедневшая знать насилием и мошенничеством присваивает богатства или богатые покупают или добиваются привилегий. История в этом смысле развивалась по-разному, но состояние гармонии всегда было одним и тем же: накопление богатств шло параллельно с ростом социального веса.
Таким образом, уничтожалось противоречие и восстанавливалась гармония. Справедливо считали в свое время Рене Вормс, Вильф- редо Парето и Шарль Бугле, что если легко сохранить социальный престиж ленивцу, то трудно сохранить его, беднея. Патриции, всадники, аристократы и сенаторский класс в Риме; высшие клас- сы в Древней Греции после Солона и других реформаторов; древ- ние высшие сословия среди русских, немцев, французов и кельтов

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА: ...
122
были самыми богатыми классами. Даже в обществе, где знатность определяется происхождением, знать происходит от неблагород- ных, но процветающих предков; только в последующих поколени- ях она становится «знатью по происхождению». Даже в таком об- ществе продвижение преуспевающего накопителя всегда благо- приятно вне зависимости от его происхождения. Чтобы осмыслить это, достаточно вспомнить огромное общественное влияние таких богатых рабов, как Тримальхион, Палладий, Нарцисс и других в римском обществе. Вспомним и общественное влияние еврейских ростовщиков в средневековой Европе и Турции. На фоне относи- тельно низкого статуса бедных евреев их богатейшие слои всегда были среди высших слоев средневекового и современного обще- ства. Одновременно с возрастанием роли денег в средневековой
Европе люди простого происхождения, но которые «делали день- ги», начали подниматься по социальной лестнице. Роль класса предпринимателей увеличивается с ростом привилегий и его со- циального статуса в целом. Р. Греттон по отношению к восхожде- нию английского класса предпринимателей (так называемый средний класс) правильно пишет: «Пока в XV веке аристократия и земельное дворянство разоряли друг друга, средний класс шел в гору, накапливая богатства… В результате нация однажды про- снулась, узрев новых хозяев. Средний класс, и особенно процве- тающие предприниматели, быстро продвигался и вытеснил в зна- чительной степени аристократию по крови, церковную и интел- лектуальную элиту. За деньги он покупал все желаемые титулы и привилегии. Во времена Якова I торговцы, бакалейщики, тамо- женники, ювелиры, купцы, мэры провинциальных городов стали дворянами со своими гербами. Люди этого класса поднялись до самых высоких позиций. Иллюстрируют этот факт выдающиеся деятели Вест-Индской компании. Путь, по которому они подни- мались к славе, был открыт любому человеку в королевстве». <...>
7. Семья и другие каналы социальной циркуляции
Среди других каналов вертикальной циркуляции можно упо- мянуть семью и брак (особенно с представителем другого соци- ального статуса). Такой брак обычно приводит одного из партне- ров или к социальному продвижению, или к социальной деграда- ции. Таким образом, некоторые люди сделали себе карьеру, дру- гие же – разрушили ее. В прошлом брак со слугой или с членом низшей касты приводил к «социальному падению» одного из

Литература
123
партнеров, ранее занимавшего более высокое положение, и, соот- ветственно, к понижению социального ранга его отпрысков.
По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет свой status libertatis. Ре- бенок,
рожденный рабыней, пусть даже и от свободного гражда- нина, тоже становился рабом. Подобная деградация ожидала и мужчину или женщину высшего сословия, вступивших в брак с мужчиной или женщиной низшего сословия.
В настоящее время в демократических обществах мы наблю- даем взаимное «притяжение» богатых невест и бедных, хотя и ти- тулованных, женихов. Оба партнера достигают тем самым: полу- чения финансовой поддержки своему титулованному положению для сохранения его на необходимом уровне – одному, другой же продвигается по социальной лестнице благодаря богатству.
Помимо этих каналов, без сомнения, существует множество других, но они менее значимы, чем все предыдущие. Всегда суще- ствовали наиболее привычные и удобные «подъемники», которые перевозили вниз и вверх потоки людей, «путешествовавших» в вер- тикальной плоскости. Тем, кто, как фермеры или рабочие, не пыта- лись войти в один из них, суждено было остаться в нижних слоях, и у них было крайне мало шансов подняться или опуститься.
Во все периоды каждый из вышеупомянутых институтов играл в той ли иной степени важную для определенного общества и в кон- кретный момент истории роль. Армия играет большую роль в пери- од войны и социальных потрясений, но ее значение принижается в мирные периоды. Церковь имела большое значение в средние века, а в настоящее время ее роль уменьшается. Накопление богатств и по- литическая деятельность имеют огромное значение сейчас, хотя не- сколько столетий тому назад их значение было менее ощутимым.
Изменяя свою конкретную форму и масштабы, каналы верти- кальной циркуляции существуют в любом стратифицированном обществе, и они столь же необходимы ему, как сосуды для крово- обращения человеческому организму.
Литература
1. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин.

М.: Республика, 1992. – С. 407.
2. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер //
Cоциологические исследования. – 1994. – № 5. – С. 147–156.

4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА: ...
124
3. Парсонс, Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации / Т. Парсонс // Социальная стратификация: сб. ста- тей / под ред. C. Белановского; ИНП РАН. – М., 1992. – Вып. 1. –
С. 114–137.
4. Бергель, Е. Социальная стратификация / Е. Бергель // Со- циология. Хрестоматия / под ред. A. И. Кравченкo. – М.: Гардари- ки, 1997. – С. 209–221.
5. Дэвис, К. Некоторые принципы стратификации / К. Дэвис,
У. Мур // Социальная стратификация: сб. статей / под ред. C. Бела- новского; ИНП РАН. – М., 1992. – Вып. 1. – С. 160–177.
6. Радаев, В. В. Социальная стратификация / В. В. Радаев,
О. И. Шкаратан. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – С. 340.
7. Ашин, Г. К. Современные теории элит: критический очерк /
Г. К. Ашин.

М.: Прогресс, 1985. – С. 120.
8. Анурин, В. Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания / В. Ф. Анурин // Социологические исследо- вания. – 1995. – № 1. – С. 104–115.
9. Бурдье, П. Социальное пространство и генезис классов /
П. Бурдье // Вопросы социологии. – 1992. – № 1. – С. 17–36.
10. Хальбвакс, М. Социальные классы и морфология / М. Халь- бвакс. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 340.

Основные положения, понятия и концепции темы
125
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта